Основные исторические этапы развития политической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные исторические этапы развития политической науки.



Политология

 

Довбня Александр Николаевич

 

Учебник Политология проф. Сазонов, харьков 2001 год

Теория политики, проф. Исаев, Санкт Петербург

Мухаев Р.Т. Политология, Москва

 

Политология, как наука.

 

Во второй половине 19 века появляется политология.

Политология формировалась, как практическая наука

Объект исследования явл. политическая жизнь общества.

Составл.

1. Политическая жизнь;

2. Роль и место политики в жизни современных обществ;

3. Политическое участие, формы и методы;

4. Политическая система;

5. Политический режим общества.

Сущностью пол. жизни ее содержание выступают пол. отношения, то есть отношение людей, их общностей и организаций объединений, по поводу соц.управления и власти. По поводу реализации соц.политических и интересов. В древне римской фил. стали разделять естественного мира и законы общения. Поэтому в США 3 дисциплины называют науками соц. отношения. Во Франции на базе права, в США на базе отношений социальных.

 

Политика – это отношение между людьми и их ассоциациями по поводу гос. власти.

Именно гос. власть является целью отношений. Власть социальная. Вы родились в той или иной стране, человеку необходимо абсорбироваться в этой стране. Вы родились в какое-то время и это время оказывает какое-то воздействие. Лидер даже может быть лидером только на определенное время. И это самое опасное для политика- остаться в своем времени. До 65 года уровень жизни в СССР был на уровне Италии и Франции. Потом СССР остановилось на период застоя. Мы отстали на технологиях, и это сказалось на уровне жизни.

В политической науке играет большую роль осуществление взаимодействие между государством и обществом.

Бисмарк говорил, что политика – это искусство.

Почему отрицалась у нас политология? Дело в том, что политология исследует закономерности и специфику действий политиков и государства. «Наше» всегда противопоставлялось «Не нашему».

10 мая 1906 году к берегам Северной Америки пришвартовался первый корабль с переселенцами. Буш, на праздновании этого события сказал, что Американский народ произошел особым путем. Самые трудолюбивые и выдержанные попали сюда и сформировались как особое талантливое образование и имеют власть вмешиваться в дела всех стран, как вмешиваются престарелые родители в дела детей.

3,5 % украинцев считают, что законы нужно исполнять. У нас царит произвол. «В России очень жесткие законы, но они смягчаются возможностью их невыполнения», - Салтыков-Щедрин.

Бурный крах тоталитаризма в нашей стране, в которой люди не были готовы к демократии, все законы проходили сверху. У нас нет механизма поэтапного привлечения молодых в политику. Мы получили совокупность анархистских идей. Не обратили внимание на то, что экономика Украины страшно затратна. Огромный процент оборонного производства с огромной энергозатратой и устаревшим оборудованием, были дотационные цены для ряда регионов, плановая экономика послереволюционная, поэтому возникли большие трудности.

Также возникли националистические движения. В России, чеченские проблемы, у нас в Украине в рамках Западной и Восточной Укр. Политические и антисоциальные проблемы, политики ведут себя аморально. Средняя зарплата нашего депутата во много раз превышает среднюю зарплату по стране, у нас нет ограничений по зарплате. Часть людей разочарованы и живут в интернете, могут быть больные люди, которым не нужны ни друзья, ни любимые. Они всю жизнь проводят в компьютерах. Билл Гейтс говорил, что компьютер – это умная машина для умных людей, но он даже в страшных снах не могу увидеть того,что произойдет с некоторыми людьми.

Многие политики пол.борьбу понимают, как личную борьбу за личные интересы.

Необходима массовая грамотность, чтобы не стать жертвой деспотизма, тиранией. В некоторых демократических странах есть законы, которые направлены на соблюдение законов общества. Но некоторые страны не имеют законов по борьбе с коррупцией.

