Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проект «Молодежь Забайкальского края за гармонию и безопасность»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Проект «Молодежь Забайкальского края за гармонию и безопасность» А.В. Волочаева, специалист управление воспитательной работой ЗабГГПУ Н.В.Щербакова, координатор Открытой Ассоциации волонтерских отрядов «ГородОК»
“Мир – это не только отсутствие войны, а сотрудничество между государствами и народами, основанное на уважении свободы, независимости, равноправия и прав человека и справедливом распределении ресурсов”. (Определение мира, сформулировано Красным Крестом) Актуальность. Проблема мира и войны относится к категории глобальных проблем общества. На протяжении всей истории человечества войны изменяли мир, уничтожая одни цивилизации и устанавливая приоритет существования других. Первая мировая война и, особенно, Вторая мировая война, впервые поставили весь мир под угрозу. Именно тогда проблема мира стала глобальной. В конце Х1Х века появились международные документы, определяющие правила ведения войны, в основу которых были заложены принципы гуманизма. Международные организации, образовавшиеся после двух мировых войн (Лига наций и сменившая ее Организация объединенных наций), были призваны сохранить мир между странами и обеспечить их сотрудничество для решения проблем, касающихся нескольких государств. С другой стороны, в Х1Х-ХХ веках появились и различные движения в защиту мира, в состав которых входят граждане разных государств. Особенно наглядным примером является организация Красного креста и красного полумесяца, основной целью которого является – оказание помощи и защиты жертвам войн, конфликтов и катастроф через национальные и идейные границы. Направления деятельности волонтеров всего человечества различны, но одним из них, бесспорно, является защита мира и развитие идей мирного сосуществования среди различных слоев населения. В мире, где «процветает» пропаганда насилия и жестокости посредством СМИ, необходимо дать возможность молодому поколению посмотреть на взаимоотношения с окружающими с другой точки зрения, со стороны бесконфликтного сосуществования и толерантного отношения к людям другой национальности. На наш взгляд, с идеями можно бороться только идеями. Цель проекта – развитие идей мирного сосуществования среди молодежи. Задачи: 1. Пропагандировать знания о международном гуманитарном праве (о правах человека в условиях военных действий и их защите) среди учащихся СОШ и вузов г. Читы. 2. Формирование толерантности и готовности взаимодействия к толерантным отношениям между людьми. 3. Оказание поддержки ветеранам и участникам военных действий. Целевая аудитория: учащиеся средних школ города Читы, студенты ЗабГГПУ, ветераны ВОВ и участники военных действий в Афганистане и Чечне, проживающие в г. Чите, военнослужащие срочной службы (воинские части г. Читы). Реализация проекта осуществляется с учетом опыта работы студенческих отрядов вуза по профильным направлениям. Волонтерские отряды, такие как «Шаг навстречу», «Смайл» и др. имеют опыт работы с особыми категориями населения – инвалиды, пенсионеры, ветераны войны и труда; отряды «Солнце», «Шаг навстречу», «Смайл», «Горячие сердца» и др. длительный период сотрудничают с детскими домами г. Читы и Читинского района, а также Читинским домом ребенка; отряд «Ваганты» занимается организацией праздников для военнослужащих по призыву. Педагогические отряды – «Трэк», «Лелларап», «Пульс», «Чумовые педагоги», «Сами с усами», «ВинниGreаt» и др. имеют опыт работы с детьми в детских оздоровительных лагерях и школах г. Читы. Сроки реализации: январь 2010 – май 2011 года. Отрядом «Смайл» на площади им. Ленина в феврале 2010 года проведен опрос по проблеме сохранения мира среди жителей г. Читы. Проведение данного исследования было необходимо для того, чтобы определить, насколько актуальна проблема мира среди населения г. Читы, что они понимают под понятием «мир», а также их предложения по сохранению мира. Было опрошено более ста человек. По их мнению, проблема сохранения мира очень актуальна, а начинать нужно, прежде всего, с себя и своей семьи. Отряды «Горячие сердца», «Шаг навстречу», «Бонус», «Трэк» в течение февраля распространяли листовки о сохранении гармонии и безопасности в мире и объявления о мероприятиях АВСО. В основной этап проекта входит организация и проведение тренинговых занятий по толерантности, викторин по международному