Проект конвенции об определении агрессора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект конвенции об определении агрессора.



6 февраля 1933 г. на заседании Генеральной комиссии международной конференции по разоружению представители СССР выдвинули проект декларации об определении нападающей стороны. Советский Союз предлагал признать нападающей стороной (агрессором) в международном конфликте то государство, которое объявит войну другому государству, вооруженные силы которого, хотя и без объявления войны, вторгнутся на территорию другого государства, атакуют его морские и воздушные силы, бомбардируют его территорию, установят морскую блокаду его берегов или портов. В советском проекте специально отмечалось, что никакое соображение политического, стратегического или экономического порядка не может быть приведено в качестве оправдания нападения.

Однако советский проект декларации не был поставлен на голосование в Генеральной комиссии. Поэтому Советское правительство начало переговоры по этому вопросу с рядом государств, большинство которых граничило с СССР. В июле 1933 г. конвенция об определении агрессора была подписана между СССР и десятью государствами — Польшей, Румынией, Турцией, Ираном, Афганистаном, Чехословакией, Югославией, Эстонией, Латвией, Литвой. Позднее к конвенции присоединилась Финляндия. Этот акт означал определенное улучшение отношений Советского Союза со странами Малой Антанты, а также со своими западными и южными соседями. С точки зрения Советского правительства, конвенция должна была стать первым шагом на пути к всеобщей конвенции об определении нападающей стороны.

Критерии, согласованные для подписания соответствующих конвенций, не были еще общепризнанными. Но они способствовали стабилизации отношений СССР с соседними государствами. В последующие годы положения, заложенные в конвенциях, нашли отражение во многих международных документах.

 

Проект «Пакт четырех» 1933 г.

Приход к власти в Германии правительства Гитлера, открыто заявлявшего о намерении изменить существующее положение дел в Европе, был сочувственно встречен в Риме. Италия, не довольная итогами первой мировой войны, давно искала случая поднять вопрос об их пересмотре.

На Женевской конференции по разоружению в 1933 г. итальянская дипломатия выступила с предложением подписать между Италией, Францией, Великобританией и Германией соглашение о проведении политики сотрудничества и поддержания мира, в согласии с пактом Келлога и другими антивоенными пактами. Это соглашение вошло в историю как «Пакт четырех» или «Пакт согласия и сотрудничества». В нем зафиксирована принципиальная возможность пересмотра мирных договоров «законными путями» согласно статье 19 устава Лиги наций; подтверждено равенство прав Германии и ее бывших союзников (Австрии, Венгрии и Болгарии) в области вооружений. Также требовалось согласование политики четырех держав во всех спорных международных вопросах в Европе и за ее пределами.

Предложение Б. Муссолини было сочувственно встречено английским премьером Р. Макдональдом и министром иностранных дел Англии Саймоном. Однако со стороны депутатов Палаты общин, в частности У. Черчиллем, оно было подвергнуто критике, равно как и вся внешняя политика Р. Макдональда. Во Франции Э. Даладье также поддержал проект Муссолини, Совет Малой Антанты, собравшийся в Праге, заявил после длительной дискуссии и под давлением дипломатии союзников, что не возражает против проекта Б. Муссолини.

7 июня 1933 г. Пакт четырех в «урезанном» виде был парафирован в Риме, что вызвало протест и недовольство в странах его подписавших. Фактически, хотя и утвержденный английским парламентом 15 июля 1933 г., пакт в силу не вступил и не позволил стабилизировать европейскую ситуацию

 

Проект «Восточного пакта»

Попытка в этих условиях реализовать идею по созданию региональной системы коллективной безопасности в Восточной Европе являлась последней пацифистской инициативой французской стороны.

В конце 1933 - первой половине 1934 гг. начались советско-французские переговоры о создании в Восточной Европе региональной системы коллективной безопасности – «Восточного пакта».

Идея «Восточного пакта» возникла в ходе обсуждения в конце 1933 правительствами СССР и Франции международной обстановки, сложившейся в результате демонстративного выхода Германии из Лиги наций, ухода ее с конференции по разоружению и форсированной подготовки к войне. СССР предложил заключить региональный договор о взаимной помощи в Европе с участием СССР, Франции, Чехословакии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии.

Министр иностранных дел Франции Л. Барту, в свою очередь, предложил проект «Восточного пакта»в составе Германии, Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии, Чехословакии, и, обязательно, Советского Союза. Это был проект многостороннего договора о взаимопомощи. Он считал необходимым реорганизовать и укрепить систему внешних договоров Франции, а также расширить Локарнский пакт, дополнив его «Восточным Локарно».

Пакт включал военную поддержку на случай агрессии на одного из его участников, и это был договор о гарантиях границ в Европе, их должны были предоставить восточноевропейским странам Англия, Франция, Италия и Бельгия. Такой блок должен был стать средством стабилизации межгосударственных отношений в центре и на востоке Европы, откуда, как считал Л. Барту, исходила угроза миру. Предлагаемая схема представляла собой новый вариант сдерживания Германии. В отличие от идей, предложенных во времена Ж. Клемансо, концепция Л. Барту предполагала сдерживание Германии через ее более глубокую интеграцию в международную систему, а не через простое противопоставление Германии одного или нескольких французских союзников на востоке.

