Методы политологии и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы политологии и функции



Методы политологии и функции

Эмпирический – получение первичной информации о полит.явлениях. Диалектический – ориентирует на рассмотрение процессов и явлений политики с точки зрения их становления и развития. Системный – рассм. политической сферы как совокупности элементов, взаимосвязанных друг с другом.

Компаративный – сопоставление политических явлений.

Социологический – выявляет зависимость политики от общества.

Бихевиоральный – изучение посредством исследования политического поведения.

Психологический – рассматривает зависимость политического поведения индивидов от их принадлежности к определённой социальной группе, психологическое исследование социальных групп.

Структурно-функциональный – рассматривает политику как сферу, обладающей сложной структурой.

Исторический – изучает политические явления во временной последовательности.

Институциональный.

Деятельностный.

Сравнительный – сравнивает политические системы разных стран.

Функции: - описательная - объяснительная - познавательная - инструментальная - прогностическая - воспитательная - оценочная - методологическая

 

 

Политика как общ.явление.

Политика – сфера жизни общества включающая отношения между различными общностями людей и деятельность институтов представляющих интересы этих общностей. Ядром политики является борьба за власть и использование власти для достижения определённых целей.Политика выступает продуктом определённых социальных структур, вне которых она не выступает.

Источник политики – интересы социальных групп – побудительные мотивы политических действий.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве.Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений

 

 

4. Структура, уровни и функции политики.

Структура:

- Институциональный элемент

- Нормативный элемент (ценности, цели, нормы политической деятельности)

- Процессуальный элемент (система действий по реализации целей)

Уровни:

- макроуровень (уровень деятельности государств)

- мезоуровень (уровень региона/области)

- микроуровень (политика партии/обществ.организации)

- мегауровень (уровень международных отношений)

Политика:

- внутренняя (экономическая, социальная, политическая, духовная)

- внешняя (дипломатическая, внешнеэкономическая, культурная)

- мировая

Функции:

- обеспечение власти

- определение цели и задачи общества

- мобилизация ресурсов (экономических, социальных) для достижения цели

- руководство общественными процессами

- предотвращение/регулирование конфликтов

- социализация личности (приобщение к миру общественных отношений)

- обеспечение целостности государства

- распределение дефицитных ценностей


 

Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки: - материальные; - социально-культурные (социальная среда, образование); - политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.

Класифик. суъектов: - социальн – включ. Индивидов и различн. соц. слои(демократ., этнич., профессион.); - институциональный – охват. госуд., партии, полит. движен.


 

Партия как политический институт

Полит партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания полит власти. Признаки: цель: завоевание власти. Стараются обеспечить себе поддержку народа. Функции: 1. Разработка и определение своего полит.курса, что тесно связано с разработкой идеологии и полт. доктрин. 2. Участие в борьбе за власть. 3. Формирование полит.элиты. 4. Плит.социализация граждан. 5. Проведение избирательных компаний. 6. Осуществление контроля над властью. 7. Формирование общественного мнения.Вебер выделил 3 стадии развития:

- аристократическая группировка (стали устойчивее на базе парламента)- политический клуб (возникали либо на базе парламента, либо на базе прогрессивных издательств и тд)- массовая партия (возникли первоначально в Европе). Современные партии проходят лишь третий этап. Самая массовая партия- Компартия Китая (50 млн.)

 

Типы политических партий

Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий:доктринальные, прагматические и харизматические. Стиль деятельности таких партий, направленной прежде всего на постоянную защиту идеи известную аморфность партийной организации. Такие партии обычно действуют только во время выборов.

- Массовые(им характерны дисциплина, уставное членство); - Кадровые (немногочисленны, состоят из пользующихся авторитетом деятелей)

- Мобилизующие; - Патронажные (создают преимущества для лидера);- Классово-сословные (защита интересов определенных соц. групп)По представительству:- отдельных классов;

- отдельных социальных слоев и групп; - нескольких классов и социальных групп.Другие классификации: консервативные, реформистские и революционные, правящие(победили на выборах и вошлив состав прав.) и оппозиционные, умеренные, радикальные и экстремистские, левые(трудящихся), центристские (социал- демократич., выступают в защиту народа) и правые(работодателей), легальные, нелегальные, полулегальные.

