Сущность, структура и функции политической системы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, структура и функции политической системы.



Подходы: - Структурно-функциональный: ПС – механизм принятия решений (акцент на действие) - Ролевой: ПС – система особых ролей (акцент на субъект) - Коммуникативный: ПС – система отношение (акцент на общение) - Институциональный: ПС – система институтов.

Политическая система - систему институтов, теории и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения.

Структура: - институциональная подсистема - нормативная (регулятивная – правила поведения для субъектов политики) - функциональная (полит.отношения и решения) - идеологическая (политическое сознание и культура)

ПС имеет вход и выход, на входе импульсы от общества, на выходе реакция системы, если импульсов много/мало, то система нестабильна.

Функции пс на входе: - политическая социализация - выражение интересов - обобщение интересов в полит. Программы - полит.коммуникация

Функции пс на выходе: - норма творчество - реализация - контроль за выполнением

Особенности: - верховенство среди всех других систем - имеет право на насилие - имеет чёткую структуру.

 

10. Основные направления развития полит системы РБ .

Полит система – совокупность институтов гос власти и общественных объединений, полит отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспеч-щих управление обществом.

Институциональная: С конца 1991 г. Бел стала суверенным гос-вом. Был введен пост главы гос-ва. Появился реально работающий парламент. Появилась многопартийность. На данный момент официально действует 15 партий. Произошло повышение роли СМИ. Нормативно-регулятивная: 1994 г. – принята Конституция. 1996 – 2004 гг. – в нее вносились изменения.Кодифицировали законодательство. Функциональная: Открытая борьба за власть. Политический плюрализм (принцип, содействующий существованию многообразия полит сил с конкуренцией между ними за представительство в органах гос власти).

Культурно-идеологическая: Завершается смена идеологических принципов с социалистических на демократические. Рост толерантности.

 

11. Тоталитарный полит режим. Полит режим система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Тоталитарный режим – такой полит порядок, при котором гос-во имеет всеобъемлющую власть в обществе. Признаки: 1) тотальный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества. 2) централизация верховной власти в руках диктатора и его ближнего окружения. Культ вождя. 3) в стране существует одна правящая партия, которая срослась с гос-вом. 4) в стране нерегулярно проводятся формальные выборы, результаты которых известны заранее. 5) идеология правящей партии официально объявляется гос идеологией. 6) открытое нарушение прав и свобод граждан. 7) власть широко использует развитую карательную систему, доминирующий метод – террор, насилие. 8) низкий уровень полит культуры граждан, но граждане активно выражают согласие с осн курсом. Примеры: СССР, Германия, Ирак. При данном режиме: возможность быстрой мобилизации сил и ресурсов для достижения поставленной цели, низкий уровень преступности, отсутствие стимула к труду, само-эксплуатация, открыто нарушаются права и свободы граждан. Выделяют виды Т. режима: правый (итальянский фашизм, германский национал-социализм), левый (коммунистический режим).

 

12. Авторитарный полит режим. Полит режим система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Авторитарный режим – режим, в котором власть осуществляется конкретным лицом или группой лиц при min участии народа. Признаки: 1) монополия на власть главы гос-ва и его ближнего окруж-я при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос власти. 2) власть жестко контролирует сферу политики. 3) правящая партия сращена с гос-вом. 4) признается наличие др партий и организаций. 5) в стране проводят выборы, которые могут быть конкурентными, но их рез-ми манипулируют. 6) существенно ограничены полит права и свободы граждан. 7) ведущие методы гос управления – командно-административные.8) частичная цензура, существует «полугласность». 9) низкий уровень полит кул-ры, направленный на воспитание конформистов.

Плюсы: власть обеспечивает стабильность и власть в общ-ве, возможность быстро реорганизовать общ. Структуры вопреки сопротивлению, сконцентрировать ресурсы для решения опред вопросов, невысокий уровень преступности. Минусы: зависимость политики от политики главы гос-ва, отсутствие у граждан возможности предотвращения полит авантюр, ограниченная возможность выражения общест интересов. Соц база – пожилые. Виды: военные режимы, гражданские диктатуры, теократические режимы.

