Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российское государство: форма правления и федеративное устройство.

Поиск

форма правления: Республика-Формальным источником власти является воля народного большинства. Глава государства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной –президент или парламент, пазличают республики президентские и парламенские.В президентской верховная часть принадлежит президенту, который самостоятельно формулирует правительство, явл-ся главой гос-ва и исполнительной власти. В парламентской реальная власть принадлежит парламенту. Он назначает подотчетное ему правительство. Правительство формирует из председателей партии,получившей большинство мест в парламенте. Исполнительная власть сосредотачивается в руках премьер-министра(председателя правительства).

Федеративное устройство: Федерация-Союзное гос-во, в которое входят составные единицы (республики, земли штаты, кантоны и т.п), наделенными определенными,иногда весьма ощутимыми правами, сопоставимыми с правами центра.Для федерации характерно наличие двух уровней власти (федеральной и местной), а также двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего(попалатно) интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. Субъект федерации, как правило, лишен политического суверенитета, т.е права самостоятельного выхода из состава федерации. Федерация способна разрушатся, как только ослабевает власть центра или скрепляющая общество идеология.

ВОПРОС 25. История возникновения политических партий, их сущность и функции.

"Политическая партия есть общественная группа. Это значит, что она не представляет собой целого народа или общества. Развитие каждой партии необходимо связать с существованием и развитием, по крайней мере, одной из противных ей партий…"

Политическая партия - организованная группа единомышленников, представляющая и выражающая политические интересы и потребности определенных социальных слоев и групп общества, иногда значительной части населения, и ставящая целью их реализацию путем завоевания государственной власти и участия в ее осуществлении.

В политической науке широко распространена предложенная М. Вебером классификация этапов в истории становления политических партий: а) аристократические кружки (котерии); б) политические клубы; в) массовые партии.

Такая классификация, действительно, помогает лучше представить рассматриваемый процесс. Вместе с тем необходимо заметить, что в своем развитии три названных Вебером этапа становления прошли очень немногие партии (к таким партиям можно отнести либеральную (виги) и консервативную (тори) партии в Великобритании). Обычно формированию политической партии предшествует деятельность политических клубов (кружков) или общественно-политических движений.

В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:

1) долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

2) существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

3) нацеленность руководителей центральных и местных организаций на борьбу за власть, а не только на оказание какого-либо влияния на нее;

4) поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

В современном обществе политические партии выполняют ряд функций. В их числе:

а) выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп (функция политической артикуляции);

б) активизация и интеграция больших социальных групп;

в) создание политической идеологии и политических доктрин;

г) участие в формировании политических систем, т.е. их общих принципов, элементов, структур и т.д.;

д) участие в борьбе за власть в государстве и создании программ социальных преобразований, деятельности государства;

е) участие в осуществлении государственной власти;

ж) формирование общественного мнения;

з) политическое воспитание общества в целом или его определенной части (класса, социальной группы, слоя);

и) подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства, профессиональных союзов, общественных организаций и т.д.

ВОПРОС 26. Типология политических партий

1. Социальный признак – какие социальные слои (страты) представляет данная партия. Возможна четко выраженная ориентация партии на определенный социальный слой (класс). Встречаются также межклассовые смешанные партии, представляющие более широкие слои различных социальных общностей. В результате возникают партии:

буржуазные (в том числе мелкобуржуазные и среднебуржуазные);

крестьянские;

рабочие;

партии служащих и др.

2. Идейный (идеологический) признак – носителем какой политической идеологии (мировоззрения) является партия. По этому признаку выделяют:

консервативные;

либеральные;

социалистические (социал-демократические);

коммунистические;

националистические;

фашистские;

клерикальные (религиозные) и другие партии.

