Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свобода передвижения лиц: правовая регламентация, виды. Свобода передвижения работников.



 

Свобода передвижения лиц в широком смысле состоит из нескольких блоков правовых норм. Это:

а) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения неработающих граждан ЕС с целью проживания;

б) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся, а также членов их семей;
в) правовые нормы, регулирующие свободу передвижения трудящихся и иных лиц, не являющихся гражданами ЕС;

г) Шенгенские соглашения, инкорпорированные в право ЕС Договор, и его право;

д) нормы, регулирующие свободу учреждения, т.е. вариант свободы передвижения, но для юридических лиц и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Свобода передвижения лиц в узком смысле охватывает только свободу передвижения работников-мигрантов и членов их семей.

Необходимо отметить, что начиная с 1992 г. эта свобода должна рассматриваться в контексте гражданства Европейского Союза. Не останавливаясь на этой теме, которая была уже освещена выше, отметим, что ст. 18 Договора о ЕС специально предусматривает, что все граждане Европейского Союза обладают правом свободы передвижения и жительства, поскольку они предусмотрены Договором.

Свобода передвижения работников и членов их семей является важнейшей основой любого экономического союза. Поэтому неудивительно, что эта свобода присутствовала еще в Римском договоре 1957 г. Договор посвятил свободе передвижения работников-мигрантов ст. 39-42.

Р аспространяется в равной степени на работников-мигрантов и членов их семей. Статья 39 Договора о ЕС указывает, что такая свобода включа­ет отмену любой дискриминации по признаку гражданства государ­ства-члена по отношению к найму, вознаграждению и другим усло­виям работы. Эта же статья перечисляет ключевые права работни­ка-мигранта:

право принимать реально сделанные предложения о трудоуст­ройстве;

право свободно передвигаться с этой целью по территории Со­общества;

право оставаться на территории государства-члена с целью тру­доустройства;

право оставаться на территории этого государства-члена после окончания трудовой деятельности.

Конкретизируют правовое положение акты вторичного права. Важнейшими из них явля­ются:

Регламент Совета (ЕЭС) № 1612/68 от 15 октября 1968 г. о свободном передвижении работников внутри Сообщества; Регламент Комиссии (ЕЭС) № 1251/70 от 29 июня 1970 г. о праве работников оставаться на территории государства-члена по­сле осуществления там трудовой деятельности; Директива Европейского парламента и Совета 2004/38/ЕС от 29 апреля 2004 г. о праве граждан Союза и членов их семей на сво­бодное проживание и выбор места жительства на территории госу­дарств-членов1.

Понятие «работник-мигрант» раскрывается в ст. 1 Регламента 1612/68 и дополняется в прецедентном нраве. Это лицо, работающее по найму и имеющее гражданство другого государства-члена. Помимо этого лицо должно в течение определенного времени осуществлять работу, за которую предполагается прямое или кос­венное вознаграждение, а также лицо должно осуществлять реальную и эффектив­ную деятельность. Понятием работник-мигрант охватываются также ли­ца, прекратившие трудовую деятельность и оставшиеся на террито­рии государства-члена с целью поиска новой работы, т.е. получив­шие статус безработного.

Основы правового статуса работника-мигранта закрепляются в положениях Регламента 1612/68. Этот документ носит рамочный характер, на его базе принимаются другие акты вторичного права, регулирующие рассматриваемую сферу отношений.

Регламент 1612/68 определяет условия доступа работника-ми­гранта к работе по найму, включая равную возможность получения предложения о трудоустройстве в другом государстве-члене, отмену квот на привлечение рабочей силы из других государств а также свободный доступ к получению помощи в службе занятости принимающего государства-члена.

Принципиальными являются положения Регламента 1612/68 о равном обращении к работникам по найму — мигрантам по сравне­нию с работниками — гражданами принимающего государства-чле­на.

Понятие «член семьи». В соответ­ствии с Директивой 2004/38/ЕС «членами семьи» гражданина Союза являются: супруг (а) (только лицо, со­стоящее с ним в законном браке); партнер, имеющий с гражданином Союза зарегистрированное партнерство в соответствии с законодательством государства-члена, если принимающее государство-член признает зарегистрированное партнерство в качестве эквивалента браку и на условиях, преду­смотренных законодательством принимающего государства-члена; потомки гражданина Союза и его супруга(и) или партнера, не достигшие 21 года или являющиеся иждивенцами; родственники по восходящей линии, находящиеся на иждиве­нии работника и его супруга(и) или партнера. Дети работников-мигрантов также обладают определенным ком­плексом прав в соответствии с положениями Регламента 1612/68. (с правом на образование).