В ВУЗах США нет сессий и нет взяток. Все ВУЗы гоняются за абитуриентами. И ВУЗ дает возможность смоделировать диплом, помогая подобрать прослушиваемые дисциплины. Это говорит о том, что при демократии можно сделать какие-то отступления, но в нашем государстве это невозможно.

Евтушенко писал, что политика от дьявола и она развела людей по разные стороны.

Именно политика является той областью общественной жизни, где концентрируются и осмысливаются все общественные проблемы, где они соотносятся с интересами классов и соц. Слоев общества, где вырабатывается механизм и способы их решения, где идеи переводятся на язык общественной практики. Но это невозможно без взаимной ответственности народа и власти.

Для того, чтобы образовывалась демократия, человек, относящийся к определенному классу, будет уверен в том, что его услышат.

В старой авторитарной власти, строй держался на трех китах – обычай, страх перед власть, церковь. Тогда люди жили в общинах. Во время революции стали разваливаться общины. Гражданин – это продукт демократии и его двигатель – это девиз революции.

Негативный образ политики был развит во времена…….

В истории очень мало примеров, когда политики добровольно отказывались от власти.

Современная политическая наука получила название от двух терминов (полития) и (логос) знание, учение, слово, мысль – Гераклит.

Фресом Либером в 1857 году в Колумбийском колледже.

В 1857 году началась борьба между севером и югом, и необходимо было юношам привить чувство гражданственности. И возникла кафедра.

В 1880 году в этом колледже создается первая школа политической науки.

В 1903 году Американская ассоциация политических наук.

В 1872 г во Франции ……

В 1895 году в Великобритании была учреждена лондонская школа экономики и пол. науки.

 

В 1948 году во Франции, в Париже был проведен политический коллоквиум, на котором было принято решение о преподавании «Политического курса» во всех ВУЗах Европы.

 

После второй мировой войны политическая наука проникает из Америки в Европу, чтобы не дать продвижения тоталитаризма. Стали обязывать в ВУЗах политическую науку.

1. Полит. Теория,

2. Полит. Институты и процессы,

3. Партии, группы и общественные мнения,

4. Международные отношения.

 

По Максу Веберу, власть – это способность и возможность осуществлять свою волю путем применения различных средств: авторитет, закон и право, насилие.

Власть – это полномочия и способность осуществлять управленческие регулирующие действия.

Под властью понимается всякая деятельность, способствующая приведению системы в оптимальное состояние, поддержания и повышения уровня ее организованности.

Политику изучают разные науки. Политическая жизнь связана с общественной жизнью.

Политология – это наука об устройстве, распределении и осуществлении политической власти, осуществляемом в процессе всех форм коммуникаций, органов государства, общества и индивида. Целью которых является принятие политических решений, направленных на удовлетворение обще значимых потребностей.

1. Политическая философия изучает ценностные аспекты властных отношений, а именно взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью.

2. Политическая психология изучает субъективную мотивацию политического поведения.

3. Политическая социология изучает влияние гражданского общества на распределение власти, наблюдение, анализ, опросы….

4. Пол.география изучает влияние климатических и природных факторов на полит.жизнь.

5. Теория государства и права изучает историю и закономерности возникновения политических институтов.

6. Пол. Антропология изучает влияет родовых качества личности, основополагающих потребностей жизни в пище одежде на политическое поведение.

7. Пол. История изучает конфликты,

8. Пол. астрология Занята исследованием звезд…….

9. Пол. политология – направлена на формирование рациональное природопользования, курение, фаст фуд…

 

Политический режим

26.09.2011

 

Политический режим - это совокупность форм и методов власти, отражающий уровень свободы или не свободы в обществе.

 

Любой политический режим характеризуется 3 основными признаками:

1. Процедурами и способами организации властных институтов и осуществления власти

2. Стилем принятия общественно-политических решений

3. Взаимоотношениями между полит.власти и гражданами.

 

4 основных типа полит.режима:

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Либеральный – неустойчивый.

4. Демократический.

