Власть, как важнейший атрибут политики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Власть, как важнейший атрибут политики.



 

Власть - это одно из фундаментальных начал человеческого общества.

Гратология – наука о власти.

1. Власть рассматривается, как авторитет, то есть право руководить, командовать какой-то группой людей.

2. Умение достигать желаемых результатов вопреки сопротивлению.

 

Макс Вебер рассматривал власть, как способность оказывать власть с помощью: авторитета, насилия и права.

Источником подчинения является неравенство социальное, экономическое, имущественное, статусное, образовательное, естественное: физическое неравенство, порожденное половыми развитиями.

 

Морис Дювюрже говорил о трех исторических формах власти:

1. Анонимная власть, распыленная среди членов примитивного общества,

2. Индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности,

3. Институциализированная власть, опирающуюся на деятельность специальных институтов, выполняющих определенные функции.

 

Представленная законодательными и исполнительными (комиссия евр.сообществ) институтами.

Первые две формы власти считаются догосударственными и носят неполитический характер.

 

Польский политолог Ежевик выделяет 6 подходов:

1. Бихевиористские трактовки власти. Власть рассматривается, как особый вид поведения, при котором одни командуют, другие подчиняются. Субъективная мотивация. Власуэл считал, что воля власти у одних людей и их толкает к властному стремлению желание обогатиться. Властные отношения рассматриваются, как рынок власти. Психолог Сергей Колеев считал, что потребность власти складывается из следующих квазисных потребностей личностей:

а. Потребность к свободе порождает отношение к власти, как к стремлению к независимости. Таких люди называют нондафармистами.

б. Генонистические потребности – рассмотрение власти, как источника богатства.

в. Потребность к самоутверждению порождает отношение к власти, как к преобладанию – господству над другими людьми. Порождает типичность диктаторов.

г. Потребность к самовыражению. Потребность к власти, как к игре формирует тип личности авантюриста, как Жириновский.

д. Потребность быть личностью осмысленная, что служение власти формирует личность демократа.

 

К бихевиористским подходам к власти примыкают и психологические. Сторонники этого подхода считают, сто сторонники этого подхода считают, что люди стремятся к рабству, бегству от свободы.

 

2. Телеологические подходы, то есть с точки зрения поставленной цели. Власть - это способность достигать поставленной цели, Бертран Рассел. Считается, что тот политик выиграл, которых исполнил свои обещания.

3. Инструментальные направления, трактубщие власть, как возможность использовать определнные средства, в частности настилие.

4. Структуролистические определения власти, как особого рода отношенией, между управляющим и упраяемым.Три типа властного взаиможействие: центролизм, демократический центролизм – взаимный контроль, самоуправление – тот, кто командует и тот кто подчиняется в одном лице.

5. Реляционные концепции характеризуют власть, как отношение между двумя партнерами, где один оказывает влияние на другого.Три подхода: теория сопротивления Девида Кайта. Здеь власть рассматривается, как возможности подавить сопротивление. Теория обмена ресурсами Питера Блау, ценности. Теория раздела влияния Девида Ройда. Рассматривается изменяемость ролей участников взаимодействии.

Научно технический и социальный процесс вносит коррективы в понимание власти. Сегодня власть может быть в виде квалифицированного эффективного руководства в управлении организации контроля.

6. Конфликтные определения власти, сводящие к поиску путей разрешения конфликта. Регулирование благ в конфликтной ситуации. Основные стороны: объект и субъект власти. Власть не может быть владением одной стороны. Субъект (актор) власти выполняет ее активное направляющее начало. Субъектом может быть отдельный человек, организация, мировое сообщество, представленное ООН.

 

Для возникновения властных отношений, необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств:

1. Желанием властвовать,

2. Готовностью брать на себя связанную с этим ответственность,

3. Компетентностью,

4. Умением использовать ресурсы,

5. Обладать авторитетом.

 

Субъекты имеют сложный, многоуровневый характер: первичные акторы (лидер) и вторичные акторы (партия). Власть невозможна без подчинения. Субъект властных отношений обладает, объект власти может не подчиниться. Подчинение также естественно обществу, как и руководство.

