ТОП 10:

Германский вопрос в международных отношениях и дипломатии



В европейской политике межвоенного периода германская проблема была одной из самых острых. Версальский договор вызвал в стране болезненную реакцию, последовала волна реваншизма и националистического экстремизма. Потеря колониальных владений и европейских территорий значительно снизила экономический потенциал промышленных мощностей и сырьевой базы страны. Немецкая нация была морально подавлена, общество доведено до острейшего социально-экономического и политического кризиса.

Германия являлась основным должником по репарациям. А в центре внимания практически всех международных конференций вплоть до мирового экономического кризиса стоял нерешенный на Парижской мирной конференции вопрос о репарационных выплатах Германии победителям и связанное с ним экономическое и политическое регулирование. Оно возлагалось прежде всего на дипломатию стран Антанты.

Конференция в Спа (1920 г.) – одно из первых мероприятий, где рассматривались вопросы о репарациях и разоружении Германии. Союзники, учитывая тяжелое финансовое и экономическое положение Германии, предоставили ей кредит в виде авансов. Не определив окончательную совокупную сумму репараций, конференция утвердила квоты каждой страны: Франция – 52%, Великобритания – 22%, Италия – 10%, Бельгия – 8%, Япония и Португалия – по 0,75%. Остальные 6,5% составляли резерв в пользу Королевства сербов, хорватов и словенцев, Греции, Румынии и некоторых других стран. За США и Россией сохранялось право получения своей доли репараций. Также устанавливались пропорции в распределении репараций, взимаемых с Австрии и Болгарии. В связи с угрозой революции германскому правительству была дана отсрочка выполнения военных статей Версальского договора. До 1 января 1921 г. продлевался срок реализации мер по сокращению численности рейхсвера до 100 тыс. человек. На следующей конференции в Брюсселе Франция настояла на общей сумме репараций в 230 млрд. зол. марок. Англичане предупреждали, что такая сумма превышает возможности Германии.

На Лондонской конференции по вопросу о репарациях (март 1921 г.) союзники отказались обсуждать германские контрпредложения о том, что она сможет выплатить только 30 млрд. зол. марок. Страны Антанты установили размер репараций объемом в 132 млрд. зол. марок (31,4 млрд. долл.), снизив первоначальную сумму. Свою жесткую позицию Франция и Англия выразили в меморандуме, который вручили 3 марта Германии. Они потребовали до 7 марта 1921 г. принять план репараций; в течение 25 дней выплатить 1 млрд. зол. марок. В обратном случае союзники оккупируют Рурскую область и установят таможенные пункты на Рейне. В нем указывались неоднократные нарушения: невыдача военных преступников, невыполнение условий разоружения; неуплата 20 млрд. зол. марок; создание военных формирований по стране и др.

Германское правительство не дало к указанному сроку ответа. Войска Антанты 8 марта оккупировали рейнские города и приступили к осуществлению экономических санкций. Ссылаясь на Устав Лиги наций, немецкое правительство заявило протест против оккупации и обратилось к США с просьбой о посредничестве.

Свои претензии Антанта обнародовала в мае 1921 г. на второй Лондонской конференции (Лондонский ультиматум). Сумма репараций превосходила всю внутрикоалиционную военную задолженность, исчисленную в 15% от военных издержек союзников, определенных в 17,6 млрд. долларов. Германия одна должна была покрыть почти 18% общих военных расходов Антанты. Ультиматум, кроме репарационной суммы в 132 млрд. марок, включал требование выполнить все остальные условия мира о разоружении и выдаче виновников войны. Ультиматум союзников повлек политический кризис в стране. С трудом президенту Ф. Эберту удалось склонить нового канцлера К.Й. Вирта принять 11 мая условия ультиматума, за 2 часа до истечения срока. Одновременно проблема осложнялась военными стычками между Германией и Польшей из-за территории Верхней Силезии. По решению Совета Лиги наций этот спорный район был поделен между двумя государствами.

В 1922 г. в развитии репарационного вопроса наступила новая и самая острая фаза. Германские промышленники саботировали все мероприятия правительства по выплате репараций. Оккупация Рура представлялась для них выгодной, ибо вела к обострению отношений между Англией и Францией. Новое немецкое правительство В. Куно приступило с конца 1922 г. к проведению так называемой «политики катастроф».

Между Англией и Францией разгорелась полемика по вопросу об оккупации Рура и репарациях. Она была по существу борьбой за влияние в послевоенной Европе. Италия во главе с Муссолини поддерживала позицию Франции по репарационному вопросу. Британская дипломатия стремилась сохранить европейское равновесие, закрепив за собой роль арбитра в международных спорах, и не допуская дальнейшего усиления Франции. Р. Пуанкаре выдвинул новую программу так называемых «продуктивных залогов»: вместо финансовых платежей репарации выплачиваются поставками натурой. На Лондонской конференции 1922 г. была предпринята последняя попытка решения германского вопроса коллективными усилиями европейской дипломатии, но Франция уже взяла курс на самостоятельные действия.