 

Тоталитаризм – это полит.способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью. Подчинению всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. В полит.лексикон полит.тоталитаризм ввел Муссолини.

В 30 годы использовал Карл Шмидт. Считал, что это важнейшее свойство для организации Германии. Ханны Хаим «Дорога к рабству» 1944 г., «Истоки тоталитаризма» 1951 год, Курт Фридрих «Тоталитарная диктатура и автография», Раймод Аарон «Демократия и тоталитаризм» 1950 (на русск.1990 год).

Тоталитарный режим, по словам Ханны Арендт, возникает в среднеразвитых государствах.

 

Черты, характерные для тоталитарного режима. Это всеохватывающая власть, не знающая границ, не имеющая проблемы власть и общество, поскольку в тоталитарном сознании интересы объекта и субъекта власти не разделимы и якобы, составляют единое целое. Это кажущееся слияние – кто не с нами, тот против нас.

 

Основные черты тоталитарного режима:

1. Народ при этом режиме, якобы горячо принимает и поддерживает всеобщую идею того, что делает властедержащие. Действующий принцип - запрещено все, кроме того, что приказано.

2. Вся жизнедеятельность при этом режиме строго регламентируется и контролируется.

3. В таких условиях талант обесценивается. Чтобы лучше жить – надо хорошо работать, а надо занять место в иерархии власти.

4. Власть на всех уровнях формируется закрыто, хотя внешне могут сохраняться признаки демократии.

5. При этом все засекречивается, трудно установить объективность. Появляется наука не о сущном, а о должном – что должно быть. Жертвами в СССР стали такие науки, как психология, социология, экономическая теория, биология, кибернетика, языкознание. Некоторые исследования были ликвидированы в 30 годы в СССР.

6. Централизация власти снизу доверху, отсутствие разделения властей.

7. Политизация, регламентация санкционирование всей жизнедеятельности общества.

8. Требование активного проявления верности и поддержки режима. Абсолютное единогласие и искоренение инакомыслия.

9. Общественно-политические, негосударственные организации существуют, как продолжение действующих органов. Их деятельность регламентируется.

10. Полное подчинение гражданского общества государственной власти.

11. Отсутствие механизма приемствование действующей верховной власти.

12. Насилие. Действует такой режим на обещании кратчайшего пути к счастью.

 

По мере своего разложения, тоталитарная власть заменяется авторитарным режимом.

Авторитаризм – это пол.режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или одном органе, и снижает роль других, прежде всего, представительных органов власти. Характерно сведение к минимуму оппозиции. Формализируются все институты и процедуры.

 

Причины авторитарных режимов:

1. В качестве лидера властная личность. Авторитарные лидеры: Рузвельт, Черчель, Деголь, Аденауэр, Эрхард, Путин. Эти лидеры не боялись идти против общего течения.

2. Рационально оправданная ситуация – война, общественный кризис глубокий.

3. Возникновение социальных или национальных конфликтов.

 

Теория авторитаризма была впервые обоснована ультраконсервативными теоретиками Жозе ДеМен и Луи ДеБанай. Авторитаризм был конституционной монархией. В 19 веке авторитаризм был постоянным и важным течением немецкой политической мысли. Наполнялся идеями национального и государственного единства. Сторонником был Бисмарк, считал, что такой режим может сплотить Германии. К концу 19 столетия авторитаризм рассматривался, как мощное средство национальной и социальной мобилизации, и управления сверху процессами гос.строительства – Ганс Страйч. После второй мировой войны появились новые представления об элитарном авторитаризме.

 

Основные признаки авторитарного режима:

1. Отношение к власти строится таким принципом – разрешено всё, кроме политики. В политике власть бескомпромиссна.

2. Отсутствие центральных и местных представительских органов или представление их в форме марионеток.

3. Отказ от принципа разделения властей. Концентрация власти в руках правительства или главы государства.

