Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность, структура и функции политической системы.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Подходы: - Структурно-функциональный: ПС – механизм принятия решений (акцент на действие) - Ролевой: ПС – система особых ролей (акцент на субъект) - Коммуникативный: ПС – система отношение (акцент на общение) - Институциональный: ПС – система институтов. Политическая система - систему институтов, теории и механизмов, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Структура: - институциональная подсистема - нормативная (регулятивная – правила поведения для субъектов политики) - функциональная (полит.отношения и решения) - идеологическая (политическое сознание и культура) ПС имеет вход и выход, на входе импульсы от общества, на выходе реакция системы, если импульсов много/мало, то система нестабильна. Функции пс на входе: - политическая социализация - выражение интересов - обобщение интересов в полит. Программы - полит.коммуникация Функции пс на выходе: - норма творчество - реализация - контроль за выполнением Особенности: - верховенство среди всех других систем - имеет право на насилие - имеет чёткую структуру.
10. Основные направления развития полит системы РБ . Полит система – совокупность институтов гос власти и общественных объединений, полит отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспеч-щих управление обществом. Институциональная: С конца 1991 г. Бел стала суверенным гос-вом. Был введен пост главы гос-ва. Появился реально работающий парламент. Появилась многопартийность. На данный момент официально действует 15 партий. Произошло повышение роли СМИ. Нормативно-регулятивная: 1994 г. – принята Конституция. 1996 – 2004 гг. – в нее вносились изменения.Кодифицировали законодательство. Функциональная: Открытая борьба за власть. Политический плюрализм (принцип, содействующий существованию многообразия полит сил с конкуренцией между ними за представительство в органах гос власти). Культурно-идеологическая: Завершается смена идеологических принципов с социалистических на демократические. Рост толерантности.
11. Тоталитарный полит режим. Полит режим – система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Тоталитарный режим – такой полит порядок, при котором гос-во имеет всеобъемлющую власть в обществе. Признаки: 1) тотальный контроль гос-ва над всеми сферами жизни общества. 2) централизация верховной власти в руках диктатора и его ближнего окружения. Культ вождя. 3) в стране существует одна правящая партия, которая срослась с гос-вом. 4) в стране нерегулярно проводятся формальные выборы, результаты которых известны заранее. 5) идеология правящей партии официально объявляется гос идеологией. 6) открытое нарушение прав и свобод граждан. 7) власть широко использует развитую карательную систему, доминирующий метод – террор, насилие. 8) низкий уровень полит культуры граждан, но граждане активно выражают согласие с осн курсом. Примеры: СССР, Германия, Ирак. При данном режиме: возможность быстрой мобилизации сил и ресурсов для достижения поставленной цели, низкий уровень преступности, отсутствие стимула к труду, само-эксплуатация, открыто нарушаются права и свободы граждан. Выделяют виды Т. режима: правый (итальянский фашизм, германский национал-социализм), левый (коммунистический режим).
12. Авторитарный полит режим. Полит режим – система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Авторитарный режим – режим, в котором власть осуществляется конкретным лицом или группой лиц при min участии народа. Признаки: 1) монополия на власть главы гос-ва и его ближнего окруж-я при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов гос власти. 2) власть жестко контролирует сферу политики. 3) правящая партия сращена с гос-вом. 4) признается наличие др партий и организаций. 5) в стране проводят выборы, которые могут быть конкурентными, но их рез-ми манипулируют. 6) существенно ограничены полит права и свободы граждан. 7) ведущие методы гос управления – командно-административные.8) частичная цензура, существует «полугласность». 9) низкий уровень полит кул-ры, направленный на воспитание конформистов. Плюсы: власть обеспечивает стабильность и власть в общ-ве, возможность быстро реорганизовать общ. Структуры вопреки сопротивлению, сконцентрировать ресурсы для решения опред вопросов, невысокий уровень преступности. Минусы: зависимость политики от политики главы гос-ва, отсутствие у граждан возможности предотвращения полит авантюр, ограниченная возможность выражения общест интересов. Соц база – пожилые. Виды: военные режимы, гражданские диктатуры, теократические режимы. 13. Демократический полит режим. Полит режим – система методов, способов и средств полит власти, отражающая уровень полит свободы в обществе. Дем режим – режим, обеспечивающий реальное народовластие, основанное на уважении прав и свобод граждан. Признаки: 1) народ участвует в осуществлении власти посредством прямой (на референдуме) и представительной (с помощью депутатов) власти. 2) выборность и сменяемость централ-х и местных органов власти и их подотчетность. 3) регулярные, честные, соревновательные выборы. 4) полит плюрализм. 5) свободная деят-ть оппозиции. 6) главенство закона в общ-ве 7) разделение властей. 8) гарантия широкого круга прав и свобод. 9) методы гос управления – убеждение, компромисс 10) гласность. 11) высокий уровень полит кул-ры граждан. Плюсы: принятие решений по большинству, принципу равенства, строгое разделение и баланс властей, нравственные цели демократии поощряют лучшие чел кач-ва. Минусы: принятие решений по большинству (участвуют малоинф-е граждане), широкая гласность в обсуждении вопросов затрудняет достижение соглашения, при голосовании люди нередко следуют сиюминут-му порыву, несовпадение полит возможностей обладателей формальных прав и реальных ресурсов.