 

Готовность к подчинению зависит от ряда факторов:

1. От собственных качеств объекта власти (воспитание, привычка к подчинению).

2. От характера предъявляемых к объекту требований.

3. От ситуаций и средств воздействия, которыми располагает субъект.

4. На страхе перед санкциями.

5. На убежденности в необходимости подчинения.

6. На заинтересованности в выполнении распоряжений.

7. На авторитете, вызываемом носителями власти у подчиненных.

8. На идентификации объекта субъектом власти.

 

Относительно безболезненно воспринимается власть, базирующаяся на привычке повиноваться.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе.

Одной из наиболее мотивированным для власти является авторитет: истинный и ложный (заблуждение о качестве руководителя).

Авторитет может быть научным (ученость лидера), деловым (навыки, опыт), моральным (высокие нравств.качества лидера), религиозность (святость).

 

Структура власти:

1. Источники власти – авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес и другие.

2. Субъекты власти – государство и его институты, полит. элиты и лидеры, полит.партии.

3. Объекты власти – индивид, соц.групы, масса, соц.слои.

4. Функции власти – господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация.

5. Ресурсы власти – принуждение, насилие, убеждение, поощрение, право, традиции, страх, мифы.

6. Основания власти – экономические, социальные, юридические, административные, культурно-информационные.

 

Типы власти:

1. Социальная власть – это накопленный поколениями опыт, традиции,нормы, вкусы моды.

2. Экономическая власть – осуществляемая собственником средств капитала а также государством.

3. Информационная власть – приобретает огромное значение в настоящее время. Гелбрет 1969 год.

4. Политическая власть – специфическая форма общ.отношений между большими группами людей, реальная способность определенной соц.группы, класса, индивида, проводить в жизни свою волю, выраженную в полит.и правовых нормах. Разновидностью является государственная власть.

5. Государственная власть – это форма полит.власти, которая опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население.

Гос.власть обладает рядом признаков:

1. Легальностью использования силы в пределах государства.

2. Верховенством обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общ.процессы. Гос.власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и вообще ликвидировать их.

3. Публичностью, то есть всеобщностью и безличностью. Только власть государственная имеет право обращаться ко всему народу и от всего народа.

4. Власть государственная характеризуется моноцентричностью, то есть наличием единого центра.

5. Многообразие в ресурсах. По широте распространения власти выделяют – мегауровень (ООН ЮНЕСКО), макроуровень (центральные органы гос-ва), мезоуровень (подчиненные центру организации), микроуровень (власть в малых группах и организациях).

 

Доминирующим принципом является принцип разделение власти.

Джеймс Медиссон

Угроза сращивания силы бизнеса и власти государства.

В тоталитарных гос-вах - смешение власти политической и власти финансовых возможностей.

 

Посмотреть в учебнике:

1. Разделы язык, науки про политику,

2. Местное самоуправление,

3. Политика США, Британии, Франции,

4. Режим: тоталитарный, авторитарный, демократический, либеральный.

 

 

Политический режим

26.09.2011

 

Политический режим - это совокупность форм и методов власти, отражающий уровень свободы или не свободы в обществе.

 

Любой политический режим характеризуется 3 основными признаками:

1. Процедурами и способами организации властных институтов и осуществления власти

2. Стилем принятия общественно-политических решений

3. Взаимоотношениями между полит.власти и гражданами.

 

4 основных типа полит.режима:

1. Тоталитарный

2. Авторитарный

3. Либеральный – неустойчивый.

4. Демократический.

 

Тоталитаризм – это полит.способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью. Подчинению всей общественной жизни коллективным целям и официальной идеологии. В полит.лексикон полит.тоталитаризм ввел Муссолини.

В 30 годы использовал Карл Шмидт. Считал, что это важнейшее свойство для организации Германии. Ханны Хаим «Дорога к рабству» 1944 г., «Истоки тоталитаризма» 1951 год, Курт Фридрих «Тоталитарная диктатура и автография», Раймод Аарон «Демократия и тоталитаризм» 1950 (на русск.1990 год).

Тоталитарный режим, по словам Ханны Арендт, возникает в среднеразвитых государствах.