 

Становление многопартийности в РБ.

В 1991.г. на нашей территории уже действовали 5 полит.партий. В 1994 г. Принимается закон о «полит.партиях». В соотв. с этим законом партия д. б. вкл. В себя не менее 500 чел. К концу 1998 г. Числилось 35 полит.парт. Начиная с 1999 г. чтобы создать партию надо иметь как минимум 1000 чел. В 1999 г. были зарегистр. 17 полит.парт. На данный момент 15 официально зарегистрир. парт. Левая полит. парт. (выступают за идеи коллективизма, равенства, соц. справедливости, за традиц. формы народовластия, за развития гос.и кооператив. секторов экономики. Приоритетным в экономике считают ориентацию на страны бывшего СССР. Например коммунистическая партия Беларуси (лидер Голубева), поддерживает политику президента; Белар. партия левых «справедливый мир» (лидер Калякин); Бел.патриотическая партия. Центристские партии (выступают за приоритет интересов нации, за социально-ориентированную рыночную экономику, за укрепление суверенитета страны). Партия «белорусская социал-демократическая грамада» (лидер Шушкевич); социал-демократ.партия народного согласия; Республиканская партия труда и справедливости; Белорусская партия «зеленые». Правые партии (выступают за идею свободы и индивидуальных интересов личности, за развитие частного предпринимательства, приоритет права (господство закона), за парламентскую республику). Либерально-демократ. партия, объединенная гражданская партия, партия БНФ «Возрождение», консервативно-христианская партия БНФ. Полит.партии в РБ являются невлиятельными. Непопулярность партий: слабое отражение действительности партий в СМИ.

 

 

Партийные системы.

Парт. система- совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а так же с гос-вом и иными институтами власти.Классификация:1. Многопартийная система (уклад многопартийной раздробленности: более 3 партий и ни одна не является правящей. Уклад с доминирующей партией.) Двухпартийная система (Уклад двухпартийности: партий много но только две сильные и по очереди становятся правящими. Уклад две с половиной партий: партий много 2 из них сильные, но не на столько чтобы стать правящими.) Однопартийная система( Уклад с партией гегемоном: партий в стране несколько, но одна постоянно явл-ся правящей в условиях тоталитарного режима. Уклад однопартийности: в стране только 1 полит.партия, остальные запрещены законом.

 

Группы давления

Группа давления- организация, созданная для защиты интересов и оказания давления на власть с целью добиться принятия таких решений, которые соответствуют ее интересом.Признаки группы давления:

1.наличие организации2.автономность действий, направленных на защиту своих интересов. 3.оказание группой эффективного давления. Полит. или общественные движения- совместная деятельность граждан, преследующих определенные общие цели, но не имеющие четкой организационной структуры и фиксированного членства. Отличаются массовостью, широкой соц. базой, организационной и идейной аморфностью, спонтанностью. 3 типа воздействия групп давления: 1. Воздействие на тех, кто принимает полит. решения(члены парламента, министры, административная элита)2. Воздействие на партии удерживающие и контролирующие власть. 3. Воздействие на общественное мнение, которое влияет на власть.

 

Политическая деятельность

Политич. деят.-это индивидуальн. или групповая, спонтанная или организованная деят. общественных субъектов, прямо или косвенно направленных на реализацию своих интересов в сфере политики. Полит. действия- это конкретные акции, поступки, предпринимаемые индивидом или группой людей с целью вызвать те или иные последствия. Виды полит. действий: 1)революция и контрреволюция- приводящие к смене правящего класса и кардинальному изменен. соц. экономич. отношения; 2)реформа- сознательная деят. направленная на улучшение существующего соц. экономич. строя при сохранении власти господствующего класса. 3)Полит. перевороты- смена лиц у власти.4)Госуд. перевороты- одна часть правящей элиты отстраняет другую от власти. 5)Путч-неудавшееся попытка госуд. переворота.6)Дворцовый переворот- представители бывшей правящей династии отстраняют от власти правящую. 7)Военный переворот- военные свергают господствующий класс и устанавливают своё правление. По характеру осуществляемых действий: 1)позитивные- определённые полит. акции с целью получен. желаемого результата.2)негативные- сознательно ничего не предпринимается с целью, чтобы произошли определённые события.3)конструктивное(созидательное),4)деструктивное(разрушение), 5)институциональные- регулируемые путём прямой демократии через механизм выборов.6)прямые действия- митинги, демонстрации, голодовки- непосредственное влияние граждан на власть.

