Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

вопрос. Интеграционные процессы в западной Европе 1950-2000гг.

Поиск

Итак, к середине XX века эволюция фундаментальных особенностей Западной Европы в области военного дела, международных отношений, национальных политических систем, экономики и социальных институтов создала более благоприятные предпосылки для реализации «европейской идеи», чем когда бы то ни было в истории. Как уже отмечалось, в рамках западноевропейского движения Сопротивления были подготовлены реалистические проекты объединения Западной Европы, получившие дальнейшее развитие в первые послевоенные годы. Однако для их практического осуществления была необходима политическая воля западноевропейских государств Формирование этого решающего фактора связано с именами трёх христианско-демократических политиков – Роббера Шумана, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, Алчиде Де Гаспери, первого канцлера Федеративной республики Германии.

Конкретный план, в соответствии с которым был осуществлён первый этап западноевропейской интеграции, был подготовлен в апреле 1950 г. Жаном Моне при участии Поля Роитера, Этьена Хирша и Пьера Юрии. В основе плана лежал ряд поистине гениальных догадок, которые в конечном счёте и обеспечили ему полный успех. Во первых, Ж. Моне впервые отчётливо осознал, что никакие схемы создания единой Европы не сработают, если им не будет предшествовать прочное сближении Германии и Франции. Во вторых, он понял, что процесс интеграции будет жизнеспособным лишь в том случае, если он будет идти снизу вверх – от экономики к политике, а не наоборот, как предлагалось ранее.

Воспринятые и систематизированные Шуманом, который был в то время министром иностранных дел Франции, предложения Ж. Моне и его коллег вошли в историю как «план Шумана». Основные положения плана вошли в так называемую Декларацию Шумана, сделавшую идею создания интеграционной группировки достоянием широкой общественности.

За этим также последовало создание ещё нескольких европейских организаций:

18 апреля 1951 г. – был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в который пошли 6 стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

25 марта 1957 г. – в Риме были подписаны договоры о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества.

Римский договор существенно расширил сферу интеграционного строительства. Концептуально он представлял собой логически последовательную, глубоко эшелонированную программу экономической интеграции:

Первый шаг – создание таможенного союза. Это предполагало полную либерализацию их взаимной торговли. Сопроводив соответствующие положения договора множеством оговорок, отражавших их опасения и колебания, государства – члены ЕЭС договорились о постепенной отмене таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, установлении общего таможенного тарифа и передачи полномочий по осуществлению общей торговой политики ЕЭС самому Сообществу.

Второй шаг – создание Общего рынка. Соответствующие положения договора были дополнены статьями о совместном антимонополистическом регулировании и поощрении конкуренции, соблюдении согласованных правил при оказании предприятиям государственной помощи, гармонизации фискальных систем и экономического законодательства вообще.

Третий шаг – включение в Римский договор трёх основных принципов аграрной интеграции: совместный рынок, преференции фермерам стран «шестёрки».

Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 10- 12 лет.

1986 г. – одобрен новый основополагающий документ – Единый европейский акт (вступил в силу в 1987 г.), опубликована «белая книга», в которой содержался конкретный план завершения реализации Римского договора и осуществления ряда дополнительных мер, которые позволили бы к концу 1992 г. создать единый рынок «двенадцати». «Проект-1992» произвел огромное психологическое воздействие на западноевропейскую и мировую общественность.

Эта программа сводилась к трём основным целям:

· от единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

· придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;

· дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов сообществ постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики и политики безопасности и в области юстиции и внутренних дел; объединить все три «опоры» в рамках Европейского Союза.

Своё наиболее полное развитие экономическая интег­рация получила в Западной Европе. Помимо объективных экономических процессов, западноевропейская интеграция подпитывалась идеями единой Европы, выдвигаемыми мно­гими европейскими политическими, общественными деяте­лями и мыслителями, среди которых В, Гюго, И. Кант и др.

Современная история образования и развития Европей­ского Союза (ЕС) начинается с 1951 года.

Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х- годов до настоящего времени протекало неравномер­но и относительно противоречиво. Вместе с тем цели и задачи, поставленные при образовании Европейского экономи­ческого сообщества на протяжении всего его осуществле­ния, реализовывались достаточно последовательно и ус­пешно.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х годов) счи­тается "золотым веком" в жизни Сообщества. Он ознамено­вался досрочным созданием Таможенного союза, сравнитель­но успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Цели создания ЕЭС

• постепенное устранение всех ограничений в торгов­ле между странами-участницами;

• установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

• ликвидация ограничений для свободного передвиже­ния "людей, капиталов, услуг";

• разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства;

• создание валютного союза;

• унификация налоговой системы;

• сближение законодательства;

• разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комп­лексная управленческая структура — Совет Министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Ев­ропейский суд, Европейский парламент. •

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабо­чей силы стран-участниц. Для этого был создан Таможен­ный союз. Именно Таможенный союз лежит в основе ЕЭС.

Второй этап (середина70-х — середина 80-х годов) вошел в историюЕС в основном как застойный период. Хотя в этот период странам — членам ЕС удалось принять про­грамму европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций, все же про­явившиеся негативные тенденции привели к серьезному кризису лапа дно европейской экономической интеграции, получившему название еврпсклероз, В 70-е и начале 80-х го­дов разрыв в уровнях развития между странами ЕС увели­чился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция

Окончательно таможенные барьеры в ЕС были отменены лишь в 1994 г,

проявилась еще более отчетливо, поскольку ее экономика находилась на значительно более низком уровне по срав­нению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х годов) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕЭС душевой доход в Пор­тугалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах при­мерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем имен­но этот период характеризуется новыми импульсами в раз­витии западноевропейской интеграции, связанными преж­де всего с принятием Единого европейского акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества: создание Европейского Союза — объединения, которое представляет собой политический альянс участни­ков Сообщества и предусматривает не только высокую сте­пень их экономического, валютно-финансового, гуманитар­ного сотрудничества, но и согласование внешней полити­ки, включая обеспечение безопасности. Центральным поло­жением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, к котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием Единого европейского акта усили­лись интеграционные процессы стран — членов Сообще­ства в области микро- и макроэкономики, политики и пра­ва, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х годов страны — члены ЕС прак­тически завершили си;^ишпе основ единого рынка и вплот­ную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов,

Четвертый этап (середина 90-х годов — начало XXI в.). В соответствии с положением Единого европейского акта с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение

факторов производства внутри границ Сообщества. Факти­чески в немках Сообщества возникло единое экономичес­кое пространство, означающее вступление ЕС в качествен­но новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) Европейское экономическое сообщество трансфор­мировалось с 1 января 1994 г. в Европейский Союз с числом стран-участниц, возросших до 15. В рамках ЕС осуществ­ляется создание полностью единого внутреннего рынка. Про­возглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудни­чества. Они включают создание единого Европейского бан­ка с правами эмиссии единой валюты ЕВРО, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ. Поступательное развитие ЕС отнюдь не. означает от­сутствие противоречий и трудностей этого процесса. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые дис­пропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС. Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой аграрной политики, еди­ных централизованных цен на основные виды сельскохо­зяйственной продукции тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации и др.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами ЕС: с начала 60"х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институ­тов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество.

В первую очередь она содействовала либерализация торговли и устранению таможенных барьеров.

Страны — члены ЕАСТ (в ВО-с годы их было 7, в сере­дине 90-х годов — 4 — Норвегия, Исландия, Лихтенш­тейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими стра­нами, а также обладают суверенным правом устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы в тор­говле между странами — членами Европейской ассоциации свободной торговли режим свободного беспошлинного тор­гового оборота действует только в отношении промышлен­ных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с кото­рым постепенно были снижены пошлины и количественные: ограничения на промышленные товары. Беспошлинная тор­говля между другими странами базируется.на системе слож­ных правил, разработанных в зависимости от происхожде­ния товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.