4. Отказ от принципов конституционности и законности и широкое использование политических репрессий. при этом если конституция не сохраняется.

5. Меритаризация государственного аппарата, резкое увеличение влияния военных кругов.

 

Либеральный режим.

В некоторых странах возможно становление либеральных режимов. Они кратковременные, могут привести к демократическому режиму или авторитарному. Некоторые элементы наблюдались в СССР во время перестройки. Либерализм был реакцией на тоталитаризм, безличного над личным, всех над одним. Либеральный режим говорил об открытости всех решений. Этот режим использует консенсус с различными политическими силами, допускает их к решению важных проблем, но при этом позволено все, что не ведет к изменению власти. Отсутствует незаконное насилие, в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов. Массы имеют возможность влиять на власть, которая избирается, но частично, потому что, допуская выборы органов на этой основе, власть старается загнать эти выборы в определенные рамки. Это вызывает протест демократических сил.

 

Политические идеологии.

Политическая идеология – это совокупность по преимуществу систематизированных представлений той или иной группы граждан, выражающая и призванная защищать их интересы и цели с помощью политической власти или воздействием на нее.

В оборот научный термин политические идеологии были введены в 18 веке Алексесем ДеТрисси – учение об идеях, и системах идеалистического представления о мире.

 

1. Либерализм. Это учение и общественно плитическое течение провозглашающее свободу личности и других гражданских пол.прав индивида и ограничение сферы деятельности гос-ва.

 

Либеральная теория прошла этапы:

1. Этап становления либ.традиций – конец 17 начало 18 ст. представители Джон Локк, Адам Смитт, Шарль Луи Монтескье. Основные идеи – первые попытки разграничить гражданское общество и гос-во, как самостоятельные сферы общественной жизни.

2. Утверждение либ, как идеологии с кноца 18 – по конец 19 века. Представители: Иммануил Кант, Бенджамин Констант, Алексис Тетоквель, Бентам и др. основные идеи – обоснование демократических прав и свобод человек (свобода собраний, печати, религии, слова, свобода обладать частной собственностью, неприкосновенность и право на политическую оппозицию, ограничение прав гос-ва на вмешательство в развитие экономики, невмешательство гос-ва в сферы жизни, которое общество в состоянии регулировать само.) Создание системы разделения властей, как гарантия своеволия гос-ва.

3. Социальный либерализм последняя четверть 19 столетия и первые 20 лет 20 столетия. Представители, Гримм, Буггауз. Обосновывается качество соц.порядка на принципах равенства и справедливости, как самый качественный порядок. Поднимается вопрос о реальной на труд, отдых, благосостояния, охрану здоровья. Впервые в мире появляются законы о страховании здоровья, закон о соц.пенсиях, охране труда.

4. Современный либерализм, середина 20 ст. – 90 годы 20 ст., представитель Фридрих Фонхаих. Основные идеи – свободный рынок, свобода выбора, индивидуализм.

5. Постлиберализм 90 годы 20 ст по наше время, Фокуяма, Иммануил Валерстайер. Идеи – свободы сознания, интерпретации свободы прав человека принципы либерализма:

А. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.

Б. Отличие и обособленность каждого человека от других людей безусловны и первичны, а связь и сходство условны и вторичны.

В. Все свои законы и ценности человек создает сам.

Г. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободы. В основе личной сводоы либерализм ставит частную собственность.

 

Основные полит.идеи либерализма:

1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парл.структурам.

2. Негативное отношение к разросшимся экономическим социальным функциям гос-ва.

3. Необходимость разделения властей – полит. плюрализм и верховенство закона.

4. Обеспечение основных полит.прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.

5. Расширение практики плибесцетарной демократии (более прямая), всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.

6. Обоснование демократической сущности Элитизма – необходимости конкуренции элит.

7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

 

 

2. Консерватизм – идейно полит.течение и учение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, нации, религии, собственности. Одним из основоположн. Англ.фил. Эдуард Бег. Консерваторами были Билл Клинтон, Рональд Рейган.

