Политическая культура:сущность,структура и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура:сущность,структура и функции.



Политическая культура – это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентаций, установок и политического поведения.Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования культуры.Структура политической культуры:– политические представления;

– политические ценности и ценностные ориентации;

– политические установки – отношение субъекта к политическим явлениям;– политическое поведение;– политические традиции – способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики, оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества.Функции политической культуры:1) познавательная – формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность;2) коммуникативная – позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт;3) интегративная – способствует достижению согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей;4) воспитательная – дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации;5) регулятивная – закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения.

 

Факторы формирования политической культуры.

В современных условиях одним из наиболее эффективных путей формирования политической культуры является информационно-коммуникационная деятельность средств массовой информации (СМИ). НЕ случайно их называют «четвертой властью». По этой метафорой скрывается реальная способность СМИ формировать основные политико-культурные ценности граждан, стереотипы политического поведения. Использование СМИ для формирования политической культуры является эффективным, так что они способны влиять на максимальное количество людей в кратчайшие оттенки времени.Однимиз путей формирование политической культуры является влияние бизнеса на политические отношения. Стихия общественно-политических движений в как показывает опыт многих стран, нередко порождает идеи, установки, модели поведения, прочно входят в национальной политической культуры. Это еще один путь формирования политической культуры.Нельзя не назвать еще один из путей формирования политической культуры – это учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях. Ведь именно в учебных заведениях происходит значительная часть политического воспитания, целью которого является прежде подробное информирование о политической системе и ее нормы.Исторический опыт во многом определяет качество политической культуры, тем более, что он включает в себя и политический опыт страны. Особенно большую роль играют исторические события со значительными последствиями: войны, революции, национальные кризисы и т.д.Геополитические факторы также значительно влияют на процесс формирования политической культуры. Специфика геополитического положения США определила очень важен для формирования их политической культуры следствие: США практически не знали войн. Вплоть до конца XIX в. они не имели регулярной армии, отсюда отсутствие жестких, милитаристских традиций в политической культуре. Деятельность, связанная с военной сферой, рассматривается американцами как своего рода бизнес.Особую роль в формировании политической культуры играют экономические факторы. Как свидетельствует исторический опыт, на уровень политической культуры общества напрямую влияют: экономическая стабильность в обществе, достаточно разработанная система законов, регулирующих экономические процессы в обществе, экономическая свобода (в разумных пределах), сильные позиции среднего класса и тому подобное.

 

Типы политической культуры

В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба в своей книге «Гражданская культура» обобщ.результ.своих исслед-ий.Они выделили три типа полит.куль-ры:1)Патриархальная-характерна для полит.неразвитых обществ.Соц.роли в таких обществах еще не распределены между субъектами.Люди не имеют четких полит.ориентации.Ярче всего проявл-ся ориентации на местные ценности – это местный патриотизм,семейственность,групповщина,коррупция.Предст-я о полит.жизни смутны,отношение к ней – безразлично. 2)Подданническая (культура подчинения).Формир-ся в условиях феодализма,тоталитарного и авторитарного полит. режимов.Для этой куль-ры харак-на полит-ая пассивность граждан,их отстраненность от политики.Подданные знают о существ-ии специал-ых полит.институтов,способны оценивать их деят-ть и ориентир-ся в политике,но интерес проявляют лишь к практическим результатам правления полит.вождей.Подданные всегда и во всем подчин-ся власти из страха перед репрессиями и из тайного ожидания благ за своё «послушание».3)Активистская (культура участия).Соответствует модернизир-му обществу с развитой и дифференцир-ой полит.сис-ой. Члены общества ориентируются не только на господствующие,но и на альтернативные полит.ценности-в этом проявляются плюрализм,толерантность и творческое отношение к политике.

В. Розенбаум выделил два типа полит.культуры:

1)Фрагментир.тип полит.культуры харак-ся отсутствием консенсуса граждан в принятии главных политических ценностей,в оценке политических институтов и необходимости их реформирования.Общество фрагментируется соц.разломами.В итоге полит.жизнь такого общества становится нестабильной, бескомпромиссно-конфликтной.

