Семинар 11. Россия, Советский Союз в 20 – 30-е годы ХХ в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 11. Россия, Советский Союз в 20 – 30-е годы ХХ в.



Вопросы для обсуждения

1. Основные тенденции политического развития общества. Формирование тоталитарного режима.

2. Преобразования в социально-экономической сфере.

3. Духовное развитие советского общества в 20 – 30-е гг.

4. Внешняя политика СССР (20-е гг. – июнь 1941 г.). Начало II Мировой войны. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Темы докладов

1. Образование СССР: замыслы и реальность.

2. И.В. Сталин: личность и политик.

3. Сопротивление сталинизму в ВКП(б) и обществе.

4. НЭП: сущность, цели, результаты.

5. Индустриализация: причины, ход, итоги.

6. Коллективизация: причины, ход, итоги.

7. Осмысление феномена сталинизма в советской литературе 20 – 30-х гг. и последующих лет.

Индивидуальное письменное задание

Составить хронологию основных внешнеполитических акций СССР в 1921 – июнь 1941 гг.

Методические рекомендации

При изучении первого вопроса целесообразно проследить процесс объединения республик в единый Советский Союз: причины, дискуссии о формах объединения, результаты. Осмысление феномена тоталитаризма включает в себя анализ таких явлений, как формирование однопартийной системы в СССР, искоренение внутри партии и общества любого инакомыслия, формирование культа личности И.В. Сталина. Необходимо перечислить признаки тоталитарного режима и выявить их наличие или отсутствие в советском обществе. Важно рассмотреть предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР, раскрыть противоречия между содержанием Конституций СССР 1924 г. и 1936 г. и реальной действительностью, изучить влияние тоталитаризма на развитие всех сфер жизни советского общества.

Обсуждение второго вопроса включает в себя освещение следующих сюжетов: новая экономическая политика, индустриализация, коллективизация, превращение СССР из аграрно-индустриальной державы в индустриально-аграрную, трансформация социальной структуры советского общества. Важно раскрыть реальные достижения и неудачи на этом пути.

Анализ значительных успехов в развитии советской культуры, науки, системы образования, а также негативного влияния на духовную жизнь общества тоталитарного режима определяет содержание третьего вопроса семинарского занятия.

Качественные отличия внешней политики СССР по сравнению с царской Россией, цели и задачи советской дипломатии в 20 – 30-е годы ХХ в., Генуэзская конференция, дипломатическое признание СССР, усилия по сохранению мира в Европе, советско-финская война, противоречия с Японией на Дальнем Востоке, советско-германское сотрудничество – таков круг проблем для обсуждения при изучении четвертого вопроса семинарского занятия.

Литература

- Безыменский Л.А. Советско-германские договоры 1939 г.: новые документы и старые проблемы // Новая и новейшая история. 1998. № 3.

- Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В. Сталина. В 2-х т. М., 1991.

- Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. В 2-х кн. М., 1994.

- Гимпельсон Е.Г. НЭП и советская политическая система. 20-е годы. М., 2000.

- Гимпельсон Е.Г. Путь к однопартийной диктатуре // Отечественная история. 1994. № 4.

- Данилов В.П. Сталинизм и советское общество // Вопросы истории. 2004. № 2.

- Жуков Ю.Н. Так был ли «Заговор Тухачевского?» // Отечественная история. 1999. № 1.

- Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000.

- Жуков Ю.Н. Репрессии и Конституция СССР 1936 г. // Вопросы истории. 2002. № 1.

- Жуков Ю.Н. Иной Сталин: Политические реформы в СССР в 1933 – 1937 гг. М., 2003.

- Зеленин И.Е. «Революция сверху»: завершение и трагические последствия // Вопросы истории. 1994. № 10.

- Кан А.С. Постсоветские исследования о политических репрессиях в России и СССР // Отечественная история. 2003. № 1.

- Коржихина Т.П., Фигатнер Ю.Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия // Вопросы истории. 1993. № 7.

- Кронштадт. 1921. М., 1997.

- Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996.

- Ленин В.И. Последние статьи и письма // Полн. собр. соч. Т. 45.

- Павлова И.В. 1937: выборы, как мистификация, террор, как реальность // Вопросы истории. 2003. № 1.

- Печенкин А.А. 1937 год: Сталин и военный совет // Отечественная история. 2003. № 1.

- Симонов Н.Э. Термидор, брюмер или фрюктидор? Эволюция сталинского режима власти: прогнозы и реальность // Отечественная история. 1993. № 4.

- Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. – любое издание.

- Хлевнюк О.В. Управление государственным террором // Свободная мысль. 1994. № 7-8.

- Хлевнюк О.В. 1937-й: Сталин, НКВД и советское общество. М., 1992.

- Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым. М., 1991.

Семинар 12. Советский Союз в 50-е – первой воловине 80-х гг.

ХХ в.: попытки реформ и нарастание кризисных явлений

Вопросы для обсуждения

1. Основные тенденции политического развития страны в 50-е – первой половине 80-х гг.

2. СССР Запад: международные отношения. «Холодная война».

3. Развитие науки и культуры в СССР. Диссидентское движение.

Темы докладов

1. Н.С. Хрущев как государственный деятель.

2. Л.И. Брежнев как государственный деятель.

3. Карибский кризис 1962 г.: причины, ход, уроки.

4. Достижения СССР в космосе.

5. А.И. Солженицын: человек, писатель, мыслитель.

6. Диссидентское движение в СССР: причины, состав, идеология и практика, итоги.

7. Гуманистическая и консервативная тенденции в советской литературе 50 – 80-х гг. ХХ в.

Индивидуальное письменное задание

Составить таблицу «Достижения советской науки в 50 – 80-е годы ХХ в.»

 

Представители Открытие, достижение
   

Методические рекомендации

Обсуждение первого вопроса предполагает анализ попыток Н.С. Хрущева и его единомышленников трансформировать сталинскую модель организации общества, провести отдельные меры по ее либерализации. Важно отметить непоследовательность Н.С. Хрущева в этом вопросе, что подготовило условия для его отставки в 1964 г. Изучение состояния политической сферы советского общества в 60 – первой половине 80-х гг. позволяет сделать вывод о том, что основные усилия Л.И. Брежнева и его соратников были направлены на консервацию существующей политической системы.

Изучение второго вопроса включает в себя анализ деятельности советской дипломатии в 50 – 80-е годы: задачи, основные направления (мировая система социализма, капиталистические государства, страны третьего мира), наиболее важные акции, успехи и неудачи.

Рассмотрение третьего вопроса посвящено изучению борьбы либеральной и охранительной тенденций в советском искусстве 50 – 80-х гг. ХХ в., достижений науки и техники, состоянию духовной сферы советского общества. Такое обсуждение будет не полным без анализа феномена диссидентского движения в СССР (состав, идеология, практика, итоги).

Литература

- Акопов С., Гуреев Н. История России 1953 – 1996. Личности и эпохи. М., 1997.

- Арбатов А.Г. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985 гг.). Свидетельство современника. М., 1991.

- Бурлацкий Ф.Б. Вожди и советники. О Хрущеве, Андропове и не только о них. М., 1990.

- Волкогонов Д.А. Семь вождей. М., 1995.

- Жуков Ю.Н. Борьба за власть в партийно-государственных верхах СССР весной 1953 // Вопросы истории. 1996. № 5-6.

- Зубкова Е.Ю. Маленков и Хрущев: личный фактор в политике послесталинского руководства // Отечественная история. 1995. № 4.

- Конституция (Основной закон) СССР 1977 г. М., 1977.

- Медведев Р. Н.С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990.

- Медведев Р. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

- Наумов В.П. Был ли заговор Берии? Новые документы о событиях 1953 г. // Новая и новейшая история. 1998. № 5.

- От оттепели до застоя. М., 1990.

- Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945 – 1991. М., 1998.

