Политическая система общества: сущность, структура, функции. Государство в политической системе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая система общества: сущность, структура, функции. Государство в политической системе.



Политическая система – это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных социально-политическим, правовым, идеологическим нормам, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Она включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система как часть или подсистема совокупной общественной системы, взаимодействует с другими ее подсистемами: экономической, социальной, правовой, идеологической, культурной.

Политическая система конкретного общества определяется его классовой природой, социальным строем, формой государства, исторической и национальной традицией уклада политической жизни (политически активным или пассивным населением, с родственными связями или без них, с развитыми или неразвитыми гражданскими отношениями и т.д.)

В зависимости от разных факторов, формируются разнообразные типологии политических систем. Выделим такие базовые модели, как:

1. командную – ориентированную на использование принудительных, силовых методов в управлении;

2. соревновательную – основной доминантой существования которой служит противостояние, противоборство различных политических и социальных сил;

3. социопримирительную – нацеленную на поддержание социального консенсуса и преодоление конфликтов.

К основным субъектам политической системы можно отнести: политические партии; массовые политические движения; общественные объединения (профсоюзы, союзы работников культуры); трудовые коллективы, коллективы граждан; различные ассоциации (промышленников, банкиров, фермеров и т.п.).

Поскольку ткань политических отношений образует взаимодействие частных и общих интересов, то необходим специальный механизм, орган, который бы упорядочивал политическую систему. Такой силой, объединяющей общество, разделенное на клас­сы, слои, этнические, и прочие социально-статусные группы, является государство. Потому что:

1. Определяя внутреннюю и внешнюю политику, обеспечивая общественный порядок и оборону страны, государство выступает в качестве официального представителя всего общества.

2. Государство - это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений. Это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

3. Государство обладает исключительным правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер, посредством которых осуществляется управление обществом, регламентация собственной деятельности государства.

4. В рамках государства осуществляется профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми.

5. Государство обеспечивает четкость границ политического пространства. Оно имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и граждан, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально обеспечивающих его деятельность.

6. Государство имеет материальные ресурсы для обеспечения своих функций и потребностей.

Ввиду всех указанных особенностей, государство занимает центральное, определяющее место в политической системе общества, поэтому его называют ядром политической системы.

Вопрос №21. Российское государство: особенности возникновения и эволюции, основные социально-исторические характеристики.

На формирование Российского государственности изначально оказывали воздействия условия и факторы общего характера,т.е. экономические закономерности,определяющие классовое расслоение общества- общие условия возникновения любого гос-ва.

Также на формирование государства оказывают воздействия и условия особенного характера влияющие на специфику с историческим периодом (т.е. хронологические рамки, геополитическое положение и идеологические условия).

1) В частности на возникновение Древнерусского гос-ва на особенности его формирования на начальной стадии оказывало географическое положение, с которым связывают воздействие западной и восточной правовой традиции.

2) Второй фактор - касающийся роли религии и религиозных институтов в период объединения земель.

3) Специфику Российской государственности исторически определяли:

- полиэтничность (многонациональность)

- большие территориальные пространства

- экономические ресурсы

Все эти условия оказывали влияние на формы гос-ва, определяли особенности формы правления, формы территориал. устройства и особенности политических режимов, перечисленные факторы, которые играли влияние на формирование Российской государственности и определяют особенности современного состояния РФ.

Современное Российское гос-во имеет следующие характерные черты:

-по форме правления республика (обладающая признаками президентской модели)

-по территориал. устройству – смешанная федерация (основанная на конституционном разграничении предметов ведения между федеральной властью и органами местного самоуправления субъектов. Это говорит о том, что субъекты федерации образованы как по национальному признаку так и по территориальному, и имеют разные статусы)

-политический режим - демократический

Вопрос №22 Современное Российское государство: форма, социально – историческая специфика, направления развития.

С принятием новой Конституции(1993года)завершился советский этап в развитии страны, был провозглашен курс на создание правового демократического гос-ва.

В этой связи в соответствии со статьей 1 Конституции РФ-Россия – является демократическим, республиканским, федеративным, правовым и социальным гос-вом.

По форме правления- президентская республика с элементами парламентской.

В главе 4 Конституции РФ содержится значительный перечень полномочий Президента РФ как главы гос-ва. Элементы парламентской республики нашли свое выражение в праве Гос.Думы выразить недоверие Правительству РФ. вместе с тем, вопрос об отставке Правительства решает Президент РФ.

Высшим представительным(законодательным) органом является Федеральное собрание. Состоящие из двух палат Совета Федерации(верхняя палата) и Гос. Думы (нижней палаты).

По форме гос. устройства – федерация договорно-конституционная, асимметричная построенная по национальному(республики) и территориальному(края и области) признакам.

Политический режим демократичный т.к. в Конституции РФ закреплен широкий круг прав и свобод граждан, предусмотрены институты представительной и непосредственной демократии, система органов муниципального управления, демократического правосудия и.т.д.

Отличительные признаки Российского гос-ва:

-по своему типу современное Российское гос-во- переходное –постсоветское, т.е оно включает в себя черты советской государственности и укрепление демократических начал.

-Российское гос-во является посттоталитарным, так как в нем по-прежнему политическая целесообразность превалирует над нормами права.

-современное Российское гос-во по форме политико-территориального устройства сочетает в себе федеративные и конфедеративные начала (отношение центра со многими национально-государственными образованиями - на основе двухсторонних договоров и разделении компетенции)

Наряду с особенностями формы гос-ва, которые закреплены на конституцион. уровне т.е. юридически, следует отметить ряд особенностей не вытекающих из действующего законодательства.

- объективное стремление к централизованной власти

- приоритетное значение публичных интересов над частными

-основу правового регулирования составляет система законов(нормативно-правовых актов), что позволяет отнести правовую систему к романно- германской правовой семье

-особое значение государственном управлении имеет указ Президента, который регулирует наиболее социально значимые обязательные отношения, что в ряде случаев заменяет законодательное регулирование.

Современное состояние Российской государственности можно охарактеризовать как пореформенный период преобразование органов гос.власти и органов гос.управления, правоохранительной системы в частности органов следствия, системы исполнения наказания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.009 с.)