ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деформация правосознания: истоки, формы, пути преодоления



Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма как родового понятия. Сущность его – в общем негативном, отрицательном отношении к праву, законам, нормативному порядку с точки зрения корней, причин - в юридическом невежестве, косности, отсталости. Одним из ключевых моментов является надменно-пренебрежительное отношение к праву, оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей

Нигилистическое отношение, т.е. абсолютное отрицание, формируется в правовой психологии определенных социальных групп, индивидов, когда, например, все стражи порядка – это «менты», когда тюремная жизнь овевается романтикой, ореолом из блатных песен, когда появляются герои – «воры в законе», авторитеты преступного мира.

Правосознание может формироваться еще в детстве, когда, например, мать пугает расшалившегося ребенка милиционером, вместо того чтобы внушать ему мысль, что милиционер – это его защитник, помощник.

Таким образом, правовой нигилизм – это, во-первых, характеристика определенных негативных, деформированных сторон правосознания, это та идеологическая и психологическая часть правосознания, которая резко критически, отрицательно относится к требованиям уважения и соблюдения права. Правовой нигилизм противостоит в правосознании требованиям законности, своему антиподу. Законность в правосознании как раз и реализуется в идеалах соблюдения и уважения права, в укреплении правопорядка.

Но, во-вторых, правовой нигилизм и его антипод – законность – это не только сфера духовной жизни общества, сфера правового сознания. Это еще и характеристика определенного реального состояния общества. Это состояние общества – уже не психологическая, а социальная характеристика. Причем правовой нигилизм может достигать таких уровней и силы, что влечет за собой разрушение правовой системы – и правотворческих, и правоприменительных ее сегментов.

Правовому нигилизму в обществе способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями, полезными бытовыми привычками. Оба эти нигилизма развиваются параллельно (коэволюционно) и могут действительно привести общество к полной деградации. Взаимодействие правового и этического нигилизма только начинает разрабатываться в современной теории права и пока можно сделать только самые общие теоретико-правовые выводы (Венгеров).

Явлением, противостоящим законности и правопорядку, высту­пает правовой, или юридический, нигилизм. Под правовым нигилизмом принято понимать негативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы.Есть и другие дефи­ниции правового нигилизма (Морозова).

Это отрицательное отношение к праву, закону, правовым формам организации общественных отношений.

Во всех других дефинициях категории правового нигилизма под­черкивается отрицательное отношение к праву, игнорирование зако­нов, недооценка их регулирующей роли (проф. Н.И. Матузов).

Причины появления и распространения правового нигилизма разнообразны и не исчерпываются юридическими факторами. Ис­следователи правового нигилизма, в частности проф. В.А. Тума­нов, среди причин (истоков) правового нигилизма называют:

во-первых, особенности исторического развития отдельных на­родов и общества в целом. Так, возникновение и развитие правового нигилизма в России объясняется следствием самодержавного правления, многовекового крепостничества, лишавшего большую массу людей правосубъектности, несовершенство российского правосудия. Слово «нигилист» использовалось в России еще в середине XIX века. Обозначало оно тех, кто критически относился к крепостному праву, уродливым самодержавным властям и порядкам. Но со временем – спустя сто с лишним лет – нигилизм, нигилисты исчезли из словарного фонда политического языка и были заменены в середине XX века на такие наименования соответствующих социальных типов как диссиденты, шестидесятники;

во-вторых, марксистско-ленинскую теорию и практику совет­ского строительства в нашей стране, в частности тезис о диктатуре пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной никаки­ми законами, положение об отмирании права вместе с отмиранием государства, а также масштабные репрессивные кампании, нано­сившие значительный ущерб принципу законности, авторитету за­кона, и т. д. В.И. Ленин в апреле 1921 г. писал: «...Нужна чистка террористическая: суд на месте и расстрел безоговорочно». Массо­вые репрессии обосновывались высшей целесообразностью, теми целями, к которым стремилось социалистическое общество. Все это способствовало формированию неуважения к праву;

в-третьих, административно-командные методы, преимущест­венно использовавшиеся в управлении страной на протяжении всей истории Советского государства, которые исключали правовые средства регулирования;

в-четвертых, расхождение между декларативными положения­ми законов и действительностью, правовую демагогию, т.е. наме­ренный обман населения для достижения политически и юридиче­ски корыстной цели;

в-пятых, кризисное состояние российского общества в период перестройки и его реформирования, сделавшее возможными разно­образные правонарушения, рост преступности, безнаказанность, неконтролируемое состояние и как результат — утрата доверия к праву, закону, политическим и правовым институтам, к Консти­туции;

в-шестых, деформацию правосознания и низкий уровень право­вой культуры не только отдельных должностных лиц, но и веет населения и общества в целом.

