Политический режим: понятие, признаки и типы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политический режим: понятие, признаки и типы.



Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

В современной политологии выделяют различные типы политических режимов. В качестве критериев классификации политических режимов чаще всего используются такие признаки, как: наличие или отсутствие свободы политического выбора, степень и реальное выражение плюрализма интересов, методы властвования, принципы взаимоотношений государства и гражданского общества, уровень политических свобод, наличие оппозиции, тип политической культуры и другие.

 

Исходя из этого выделяют три основных типа политических режимов:

• демократический, для которого характерны свобода политического выбора, хорошо развитый механизм обратных связей, а также наличие политического, экономического и идейного плюрализма;

• авторитарный, характеризующийся существенным ограничением свободы политического выбора, политического и идейного плюрализма при сохранении значительных свобод в неполитических сферах жизни общества, прежде всего в экономике;

• тоталитарный, который отличается отсутствием политического выбора, тотальным контролем государства над всеми сферами жизни общества и, следовательно, установлением политического, идейного и, как правило, экономического монополизма.

Признаки:

На основании анализа современных определений политического режима можно выделить следующие отличительные признаки политического режима.

Во-первых, режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Решая задачи социальной и политической стабилизации, он способствует организации значительно более масштабных, макросоциальных процессов. В этом режим близок по содержанию политической системе, раскрывая ее динамический аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения. В этом смысле любой режим обречён решать проблемы взаимоотношений, складывающихся между государством и гражданским обществом. Ведь именно в структурах гражданского общества коренятся отношения правительства и оппозиции, являющиеся ключевыми в характеристике типа и особенностей режима.

Во-вторых, очевидно, что режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача также решается им успешно лишь в том случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную "формулу легитимности" (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее "трансплантации" социально-исторические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения, или артикуляции конфликта между обществом и правительством.

В-третьих, режим, несомненно, представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других — политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами. Одно из определений режимов, обращающее внимание на эту сторону проблемы, принадлежит известному американскому исследователю Марку Хагопиану. Он рассматривает режим "как специфическую институциональную структуру, которая характеризует политическую систему страны" и деятельность которой шире, чем деятельность правительства или отдельных групп официальных лиц, представленных в институтах.

В-четвертых, любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же, служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может, вопреки ожиданиям, оказаться способным проявить "несвойственную" для него гибкость и склонность к компромиссам. Возможно здесь заслуживает упоминания один из методов массовой мобилизации, использованных режимом и, персонально, И. Сталиным в начале отечественной войны с фашизмом. Прямое обращение к нации ("Братья и сестры!"), культивирование национального единства перед лицом общей опасности сыграло не последнюю роль в достижении целей режима, существо которых совершенно не изменилось — всеми средствами сохранять власть.

Таким образом, методы осуществления власти и властные структуры могут существенно различаться. Поэтому следует подчеркнуть, что режим обладает не только специфическими структурами власти (ими обладает и политическая система), но и особыми методами ее реализации.

Наконец, в-пятых, режим, по сравнению с системой, обладает своими собственными временными характеристиками. Четче всего этот признак отражен в определении режима, данном американскими исследователями Дж. Барнсом, М. Картером и М. Скидмором: "Режим есть специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы".

Суммируя сказанное, можно сформулировать следующее определение. Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в общих (структурных и временных) рамках политической системы общества и преследуют цели ее стабилизации, опираясь в этом на сложившиеся (или же складывающиеся) социальные интересы и используя специфические методы. Режим, таким образом, это своего рода жизнь, "дыхание" политической системы, ее упорядоченная динамика.

Вопрос 17. Тоталитарный политический режим.

Тоталитаризм-этот политический режим зародился в 20-ом веке, это режим стремящихся тотального гос-ого контроля над различными сторонами жизни каждого чел-ка и всего общества в целом, последствием насилия военно-полицейского террора и духовного порабощения населения. «Запрещено все , что не приказано» .Главная высокая роль тоталитаризма это крайне высокая роль государственного аппарата , проникновение гос-ва практически во все сферы жизни общества. Тотальный строй держится не законами, а указаниями , распоряжениями и инструкциями правящей партии. Мировая практика позволяет выявить две разновидности тотального режима: правую и левую. Правая разновидность представлена двумя формами Итальянским фашизмом и Германским национал-социализмом. Правыми они считаются потому, что обычно сохраняли рыночную экономику, институт собственности и использовали механизмы экономического саморегулирования в своих целях. Левая разновидность советский коммунистический режим и подобные ему режимы в странах Центральной и Восточной Европы,Юго-Восточной Азии, на Кубе. Он опирался (а в ряде стран , где сохранился тоталитаризм , до сих пор опирается) на распределительную плановую экономику. И уничтожает рынок, если тот существует.

Вопрос 18.

Авторитарный политический режим-при этом режиме политическая власть осуществляется , как правило , конкретным лицом , представляющим интересы определенной семьи , политической партии или класса при минимальном участии народа. «Позволено все , что не ведет к смене власти». Авторитаризм обычно характеризуется как такой тип режима , который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Анализ имеющихся точек зрения позволяет выявить следующие основные черты авторитаризма.1)Как и при тоталитаризме, гос-во осуществляет властные функции через принуждение и насилие.2)Авторитаризм ограничивает права и свободы граждан юридически и практически.3)Негос-ые, самодеятельные организации населения допускают лишь в меру их лояльности по отношению к режиму.4)Принуждение и насилие не принимают массового характера.5) Четко выраженных идеологических принципов авторитарный режим не формулирует .6)Ограниченный плюрализм является самым показательным элементом авторитаризма.7)Авторитет политического лидера является основной для полного контроля лидером исполнительной власти.