2)Интегрир-ый тип полит.культуры отличается высокой степенью согласия граждан в вопросе о базовых ценностях,в представлениях об эффективности функционир-я полит.институтов,о приемлемости тех или иных форм полит-го участия.В таких странах полит.жизнь стабильна;политические конфликты урегулируются мирным путем,на основе использования отлаженных механизмов;граждане лояльны к существующей политической системе,терпимы друг к другу и к альтернативным политическим взглядом (США, Англия, страны Скандинавии).

По типу политического режима выделяют:

1) Либеральную политическую культуру;

2) Авторитарную политическую культуру;

3) Тоталитарную политическую культуру.

 

 

47.Политическая социализация
Понятие политической социализации:

Стабильное функц-ие полит.сис-мы общества,сохран.целостности соц-го организма предполагает постоянное воспр-во и развитие полит.куль-ры общества,кот.осущ-ся через усвоение и принятие людьми ее норм,ценностей и моделей полит-го поведения.Данный процесс получил название полит-ой социализации.Чаще всего под полит-ой социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом полит-их ориентаций,установок и моделей полит-го поведения,обеспечивающих его адекватное участие в полит-ой жизни общества.Важнейшей фун-ей политической социализации является достижение личностью умения ориентир-ся в полит-ой сис-ме,выполнять там определенные фун-ии.Полит.социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и полит-ой сис-мы.С одной стороны она включает целенаправленное воздействие полит.системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе полит-их ориентаций,ценностей и моделей полит.поведения.С другой стороны - включает и собственную активность индивида,т.е.преобразование предлагаемых обществом норм полит.культуры в свои собственные ценности и установки.Обычно выделяют три основных уровня политической социализации.На социальном уровне (всего общества в целом) на полит.формир-ие личности определяющее значение оказывают соц.-экономические и полит.отношения,уровень полит.культуры.На соц.-психол.уровне полит-ие ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами,к которым он принадлежит.На внутриличностном уровне в качестве механизмов полит-ой социализации выступают психические особ-ти субъекта-мотивы,ценностные ориентации,установки,кот.управляют поведением личности в политике.

Типы полит.социализации:

Гармонический тип:отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характ-ся рациональным уважительным отношением личности и полит-ой сис-мы.Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды,зрелых демократ.традиций и гражданского общ-ва.

Плюралистический тип:отличается опосредованным характером взаимодействия личности с полит-ой сис-ой.Значительное кол-во разнородных полит-их субкультур обусловливает первоначальную полит.социализацию индивида в рамках определенной соц.группы.

Конфликтный тип:формир-ся на основе межгрупповой борьбы и противостояния.Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью.В таких обществах высока степень полит.насилия,жесткой борьбы между носителями разных полит.субкультур.

Гегемонистский тип:характ.негативным отношением индивида к любым соц. и полит.сис-ам за исключением собственной.Такой тип формирует полит.культуру личности исключительно на ценностях одной соц.группы,религиозной сис-мы или полит.идеологии.

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

1)этап политизации –у детей под влиянием оценок родителей,их отношений и реакций формир-ся пер­вые представления о мире политики.2)этап персонализация- в этот период восприятие власти персонифицируется.Образцами власти становятся фигуры президента,премьер-министра или полицейского. 3)этап идеализации –важнейшим полит.фигурам припис-ся определенные качества и на этой основе образ-ся устойчивые эмоц-ые отношения к поли­т-ой системе. 4)этап институциональный- характ-ся переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному.На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

 

