Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук.



Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук.

Теория государства и права- обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явления цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначения в обществе.

ТГП относится к общественным (социальным) и гуманитарным наукам. Объектом ее изучения является вся государственно-правовая реальность, важнейшими элементами которой выступают такие многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Функции ТГП:

Ø Гносеологическая -познавательная- выявление новых знаний о госуд. и праве.

Ø Аксеологическая- ценностная- на основе сравнения, анализа, оценки явлений выделяют те знания и сведения, которые имеют значения для дальнейшего исследования и для юридической практики.

Ø Прогностическая- выявление закономерностей, позволяющих делать предположения о перспективах развития госуд. и права.

ТГП – это историко-теоретическая юридическая наука. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками; не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с социологией- базовой наукой для всех общественных наук. Тем более она важна для юриспруденции в целом, поскольку из нее черпается знание об общественных процессах и отношениях, которые регулируются с помощью права; о социальных институтах, в число которых входят государство и право; о различных социальных структурах (семье, организациях, общественных движениях и др.), выступающих субъектами правоотношений.

Неразрывная связь существует между ТГП и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической теории, ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей.

Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией. От нее ТГП воспринимает знание о государстве, его характерных чертах и особенностях, отличающих его от других звеньев политической системы, выявляя при этом правовые формы и стороны в деятельности государства.

Невозможно существование ТГП вне связи с историей, изучающей прошлые формы государственно-правовой организации человечества во всем их многообразии и конкретности.

Методология теории государства и права. Основные методы изучения государственно-правовых явлений.

Методология- комплекс приемов и средств, с помощью которых достигается цель.

Методология ТГП- система особых приемов, принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

3 группы методов:

Ø Общие методы: логические приемы, анализ, синтез, метод индукции, дедукции, прогнозирования и т.д.

Ø Специальные методы: приемы и способы, которые являются результатом познавательной практики других наук, но переносятся в юридическую науку: статистический метод, социологические исследования и т.д.

Ø Частично-научные методы: формы юридической познавательной деятельности: сравнительное правоведение, юридическая компаративистика (сравнение) и т.д.

Общественная власть и социальное регулирование в догосударственном обществе. Ранние формы социальной организации общества как предпосылки государства.

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить условия для выживания.

Первичное объединение людей- род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, а племена в союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. Отношения между племенами регулировались советом старейшин, который обладал высшей властью, а так же судебной функцией.

На ранних стадиях первобытнообщинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущениях, установлением многочисленных запретов в виде заклятий, обетов, зароков и табу, т.к. первобытное общество не знало норма морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировались поведения людей в первобытнообщинном строе:

· миф (эпос,сказание, предание)- художественно- образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном или необходимом поведении.

· Обычай - передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересны все членов общества. Обычаи могли былть моральные, религиозные и правовые.

· Ритуал- совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

· Традиция- набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

· Табу- запрет.

Предпосылки к формированию государства:

· Разделение труда

· Частная собственность, которая определяла формирование государственных институтов собственности

· Классы: купцы, ремесленники

Возникают институты чиновничеств, временная армия, наемная.

Вопрос №6.

Основные признаки государства.

1. Наличие аппарата власти и управления

2. Наличие аппарата принуждения (армия, милиция, тюрьмы).

3. Представитель на международной арене

4. Обладание суверенитета.

5. Налоги и налогообложение.

6. Население

7. Наличие своих отличительных знаков, символов

8. Территория (фактическая и юрисдикционная)

Социальное назначение государства: создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, свободное развитие человека; в решении общих дел управления людьми; в разрешении споров; в урегулировании внешних конфликтов; в применении легализированного насилия – наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций.

Вопрос №7.

Государственная власть как вид социальной власти: понятие и свойства. Легальность и легитимность государственной власти.

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Социальная власть – одна из форм управления социальными прогрессами, при которой согласованность совместной деятельности людей достигается по средствам подчинения их единому управляющему началу, т. е. подчинению воли одних индивидов и социальных групп воле других индивидов и социальных групп.

Вопрос №8.

Вопрос №9.

Вопрос №10.

Билет №14. Политический режим: понятие и виды.

Политический режим – совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которую выражают ее содержимое и характер.

Виды

1)Демократический режим: "демократия" означает народовластие

Признаки:

· население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой (референдум) и представительной демократии;

· решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства;

· существование гражданского общества с его развитой структурой;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти;

· гласность, свобода от цензуры;

· реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

2)Авторитарный режим – государственно - политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией) при минимальном участии народа. Авторитаризм, как метод властвования и управления, рассматривается, как компромисс м/у тоталитарным и демократическим режимом.

Признаки:

· в центре и на метах происходит концентрация власти в руках одного/несольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

· власти не делятся на 3 ветви;

· гос органы и должностные лица не выборные;

· частичная цензура;

· права и свободы чела провозглашены, но не исполняются;

· высока роль лидера.

