Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук. Теория государства и права- обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явления цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначения в обществе. ТГП относится к общественным (социальным) и гуманитарным наукам. Объектом ее изучения является вся государственно-правовая реальность, важнейшими элементами которой выступают такие многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Функции ТГП: Ø Гносеологическая -познавательная- выявление новых знаний о госуд. и праве. Ø Аксеологическая- ценностная- на основе сравнения, анализа, оценки явлений выделяют те знания и сведения, которые имеют значения для дальнейшего исследования и для юридической практики. Ø Прогностическая- выявление закономерностей, позволяющих делать предположения о перспективах развития госуд. и права. ТГП – это историко-теоретическая юридическая наука. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками; не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с социологией- базовой наукой для всех общественных наук. Тем более она важна для юриспруденции в целом, поскольку из нее черпается знание об общественных процессах и отношениях, которые регулируются с помощью права; о социальных институтах, в число которых входят государство и право; о различных социальных структурах (семье, организациях, общественных движениях и др.), выступающих субъектами правоотношений. Неразрывная связь существует между ТГП и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической теории, ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей. Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией. От нее ТГП воспринимает знание о государстве, его характерных чертах и особенностях, отличающих его от других звеньев политической системы, выявляя при этом правовые формы и стороны в деятельности государства. Невозможно существование ТГП вне связи с историей, изучающей прошлые формы государственно-правовой организации человечества во всем их многообразии и конкретности. Методология теории государства и права. Основные методы изучения государственно-правовых явлений. Методология- комплекс приемов и средств, с помощью которых достигается цель. Методология ТГП- система особых приемов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений. 3 группы методов: Ø Общие методы: логические приемы, анализ, синтез, метод индукции, дедукции, прогнозирования и т.д. Ø Специальные методы: приемы и способы, которые являются результатом познавательной практики других наук, но переносятся в юридическую науку: статистический метод, социологические исследования и т.д. Ø Частично-научные методы: формы юридической познавательной деятельности: сравнительное правоведение, юридическая компаративистика (сравнение) и т.д. Общественная власть и социальное регулирование в догосударственном обществе. Ранние формы социальной организации общества как предпосылки государства. Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить условия для выживания. Первичное объединение людей- род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, а племена в союзы племен. Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. Отношения между племенами регулировались советом старейшин, который обладал высшей властью, а так же судебной функцией. На ранних стадиях первобытнообщинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущениях, установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, т.к. первобытное общество не знало норма морали, религии и права. Основные формы норм, которыми регулировались поведения людей в первобытнообщинном строе: · миф (эпос,сказание, предание)- художественно- образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном или необходимом поведении. · Обычай - передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересны все членов общества. Обычаи могли былть моральные, религиозные и правовые. · Ритуал- совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами. · Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. · Табу- запрет. Предпосылки к формированию государства: · Разделение труда · Частная собственность, которая определяла формирование государственных институтов собственности · Классы: купцы, ремесленники Возникают институты чиновничеств, временная армия, наемная. Вопрос №6. Основные признаки государства. 1. Наличие аппарата власти и управления 2. Наличие аппарата принуждения (армия, милиция, тюрьмы). 3. Представитель на международной арене 4. Обладание суверенитета. 5. Налоги и налогообложение. 6. Население 7. Наличие своих отличительных знаков, символов 8. Территория (фактическая и юрисдикционная) Социальное назначение государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека; в решении общих дел управления людьми; в разрешении споров; в урегулировании внешних конфликтов; в применении легализированного насилия – наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. Вопрос №7. Государственная власть как вид социальной власти: понятие и свойства. Легальность и легитимность государственной власти. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп. Вопрос №8. Вопрос №9. Вопрос №10. Билет №14. Политический режим: понятие и виды. Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которую выражают ее содержимое и характер. Виды 1)Демократический режим: "демократия" означает народовластие Признаки: · население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии; · решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства; · существование гражданского общества с его развитой структурой; · выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; · гласность, свобода от цензуры; · реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. 2)Авторитарный режим – государственно - политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией) при минимальном участии народа. Авторитаризм, как метод властвования и управления, рассматривается, как компромисс м/у тоталитарным и демократическим режимом. Признаки: · в центре и на метах происходит концентрация власти в руках одного/несольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти; · власти не делятся на 3 ветви; · гос органы и должностные лица не выборные; · частичная цензура; · права и свободы чела провозглашены, но не исполняются; · высока роль лидера. 3)Тоталитарный характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общ жизни, полным подчинением человека политической власти и господ идеологии. Признаки: · гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни; · общество почти полностью отчуждено от политической власти; · монополистический контроль над СМИ, культурой, религией до личной жизни людей; · гос власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; · доминирующий метод управления - насилие, принуждение; · отсутствуют гарантии на права и свободы чела · одна официальная идеология; · гос власть осуществляется по своему усмотрению, без учёта мнения большинства · господство одной партии, запрет оппозиции Любая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Содержанию нормы права соответствует ее структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции. Содержание правоотношения: понятие, характеристика основных элементов. Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание - это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Иными словами, - это те фактические общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения. К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения. Субъекты правоотношений - это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые образуют юридическое содержание этого правоотношения. Субъективное право - это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий: - право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица; - право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц; - право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав. Юридическая обязанность - это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов: - обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством; - обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е. воздерживаться от поведения, поступков, запрещенных законодательством; - обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение. Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами - это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей. Специфика От нормативного правоприменительный акт отличается следующим: применяется на основе нормативного и реализует норму права; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права, не содержат норм права; выступает как юридический факт; носит одноразовый характер. Виды: 1. По субъектам: а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении); б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления). 2. По значению: а) основные (приговор суда); б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого). 3. По характеру правового воздействия: а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе); б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого). 4. По форме: а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.); б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согласен" руководителем организации на заявление работника); в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте); Способы Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений. Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование). Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение. Историко-политический способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие Целевое толкование предполагает уяснение целей издания данной нормы для того, чтобы в процессе применения воплотить подлинную волю законодателя. Специально-юридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда). Функциональный способ толкования - под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим. Этапы толкования права. Процесс толкования права включает в себя два этапа: 1) уяснение содержания норм права, 2) разъяснение содержания норм права. Уяснение - обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя. Разъяснение - этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других. Причины : недостаток конституционного контроля на стадии законотворчества; ошибки формирования текста законодательного акта-перевода разработанного законодательного решения в юридические конструкции и формулы; недостаток организации и экспертного обеспечения законодательного процесса; отсутствие полной, корректной и практичной модели качественного закона (нормы закона); отсутствие логики и последовательности в изменении законодательства; ошибки проектирования законодательного решения; и др. К сказанному можно добавить низкий в целом уровень правового сознания и правовой культуры населения, широко распространённый в обществе правовой нигилизм. Как следствие, действующее сегодня в России законодательство, изобилует пробелами, противоречиями и положениями, допускающими различное толкование, что ведёт к возникновению многочисленных проблем в правоприменительной деятельности, нарушению прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов. В юриспруденции выделяют три способа преодоления пробелов – аналогия закона (При применении аналогии закона следует найти самую близкую по своим основным признакам норму из всех, имеющихся в правовой системе, и решать дело в ее рамках.), субсидиарное применение права, аналогия права (правовая аналогия может быть применена только в случае, если все способы юридического толкования норм остались бессильны. Обращается к общим началам права) В общем виде эти три способа устранения пробелов в праве сводятся к двум, так как субсидиарное применение права – это разновидность аналогии закона. Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает. Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук. Теория государства и права- обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явления цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначения в обществе. ТГП относится к общественным (социальным) и гуманитарным наукам. Объектом ее изучения является вся государственно-правовая реальность, важнейшими элементами которой выступают такие многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений. Функции ТГП: Ø Гносеологическая -познавательная- выявление новых знаний о госуд. и праве. Ø Аксеологическая- ценностная- на основе сравнения, анализа, оценки явлений выделяют те знания и сведения, которые имеют значения для дальнейшего исследования и для юридической практики. Ø Прогностическая- выявление закономерностей, позволяющих делать предположения о перспективах развития госуд. и права. ТГП – это историко-теоретическая юридическая наука. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками; не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего она связана с социологией- базовой наукой для всех общественных наук. Тем более она важна для юриспруденции в целом, поскольку из нее черпается знание об общественных процессах и отношениях, которые регулируются с помощью права; о социальных институтах, в число которых входят государство и право; о различных социальных структурах (семье, организациях, общественных движениях и др.), выступающих субъектами правоотношений. Неразрывная связь существует между ТГП и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической теории, ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей. Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией. От нее ТГП воспринимает знание о государстве, его характерных чертах и особенностях, отличающих его от других звеньев политической системы, выявляя при этом правовые формы и стороны в деятельности государства. Невозможно существование ТГП вне связи с историей, изучающей прошлые формы государственно-правовой организации человечества во всем их многообразии и конкретности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.44.115 (0.012 с.) |