В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образова­нии "единого экономического пространства" (ЕЭП), в кото­рое из западноевропейских стран не вошла только Швей­цария. Основополагающий принцип соглашения — свобод­ное перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц,

Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является таможен­ным союзом. Входящие в неги государства в рамках струк­тур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим стра­нам. Единое экономическое пространство возглавляет со­вет, состоящий "из министров государств — участников со­глашения.

Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактическиона явилась своеобразным "подготовительным классом" для новых членов ЕЭС/ЕС, В настоящее время мно­гие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и запад­ноевропейскими странами.

Европейская ассоциация свободной торговли приветство­вала создание v. начали 1996 г. центрально-европейской зоны свободной торговли из12 стран. Не исключено, что со вре­менем эти государства пополнят ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС.

(29) Проблемы ограничения вооружения и разоружения в П. стран Европы и Америки 1970 -2000 гг.

Важным фактором способ. смягчению 2-полюсности мира можно назвать взаимное истощение СССР и США. В итоге, учитывая реальность достигнутого к 70-м гг. ядерно-стратегического паритета сверхдержавы вынуждены были отказаться от тотального противоборства и строить отношения в которых элементы соперничества сочетались с сотрудничеством. Уже в 1961 г. генеральная Ассомблея ООН приняла резолюцию о запрещении применения ядерного оружия.

При президенте Никсоне происходит разрядка советско-американ. отношений в 1970-г. вступает в силу договор о нераспространении ядерного оружия (подписан в 1968 г.). В 1972 г. Никсон приезжает в Москву где были подписаны десятки соглашений. Центральное место, среди которых занимали «Основа взаимоотношений» договор о ПРО (противоракетная оборона) и временное соглашение о замораживании наступательного стратегического вооружения (ОСВ-1). В дополнение к ним в 1973 г. подписаны соглашения о предотвращении ядерной войны и о дальнейшем сокращении ПРО. Показателем позитивных изменений стал совместный Советско-американских космический эксперимент – стыковка косм. кораблей «Союз» и «Аполлон» (июль 1975 г.).

При Картере заключается очередной советско-американский договор ОСВ (ограничение стратегических вооружений). Хотя Сенат США не ратифицировал этот договор обе стороны по взаимному согл. соблюдали его основные положения. В 1979г. происходит захват в заложники Амер. дипломатов в Тегеране + бесславный провал попыток силового освобожд-я => этот случай показал всему миру бессилие Амер. администр. разрешать нестандартные внешнепол. ситуации. => консервативн. поворот в обществ мнении США => администр. Картера приним. ряд мер, положивших конец междунар разрядке = решение о размещении в З.Европе с 1983г. ракет среднего радиуса действия (СРД) => резкое ухудшение сов.-амер. отнош., фактич. откат к холодной войне (США бойкотируют Олимпиаду 1980г. в Москве).

С приходом к вл. Рейгана нач. пропаганда о надвигающейся советской угрозе. Рейган выдвинул лозунг о необходимости закрыть т. называемое «окно уязвимости», которое образовалось, якобы, в рез-те ракетно-ядерного отставания США от СССР. Рейган провозгласил своей целью измотать СССР и ослабить его эк., навязав безудержную гонку вооружения. Военные расходы США возросли более чем в 2 раза. Была развернута дорогостоящая исследовательская программа СОИ (стратегическая оборонная инициатива) получившая название «Звездные войны». Она предусматривала созд. широкомасштабной системы ПРО с элементами космического базирования. Подписанный в 1979 г. договор ОСВ -2 не был ратифицирован.На нее были выделены млр. долларов, однако, как выяснилось позже, многие компоненты этой программы не были в должной мере проработаны и оказались по сути не выполнимыми. Бытует мнение, что это был глобальный исторический блеф администрации Рейгана – попытка спровоцировать СССР на разработку подобной программы. Второй срок президентства Рейгана ознаменовался очередным поворотом внешне П. стратегии штата и улучшением отношений с СССР. Этому способ. целый ряд факторов среди которых важнейшим стал приход к вл. в СССР в 1985 г. нового рук-ва во главе с Горбачевым провозгласившим новый внешнеП. курс «Новое мышление». Этапным событием на пути ослабления напряженности стала встреча в верхах руковод. СССР и США в Рейкьявике в окт. 1986 г. Несмотря на сущ. противоречия м/д 2-мя сторонами почти по всем жизненно-важным?, было достигнуто согл. по стратегическим вооружениям и ракетам сред. дальности (хотя не было заключено никаких письменных документов встреча в Рейкьявике созд. качественно новую м/д народную ситуацию). В 1987 г. Горбачев наносит визит в США, в ходе которого был подписан договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) предусматривающий демонтаж всех ракет данных классов, размещенных в Западной Европе и в Запад. районах СССР.