 

Политическое участие

Полит. участие-это разнообразное проявление не профессиональной полит. деят. Виды полит. участия: 1)Выполнение полит. функций в рамках гос. органов.2)Участие в работе полит. организаций. 3)Периодическое участие связанное с делегированием полномочий во время различных выборов.4)прямые действия. 5)Воздействие на ход полит. процессов, через обращения и письма, а также встреча с полит. деятелями. 6)Чтение полит. литерат., прослушивание и просматривание радио/теле передач с последущим обсуждением. Причины неучастия граждан в политике: 1)по причине не развитости культуры. 2)не участвуют из-за разочарования в эффективности функционирования полит. сист.3) неприятия полит. сист.4)полит. бойкот- выражение враждебности полит. сист. и его институтов. В современных условиях отмечают след. тенденции в изменен. полит. участия: 1) Рост стремления граждан действовать вне традиционных форм полит. активности.2)растёт число граждан интересующихся политикой, но падает число партий. 3)Люди склонны к независимой политизации и стремятся действовать автономно.

 

 

Теории элит

Моска, Парето, Михельс. Моска пришёл к выводу: всегда и везде общ-во делиться на 2 класса: многочисленный класс не творческих и пассивных управляемых; малочисленный класс творческих и энергичных управляющих. Класс управляющих сформиров. из лиц обладающих интеллект. превосходством, материал., моральным превосходством. Тенденции:1) аристократич. –власть передаётся от руководителей к своим детям или ближ. соратникам. 2)демократическ. –в элиту приглашают лучших представителей из класса управляемых. Парето делил общ-во на 2 класса, класс управляющих назвал элитой. Разработал теорию «Циркуляции элит». В правящей элите должны быть 2 группы руководителей: «львы» и «лисы». «Львы» -это политики настроенные консервативно, очень преданы стране, сторонники силовых методов в войне. «Лисы» -это хитрые, беспринципные политики, мастера многоступенчатых комбинаций, просчитывают комбинации на много ходов вперёд, боятся применять силу. Правление «лис» выгодно, когда общ-во наход. на спаде. «Лисы» со временем вырождаются во «львов». К этому времени в классе управляющих формир. константа, лица которые в её не входят обладают всеми качествами элиты, но не облад. властью. Контр элита поднимает массы на восстание и свергает выродивш. элиту. В молодой элите есть и «львы» и «лисы». Михельс разработал «Железный закон олигархических тенденций». Он пришёл к выводу, что чем сложнее общ-во тем более профессионального управления оно требует. Массы не облад. не знаниями, не опытом. Со временем общ-вом будут управлять узкий круг лиц, котор. будут передовать власть ближайшим саратникам или детям. В итоге общ-вом будут управлять небольшой круг лиц- элита.

 

 

Типы политической культуры

В 1963 г. Г. Алмонд и С. Верба в своей книге «Гражданская культура» обобщ.результ.своих исслед-ий.Они выделили три типа полит.куль-ры:1)Патриархальная-характерна для полит.неразвитых обществ.Соц.роли в таких обществах еще не распределены между субъектами.Люди не имеют четких полит.ориентации.Ярче всего проявл-ся ориентации на местные ценности – это местный патриотизм,семейственность,групповщина,коррупция.Предст-я о полит.жизни смутны,отношение к ней – безразлично. 2)Подданническая (культура подчинения).Формир-ся в условиях феодализма,тоталитарного и авторитарного полит. режимов.Для этой куль-ры харак-на полит-ая пассивность граждан,их отстраненность от политики.Подданные знают о существ-ии специал-ых полит.институтов,способны оценивать их деят-ть и ориентир-ся в политике,но интерес проявляют лишь к практическим результатам правления полит.вождей.Подданные всегда и во всем подчин-ся власти из страха перед репрессиями и из тайного ожидания благ за своё «послушание».3)Активистская (культура участия).Соответствует модернизир-му обществу с развитой и дифференцир-ой полит.сис-ой. Члены общества ориентируются не только на господствующие,но и на альтернативные полит.ценности-в этом проявляются плюрализм,толерантность и творческое отношение к политике.