Право на проживание. Сегодня единственным необходимым документом для этого является национальный паспорт или удостоверение лич­ности. Проживание до 3 месяцев никаких специ­альных документов для граждан Союза не требуется, если свыше, то принимающее государство-член может установить режим регистрации (ст. 7 Ди­рективы 2004/38/ЕС).

Законно проживающий на территории принимающего госу­дарства в течение 5 лет непрерывно, имеет право постоянного жи­тельства на его территории. При этом срок сокра­щается: а) до 3 лет — для вышедших на пенсию; б) до 2 лет, если трудовые отношения были прерваны заболе­ванием или несчастным случаем; в) до 3 лет, если мигрант по­лучил работу в другом государстве-члене, но ежедневно или хотя бы раз в неделю возвращается в принимающее государство. Этими же правами обладают члены семьи.

Исключения. Договор о ЕС содержит два исключения из прин­ципа свободного передвижения лиц.

Первое из них содержится в параграфе 4 ст. 39 Договора о ЕС — свобода передвижения лиц не распространяется на публичную службу. Под государственной службой понима­ются «посты, связанные прямо или косвенно с участием в осуще­ствлении власти, предоставляемой публичным правом, и обязан­ностей, направленных на защиту общих интересов государства или других органов государственной власти. Такие посты, по су­ти, предполагают со стороны занимающих их лиц существование особых отношений преданности государству и взаимности прав и обязанностей, которые формируют основу уз гражданства».

Второе исключение содержит параграф 3 той же статьи. Госу­дарствам-членам позволено ограничивать свободу передвижения ра­ботников по мотивам общественного порядка, общественной без­опасности и здравоохранения (эпидемии, или иные инфекционные либо связанные с распростра­нением паразитов заболевания). Факт прежней судимости не является основанием для выдворения. По мотивам общественного порядка не могут быть выдворены:

лица, проживающие в принимающем государстве-члене послед­ние 10 лет;

несовершеннолетние, за исключением случаев, когда выдворе­ние соответствует их интересам согласно Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

 

40. Свобода учреждения: правовая регламентация, виды, субъекты, проблемы реализации.

Свобода учреждения представляет собой право заниматься на территории государств-членов самостоятельной экономической деятельностью (ненаемным трудом), в том числе путем создания юридических лиц. Свобода учреждения состоит из двух основных компонентов: а) свободы передвижения предпринимателей и б) собственно свободы учреждения юридических лиц и иных форм, не являющихся юридическими лицами.

Основные положения, предусматривающие свободу учреждения для предпринимателей, или, если использовать терминологию Договора, "лиц, занимающихся самостоятельной деятельностью", содержатся в ст. 43 Договора о ЕС.

Содержание свободы учреждения. ст. 43 Договора о ЕС: Запрещается ограничивать свободу учреждения частных лиц одного государства-члена в другом (т.н. первичная сво­бода учреждения). Запрет в равной степени охватывает ограниче­ния, касающиеся создания агентств (представительств), отделений (филиалов) и дочерних компаний частными лицами одного государ­ства-члена, обосновавшимися в другом (т.н. вторичная свобода уч­реждения). Свобода учреждения, в зависимости от состава субъектов, ее осуществляющих, включает: свободу передвижения предпринимателей и свободу создания юридических лиц и иных объединений ком­мерческого характера (обществ).

Понятие «обществ». Абзац 2 ст. 48 Договора о ЕС: обще­ства, учрежденные на основе гражданского или коммерческого права, в том числе кооперативы, а также др.юридические лица, регулируемые публичным или частным правом, за исключением обществ, не преследующих коммерческих целей.

Ограничения. Договор о ЕС (ст. 45 и 46) содержит два ограничения свободы учреждения. Во-первых, положения о свободе учреж­дения не применяются к деятельности, связанной с выполнением официальных обязанностей. (Суд: данная деятельность эквивалентна понятию государ­ственной службы).

Во-вторых, государства-члены могут по собственной инициативе ограничивать свободу учреждения по мотивам общественной без­опасности, общественного порядка и здравоохранения.

Обеспечение реализации свободы учреждения. В целях дос­тижения полноценной реализации этой свободы сообществом про­водятся две группы мероприятий:

1. гармонизация положений о признании дипломов и квалифика­ций - Директива Совета 89/48/ЕЭС от 21 декабря 1988 г. об общей системе признания ди­пломов о высшем образовании, выданных по окончании профессио­нального образования и обучения, получаемого в течение минимум трех лет. (вторая система была принята 92г.) Механизм признания квалификации с целью обеспечения сво­боды учреждения заложен в положениях Директивы Европейского парламента и Совета 1999 г.;

2. гармонизация и унификация норм права компаний. Юридические лица в ЕС делятся на:

1) национальные- учреждаются на основании законодательства государств-членов; не вправе перемещать юридический адрес в другие государства

2) европейские- учреждаются на основании законодательства (регламентов) ЕС; могут перемешать юридический адрес по всей территории Сообщества.