 

Черты, характерные для тоталитарного режима. Это всеохватывающая власть, не знающая границ, не имеющая проблемы власть и общество, поскольку в тоталитарном сознании интересы объекта и субъекта власти не разделимы и якобы, составляют единое целое. Это кажущееся слияние – кто не с нами, тот против нас.

 

Основные черты тоталитарного режима:

1. Народ при этом режиме, якобы горячо принимает и поддерживает всеобщую идею того, что делает властедержащие. Действующий принцип - запрещено все, кроме того, что приказано.

2. Вся жизнедеятельность при этом режиме строго регламентируется и контролируется.

3. В таких условиях талант обесценивается. Чтобы лучше жить – надо хорошо работать, а надо занять место в иерархии власти.

4. Власть на всех уровнях формируется закрыто, хотя внешне могут сохраняться признаки демократии.

5. При этом все засекречивается, трудно установить объективность. Появляется наука не о сущном, а о должном – что должно быть. Жертвами в СССР стали такие науки, как психология, социология, экономическая теория, биология, кибернетика, языкознание. Некоторые исследования были ликвидированы в 30 годы в СССР.

6. Централизация власти снизу доверху, отсутствие разделения властей.

7. Политизация, регламентация санкционирование всей жизнедеятельности общества.

8. Требование активного проявления верности и поддержки режима. Абсолютное единогласие и искоренение инакомыслия.

9. Общественно-политические, негосударственные организации существуют, как продолжение действующих органов. Их деятельность регламентируется.

10. Полное подчинение гражданского общества государственной власти.

11. Отсутствие механизма приемствование действующей верховной власти.

12. Насилие. Действует такой режим на обещании кратчайшего пути к счастью.

 

По мере своего разложения, тоталитарная власть заменяется авторитарным режимом.

Авторитаризм – это пол.режим, установленный или навязанный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или одном органе, и снижает роль других, прежде всего, представительных органов власти. Характерно сведение к минимуму оппозиции. Формализируются все институты и процедуры.

 

Причины авторитарных режимов:

1. В качестве лидера властная личность. Авторитарные лидеры: Рузвельт, Черчель, Деголь, Аденауэр, Эрхард, Путин. Эти лидеры не боялись идти против общего течения.

2. Рационально оправданная ситуация – война, общественный кризис глубокий.

3. Возникновение социальных или национальных конфликтов.

 

Теория авторитаризма была впервые обоснована ультраконсервативными теоретиками Жозе ДеМен и Луи ДеБанай. Авторитаризм был конституционной монархией. В 19 веке авторитаризм был постоянным и важным течением немецкой политической мысли. Наполнялся идеями национального и государственного единства. Сторонником был Бисмарк, считал, что такой режим может сплотить Германии. К концу 19 столетия авторитаризм рассматривался, как мощное средство национальной и социальной мобилизации, и управления сверху процессами гос.строительства – Ганс Страйч. После второй мировой войны появились новые представления об элитарном авторитаризме.

 

Основные признаки авторитарного режима:

1. Отношение к власти строится таким принципом – разрешено всё, кроме политики. В политике власть бескомпромиссна.

2. Отсутствие центральных и местных представительских органов или представление их в форме марионеток.

3. Отказ от принципа разделения властей. Концентрация власти в руках правительства или главы государства.

4. Отказ от принципов конституционности и законности и широкое использование политических репрессий. при этом если конституция не сохраняется.

5. Меритаризация государственного аппарата, резкое увеличение влияния военных кругов.

 

Либеральный режим.

В некоторых странах возможно становление либеральных режимов. Они кратковременные, могут привести к демократическому режиму или авторитарному. Некоторые элементы наблюдались в СССР во время перестройки. Либерализм был реакцией на тоталитаризм, безличного над личным, всех над одним. Либеральный режим говорил об открытости всех решений. Этот режим использует консенсус с различными политическими силами, допускает их к решению важных проблем, но при этом позволено все, что не ведет к изменению власти. Отсутствует незаконное насилие, в отличие от авторитарного и тоталитарного режимов. Массы имеют возможность влиять на власть, которая избирается, но частично, потому что, допуская выборы органов на этой основе, власть старается загнать эти выборы в определенные рамки. Это вызывает протест демократических сил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.237.255 (0.054 с.)