3. Организационная структура (классификация М. Дюверже). По этой классификации выделяют кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникли в эпоху ограниченного избирательного права. В замкнутом политическом пространстве они выражали интересы господствующих классов (преимущественно буржуазии). Главной целью таких партий была победа на выборах. Для этого они стремились не к расширению своих рядов, а к объединению элит, влияющих на избирателей. Кадровые партии сохранились до наших дней. В них нет фиксированного членства, членских билетов и взносов. Основным структурным элементов кадровой партии являются местные комитеты, создаваемые по территориальному принципу.

Массовые партии возникли с введением всеобщего избирательного права. Эти партии ориентированы на расширение собственного членского состава, на воспитание масс и формирование элит из народа. Основу массовой партии составляют первичные организации, формируемые по территориально-производственному принципу. Первичные организации открыты для новых членов. В массовых партиях наличествует жестко фиксированное членство, подлежащее учету и регистрации, выдаются членские билеты, уплачиваются членские взносы, определяется партийный стаж (в ряде случаев имеет место понятие «ветеран партии»).

М. Дюверже выделил три типа массовых партий:

социалистические,

коммунистические,

фашистские.

Все эти типы партий – радикальные и ориентированы больше на захват власти, чем на победу в ходе выборов.

4. Ориентация и методы достижения целей. По этому принципу классификации выделяют «левые», «правые» партии и политический центр.

«Левые» партии исповедуют социалистические, коммунистические ценности социального равенства и часто предлагают радикально-революционные методы их достижения. Поэтому их называют также революционные партиями.

«Правые» партии в основном ориентируются на консервативные буржуазные ценности, неприкосновенность частной собственности, стабильность политической системы, исходят из признания естественного неравенства членов общества, отрицают идеалы социального равенства и революционные методы переустройства общества. Поэтому их называют также консервативными партиями.

«Левее левых» и «правее правых» в обществе стоят радикальные политические группы («Ультра»).

На крайне левом фланге политического центра размещаются революционно-террористические группировки (нередко молодежные) («красные бригады» в Италии и др.)

Крайне правую позицию занимают ультраправые консерваторы, традиционалисты, фашисты.

5. Отношение к существующему режиму. По этому признаку выделяют правящие, оппозиционные и авангардные партии.

Правящие партии – это партии, которые победили на выборах и сформировали правительство. Правящая партия (коалиция) проводит собственный политический курс через «своего» президента, премьер-министра, министров. Как правило, это возможно только в условиях парламентской республики. Президентскую республику в ряде случаев может возглавлять президент, представляющий в парламенте партию не большинства, а меньшинства. В этом случае даже победа на выборах не обеспечит ведущей политической партии статуса правящей партии. (Так, в России успех ЛДПР в 1993 г. и КПРФ в 1995 г. на выборах в Государственную Думу не дал им возможности «формировать «свое» правительство).

Оппозиционные партии – это партии, проигравшие на очередных парламентских выборах и в связи с этим лишенные реальной возможности влиять на формирование правительства. Оппозиционные партии не стремятся изменить конституционный строй своей страны, разрушить существующую политическую систему общества. Их задача состоит в реванше, завоевании политической власти на следующих выборах и смене существующего «чужого» правительства. Английский политический деятель ХVIII в., лидер партии вигов (либералов) лорд Болингброк так определил функции оппозиции:

систематическая критика деятельности правительства, с указанием его ошибок и недостатков;

предложение альтернативных вариантов решения возникающих проблем;

контроль за действиями властей с точки зрения соответствия конституции и предвыборным обещаниям;

смена существующего правительства на следующих выборах.

Авангардные партии отличаются от оппозиционных партий своими политическими целями и методами их реализации. Их программы нацелены на разрушение существующей политической системы путем радикального (революционного, фашистского) переворота. Как правило, авангардную партию отличает строгая партийная дисциплина, воплощенная в беспрекословном подчинении нижестоящих партийных органов руководству партии. Чаще всего авангардные партии отождествляют саму партию с ее вождем («ленинская» коммунистическая партия России в 1917 г. «гитлеровская» НСДАП в 1933 г.)

ВОПРОС 27. Партийная система. Типы партийных систем.

