Тема. Политические системы современности. Характеристика политической системы современной России



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема. Политические системы современности. Характеристика политической системы современной России



 

а) В соответствии с требованиями рабочей программы проработайте следующие проблемы политологии (устно):

- Понятие о политической системе современного общества, ее структура и функции. Типы политических систем, их основные характеристики.

- Понятие о политическом режиме, его типы. Характеристики тоталитарного, авторитарного и демократического режимов политической власти.

- Особенности политической системы современной России и тенденции ее развития.

Литература

1. Каменская Г.В. Политические системы современности: учебное пособие/ Г.В. Каменская, А.Н. Родионов. – М.: Онега, 1994. – 224с.

2. Касьянов В.В. Политология для технических вузов: учебное пособие / В.В. Касьянов. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2001. – С.79 – 100

3. Мухаев Р.Т. Политология: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: «Приор – издат», 2003. – С.131 – 149

4. Политология: учебное пособие / под. ред. В.И. Власова. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. – С.109 – 123

5. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – С.62 – 69

6. Политология: учебное пособие / под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высшая школа, 2002. – С.180 – 193

7. Политология: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – С.204 – 208

8. Политология: учебник / под. ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – С.202 – 231; 237 – 251

9. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.171 – 198

10. Тавадов Г.Т. Политология: учебник / Г.Т. Тавадов. – И.: Проект, 2002. – С.82 – 91

б) Определите следующие понятия темы (письменно):

Политическая система общества, политическая жизнь общества, политический режим власти, типы политического режима, авторитарная политическая система, демократическая политическая система, признаки демократической власти, признаки тоталитарного и авторитарного режима, политическое господство, политическое равенство, политическая деятельность, политическое участие, политическое пространство.

в) Выполните следующие контрольные задания (письменно):

1. Перечислите основные элементы политической системы, существующей на территории Вашего проживания.

2. Дайте общую характеристику политической системе региона Вашего проживания с точки зрения используемых режимов власти.

3. Перечислите признаки демократизма политической жизни Вашего города.

4. Объясните, какие признаки авторитарности существуют в деятельности администрации Вашего города.

5. Перечислите показатели политического равенства, существующего на уровне различных социальных слоев территории Вашего проживания.

6. Укажите на признаки политического неравенства различных социальных групп, проживающих в Вашем городе.

7. Отнесите политическое поведение населения Вашего города, какому-либо, известному Вам типу полного участия. Обоснуйте ответ.

8. Назовите конкретные признаки системности политической жизни в Вашем городе.

9. Назовите признаки демократизма в политической системе на территории Вашего проживания.

10. Дайте учебное определение понятию «политическое пространство» и покажите, чем оно характеризуется на территории Вашего региона.

Задание 8

Тема. Проблемы политического развития

И политические кризисы

а) В соответствии с требованиями рабочей программы проработайте следующие проблемы политологии (устно):

- Понятие «политическое развитие», его связь с экономическим и социальным развитием общества. Критерии политического развития, его формальные и содержательные аспекты. Особенности политического развития в современной России.

- Понятие политической модернизации, ее виды и значение.

- Сущность политических кризисов и их основные признаки. Объективные и субъективные факторы кризисных явлений в политике. Возможности предотвращения и разрешения политических кризисов.

Литература

1. Василик М.А. Политология: элементарный курс / М.А. Василик, М.С. Вершинин. – М.: Гардарики, 2003. – С.230 – 250

2. Мухаев Р.Т. Политология: учебник / Р.Т. Мухаев. – М.: «Приор – издат», 2003. – С.302 – 315

3. Политология: учебное пособие / под ред. В.И. Власова. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2002. – С.253 – 269

4. Политология: учебное пособие / под ред. Б.И. Кретова. – М.: Высшая школа, 2002. – С.260 – 266

5. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие / научный редактор А.А. Радугин. – М.: Центр, 2001. – С.239 – 254

6. Политология: учебник / под ред. М.А. Василика. – М.: Гардарики, 2004. – С.448 – 498

7. Политология: хрестоматия / сост. проф. М.А. Василик. – М.: Гардарики, 1999. – С.656 – 713

8. Политология: энциклопедический словарь / сост. Ю.И. Аверьянов. – М.: Издательство Московского коммерческого университета, 1993. – С.301 – 303

9. Пугачев В.П. Введение в политологию: учебник / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. – М.: Аспект Пресс, 2003. – С.426 – 444

10. Пугачев В.П. Политология: справочник студента / В.П. Пугачев. – М.: АСТ, 2001. – С.489 – 523

б) Определите следующие понятия темы (письменно):

Политическое развитие, критерии политического развития, формальные и содержательные критерии уровня политического развития, нормативные критерии политического развития, политический кризис, кризис власти, кризис легитимности, объективные факторы политического кризиса, субъективные факторы политического кризиса, экономические факторы политического кризиса.

