Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Советско-американские отношения в первой половине 1980-х гг.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На рубеже 70-80-х гг. вновь произошел поворот к конфронтации междуСССР и США. Причины такого хода международных событий были различными. Так, энергетический и сырьевой кризисы 70-х гг. осложнили отношения между большой группой стран «третьего мира» и развитыми индустриальными странами. Развивающиеся государства стали требовать изменения своего места и роли в мировом хозяйстве, выдвинув идею установления нового международного экономического порядка. В мире продолжались процессы революционного обновления. К концу пребывания администрации Дж. Картера у власти переход к конфронтации стал определяющей тенденцией во внешней политике США и в американо-советских отношениях. Этот курс нашел отражение в «доктрине Картера», выдвинутой президентом в январе 1980 г. в очередном послании конгрессу о положении страны. Согласно этой доктрине, район Персидского залива объявлялся зоной американских интересов, для ограждения которой от «посягательств извне». США были готовы использовать любые средства, включая вооруженные силы. В провале разрядки сыграли свою роль также прямолинейность и неоправданная жесткость политического курса советского руководства. Они выразились в форсированном развитии военных программ, в размещении в странах ОВД новых советских ракет средней дальности, в военно-силовой направленности помощи ряду стран «третьего мира». Не способствовала разрядке и ухудшающаяся экономическая ситуация в СССР в годы так называемого застоя. Поворот к конфронтации в международных отношениях на рубеже 70-80-х гг. был обусловлен и рядом внешнеполитических акций Советского Союза, таких, как ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. и объявление в декабре 1981 г. военного положения в Польше. Была развернута ожесточенная антисоветская кампания. Возвращение к конфронтации и военно-силовой риторике в первой половине 80-х гг. в отношениях между СССР и США в немалой степени объяснялось и тем, что обе стороны оказались неспособными оценить меняющуюся международную ситуацию и адаптироваться к новым требованиям международной жизни, которые все больше определялись процессами взаимозависимости государств и цельностью судеб мира. Взаимоотношения двух систем продолжали трактоваться как их полярное противостояние. Трагическое расхождение между реальностями и их пониманием все разрасталось. С приходом в Белый дом администрации Р. Рейгана были приняты новые практические решения, подрывающие разрядку. Администрация Р. Рейгана приняла крупномасштабную программу гонки вооружений, которая включала производство нейтронного оружия, новых баллистических ракет и крылатых ракет на подводных лодках, разработку самолета-невидимки «Стелс» и бомбардировщика Б-1, а также подводных лодок с системой «Трайдент». США отказались ратифицировать договор ОСВ-2, подписанный в 1979 г. Летом 1982 г. последовал их отказ от участия в переговорах США, СССР и Великобритании по вопросам запрещения ядерных испытаний. Тогда же США отказались от договора 1974 г. об ограничении подземных испытаний ядерного оружия. В 1981-1982 гг. были введены новые ограничения на торговлю с СССР. Наконец, в 1983 г. Соединенные Штаты приняли решение о начале разработки новых видов ядерного оружия с выводом его в космос, получившей название «стратегической оборонной инициативы» (СОИ). Осуществление этой программы “звездных войн” означало бы аннулирование договора ОСВ-2 и подрыв всей системы соглашений о предотвращении ядерной войны. В русло этой военной стратегии и политики США втягивалась и Западная Европа. Американская администрация развернула широкую антисоветскую кампанию. 8 июня 1982 г. Р. Рейган выступил в парламенте Великобритании, призвав страны Запада к «крестовому походу» за свободу. Таким образом, в конце 70-х - начале 80-х гг. военно-стратегическая обстановка в мире обострилась. Правда, увеличение числа боеголовок стратегических наступательных вооружений СССР и США было ограничено в 1979 г. соглашением ОСВ-2, которое, хотя и не вступило в силу из-за позиции США, но и не нарушалось обеими сторонами. По-другому обстояло дело с ракетами средней дальности (РСД). Соединенные Штаты вели работы по созданию новых РСД «Першинг-2» и крылатых ракет среднего радиуса действия. Советский Союз также создал новые ракеты средней дальности СС-20, которыми он в конце 70-х гг. стал заменять устаревшие ракеты СС-4 и СС-5. Установка этих ракет мыслилась как средство укрепления безопасности страны Советского Союза и ее союзников. На деле результат оказался обратным. Размещение ракет СС-20 вызвало на Западе панику. В западноевропейских странах усилилась обеспокоенность за собственную безопасность. Создалась атмосфера, которая благоприятствовала начавшемуся в 1983 г. размещению в Западной Европе американских ракет «Першинг-2» и крылатых ракет среднего радиуса действия. Решение о размещении американских РСД как ответ на установку советских ракет СС-20 было в принципе принято еще в январе 1979 г. на совещании представителей США, Франции, Великобритании и ФРГ в Гваделупе. Канцлер ФРГ Г. Шмидт предложил тогда одновременно начать переговоры с СССР. Так появилось «двойное решение», которое было принято НАТО 12 декабря 1979 г. Оно предусматривало, что в Западной Европе в 1983-1984 гг. будут размещены 572 американские ракеты средней дальности, но что в ближайшее время будут начаты советско-американские переговоры, в результате которых размещение американских