Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические элиты и лидерство. Политическое сознание и политическая культура.

Поиск

1. Понятие, сущность и функции, типология политической элиты.

2. Политическое лидерство: понятие и функции, типы политических лидеров.

3. Политические элиты и лидерство в современной России.

4. Политическое сознание и политические идеологии современности.

5. Понятие и типология политической культуры. Политическая культура в современной России: традиции и современность.

6. Прикладная политология и политические технологии

Задания студентам для самостоятельной работы:

1. Усвоить материал лекции и учебника по данной теме

2. Подготовить ответы на вопросы семинара по данной теме

3. Изучить содержание основных понятий темы

4. Усвоить тесты по данной теме

5. Подготовить ответы на контрольные вопросы

Ключевые понятия темы: «элита», «политическая элита», «политический класс», «правящий класс», «субэлиты», «контрэлиты», «номенклатура», «бюрократия», «рекрутирование», «циркуляция», «элитарная демократия», «геронтократия», «антрепенерская система», «гильдейская система»;

 

Лидер, лидерство, политическое лидерство, функции лидерства, типология лидерства, харизматическое лидерство, традиционное лидерство, рациональное лидерство, демократический лидер, авторитарный лидер, лидер-пожарник, лидер-торговец, лидер-знаменосец, пассионарный лидер, имидж лидера;

 

Сознание, политическое сознание, массовое сознание, общественное сознание, групповое сознание, индивидуальное сознание, типы политического сознания: тоталитар­ное, авторитарное, либеральное и демократическое, политическая идеология, политическая психология;

 

Культура, политическая культура, типы политической культуры, политическая культура участия, патриархальная культура, подданническая культура, фрагментарная и интегрированная культуры, политическая социализация.

 

Контрольные задания к 1-3 вопросам семинара:

1. Охарактеризуйте основные идеи классиков элит Г.Моска и В.Парето?

2. В чём суть ценностных теорий элит?

3. В чём заключается основная идея теории демократического элитизма (элитарной демократии)?

4. Охарактеризуйте леволиберальные теории элит?

5. В чём суть плюралистической концепции элит?

6. Назовите основные типологии элит?

7. Охарактеризуйте основные системы рекрутирования политических элит?

8. Назовите основные характеристики политического класса современной России?

9. Охарактеризуйте основные подходы к определению политического лидерства?

10. Раскройте содержание основных теорий политического лидерства?

11. Рассмотрите основные типологии политического лидерства?

12. Раскройте функции политического лидерства?

13. Каковы основные тенденции политического лидерства в современной России?

 

Контрольные задания к четвёртому вопросу семинара:

1. Дайте определение и охарактеризуйте основные типы политического сознания?

2. Охарактеризуйте обыденное политическое сознание и теоретическое сознание?

3. Назовите основные функции, характерные для идеологий?

4. Охарактеризуйте основные типы современных идеологий?

5. Что представляет собой глобализм как идеология?

 

Контрольные задания к пятому вопросу семинара:

1. Что включает в себя современное понимание политической культуры?

2. Назовите основные функции, свойственные политической культуре?

3. Раскройте основные подходы к типологии политической культуры?

4. Что такое гражданская политическая культура (Г.Алмонд, С.Верба)?

5. Основные характеристики политической культуры современной России?

 

Контрольные задания к шестому вопросу семинара:

1. Назовите и охарактеризуйте основные уровни политологического знания?

2. Дайте определение понятия «политические технологии».

3. Каковы основные классификации политических технологий?

4. Раскройте совокупность политических технологий, применяемых в процессе избирательной кампании.

5. Что означают понятия «позиционирование» и «сегментирование»?

 

Дополнительная литература:

1. Алмонд Г. Гражданская культура // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

2. Ашин Г.К. и др. Основы политической элитологии.М.,1999.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

5. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.

6. Буренко В.И. Политическая элита современной России как ретранслятор асоциальной культуры. // Политика и культура. Культурные факторы регуляции власти: Сборник научных работ. – М.: МГСА, 2002.

7. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

8. Гаман-Голутвина О.В. Политическая элита – определение основных понятий // Полис. 2000. № 3.

9. Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты в России. Вехи исторической эволюции. М., 2007.

10. Джилас М. Новый класс // Лицо тоталитаризма. М.,1992.(см. также: Антология мировой политической мысли. Т. 2. С. 575 – 592).

11. Ермоленко Т.Ф. Патерналистские традиции Российской политической культуры. – Власть, 2000, №1.

12. Ильинский И.М. Образовательная революция. М., 2002.

13. Ирхин Ю.В. Политические элиты вчера, сегодня, завтра // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 2.

14. Крыштановская О. Анатомия российской элиты. М., 2005.

15. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1997.

16. Макаренко В.П. Главные идеологии современности // Р-н-Д.,2000.

17. Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. №3.

18. Мизес Л. Либерализм в классической традиции // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

19. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

20. Моска Г. Правящий класс/Антология мировой политической мысли.Т. 2.

21. Муссолини Б. Доктрина фашизма // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

22. Парето В. Компендиум по общей социологии // Антология мировой политической мысли. Т. 2.

23. Политология: хрестоматия // под ред. Проф. М.А.Василика. М., 1999. Гл. 12. Политическая культура и социализация. Гл. 14. Современные политические идеологии.

24. Психология и психоанализ власти. Саратов., 1999. Т. 1-2.

25. Рормозер Г. Кризис либерализма. Новый консерватизм: вызов для России // Антология мировой политической мысли. Т.2

26. Сравнительный анализ политической культуры российского и западного общества. Уч. пособие. М., 1994.

27. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческо­го «Я». М.,1990.

28. Шилз Э. Власть и ценности // Сравнительное изучение цивилизаций. М., 1999.

29. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М.,1995.

 

ТЕСТ 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

1. Процесс становления политологии как науки берет начало:

А) В Древнем мире.

Б) В Новое время, период бурного развития многих наук.

В) В начале ХХ века.

Г) После второй мировой войны.

 

2. Первая национальная ассоциация политических наук была образована в:

А) США. Б) Италии. В) Россия. Г) Франции.

 

3. Решением ЮНЕСКО международная ассоциация политических наук (МАПН) была образована:

А) 1903 год. Б) 1939 год. В) 1949 год. Г)1989 год.

 

4. Политология стала преподаваться в качестве учебной дисциплины в:

А) В Древнем мире (со времен Платона и Аристотеля)

Б) В период Возрождения (со времен Макиавелли)

В) Во второй половине ХIХ века

Г) В первой половине ХХ века

 

5. Установите соответствие форм и целей человеческой деятельности.

1) Экономика 2) Политика 3) Религия 4) Наука

 

А) Вера Б) Прибыль В) С огласование интересов Г) Истина

6. Установите соответствие дисциплин и их предмета.

1) Политология

2) Политическая философия

3) Политическая социология

 

А) Отношения между социальными группами по поводу власти

Б) Общая, интегральная наука о политике

В) Идеалы и нормативные принципы политического устройства

7. Установите соответствие.

1) Предмет политологии

2) Функция политологии

3) Метод политологии

А) Политическая социализация

Б) Политика и власть

В) Сравнительный

 

8. Политическая сфера общества, её институты являются…

А) Функцией политологии

Б) Предметом политологии

В) Объектом политологии

Г) Методом политологии

9. Политология преподается в учебных заведениях России:

А) С конца ХIХ века

Б) Сразу после Октябрьской революции 1917 года

В) С хрущевской оттепели

Г) С конца ХХ века

 

10. К собственным (специфическим) категориям политологии относятся:

А) Политическая система

Б) Власть

В) Свобода

Г) Политический плюрализм.

