Теоретические аспекты интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические аспекты интеграции



Экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.

Охватывая внешнеэкономический обмен и сферу производства, усиление интеграционных процессов ведет к тесному переплетению национальных хозяйств, постепенному экономическому слиянию.

Мировая экономика рассматривает два уровня интеграции. (Таблица 5)

Таблица 5 – Уровни интеграции, изучаемые в рамках мировой экономики

Макроуровень Взаимодействие национальных комплексов в определенном регионе планеты
Мегауровень Интеграция в масштабах глобального экономического пространства

 

На макроуровне исследуются проблемы региональной интеграции. Региональная интеграция - процесс расширения экономического и производственного сотрудничества, объединения национальных хозяйств двух и более суверенных государств, предусматривающий образование единого экономического региона. Соответственно, осуществляется создание единого хозяйственного комплекса в региональном масштабе, основанного на проведении странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Для формирования регионального интеграционного объединения должны выполняться следующие предпосылки интеграции:

· Близость уровней экономического развития и степени рыночной зрелости стран.

· Географическая близость стран, наличие в большинстве случаев общих границ и исторически сложившихся экономических связей, часто имеющих сходные исторические традиции и говорящих на одном или близких языках.

· Общность экономических, политических, социальных и других проблем, стоящих перед странами в области развития финансирования, регулирования экономики, политического и социального развития.

Причины интеграции:

· Углубление международного разделения труда, интернационализация производства и капитала требует перехода от простого обмена товарами к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами, далее → к интернациональному перемещению капиталов, созданию новых производств → к тесной производственной и научно-технической кооперации → к совместному ведению производства, управлению.

· Научно-технический прогресс, который требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, обширных рынков, совместной работы отдельных стран в научно-технической области.

· Развитие крупных монополий, впоследствии ТНК. Капитал гигантских монополий с помощью интеграции стремится завоевать новые рынки сбыта, рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти.

· Политический фактор: стремление государств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе, быстрее решить на этой основе и свои экономические проблемы.

 

Формирование интеграционных объединений приводит к возникновению следующих выгод от интеграции, которые по существу является причиной, по которой страны участвуют в интеграционных процессах:

· Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Экономика масштаба – развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу.

· Привлечение большего объема прямых иностранных инвестиций, которые в большей степени идут на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства.

· Получение для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, новейшим технологиям.

· Создание благоприятной внешнеполитической среды: укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях; наличие добрых отношений с соседними странами, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами.

· Решение задач торговой политики: согласованные выступления от лица блока стран (например, на переговорах в ВТО) более весомы и ведут к более желательным результатам в области торговой политики.

· Содействие структурной перестройке экономики: для стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, объединение с более развитыми государствами является важнейшим каналом передачи опыта; а более развитые страны, объединяющиеся с соседями, заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и ёмких рынков.

· Поддержка молодых отраслей национальной промышленности: интеграционное объединение нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых в результате интеграции возникает более широкий региональный рынок.

Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция —процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании регионального интеграционного объединения того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей.

Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:

· устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

· согласованием экономической политики стран-участниц;

· взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;

· широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;

· связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;

· сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

· целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС).

 

2 Формы интеграции

Классической классификацией стадий интеграции стала схема Б. Балассы:

· зона свободной торговли (free trade zone);

· таможенный союз (customs union);

· общий рынок (common market);

· экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз, economic and monetary union);

· полная экономическая и политическая интеграция.

На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

Зона свободной торговли

Зона свободной торговли— тип международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.

Таким образом в рамках зоны свободной торговли участвующие в ней страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков только во взаимоотношениях со своими партнерами по данному объединению. С третьими странами каждый участник зоны свободной торговли определяет свои собственные тарифы.

Такой вид интеграции использует

· Североамериканская зона свободной торговли НАФТА (North American Free Trade Agreement, NAFTA) — соглашение между США, Канадой и Мексикой, вступившее в силу с 1994 г.;

· Европейская ассоциация свободной торговли — в 1960 г. подписано соглашение между Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Швейцарией;

· Зона свободной торговли СНГ — соглашение между странами СНГ (Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия, Таджикистан, Армения, Молдавия, Украина), подписанное в октябре 2011 года.

Таможенный союз

Таможенный союз всегда предполагает одновременную отмену пошлин между странами и введение единого режима по отношению к третьим странам.

Таможенный союз — соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».

Обычно страны-участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики.

6 октября 2007 года в Душанбе (Таджикистан) был подписан Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. (Пример выгод таможенного союза: Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.)

Общий рынок

Остаются значимыми все условия таможенного союза. Кроме того, в рамках общего рынка устраняются ограничения на перемещение различных факторов производства, что усиливает экономическую взаимозависимость стран-членов данного интеграционного объединения.

Общий рынок — форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства — капитала, трудовых ресурсов — через границы стран, являющихся членами общего рынка.