Партийная система представляет собой целостную систему взаимоотношений между партиями, совокупность политических партий, их блоков и союзов, взаимодействующих между собой в рамках определенной политической системы и строящих свою деятельность на принципах сотрудничества или соперничества в осуществлении политической власти.

Партийная система складывается в зависимости от положения политических партий в политической системе общества, взаимодействия между ними, типа самих политических партий.

Данные категории раскрывают степень влияния партий на принятие решений и характер их участия в управлении государством.

Факторы, влияющие на формирование партийной системы той или иной страны: уровень политической зрелости общества, его политического сознания и культуры; исторические традиции; национальный состав; религиозная ситуация; расстановка социально-классовых сил и т. п.

Значительное воздействие на формирование партийной системы оказывает действующее законодательство и прежде всего конституция и избирательные законы.

Типы партийных систем:

1) в зависимости от характера политического режима выделяют партийные системы:

– демократические — широкие гражданские права и свободы человека;

– авторитарные — непререкаемое подчинение власти;

– тоталитарные — контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

2) в зависимости от количества партий, борющихся за власть или влияющих на нее:

– однопартийные (монопартийные) – обеспечивается исключительное право одной партии на фактическое осуществление политической власти в обществе (например, Коммунистическая Партия Советского Союза, Коммунистическая партия Китая);

– двухпартийные (бипартизм) – одна из двух партий в случае ее победы на выборах имеет большинство мест в законодательном органе или назначение ее кандидатов на посты президента и вице-президента (например, консерваторы и лейбористы в Великобритании («Тори» и «Виги»), республиканцы и демократы в США);

– многопартийные — в которых ни одна из партий, как правило, не способна завоевать поддержку абсолютного большинства избирателей, поэтому правительства чаще всего бывают здесь коалиционными, т. е. состоящими из представителей двух или нескольких партий (Швеция, Дания, Голландия);

– «двухсполовинные» – ведущие партии не располагают твердым большинством голосов в парламенте и привлекают к формированию правительства третью партию на правах младшего партнера (Канада, Австралия, Германия);

3) в зависимости от соотношения партий с различным политическим статусом: мажоритарные, доминирующие и коалиционные;

4) в зависимости от устойчивости партийной структуры и межпартийных отношений: стабильные и переходные;

5) в зависимости от характера межпартийных отношений: конкурентные и неконкурентные.

Важнейшими основаниями, по которым оценивается эффективность той или иной партийной системы, являются:

– восприимчивость к запросам и нуждам общества;

– способность трансформировать их во властные решения;

– возможность обеспечить демократический контроль за деятельностью властных структур.

ВОПРОС 28. Формирование политических партий и партийных систем в России.

Зарождение политических организаций, ставших предтечей современных партий, связано с началом борьбы буржуазии против монархии, становлением политической системы и политической жизни капиталистического общества.

В период буржуазных революций XVII-XVIII вв. партии еще не имели привычных для нас признаков и не проводили самостоятельной политики, а чаще всего подвергались влиянию религиозных, сословных, семейно-родовых объединений. Такие организации, которые сегодня называют политическими партиями, возникли в Европе не ранее начала XIX века. В этом смысле они могут рассматриваться как институты, возникшие в сфере европейской культуры и затем распространившиеся в другие регионы мира.

В политологии широкую известность приобрела предложенная М. Вебером, периодизация истории партий на этапы: аристократической котерии (группировки), политического клуба, массовой партии. Все три этих ступени прошли в своем развитии только две английские партии - либералы (виги) и консерваторы (тори). История остальных партий значительно короче, большинство из них формировалось сразу как массовые. Со временем число партий, в своей деятельности ориентирующихся на привлечение широких слоев населения на свою сторону, начинает возрастать. Все они были партиями парламентского происхождения. Классическим примером здесь выступают партии Великобритании, или Республиканская и Демократическая партии США.

