Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические изменения как фактор общественного развития

Поиск

Полит. изменен. бывают 3 осн. видов: 1)упадок- деградирует существующая полит. сист. 2)функционирование-способ поддержания сложившийся полит. сист., воспроизводство существующего равновесия сил(традиции и приемственность преобладают над инновациями). 3)полит. развитие- это процесс становления современной эффективной полит сист., а также процесс её совершенствования. Критерии: 1) структурная дифференц.- специализация полит. структур на выполнен. полит. функций. 2)возрастание способности полит. сист. вести общественные дела и регулировать конфликты, 3)тенденция к равноправию:участие народа в полит. деят.; равенство всех перед законом; отбор полит. элиты не по формальным признакам, а на основе свободных выборов. Цель полит. изменений, полит развития:1) индустриализация и информатизац. общ-ва; 2)повышен. благосостаяния основной массы населения.3)преодаление разрыва между богатыми и бедными. 4)демократизация общ-ва, 5) подконтрольность полит. власти и её ответственность перед обществом. 6)расширение свободы человека.

 

Теория политической модернизации

Теория полит. модернизации представл. собой совокупность различных систем и моделей анализа позволяющих описать и объяснить динамику продаления отсталости традиционного гос-ва. Выдел. 3 этапа: 1) 50-60г, 20ст.- модернизация понималась как вестернизация. Принято было выд. страны спонтанной модерниз.: США, Зап. Европа. 2) этап:Теория модернизации- можно модерниз. существующее развивающ. общ-во, при сохранении универсальных критериев и целей будущих развития, но при сохран. национальн. форм выражения. А)либеральное направление. Представит.: Даль, Алмонд. Они считали, что для модернизации необходимо наличие среднего класса и рост образованности населения. Варианты полит. модерн.:высок. полит. активность элиты преоблад. над высок. полит. активн. масс; высок. полит. активн. элиты и низкая полит. активн. насел., над преобладающ. активностью масс, приводит к росту беспорядков; низкая полит. активн. насел. и низкая полит. активн. элиты, ведёт к хаусу и может привести к приходу 3-й силы и установл. диктатуры. Б) Консервативное напр. Представит.: Линдз, Хантингтон. Считают, что модерниз. можно осущ. при наличии крепкой полит. власти с легетивной правящей партией способной сдерживать тенденции к дестабилизации. Варианты полит. модерн.:широкая либерализация(к власти приход. прогрессивно настроенная элита); частичная либерализ.(власть распределяет небольшое кол-во полномочий в пользу оппозиции, но сохран. ведущие рычаги управления в своих руках); тупиковая либер.(власть предлагает диалог оппозиции, потом начинает репрессии против оппозиции); революционное развитие событий.

3) этап 80г. 20ст. Представит.:Абдель-Малек и Эйзенштадт. Социокультурная специфика восточных обществ имеет более глубоки цивилизационные корни чем у западных обществ. Теоретически модерн. пришла к выводу о необходимости признания социокульт. специфики традиции, как самостоятельный фактор модернизации. Произошло обновление категориального аппарата. Вместо термина модерниз. стало- трансформация. Вместо традициционн. стало- идентичность; вместо взаимствован.- адаптация. Отказ от противопоставления самобытности и модерн., поскольку это противоп. не позволяет описать современные реалии восточного общ-ва. Центральной идеей концеп. самобытности явл. подчинение бытия и развит. общ-ва духовным и нравствен. ценностям восточн. цивил. Особенности концеп. самобытности состоит в том, что они рассматривают любое событие сквозь призму стабильности и интеграции общ-ва.

 