Общий рынок являлся одним из этапов интеграционных процессов в Европе. Соглашение об общем рынке было подписано шестью странами Европы (Германией, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом) в Риме в 1957 году (Римский договор). Общий рынок в Европе возник на основе положительного опыта действия Европейского объединения угля и стали. В дальнейшем в Европе углубление интеграционных процессов привело к созданию Европейского экономического сообщества (ЕЭС), а затем и Европейского союза (ЕС).

Примеры общего рынка:

· Андская группа (англ. The Andean Community или исп. Comunidad Andina, CAN);

· Европейская экономическая зона (англ. European Economic Area, EEA), объединяющая ЕС, Норвегию, Исландию и Лихтенштейн;

· Общий рынок Карибского сообщества (англ. Caribbean Community single market, CARICOM);

· Центральноамериканский общий рынок — торгово-экономический союз стран Центральной Америки;

· Южноамериканский общий рынок — экономический союз стран Южной Америки.

Экономический союз

Экономический союз - одной из наиболее сложных форм межгосударственной экономической интеграции, характеризующаяся следующими признаками:

· Отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран

· Наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, то есть финансового и человеческого капитала

· Наличие соглашений о гармонизации и совместного проведения общей экономической политики (денежно-кредитной (монетарной), налогово-бюджетной (фискальной), валютной и внешнеэкономической).

Политический союз

Предпосылки для высшей ступени региональной интеграции политического союза образуются с развитием экономического союза в странах. Этот вид региональной интеграции предусматривает преобразование зрелого единого рыночного пространства в единый хозяйственно-олитический организм. В результате перехода от экономического союза к политическому взаимные внешнеэкономические связи участвующих в нем стран перестраиваются во внутригосударственные. Формируется наднациональное правительство.

 

3 Примеры интеграции

Крупнейшими интеграционными центрами в современных международных экономических отношениях являются следующие объединения:

· Европейский союз, в состав которого входят 27 европейских государств.

· Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), образованное США, Канадой и Мексикой.

· АСЕАН – ассоциация стран Юго-Восточной Азии

· СНГ - Содру́жество Незави́симых Госуда́рств, сформированное на постосоветском пространстве

· и др.

Европейский союз

Европейский союз (ЕС) — экономическое и политическое объединение 27 европейских государств.[Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2010 году около 28 % (16,1 трлн $) по номинальному значению (Таблица 6)

 

Таблица 6 – Рейтинг стран по размеру ВВП (по данным Международного валютного фонда за 2010 год)

Место Страна/Регион ВВП (млн $)
Земля 61,963,429
Европейский союз 16,106,896
  США 14,624,184
  КНР 5,745,133
  Япония 5,390,897
  Германия 3,305,898
  Франция 2,555,439
  Великобритания 2,258,565
  Италия 2,036,687
  Бразилия 2,023,528
  Канада 1,563,664
  Россия 1,476,912

 

Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся:

1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов;

2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции. К числу важнейших целей ЕС отнесены прогрессивное и устойчивое развитие, обеспечивающее сбалансированный экономический подъем, построение социальной рыночной экономики, содействие занятости и социальному прогрессу, защита иулучшение качества окружающей среды, обеспечение научного и технического прогресса;

3) в социальной сфере – борьба против социального отчуждения, дискриминации, содействие справедливости и социальной защите, обеспечение равноправия мужчины и женщины, солидарность поколений и защита прав ребенка. Среди важнейших целей ЕС фигурируют экономическая, социальная и территориальная сплоченность и солидарность между государствами-членами. ЕС призван также уважать богатство и разнообразие национальных культур и языков и обеспечивать защиту и развитие общеевропейского культурного достояния.

Исходя из поставленных целей формулируются и конкретные задачи, которые решаются ЕС в ходе его функционирования:

а) построение общего и единого внутреннего рынка;

б) создание экономического и валютного союза;

в) экономическое и социальное сплочение;

г) содействие исследованиям в научной сфере и технологическому прогрессу;

д) осуществление ряда задач в социальной сфере, таких как повышение занятости;

е) вклад в достижение высокого уровня здравоохранения и образования;

ж) профессиональное обучение и развитие культуры;

з) меры по защите окружающей среды и защите прав потребителя;

и) обеспечение гармонизации национального законодательства.

Началом процессу европейской интеграции послужило подписание в 1952 году Парижского договора о создании Европейского объединение угля и стали — ЕОУС (European Coal and Steel Community — ECSC) — государственно-монополистическая организация стран Западной Европы, целью которого было стимулирования развития послевоенной экономики стран-участниц объединения, экономической и политической реконструкции Западной Европы, недопущения возрождения прежних антагонистических противоречий на континенте, интеграции Германии (или её части) в западный блок, противодействия политическому и экономическому влиянию СССР.