Несколько позже стали возникать партии, в основу организации которых было положено стремление объединить трудящихся массы для борьбы против существующих капиталистических порядков и создания нового, свободного от классовых антагонизмов, общества. К числу таких партий относятся в первую очередь социалистические и социал-демократические партии.

Некоторыми особенностями отличался процесс формирования политических партий в России ввиду сохранения большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, запоздалого развития капитализма, отставания процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства. Но, тем не менее, в конце XIX - начале XX в. партии стали фактором политической жизни России - особенно сильнейший толчок к формированию и консолидации их дала буржуазная революция 1905 г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д. В тот же период на авансцену политической жизни вышла партия, которая, совершив в октябре 1917 г. государственный переворот и разогнав в начале 1918 г. Учредительное собрание, подмяла, а затем и уничтожила все остальные партии и организации нарождавшегося парламентаризма. Это была Российская социал-демократическая рабочая партия, позднее - Российская коммунистическая партия (большевиков).

Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда общество достигло соответствующего уровня социально-политической дифференциации, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы.

Выводы:

1. Партия есть политический инструмент для завоевания власти.

2. Партия есть связующее звено между обществом и действующей политической элитой.

3. Партии осуществляет "селекцию" и последующую циркуляцию политической элиты.

4. Партия, выражая прежде всего групповые интересы (идеологические, материальные), при завоевании власти обязана их гармонизировать и направлять свои властные полномочия на благие цели служения всему обществу.

5. Процесс становления партий есть длительный исторический процесс, темпы которого зависят от степени политической зрелости граждан и общества, уровня экономического развития, культурных традиций.

6. Опыт становления партийных систем в России и Германии говорит о том, что для любого общества всегда остается опасность возникновения гегемонии одной партии, что приводит к срыву процесса демократического развития, к тоталитаризму, к гигантским социальным потрясениям мирового масштаба.

ВОПРОС 29. Развитие партийной системы современной России.

Современная политическая система Российской Федерации возникла в результате демонтажа советской политической системы, начавшегося в 1991 году. На сегодняшний день она обладает рядом отличительных особенностей. Прежде всего, в ее институциональной подсистеме заметен акцент в перераспределении властных отношений в пользу исполнительных органов и существенное ограничение функций законодательных органов власти. Последние практически лишены возможности осуществлять контроль за деятельность исполнительных органов, наблюдать за ходом реализации принимаемых ими законов.

С точки зрения характера распределения власти и взаимоотношения политической системы и общества в России существует скорее авторитарная плюралистическая система. Авторитарная политическая система характеризуется сосредоточением власти в едином центре, каковым является президент и его администрация. Плюрализм же обнаруживается в разделении властей в государстве, многопартийности, передаче ряда законодательных и исполнительных полномочий от центра к субъектам федерации.

Одной из особенностей российской политической системы так же является низкий удельный вес политических партий, их слабое влияние на власть и общество. Это свидетельствует о противоречии между политической структурой и ее культурным основанием. Это связано с тем, что замена прежних политических институтов новыми осуществлялась быстрее, чем происходили изменения в политической культуре общества.

Однако в последние годы наметились определенные позитивные тенденции в становлении демократической политической системы России. Это проявляется в незначительном увеличении «среднего класса», стабилизации властных отношений, демократизации президентского правления, снижении конфронтации между политическими группировками, улучшении взаимодействий между ветвями государственной власти, развитии федеративных отношений.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция провозгласила Российскую Федерацию демократическим правовым государством с республиканской формой правления (Гл. 1, ст.1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти (Гл. 1. ст.3).

Государственную власть в РФ осуществляют: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, Суды РФ.

Высшим органом представительной и законодательной власти в РФ является парламент – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: нижней палаты – Государственной Думы и верхней – Совета Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной основе с четырехлетним сроком полномочий. Она избирается прямым всеобщим голосованием по смешанной системе. По Конституции Государственная Дума дает согласие Президенту на назначение председателя правительства и решает вопросы о доверии правительству.

