Парижская мирная конференция: задачи, участники, регламент 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Парижская мирная конференция: задачи, участники, регламент



Местом проведения конференции, созванной державами-победительницами для мирного урегулирования с Германией и ее союзниками, был выбран Париж. Она длилась почти год с перерывами с 18 января 1919 г. по 21 января 1920 г. Открытие конференции состоялось в тот же день и в том же Зеркальном зале Версальского дворца, когда 48 лет назад в 1871 г. там была провозглашена Германская империя. Приветствуя конференцию, французский президент Раймон Пуанкаре в своей речи обрушил гневные слова в адрес Германии. Он, в частности, заявил: ”Рожденная в несправедливости, она закончила свое существование в бесчестии” и потребовал применить самые суровые санкции против виновников войны и не допустить новой агрессии. Председателем конференции был избран французский премьер-министр Жорж Клемансо.

Важнейшей задачей конференции стало подведение итогов войны и создание новой системы международных отношений, отражавшей серьезные перемены, произошедшие в ходе войны. Прежде всего это были ключевые вопросы как политического преобразования на континенте, так и обеспечения безопасности и стабильности новой европейской системы. Важное место занимали германский вопрос, проблема территориально-государственного переустройств Центральной и Юго-Восточной Европы после крушения Австро-Венгрии, а также русский вопрос.

В ходе обсуждения порядка работы конференции был определен регламент, участие стран. После долгих дебатов основными языками были выбраны английский и французский. В работе конференции участвовало 27 стран, которые представляли более тысячи официальных делегатов. Это была самая многочисленная из всех прежде состоявшихся конференций.

По французскому проекту, все приглашенные на конференцию страны поделили на четыре категории. В первую категорию вошли воюющие державы, «имевшие интересы общего характера»: США, Великобритания, Франция, Италия и Япония (по 5 полномочных делегатов) - участники всех заседаний и комиссий. Страны остальных категорий могли участвовать в тех заседаниях, на которые выносились вопросы, касающиеся их непосредственно. Так, во вторую категорию вошли воюющие державы, «имевшие интересы частного характера»: Бельгия, Британские доминионы, Китай, Либерия, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Чехословакия. Третья категория участников – это страны Латинской Америки, находящиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с Германией (Эквадор, Перу, Боливия, Уругвай). Четвертая категория – это нейтральные страны, и находящиеся в процессе образования.

В регламенте отсутствовали Германия и ее союзники. Советскую Россию предполагалось пригласить позже.

Для решения наиболее важных вопросов на конференции были созданы Совет десяти, Совет четырех и Совет пяти. Определяющую роль играл Совет десяти, куда входили по два делегата в составе из глав государств и министров иностранных дел пяти великих держав. От США – Президент В. Вильсон и Госсекретарь Р. Лансинг; Франции – премьер-министр Ж. Клемансо и министр иностранных дел С. Пишон; Англии – премьер-министр Д. Ллойд Джордж и министр иностранных дел А. Бальфур; Италии – премьер-министр В. Орландо и министр иностранных дел Дж. Соннино; Японии – уполномоченный императора барон С. Киммоси и бывший министр иностранных дел Н. Макино.

Параллельно работали 58 комиссий по отдельным проблемам мирного договора с Германией и послевоенного устройства мира. Практически все основные дела решались так называемой «большой тройкой»: Дэвид Ллойд Джордж, Жорж Клемансо и Вудро Вильсон. Несмотря на столь узкий состав с первых заседаний на конференции развернулась острая дискуссия по предполагаемому мирному договору с Германией. Согласно «14 пунктам» президента США, все договоры должны быть открытыми, а участники отказаться от тайной дипломатии. Парижская мирная конференция обозначила начало нового этапа в развитии дипломатии и международных отношений.

