Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60-80-е годы. Общая характеристика.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпосылки европейской интеграции после 2 мировой войны. Договоры, учреждающие Европейские сообщества, и их изменение в 60-80-е годы. Общая характеристика.
К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Оно получило известность как «план Шумана», но на деле было разработано французским комиссаром по планированию Жаном Монне. Суть плана Монне — Шумана: объединение и передаче всего франко-германского производства угля и стали под управление общего (наднационального) Верховного органа в рамках организации, открытой для других европейских стран. Европейское объединение угля и стали. 18 апреля 1951 г. в Париже по ее итогам подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (неофиц. название — Парижский договор). Вступил в силу после ратификации всеми участниками 25 июля 1952 г. Сторонами( государствами — членами ЕОУС) 6 стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ. Охватывал сферы общественной жизни: В экономической сфере курс на слияние национальных экономик в общий рынок в угледобывающем секторе промышленности и сталелитейном производстве. Охватывает: гарантии создания (отмена таможенных пошлин и количественных ограничений на движение товаров), централизованное регулирование (инвестиции и финансовая помощь предприятиям, производства, ценовой политики, охраны конкуренции…) В политической сфере оформил создание общих органов власти ( введен термин «институты»). Основным был - Верховный орган: правотворческие и административные функции, состоял из 9 человек, независимых от государств-членов, назначались национальными правительствами. Совмин (Специальный совет министров): орган выражения интересов государств-членов, представительный орган - из представителей на уровне министров государств-членов (по 1 от страны), ограниченные полномочия. Ассамблея: узкие, консультативные полномочия —из делегатов национальных законодательных собраний. Судебная власть - наднациональный Суда, право заявлять иски государства-члены и частные лица (предприятия и их объединения). Три основных характеристики ЕОУС: наднациональные органы ЕОУС могли издавать НПА и обязывать своими решениями не только государства-члены, но и их частных лиц; наднациональные органы ЕОУС обладали фискальными полномочиями; они были правомочны применять штрафные санкции к юридическим лицам государств-членов, когда нарушали условия конкуренции; ЕОУС обладал автономным бюджетом, формировавшимся из системы собственных ресурсов, а не за счет взносов государств-членов. Парижский договор 1951 г. был подписан сроком на 50 лет. На Амстердамской 1997 г., а позднее и на Ниццкой 2001 г. конференциях представители государств-членов констатировали нецелесообразность пролонгации Договора о ЕОУС. 24 июля 2002 г. эта организация прекратила свое существование. Все ее полномочия перешли Европейскому сообществу. Европейское (экономическое) сообщество. 25 марта 1957 г. в Риме теми же 6 государствами подписан Договор об учреждении Европейского экономического сообщества, вступивший в силу (после завершения ратификации странами-подписантами) 1 января 1958 г. и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях. Достижения: В экономической сфере создание общего рынка, включавшего все секторы и отрасли народного хозяйства (за исключением угля и стали). Определен переходный период в 12 лет. В политической сфере созданы институты ЕЭС. Главный законодательный институт - Совет, состоящий из представителей правительств. Комиссия, формировавшаяся наподобие Верховного органа: исполнительные полномочия. Положение Ассамблеи и Суда — как в ЕОУС. Договор о Евратоме 1957 г. состоит из преамбулы и нормативных положений (свыше 200 статей), повторяют соответствующие положения Договора о ЕС. Статьи в разделы: «Задачи Сообщества» вводные положения; «Положения по содействию прогрессу в области атомной энергии» права и обязанности наднациональных институтов и государств-членов; «Положения, регулирующие деятельность институтов», «Финансовые положения», «Общие положения», «Положения, относящиеся к начальному периоду» и «Заключительные положения». Далее 1960—70-х гг. страны Европейских сообществ пришли к выводу о необходимости распространить процесс интеграции на другие сферы общественной жизни — внешнеполитическую и правоохранительную: — в целях выработки «европейской внешней политики» в 1970 г. совместным решением министров иностранных дел государств-членов создано Европейское политическое сотрудничество (ЕПС). Объединяло те же страны, являлось обособленной структурой с собственными механизмами принятия решений. Это прообраз общей внешней политики и политики безопасности ЕС; — в 1975 г. была