Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По форме выражения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.

Поиск

а) Абстрактная гипотеза акцентирует внимание на их общих, родовых признаках условий действия нормы. Она абстрагируется от частностей в характеристике обстоятельств действия нормы, но, вместе с тем, связывает норму с конкретными отношениями определенного вида. То есть, она является тем же конкретным, но взятым в его типичных чертах.

Например, одна из норм Уголовного Кодекса РФ содержит запрет совершать преступление в виде оскорбления, т.е. в виде унижения чести и достоинства другого лица, выраженном в неприличной форме. И определяет наказание за его нарушение. Абстрактность гипотезы здесь проявляется в том, что она не указывает на частные обстоятельства, конкретные формы и способы унижения чести и достоинства личности. Оно при этом может быть совершено в устной или письменной форме, действием в присутствии или в отсутствие потерпевшего и т.п. В ней не детализируются возможные проявления «неприличной формы выражения».

б) Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы с отдельными, строго определенными частными случаями, которые трудно или невозможно отразить с помощью абстрактной гипотезы. Казуистическая гипотеза предусматривает и специально формулирует отдельные, конкретно-определенные, сравнительно редко встречающиеся в судебной практике случаи.

3. По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств) гипотезы бывают положительными и отрицательными.

Положительная гипотеза связывает предписание с наличием определенных условий. А при отрицательной гипотезе применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий (пример: неоказание врачом помощи больному).

Диспозиция нормы права: понятие, виды.

Диспозиция – стержень правовой нормы, ядро в содержании нормы права, поскольку содержит само правило поведения.

Виды диспозиций.

1. По характеру воздействия на субъектов диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

а) Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право (разрешение, дозволение) на совершение предусмотренных в них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в них выступают слова: «вправе», «имеет право», «может».

б) Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в них используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».

в)Запрещающие диспозиции содержат запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия), требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, признаваемого законом правонарушением. Операторами волевого поведения в них служат слова: «запрещается», «не вправе», «не допускается».

2. По способу изложения диспозиции делятся на:

а) Простые – которые содержат вариант поведения, не раскрывая его вдеталях.

б) Описательные – которые описывают все признаки деяния или правила поведения.

в) Отсылочные (ссылочные) - которые сами не содержат вариант поведения или отношения, а отсылают к другим статьям данного нормативно-правового акта, где содержится нужное предписание.

г) Бланкетные - в которых содержится лишь общее направление, каркас правила поведения, а за его конкретизацией норма отсылает к иным нормативным документам (инструкциям, правилам и т.п.) специально указанных органов.

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Санкция нормы права: понятие, виды.

Санкция юридической нормы – это ее третий, заключительный элемент, в котором предусмотрены определенные последствия материального, физического и т.п. характера, наступающие для лица, нарушившего диспозицию данной нормы. По своему содержанию санкция есть вид и мера юридической ответственности правонарушителя.

Виды санкций.

1. По отраслевой принадлежности они делятся на уголовно-правовые, административно-правовые, дисциплинарно-правовые, гражданско-правовые и т.д.

2. По характеру последствий они делятся на штрафные (карательные), предупредительные и правовосстановительные (возместительные).

а) Штрафные (карательные) санкции – это активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя (лишение свободы, штраф, взыскание материального ущерба).

б) Предупредительные санкции – направленные на недопущение противоправного поведения или связанные с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера (предупредительный привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого, принудительное лечение).

в) Правовосстановительные санкции – связанные с восстановлением нарушенных прав и законных интересов различных субъектов (восстановление на прежней работе, взыскание материального или морального ущерба).

3. По степени определенности они делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные, кумулятивные.

а) Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы.

б) Относительно-определенные санкции устанавливают нижний и верхний (или только верхний) пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Например: «наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет», «наказывается лишением свободы на срок до 5 лет».

в) Альтернативные санкции содержат два или несколько возможных вариантов меры государственного воздействия, из которых надо выбрать один, наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

г) Кумулятивные (смешанные) – содержащие указания на дополнительные неблагоприятные последствия правонарушения.

Классификации норм права.

Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Основания классификации могут быть самыми различными.

1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.

2. По форме регулирования: регулятивные (регулирую фактические отношений, возникающие между субъектами) охранительные (фиксируют меры гос.принуждения, применяемые за нарушение правовых запретов)

3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.

5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей, и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.8 (0.006 с.)