гуманитарному праву в общеобразовательных, высших учебных заведениях и воинских частях г. Читы и круглых столов по сохранению мира и безопасности. В марте-апреле 2010 года бойцы волонтерских и педагогических отрядов университета провели отборочные туры викторины по международному гуманитарному праву среди школьников г. Читы. В конце апреля по итогам отборочных туров на базе ЗабГГПУ прошла викторина, в которой приняли участие учащиеся – СОШ № 2, 5, 30 и детского дома № 1. В настоящее время отряды, закрепленные за этими школами, разрабатывают занятия по формированию толерантности у школьников. Одним из важных направлений на основном этапе реализации проекта является проведение мероприятий по поддержке ветеранов войны и участников военных действий. В мае 2010года проводился опрос участников ВОВ по проблемам жизни и взаимодействию с органами власти, примерно 20 ветеранам была оказана адресная социальная помощь. В дальнейшем запланировано организовать сотрудничество с ветеранскими организациями, занимающимися проблемами участников военных действий в Афганистане и Чечне. А так же проведение круглых столов, викторин и акций «Мы за мир!» в воинских частях, вузах и ссузах г. Читы. На заключительном этапе реализации проекта (мае 2011 года) будет проведено анкетирование среди СОШ г. Читы и опрос ветеранов по итогам реализации проекта. В ходе реализации проекта ожидаются следующиерезультаты:повышение знаний учащихся, студентов и военнослужащих срочной службы в области международного гуманитарного права и развитие у них толерантного отношения к окружающим, а также вовлечение бывших участников военных действий в общественную жизнь города Читы. Приложение к проекту № 1 Положение О проведении городской викторины по основам международного гуманитарного права среди школьников г. Читы Общие положения. Викторина проводится в рамках реализации проекта «Молодежь Забайкальского края за гармонию и безопасность». 1.1. Сроки проведения: с 7 – 26 апреля 2008г. 1.2. Оргкомитет олимпиады: Ассоциация волонтерских студенческих отрядов ЗабГГПУ «ГородОК». 1.3. Информационно-методическая поддержка: Управление воспитательной работы, пресс-служба ЗабГГПУ. 1.4. Основными целями и задачами викторины являются: Цель – развитие идей толерантности и мирного сосуществования среди молодежи. Задачи: 1.Выявление уровня знаний учащихся в области международного гуманитарного права. 2.Пропаганда правовых знаний. 3.Повышение правовой культуры молодежи в области международного гуманитарного права. 1.5. Викторина проводится в 2 этапа: - первый этап – на уровне средних общеобразовательных школ города Читы; - второй этап – на уровне ЗабГГПУ (26 апреля 2008 г.) 2. Участники викторины: 2.1. Участниками викторины по основам международного гуманитарного права являются учащиеся 9 – 10 классов средних общеобразовательных школ города Читы (по согласованию с оргкомитетом викторины). 2.2. Количество и состав участников олимпиады: - в первом туре – количество человек не ограниченно; - во втором туре – команда по 5 человек от средней общеобразовательной школы города. 3. Жюри конкурса: - в первом туре преподаватели права и обществознания СОШ, представители волонтерского отряда ЮФ ЗабГГПУ «Бонус», члены педагогических отрядов ЗабГГПУ, которые организуют олимпиаду на базе школы. - во втором туре – Представители комитета образования Забайкальского края, преподаватели Международного права юридического факультета ЗабГГПУ, представители Читинского отделения Российского общества Красного Креста и Управления воспитательной работой ЗабГГПУ. 4. В пакет заданий викторины включаются: 1 этап – индивидуальное первенство (на уровне СОШ города). Проходит в 2 тура: 1 тур – тестовые задания закрытого и открытого типа; 2 тур – разбор правовых ситуаций (задачи). Каждому участнику присваивается регистрационный порядковый номер, под которым он участвует в викторине. В первом туре будут предложены письменные задания вопрос-ответного характера. Участники отвечают на вопрос в течение 30-40 секунд, затем листы передаются счетной комиссии, после задается следующий вопрос и по истечению 30 – 40 секунд листочки с ответами снова передаются счетной комиссии. Первый тур предполагает ответ на 20 вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Первый тур является отборочным. Участники, набравшие максимальное количество баллов (не более 10 человек), допускаются во второй тур. Второй тур проводится письменно. Участники должны дать решить по 3 задачи по международному гуманитарному праву. 2 этап – командная работа (городской уровень). Предполагает выполнение 5 заданий: А. Визитная карточка команды (до 5 мин.). Б. Интеллектуальный марафон. В. Заочный конкурс эссе (тема творческих письменных заданий дается участникам на дом, тема определяется по жеребьевке заранее). Г. Конкурс ораторского искусства. Тема выступления определяется по жеребьевке и подготавливается заранее. Д. Разбор правовых ситуаций (задачи). Внимание! Проведение всех туров олимпиады является обязательным!