3)Тоталитарный характеризуется абсолютным контролем гос-ва над всеми областями общ жизни, полным подчинением человека политической власти и господ идеологии.

Признаки:

· гос-во стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

· общество почти полностью отчуждено от политической власти;

· монополистический контроль над СМИ, культурой, религией до личной жизни людей;

· гос власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам;

· доминирующий метод управления - насилие, принуждение;

· отсутствуют гарантии на права и свободы чела

· одна официальная идеология;

· гос власть осуществляется по своему усмотрению, без учёта мнения большинства

· господство одной партии, запрет оппозиции

Любая норма устанавливает для участников регулируемых ею общественных отношений взаимные права и обязанности; предусматривает фактические обстоятельства, при наличии которых носителями этих прав и обязанностей становятся определенные, конкретные лица – субъекты правоотношений; предупреждает о последствиях нарушения данной нормы. Содержанию нормы права соответствует ее структура – внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.

Содержание правоотношения: понятие, характеристика основных элементов.

Правоотношения обладают материальным и юридическим содержанием. Материальное содержание - это фактическое поведение, которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить. Иными словами, - это те фактические общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Юридическое содержание правоотношения - это субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения.

К элементам структуры правоотношения относятся: субъекты, содержание и объект правоотношения.

Субъекты правоотношений - это отдельные люди или организации, которые в соответствии с нормой права наделены способностью быть участниками правоотношений. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. Нужно хорошо усвоить важнейшие в правовой теории и практике понятия правосубъектности, правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Под социальным содержанием правоотношения понимается содержание фактического общественного отношения, т.е. деятельность, поведение участников отношения, осуществляемые в рамках их субъективных прав и юридических обязанностей, которые образуют юридическое содержание этого правоотношения.

Субъективное право - это установленная законом мера (вид, объем) возможного поведения конкретного субъекта права. Различают три вида правомочий:

- право на действия или вступление во взаимодействие в своих интересах, т.е. возможность поведения самого управомоченного лица;

- право требовать от обязательной нормы исполнения лежащей на ней юридической обязанности, т.е. возможность обладателя права требовать соответствующего поведения от обязанных лиц;

- право на официальную защиту своих правомочий в случае неисполнения другой стороной своих обязанностей либо возникновения явных препятствий реализации субъективного права, т.е. возможность правомочной стороны обращаться к компетентным органам за защитой нарушенных прав.

Юридическая обязанность - это установленная законом мера (вид, объем) должного поведения обязанного субъекта, которому оно должно следовать в интересах управомоченной стороны под страхом государственного принуждения. Юридические обязанности бывают трех видов:

- обязанность активного поведения и действия, т.е. совершать определенные положительные действия, требуемые законодательством;

- обязанность воздерживаться от каких-либо действий, т.е. воздерживаться от поведения, поступков, запрещенных законодательством;

- обязанность нести юридическую ответственность, т.е. претерпевать нежелательные последствия за совершенное правонарушение.

Объект правоотношений - это то, на что воздействуют юридические права и обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Иными словами - это блага, ценности, ради которых субъекты вступают в правоотношения. Так, в имущественных правоотношениях это действия, поведение сторон по выполнению прав и обязанностей, связанных с удовлетворением их материальных и культурных потребностей.

Специфика

От нормативного правоприменительный акт отличается следующим:

применяется на основе нормативного и реализует норму права; имеет конкретный, персонифицированный характер; не является источником права, не содержат норм права; выступает как юридический факт; носит одноразовый характер.

Виды:

1. По субъектам:

а) акты государственных органов (приговор суда, приказ об увольнении);

б) акты негосударственных органов (решения органов местного самоуправления).

2. По значению:

а) основные (приговор суда);

б) вспомогательные (подготавливают издание основных, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого).

3. По характеру правового воздействия:

а) регулятивные - устанавливают конкретные юридические права и обязанности в связи с правомерным поведением людей (приказ ректора вуза о зачислении в вуз, приказ о повышении по службе);

б) охранительные - издаются в связи совершением правонарушений (постановление о возбуждении уголовного дела, приговор суда, протест прокурора, постановление следователя о привлечении подозреваемого в качестве обвиняемого).

4. По форме:

а) письменные или документированные - в виде отдельного документа (указы, приговоры, решения, приказы и др.);

б) резолютивные - резолюция на материалах дела (например, "согласен" руководителем организации на заявление работника);

в) устные (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте);

Способы

Способы толкования права - это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые сознательно или интуитивно субъектом для получения ясности относительно правовых велений.

Грамматический (филологический) способ состоит прежде всего в определении смысла отдельных слов, установлении лексической связи между ними (грамматическое толкование).

Систематический способ состоит в уяснении содержания правовой нормы путем сопоставления ее с иными нормами данной отрасли права, а также с нормами других отраслей, регулирующих это общественное отношение.