Юридическое закрепление ЕС было осуществлено в рамках подписанного в 1992 году Маастрихтского договора, который завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

С 1 дек. 2009 года в силу вступил Лиссабонский Договор, который позволил упростить и упорядочить процедуры принятия решений в ЕС, модернизировать властные институты ЕС, а также внес дополнительные положения, касающиеся экономической политики, взаимодействия ЕС с остальным миром, безопасности и обороны, прав человека и др..

В процессе своего развития ЕС прошел несколько этапов расширения (Таблица 7)

Таблица 7 – История расширения ЕС

Дата Страна Общее количество членов
25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция  
1 января 1973 Великобритания, Дания,Ирландия  
1 января 1981 Греция  
1 января 1986 Испания, Португалия  
1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция  
1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония  
1 января 2007 Болгария, Румыния  

 

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

· Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.

· Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

· Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики.

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля между 22 странами-членами Шенгенским соглашением. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.Союз, если рассматривать его как единую экономику, произвёл в 2009 году валовой внутренний продукт в объёме 14,79 триллионов международных долларов в расчете по паритету покупательной способности (16,45 трлн $ по номинальному значению), что составляет более 21 % мирового объёма производства. Это ставит экономику Союза на первое место в мире по номинальному значению ВВП и второе — по объёму ВВП по ППС. Кроме того, Союз — крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия, Российская Федерация. В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз как крупнейший экономический партнер страны. На долю ЕС в январе–мае 2011 года приходилось 48,9% российского товарооборота (в январе–мае 2010 года – 50,5%).

Уровень безработицы в ЕС в апреле 2010-го составлял 9,7 %,[32] в то время как уровень инвестиций составлял 18,4 % от ВВП, инфляция — 1,5 %, дефицит государственного бюджета — −0,2 %.[33] Уровень дохода на душу населения варьируется от государства к государству и находится в диапазоне от 7 до 78 тыс. $.

НАФТА

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА, англ. North American Free Trade Agreement, NAFTA

НАФТА - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.

Население около 410 млн. человек.

Цели НАФТА:

· устранение таможенных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;

· создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;

· привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;

· обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;

· создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;

· создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;

· создание единого континентального рынка.

Выгоды США от вступления в НАФТА:

· в подавляющем большинстве отраслей были постепенно сведены к минимуму барьеры против иностранных производителей из стран-партнеров по НАФТА, что позволяло закупать у них многие товары дешевле, чем в самих США;

· перед американскими компаниями открылись гораздо более широкие возможности доступа на рынки стран-соседей, что расширяло рынок сбыта.

Для Мексики членство в НАФТА означает гарантированный доступ на американский рынок, поглощающий ок. 80% всего мексиканского экспорта, увеличение притока иностранных инвестиций.

Для Канады участие в НАФТА дало сильный импульс национальной экономике: только за 1989–2000 объем канадского экспорта более чем удвоился. В 2000 на экспорт в США пришлось примерно 33% всего ВВП Канады по сравнению с 15% в 1989. Особенно сильной привязка к американскому рынку стала в двух крупнейших по численности населения и хозяйственному потенциалу провинциях Канады – в Онтарио (доля экспорта в США составляет 40% валового продукта) и в Квебеке (24%).

АСЕАН
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (англ. Association of SouthEast Asian Nations) – политическая, экономическая и культурная региональная межправительственная организация стран, расположенных в Юго-Восточной Азии. АСЕАН была образована 9 августа 1967 г. в Бангкоке.

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос и Мьянма, Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор.

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км2, их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются:

· ускорение экономического, социального и культурного развития стран-членов;

· установление мира и стабильности в регионе через приверженность принципам Устава ООН

АСЕАН играет значительную роль в налаживании и развитии экономического сотрудничества в регионе, в частности, в торговле, инвестиционной сфере, финансах, энергетике и т.п.

МЕРКОСУР

МЕРКОСУР (MERCOSUR) — общий рынок стран Южной Америки (стран Южного конуса). Население четырех стран МЕРКОСУР составляет 250 млн. чел. ВВП более 75 % совокупного ВВП континента, что более 1 млрд. долларов.

МЕРКОСУР был создан на основе Асунсьонского договора, подписанного в марте 1992 г. четырьмя странами (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай). С 2006 года полноправным членом стала Венесуэла. В МЕРКОСУР также входят в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.

В Асунсьонском Договоре определены направления экономической интеграции в течение 4 лет к концу декабря 1994 г.(определенных как переходный период):

• устранение пошлин;

• устранение НТО;

• введение общего таможенного тарифа (детализация оставлена на по/

следующие переговоры);

• свободное перемещение услуг;

• свободное перемещение факторов производства;

• координация макроэкономической и отраслевой политики;

• создание основных институтов группировки – Совета Общего рынка и Группы Общего рынка.

ЛАИ

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) создана в 1980 г. Членами организации являются 11 стран: Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили, Боливия, Парагвай, Эквадор. В рамках данной ассоциации образованы Андская и Лаплатская группы, Амазонский пакт. Члены ЛАИ заключили между собой соглашения о преференциальной торговле.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.141.96 (0.087 с.)