В начале мая 1934 французская сторона предложила привлечь к этому договору Германию, чтобы лишить ее повода заявлять, будто «Восточный пакт» преследует цель «окружения» Германии. Участие же Франции в пакте не предполагалось; она должна была заключить отдельный пакт с СССР о взаимопомощи. Согласно этому пакту обе стороны взяли бы на себя обязательства, аналогичные тем, которые вытекали из Локарнских договоров 1925. Франция обещала присоединиться к Восточному пакту в качестве гаранта, а Советский Союз предполагал присоединиться в качестве гаранта к Рейнскому гарантийному пакту. Так могла быть создана коллективная система безопасности.

Великобритания обусловила свою поддержку включением Германии не только в региональный о взаимопомощи, но и во франко-советский пакт, чтобы ей было обеспечено полное равноправие и на нее распространялись советская и французская гарантия германских границ.

В начале сентября 1934 г. гитлеровское правительство заявило, что участие Германии в «Восточном пакте» невозможно, пока не будет признано ее полное равноправие в вооружениях, что Германия предпочитает двусторонние пакты о ненападении и консультациях, но не о взаимопомощи.

Существовавшие внутренние противоречия в регионе создавали препятствие для попыток Франции и СССР включить Восточную Европу в общеевропейскую систему коллективной безопасности. Более того, принятое в сентябре 1934 г. в Женеве решение о скорейшем заключении Восточного пакта «как гарантии сохранения мира» прервались в результате акции «Тевтонский меч» – убийства в Марселе в октябре 1934 г. французского министра иностранных дел Л. Барту и югославского короля Александра, совершенного хорватскими усташами-террористами по заданию германских спецслужб.

После убийства Л. Барту в 1934 г. новый министр иностранных дел Франции П. Лаваль фактически повел линию на срыв осуществления проекта «Восточного пакта». Англия и Германия, а также ряд восточноевропейских государств отклонили предложение о создании Восточного пакта. Возможность создания системы коллективной безопасности в Европе была упущена.

Концепция коллективной безопасности означала обеспечение всеобщего мира. Однако еще была другая возможность формирования такой системы безопасности через организацию системы двухсторонних договоров европейских государств, последовательно объединенных в систему.

 

Балканская Антанта

Мировой экономический кризис 1929 г. привел к политическому кризису и страны Малой Антанты, в которой отсутствовало единство в подходе к кардинальным проблемам европейской политики. 16 февраля 1933 г. страны Малой Антанты подписали в Женеве Организационный пакт, продлевавший на неограниченный срок все соглашения, лежавшие в основе этого союза и обязывавший его участников согласовывать друг с другом свои внешнеполитические действия.

Серьезной угрозой для Малой Антанты явилась попытка заключения Англии и Франции «Пакта четырех» с фашистскими странами - Германией и Италией. Последовали прямые возражения со стороны стран Малой Антанты, ее Постоянный совет, собравшийся в Праге в конце мая 1933 г., направил протест французскому министерству иностранных дел и выразил свое формальное согласие с проектом «Пакта четырех» только после того, когда были получены заверения Франции об одновременном предоставлении государствам Малой Антанты письменных гарантий.

Произошли изменение характера взаимоотношений Малой Антанты с Советским Союзом. В январе 1934 г. сессия Постоянного совета Малой Антанты в Загребе приняла решение о нормализации дипломатических отношений с СССР, а в сентябре 1934 г. поддержала предложение Франции о принятии СССР в Лигу наций.

Приход к власти Гитлера и внешняя политика национал-социалистов, страх перед интересами Советского Союза на Балканах, стремление к ревизии Болгарии французской системы безопасности и усиление агрессивных устремлений фашистской Италии содействовали сближению четырех Балканских стран - Греции, Румынии, Турции и Югославии. Заинтересованные в сохранении статус-кво на Балканах и ориентировавшиеся в своей внешней политике главным образом на Францию, 9 февраля 1934 г. в Афинах эти стран подписали соглашение, поучившее название Балканской Антанты.

В пакте предусматривалось присоединение к нему Болгарии и Албании, но они отказались примкнуть к нему. Из-за внутренних разногласий пакт объединил только часть Балканских государств, что не способствовало взаимопониманию и координации их политики в области безопасности. В условиях второй мировой войны, когда Балканские страны оказались на разных противоборствующих сторонах, Балканская Антанта прекратила свое существование.

В этот же период Италия усиливает свое влияние в Южной Европе в подписанном в 1934 г. Пакте трех «Румынский протокол» (Италия, Венгрия, Австрия) и приступает к тотальной ревизионистской политике, которая составляет противоположность Англии и приближает ее к Германии.

В 1936 г. Сессия Постоянного совета Малой Антанты в Братиславе приняла решение о предоставлении каждому члену свободы действий в области внешней политики. Тем самым был устранен принцип взаимосвязи внешнеполитических курсов, провозглашенный в Организационном пакте. А с переходом западных держав к политике «умиротворения» агрессора начался процесс распада Малой Антанты. Она не могла уже предотвратить Мюнхенское соглашение 1938 г., а захват Чехословакии Германией привел к окончательному распаду Малой Антанты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.009 с.)