Создание Лиги наций и ее Устав (Статут)

Вопрос о создании международной организации стоял одним из первых на повестке дня конференции. Необходимость ее создания обсуждалась накануне первой мировой войны. В период войны об этом заявляли пацифистские группы Европы. В. Вильсон настоял на первоочередности разработки Устава Лиги наций и включения его в мирный договор с Германией. Американский проект Устава вызвал жаркие споры. Делегат Франции Леон Буржуа потребовал создания международной армии, действующей под оперативным контролем Лиги. Бельгийский представитель настаивал на размещении штаб-квартиры Лиги в Брюсселе. Японские делегаты предлагали дополнить 21 статью Устава о равенстве религий тезисом о равенстве рас. Этим Япония добивалась отмены ограничений относительно иммиграции японцев, установленные в США и в Британских доминионах.

С большим трудом 28 апреля 1919 г. за основу организации был принят объединенный англо-американский проект Устава Лиги наций. Его подписали 44 государства. Устав состоял из 26 статей. Все мирные договоры Версальской системы начинались с Устава Лиги наций в качестве их неотъемлемой части.

Принятие Устава Лиги означало создание межправительственной организации. Учредителями стали страны Антанты и новые государства – Польша, Чехословакия, Хиджас. США не ратифицировали договор и тем самым не вошли в число членов Лиги наций. Основной целью организации было определено «развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности». По сути, Лига наций была призвана поддерживать новую Версальскую систему международных отношений. Ее высшие органы – это Генеральная Ассамблея, Совет Лиги (Франция, Великобритания, Италия, Япония) и Секретариат. Местом пребывания Лиги наций стала Женева. Пост Генерального секретаря поочередно занимали представители Великобритании и Франции. Под эгидой Лиги создавались международные организации: Всеобщий почтовый союз, Международная организация труда (МОТ).

В Уставе Лиги фиксировались общие международно-правовые принципы, провозглашался отказ от войн, предпринята попытка дать различие между агрессором и его жертвой, предусматривались санкции в отношении агрессора. Статья 8 декларировала необходимость сокращения вооружений. Важно, что споры между государствами-членами Лиги наций должны были разрешаться либо с помощью третейского разбирательства в специально созданном международном трибунале в Гааге, либо в Совете Лиги или ее Ассамблеей. Несмотря на то, что статьи 12 и 15 по существу допускали военные действия в случае не вынесения арбитражного решения в срок, статья 16, напротив, определяла меры воздействия на государство, совершившее агрессию. Согласно этой статье, все члены Лиги наций должны совместно выступить против агрессора, прекратить с ним торговые и финансовые отношения и по решению Совета Лиги применить экономические или военные санкции.

Лига наций – первая международная организация по поддержанию мира и безопасности, она вводила принципы правового регулирования, третейского разбирательства и согласования, – при всей относительной неопределенности и расплывчатости формулировок, – несомненно, знаменовала новый этап в создании системы международно-правового пространства.

Мандатная система

Члены Лиги наций обязывались уважать и сохранять территориальную целостность и суверенитет всех членов организации. Этот принцип о взаимных гарантиях фиксировался в статье 10 Устава. Одновременно встал вопрос о принадлежности территорий, которые ранее являлись колониями Германии и Турции. Колонии Германии единодушно решили не возвращать. При этом В. Вильсон был категорически против немедленного дележа колоний и предложил, чтобы вопрос о германских колониях и занятой союзниками турецкой территории был решен в рамках Лиги наций. Предполагалось поручить опеку над этими территориями передовым нациям, способным по своему опыту и географическому положению взять на себя такую ответственность. Опека предполагалось осуществлять на основе мандата (полномочия на управление) Лиги наций.

С большим трудом конференция пришла к согласию о создании мандатной системы, с целью подготовить народы этих стран к независимости. Лига наций выдавала странам-мандатариям, т.е. колониальным державам, мандаты на управление бывшими германскими колониями и арабскими территориями Османской империи. В соответствии со статьей 22 они становились теперь подмандатными территориями и были разбиты на три группы – А, В, С.

В первую группу (А) вошли арабские территории Турции; во вторую – бывшие германские колонии в Центральной Африке (В); в третью – бывшие колонии Германии в Юго-Западной Африке и Океании (С). Для каждой из групп предусматривались различные формы управления в зависимости от «степени развития народов, их населявших».

Таким образом, система мандатов должна была обозначить первую попытку отойти в сторону от классического колониализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.005 с.)