Когда в начале января 1923 г. на Парижской конференции Лондон предложил предоставить мораторий на выплату репараций и снизить их общую сумму до 50 млрд. золотых марок, разногласия между союзниками достигли небывалой остроты. Франция, с негодованием отвергнув все предложения, не поддержала Великобританию. Заявив, что Германия умышленно не выполняет обязательства по поставкам угля, Р. Пуанкаре решил применить санкции к Германии и завладеть «продуктивным залогом»: угольными шахтами Рурского бассейна и сталелитейной промышленностью Рейнской области.

Рурский конфликт

10 января 1923 г. в Берлин была направлена франко-бельгийская нота. Она извещала германское правительство о нарушениях Германией параграфов 17 и 18 восьмого раздела Версальского договора. 11 января 1923 г. франко-бельгийская армия начала оккупацию Рура. Германия отозвала из Парижа и Брюсселя своих послов и заявила протест. Призыв канцлера В. Куно к пассивному сопротивлению означал ненасильственное сопротивление оккупации, а именно саботаж всех мероприятий оккупационных властей и прекращение поставок по углю. Вместе с этим Рурский кризис вызвал новую волну реваншизма в Германии.

Правительство Р. Пуанкаре расширило район оккупации Германии и она лишилась 88 % угля, 48 % железа, 70 % чугуна. Только осенью 1923 г. Германия отказалась от политики пассивного сопротивления. Под нажимом Англии и США Франция приступила к досрочной эвакуации войск с территории левого берега Рейна. Для обеспечения своей безопасности в новых условиях Франция построила укрепленную оборонительную линию вдоль франко-германской границы. Она получила название «линия Мажино» по имени ее инициатора военного министра А. Мажино.

События рурского кризиса 1923 г. значительно изменили соотношение сил крупнейших держав в Европе. Англия и США выдвинули собственный вариант решения репарационной проблемы, который предусматривал стабилизацию экономического и политического положения Германии.

План Дауэса по решению репарационного вопроса

В рамках репарационной комиссии был создан международный комитет экспертов по выработке предложений о методах сбалансирования бюджета Германии, стабилизации ее валюты и обеспечения более прочной базы для выплаты ею репараций. Комитет возглавил директор крупного Чикагского банка Чарлз Дауэс (банковская группа Моргана). В послании к Конгрессу от 6 декабря 1923 г. новый президент К. Кулидж подчеркивал обязательства США по оказанию помощи Европе с тем, чтобы обеспечить получение европейских долгов, которые вместе с процентами составляли 7 200 млн. долл. Одновременно министр иностранных дел Германии Г. Штреземан заявил английскому послу лорду Э. д’Абернону о необходимости участия Германии в работе репарационной комиссии в качестве равноправного партнера. Он требовал также твердых обещаний по выводу войск с территории Германии.

На Лондонской специальной конференции союзных держав (июль-август 1924 г.) был утвержден доклад экспертов – «план Дауэса». 16 августа был подписан договор германского правительства с репарационной комиссией. Основной задачей плана ставилось реальное обеспечение уплаты репараций Германией. Для этого ей был выделен крупный международный заем в размере 800 млн. золотых марок. Эти средства направлялись на восстановление германской экономики, и, прежде всего, в тяжелую индустрию и на стабилизацию финансовой системы.

План Дауэса не фиксировал общей суммы репараций и окончательного срока выплат. Были установлены ежегодные суммы платежей, но их значительно снизили вплоть до завершения процесса восстановления экономики. Предполагалось, что в течение первого года они составят 1 млрд. марок, затем будут постепенно увеличиваться и, достигнув к 1928-1929 финансовому году 2,5 млрд. марок, стабилизируются на этом уровне.

Более четко были определены источники выплат репараций: отчисления от прибылей германских железных дорог и промышленности, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Также репарации покрывались за счет средств государственного бюджета. С этой целью предусматривалось введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, ткани, обувь), в результате чего бремя репараций возлагалось в основном на население Германии.

Вся финансовая система Германии была поставлена под контроль союзных держав, но отменялся контроль над германской военной индустрией и народным хозяйством, установленный Версальским договором. Конференция отвергла метод самостоятельного решения репарационного вопроса со стороны Франции и признала, что конфликтные вопросы должны решаться арбитражной комиссией во главе с представителями США. Французские войска в течение одного года выводили из Рурского бассейна, немедленно были сняты экономические санкции с Рейнской области.

Таким образом, ключом решения проблемы репараций и европейских долгов стал план Дауэса, принятие которого меняло соотношение сил на международной арене. Прежде всего, произошло усиление позиций США. За счет репараций с Германии Англия, Франция и другие европейские страны начали регулярно выплачивать Соединенным Штатам военные долги. Широкий поток займов обеспечил американскому капиталу господствующее положение в Германии, а затем финансовую гегемонию в Западной Европе.

Осуществление репарационного плана принесло немалые финансовые выгоды германскому капиталу. Крупные иностранные займы, заключение выгодных торговых договоров позволили стабилизировать немецкую марку и не только быстро восстановить экономический потенциал, а также модернизировать и развить промышленность Германии. Уже в 1927 г. германский экспорт превысил довоенный уровень. В конце 20-х годов остро встала проблема новых рынков сбыта и источников сырья. Экономическое усиление Германии способствовало укреплению ее внешнеполитических позиций, что неизбежно вело к изменению соотношения сил в мировой системе, сложившейся в результате первой мировой войны.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.173.45 (0.007 с.)