14. Сущность, структура и функции гос-ва. Гос-во – осн. институт полит системы общ-ва, обладающий верховной властью на опред территории, осуществляющий управление общ-вом и выступающий как офиц-й представитель всего общ-ва. Признаки: территория; наличие публичной власти; наличие права; суверенитет; право на офицвзымание налогов и сборов с населения. Структура: 1) система представительных учреждений (органы закондат власти: парламент, местные советы). 2) исполнит-распорядит. Органы (исполнит власть: правительство, исполкомы). 3) судебная система – все суды, находящ на данной территории. 4) надзорно-контрольные инстанции – прокуратура, комитет гос контроля. 5) органы охраны обществ порядка. 6) органы гос безопасности. 7) армия. Ф-ции: A) Внутренние: 1. Охрана прав и свобод граждан, обеспечение правопорядка. 2. Правовая – издание законов. 3. Политическая – осуществлполит власти. 4. Экономич – регулирование экон жизни. 5. Социальная – осуществлсоц политики: строительство жилья, пенсии, дотации. 6. Образовательная – создание и поддержание сист образования. 7. Культурно-воспитат – создание условий для удовлетвор культ запросов людей. 8. Экологическая – охрана природопользования. Б) Внешние: 1. Оборонная. 2. Дипломатическая – осуществл внешних отношений и отстаивание гос интересов в международных отношениях. 3. Поддержание международного порядка – деят-ть гос-ва по предотвращению войны.
15. Формы гос правления – организация высшей гос власти и система ее взаимоотношений с населением. Монархия (единовластие) – форма, при которой верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству. Власть осущетвл бессрочно и от народа не зависит. Абсолютная монархия – всевластие монарха (Оман, Катар, Саудовская Аравия). Конституционная монархия – власть монарха ограничена конституцией. Виды К. монархии: дуалистическая: законодат власть принадлежит парламенту, исполнит – монарху; парламентская: монарх явл главой гос-ва, но реально выполняет представит ф-ции (Британия, Швеция, Норвегия). Республика – форма, при которой источником власти явл народ, а глава гос-ва (президент) явл выборным и сменяемым. Виды: 1)президентская (США) – избирается народов, президент сам (с согласия парламента) формир правит-во, пр-во несет отвественность перед президентов,в жизнь четко проводится принцип разделения властей. 2) парламентская (ФРГ, Италия) – президент избирается парламентом, пр-во формир на парламентской основе из числа партий победивших на выборах и вошедших в парламент, пр-во несет ответственность перед парламентом. 3) Смешенная (Франция, Россия) – президент избирается народом, пр-во несет двойную ответственность.
16. Формы гос устройства – внутритерритор-е устройство гос-ва, а также хар-р взаимоотношений междуцентрал-ми и регионал-ми властями. Унитарное гос-во (единое) – не имеет в своем составе иных гос образований. Территория У. гос-ва подразделяется на административно-территор. единицы. Федерация – гос устройство, при котором несколько гос образований, обладающих юридической и полит властью. Субъекты Ф. не явлсуверенными гос-вами. Юридически они лишены права самостоят участвовать в международных отношениях, не имеют права объявлять войну и мир, выпускать деньги, содержать собственную армию, не имеет права одностороннего выхода. Конфедерация – союз государств, сохраняющих независимость, образованных для решения определенного круга вопросов. Выход из К. свободный. Конфедерации либо распадаются, либо перерастают в федерацию (Швейцария, ФРГ). 17. Правовое гос-во – гос-во, которое действует строго на основе законов, соблюдает и защищает граждан и подчиняет власть воле суверенного народа. Признаки правового государства: 1) господство закона во всех сферах общ жизни. Закон может быть приостановлен или отменен только законом. Само гос-во действует строго в соответ с законом. Качество закона – закон должен учитывать интересы общ-ва и личности. 2) охрана и гарантированность прав и свобод личности. 3) взаимная ответственность гос-ва и личности. 4) орг-ция и функционир-е гос власти на основе принципа разделения властей (включает в себя: принцип разделения ф-ций – каждая ветвь гос власти занимается своим делом и не вмешивается в дела др ветвей власти; принцип контроля- чтобы предотвратить злоупотреб-е властью необходимо, чтобы каждый орган власти мог контролир др.; принцип баланса – согласованные дей-я 3 ветвей власти). Пр. разделения властей явл средством: а) дляэффект-гофункционир власти; б) для предотвращения сверхцентрализации власти в одних руках; в) для обеспечения прав и свобод граждан.