В содержание заданий олимпиады включены вопросы по основам международного гуманитарного права: источники и положения; нормы права, обеспечивающие защиту детей во время вооруженных конфликтов; материалы из Женевских конвенций 1949 года; ч.4 ст.15 Конституции РФ о нормах международного права как основной части правовой системы России; ст. 356 Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности за совершение военных преступлений, Устав Международного комитета Красного Креста; история создания Российского общества Красного Креста. Задания для первого тура викторины (внутришкольного) Задачи Первая задача. «В ходе наступления группа бойцов оказалась рядом со зданием, на фасаде которого было прикреплено полотнище с эмблемой красного креста. Наступающие прекратили огонь, однако при их приближении из здания по ним был открыт огонь солдатами противника. Определите, исходя из норм международного гуманитарного права, что имеет место в данной ситуации – проявление военной хитрости или вероломство?» Почему? Вторая задача. Необходимо выбрать из них те высказывания, которые соответствуют «духу» международного гуманитарного права. Почему? А. «Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство... именуется добродетелью, если делается скопищем» (карфагенский епископ Киприан, III в.). Б. «Война свята, божественное учреждение, один из священных законов мира. Она поддерживает в людях все великие и благородные чувства: честь, бескорыстие, добродетель, храбрость, - одним словом, спасает людей...» (Мольтке). В. «Хочешь мира - готовься к войне» (русская пословица). Г. «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась» (русская пословица). Д. «Мир да лад - Божья благодать» (русская пословица). Е. «Чем ругаться, лучше собраться и подраться» (русская пословица). Ж. «Война - незаживающая рана, которую получил мир» (Дж. Б. Пристли). З. «Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности» (О. Рюссбак). И. «Вандеи больше нет. Она погибла от нашей свободоносной шпаги вместе со своими женщинами и детьми. Я потоптал детей копытами коней и истребил женщин, которые не будут больше рожать разбойников. Не могу себя упрекнуть во взятии хотя бы одного пленного» (генерал Вестерманн). К. «Война - зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления» (Плутарх). Л. «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Третья задача. Ф. Бюньон: «22 июня 1941 года немецкие войска вторглись на территорию СССР. На следующий день Международный комитет (Красного Креста) обратился ко всем сторонам в конфликте с предложением своих услуг. В телеграмме народному комиссару иностранных дел он предлагал, в частности, пересылать сведения о военнопленных и создать в подхлдящем для этого месте филиал Центрального агентства по розыску. Кроме того МККК подчеркивал, что СССР – не участник Конвенции 1929 г., но это не должно служить препятствием для реализации предложений, поскольку ее применение было принято сторонами в конфликте. 27 июня Молотов сообщил, что принимает эти предложения на условиях взаимности. Получив аналогичный ответ от Германии и ее саттелитов 20 августа 1941 года МККК смог отправить в СССР список советских военнопленных, находившихся у немцев, всего 300 имен. Еще более подробные списки Международный комитет получил от Финляндии, Румынии и Италии. Со своей стороны, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР объявил, что в Москве открывается Справочное бюро по делам военнопленных, но никаких списков в МККК от него не поступало, ни непосредственно, ни через его представительство в Анкаре. Сославшись на отсутствие «взаимности», немецкое правительство объявило 24 сентября 1941 года, что не будет более посылать списки пленных, пока этого не сделает противная сторона. Тем самым переговоры, ведущиеся осенью и зимой 1941 года, были фактически парализованы». Вопрос: Определите основные нарушения норм МГП в данном тексте.