Вопрос 19.

Демократический политический режим-является самый сложный и многогранный по формам реализации политического режима. Она формировалась в Древней Греции. При демократическом режиме верховенство закона является основной чертой .Перед законом равны все. Современный демократический политический режим возможен только там, где имеется развитое гражданское общество. Современная демократия исходит из принципа приоритета того закона, который основан на верховенстве и неотъемлемости прав и свобод человека(право на жизнь , свободу, личною неприкосновенность , равную защиту законом и др).Современный демократический режим имеет ряд общих черт и структурных атрибутов:1)общепризнанная законность и участие народа в контроле над властью.2)Конкурирующая политика.3)Наличие политических партий.4)Гражданские, политические и социальные права. «Разрешено все, что не запрещено законом.» Демократический режим это на сегодняшний день наиболее эффективная форма взаимодействия государства и общества ,власти и гражданина , которая постоянно совершенствуется под воздействием изменяющийся политической среды и глобальных преобразований в мире.

Вопрос 20.

Гражданское общество :содержание, структура , предпосылки возникновения.

Гражданское общество это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны гос-ой власти.

Непременное условие существования гражданского общества:

1. Демократизация всей общественной жизни.

2. Индивидуальная свобода граждан.

3. Обеспечение широких прав и свобод человека.

4. Право на частную собственность.

5. Право на реализацию экономических и политических интересов, желаний, стремлений.

6. Возможность ассоциаций, объединений (политических партий, общественных движений, союзов, добровольных и любительских обществ и т.д. самых различных форм, содержания, направления), не противоречащих конституции данного государства.

7. Обеспечение сотрудничества на основе равенства и партнерства, консенсуса между всеми субъектами гражданского общества.

8. Ответственность граждан перед государством.

Базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Важным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества составляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духовная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень социального, интеллектуального, психологического развития личности.

Гражданское общество формируется преимущественно снизу, постепенно, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.

Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Саморазвивающаяся система, каковой является гражданское общество, постоянно испытывает давление со стороны государства. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к узурпации его прав, присвоению себе функций гражданского общества. В результате в условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, фактическое уничтожение или крайнее сужение независимости от государства общественной жизни. Государство стремится здесь подчинить себе все общество, охватить своим влиянием все сферы его жизнедеятельности

Формирование и развитие институтов гражданского общества идет одновременно и в тесной связи с развитием политических институтов современного государства. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга.

Гражданское общество выступает как сфера реализации частных интересов и потребностей – индивидуальных и коллективных, часто противостоящих друг другу. Государство же как выразитель воли всего населения призвано примирить, совместить эти интересы, обеспечить консенсус по основополагающим вопросам общественно-политической жизни.

Вопрос 21.

Происхождение и сущность государства. Первоначально в первобытном обществе не было ни гос-ва, ни тем более какой-либо политической системы. В этом не было никакой потребности. Возникавшие проблемы, решались авторитетами вождей или грубой силой. Однако дальнейшее развитие общества, его усложнение стали все больше требовать создания определенного механизма для адекватного и однозначного разрешения споров и ведение так называемых общих дел (Защиты от внешних врагов, охраны нарождающийся собственности).Осуществление этих функций без специально созданных органов управления уже оказалось невозможным. Одновременно в обществе происходила дифференциация социальной структуры , ускорившаяся с появлением общественного разделения труда. Появилась частная собственность. В результате возникла несущая потребность в создании эффективного механизма взаимоотношений между различными общественными группами , а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения регулирующей и охранительной структуры общества, получивший название «государство».

Вопрос 22.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

Первобытно-общинное общество— отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;

Рабовладельческое государство — появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;

Феодальное государство — в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;

Буржуазное государство — эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым — пролетариат;

Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество — строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

Вопрос 23.

Правовое и социальное государство- родоначальник теории правового гос-ва считается англ философ Джон Локк. Сущность правового гос-ва заключается в первенстве права над властью , в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловном подчинении власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. Признаки правового гос-ва: 1)Гос-во самоограничивает себя законом, прежде всего конституцией , через которую не может переступить никто, в том числе и само гос-во.2) равенство всех перед законом.3) ответственность гос-ва перед гражданином и граждан перед гос-ом.4) гос-во распологает стабильность конституцией и системой законодательства. Социальное гос-во .Сущность этого типа гос-ва явл-ся соединение всех социальных групп населения, наций и народностей в единое целое. Основной целью явл-ся обеспечение защиты и обслуживание интересов всего общества в целом, а не определенной его части. Социальное гос-во проявляет повышенную заботу о социально незащищенных категориях граждан : детях , инвалидах престарелых. В их интересах устанавливаются гос-ые пособия, пенсии, субсидии, дотации. Современное Социальное гос-во это институт направленный на организацию достойной жизни и развития всего общества в целом, защиту прав , свобод и интересов всех его граждан и народов.

Вопрос 24



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.160.86 (0.011 с.)