ракет может не состояться. Советско-американские переговоры об ограничении ядерных вооружений в Европе начались в октябре 1980 г. Возросшее недоверие между их участниками и растущий уровень военного противостояния США и СССР сказалось на ходе переговоров. В связи со сменой администрации в США они были прерваны и возобновлены лишь в ноябре 1981 г. В это время президент Р. Рейган предложил так называемый нулевой вариант, который предусматривал отказ от размещения американских ракет в Западной Европе при условии, что Советский Союз уничтожит все свои ракеты средней дальности в европейской и азиатской частях страны. Советская сторона отклонила это предложение. Началось размещение американских ракет в Западной Европе. Делегация СССР в ноябре 1983 г. заявила о прекращении проходившего тогда раунда переговоров с США. Советское руководство приняло ряд жестких военно-силовых решений. Оно отменило взятый в одностороннем порядке мораторий на развертывание советских ядерных ракет средней дальности в европейской части СССР и начало размещение на территории ГДР и ЧССР оперативно-тактических ракет повышенной дальности. Одновременно оно решило приступить к развертыванию соответствующих советских ракетных средств в океанах и морях, которые по своим характеристикам должны были быть адекватны угрозе СССР и его союзникам, создаваемой размещением в Европе американских ракет. Советско-американские отношения уперлись в стену недоверия и враждебности. В течение всех послевоенных десятилетий гонка вооружений в двухполюсном мире проходила по простой схеме «вызов – ответ». Выдвигая планы достижения военно-стратегического превосходства над Советским Союзом, США были, как правило, инициаторами гонки ядерных, космических и других видов вооружений. Но и Советский Союз следовал той же логике контрмер, до середины 80-х годов не всегда используя политические методы разрешения разногласий. В результате, в 1986 г. в СССР насчитывалось 10 тыс. ядерных зарядов на стратегических носителях, а в США — 14,8 тыс. зарядов. Таким образом, только стратегические наступательные вооружения СССР и США имели около 25 тыс. ядерных боезарядов, каждый из которых многократно превышал мощности бомб, сброшенных на Нагасаки и Хиросиму. Только в январе 1985 г. в Женеве состоялась встреча министров иностранных дел СССР и США. На ней была достигнута договоренность о начале двусторонних переговоров по всему комплексу вопросов, касающихся космических и ядерных вооружений. Таким образом, к середине 80-х гг. предмет переговоров СССР и США усложнился, охватив проблемы оружия и в космосе, и на Земле. Таким образом, для первой половины 80-х гг. был характерен поворот от разрядки к конфронтации. Ряд достижений периода ослабления напряженности был ликвидирован. Однако в Западной Европе все же не произошло полного разрыва с наследием периода разрядки. Сохранились структура и механизм Хельсинкского процесса. Страны Западной Европы не последовали за США и в области торгово-экономических санкций. Например, Соединенным Штатам не удалось сорвать осуществление проекта, предусматривавшего поставки советского газа в Западную Европу. Концепция «ограниченной ядерной войны», активно пропагандировавшаяся Р. Рейганом, развертывание нового витка гонки вооружений вызвали большую озабоченность ряда западноевропейских стран. Все более важным фактором в общественной жизни становилось движение народов Западной Европы за мир и разоружение. Оказалось, что созданная в предшествующий период система институтов общеевропейского процесса заложила большой потенциал многостороннего сотрудничества, от которого западноевропейским государствам было невыгодно отказываться. Разрядка как тенденция в международных отношениях пережила первую атаку сторонников конфронтации. Намеченная Белградским совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе новая встреча состоялась в Мадриде и продолжалась с перерывами в течение трех лет (ноябрь 1980 г. - сентябрь 1983 г.). Главным в ее работе был вопрос о мерах укрепления доверия, безопасности и разоружения в Европе, с тем, чтобы приостановить дальнейшую конфронтацию. Но США и некоторые их союзники по НАТО противились принятию конструктивных решений. Весьма жесткой оставалась и позиция СССР. После длительной дискуссии был все же принят документ, в котором участники встречи выразили решимость сделать разрядку более жизнеспособным и непрерывным процессом, искать решения неурегулированных вопросов мирными средствами. Важным результатом Мадридской встречи было также согласование созыва и определение целей конференции по мерам укрепления доверия и безопасности в Европе. В январе 1984 г. эта конференция начала свою работу в Стокгольме. Она продолжалась более двух с половиной лет - до сентября 1986 г. Все ее 35 участников взяли на себя обязательство, зафиксированное в итоговом документе конференции, уважать и претворять на практике принципы неприменения силы или угрозы силой. Были также еще раз подтверждены 10 пунктов Заключительного акта Хельсинкского совещания 1975 г. и намечены конкретные меры по упрочению безопасности в Европе. Участники конференции договорились, например, о предварительном уведомлении об определенных видах военной деятельности (о маневрах и учениях с числом участников свыше 13 тыс. человек и 300 танков), о взаимном приглашении наблюдателей, а также об обмене информацией и планах военных учений и маневров. Стокгольмская встреча стала важном вехой на пути стабилизации политической обстановки в Европе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.209.144 (0.008 с.) |