Дж. Буш стар. продолжил П. дальнейшего ослабления м/д народной напряженности и консолидации последствий Холод. войны его 1 встреча с Горбачевым прошла в дек. 1989 г. на которой была принята программа развития советско-американских отношений из 21 пункта. В ходе целой серии послед. встреч с руководителями СССР, позже России было урегулировано бол. спорных?. Американская сторона предложила свою помощь для полного вхождения СССР в мировую эк. Одновременно провод. переговоры о выводе частей американских и советских войск из Западной Европы, контроле над вооружением и роли СБСЕ (Совет безопасности союза Европ. стран) в созд. новой системы Европ. безопасности. Америк. администрация принимала актив. участие в решении? об объединении Герм. Многосторонние переговоры привели к подписанию в Москве в сент. 1990 г. договора, по которому СССР согл. на созд. ед. Герм. как полноправного члена НАТО. Так же были заключены договоры о сокращении военного контингента в Европе и о крупномасштабном сокращении обычных и стратегических наступательных вооружений.

При Клинтоне военная сила продолж. оставаться 1-м их главных инструментов американской внеш. П. В нач. 90-х гг. президент отказался от программы СОИ сделав упор на ПРО. В 1991 г. подписывается Договор об ограничении наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший ликвидацию еще части стратегического оружия. В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно проработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США. Испытание ядерного оружия Индией и Пакистаном, ракет сред. дальности Ираном и Сев. Кореей заставили пересмотреть отношение к ПРО. Воен. расходы были увеличены, нач. перестройка ВПК и произ-во оружия нового поколения.

В 2002 г. президент Дж. Буш младший 13 января заявил о желании выйти из ПРО, а 13 июня объявил о выходе из ПРО. После выхода из соглашения США собиралась построить базу ракет-перехватчиков на Аляске.

Франция

Во внеш. пол. прав-во Помпиду в осн. следов. курсу, намеч. де Голлем. Президент Помпиду удел. больш. вним. разв. фр.-сов. отнош. В окт. 1970г. он соверш. поездку в СССР, в результате которой был подпис. протокол о расшир. и углубл. полит. консультаций м/у Фр. и СССР. В случае возникнов. ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правит-ва Фр. и СССР обязыв. незамедл. вступать в контакт др. с др. с целью согласов-я своих позиций.

В 1971г. в ходе визита во Фр. ген. сек. ЦК КПСС Л.И.Брежнева обе страны высказ. за разрядку междунар. напряж. и всеоб. разоруж-е под эффективн. междунар. контр. Прав-во Фр. поддерж. выдв-ю социалистич. странами идею общеевр. совещания по вопр. безоп-ти и сотр-ва.

Одноврем. прав-во Помпиду стремилось улучшить отнош. Фр. с США. Во многих областях возобнов. прерв. при де Голле фр.-амер. внешнепол. и военное сотр-во, однако Фр., вопреки настояниям «атлантистов», отказ. вернуться в интегрированную военную организ. НАТО.