11. Нормативизм как метод познания политических процессов изучает:

А) Все многообразие норм политической жизни

Б) Только практически значимые нормы политической жизни

В) Политическую жизнь с точки зрения того, какой она должна быть (ценностный подход)

Г) Политическую жизнь такой, какова она есть

 

12. Позитивизм как метод познания политических процессов:

А) Устраняет при анализе политических процессов ценностные факторы и описывает политику такой, как она есть

Б) Разрабатывает позитивные (положительные) модели политических процессов

В) Разрабатывает ценностно-приемлемые модели политических процессов

Г) Исследует политику как процесс, обусловленный географическими факторами

 

13. Французский политолог М.Прело пишет:«Политология не изучает непосредственно людей и их взаимоотношения. Она не соприкасается с психологией. Она концентрируется на изучении политических институтов в их возникновении, развитии, упадке, исчезновении». В этой цитате французского автора представлено понимание политологии:

А) бихевиористское

Б) нормативистское

В) социологическое

Г) институциональное

 

14. К внесоциальным условиям политики относятся…(указать два фактора)

А) отношения между государством и гражданским обществом

Б) отношения между классами

В) географические факторы

Г) климатические факторы

 

15. Способы, с помощью которых осуществляется приращение знаний, называются:

А) функциями науки

Б) категориями науки

В) методами науки

Г) законами науки

 

16. Анализ наблюдаемых фактов индивидуального и межличностного поведения в политике характерен для метода:

А) бихевиористского Б) нормативистского

В) социологического Г) институционального

 

17. Бихевиоризм как особый метод (подход) к исследованию политических процессов является:

А) Нормативным методом

Б) Позитивистским методом

В) Социологическим методом

Г) Культурологическим методом

 

18. Рассмотрение политики как некой целостности, которая обладает сложной структурой характерно для метода….

А) бихевиористского Б) системно-функционального

В) социологического

Г) культурологического

 

19. Чарльз Мерриам и Гарольд Лассуэл внесли вклад в разработку…

А) теории демократии

Б) теории политических систем

В) бихевиоризма как метода политической науки

Г) транзитологии

 

20. Теория рационального выбора как особый подход в изучении политики относится к:

А) Нормативному методу познания политических процессов

Б) Позитивистскому методу познания политических процессов

В) Культурологическому методу познания политических процессов

Г) Социологическому методу познания политических процессов

 

21. Социологический подход в исследовании политики акцентирует внимание на:

А) Изучении поведения отдельного индивида в политике

Б) Исследовании роли политических институтов в системе власти

В) Исследовании отношений между большими группами людей по поводу власти

Г) Применении социологических методов к исследованию политических процессов

 

22. Прикладная ориентация характерна для метода…

А) нормативистского Б) бихевиористского

В) социологического Г) институционального

 

23. Рассмотрение проблем, связанных с технологией преобразования политической действительности, осуществляет…

А) теоретическая политология

Б) политическая философия

В) прикладная политология

Г) сравнительная политология

 

24. Функцией политологии не является...

А) мировоззренческая

Б) познавательная

В) управленческая

Г) бихевиористская

Д) прогностическая

 

25. К уровням политологии не относят (указать две позиции):

А) прогностический

Б) теоретический

В) мировоззренческий

Г) прикладной

 

26. Мировоззренческая функция политологии направлена на:

А) достижение идеологического единства в обществе

Б) формирование осознанной гражданской позиции

В) формирование чувства преданности государству

Г) формирование чувства доверия лицам, находящимся у власти

 

27. Социализирующая функция политологии заключается в:

А) Усвоении и приобретении навыков и культуры политической жизни

Б) Познании политической истории

В) Умении прогнозировать ход развития политических процессов

Г) Приобретении навыков исследования политических процессов

 

28. Методологическая функция политологии заключается в:

А) Усвоении и приобретении навыков и культуры политической жизни

Б) Формировании осознанной гражданской позиции

В) Формировании чувства преданности государству

Г) Умении применять политические теории для исследования политико-властных процессов.

 

29. Содержание политологического знания включает:

А) совокупность политических процессов

Б) политические события и явления

В) законы, категории, принципы политической реальности

Г) совокупность политических институтов

 

30. Мировоззренчески-методологической базой политических исследований служит...

А) политическая социология

Б) теория политических систем

В) политическая психология

Г) политическая философия

 

31. Закономерности становления, функционирования и изменения политической системы общества – это …………. политологического исследования:

А) объект; Б) метод; В) предмет Г) гипотеза;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.43 (0.012 с.)