ОТВЕТЫ: Первая задача. В данном случае – это вероломство. Использование эмблемы красного креста запрещено для прикрытия своих истинных (военных) целей, и расценивается нормами международного гуманитарного права как военное преступление (форма - вероломство). Оценивание: 3 балла (1 балл – если правильно определено, что это вероломство, и 2 балла – за доказательство этого). Вторая задача. Д. З. К. Оценивание: 6 баллов (3 балла – за правильное определение тезисов; 3 балла – за полное и верное доказательство своей позиции). За ошибки – минус 1 балл. Третья задача. Начавшись в благоприятной обстановке, переговоры заглохли из-за того, что обязательства, принятые сторонами, были подчинены предварительному условию взаимности. Обвиняя противника в самых чудовищных зверствах, каждая из сторон требовала, чтобы другая доказала свое стремление соблюдать гуманитарные соглашения. С правовой точки зрения обязательства сторон всегда остаются неизменными, и отсутствие взаимности не может оправдать нарушение положений МГП. (То есть – нарушение норм МГП было двусторонним: а) СССР тянуло с предоставлением списков военнопленных; б) Германия из-за отсутствия взаимности отменила свои обязательства и вела себя по отношения к СССР как государству, не подписавшему Конвенцию, и соответственно не нуждавшуюся в какой-либо поддержке). Оценивание: 8 баллов (по 2 балла за определение нарушения с каждой стороны и по 2 балла за комментарий к ним.) При возможных грубых ошибках – минус 1 балл. Конкурс «Блиц-турнир» Уровень «Легкие» 1. «Сосед военврача». Мы с соседом часто вспоминали военные будни. Я служил в авиации. А он был врачом в госпитале, воз-вращал наших раненых в строй. А тут он рассказал мне такое!Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека, сначала наотрез отказался размещать их. Сопровождавшему раненых долго пришлось убеждать его. Наконец их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед делал им операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения даже случился сердечный приступ.А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал: сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, потом, тем, кто получше себя чувствует, то есть, надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается – как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника. Вопрос: Прав ли был мой сосед?
2. Группа мирных жителей стала свидетелем правонарушения, которое можно классифицировать как военное преступление. Вопрос: Имеют ли они право сами наказать совершившего преступление?
3. Вопрос: Назовите категории лица, переставших принимать участие в военных действиях?
4. В начавшемся вооруженном конфликте четырнадцатилетнему подростку поручают собирать сведения о передвижении неприятельских войск. Вопрос: Имеют ли право военные власти так поступить? Почему?
5. Представьте, что Вы с одноклассниками по причине кораблекрушения оказались на острове, где происходят военные действия между враждующими племенами. Вы являетесь свидетелями эскалации насилия и жестокости, противоборствующие стороны ведут борьбу без правил. Часть ваших одноклассников стало пленниками одного из племен. Вопрос: Какие правила ведения военных действий Вы попытались бы донести до участников этого вооруженного конфликта?
6. Вопрос: Кто относится к понятию Жертвы войны? 7. Вопрос: Как называется готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия?