 

Основные полит.принципы консерватизма:

1. Общество – это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.

2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.

3. Ориентация на государственный авторитет.

4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.

5. Неверие в возможность соц.равенства между людьми.

6. Частная собственность – это гарант личной свободы и соц. порядка.

 

 

Основные полит. взгляды консерватизма:

1. Идея традиции, определяющая общественное бытие индивида.

2. Идея национального величия.

3. Идея социального неравенства и полит.конкуренции.

4. Идея неправомерности полит.вмешательства в полит.общественную жизнь.

5. Пренебрежение к парламентаризму и выборным различным органам.

 

3. Неоконсерватизм – это идеология, считающая идеей классического консерватизма и либерализма.

 

Основные идеи неоконсерватизма:

1. Только рыночные отношения и ведут к реальному развитию общества и человека.

2. Свобода и равенство несовместимы.

3. Классическая демократия неосуществима или вредна, необходима демократия и власть элит.

4. Главное право личности – иметь собственность и свободно распоряжаться ей.

 

4. Социал-реформизм – это соц.полит. учение и течение, ориентированное на эволюционное развитие демократический социализм и его достижение путем постепенных реформ.

 

Характерные черты:

1. Материалистическая трактовка общественной жизни.

2. Подход к анализу общ. явлений с позиций трудящихся масс всего народа.

3. Гуманистический характер конечных целей.

4. Социальный коллективизм.

5. Исторический оптимизм.

 

Основные полит.идеи:

1. Отрицание всякой диктатуры, как формы политической власти.

2. Приверженность к принципу демокр.парламентаризма.

3. Ориентация на полит. плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем.

4. Приоритет мирных демократических средств в достижении поставленных целей.

5. Государственная, но не чрезмерное регулирование экономики и развития рыночных механизмов.

6. Приверженность к концепции соц.защищенности трудящихся масс.

7. Ориентация на мирное существование государств и их безопасное существование.

 

 

5. Фашизм (ит. Связка, объединение). Это крайнее антидемократические, радикально экстремистские теории полит.течения, тяготеющие к установлению полит. диктатуры. Выпячество расовой гегемонии, проявление крайней нетерпимости к инакомыслию, откровенная ставка на силовые, агрессивные формы поведение, провоцирование общественной напряженности, осуществление подрывных акций.

 

Основные полит.идеи:

1. Идеи сильного гос-ва и подчиненности ему индивидуальных полит.прав гражданина.

2. Поощрение нац.милитаризма.

3. Содержание мифов.

4. Идеи территориальной экспансии.

 

Фашизм формировался на заре 20 века. Воззрения Ницше, Шпендлера.

Неонацизм, базирующиеся на расовой чистоте, идеалах сверхчеловека.

 

6. Национал либерализм – этнический гигемонизм, но более терпимо относящийся к автономии личности.

 

7. Неофашизм – базируется на идеях национализма. Неофашизм — термин, который применяют для обозначения некоторых праворадикальных организаций и движений в ряде государств мира, которые в политическом и идейном отношении являются преемниками фашистских организаций, распущенных после 2-й мировой войны. Неофашисты проявляют склонность к политическому экстремизму, используют террористические формы деятельности.

 

3.10.2011

Полит.система Украины.

 

Особенности политической системы Украины:

1. Относительно стабильная на поверхности система, которая может легко трансформироваться в нестабильную вследствие конфликтов в блоках.

2. Система с относительно низким темпом соц.процессов – не достаточно восприимчивая к новизне. К новым производствам, технологиям.

3. Система не имеет достаточно эффективных современных традиций и опыта самостоятельного правления.

4. Система централизованная, с некоторыми элементами регионализма и децентрализации.

5. Слабо восприимчива к реформам.

6. Слабая реактивная способность на изменения, происходящие в мире и в внутри страны.

7. Эта система индустриальная, переходная от советского типа с модернизацией неорганического внешнего типа.