В. Розенбаум выделил два типа полит.культуры:

1)Фрагментир.тип полит.культуры харак-ся отсутствием консенсуса граждан в принятии главных политических ценностей,в оценке политических институтов и необходимости их реформирования.Общество фрагментируется соц.разломами.В итоге полит.жизнь такого общества становится нестабильной, бескомпромиссно-конфликтной.

2)Интегрир-ый тип полит.культуры отличается высокой степенью согласия граждан в вопросе о базовых ценностях,в представлениях об эффективности функционир-я полит.институтов,о приемлемости тех или иных форм полит-го участия.В таких странах полит.жизнь стабильна;политические конфликты урегулируются мирным путем,на основе использования отлаженных механизмов;граждане лояльны к существующей политической системе,терпимы друг к другу и к альтернативным политическим взглядом (США, Англия, страны Скандинавии).

По типу политического режима выделяют:

1) Либеральную политическую культуру;

2) Авторитарную политическую культуру;

3) Тоталитарную политическую культуру.

 

 

47.Политическая социализация
Понятие политической социализации:

Стабильное функц-ие полит.сис-мы общества,сохран.целостности соц-го организма предполагает постоянное воспр-во и развитие полит.куль-ры общества,кот.осущ-ся через усвоение и принятие людьми ее норм,ценностей и моделей полит-го поведения.Данный процесс получил название полит-ой социализации.Чаще всего под полит-ой социализацией понимают процесс усвоения индивидом выработанных обществом полит-их ориентаций,установок и моделей полит-го поведения,обеспечивающих его адекватное участие в полит-ой жизни общества.Важнейшей фун-ей политической социализации является достижение личностью умения ориентир-ся в полит-ой сис-ме,выполнять там определенные фун-ии.Полит.социализация представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия индивида и полит-ой сис-мы.С одной стороны она включает целенаправленное воздействие полит.системы на индивида и представляет процесс передачи индивиду существующих в обществе полит-их ориентаций,ценностей и моделей полит.поведения.С другой стороны - включает и собственную активность индивида,т.е.преобразование предлагаемых обществом норм полит.культуры в свои собственные ценности и установки.Обычно выделяют три основных уровня политической социализации.На социальном уровне (всего общества в целом) на полит.формир-ие личности определяющее значение оказывают соц.-экономические и полит.отношения,уровень полит.культуры.На соц.-психол.уровне полит-ие ценности передаются индивиду большими и малыми социальными группами,к которым он принадлежит.На внутриличностном уровне в качестве механизмов полит-ой социализации выступают психические особ-ти субъекта-мотивы,ценностные ориентации,установки,кот.управляют поведением личности в политике.

Типы полит.социализации:

Гармонический тип:отражает психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов и характ-ся рациональным уважительным отношением личности и полит-ой сис-мы.Такой тип предполагает наличие культурно-однородной среды,зрелых демократ.традиций и гражданского общ-ва.

Плюралистический тип:отличается опосредованным характером взаимодействия личности с полит-ой сис-ой.Значительное кол-во разнородных полит-их субкультур обусловливает первоначальную полит.социализацию индивида в рамках определенной соц.группы.

Конфликтный тип:формир-ся на основе межгрупповой борьбы и противостояния.Приверженность индивида интересам своей группы затрудняет достижение консенсуса с другими гражданами и властью.В таких обществах высока степень полит.насилия,жесткой борьбы между носителями разных полит.субкультур.

Гегемонистский тип:характ.негативным отношением индивида к любым соц. и полит.сис-ам за исключением собственной.Такой тип формирует полит.культуру личности исключительно на ценностях одной соц.группы,религиозной сис-мы или полит.идеологии.

Политическая социализация личности осуществляется в несколько этапов.