Уровень «Средняя сложность» 1. «Бывший военнопленный ». Нас троих взяли в плен. Пока переправляли в лагерь, сильно били. Сжав губы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли руки вверх. Потери противника в последнем бою были немалые, и они мстили за это. На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я отказывался сообщать им то, что они желали узнать: о наших потерях, о расположении интересующих их объектов. Я был отправлен в лагерь, где неожиданно столкнулся еще с одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам меня вдруг невзлюбил лагерный повар. Возможно, ему не понравилась моя внешность, или я напоминал ему того, кого он терпеть не мог. И он постоянно отыгрывался на мне. Когда нас приводили в столовую, где запах еды, сводил голодного человека с ума, он выбегал из-за своей стойки и в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, нарочно опрокидывал мою миску. Выражение его лица всегда было свирепым, и он что-то угрожающе бормотал на своем языке. Похлебка текла по дощатому полу и моей одежде. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзадоривали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую, предпочитая унижению смерть от голода. Перед самым моим освобождением комендант лагеря объявил набор добровольцев для разминирования близлежащего шоссе. Добровольцам обещали улучшить питание, выдать новые комплекты одежды и обуви. Во время разминирования четверо из них погибли. На следующий день добровольцев уже не было, и тогда комендант, угрожая физическим наказанием, заставил участвовать в разминировании пятерых военнопленных, в том числе и меня. Вопрос: Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальным обращением с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иным, менее жестокими? 2. «Другой бывший военнопленный». Будучи в плену, я впервые увидел делегатов Международного комитета Красного Креста. Руководство лагеря предоставило им возможность осмотреть лагерные помещения, непосредственно встретиться с военнопленными. При встрече меня особенно обрадовало, что появилась возможность послать весточку семье на бланке Красного Креста. Беседа между нами велась без свидетелей, и поэтому я мог быть предельно откровенным. Они проявили подлинное внимание к моему рассказу о существующих условиях содержания военнопленных. Однако не скрою, что кое-что в их работе осталось для меня непонятным. Например, когда я попытался обсуждать с ними вопросы широкого освещения в СМИ таких проблем, как наше скверное питание, рукоприкладство одного из охранников по отношению к пленным, то понял, что, скорее всего, широкая общественность про это не узнает. Вопрос: Почему делегаты МККК, которые, как мне показалось, искренне хотели помочь военнопленным, не выразили готовности обсуждать эти вопросы в СМИ? 3. «Девушка 16 лет из зоны оккупации ». На оккупированной территории я познала всю тяжесть присутствия вражеских войск. Многие мои знакомые, как и я, остались без жилья и имущества: кого-то выгнали, чтобы разместить солдат; чьи-то дома сожгли, подозревая их обитателей в содействии нашим войскам или в уклонении от службы в их армии; у кого-то отобрали вещи, представлявшие хоть какую-то ценность. Оккупанты постоянно пытались подчеркнуть дистанцию между ними и нами, показать свое превосходство. Угрожали и унижали нас. Они смеялись над тем, как обставлены наши дома, как мы одеваемся, как говорим; издевались над нашим языком, нарочно коверкали слова. Им постоянно не хватало рабочих рук, которые бы их обстирывали, накрывали на стол, строили укрепления. Моя должность посудомойки в столовой для офицерского состава их армии позволяла мне не умереть с голоду, как умирали некоторые пожилые люди, у которых не было средств к существованию. Двое моих бывших одноклассников по распоряжению оккупационных властей работали на нефтеперегонном заводе, где производилось топливо для их военной техники. Троих насильно увезли в другую страну. В назидание другим новые власти устраивали массовые расправы. Каждый из нас чувствовал себя в постоянной опасности. Вопрос: Я хочу спросить, существуют ли какие-нибудь правила общения с мирными жителями на оккупированной территории? И если эти