Легитимность политической власти: понятие, критерии и типы. Основные средства легитимации власти.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Легитимность политической власти: понятие, критерии и типы. Основные средства легитимации власти.



Легитимация политической власти того или иного ее субъекта — это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту.

Типы: Легитимность политической власти обеспечивают, прежде всего, многовековые традиции управления и подчинения. В традициях закреплено, кто должен отдавать приказания и распоряжения, а кто должен их выполнять и подчиняться. Нарушение традиционных норм неодобрительно оценивается обществом, оно закономерно сопровождается определенными санкциями со стороны общества. Политическая власть легитимация которой обеспечивается традициями, называется традиционной властью.

Легитимность политической власти достигается также с. помощью Принятия определенных законов и других нормативных актов, устанавливающих нормы управления и подчинения, определяющих права и обязанности управляющих и управляемых. Политическая власть, легитимность которой обеспечивается установленными юридическими нормами, принятыми законами и другими нормативными актами, называется легальной, законной.

Легитимность политической власти может достигаться также за счет приписывания лидерам исключительных, нередко сверхъестественных качеств. Люди признают политическую власть того или иного социального слоя потому, что верят в исключительные способности его лидера, преклоняются перед этим лидером, связывают с ним свое благополучие в настоящем или возможность улучшения своего положения в будущем. Лидер, в свою очередь, постоянно пытается показать массам, что он обладает особыми качествами, выполняет «историческую миссию». Политическая власть, легитимность которой достигается за счет обожествления лидера, Наделения его особыми качествами, называется харизматической.

Средства легитимации власти

В литературе выделяются следующие средства легитимации власти: политические, идеологические, правовые, этические, психологические. Речь идет о научном и техническом обеспечении политического курса в законах, налоговой системе, пропаганде ценностей данной политики, формировании убеждений, влиянии на средства массовой информации. Сильной аргументацией является деление участников политических отношений на друзей и врагов, апелляция к истории, воле народа, национальным традициям, к экономической, технической целесообразности. Этическое обоснование политики подчеркивает ее гражданские, культурные достоинства, ее справедливость, человечность, направленность на достижение общего блага. Идеологическая легитимация состоит в оправдании власти с помощью идеологии, которая обосновывает соответствие власти интересам народа, нации или класса. Успешная экономическая политика, укрепление общественного порядка и повышение благосостояния населения также является эффективным средством легитимации власти, роста доверия к ней со стороны населения.

В наше время многие государства переживают кризис легитимности, что проявляется в политической нестабильности, государственных переворотах, глубоком социально-экономическом кризисе. Это сопровождается утратой доверия к власти, разочарованием в целях, методах политики и в самих политиках. Конечно, предупредить потерю легитимности можно. Если политики умеют считаться с интересами и запросами масс, то утраченная легитимность восстанавливается. Это зависит от субъектов политики, интеллектуальных качеств политической элиты.

Вопрос 13.

Понятие, структура и функции политической системы.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Политическая система осуществляет следующие функции:

 конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

 адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

 мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

 охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

 внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

 консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

 распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Элементы структуры политической системы:

1) институциональный, состоящий из различных социально-политических институтов и учреждений

(государство и его учреждения, политические партии, общественные движения, организации, органы демократии);

2) функциональный, складывающийся из совокупности тех функций, которые осуществляются социально-политическими институтами и их группами

(формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

3) регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других культурных средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (обычаи, традиции, политические принципы, взгляды);

4) коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы

(т.е. отношения по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики);

5) идеологический, включающий в себя совокупность политических идей и теорий

(политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Вопрос 14.

Типы политических систем

Политические системы можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от характера политического режима (способа осуществления политической власти) они делятся на тоталитарные, авторитарные и демократические.

В авторитарных (автократических) политических системах власть принадлежит политическому классу во главе с лидером;

она опирается на закон, выражающий интересы этого политического класса и его лидера (царя, императора, генерального секретаря, фюрера и т. п.). В таком политическом строе исполнительная власть является господствующей, а независимой судебной системы не существует.

В либеральных политических системах власть принадлежит экономически господствующим классам и характеризуется разделением властей (законодательная, исполнительная, судебная). Существует система «сдержек и противовесов», не позволяющая отдельным ветвям власти стать господствующими, а независимая судебная система обеспечивает равенство всех перед законом.

В социал-демократических политических системах власть принадлежит демократическому, правовому, социальному государству и гражданскому обществу, основу которого образует средний класс. Эта система основана на разделении властей, опирается на закон, обеспечивающий свободу и ответственность граждан. Ветви власти находятся в относительной гармонии, контролируются гражданским обществом, а также демократическим, справедливым, действенным правом.

Политические системы можно разделить на традиционные и модернизированные, в зависимости от характера гражданского общества, дифференцированности политических ролей, способа обоснования власти. Традиционнаяполитическая система характеризуется политически неактивными гражданами, слабой дифференцированностью политических ролей, сакральным или харизматическим обоснованием власти. В модернизированных политических системах есть развитое гражданское общество, разнообразие политических ролей, разумный законный способ обоснования власти.

Стабильность политической системы зависит от способности государственной власти принимать решения и обеспечивать их соблюдение без применения силы. Последнее возможно при легитимности власти и ее решений. Эффективность политической системы означает удовлетворенность населения выполнением ее функций. Возникающие политические кризисы — результат неэффективности государственной власти, ее неспособности выразить интересы каких-то сообществ, согласовать их между собой, претворить такую согласованность в жизнь. Этому способствует также рассогласование между правильно выбранными интересами и их политической реализацией. Такое положение характерно для развивающихся обществ — с меняющейся стратификацией — как и в современной России.

Вопрос 15.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.01 с.)