Формы выражения.Одной из форм существования правового нигилизма являются правовая идеология, идеологические течения, теоретические доктрины, например анархизм, левый радикализм. Чаще всего их связывают с именами П. Прудона (1809-1865), М. Штирнера (1806-1856), М.А. Баку­нина (1814-1876), П.А. Кропоткина (1848-1921).

Правовой нигилизм существует и в форме негативных по отно­шению к праву позиций, установок, стереотипов, неверия в право­вые средства и способы регулирования общественных отношений.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в фор­му нарушений законов, различного рода правовых установлений вплоть до совершения преступлений, массового неисполнения юри­дических предписаний со стороны не только граждан, но и должно­стных лиц.

К формам проявления правового нигилизма относят также при­нятие несовершенных, ущербных с точки зрения юридической тех­ники законов, в том числе не обеспеченных соответствующим финан­сированием, противоречащих друг другу, взаимоисключающих, параллельно действующих и дублирующих. К этому следует отнести и нестабильность законодательства, его излишнюю подвижность.

К формам выражения правового нигилизма принято относить нарушения прав человека, слабую эффективность правовой защи­ты этих прав, неспособность государства обеспечить безопасность личности.

К формам существования правового нигилизма нередко причис­ляют и трактовку права как чисто инструментального средства — как способа оформления принимаемых политических решений, как рычага проведения определенной политики власти. Между тем пра­во представляет собой самостоятельную социальную, историче­скую, культурную ценность, и им надо умело пользоваться.

Возможны и другие формы, в которые облекается правовой ни­гилизм. С развитием общественной жизни, усложнением ее могут появиться и новые формы нигилизма.

В литературе называют так­же уровни существования правового нигилизма, например:

а) об­щесоциальный, когда правовой нигилизм становится характерным для всего общества;

б) правовой нигилизм отдельных социальных структур (государственных и негосударственных, формальных и неформальных);

в) правовой нигилизм конкретной личности, встречи которой с правоохранительными органами не принесли ожидаемых решений правовых проблем, в том числе защиты ее прав и законных интересов.

Пути преодоления правового нигилизма:

1) формирование и проведение научно обоснованной, прогрес­сивной правовой политики, сориентированной на личность, при­оритетность ее прав;

2) утверждение в обществе идеи господства правовых ценно­стей, правовых средств разрешения любых конфликтов;

3) воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;

4) совершенствование законодательства;

5) повышение эффективности деятельности правоох-х органов и особенно судебной защиты прав и свобод;

6) повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан;

7) подготовка высококвалифицированных кадров для государ­ственного аппарата, в том числе юристов.

В юридической литературе антиподом правовому нигилизму, но сходным с ним по своим негативным последствиям называют пра­вовой идеализмили, как его еще именуют, юридический фети­шизмили юридический романтизм. Он представляет собой гипер­трофированное отношение к юридическим средствам, переоценку роли права, его возможностей, убежденность, что с помощью зако­нов можно решить все социальные проблемы.

Противостоит правовому нигилизму, иным деформациям правосознания такой сложный социальный феномен, как правовая культура и правовое воспитание.

Идеалом правового воспитания является юридический всеобуч. Однако не следует преувеличивать роль правового воспитания. Иллюзией является представление, что если всех обучить праву, то исчезнут правонарушения. Все же главное – это жизненный юридический опыт каждого гражданина.

Венгеров: Так же важно сформировать, используя и искусство, и средства массовой информации, и иные способы, положительный образ защитника правопорядка.

Надо отдать должное американскому кино, где, как правило, полицейский – это защитник вдов и сирот, 57.) обиженных и умаленных, принципиальный борец с мафией, иными преступниками.

Правовой нигилизмнегативное или скептическое отношение к праву вплоть до полного неверия в его возможности решать социальные проблемы. Одной из форм этой правовой идеологии являются некоторые теоретические доктрины, например, анархизм (теория о неограниченной свободе и равенстве людей, ликвидации классов) и левый радикализм.

В юридической практике правовой нигилизм облекается в форму нарушения законов и различного рода правовых установлений.

Пути преодоления правового нигилизма:

ü совершенствование законодательства;

ü повышение общей и правовой культуры населения;

ü подготовка квалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов;

ü воплощение в жизнь режима законности и правопорядка.

Правовой идеализм (юридический фетишизм) – антипод правовому нигилизму – гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убежденность, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.


Билет 21.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.01 с.)