создана группа Trevi в составе министров внутренних дел стран Сообществ, положившая начало сотрудничеству государств-членов в области охраны правопорядка и борьбы с преступностью. В связи с экономическими и общественно-политическими изменениями в 1986 г. проведена крупномасштабная реформа правовых устоев Сообществ, выразившаяся в принятии Единого европейского акта (ЕЕА). По форме это договор), подписан 17 и 28 февраля 1986 г. в Люксембурге и Гааге, вступил в силу 1 июля 1987 г. ЕЕА не создавал новых организаций. «Ревизионный» договором, вносил много поправок в учредительные документы Сообществ: расширена предметная компетенция Сообществ, проведена реформа институционного механизма, установлена окончательная дата создания единого «внутреннего рынка» (1 января 1993 г.). В отдельном разделе ЕЕА юридически закрепил правовой режим Европейского политического сотрудничества (сотрудничества государств-членов в сфере внешней политики). Наметил дальнейшие шаги в целях объединения в единую структуру — ЕС.
Общая характеристика процесса расширения Европейских сообществ и Европейского Союза. Условия и порядок вступления в ЕС новых государств-членов в соответствии с изменениями, предусмотренными Лиссабонским договором. С наступлением XXI века, вскоре после подписания 26 февраля 2001 г. Ниццкого договора о внесении поправок в действующие учредительные документы Европейского Союза в Европе продожались интеграционные процессы. Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка Европейского Союза к расширению, вступил в силу за два с половиной месяца до подписания Афинского договора, 1 февраля 2003 г. Учитывая, что именно Ниццкий договор в своих положениях обозначил дату первой волны расширения Союза, можно говорить о том, что Договор о присоединении 2003 г. представляет собой логическое продолжение реформ, начатых в Ницце. Более того, Договор о присоединении является результатом почти десятилетней подготовки к небывалому по масштабу присоединению к Европейским сообществам и Европейскому Союзу сразу 10 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, а также Кипра, территориально расположенного за пределами европейского континента. Договор между Бельгией, Данией, Германией, Грецией, Испанией, Францией, Ирландией, Италией, Люксембургом, Нидерландами, Австрией, Португалией, Финляндией, Швецией, Соединенным Королевством (государствами - членами Европейского Союза) и Чехией, Эстонией, Кипром, Латвией, Литвой, Венгрией, Мальтой, Польшей, Словенией и Словакией относительно присоединения Чехии, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы, Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Словакии к Европейскому Союзу (далее - Договор о присоединении) был подписан в Афинах 16 апреля 2003 г. Договор о присоединении 2003 г. оформил так называемую первую волну современного расширения Европейского Союза. В соответствии с ним к Союзу присоединяются 10 из 13 государств-кандидатов, обозначенных в Ниццком договоре 2001 г. Важнейшей частью Договора о присоединении, общий объем которого чуть менее 2500 страниц, является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается Европейский Союз. Кроме того, составной частью Договора о присоединении 2003 г. являются 18 приложений, 10 протоколов, Заключительный акт, 44 декларации и Обмен письмами. Акт относительно условий присоединения в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства - члены Союза. В соответствии с ним 10 новых государств-членов присоединились ко всем учредительным договорам Европейского Союза и признали действующими на своей территории все акты, принятые институтами Союза, включая решения Суда Европейских сообществ (ст. 2).На новые государства-члены в полном объеме распространяются положения Шенгенских соглашений (ст. 3), а также всех актов, составляющих сегодня. Таким образом, Литва и Польша окончательно закрыли границы для свободного транзита граждан России через свою территорию по автомобильным и железным дорогам, связывающим Калининградскую область и другие субъекты Российской Федерации. Учитывая это обстоятельство, к Договору была приложена Декларация о транзите лиц между Калининградской областью и остальной частью Российской Федерации, которая определила создание специального упрощенного режима для целей такого транзита. Проблема обеспечения свободы передвижения лиц в новых границах Сообщества стала одной из ключевых на современном этапе расширения, хотя она и была вынесена за пределы основной части Договора 2003 г. и Акта относительно условий присоединения. Этому вопросу посвящены 11 из 44 деклараций, приложенных к Договору. В соответствии с актом новые государства-члены становятся сторонами всех соглашений, заключенных Союзом с третьими странами и международными организациями, в