ТОП 10:

Генуэзская конференция и попытки решения русского вопроса



Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам, созванная по решению Верховного совета Антанты в Генуе (10 апреля - 19 мая 1922 г.), ставила непосредственной задачей решение русского вопроса и вопроса о репарациях. На конференцию впервые были приглашены делегации Советской России и Германии в качестве полноправных участников. Обе страны находились на тот момент в политической изоляции. Проект Ллойд Джорджа, председателя конференции, предполагал возвращение Германии и России в круговорот мирового хозяйства и международной торговли.

Для решения данной проблемы, которая привела к серьезным разногласиям между Англией и Францией, были созданы политическая, финансовая, экономическая и транспортная комиссии. Всего в конференции принимали участие представители 29 государств, 5 доминионов Великобритании, наблюдатель от США и делегации Германии и России.

Советская делегация во главе с министром иностранных дел Г.В. Чичериным преследовала две цели: пацифистскую и торговую. Программа, имевшая паллиативный характер, включала аннулирование всех долгов, радикальный пересмотр Версальского договора, предоставление на льготных условиях займов наиболее разоренным войной странам, соглашение о мерах борьбы с инфляцией, топливным кризисом и т. д. Россию и Германию сближали общие экономические и социальные проблемы, а также проблема фактического выхода из международной изоляции. Прочной основой сближения была антиверсальская позиция двух стран.

Рапалльский договор. Между РСФСР и Германией действовало временное соглашение 1921 г. о консульских сношениях. По пути в Геную в Берлине были проведены переговоры о соглашении между двумя государствами. Стороны обязались поддерживать тесный контакт на конференции. В условиях противоречий по русскому вопросу, которые возникли между союзниками, делегации Германии и РСФСР продолжили переговоры. В результате 16 апреля 1922 г. в предместье Генуи Рапалло министры иностранных дел Г.В. Чичерин (РСФСР) и В. Ратенау (Германия) подписали договор о восстановлении дипломатических отношений.

Его значение оценивалось очень высоко. Договор устанавливал мирные отношения между странами без аннексий и контрибуций и в полном объеме восстанавливались дипломатические и консульские отношения. Последнее фактически означало, что обе страны вышли из политической изоляции.

Договор признавал национализацию германской государственной и частной собственности в РСФСР; в основу торгово-экономических отношений был положен принцип наибольшего благоприятствования; германские офицеры танковых войск и летчики могли обучаться на советской территории, а советская сторона получала помощь немецких военных специалистов и инженеров для восстановления народного хозяйства и производства вооружения. В результате открывался период активного экономического и военно-технического сотрудничества двух государств.

Подписание Рапалльского договора стало неожиданным для остальных участников Генуэзской конференции, последовали ноты протеста с требованием его отмены как противоречащего Версальскому договору. Не в силах что-либо изменить, конференция не пришла к единому решению по «русскому вопросу». В речи на ее закрытии Ллойд Джордж высказался за оказание помощи в восстановлении России и предложил передать его для изучения комиссии экспертов в Гааге.

Гаагская конференция (15 июня – 20 июля 1922 г.) носила финансово-экономический характер. Советская делегация заняла ту же позицию, что и в Генуе. Она готова была рассмотреть требования Антанты о долгах царского правительства при условии предоставления Советской России кредитов для восстановления экономики, пострадавшей от антисоветской интервенции 1917-1922 гг. и блокады и, если будет снят вопрос об уплате военных долгов. Советские делегаты составили список предприятий, которые предоставлялись иностранным собственникам на правах концессии или аренды.

На конференции развернулась борьба за концессии на русские нефтяные источники между представителями наиболее влиятельных мировых нефтяных компаний: «Ройяль Детч» (Англия), «Стандарт Ойл» (США), франко-бельгийский синдикат. Ни одна из них не желала уступать кавказскую нефть и ни одно государство не пошло на предоставление советскому правительству кредитов из-за нерешенного вопроса о реституции. Из-за противоречий между союзниками Гаагская конференция завершилась безрезультатно. Обе конференции показали, что Советская Россия отстаивает свои интересы во внешней политике и действует сообразно новой идеологии.

«Полоса признаний» Советской Россиисо странами Востока и на Западе в первой половине 20-х гг. (1921-1925 гг.) вошла в историю становления ее внешней политики. Раньше других новый строй советского государства нашел политическое признание в сопредельных с Россией странах Востока – Персии, Афганистане, Турции. Установление с ними дипломатических отношений относится к безусловным успехам советской дипломатии.