Фр. прав-во вновь высказ. за вывод амер. войск из Индокитая и осудило налеты амер. авиации на тер-рию Демокр. Республ. Вьетнам. Фр. дипломатия способствов. успеху переговоров м/у США и Вьетнамом, которые происх. в Париже и в янв. 1973г. заверш. соглаш. о прекращ. войны и восстановл. мира во Вьетнаме.

В обл. Европ. пол-ки прав-во Помпиду, идя навстречу «европеистам», сняло выдв-е де Голлем возраж-я против вступл. Англ. в ЕЭС. В апр. 1972г. во Фр. сост. спец. референдум по этому вопр. Больш-во избир. одобр. предлож. прав-ва согласиться с вступл. Англ. и связ. с нею стран в «Общий рынок».

Большое внимание прав-во Помпиду уделяло разв. фр. ядерн. оружия. В нач. 70-х гг. Фр. уже располагала всеми основн. видами ядерн. оружия: баллистическими ракетами, ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами. Фр. ядерн. силы превзошли по мощн-ти ядерн. силы Великобр., хотя далеко уступали США и СССР.

Одной из главн. целей внеш. пол-ки прав-ва Жискар д'Эстена было дальнейш. улучш. отнош. с США и западноевр. странами. Оставаясь членом НАТО и по-прежнему отказываясь вернуться в его военную орг-ю, Фр. стала укрепл. эконом., полит. и воен. связи с США.

Было облегчено проникнов. иностр. капит. во фр. экон-ку. В 1975г. доля иностр. инвест-й сост. 14% от общего объема капиталовлож. Транснацион. корпор. с преоблад. амер. капит. внедр. в важнейш. отр. фр. промышл. – информатику, энергетику, автомобилестроение. Фр. войска начали приним. участие в маневрах НАТО. Присоед. в 1974г. к Договору о запрещ. испыт. ядерн. оружия в трех средах, Фр. продолж. его подземн. испыт. на островах Тихого океана

Вопреки прежней линии президента де Голля, прав-во Жискар д'Эстена высказ. за расшир. полномочий «наднациональных» органов «Общего рынка», предлож. ввести единый Европ. паспорт, согласилось избирать депутатов Европ. парлам. прямым всеобщ. голосов.

Фр. вошла в Европ. валютную сис-му и приняла единую Европ. платежн. единицу (экю). Доля стран «Общего рынка» в ее внеш. торговле возр. с 27% в 1958г. почти до 50% в 1975г.

Вместе с тем правит-во Жискар д'Эстена стремилось сохр. хорош. отн. с СССР. Во время неоднокр. встреч Жискар д'Эстена с сов. руковод. были подписаны «Декларация о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между СССР и Фр.», соглашение о сотр-ве в области пром-ти, энергетики, туризма и ряд других совм. док-тов.

Летом 1975г. Жискар д'Эстен от имени Фр. подпис. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которое сост. в Хельсинки и предусматр. дальнейш. разрядку междунар. напряж-ти.

Внешнеполит. прогр. прав-ва Миттерана – Моруа провозглаш. необход. преемств-ти внеш. пол-ки Фр., обещала провод. курс на разрядку междунар. напряж-ти и установл. дружеств. отнош. со всеми стр., включ. СССР. Вместе с тем прав-во особо подчеркивало приверж-ть Фр. Североатлантич. пакту и настаив. на усил. фр. воор. сил. Продолж. линия на укрепл. связей Фр. с США и стр. З.Европы, особенно с ФРГ. Фр. войска регулярно участв. в военных маневрах НАТО и совм. фр.-западногерм. маневрах. По инициативе Фр. с ФРГ были сняты огранич. на произв. обычных вооруж.. Вопреки обещаниям совместной программы, Фр. увелич. свои военные расходы, продолж. соверш. ракетно-ядерное оружие.

В услов. роста междунар. напряж-ти и усил. конфронтации СССР и США в перв. полов. 80-х годов ухудш. и фр.-сов. отнош. Эконом. и культ. связи Фр. и СССР сокр., хотя и не прерывались.