18. Гражданское общество – совокупность межличностных отношений и самоуправляемых обществен организаций, которые функционируют в рамках правого поля гос-ва, но без его непосредственного вмешательства. Структура: 1) в экономике (это негосударственные предприятия, кооперативов, арендных, акционерных и других объединений, общностей, ассоциаций, которые базируются на частной собственности.). 2) в соц сфере (семьи, не гос СМИ, не полит обществен орг-ции). 3) в полит сфере (партии, группы давления). 4) в духовной сфере (свобода слова, совести, а также самостоят-ть и независимость от гос и полит стр-р, творческих объединений). Условия гражданского общества: обладание единоличной или коллективной собственностью. Основа – средний класс. Гражданское общество - сфера реализации частных интересов и потребностей. Гос-во выразитель воли всего населения примиряет и совмещает интересы. Гражданское общество испытывает давление со стороны государства.При демократии: государство и общество равноправны и самостоятельны, решение проблем осуществляется путем компромиссов.
19. Глава государства Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях.В монархиях (Великобритания, Дания, Швеция, Испания, Япония и др.) ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - монарх (король, император, эмир), власть которого, как правило, передается по наследству от одного представителя царствующего дома к другому в установленном законом порядке.В республиках ГЛАВА ГОСУДАРСТВА - президент, который избирается либо непосредственно населением, либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов.Почти во всех государствах существует индивидуальный ГЛАВА ГОСУДАРСТВА, в т. н. президентских республиках (США) он одновременно является главой правительства. В РБ главой государства является президент. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый.В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др. В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета).В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет.В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет.
20. Законодательная власть Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.Законодательную власть в РБ осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание.Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.Основные полномочия Палаты представителей:1.рассматривает и принимает проекты законов;2.назначает выборы Президента;3.даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;4.выражает вотум недоверия правительству;5.выдвигает обвинения против Президента.Совет Республики является палатой территориального представительства. Он состоит из 64 членов.Основные полномочия Совета Республики:1.одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;2.избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;3.дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных лиц; 4.контролирует работы местных советов депутатов; 5.рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного и военного положения; 6. принимает решение об отрешении Президента от должности.
21. Исполнительная власть Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Исполнительную власть в РБ осуществляет Правительство — Совет министров Белоруссии. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Применительно к исполнительной власти идеологическую деятельность можно рассматривать в двух основных аспектах. Во-первых, это практическая работа республиканских и местных исполнительных органов по реализации функций, возложенных на них Конституцией, законами, актами Президента Республики Беларусь. От того, насколько реализация этих функций отвечает интересам большинства трудящихся, зависят отношения различных слоев общества к властям.под идеологией применительно к деятельности Правительства следует понимать, прежде всего, комплекс предпочитаемых обществом и поддерживаемых государством ценностей, а также практическая деятельность подчиненных ему органов исполнительной власти, направленных на удовлетворение насущных потребностей граждан. Следовательно, первичной в деятельности исполнительной власти в формировании идеологической политики государства является их работа.
22. Местная власть Местные органы власти предоставляют населению услуги в области образования, культуры, здравоохранения и тд. Законом признаются три типа местных органов власти: муниципалитеты для управления городами; местные советы, руководящие населенными пунктами; и региональные советы, отвечающие за группу мелких поселков в определенном районе. Во главе любого местного органа власти стоят мэр или председатель и совет. Единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций. Система органов местного управления имеет 3 уровня:1.первичный (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения);2.базовый (городские (городов областного подчинения), районные); 3.областной. Органы местного управления решают вопросы: 1.местного хозяйства и коммунальной собственности;2.экономического и социального развития; 3.местного бюджета; 4.создания, реорганизации и ликвидации предприятий; 5.защиты прав и удовлетворение законных интересов граждан; 6.охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания; 7.законности и общественной безопасности на соответствующей территории; 8.исполнения законодательства по вопросам военной службы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.205.95 (0.007 с.) |