Совет Федерации формируется путем делегирования двух представителей от каждого субъекта федерации: по одному от представительного и исполнительного органа (это составляет 178 делегатов). К ведению верхней палаты относятся вопросы, связанные с изменением границ между субъектами Федерации, назначением на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора, утверждением указов Президента о введении чрезвычайного положения, решением вопросов о использовании Вооруженных сил за пределами страны и др.

Главой государства является Президент. Он избирается прямым всенародным голосованием на 4 года и не более двух сроков подряд.

Президент наделен правом участия в формировании правительства: он назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а также назначает и освобождает от должности федеральных министров. Президент руководит деятельностью правительства и принимает решение об его отставке.

Президент возглавляет Совет Безопасности России, утверждает военную доктрину, является главнокомандующим Вооруженных сил страны.

Президент является высшим представителем страны в сфере внешних отношений и руководит внешней политикой.

Система федеральных органов исполнительной власти включает Правительство России, состоящее из председателя правительства, его заместителей и федеральных министров, а также отраслевые и межотраслевые органы: министерства, государственные комитеты, федеральные службы, межведомственные комиссии, советы и др. Правительство разрабатывает и обеспечивает реализацию социально-экономических программ, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализацию внешней политики. Правительство также осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Высшими органами судебной власти в России выступают Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд.

Конституционный Суд, состоящий из 19 судей, дает толкование Конституции, рассматривает дела о соответствии Конституции России федеральных законов, нормативных актов, а также законов и актов субъектов РФ.

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, осуществляет судебный надзор за судами общей юрисдикции.

Высший Арбитражный Суд является высшим судебным органом по разрешению экономических споров.

ВОПРОС 30. Общественно-политические движения и их роль в политической жизни.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении). Партия является звеном связи государства и граждан, действующим на всех этапах политического процесса.

Отличия политической партии как политического института:

• специфические функции в отношении власти (завоевание и осуществление власти));

• носитель определенной идеологии;

• наличие программы действий;

• характерные способы их осуществления (участие в выборах общественные акции, пропаганда и др.);

• определенная внутренняя структура – устав, членство, руководящие органы, местные организации.

Типологии политических партий:

• по организационному строению (по составу) – кадровые и массовые;

• по отношению к закону – легальные и нелегальные;

• по отношению к парламентской деятельности – парламентские и непарламентские;

• по отношению к господствующей элите – правящие и оппозиционные;

• по территории – федеральные, региональные и локальные;

• по базовой идеологической доктрине – анархистские, коммунистические, социал-демократические, либеральные, консервативные, клерикальные (религиозные), националистические;

• по шкале политического спектра: левые, центристские, правые;

• по способу деятельности – реформистские, революционные.

Функции партии:

Внешние функции партии:

• борьба за завоевание политической власти;

• реализация партийной программы;

• выражение интересов отдельных социальных групп и слоев;

• обеспечение связи граждан с государственными структурами;

• замену стихийных форм политической активности граждан формализованными, контролируемыми формами;

• отбор и подготовку политических лидеров разного масштаба;

• участие с их помощью в политическом управлении;

• подготовку и участие в избирательной кампании;

• осуществление политической социализации граждан.

Внутренние функции:

• набор новых членов партии;

• пополнение партийной кассы;

• оптимизация отношений между лидерами (партийной элитой) и рядовыми членами партии и др.

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения – добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов. Они стремятся не к достижению власти, а к влиянию на власть.

Направления:

• за сохранение и развитие демократии и прав человека;

• антивоенные, антиядерные;

• за землю и социальные права крестьян;

• за новый экономический порядок (антиглобализм);

• неприсоединения;

• экологические;

• против расовой и национальной дискриминации;

• женские, молодежные, студенческие.

ВОПРОС 31. Личность как субъект и объект политических отношений.