Внешнеполит. курс прав-ва Ширака был направл. на продолж. сотруднич. с США и стр. З. Европы. Прав-во считало одной из своих главн. целей заверш. интеграции стран «Общего рынка» к 1992г. Оно увелич. военные расходы, участвовало в гонке вооруж.

Главн. задачей внеш. пол-ки прав-во Рокара, как и предшеств. прав-во, провозглю заверш. «интеграции Европы» в рамках «Общего рынка». Оно подтвердило свою приверж-ть НАТО и дружеств. отнош. с США. Улучшились отнош. м/у Фр. и СССР. В результ. взаимн. визитов руковод. СССР и Фр. договор. о провед. регул. сов.-фр. встреч на высш. уровне и подпис. более 20 совм. соглаш. В окт. 1990г., во время очередн. визита М. С. Горбачева во Фр., был подпис. «Договор о согласии и сотрудничестве». Фр. и СССР заяв., что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве».

Франция – ядерная держава: имеет стратегич. (на подводных лодках) и тактическое ядерн. оруж. Это единств. страна в мире, в которой 73% электроэнерг. произв. на атомных электрост.. Фр. провела ряд подземн. ядерн. испыт. в южн. части Тихого океана с сент. 1995г. по янв. 1996г. Испытания были встречены сильными протестами французов и ожесточ. критикой по всему миру. На острове Таити произошли беспорядки после того, как были провед. ядерн. взрывы на атолле Моруа и атолле Фангатауфа во французской Полинезии; антифр. демонстр-и имели место почти по всей Европе, и также много государств, включая Австралию, Новую Зеландию, Японию и больш-во фр. союзников в Европе, осудили действия фр. После оконч. испыт-й Фр. в марте 1996г. подпис. Ю.Тихоокеанское Соглаш. по безъядерн. зоне, запрещающ. ядерн. испыт.

 