Договор с Персией (Ираном) от 26 февраля 1921 г. – первое соглашение Советской России. Его подписали Г.В. Чичерин, Л.М. Карахан и посол Ирана Мошавер-оль-Мемалек (Али Голихан Ансари), в тот же день он вступил в силу. Отношения строились на принципах невмешательства во внутренние дела друг друга, недопущения на своей территории организаций, групп или отдельных лиц, ставящих своей целью борьбу против Ирана или России. В Договоре речь шла о праве свободного плавания по Каспийскому морю под своим флагом, о возобновлении торговых сношений и предоставлении права транзита товаров через свои территории, об обмене полномочными дипломатическими представителями.

Советско-афганский договор (28 февраля 1921 г.) подтвердил признание независимости друг друга и установление дипломатических отношений.

Договор «О дружбе и братстве» (16 марта 1921 г.) между РСФСР и Турцией признавал единственной законной властью в независимой Турции правительство М. Кемаля (Ататюрка). Ему была оказана военная и экономическая помощь. Договор установил новую северо-восточную границу Турции, к которой отошли Карс, Ардаган и Артвин, к Грузии – Батуми, к Азербайджану – Нахичеванская область. Следующий «Договор о дружбе и нейтралитете» (1925 г.) развивал политику «добрососедства» в советско-турецких отношениях.

К осени 1921 г. при поддержке РСФСР было создано суверенное государство Монголия. Территорию этой страны еще раньше освободил от китайцев белый барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг. Захватив столицу город Ургу, он провозгласил себя правителем Монголии и имел тесный контакт с японской армией. Для Советской России существовала опасность превращения Внешней Монголии в японскую сферу влияния и базу белого движения. Летом 1921 г. туда вошли войска Красной Армии, они разбили отряды Унгерна и при содействии Коминтерна привели к власти Народное правительство. Монголия стала проводником интересов советского государства.

События в Монголии осложняли нормализацию отношений с Китаем, которые он прервал как член Антанты после подписания Россией Брестского мира. Поэтому представители РСФСР вели переговоры, как с центральными властями, так и с правительством Сунь Ятсена на юге Китая.

Нормализация отношений на западном участке границы Китая с РСФСР (территория Средней Азии и Казахстана) происходила в ходе официальных переговоров властей Синьцзяна с советскими представителями в Кульдже. Результатом явился Илийский протокол о нормализации отношений между РСФСР и провинцией Синьцзян (Китай) и о репатриации беженцев (1920 г.). Были учреждены советское агентство в Кульдже и китайское в г. Верном; подтверждена таможенная автономия Синьцзяна. Россия отказывалась от прав экстерриториальности для своих подданных на территории Илийского округа; китайские власти обязались принять меры к репатриации беженцев в Россию, главным образом казахов и киргизов – участников восстания 1916 г. и белогвардейского движения.

Советско-китайское сближение началось в 1922 г. в Пекине. Переговоры от имени РСФСР вел полпред А.А. Иоффе, от имени Гоминдана – Сунь Ятсен. 31 мая 1924 г. СССР и Китай подписали в Пекине соглашение об общих принципах урегулирования отношений. Устанавливались дипломатические и консульские отношения; КВЖД признавалась совместной собственностью и «чисто коммерческим предприятием». Соглашение значительно усилило позиции СССР в Маньчжурии и ограничило влияние Японии в этом регионе.

Таким образом, в 1920-1924 гг. закладывались основы взаимоотношений между Советской Россией и странами Востока.

Протест держав Антанты относительно проникновения большевиков в Маньчжурию и соглашения о КВЖД положил начало сильнй антисоветской кампании. В течение 1923 г. обострились отношения с Англией. Весной этого года министр иностранных дел Дж. Керзон направил советскому правительству меморандум - «ультиматум Керзона», где выдвигались требования в 10-дневный срок освободить задержанные в советских водах английские траулеры, выплатить компенсации, отозвать советских представителей из Афганистана и Ирана. Англия грозила разорвать отношения с СССР. Но смена британского правительства и его политики, умелые действия советских дипломатов, в целом потепление отношений, вело Запад к отказу от политики непризнания СССР.

1924-й стал годом официального дипломатического признания Советского Союза основными европейскими государствами: Великобританией, Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией. На американском континенте СССР признала Мексика, в Азии – Китай и в январе 1925 г. – Япония. Важные соглашения, подписанные с 22 государствами различных континентов, официально признававших Советскую Россию (за исключением США до 1933 г.), оказали в целом оздоровляющее влияние на всю международную обстановку.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.218.187 (0.004 с.)