правила есть, пусть они прозвучат сегодня здесь еще раз. Может быть, это напоминание защитит кого-нибудь в ситуации, подобной моей. 4. «Женщина, получившая послание МККК ». Так случилось, что я, моя дочь и 4-летний внук пытались уехать из нашего города, который мог оказаться в зоне военных действий. В толчее мы потеряли друг друга. После долгих скитаний я вернулась в город. Наш дом был сильно разрушен, и мне пришлось поселиться у своей знакомой. Живы ли дочь и внук? Что с ними? Где они? Уже и не надеялась узнать – ни почта, ни телефон не работают, обратиться не к кому. Война обошлась со мной жестоко: каждый день моей жизни наполнен нестерпимой тревогой за них, и это длится уже год. Неизвестность извела меня. А вчера вдруг пришла девушка (на ее кофточке был маленький значок с изображением красного креста на белом поле) и протянула мне, на первый взгляд, странный бланк – письмо (описывает бланк МККК). На первом листе внизу, после слова «Получатель», были верно указаны моя фамилия, имя, отчество, да-та и место рождения. А вот адрес… Адрес был довоенный, адрес разрушенного дома. Но ниже, после слова «или», были написаны еще два адреса, по-видимому, кто-то подсказал дочери, что меня надо искать в нескольких местах. И третий адрес был адресом моей знакомой. Письмо все-таки нашло меня! Слезы застилали мне глаза, когда я читала строки письма, написанные рукой дочери. А увидев в конце письма неумелые рисунки внука (он еще букв не знает, но тоже хочет мне что-то сообщить, как может), я не смогла сдержаться и расплакалась от радости. Я благодарна людям, которые помогли узнать мне о дочери и маленьком внуке. Вопрос: Кто эти помощники? Каким образом им удалось восстановить мою связь с семьей? 5. В одном из фильмов на экране неоднократно возникает эмблема красного креста: то авторы фильма помещают ее на борту вертолета, осуществляющего похищение главного героя, то она изображается рядом с надписью «медицинские материалы», нанесенной на мешки, в которых на самом деле находится опиум. Вопрос: Как вы считаете, имеет ли здесь место злоупотребление эмблемой? Если да, какие последствия может иметь такое ее использование? Снимают ли с себя всякую ответственность создатели фильма, заявляя, что сюжет фильма вымышлен? 6. Вопрос: Что Вы могли бы возразить человеку, сомневающемуся в необходимости международного гуманитарного права, потому что имеется достаточно примеров его нарушения. 7. Вопрос: Как вы думаете, чем вызван запрет на некоторые средства ведения военных действий? Обоснуйте свою точку зрения.
Уровень «Сложные» 1. Ситуация – сценка. Объявление по радио «Внимание! На город ожидаются налеты авиации противника». Разговор между членами семьи: Ребенок, 7 лет: «Я боюсь! Я сегодня всю ночь не засну. Вдруг они будут стрелять по нашему дому, тогда мы все погибнем. Пойдемте к тете К. Она живет в таком большом доме, что его трудно разрушить». Бабушка: «Не бойся, сколько мы уже пережили налетов, а остались целы. Обойдется и на это раз. До тети К. и до укрытия идти далеко, а сегодня я очень плохо себя чувствую. Ноги сильно болят. Останемся все дома». Дедушка: «Действительно, не надо никуда идти. Кругом жилые дома да общественные здания. А авиация бьет по другим целям. Что им наш дом. А на крыше можно расстелить две белые простыни и нарисовать на них красный крест. Тогда совсем не о чем беспокоиться». Бабушка: Нечего и красный крест рисовать, в двух кварталах городская больница и госпиталь. Там все, что нужно, обозначено». Девушка, 14 лет: «Обязательно надо идти в укрытие, потому что рядом вокзал, крупный железнодорожный узел». Мать: «Надо идти не в укрытие, а на наш завод. Он выполняет важный заказ, и его хорошо защищают от налетов. Да сюда и бабушке ближе, чем до укрытия». Ребенок, 7 лет: «Давайте на завод! Интересно посмотреть, как будут сбивать их самолеты. Деда, а ты еще и свое охотничье ружье возьми». Дедушка: «Вот молодец, внучек! Правильно подсказал, так и надо сделать». Задание: Решите, исходя из норм международного государственного права, кто прав и кто не прав в этом разговоре. Почему? Как надо поступить? При подготовке своих выступлений эксперты могут обратиться за соответствующей консультацией к учителю.