том числе и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Российской Федерацией 1994 г. Присоединение новых государств-членов оформлено специальным протоколом к нему. Новые государства-члены участвуют в экономическом и валютном союзе, созданном существующими государствами-членами, в качестве государств-членов с изъятием (ст. 4 Договора о присоединении). В этой связи необходимо признать ошибочным мнение, бытующее в средствах массовой информации, о том, что с присоединением к Союзу национальные валюты новых государств-членов заменяются евро. Акт относительно условий присоединения пересмотрел численный состав институтов и других органов Союза, с учетом квот новых государств-членов, содержавшихся в Протоколе о расширении, приложенном к Ниццкому договору. Сам Протокол утратил свое значение, так как наиболее существенные его положения воплощаются в жизнь Договором 2003 г. Помимо этого Акт относительно условий присоединения содержит технические и финансовые положения, связанные со вступлением новых государств-членов. 25 апреля 2005 г. в Люксембурге был заключен последний на сегодняшний день Договор о присоединении - Договор о присоединении к Европейскому Союзу Болгарии и Румынии. Документ вступил в силу 1 января 2007 г. после ратификации сторонами (всеми 25 на тот момент государствами - членами Европейского Союза, с одной стороны, и Болгарией и Румынией, с другой стороны). С этого дня Болгария и Румыния стали новыми государствами - членами Союза, а состав организации возрос до 27 государств-членов. По своей структуре и содержанию Договор о присоединении 2005 г. в целом сходен с рассмотренным выше Договором о присоединении 2003 г.: основной текст Договора, прилагаемый к нему, - Акт об условиях присоединения, а также другие приложения, протоколы и декларации. Порядок присоединения новых государств к ЕС регламентируется учредительным документом Союза. Основные требования к государству-кандидату: · государство должно быть «европейским», что означает принадлежность страны к европейской цивилизации независимо от географического положения; · государство должно уважать принципы, изложенные в ст. 6 (1) Договора о ЕС: принципы свободы, демократии, уважения прав человека и основных свобод и господства права. Европейским Союзом еще в июне 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене были конкретизированы дополнительные условия приема новых государств в организацию путем определения «копенгагенских критериев»: 1) стабильность государственных и общественных институтов; 2) гарантии демократии; 3) верховенство закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств; 4) наличие нормально функционирующей рыночной экономики, эффективного управления и стабильного финансового положения. Государство, соответствующее требованиям, может подать заявку на вступление в ЕС. Ее рассматривает Совет. Для дачи согласия на вступление государства-кандидата необходимо единогласное решение этого института. Голосованию по одобрению заявки предшествует период переговоров государства-кандидата с Комиссией, на которые последнюю уполномочивает Совет. Результаты переговоров вместе с анализом состояния дел в государстве-кандидате (на предмет соответствия требованиям к присоединению) отражаются в докладах Комиссии. До положительного решения Совета заявку должен одобрить Европейский парламент: считается одобренной, если за нее проголосовало абсолютное большинство депутатов Парламента. Далее созывается специальная конференция, на которой с государством-кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами-членами в соответствии с их ратификационными процедурами, а также ратификации его в самом государстве-кандидате. При положительном прохождения всех стадий государство становится полноправным членом ЕС. Лиссабонский договор в форме поправок включает наиболее фундаментальные правовые нормы проекта Европейской конституции в Договор о Европейском Союзе 1992 г., или "Маастрихтский договор", который после Лиссабонского договора 2007 г. становится базовым учредительным документом организации. Впервые прямо предусмотрено право государств-членов на добровольный выход из состав Европейского Союза и устанавливается процедура такого выхода: подача заявления; заключение соглашения о выходе; в противном случае (если соглашение об условиях выхода между выходящим государством и Европейским Союзом не было подписано) выход может быть произведен через два года с момента подачи соответствующего заявления.
5. Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 года. Предпосылки принятия. Структура. Основные изменения. С наступлением XXI века, вскоре после подписания 26 февраля 2001 г. Ниццкого договора о внесении поправок в действующие учредительные документы Европейского Союза руководители всех государств-членов на встрече в верхах в Лаакене (пригород Брюсселя) согласились с необходимостью более масштабной реформы правовых устоев этой интеграционной организации, с целью упрощения внутреннего устройства, расширения прерогатив Европарламента и более активного привлечения парламентов государств-членов. В соответствии с одобренной на встрече в верхах Лаакенской декларацией от 15 декабря 2001 г. (официальное название: "Декларация о будущем Европейского Союза") было решено подготовить подлинно новый, единый конституционный договор Европейского Союза, заменяющий собой ранее подписанные учредительные документы, для чего был созван Европейский конвент (учредительное собрание). В течение полутора лет - с февраля 2002 г. по июль 2003 г. - Европейский конвент подготовил проект конституционного договора, который был официально подписан всеми государствами-членами в Риме 29 октября 2004 г. и получил официальное название "Договор, устанавливающий Конституцию для Европы". Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, не вступил в силу, так как был отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах (май-июнь 2005 г.). Текст Европейской конституции был трансформирован в новый договор, подписанный государствами-членами в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. Его официальное название: Лиссабонский договор 2007 г. (полностью: "Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества"). Неофициальное название: "Договор о реформе Европейского Союза". Лиссабонский договор 2007 г. подтвердил нововведения Европейской конституции, но представил их в виде поправок в действующие учредительные документы. Наиболее фундаментальные положения проекта Европейской конституции включены им в Договор о Европейском Союзе 1992 г. Положения детализирующего характера включены в Договор об учреждении Европейского сообщества 1957 г., переименованный в Договор о функционировании Европейского Союза. Некоторые изменения также претерпел Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г. Основные достижения Лиссабонского договора заключаются в следующем: 1. Упрощается внутреннее устройство Европейского Союза. "Новый" Европейский Союз (Союз, реформированный Лиссабонским договором) не будет включать в себя никаких опор. Он наделяется единой компетенцией и правосубъектностью, в том числе на международной арене. Ключевой элемент в структуре прежнего Союза - Европейское сообщество (бывшее ЕЭС) - прекращает существование, а его учредительный договор (Римский договор 1957 г.) с новым содержанием становится одним из двух учредительных документов "нового" Союза (с новым названием: "Договор о функционировании Европейского Союза"). . 2. Устанавливается более четкое разграничение компетенции между Европейским Союзом и государствами-членами за счет выделения внутри компетенции Союза разных категорий, прежде всего "исключительной компетенции" (правовые акты, как правило, могут издаваться только Европейским Союзом) и "совместной компетенции" (правовые акты могут издаваться как Европейским Союзом, так и государствами-членами, с преимущественной юридической силой актов Союза). 3. Усиливаются механизмы защиты основных прав человека и гражданина на европейском уровне. о Европейский Союз приобретает право и даже обязанность присоединиться в качестве отдельной стороны к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Хартия Европейского Союза об основных правах 2000г. признана Лиссабонским договором в качестве обязательного источника права, имеющего равную юридическую силу с учредительными документами "нового" Союза. 4. Повышается эффективность и укрепляются демократические начала в функционировании системы институтов, органов и учреждений ("организационного механизма") Европейского Союза: благодаря более частому использованию метода квалифицированного большинства (вместо единогласия) при принятии решений в межправительственных инстанциях Союза (Совете, Европейском совете), Расширяются полномочия Европейского парламента, который получает большую полноту власти и приравнивается в своих полномочиях к Совету. В тексте Договора о Европейском Союзе в редакции Лиссабонского договора впервые появляется специальный раздел под названием "Положения о демократических принципах": равенство граждан Союза,, принципы непосредственной и представительной демократии (ст. 10), право граждан Союза и общественных объединений участвовать в обсуждении новых мероприятий Союза, поддерживать диалог с союзными властями (ст. 11), активное содействие функционированию Союза со стороны национальных парламентов (ст. 12). К числу демократических принципов относится и "гражданская инициатива", т.