1)этап политизации –у детей под влиянием оценок родителей,их отношений и реакций формир-ся пер­вые представления о мире политики.2)этап персонализация- в этот период восприятие власти персонифицируется.Образцами власти становятся фигуры президента,премьер-министра или полицейского. 3)этап идеализации –важнейшим полит.фигурам припис-ся определенные качества и на этой основе образ-ся устойчивые эмоц-ые отношения к поли­т-ой системе. 4)этап институциональный- характ-ся переходом от персонифицированного восприятия политики к более абстрактному.На этой стадии закладываются представления об институтах власти.

 

48.Сущность политического конфликта
Полит.конфликт - это столкновение,противоборство полит.субъектов, обусловленное противоположностью их полит.интересов,ценностей и взглядов.Понятие полит-го конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в сис-ме полит.отношений,доступ к принятию общезначимых решений,распоряжение ресурсами,монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми.Полит.госуд-ая власть,обладание ею,устройство властных институтов,полит.статус соц.групп,ценности и символы-все это составляет объект и предмет полит-их конфликтов. Противоречие между полит.общ-ом как целостной сис-ой и неравенством включ-х в нее индивидов и групп,выраженным в иерархии политических статусов, -источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов:
1.Конфликты интересов.Конфликты такого рода преобладает в экономически развитых странах,устойчивых государствах,полит.нормой здесь является “торг” по поводу дележа эконом.“пирога”.Этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию,т.к здесь всегда можно найти компромиссное решение. 2.Конфликты ценностей характерны для развив-ся гос-в с неустойчивым гос-ым строем,они требуют больше усилий по урегулированию,поскольку компромисс по поводу таких ценностей,как “свобода”,“равенство”,“терпимость”труднодостижим.
3.Конфликты идентификации:характерны для обществ,в кот.происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой),а не с обществом в целом.Этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас,этнической или языковой противоположности.
Полит.конфликт могут быть:межгосударственным (субъекты – гос-ва и их коалиции),гос-ым(субъекты ветви власти,политические партии),региональным (субъекты региональные полит.силы),местным.
Внутриполитические конфликты разделяют на позиционные (горизонтальные) и оппозиционные (вертикальные).
Субъектами позиционных внутриполитических конфликтов выступают полит.институты, организации,осуществляющие власть и руководство в рамках данной системы,но занимающие различные позиции.Предмет таких конфликтов - отдельные элементы полит.системы и политики правящих кругов,не соответствующие в полной мере интересам и целям системы,отдельным группировкам правящих сил. Субъектами оппозиционных внутриполит-их конфликтов выступают,с одной стороны,властвующие элиты,выражающие их интересы партии,гос-ые институты,организации,лидеры. С другой - организации,представляющие подвластные массы,а также полит.активные группы,выступающие против существующих порядков.

 

49.Политический кризис
Политический кризис - это сост.полит.сис-мы общества,выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов,в резком усилении полит. напряженности.Можно выделить внешнеполит-е кризисы,обусловленные международными конфликтами и противоречиями,и внутриполитические кризисы (правительственный, парламентский, конституционный и др.). Правительственный кризис-выражается в потере правительством авторитета,в невыполнении его распоряжений исполнит-ми органами.Если прав-во не справ-ся с ситуацией,то парламент может отказать ему в поддержке и отправить кабинет министров в отставку. Правительственный кризис может сопровождаться сменой лидеров,форм правления и т.д.
Парламентский кризис-это изменение соотношения сил в органах законодательной власти,когда решения парламента расходятся с волей боль-ва граждан страны.