2. Война и право. Война – это всегда экстремальная ситуация. Она часто ассоциируется с хаосом и произволом. Вопрос: Имеет ли смысл пытаться установить для нее какие-либо правила? Может быть, лучше направить все усилия, чтобы не допустить развязывания войн? Или все же важно, стремясь положить конец этому явлению, одновременно приложить максимум усилий, чтобы сделать войну более гуманной, уменьшить страдания приносимые ею? 3. Вопрос: Почему довольно часто воюющими сторонами? Каковы, на ваш взгляд, причины этого явления?
4. Смирнов С.И.: «Первый в истории юриспруденции международный судебный процесс по делу главных военных преступников был начат спустя немногим более полугода после разгрома гитлеризма. За этот короткий срок были разработаны Устав Международного военного трибунала и регламент его деятельности, собраны доказательства, послужившие основой для привлечения к ответственности главарей преступной фашистской клики. Еще за месяц до открытия процесса, 18 октября 1945 г., в Берлине Международный военный трибунал принял от Комитета главных обвинителей обвинительный акт по делу главных немецких военных преступников и созданных нацизмом преступных организаций: руководящего состава гитлеровской партии, имперского правительства, верховного командования и генерального штаба гитлеровских вооруженных сил; штурмовых отрядов (СА), службы безопасности (СД) и тайной полиции (гестапо). Этот акт был вручен подсудимым, их защитникам и адвокатам, защищавшим преступные организации. Защита подсудимых и преступных организаций осуществлялась немецкими адвокатами… Таким образом, первый в истории международный судебный процесс был начат с соблюдения всех традиционных требований, предъявляемых к любому судебному делу в целях обеспечения объективности и всесторонности его рассмотрения. 22 ноября 1945г. подсудимые на вопрос председателя, признают ли они себя виновными, ответили отрицанием предъявленных им обвинений. Более 10 месяцев длился небывалый в истории процесс. Последний слова преданных суду главарей преступной гитлеровской клики разительно отличались от их первоначальных показаний…» Вопрос: Где происходил этот исторический знаменитый процесс? В чем состоит значение этого события для МГП и общества в целом? Какие вам известны современные международные органы защиты прав человека, которые обладают правом привлечения к ответственности за совершенное военное преступление? 5. В годы Второй мировой войны Конрад Калейс вступил добровольцем в так называемую команду Арайса. Эта карательная группа была создана фашистами на территории Латвии в 1941 году. Основной ее задачей было уничтожение лиц неарийского происхождения, прежде всего евреев. По данным правозащитных организаций, на счету латвийских головорезов из команды Арайса более 30 тыс. убитых местных жителей. Но этим «подвиги» военного преступника Калейса не ограничиваются. По совместительству он возглавлял подразделение охраны концентрационного лагеря Саласпилс, устроенного фашистами неподалеку от Риги. Через эту фабрику смерти прошли сотни тысяч советских военнопленных, большинство из которых были убиты или замучены. Однако после окончания войны Конраду Калейсу удалось скрыть свое прошлое. Обманным путем он в 1950 году получил гражданство Австралии, хотя жить предпочитал в США и Канаде. В 1980-е гг. на его след напали правозащитные организации, занимающиеся розыском фашистских преступников. После ряда гражданских процессов его депортировали как из США, так и из Канады. Тем не менее на второй родине, в Австралии Конрад Калейс не задержался. И в январе 2000 года «охотники за нацистами» нашли его в Великобритании, откуда его позднее также депортировали. С тех пор Конрад Калейс безвыездно проживал в Австралии. Так как большинство преступлений он совершил на территории Латвии, в октябре 2000 года Рига под давлением международных правовых организаций обратилась к Австралии с просьбой выдать Конрада Калейса для последующего суда. Австралийские власти пообещали содействие. Однако вмешались адвокаты Калейса, которые всячески затягивали процесс. Они утверждали, что выдача обвиняемого невозможна из-за плохого состояния его здоровья: он страдал болезнью Альцгеймера и был болен раком. Вопрос: Основательны ли доводы адвокатов военного преступника, выдвигаемые ими против его выдачи, с точки зрения применимых международно-правовых актов? Ключи к задачам Легкие. 