8. Неопотриманиальный режим – наследуемое имущество, определяющее будущее человека. Мы на поверхности – Европа, внутри – Африка.

 

Что характерно такой власти: клановость, землячество, семейство, не работают институты гражданского общества.

 

Что необходимо, чтобы выйти из этой ситуации:

- утверждение демократии, полит. плюрализма, полиментаризма,

- обеспечение прав и свобод граждан,

- разделение законодательной власти на законодательную, судебную и исполнительную,

- внедрение института президентской власти перед народом,

- признание СМИ важным элементом полит.системы общества,

- формирование системы управления,

 

 

10.10.2011

 

 

Государство, основной институт политической системы общества.

Термин употр.в двух значениях:

1. В широком смысле слова – госуд.это страна, общество, народ,распол.на определ.территории и представл.органами высшей власти. До 16, нач.17 века «госуд» трактовалось только в этом значении.

2. В узком смысле Государство - это организация, обладающая верховной властью, на определенной территории. - Никола Макиавели.

 

Теократическая религиозная концепция происхождения гос-ва – в Древнем Риме и Древн.Греции.

 

Платон Афинский утверждал, что гос-во возникает в связи с имуществ.неравенством и появлением классов. Именно имущ.неравенство ставили в основу Маркс и Энгельс. Это орудие насилия одного класса над другим. Аристотель придерж.естественной теории происх.гос-ва. Считал, что государственной берет свое начало из семьи. Конфуций так считал, Георг Дегель, Кокошкин (дайте мне совершенную семью и я построю совершенное гос-во).

3. Договорная основа гос-ва: Подуланский, Данте Аливьери, Томас Гоббс, Жан Жак Руссо.

4. Теория насильственного происх.гос-ва – Фон Гулклович, Фон Абенейра.

5. Спенсер придерживался биологической теории происх.гос-ва.

 

В реальной жизни исследования показали, что в реальной жизни гос-во не произошло ни по одному из этих сценариев.

 

Государственность: это территория, население, власть. Гос-во имеет ряд признаков:

1. Наличие публичной власти, системы органов и учреждений, особого рода лиц, для кот.управление, а не произв.труд явл. Основной деятельностью. Возникает аппарат, исполн.важные функции.

2. Разделение населения по административным единицам.

3. Взымание налогов и проведение займов, чтобы вести общественную деятельность.

4. Наличие суверинитета: сув.центральной власти над данной территорией, гос-во должно быть суверенной от данного народа.

5. Гос-во должно иметь право применять планирование в стране - ордолиберализм Валтер Пейн.

6. Создание правовой основы всех форм жизнедеятельности общества. На базе конституции.

Конституция – это система зафиксированных в специальном документе или нескольких документах, относительно стабильных правил, законов, которые определяют устройство гос-ва, принципы его организации, способы полит.волеобразования, принятие решений, а также положение личности в гос-ве.

Современные конст.состоят из вдух частей и прямул:

- Определяются нормы взаимоотн.граждан и гос-ва, права личности, утвержд. правового равенства всех граждан.

- Описывается характер гос-ва, то есть республика, монархия, федерация, статус различных властей, правил взаимоотн. властей, структура и порядок формирования управления.

Первая конст. В 1789 году принята в США, потом в 1791 году был принят в США бит о правах, с дополнениями. Во Франции в 1789 Декларациях о правах гражданина, первая. Олимпия де Буш, дополнение Декларация о правах Гражданки. В 1791 году во Франции – первая конституция. Всего было 16 конституций во Франции. Великобритания не имеет конституции, ее заменяет группа законов, 1628 Великая Хартия вольности, 1679 год Акт о законах, Акт о наследии 1689 год. Конституции нет в исламских странах, в Израиле,

 

Функции гос-ва:

1. Функция Посредническая, с природой гос-ва, как орудие регулирования противоречий и конфликтов, возникающих в обществе, разделенных на разные группы.