Результат-роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае,когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе,и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти.И как итог-роспуск парламента и назначение новых выборов. Конституционный кризис связан с фактическим прекращением действия конституции.Прежняя конституция утрачивает легитимность и требуется ее кач-ый пересмотр. Полит.кризис характ-ся отсутствием взаимодействия между различными центрами власти,блокированием одного центра другим,образованием парламентских властных структур,снижением эффективности соц.-полит-го регулирования и контроля, эскалацией стихийных форм политического протеста.Формы полит.кризиса: 1) кризис легитимности;2) кризис идентичности;3) кризис политического участия;4) кризис проникновения;5) кризис распределения.
Первый возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представ.основной части граждан о необход.средствах и формах полит-го регулирования,нормах справедливого правления. Кризис идентичности - когда этнические и соц.-структурные различия стан-ся преградой на пути общенац-ого объединения и идентификации с определ.полит.сис-ой.Кризис полит.участия - создание правящей элитой искусств.препятствий включению в активную полит.жизнь групп,заявляющих о своих претензиях на власть,а также обострением проблемы сохран.территор-ой целостности,нац-го единства.Кризис проникновения-снижение способ-ти гос-го управления проводить свои решения в различных областях обществ-ой жизни.Кризис распределения-неспособность правящей элиты обеспечить приемлемый для общества рост матер-го благосост-я и его распределение,позволяющих избежать чрезмерной соц-ой дифференциации и гарантирующих доступность основных материальных благ всем слоям населения.

 

50.Пути урегулирования политических конфликтов
Урегулирование конфликтов –подразумевает предупреждение открытых форм проявления конфликтов,сопровожд-ся насильственными дейст-ми(войнами,массовыми беспорядками),разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их,формир.нового уровня отношений участников,улаживание конфликтов.Можно выделить три группы методов,облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.Первая группа методов направлена на предотвращение развития насиль-ой стадии развития конфликта.Вторая- на разрешение противоречий,вызвавших конфликт.Третья-на снижение уровня противостояния сторон,отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:
1) соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;
2) соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;
3) соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;
4) застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.
К первой группе методов относятся ранняя диагностика и выявление причин конфликта с тем,чтобы не допустить его дальнейшего разрастания.Однако основной акцент делается на Развитие институтов и механизмов предупреждения насильственных форм развития конфликтов. Важнейшая роль принадлежит системе образования, телевидению и радио. Основоположником второй группы методов,нацеленных на устранение причин возникновения конфликтов,явл-ся Дж.Бертон. Согласно Бертону,разрешение конфликта должно основ-ся на изменении глубинных структур.Правильно организ-ое общение между соц-ми группами,наход-ся в конфликте,явл-ся одним из центр.методов в данном подходе.Оно направлено на изменение хар-ра восприятия,а также посредством этого на изменение отношений сторон друг к другу. Третья группа методов включает в себя ряд приемов,кот.предполаг.перевод конфликта в рациональный план.Стороны могут сформировать цели более высокого порядка,позволяющие объединиться ради их достижения.Во всех этих случаях конфликт становится конфликтом с ненулевой суммой.


 

 

Внешняя политика государств

Государство – основной институт полит-ой сис-мы существа,организующий,направляющий и контролирующий совместную деят-ть в отношениях людей,общественных групп,классов и ассоциаций.

Внешняя политика гос-ва–это комплекс действий,направленных на установление и поддержание отношений с международным сообществом,защиту собственных интересов и расширение своего влияния на других субъектов международных отношений.

Внешняя политика –разновидность политики,регулирующая взаимоотношения между государствами и народами.Внешнеполит.цели отражают нац-ые интересы.Реализуя их,гос-во осуществляет внешнеполитическую деят-ть.

Концепция внешней политики гос-ва включает следующие принципы:

–защита нац-ых интересов,целей и приоритетов государства;

–сохранение и обеспечение экономического,полит-ого и военно-полит-ого суверенитета,территориальной целостности и неприкосновенности границ страны;

–защита прав,свобод,достоинства и материального благополучия всех граждан;

–обозначение регионов и стран,на которые распростр-ся жизненно важные интересы страны;

–установка внешнеполит-ой стратегии на сотруд-во в мировом сообществе.