13. Демократический полит режим. Полит режим система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Дем режим – режим, обеспечивающий реальное народовластие, основанное на уважении прав и свобод граждан. Признаки:

1) народ участвует в осуществлении власти посредством прямой (на референдуме) и представительной (с помощью депутатов) власти. 2) выборность и сменяемость централ-х и местных органов власти и их подотчетность. 3) регулярные, честные, соревновательные выборы. 4) полит плюрализм. 5) свободная деят-ть оппозиции. 6) главенство закона в общ-ве

7) разделение властей. 8) гарантия широкого круга прав и свобод. 9) методы гос управления – убеждение, компромисс

10) гласность. 11) высокий уровень полит кул-ры граждан.

Плюсы: принятие решений по большинству, принципу равенства, строгое разделение и баланс властей, нравственные цели демократии поощряют лучшие чел кач-ва. Минусы: принятие решений по большинству (участвуют малоинф-е граждане), широкая гласность в обсуждении вопросов затрудняет достижение соглашения, при голосовании люди нередко следуют сиюминут-му порыву, несовпадение полит возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов.

 

14. Сущность, структура и функции гос-ва. Гос-во – осн. институт полит системы общ-ва, обладающий верховной властью на опред территории, осуществляющий управление общ-вом и выступающий как офиц-й представитель всего общ-ва. Признаки: территория; наличие публичной власти; наличие права; суверенитет; право на офицвзымание налогов и сборов с населения. Структура: 1) система представительных учреждений (органы закондат власти: парламент, местные советы). 2) исполнит-распорядит. Органы (исполнит власть: правительство, исполкомы). 3) судебная система – все суды, находящ на данной территории. 4) надзорно-контрольные инстанции – прокуратура, комитет гос контроля. 5) органы охраны обществ порядка. 6) органы гос безопасности. 7) армия. Ф-ции: A) Внутренние: 1. Охрана прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка. 2. Правовая – издание законов. 3. Политическая – осуществлполит власти. 4. Экономич – регулирование экон жизни. 5. Социальная – осуществлсоц политики: строительство жилья, пенсии, дотации. 6. Образовательная – создание и поддержание сист образования. 7. Культурно-воспитат – создание условий для удовлетвор культ запросов людей. 8. Экологическая – охрана природопользования. Б) Внешние: 1. Оборонная. 2. Дипломатическая – осуществл внешних отношений и отстаивание гос интересов в международных отношениях. 3. Поддержание международного порядка – деят-ть гос-ва по предотвращению войны.

 

 

15. Формы гос правления – организация высшей гос власти и система ее взаимоотношений с населением. Монархия (единовластие) – форма, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Власть осущетвл бессрочно и от народа не зависит. Абсолютная монархия – всевластие монарха (Оман, Катар, Саудовская Аравия). Конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией. Виды К. монархии: дуалистическая: законодат власть принадлежит парламенту, исполнит – монарху; парламентская: монарх явл главой гос-ва, но реально выполняет представит ф-ции (Британия, Швеция, Норвегия). Республика – форма, при которой источником власти явл народ, а глава гос-ва (президент) явл выборным и сменяемым. Виды: 1)президентская (США) – избирается народов, президент сам (с согласия парламента) формир правит-во, пр-во несет отвественность перед президентов,в жизнь четко проводится принцип разделения властей. 2) парламентская (ФРГ, Италия) – президент избирается парламентом, пр-во формир на парламентской основе из числа партий победивших на выборах и вошедших в парламент, пр-во несет ответственность перед парламентом. 3) Смешенная (Франция, Россия) – президент избирается народом, пр-во несет двойную ответственность.

 

16. Формы гос устройства – внутритерритор-е устройство гос-ва, а также хар-р взаимоотношений междуцентрал-ми и регионал-ми властями. Унитарное гос-во (единое) – не имеет в своем составе иных гос образований. Территория У. гос-ва подразделяется на административно-территор. единицы. Федерация – гос устройство, при котором несколько гос образований, обладающих юридической и полит властью. Субъекты Ф. не явлсуверенными гос-вами. Юридически они лишены права самостоят участвовать в международных отношениях, не имеют права объявлять войну и мир, выпускать деньги, содержать собственную армию, не имеет права одностороннего выхода. Конфедерация – союз государств, сохраняющих независимость, образованных для решения определенного круга вопросов. Выход из К. свободный. Конфедерации либо распадаются, либо перерастают в федерацию (Швейцария, ФРГ).