в) Выполните следующие контрольные задания (письменно):

1. Перечислите признаки развития демократии в регионе Вашего проживания и объясните их связь с политическим развитием на данной территории.

2. Назовите формальные признаки политического развития институциональных структур Вашего города.

3. Объясните связь политического развития в Вашем городе с процессом совершенствования правового обеспечения на этой территории.

4. Перечислите правовые нормы, действующие на территории Вашего проживания, которые способствовали бы его политическому развитию.

5. По публикациям в СМИ проанализируйте деятельность местной администрации и укажите на признаки, которые могли бы способствовать наступлению политического кризиса в деятельности местной власти.

6. Используя СМИ, покажите, какие мероприятия местной администрации могут повышать уровень ее легитимности.

7. Назовите объективные факторы, которые могли бы стимулировать появление кризисных явлений во власти на территории Вашего проживания.

8. Перечислите субъективные характеристики представителей местных властей, которые могли бы вызвать кризисные политические явления.

9. Покажите, какие, на Ваш взгляд, экономические явления на территории Вашего города (района) могут вызвать политические потрясения.

10. Назовите качества какого-либо политического лидера, функционирующего на территории Вашего проживания, которые могли бы увеличить степень его легитимности.

8.3. Перечень вопросов к экзамену, зачету для студентов заочного отделения.

1. Политология как наука, ее функции и значение.

2. Сущность политики, как сферы общественной жизни. Функции политики.

3. Понятие о политической деятельности, ее структура и функции.

4. Политическая власть: сущность, виды, признаки.

5. Ресурсы политической власти: понятие, виды, значение.

6. Понятие о механизме политической власти, его структуры и функции.

7. Сущность легитимности власти, основания легитимности. Связь легитимности власти и ее эффективности.

8. Понятие о политических режимах, их виды и общие характеристики.

9. Основные характеристики тоталитарного режима политической власти.

10. Основные характеристики авторитарного режима политической власти.

11. Основные характеристики демократического режима политической власти.

12. Принципы демократии, формальная и реальная демократия.

13. Принцип разделения властей и его реализация в политике.

14. Понятие о государстве, его виды, признаки и функции.

15. Характеристики тоталитарного и демократического государства.

16. Партии в политике: понятие, функции, направления деятельности.

17. Понятие и виды партийных систем.

18. Сущность политического плюрализма, его факторы и следствия.

19. Однопартийная политическая система, ее сущность и характеристика.

20. Общественно-политические движения: сущность, функции, признаки.

21. Характеристики парламентской и президентской системы власти, их плюсы и минусы.

22. Понятие о гражданском обществе: его роль и функции.

23. Функции государства в гражданском обществе.

24. Понятие о правовом государстве, его характеристики.

25. Социальное государство в современном мире, его связь с гражданским обществом.

26. Понятие о политической системе, ее типы. Характеристика политической системы современной России.

27. Понятие о политических субъектах общества, их виды и функции.

28. Политическое сознание: сущность, виды и уровни.

29. Сущность политической идеологии: функции и значение.

30. Понятие о политической культуре общества, ее типы и значение.

31. Политическая культура современной России.

32. Политическое лидерство: сущность, черты лидера и значение.

33. Политические элиты современного общества: понятие, виды, функции.

34. Сущность политических институтов, их признаки, виды и функции.

35. Понятие о политическом развитии, его содержание и формальные аспекты.

36. Объективные и субъективные факторы политического кризиса.

37. Понятие политической модернизации, ее значение.

38. Основные пути предотвращения кризисов в политике.

39. Характеристика политического кризиса в России в 90-е годы.

40. Общая характеристика российской государственности.

 

9. Методические рекомендации для преподавателей по дисциплине «Политология»

Дисциплина «Политология» содержит сведения о предмете и методе политологии, ее месте в системе политических наук и основных категориях и парадигмах политических дисциплин. Основной целью преподавания дисциплины «Политология» является передача студентам знаний специфике политической жизни, субъектах и формах проявления политической жизни, политических изменениях и процессах. Изучение данного курса также предполагает формирование у студентов научно-обоснованных взглядов на политическую реальность, включая негативные политические процессы.

Преподавателю необходимо изложить материал в доступной для студентов форме, сохраняя научную основу содержания, логику изложения, и в тоже время не опуститься на уровень, который характерен для упрощенных подходов. Практически по каждому вопросу необходимо показывать особенности его постановки в специфических условиях России.