- Погружение в трясину: анатомия застоя. М., 1991.

- Пыжиков А.В. Проблема культа личности в годы хрущевской оттепели // Вопросы истории. 2003. № 4.

- Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995.

- Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950 – 1970-х годов // Вопросы истории. 1998. № 4.

- Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

- Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945 – 1985): Новое прочтение. М., 1995.

- СССР и «холодная война». М., 1995.

- Хрущев Н.С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997.

- Хрущев Н.С. Доклад на ХХ съезде КПСС // Известия ЦК КПСС. 1989. № 3.

Семинар 13. Попытки «перестройки» в СССР: причины, ход,

Итоги. Распад СССР.

Вопросы для обсуждения

1. Политические и социально-экономические преобразования в СССР в 1985 – 1991 гг.

2. «Гласность» и духовная жизнь общества.

3. Распад СССР. Причины, последствия, уроки. События 1989-1991 гг. в Европе.

Темы докладов

1. М.С. Горбачев как государственный деятель.

2. А.Д. Сахаров: человек, ученый, политик.

3. Август 1991 г.: характер, последствия, уроки.

Индивидуальное письменное задание

Составить список мыслителей, писателей, поэтов, публицистов, режиссеров, чьи произведения были опубликованы, поставлены в театре, вышли на широкий экран в СССР в период «гласности» и повлияли на мировоззрение людей.

Методические рекомендации

Обсуждение первого вопроса семинарского занятия включает в себя анализ следующих сюжетов: концепция «ускорения социально-экономического развития СССР», выдвинутая новым советским руководством в 1985 – 1986 гг., процесс трансформации данной концепции в «перестройку» всех сторон жизни общества, политическая реформа в СССР, создание новых органов государственной власти (съезд народных депутатов СССР), президентские выборы в СССР в 1990 г. и РСФСР в 1991 г., августовские события 1991 г. и создание ГКЧП, преобразования в экономике.

Второй вопрос включает в себя изучение трансформации сознания части советских людей в 1985 – 1991 гг. Она происходила вследствие процессов, имевших место в стране в эти годы, а также под влиянием выхода в свет ранее запрещенных философских и литературных произведений, художественных фильмов, театральных постановок, журналистских публикаций дореволюционных мыслителей, русских и советских эмигрантов 20-х, 60 – 70-х годов XX в., советских писателей, поэтов, режиссеров, публицистов. Без изменения сознания части советских людей была невозможна трансформация советской системы.

Характер взаимоотношений между союзным центром и союзными республиками (федеративный или унитарный) по Конституции СССР 1977 г. и в реальной действительности, вооруженные конфликты в некоторых союзных республиках в 1988 – 1991 гг., усилия советского руководства по подготовке нового союзного договора («новоогаревский процесс»), срыв его подписания в августе 1991 г., неуправляемый выход союзных республик из СССР в августе – декабре 1991 г., Беловежское соглашение и Алма-атинская Декларация о создании СНГ, причины и уроки распада СССР – таковы сюжеты третьего вопроса данного семинарского занятия.

Литература

- Акопов С., Гуреев Н. История России 1953 – 1996. Личности и эпохи. М., 1997.

- Горбачев М.С. Августовский путч. М., 1991.

- Горбачев М.С. Жизнь и реформы. В 2 книгах. М., 1995.

- Медведев Р. Андрей Сахаров и Александр Солженицын // Вопросы истории. 2001. № 11-12.

- Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945 – 1991. М., 1998.

- Реформирование России: мифы и реальность. I989 – I994. М., 1995.

- Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Челябинск, 1995.

- Смирнов В.С. Экономические причины краха социализма в СССР // Отечественная история. 2002. № 6.

- Согрин В. Политическая история современной России. I985 – I994. М., 1994

- Советский Союз: прощальный статистический портрет 15 бывших советских республик // МЭ и МО. 1993. № 1.

- Степанков В.Г., Лисов Е.К. Кремлевский заговор. Версия следствия. М., 1992.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.198.169.83 (0.024 с.)