17. Правовое гос-во – гос-во, которое действует строго на основе законов, соблюдает и защищает граждан и подчиняет власть воле суверенного народа. Признаки правового государства: 1) господство закона во всех сферах общ жизни. Закон может быть приостановлен или отменен только законом. Само гос-во действует строго в соответ с законом. Качество закона – закон должен учитывать интересы общ-ва и личности. 2) охрана и гарантированность прав и свобод личности. 3) взаимная ответственность гос-ва и личности. 4) орг-ция и функционир-е гос власти на основе принципа разделения властей (включает в себя: принцип разделения ф-ций – каждая ветвь гос власти занимается своим делом и не вмешивается в дела др ветвей власти; принцип контроля- чтобы предотвратить злоупотреб-е властью необходимо, чтобы каждый орган власти мог контролир др.; принцип баланса – согласованные дей-я 3 ветвей власти). Пр. разделения властей явл средством: а) дляэффект-гофункционир власти; б) для предотвращения сверхцентрализации власти в одних руках; в) для обеспечения прав и свобод граждан.

 

18. Гражданское общество – совокупность межличностных отношений и самоуправляемых обществен организаций, которые функционируют в рамках правого поля гос-ва, но без его непосредственного вмешательства. Структура: 1) в экономике (это негосударственные предприятия, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности.). 2) в соц сфере (семьи, не гос СМИ, не полит обществен орг-ции). 3) в полит сфере (партии, группы давления). 4) в духовной сфере (свобода слова, совести, а также самостоят-ть и независимость от гос и полит стр-р, творческих объединений).

Условия гражданского общества: обладание единоличной или коллективной собственностью. Основа – средний класс.

Гражданское общество - сфера реализации частных интересов и потребностей. Гос-во выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы.

Гражданское общество испытывает давление со стороны государства.При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны, решение проблем осуществляется путем компромиссов.

 

19. Глава государства

Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.) ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - монарх (король, император, эмир), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке.В республиках ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - президент, который избирается либо непосредственно населением, либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов.Почти во всех государствах существует индивидуальный ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, в т. н. президентских республиках (США) он одновременно является главой правительства. В РБ главой государства является президент. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый.В прошлом это были президиумы высших

представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др.

В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель

Государственного совета).В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции

главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет.В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет.

 

20. Законодательная власть

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.Законодательную власть в РБ осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание.Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.Основные полномочия Палаты представителей:1.рассматривает и принимает проекты законов;2.назначает выборы Президента;3.даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;4.выражает вотум недоверия правительству;5.выдвигает обвинения против Президента.Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов.Основные полномочия Совета Республики:1.одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;2.избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;3.дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц; 4.контролирует работы местных советов депутатов; 5.рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения; 6. принимает решение об отрешении Президента от должности.

 

 

21. Исполнительная власть

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство — Совет министров Белоруссии. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Применительно к исполнительной власти идеологическую деятельность можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, это практическая работа республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь. От того, насколько реализация этих функций отвечает интересам большинства трудящихся, зависят отношения различных слоев общества к властям.под идеологией применительно к деятельности Правительства следует понимать, прежде всего, комплекс предпочитаемых обществом и поддерживаемых государством ценностей, а также практическая деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности исполнительной власти в формировании идеологической политики государства является их работа.

 

22. Местная власть

Местные органы власти предоставляют населению услуги в области образования, культуры, здравоохранения и тд. Законом признаются три типа местных органов власти: муниципалитеты для управления городами; местные советы, руководящие населенными пунктами; и региональные советы, отвечающие за группу мелких поселков в определенном районе. Во главе любого местного органа власти стоят мэр или председатель и совет. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Система органов местного управления имеет 3 уровня:1.первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);2.базовый (городские (городов областного подчинения), районные); 3.областной.

Органы местного управления решают вопросы: 1.местного хозяйства и коммунальной собственности;2.экономического и социального развития; 3.местного бюджета; 4.создания, реорганизации и ликвидации предприятий;

5.защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан; 6.охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания;

7.законности и общественной безопасности на соответствующей территории;

8.исполнения законодательства по вопросам военной службы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.031 с.)