48.Сущность политического конфликта
Полит.конфликт - это столкновение,противоборство полит.субъектов, обусловленное противоположностью их полит.интересов,ценностей и взглядов.Понятие полит-го конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в сис-ме полит.отношений,доступ к принятию общезначимых решений,распоряжение ресурсами,монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.Полит.госуд-ая власть,обладание ею,устройство властных институтов,полит.статус соц.групп,ценности и символы-все это составляет объект и предмет полит-их конфликтов. Противоречие между полит.общ-ом как целостной сис-ой и неравенством включ-х в нее индивидов и групп,выраженным в иерархии политических статусов, -источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов:
1.Конфликты интересов.Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах,устойчивых государствах,полит.нормой здесь является “торг” по поводу дележа эконом.“пирога”.Этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию,т.к здесь всегда можно найти компромиссное решение. 2.Конфликты ценностей характерны для развив-ся гос-в с неустойчивым гос-ым строем,они требуют больше усилий по урегулированию,поскольку компромисс по поводу таких ценностей,как “свобода”,“равенство”,“терпимость”труднодостижим.
3.Конфликты идентификации:характерны для обществ,в кот.происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой),а не с обществом в целом.Этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас,этнической или языковой противоположности.
Полит.конфликт могут быть:межгосударственным (субъекты – гос-ва и их коалиции),гос-ым(субъекты ветви власти,политические партии),региональным (субъекты региональные полит.силы),местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают полит.институты, организации,осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы,но занимающие различные позиции.Предмет таких конфликтов - отдельные элементы полит.системы и политики правящих кругов,не соответствующие в полной мере интересам и целям системы,отдельным группировкам правящих сил. Субъектами оппозиционных внутриполит-их конфликтов выступают,с одной стороны,властвующие элиты,выражающие их интересы партии,гос-ые институты,организации,лидеры. С другой - организации,представляющие подвластные массы,а также полит.активные группы,выступающие против существующих порядков.

 

49.Политический кризис
Политический кризис - это сост.полит.сис-мы общества,выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов,в резком усилении полит. напряженности.Можно выделить внешнеполит-е кризисы,обусловленные международными конфликтами и противоречиями,и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис-выражается в потере правительством авторитета,в невыполнении его распоряжений исполнит-ми органами.Если прав-во не справ-ся с ситуацией,то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров,форм правления и т.д.
Парламентский кризис-это изменение соотношения сил в органах законодательной власти,когда решения парламента расходятся с волей боль-ва граждан страны.

Результат-роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае,когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе,и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти.И как итог-роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия конституции.Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее кач-ый пересмотр. Полит.кризис характ-ся отсутствием взаимодействия между различными центрами власти,блокированием одного центра другим,образованием парламентских властных структур,снижением эффективности соц.-полит-го регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста.Формы полит.кризиса: 1) кризис легитимности;2) кризис идентичности;3) кризис политического участия;4) кризис проникновения;5) кризис распределения.
Первый возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представ.основной части граждан о необход.средствах и формах полит-го регулирования,нормах справедливого правления. Кризис идентичности - когда этнические и соц.-структурные различия стан-ся преградой на пути общенац-ого объединения и идентификации с определ.полит.сис-ой.Кризис полит.участия - создание правящей элитой искусств.препятствий включению в активную полит.жизнь групп,заявляющих о своих претензиях на власть,а также обострением проблемы сохран.территор-ой целостности,нац-го единства.Кризис проникновения-снижение способ-ти гос-го управления проводить свои решения в различных областях обществ-ой жизни.Кризис распределения-неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост матер-го благосост-я и его распределение,позволяющих избежать чрезмерной соц-ой дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

 

50.Пути урегулирования политических конфликтов
Урегулирование конфликтов –подразумевает предупреждение открытых форм проявления конфликтов,сопровожд-ся насильственными дейст-ми(войнами,массовыми беспорядками),разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их,формир.нового уровня отношений участников,улаживание конфликтов.Можно выделить три группы методов,облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.Первая группа методов направлена на предотвращение развития насиль-ой стадии развития конфликта.Вторая- на разрешение противоречий,вызвавших конфликт.Третья-на снижение уровня противостояния сторон,отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем,чтобы не допустить его дальнейшего разрастания.Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио. Основоположником второй группы методов,нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов,явл-ся Дж.Бертон. Согласно Бертону,разрешение конфликта должно основ-ся на изменении глубинных структур.Правильно организ-ое общение между соц-ми группами,наход-ся в конфликте,явл-ся одним из центр.методов в данном подходе.Оно направлено на изменение хар-ра восприятия,а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Третья группа методов включает в себя ряд приемов,кот.предполаг.перевод конфликта в рациональный план.Стороны могут сформировать цели более высокого порядка,позволяющие объединиться ради их достижения.Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.90.131 (0.013 с.)