е. право граждан Союза непосредственно инициировать принятие новых правовых актов на европейском уровне. Предусматривается создание новых органов и должностных лиц Европейского Союза, в частности Европейской прокуратуры, Верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности, постоянного Председателя Европейского совета. 6. Проведена модернизация правового режима деятельности Европейского Союза в разных сферах его компетенции. Наибольшие усовершенствования вносятся в механизмы внешнеполитической деятельности Союза, прежде всего общей внешней политики и политики безопасности. В рамках внутренней политики Союза в максимальной степени были усовершенствованы положения, закрепляющие его компетенцию по вопросам создания единого "пространства свободы, безопасности и правосудия". В учредительные документы Европейского Союза Лиссабонским договором впервые включены специальные статьи, главы, разделы, которые прямо наделяют его компетенцией принимать правовые акты по вопросам энергии, освоения космоса, спорта, туризма и др. Лиссабонский договор также упростил содержащиеся положения о продвинутом сотрудничестве, что позволит заинтересованным группам государств-членов в количестве не менее девяти более эффективно развивать с помощью институтов Союза взаимную интеграцию по различным вопросам внутренней и внешней политики. 7. Впервые прямо предусмотрено право государств-членов на добровольный выход из состав Европейского Союза и устанавливается процедура такого выхода: подача заявления; заключение соглашения о выходе; в противном случае (если соглашение об условиях выхода между выходящим государством и Европейским Союзом не было подписано) выход может быть произведен через два года с момента подачи соответствующего заявления. 8. Также впервые в истории Европейского Союза предусмотрено установление "привилегированных отношений" с соседними государствами, не входящими в его состав. К числу таких государств в первую очередь относится Россия. В этих целях Союз уполномочен заключать специальные соглашения с заинтересованными странами-соседями, которые "могут предусматривать взаимные права и обязанности, а также возможность проведения совместных действий". В соответствии с Лиссабонским договором кардинальные изменения должна претерпеть система учредительных документов Европейского Союза. Она станет значительно более простой и логичной по сравнению с той, которая существует в настоящее время (в 2009 г.). Наиболее фундаментальные нормы проекта Европейской конституции включены в Договор о Европейском Союзе 1992 г., или "Маастрихтский договор", который в редакции Лиссабонского договора 2007 г. становится базовым учредительным документом организации. В нем закреплены главные принципы устройства Европейского Союза, а также общие правовые начала его внешней политики. Договор о Европейском Союзе в "лиссабонской" редакции является достаточно небольшим по объему (в доктрине его отсюда нередко называют "мини-договор"). Он включает преамбулу и 55 статей, распределенных в шести разделах. Раздел I "Общие положения" (ст. 1-8) провозглашает создание Европейского Союза (ст. 1) и определяет его сущностные характеристики: ценности (ст. 2), цели (ст. 3), принципы взаимоотношений с государствами-членами (ст. 4) и др. Раздел II "Положения о демократических принципах" (ст. 9-12) фиксирует основополагающие гарантии демократического устройства Союза. Раздел III "Положения об институтах" (ст. 13-19) определяет систему руководящих и иных органов Европейского Союза (Европейский парламент, Европейский совет и др.), важнейшие принципы их правового статуса. Раздел IV "Положения о продвинутом сотрудничестве" (ст. 20) закрепляет наиболее общие правила относительно возможности групп государств-членов в количестве не менее девяти развивать более тесную взаимную интеграцию в рамках Европейского Союза. Нормы этого раздела, состоящего из одной статьи, детализируются во втором учредительном документе - Договоре о функционировании Европейского Союза. Раздел V "Общие положения о внешнеполитической деятельности Союза и специальные положения об общей внешней политике и политике безопасности" (ст. 21-46) посвящен закреплению правовых основ политики Союза в отношении стран, не входящих в его состав (третьих стран). Здесь же заложены основы военно-политической интеграции государств - членов Европейского Союза ("общая политика безопасности и обороны"). Раздел VI "Заключительные положения" (ст. 47-55) дополняет раздел I другими нормами общего и заключительного характера, в частности устанавливает условия и порядок приема новых государств-членов, право выхода действующих государств-членов и его процедуру (см. выше), процедуры пересмотра учредительных документов Союза (Договора о Европейском Союзе и рассматриваемого ниже Договора о функционировании Европейского Союза). Процедуры пересмотра являются едиными для обоих учредительных документов. При этом в "новом" Европейском Союзе они становятся более демократичными, чем в настоящее время: право инициировать поправки приобрел Европейский парламент (наравне с любым государством-членом и Европейской комиссией), а для новых крупномасштабных реформ учредительных документов предусмотрен созыв специального представительного органа - Конвента - аналогичного тому, который разрабатывал проект Европейской конституции.