Историко-политический способ состоит в выяснении историко-общественных условий, тех экономических, социальных, политических и иных факторов, вызвавших к жизни данную правовую норму, а также анализе целей и задач, которые решает государство посредством введения ее в действие

Целевое толкование предполагает уяснение целей издания данной нормы для того, чтобы в процессе применения воплотить подлинную волю законодателя.

Специально-юридический способ - это исследование технико-юридических средств и приемов изложения воли законодателя, основанное на специальных знаниях юридической науки и прежде всего юридической техники

Логический способ толкования - это исследование логической структуры отдельных положений нормативного акта. Предмет анализа составляют не сами слова, а совокупность слов и их соотношение между собой. При этом используются различные логические приемы (например, доведение до абсурда).

Функциональный способ толкования - под ним понимается толкование, опирающееся на факторы и условия, в которых реализуется норма права. Здесь важное значение придается оценочным терминам и выражениям ("добросовестность", "уважительная причина", "производственная необходимость", "интересы детей" и т.д.). Этот прием во многом совпадает с историко-политическим.

Этапы толкования права.

Процесс толкования права включает в себя два этапа:

1) уяснение содержания норм права,

2) разъяснение содержания норм права.

Уяснение - обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.

Разъяснение - этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других.

Причины

: недостаток конституционного контроля на стадии законотворчества; ошибки формирования текста законодательного акта-перевода разработанного законодательного решения в юридические конструкции и формулы; недостаток организации и экспертного обеспечения законодательного процесса; отсутствие полной, корректной и практичной модели качественного закона (нормы закона); отсутствие логики и последовательности в изменении законодательства; ошибки проектирования законодательного решения; и др.

К сказанному можно добавить низкий в целом уровень правового сознания и правовой культуры населения, широко распространённый в обществе правовой нигилизм. Как следствие, действующее сегодня в России законодательство, изобилует пробелами, противоречиями и положениями, допускающими различное толкование, что ведёт к возникновению многочисленных проблем в правоприменительной деятельности, нарушению прав и законных интересов граждан и хозяйствующих субъектов.

В юриспруденции выделяют три способа преодоления пробелов – аналогия закона (При применении аналогии закона следует найти самую близкую по своим основным признакам норму из всех, имеющихся в правовой системе, и решать дело в ее рамках.),

субсидиарное применение права,

аналогия права (правовая аналогия может быть применена только в случае, если все способы юридического толкования норм остались бессильны. Обращается к общим началам права) В общем виде эти три способа устранения пробелов в праве сводятся к двум, так как субсидиарное применение права – это разновидность аналогии закона.

Задача аналогии заключается в том, чтобы разрешить ситуацию, не предусмотренную законом, таким образом, каким разрешил бы ее законодатель, судя по тому, как он разрешает другие подобные ситуации. Законодатель устраняет пробел, а правоприменитель - восполняет или преодолевает.

Теория государства и права как наука, ее объект, предмет, функции и место в системе юридических наук.

Теория государства и права- обобщающая политико-правовая наука, характеризующая социальные, экономические и политические основы государства и права как явления цивилизации и культуры, раскрывающая их сущность, закономерности развития, взаимодействия и назначения в обществе.

ТГП относится к общественным (социальным) и гуманитарным наукам. Объектом ее изучения является вся государственно-правовая реальность, важнейшими элементами которой выступают такие многосложные компоненты общества, как государство и право, государственно-правовые явления социальной жизни. Предмет изучения ТГП составляют общие закономерности существования и развития государственно-правовых явлений.

Функции ТГП:

Ø Гносеологическая -познавательная- выявление новых знаний о госуд. и праве.

Ø Аксеологическая- ценностная- на основе сравнения, анализа, оценки явлений выделяют те знания и сведения, которые имеют значения для дальнейшего исследования и для юридической практики.

Ø Прогностическая- выявление закономерностей, позволяющих делать предположения о перспективах развития госуд. и права.

ТГП – это историко-теоретическая юридическая наука. Она теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками; не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками.

Прежде всего она связана с социологией- базовой наукой для всех общественных наук. Тем более она важна для юриспруденции в целом, поскольку из нее черпается знание об общественных процессах и отношениях, которые регулируются с помощью права; о социальных институтах, в число которых входят государство и право; о различных социальных структурах (семье, организациях, общественных движениях и др.), выступающих субъектами правоотношений.

Неразрывная связь существует между ТГП и экономической наукой. Опираясь на положения и выводы экономической теории, ТГП рассматривает все государственно-правовые явления в органической связи с экономическими условиями жизни людей.

Особенно тесно соприкасается ТГП с политологией. От нее ТГП воспринимает знание о государстве, его характерных чертах и особенностях, отличающих его от других звеньев политической системы, выявляя при этом правовые формы и стороны в деятельности государства.

Невозможно существование ТГП вне связи с историей, изучающей прошлые формы государственно-правовой организации человечества во всем их многообразии и конкретности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.96.61 (0.052 с.)