Внешняя политика гос-ва связана с внутренней,и в каждой конкретной ситуации приоритет внутренней или внешней политики определятся отдельно,хотя обычно внутренняя политика явл-ся приоритетной и именно она определяет внешнюю политику,т.к.ради внутренних интересов проводится внешняя политика.Внешняя политика опирается на экономический,демографический,военный,научно-технический,культурный потенциалы гос-ва;их сочетание определяет возможности внешнеполит-ой деят-ти гос-ва на отдельных направлениях,создает иерархию приоритетов в постановке и реализации целей внешней политики.Формой традиционного осуществления внешней политики явл-ся установление дипломатических отношений между гос-ми,открытие представительств гос-в при международных организациях или членство в них.Наличие устойчивых каналов связи с зарубежными партнерами позволяет гос-ву разнообразить сочетание средств и методов внешнеполит-ой деят-ти,осуществлять регулярный обмен информацией,визитами на разных уровнях,заключать договора,по разным вопросам.Внешняя политика гос-ва определяется множеством детерминант,включая уровень общественно-политического,социально-экономического развития,географическое положение страны,ее национально-исторические традиции,цели и потребности обеспечения суверенитета,безопасности и т.д.В переложении на внешнюю политику эти факторы фокусируются в концепции нац-ого интереса и содержание внешней политики определяется тем,что каждое нац-ое гос-во на международной арене стремится реализовать свой интерес.

 

Методы политологии и функции

Эмпирический – получение первичной информации о полит.явлениях. Диалектический – ориентирует на рассмотрение процессов и явлений политики с точки зрения их становления и развития. Системный – рассм. политической сферы как совокупности элементов, взаимосвязанных друг с другом.

Компаративный – сопоставление политических явлений.

Социологический – выявляет зависимость политики от общества.

Бихевиоральный – изучение посредством исследования политического поведения.

Психологический – рассматривает зависимость политического поведения индивидов от их принадлежности к определённой социальной группе, психологическое исследование социальных групп.

Структурно-функциональный – рассматривает политику как сферу, обладающей сложной структурой.

Исторический – изучает политические явления во временной последовательности.

Институциональный.

Деятельностный.

Сравнительный – сравнивает политические системы разных стран.

Функции: - описательная - объяснительная - познавательная - инструментальная - прогностическая - воспитательная - оценочная - методологическая

 

 

Политика как общ.явление.

Политика – сфера жизни общества включающая отношения между различными общностями людей и деятельность институтов представляющих интересы этих общностей. Ядром политики является борьба за власть и использование власти для достижения определённых целей.Политика выступает продуктом определённых социальных структур, вне которых она не выступает.

Источник политики – интересы социальных групп – побудительные мотивы политических действий.

Внутренняя политика – совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов, связанных с решением проблем, существующих в государстве.Внешняя политика – целенаправленная деятельность государства по реализации интересов общества в системе международных отношений

 

 

4. Структура, уровни и функции политики.

Структура:

- Институциональный элемент

- Нормативный элемент (ценности, цели, нормы политической деятельности)

- Процессуальный элемент (система действий по реализации целей)

Уровни:

- макроуровень (уровень деятельности государств)

- мезоуровень (уровень региона/области)

- микроуровень (политика партии/обществ.организации)

- мегауровень (уровень международных отношений)

Политика:

- внутренняя (экономическая, социальная, политическая, духовная)

- внешняя (дипломатическая, внешнеэкономическая, культурная)

- мировая

Функции:

- обеспечение власти

- определение цели и задачи общества

- мобилизация ресурсов (экономических, социальных) для достижения цели

- руководство общественными процессами

- предотвращение/регулирование конфликтов

- социализация личности (приобщение к миру общественных отношений)

- обеспечение целостности государства

- распределение дефицитных ценностей


 

Субъекты политики.

Главный субъект политики – народ. Но народ состоит из отдельных граждан, поэтому отдельный гражданин – личность – это также главный субъект политики. Проблема участия личности в политике имеет многоплановое значение. В любом обществе политика осуществляется отдельными личностями. Подчеркивая значительную роль социальных групп, не следует забывать, что они состоят из отдельных личностей, и поэтому проблема человека в политике все равно остается. Для активного включения личности в политический процесс необходимы следующие предпосылки: - материальные; - социально-культурные (социальная среда, образование); - политико-правовые (определяют возможности участия личности в политике).Совокупность перечисленных предпосылок определяет во многом и развитие политической активности личности как действительного субъекта политики.

Класифик. суъектов: - социальн – включ. Индивидов и различн. соц. слои(демократ., этнич., профессион.); - институциональный – охват. госуд., партии, полит. движен.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.11 с.)