1. Военврач прав. Раненым, оказавшимся во власти противника, должны быть обеспечены защита, уважение, гуманное отношение и обращение. Им должны предоставить в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние, без какой-либо дискриминации. Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности. Запрещено умышленно лишать раненых ухода и медицинской помощи. 2. Нет. Самосуд можно расценить тоже как преступление, ничем не отличающееся, по сути, о того, что совершил сам военный преступник. 3. К лицам, переставшим принимать участие в военных действиях, относятся раненые, больные или потерпевшие кораблекрушение участники военных действий, военнопленные 4. Нет. Использование детей в военных действиях (а данная ситуация может быть расценена как военная разведка) запрещено. Участником военных действий (зачислен в армию) может быть человек, достигший возраста 15 лет, а при выборе – предпочтение должно быть отдано более старшему. Поэтому в данной ситуации, командир, нарушивший это правило, может быть признан военным преступником. 5. Сначала важно определить, какие цели преследуют племена, участвующие в конфликте. Как правило, племена ведут борьбу за территорию, значит, следует мысль – зачем тогда убивать друг друга (один из принципов гуманитарного права – если можно ранить, зачем убивать, если можно взять в плен – зачем ранить). Во-вторых, женщины и дети, как правило, воинами не являются, а значит их убийство вообще бессмысленно. Наши одноклассники не участвуют в конфликте, им не интересны цели, из-за которых идет война, значит, зачем их держать в плену и т.д. (можно еще несколько правил охарактеризовать). 6. К понятию «Жертвы войны» в МГП относятся раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население. 7. Милосердие
Средней сложности. 1 задача. Нет, нельзя. Противник, сдавшийся в плен, не должен быть объектом нападения. Расстрел двух военнослужащих, намеревавшихся сдаться в плен, является военным преступлением. Обращение с военнопленным – рассказчиком могло и должно быть менее жестоким. Его права были нарушены. Военнопленный находился во власти государства - участника Женевских конвенций, а не отдельного лица, воинской части, администрации лагеря. С ним следовало обращаться гуманно. При пленении и на допросе нельзя было допускать избиения пленного. Никакие физические или моральные пытки и никакие другие меры принуждения не могли применяться к нему для получения от него каких-либо сведений. Действия лагерного повара должны были быть пресечены администрацией лагеря, так как при любых обстоятельствах военнопленный имел право на уважение к своей личности и чести, он должен был быть защищен от оскорблений повара, любопытства и насмешек охранников. Нельзя было использовать военнопленного – рассказчика на опасных работах (разминирование шоссе) без его добровольного согласия, угрожать и запугивать его, если он отказывался работу выполнять. Использование военнопленных на опасных работах не является нарушением Женевских конвенций, если пленные добровольно соглашаются выполнять эти работы. Военнопленные в лагере получали недостаточное питание, испытывали потребность в одежде и обуви, что является нарушением статей 26 и 27 III Женевской конвенции. 2 задача. Делегаты МККК посещают военнопленных, чтобы предоставить им защиту (например предотвратить пытки, дурное обращение) и добиться улучшения условий их содержания. Для получения доступа к военнопленным и для того, чтобы этот доступ был постоянным, делегаты МККК придерживаются принципа конфиденциальности. Прежде всего, это означает сдержанность и осмотрительность при передаче третьей стороне сведений о результатах посещения военнопленных. В то же время, если делегаты МККК устанавливают факт нарушения международного права противоборствующими сторонами, они не остаются безучастными. Для пресечения нарушений МГП (международного гуманитарного права) они обращаются к ответственным лицам противостоящих сторон, в чьей власти нахо<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.218.234 (0.02 с.) |