2. Функция управления, состоит в регулировании хода дел в стране в целом, в более или менее эффективном контроле за выполнением определенных видов деятельности, необходимых для сохнаниения и развития общества, как целого.

 

Функции гос-ва по характеру и содержанию внутренние и внешние:

1. Внутренние функции гос-ва:

– Функции по охране сущ.социально полит.строя, соц.полит.структуры общества, порядка и законности, защите прав человека.

- Хозяйственно-организаторские общественно эконом. функции – регулирование экономики. Поддержание экономической стабильности, налоги.

- Социальная функция, выполнение соц.программ, культурно воспитательная функция – организация образования в данной стране, контроль за уровнем образования, подготовка ранжирования специалистов, поддержка национальной культуры,

 

 

Внешние функции:

1. Оборона страны, защита ее интересов на международной арене.

 

От других общ.организ. гос=во отлич. Такими чертами:

1. Гос-во - это универсальная орган., распространяющая власть, свои действия на террироию страны и на всех ее граждан. Оно официально представл.общество во всех международных делах, подчиняет себе деятельность всех иных обществ.организаций, властей путем применения принужд. Экономич.власти, идеологии.

2. Право, применяемое в гос-ве носит обязательный характер для всех.

3. Благодаря наличию аппарата, гос-во выполняет осн.объем деятельности по управлению делами общества, распоряжается материальными, финансовыми, людскими ресурсами.

 

Современный мир отличается многообразием форм гос.власти:

1. Унитарное гос-во

Форма правления - есть организация верховной гос-нной власти, которая предопределяет структуру высших гос-нных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением.

 

По формам правления гос-во делится на монархии и республики.

Монархия есть почти в 30 странах. Канада, Австралия, Новая Зеландия – королева Британии – высшая власть. Монархии бывают, конституционными, абсолютными и дуалистическими. Общим является то, что верховная власть в стране осущ.одним лицом. Глава гос-ва – Монарх, занимает свой пост по наследству, а его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или воли избирателей. Мера помазания монарха церковью.

Абсолютные монархии – Саудовская Аравия, Бруны, Аман, Катар.

Конституционная монархия – власть монарха фактически не распространяется на сферу законодательства, и значительно ограничена в области правления. Функции монарха имеют преимущественно, представительский характер. В ряде стран монарх активно участвует в политической жизни. Королева утверждает премьер-министра, одобряет различные полит.назначения, имеет право возразить, но не имеет право на вето, присваивает высшие воинские звания, имеет доступ к наиболее полной информации Великобритании, Королева Британии и Король Испании имеют право вводить Чрезвычайное положение,

В Британии есть термины – Кабинет Ее Величества, Оппозиция Ее Величества.

Парламентская монархия – власть принадлежит парламенту, а не монарху в целом. В Швеции.

Монархии дуалистические – характеры для отсталых стран – монархи осуществляют исполнительную власть, Иордания, Марокко, Кувейт. Парламент – только совещания. Появляются якобы общественные организации. Почитание короля сына.

 

В некот.странах бывших социалистическими, таких как Румыния, Болгария, сильны монархические настроения. Считают, что Миха – монарх, выполнял обязанности премьер министра. В России, Санкт-Петербург.

 

Формой правления, где органы власти выбираются народом – это республики.

Есть президентская и парламентская республики.

1. Президентская республика характеризуется жестким разделением властей, при котором органы гос.власти обладают значительной самостоятельность, по отношению друг к другу. Президент или конгресс выбираются на отдельных независимых выборах, что усиливает независимость этих властей.

Промежуточные выборы – это итоги президентства. Президент явл.одновременно главой гос-ва и правительства. Премьер министра нет. Президент может избираться коллегией выборщиков. Это дань традиции. Члены правительства не могут быть одновременно депутатами конгресса. Президент выбирает себе команду, за деловые качества команды отвечает сам президент.

 

4. Политические идеи… Муродян «Великий янус».