Появляется все больше новых видов надна­циональных юридических лиц, аналогичных государственным: 1) Европейское объединение с общей экономической целью -Регламент 1985 г. Имеет черты полного товарищества и частично ассоциа­ций (союзов) юридических лиц

2) Европейское акционерное общество - Регламент 2001 г. Уч­реждается только путем реорганизации, в том числе преобразова­ния национальных юридических лиц.; 3) Европейское кооперативное общество («Европейский кооператив»)-Регламент 2003 г.

 

41. Свобода оказания услуг: правовое регулирование, сфера применения, формы, содержание, отграничение от других свобод внутреннего рынка.

 

Свобода передвижения услуг С т. 50 Договора о ЕС. Под «услугами» понимаются те, которые обычно предостав­ляются за вознаграждение и не регулируются положениями о пе­редвижении товаров, лиц и капиталов. Виды деятельности, из которых такие услуги могут происходить:

1. деятельность промышленного характера; 2. деятельность коммерческого характера; 3. деятельность ремесленников; 4. деятельность лиц свободных профессий.

Обязателен возмездный характер их оказания. Это — основной и принципи­альный критерий, отличающий услуги от благотворительности и выполнения официальных обязанностей.

Свобода передвижения услуг: содержание. Статья 49 Догово­ра о ЕС запрещает любые ограничения на предоставление услуг на территории Сообщества частными лицами, которые учреждены в государстве Сообщества, отличном от того, где учреждено лицо, ко­торому услуги предназначаются.

Свобода передвижения услуг реализуется в трех практических случаях.

1. Передвижения лица на территорию другого государства-чле­на с целью оказания услуг.

2. Передвижение лица на территорию другого государства-чле­на с целью получения услуг

3. Передвижение услуг без сопутствующего передвижения лиц. Это — современная разновидность торговли услугами. Она подра­зумевает, что лицо, оказывающее услугу, и лицо, ее получающее, остаются в различных государствах-членах. Как правило, посредством телекоммуникационных се­тей.

Пределы и ограничения. Во-первых, банковские, страховые и транспортные услуги в соответствии со ст. 51 Договора о ЕС исключаются из сферы дейст­вия общих положений относительно свободы передвижения услуг. Оказание транспортных услуг регулируется специальным разделом Договора о ЕС (Раздел V «Транспорт»), для них созданы специальные правовые ре­жимы.

Во-вторых, не все услуги либерализованы. Каждый определен­ный вид услуг должен получить механизм либерализации, закреп­ляемый в директивах Совета согласно ст. 52 Договора о ЕС. Напри­мер, Директива Совета 1990 г. о комплекс­ном туризме, комплексном отдыхе... Кроме того, некоторые услуги не могут быть либерализованы (аборты).

В-третьих, сам Договор о ЕС предусматривает исключения и ог­раничения свободы передвижения услуг. Посвященная этому ст. 55 Договора отсылает к соответствующим исключениям и ограничени­ям, предусмотренным для свободы учреждения.

Государства-члены имеют право ограничивать свободу пере­движения услуг по мотивам общественного порядка, общественной безопасности

Принципиальную важность для понимания свободы предоставления услуг представляет собой ст. 55 Договора. Она гласит: "Положения статей с 45 по 48 должны применяться к вопросам, рассматриваемым в настоящей главе". Статья 48 Договора распространяет свободу учреждения на все юридические лица, кроме некоммерческих. Таким образом, положения Договора, регулирующие свободу предоставления услуг, не ограничиваются физическими лицами, но распространяются также на все юридические лица, кроме некоммерческих. Использование ст. 48 Договора для правового регулирования свободы предоставления услуг вполне объяснимо, ведь если бы субъекты свободы учреждения и свободы предоставления услуг были различны, то существовала бы легкая возможность обойти существующие ограничения, пользуясь другой свободой.

Статья 45 Договора устанавливает, что свобода учреждения не может использоваться, если при ее осуществлении в конкретном государстве-члене она связана, даже временно, с выполнением официальных обязанностей, что вызвано необходимостью одинакового подхода к этим проблемам во избежание возможности обойти те или иные запреты, содержащиеся в Договоре. Существует еще одна причина, почему к свободе предоставления услуг применяются правовые нормы этих статей. Дело в том, что, применяя напрямую эти статьи, применяются и все решения Суда, и меры по либерализации, принимаемые Советом и Комиссией.

В конце 2006 г. Европейским парламентом и Советом Европейского Союза издан специальный нормативный акт, устанавливающий общие правила осуществления свободы предоставления услуг, а также свободы учреждения - Директива 2006/123/ЕС от 12 декабря 2006 г. "Об услугах на внутреннем рынке".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.205.116.187 (0.025 с.)