33.Основные этапы преобразования трансформирующихся обществ

Пшеворский выдел. 2 этапа трансформир. общ-ва: 1)либерализ.- увеличение свободы общ-ва без изменен. его структуры и института. Начинается широкая дискуссия по вопросам демократии, нарастает деят. оппозиции и происходит рост общественных движен. 2)демократизации-«высвобождение» из тотального режима: достигнуть согласие между правящими кругами и демократич. контэлиты, согласие по 3 пунктам: относит. прошлого развития общ-ва; согласие по поводу важнейших целей общественного развития; соглас. по определению правил полит. игры. Итоговый документ соглашения- принятие конституции. Шмиттер выдел. 3 этапа: 1)институционализация (формир. и утверждение демократич., полит. институтов);2)Согласие основн. полит. сил с результатами демократич.- полит. процесса.3)усвоение обществом демократич. норм и ценностей. В мировом маштабе демократиз. рассматрив. в виде волн. С.Хантингтон выделил следующие даты волн демократизации: первая, длинная волна демократизации 1828 - 1926 гг.На этом этапе демократиз. утвердилась в США и Зап. Европе; первый откат 1922 - 1942 гг. Первый откат начался в 1922 г., когда Муссолини в Италии пришел к власти. Демокра­тические институты, созданные в 1920-х гг. в Литве, Польше, Латвии и Эсто­нии, были свергнуты в результате военных переворо­тов.; вторая, короткая волна демократизации 1943 - 1962 гг. Вторая мировая война положила начало второй, короткой волне демократиза­ции.; второй откат 1958 – 1975 гг.; третья волна демократизации начинается с 1974 г. и продолжается по сей день (падают авторитарные режимы).

 

Понятие политической элиты. Властвующая и политическая элита.

Элита с франц. языка-«лучшее», «отборное». Полит. элита- это немногочисленная внутренне сплочённая соц. группа, представители которых непосредственно участвуют в принятии и осуществлении полит. решений связанных с использ. гос. власти. Властвующая элита, структура: 1) полит. элита –вершина властной пирамиды. 2) экономич. элита –банкиры, олигархи.3) административная элита- высокопоставл. чиновники гос. аппарата. 4)военная элита –высшие армейские чины. 5)идеологическая элита –это ведущие деятели науки, культуры, руководители СМИ и др.

 

 

Структура и функции политической элиты. Механизм контроля за деятельностью политической элиты.

Выдел. 3 осн. элемента: 1)высшая полит. элита –это лица котор. принимают важнейш. полит. решения на центральном и региональном уровне. 2)в средн. элиту входит: 5% взросл. населения страны, котро. обладает высоким уровнем образования, дохода. 3)административная элита –верхний слой гос. служащих занимающих руководящие посты в министерствах и ведомостях. Функции: 1)выработка и реализ. гос. политики; 2) координация деят. всех ветвей власти; 3)поддержание полит. стабильности общ-ва, защита ценностей типичных для данного общ-ва. 4)согласован. полит. интересов крупных соц. групп. 5)назначение аппарата органов управления. 6)защита корпоративного интереса тех соц. групп на базе котор. сформирована элита. Механизмы: гласность; свобода слова; наличие сильной оппозиции; политический плюрализм; свободная конкуренция потенциальных элит, котор. судьёй должен быть народ; разделение властей; строгое соблюдение законности; открытость элиты.

 

 

Теории элит

Моска, Парето, Михельс. Моска пришёл к выводу: всегда и везде общ-во делиться на 2 класса: многочисленный класс не творческих и пассивных управляемых; малочисленный класс творческих и энергичных управляющих. Класс управляющих сформиров. из лиц обладающих интеллект. превосходством, материал., моральным превосходством. Тенденции:1) аристократич. –власть передаётся от руководителей к своим детям или ближ. соратникам. 2)демократическ. –в элиту приглашают лучших представителей из класса управляемых. Парето делил общ-во на 2 класса, класс управляющих назвал элитой. Разработал теорию «Циркуляции элит». В правящей элите должны быть 2 группы руководителей: «львы» и «лисы». «Львы» -это политики настроенные консервативно, очень преданы стране, сторонники силовых методов в войне. «Лисы» -это хитрые, беспринципные политики, мастера многоступенчатых комбинаций, просчитывают комбинации на много ходов вперёд, боятся применять силу. Правление «лис» выгодно, когда общ-во наход. на спаде. «Лисы» со временем вырождаются во «львов». К этому времени в классе управляющих формир. константа, лица которые в её не входят обладают всеми качествами элиты, но не облад. властью. Контр элита поднимает массы на восстание и свергает выродивш. элиту. В молодой элите есть и «львы» и «лисы». Михельс разработал «Железный закон олигархических тенденций». Он пришёл к выводу, что чем сложнее общ-во тем более профессионального управления оно требует. Массы не облад. не знаниями, не опытом. Со временем общ-вом будут управлять узкий круг лиц, котор. будут передовать власть ближайшим саратникам или детям. В итоге общ-вом будут управлять небольшой круг лиц- элита.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.219 (0.007 с.)