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие личности в политической жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия всех возможностей человека, для его творческого самовыражения, что составляет необходимую предпосылку наиболее эффективного решения общественных задач.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом, контроля за деятельностью политико-управленческих структур со стороны народа, средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о реализации своих непосредственных, местных, повседневных интересов и не осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политическую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движения и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно разнообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этнические, демографические и др). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид). Как отмечали еще древние (Протагор), “человек есть мера всех вещей”. Это полностью применимо и к политике. Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели выступают “мерой политики”, движущим началом политической активности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три главных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др) особенности человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе личности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парламентария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отразить автономию и активность индивида как специфического субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только общечеловеческими, но и уникальными в своем роде чертами, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.

ВОПРОС 32. Политическое поведение и политическое участие личности: понятие, виды и формы.

Политическое поведение - это процесс практического взаимодействия социального субъекта (индивида, группы) с политической средой, их практического отношения к политической системе, друг к другу.[1] Политическое поведение - это такие действия, которые, проявляясь в виде участия граждан в политической жизни, оказывают определенное воздействие на осуществление и распределение власти. Любая форма участия индивида, группы в реализации власти или противодействие ее реализации в политической жизни может рассматриваться как политическое поведение. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.[2] Политическое участие - это, прежде всего инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия. К политическому участию можно отнести действия по делегированию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных компаниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельностипартий и групп интересов.По степени интенсивности политическое участие может систематическим или эпизодическим, по мотивации - автономное (сознательно избранные формы поведения) или мобилизованное (основанное на внешних импульсах, внеличностных стимулах), по отношению к существующему общественному порядку - конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (нелегальные, противозаконные).

В самом общем виде многообразие форм и разновидностей политического участия зависит от определенных свойств действующего индивида, характера режима правления, а также от конкретной ситуации. Наиболее широко распространенным видом негативного политического поведения служит феномен абсентизма - отказ или воздержание от участия в выборах.

Разнообразие форм политического участия определяется наличием условий и разветвленностью структур, способных воспринимать индивидуальные запросы граждан к власти. Политическое участие дает характеристику самой политической системе, которая способствует или препятствует политическим действиям граждан и напрямую зависит от политического режима.

Так, в демократических обществах политическое участие является всеобщим и свободным. Индивид имеет возможность практически реагировать на поступки властей, затрагивающие его интересы, предпринимать те или иные действия в качестве реакции на сложившуюся в стране (регионе) ситуацию. Политическое участие является для них средством достижения целей, реализации потребностей в самовыражении и самоутверждении. Демократическое государство допускает существование протестных форм участия.

Тоталитарное общество стремится мобилизовать массы на ритуальные действия в поддержку режима. Граждане вынуждены под страхом наказания, экономических санкций идти на митинги, демонстрации, организуемые правящей элитой. В этом случае политическое участие находится под жестким контролем со стороны правящей группировки, его используют для укрепления власти. В тоталитарном обществе запрещены все формы политического протеста и даже несогласия. Несогласные с проводимым политическим курсом объявляются врагами народа, злоумышленниками, по отношению к ним применяются репрессии.

Существует множество различных вариантов классификации типов политического участия.

Некоторые исследователи типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие - это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций. Подобное участие не является средством реализации личных и групповых интересов, в определенном смысле его можно назвать квазиучастием.

Виды политического поведения:

Среди наиболее значимых видов политического поведения выделяются следующие:

• реакция, когда действия людей в политике являются ответами на внешнее воздействие, источником активности в этом случае служат другие люди и институты;

• периодическое участие, связанное с делегированием полномочий во всевозможных выборах, политических кампаниях;

• деятельность в политических организациях, движениях, партиях;

• выполнение политических функций в рамках государственных органов: служба в армии, органах государственного управления и охраны правопорядка;

• посещение политических собраний, освоение и передача политической информации, участие в политических дискуссиях;

• прямое действие — непосредственное влияние на функционирование и изменение политических институтов через такие формы политической деятельности, как митинги, демонстрации, забастовки, голодовки, кампания неповиновения или бойкота;

• воздействие на ход политических процессов через обращения и письма, встречи с политическими лидерами, пред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.7.212 (0.021 с.)