В то же время каждое государство-член сохраняет право абсолютного вето на пересмотр любой нормы учредительных документов, т.е. и в "новом" Союзе они в полной мере сохраняют качество международных договоров. Второй учредительный документ "нового" Союза - Договор о функционировании Европейского Союза (в редакции Лиссабонского договора). Такое наименование, как отмечалось выше, получил "Римский договор" 1957 г., который первоначально назывался Договором об учреждении Европейского экономического сообщества (Договором о ЕЭС), затем - Договором об учреждении Европейского сообщества (Договором о ЕС). Упомянутый Договор в "лиссабонской" редакции приобретает новое юридическое назначение: организовать "функционирование Союза" и определить "сферы, границы и порядок осуществления его компетенции" (ст. 1 Договора о функционировании Европейского Союза). Как следствие, Договор о функционировании Европейского Союза имеет значительно больший объем по сравнению с Договором о Европейском Союзе: преамбула и 338 статей, распределенных в семи частях (внутри частей имеются разделы, далее главы и отделы). Составной частью учредительных документов "нового" Союза будут выступать прилагаемые к ним протоколы, de jure признаваемые их составной частью. Большая часть протоколов сохранилась из ныне действующей редакции учредительных документов с соответствующими изменениями и дополнена новыми протоколами. Оба учредительных документа "нового" Европейского Союза - Договор о Европейском Союзе и Договор о функционировании Европейского Союза (включая протоколы и приложения) - официально обозначаются термином "Договоры" (с большой буквы). При этом важно иметь в виду, что, несмотря на различную роль каждого из "Договоров", в праве Европейского Союза они вместе наделены равной и высшей юридической силой, т.е. фактически должны выступать его "конституцией" (но без использования этого государственно-правового термина). По своей юридической силе к учредительным документам ("Договорам") приравнивается Хартия Европейского Союза об основных правах 2000 г., которая непосредственно перед подписанием Лиссабонского договора (12 декабря 2007 г.) была утверждена в новой редакции. Устройство ЕС после 2007 г.По лиссабонскому договору 2007 г. "храмовая структура из трех опор трансформируется в "локомотив" европейской интеграции. "Локомотив" Европейского Союза (EU) состоит как бы из "корпуса", "платформу" (или фундамент) которого составляют государства-члены и народы Союза, состоящие из граждан. Динамику и способность к ускоренному развитию придают ему "колеса" - как бы представляющие собой двуединый договор (конституционного по своей сути характера) - т.е. краткий и направляющий обновленный Договор о Европейском Союзе 1992 г. и более объемный и детализированный Договор о функционировании Европейского Союза (ранее называвшийся Договором о Европейском Сообществе (EC) 1957 г.) Разработанные и утвержденные государствами и народами договоры реализуют предоставленную ими Европейским Союзом компетенцию через обладающие властными полномочиями институты, которых в новом Союзе уже не пять, а семь. Статус института придается высшему органу политической координации - Европейскому совету, а также Европейскому центральному банку, приобретающему в условиях мирового финансового кризиса особое значение. Опирающийся на укрепленный "корпус" из государств, народов и институтов, функционирующих на основе Договоров, единый Европейский Союз (в форме кабины на рисунке) уже не делится на опоры. Его дополняет в сфере своей специальной компетенции Евратом (в качестве организации, состоящей при новом Европейском Союзе, имеющей тот же состав и управляемой теми же институтами). Цели и задачи Союза, в качестве "обтекателя", показывают основное направление движения этого "локомотива" по рельсам интеграции. Таким образом, в отличие от прежней схемы Европейского "дома" (храмовой структуры из трех опор) новая схема точнее отражает большую однородность, единство, управляемость и динамику "нового" Европейского Союза, которые стремится придать ему Лиссабонский договор 2007 г.