Преподавание дисциплины «Политология» должно:

· дать студентам знания по дисциплине «Политология»;

· способствовать развитию у студента навыков работы с нормативо-правовыми документами (законами, политическими документами, постановлениями, указами и т.д.), научной литературой;

· развить навыки практического применения полученных знаний;

  • привить студентам навыки самостоятельного анализа политических событий и процессов.

В результате обучения студент должен приобрестизнания в объеме, который в будущем позволит ему анализировать, систематизировать полученные теоретические и практические знания для выработки оценки политических процессов и прогнозов их развития.

Особенность политологии состоит в актуальности, специфических методов политического анализа.

Политология предполагает владение преподавателем информацией о смежных с политологией науках, владение знаниями из различных областей права, социологии, экономики, психологии. Начиная с первого занятия, преподавателю следует подчеркивать практическую направленность политологии.

Методика подготовки и проведения занятий предполагает использование традиционных методик обучения (лекции, практики) с включением инновационных элементов – применение тестирующих программ в текущей и итоговой аттестации. При преподавании данной дисциплины до сведения студентов должно быть доведено, что политология использует в основном политологические методы.

Вышеперечисленные обстоятельства налагают на преподавателя большую ответственность и требуют от него обладания значительным объемом знаний.

Основные принципы учебных занятий:

· недопустимость однообразия методических приемов и средств обучающего воздействия на студентов;

· четкая системность каждого учебного занятия как комплексной системы организационной, учебно-воспитательной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью студента;

· высокая правовая и общая культура преподавателя высшей школы.

Структура содержание методических материалов, обеспечивающих проведение занятий. Преподавание политологии преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реального времени, отводимого на изучение по учебному плану вуза. Оптимальным представляется установление в учебном плане одинакового количества как лекций, так и семинарских (практических) занятий. Усвоение основных положений и понятий политологии, а также возможность их практической реализации предполагает чередование практических занятий и теоретических семинаров, включающих серьезную самостоятельную работу под руководством и контролем преподавателя.

Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, которые могут быть предъявлены студенту на экзамене, зачетеявляется рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в высших учебных заведениях.

Курс лекций и семинарских (практических) занятий подразделяется на два раздела – общий (теоретический) и специальный (практический). В общем разделе освещаются, анализируются и обсуждаются политические субъекты, процессы, явления и категории политической жизни общества с точки зрения основных теорий, подходов, концепций науки.

В специальном (практическом) разделе даются социально-политические характеристики отдельных акторов политической жизни с точки зрения сточки зрения прикладной политологии, а именно: применения методов и методик для исследования политической реальности отдельных систем, режимов и государств. Определяется специфика применения данных методов в политологии с учетом особенностей процессов современной России.

Методика чтения лекций.Для чтения лекции необходимо выбрать оптимальное количество рассматриваемых вопросов, четко распределить время, затрачиваемое на рассмотрение каждого из вопросов. Необходимо помнить, что, прежде всего, лекция существует для того, чтобы дать студентам «свежий» материал. Лекция выступает в качестве первоисточника, из которого студент черпает совершенно новые для него сведения. Лекция предоставляет студенту возможность для непосредственного восприятия материала. Она должна приобщить студента к творчеству, размышлению. В ходе лекции необходимо после представления официальной позиции ведущих ученых изложить авторский взгляд на рассматриваемые проблемы, акцентировать внимание на практической значимости рассматриваемых вопросов.

Основными элементами лекции должны выступать:

· вступление;

· изложение основного материала (вопросов лекции);

· заключение.

При чтении лекции рекомендуется использование опорных материалов (текст лекций, краткий план). Для лекций по дисциплине «Политология» наиболее приемлемым следует считать средний темп изложения материала. Наиболее приемлемой манерой изложения материала является так называемый академический стиль. Вопросы студентов нельзя оставлять без ответа. Ответы должны быть четкими, понятными и убедительными.

В ходе изучения дисциплины для оказания помощи студентам необходимо регулярно проводить групповые и индивидуальные консультации, правильно организовать самостоятельную работу студентов – довести до их сведения виды самостоятельной работы, графики организации самостоятельной работы студентов и контролировать ее выполнение.