7. рациональное разумение политики Мухаев «Политология» Москва 2001г.

Сучасна политична думка франции Бурдье, Сазонов «Политология», К.С.Гаджиев

9. Политическая мысль Украины начала 20 века. 4 направления. Сазонов, Хама Питчер 2001г. «Политология».

Политика и мораль.

13. Социологический Маркс, Вебер, и функциональный методы полит.науки - Д.Ф.Керелюк.

14. Права человека (римское право) Фома Пичер, декларация прав человека 10.12.1948г. Нью Йорк,

17. Понятие и типология полит.режимов Раймонд критерии эффект.полит.режимов.

Особенности полти.режимов Украины. Схема.

55. Основные идеи работы Вебера

61. особенность…. Политология проф. Василик 1999 г.,

100. Глобализация…. Э.Валерстайна, «Политология» Васильев.

Основные волны демократизации – 3 волны Хантингтон «теория полит.наука» под ред.Б.Иваева С-П 2008

 

Реферат 4-5 стр.

 

Заменено будет на экзамене – 78 (изменен), 79,

 

17.10.2011

 

Президентская республика.

Конгресс имеет право воздействовать на президента. Утверждение тех или иных законов.

Президент США может быть отстранен от должности путем импичмента, своего рода недоверия к президенту. Эндрю Джонсов, в 18… году был отстранен от власти импичментом. Президентская республика не получила распространение в Западной Европе. Только в Туркменистане и Белоруссии.

 

Полупрезидентская республика. Существуют в Австрии, Ирландии, Португалии, Финляндии, Польше, Украине. Здесь (во Франции) считается сильная президентская власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Характерной чертой явл. двойная ответственность и перед парламентом и перед правительством. В полупрез. республике президент и парламент избираются народом, но независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента. Процедура импичмента более сложная. Президент имеет право распустить парламент, но с условием и назначением срока внеочередных парламентских выборов. Президент явл.главой гос-ва и верховным главнокомандующим. Он представляет страну в международ.отношениях. Обладает правом единолично вводить чрезвычайное положение. Но во время этого положения не имеет право распускать парламент, и при роспуске парламента не может водить чрезв.пол. Назначает премьер-министра. В Минске с премьер министром президент формирует кабинет. Сам президент не имеет право вносить изменения в конституцию и законы страны. Но таким правом обладает премьер министр и все министры. В Украине министры не обладают правом иммунитета. Президент председательствует на заседаниях всех кабинетов, и отвечает за всех принятых решений. Парламент имеет возможность контролировать президента и может вносить министру вотум недоверия.

 

Парламентская республика. ФРГ. Здесь правительство формируется законодательным органом и ответственна перед ним. В любой момент в парламент может путем голосования выразить свое одобрение или неодобрение в деятельность канслера, министра или кабинету в целом. Здесь обязательно совмещение главы правительства и всех министров с …….. руководитель правительства, канцлер, первое лицо в полит.иерархии, главный командующий. Армия контролируется штабом. Премьер министр может распустить парламент и назначить выборы. Только Бундестаг (парламент) может ввести чрезв. положение. Но одобряет его президент. Функции президента – только представительские.

В Украине не работает принцип разделения властей. Разрыв в принципах организации властных структур. Отсутствие текущего контроля ректората за работой его депутатов. Слишком большая роль чиновничьего аппарата в развитии бизнеса. Каналы воздействия самые мощные. Бедой Украины явл.несовершенство налогового законодательства и наличие теневой экономики, что это приводит к слабости бюджета. Украина считается вторым должников в Международном Валютном фонде. На первом месте Румыния, на третьем Греция. Политические партии не имеют постоянного электората и являются штабами заинтересованных группирововк. Судебная власть подчиняется власти исполнительной. Отсутствие защиты интересов граждан. Парламент не связан с дисциплиной и ориентируется на чиновников.

 

Политическое лидерство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.60.149 (0.192 с.)