Европейский парламент «Европейский парламент осуществляет законодательные функции и функции, связанные с бюджетом ЕС, совместно с Советом» (Ст. 9а). Парламент получает большую полноту власти, поскольку его вес как законодательного органа приравнивается к весу Совета. Он также получает равный статус с Советом в отношении вопросов бюджета, так как дифференциация на «обязательные» и «необязательные» расходы не проводится. Европарламенту поручено избрание председателя Еврокомиссии (тогда как сейчас он только одобряет кандидатуру, выдвинутую правительствами стран-членов). С 2009 г. вводится новая система распределения мест в Парламенте. Число членов ограничивается 750-ю+1 (председатель Парламента); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум — 96. Однако эта система распределения мест вступит в силу только в 2014 г., так как до этого времени предусмотрен переходный период (Ст. 9 Договора о ЕС). Европейский совет Евросовет становится полноценным институтом Союза. Он состоит из глав государств или правительств государств-членов, его председателя и председателя Комиссии. В работе будет участвовать Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Если раньше председатель назначался по принципу ротации каждые полгода, то теперь Евросовет будет избирать его квалифицированным большинством на срок два с половиной года. Председатель Евросовета будет представлять Союз во внешней политике в рамках своих полномочий и по вопросам общей внешней политики и политики безопасности, что не умаляет роли Высокого представителя (Ст. 9b Договора о ЕС). Совет Европейского союза Изменения, прежде всего, касаются новой системы голосования по принципу квалифицированного большинства. Начиная с 1 ноября 2014 г. квалифицированным большинством считаются голоса как минимум 55 % членов Совета (как минимум 15 стран), которые представляют как минимум 65 % населения Союза. Блокирующим меньшинством становятся четыре государства-члена Совета. Период вплоть до 31 октября 2014 г. считается переходным, равно как и период с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. До 31 октября 2014 г. будет применяться ныне действующая система, заложенная в Ниццком договоре, в соответствии с которой принципу квалифицированного большинства отвечают три условия: согласие членов Совета, имеющих в сумме 255 голосов (из 345, то есть 73,9 %), которые представляют одновременно большинство стран-членов (14 из 27 государств) и 62 % населения ЕС. Количество голосов у министров от разных государств-членов зависит от количества населения страны, хотя и не строго пропорционально.[99] В течение переходного периода с 1 ноября 2014 г. по 31 марта 2017 г. На протяжении этого времени члены Совета будут иметь возможность принимать решения по ряду вопросов (определяется в каждом отдельном случае) квалифицированным большинством как это заложено в Ниццком договоре. В этот промежуток также будет возможно воспользоваться «компромиссом Янина» (временная отсрочка вынесения решения), что требует наличия оппозиции, которая составляет 75 % порог обычного блокирующего меньшинства (то есть четыре государства, численность населения которых не менее 35 % населения всего ЕС, плюс ещё одно государство). Данный механизм позволяет государствам, которые не способны создать блокирующее меньшинство в Совете, отложить принятие решения по проблемному вопросу на «разумный период времени», в течение которого предпринимаются попытки найти компромисс. Необходимо заметить, что переходный период был заложен в Договор прежде всего ввиду неприятия новой системы Польшей и Великобританией, поскольку принцип распределения голосов в зависимости от численности населения давал этим странам значительно большие преимущества, нежели принцип, заложенный в Договор о реформе (каждая из них обладала 27 голосами в Совете, при этом страны ЕС с максимальным количеством населения получали 29 голосов). Председательство в Совете будет осуществляться заранее определёнными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев. Эти группы будут составляться по принципу равной ротации, при этом во внимание будет приниматься и географическая сбалансированность представленных членов ЕС. Члены Совета, в свою очередь, занимают пост председателя каждые 6 месяцев (Ст. 9с Договора о ЕС). Европейская комиссия Комиссия Европейских сообществ официально переименовывается в Европейскую комиссию. Комиссия, действующая с 2009 по 2014 гг., будет состоять из одного представителя от каждого государства-члена, в том числе и Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности. Но с ноября 2014 г. Комиссия будет состоять из числа представителей, соответствующего 2/3 количества стран-членов ЕС, «в случае, если Евросовет единогласно не примет иного решения». Таким образом, в обычных условиях Комиссия будет состоять из 18 представителей от 27 стран. Члены Комиссии будут избираться на основе системы равной ротации между государствами-членами
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.212 (0.017 с.) |