Усвоение студентами информации рекомендуется проверять на семинарских (практических) занятиях по вопросам и заданиям, сформулированными к данным занятиям, а также тестовым заданиями. Провести семинарское (практическое) занятие на высоком уровне – это задача еще более сложная, чем прочитать лекцию. В дидактике семинар рассматривается как один из видов практического занятия и представляет собой групповое обсуждение студентами темы учебной программы под руководством преподавателя. Семинары по дисциплине «Политология» включают наряду с этим и работу по анализу практических политических проблем, так как специфика дисциплины обусловливает оптимальность совмещения вышеуказанных составляющих для успешного усвоения изучаемого материала. Именно на этих занятиях раскрываются сильные и слабые стороны в подготовке студентов. В ходе их проведения необходимо углубить знания, приобретенные на лекциях, способствуя самостоятельной работе студентов. Чаще всего рекомендуется использовать вопросно-ответные семинары, семинары с использованием докладов, семинары с использованием рефератов, семинары – контрольные срезы, а также семинары в виде развернутой беседы. Оптимальным является использование смешанного семинара, включающего вышеперечисленные элементы. В ходе их проведения целесообразно использовать приемы, которые создают ситуации, провоцирующие студентов на свободное самовыражение их мнений по обсуждаемым вопросам. Планы данных занятий служат методическим документом при самостоятельной работе студентов. Количество вопросов в плане может быть различным, это зависит от сложности и объемности темы.

По своей структуре вышеуказанное занятие следует разделить на четыре части:

  • вступительное слово преподавателя;
  • обсуждение студентами предложенных на занятие вопросов и заданий;
  • заключительное слово преподавателя;
  • задание студентам на будущее занятие.

Промежуточной формой контролядля студентов могут являться тестовые задания, определяющие уровень знаний студентов по изученным блокам тем, которые рекомендуется проводить на 8 учебной неделе. Оценки (рекомендуемая форма зачтено – выполнение более 60% заданий теста /незачтено - выполнение менее 60% заданий теста) выставляются преподавателем на основе знания студентами теории.

Задания для контрольных работ (для заочного обучения) следует формулировать таким образом, чтобы:

· углубить и закрепить знания студентов по дисциплине «Политология»;

· способствовать развитию у студента навыков работы с нормативно-правовыми документами, научной литературой;

· развить навыки практического применения полученных политологических знаний;

· привить студентам навыки самостоятельного анализа политических проблем, выработки путей их решения.

Основным документом, определяющим объем курса, минимум требований, могущих быть предъявленными студенту на экзамене/зачете, является рабочая программа, составленная в соответствии с государственным образовательным стандартом и требованиями, предъявляемыми в учебных учреждениях.

Итоговой формой контроля как для студентов является экзамен/зачет, в ходе которого преподаватель должен проверить теоретические знания, практические навыки и умения студентов. Экзамен по дисциплине «Политология» рекомендуется проводить в устной форме с использованием билетов. Зачет может проходить как в тестовой форме контроля знаний, так и в устной форме с использованием билетов. Во время экзамена/зачета преподаватель должен быть терпеливым, доброжелательным и объективным в обращении к студентам.

В целях более оптимальной оценки успехов студента в освоении дисциплины «Политология» целесообразно оценить структуру учебной деятельности студента по изучению дисциплины «Политология» состоящей из следующих частей:

1 часть – текущая учебная деятельность: посещение занятий, выполнение семестрового плана самостоятельной работы, активная работа на занятиях, успешное прохождение контрольного среза (выполнение тестовых заданий);

2 часть – учебная деятельность в ходе сдачи экзамена/зачета: формулирование общих понятий, основная часть, умение анализировать конкретные общественные социально-политические ситуации.

Оценка успешности изучения дисциплины выражается в числовых оценках – «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично» на экзамене и «зачтено»/«не зачтено» на зачете в соответствии с учебным планом специальности.

При этом необходимо исходить из достаточно высоких требований к экзаменующимся. Оценка «отлично» может быть выставлена только тем студентам, которые показали знание теории, специальной литературы, нормативного материала, статистических данных, самостоятельность мышления, раскрыли состояние практической деятельности, изложили свои мысли грамотным юридическим языком. Для получения оценки «хорошо» студент должен обнаружить глубокие знания учебной литературы, уметь грамотно излагать материал. Для получения оценки «удовлетворительно» студент должен знать материал в объеме учебника, при этом в его ответе отсутствует практическая составляющая, самостоятельность мышления. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопросы билета или показал полное отсутствие знаний по вопросам билета.

Выполнение контрольной работы на заочном отделении оценивается на «зачтено», «не зачтено». «Зачтено»ставится за все правильно решенные задания контрольной работы, возможны недочеты по оформлению, «не зачтено» выставляется студенту, который не выполнил задания к контрольной работе, соответствующие его варианту (для заочной формы обучения).

Средствами обучения при преподавании дисциплины «Политология» являются: нормативные документы (указы, законы, политические документы и др.), учебники по данной дисциплине (текст), иная специальная литература (текст), иллюстративный материал по отдельным темам курса.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.221.162 (0.014 с.)