(30)Страны ЦВЕ в 1945-2000 гг. ВМВ принесла странам ВЕ огром эконом и демограф потери. Послед войны для стран ЦВЕ:• Разрушение производ и трансп инфраструктуры;• Рост инфляции;• Нарушение традиц торг связей и недостаток потребит товаров;• Суммарные потери Польши и Венгрии - до 40 % их национ достояния;• Территор изменения (в основе - реш Ялтинской и Потсдамской конференций, дву­сторонние договоры с СССР. Те страны, кот участвовали в войне на стороне антифашистского блока - Польша, Чехословакия, Югославия - потеряли незнач кол терр);• Сложная внутрипол ситуац: крах профашистских авторитарных реж, шир участие N в движ Сопротивления создавали предпосылки для глуб изменений в этой сфере;• На полит арену вышли две силы, выступавшие некот время союзниками - комму­нисты и либерал демократы, что обещало в будущем новый виток идеолог противоборства. С 1945 г. по наст.вр страны ЦВЕ прошли в своем развитии неск этапов.? о п\одизации истории стран региона явл спорным в отеч ист-фии. 1 т.зр. - И. С. Галкин: I эт. 1944 - 1949 гг. - социал рев.II эт 1949 - к 70х гг. (до смерти Галкина) - развитие социализма в стране. 2 т.зр. — Котов, Манусевич, Валев, Гибианский: I эт. 1944 - 1949 гг. - революция.II эт. 1949 г. - нач. 60х гг. - период строительства основ социализма в стране.III эт. нач. 60х - к. 80х гг. - попытка реформир в рамках социализма.IV эт. к 80х гг. - современность - бархатные реви и постсоциал разв. 3 т.зр. - Санакоев: I эт. 1944 - 1949 гг. - эпоха рев II эт 1949 - 1953 гг, - ускор индустриализация III эт. 1953 - 1956 гг. - пересмотр позиции руководства IV эт. 1956 - 1962 гг. - смягчение рычагов давления V эт. 1962 - 1967 гг. - экстенсивное разв эк VI эт. 1967 - 1974 гг. - «золотой век» социал эк VII эт. 1974 - 1989 гг. - откат эк в связи с мир экон кризисом 4 т.зр. - Миллер: I эт. - подготов тоталитаризм.II эт - горяч тоталитаризм.III эт. - остывающ тоталитаризм. Первая п-одизация построена не на научной, а на идеолог основе, без учета трудно­стей и криз явл в социал странах - она неудачна. Наиболее предпочтит для использ явл вторая периодизация, а также третья, кот четко и последовательно вы­страивает этапы развития стран региона, но она неудобна для применения, так как чересчур дробна. В своем ответе я буду использ п-одизацию совет ученых Манусевича, Нежинского, Гибианского и др., кот выделяют 4 этапа в развитии восточноевроп стран. На послед этапе войны в восточноевроп странах нач процесс консолидации всех бывших оппозиционных движ и партий, образования широких многопартийных коалиций - На­ционал или Отечеств фронтов. По мере продвижения КА и сил Сопротивления к границам Герм эти полит объединения приобрели всю полноту власти.Например в Польше - Польская раб партия (ППР)+Польская социал партия (ППС), Польская крест пар­тия+Партия людовцев, С-д партия.Правит нац единства образ в июле 45 во гл Осубка-Моравский. Национальный фронт в Венгрии: ком+с-д+Национал-крест пар­тия + Партия мел­ких сельских хозя­ев. Правительство образовано в но­ябре 1945 г., во гл. - 3. Тильди (ПМСХ).Прич объедин: единство целей на 1 этапе послевоенных преобразований: формир основ конституц строя, ликвид авторит структур управ, проведение свобод выб, восстан разруш экони, решение насущных соц проблем. Приоритет подобных задач позволил охарактеризовать этап 1945-46 гг. как период «народной демократии». Но консолидация-времен. Прич 1х конфликтов стали методы проведения преобразова­ний и их конечная цель, кот каждая партия представляла по-своему. Первыми от вл б от­странены крест партии (в теч 1946 г.), не счит необходимой ускоренную модерниза­цию и приоритетное разв индустрии. Перестройка эк требовала от стран ЦВЕ огромных затрат, достат внутр ресурсов у стран не б, что предопределило эконом зависи­мость региона от внешней помощи. В первые послевоенные гг среди лидеров была крайне популярна идея созда­ния «народной демократии» - обществ строя, сочет принципы соц справедливо­сти, парламент демократии и свободы лич. Эту идею поддерживал и СССР - академик Е. Варга сформул конц «демократии нового типа» - необходимо б строить демократ социализм с учетом нац спец. Но с сер 1946 г. международ сит нач мен, В марте 1947 г. провозглашена «доктр Трумэна», объяв нач крестовому походу п\в коммунизма. Нач борьба СССР и США за сф влияния. воздействие нов сит страны почувств уже летом 1947 г., когда СССР ультимативно потреб отка­з от участия стран ЦВЕ в плане Маршалла за что предложил щедрую компенсацию Но предстояло искорен саму возможность геополит переориентации ВЕ. для этого н.б. обеспеч приход к вл компартий. Оформ просовет реж шло по схожему сценарию: закрепление курса коммунистических партий на «мирное перерастание нац\демокр рев в социал».Идея социализма широко приветствовалась народными массами, т.к социал опыт пока не ассоциировался с СССР. В 1947 г. компартии, пользуясь уже откр совет поддержкой, инициировали серию полит конфликтов, приведших к разгрому крест и либер-демокр партий. II этап. 1949 г. - нач. 1960х гг. Построение основ социализма. Переход стран ЦВЕ под контроль СССР привел к унификации их полит развит. Чистке подверглось и само ком движ В 1949 - 1952 гг. во всех странах региона прокатилась волна пол процессов и репрессий, ликвид «национ» крыло ком.партий и закрепивших власть «промосковскнх» коммун(Опер«Расщепляющий фактор»).Произошло форсирование обществ преобразований, получ.назв «построения основ социализма» - глав содерж - следование совет.образцу=>осн.направ.эк.пол: индустриаля, национал пром, коллект с/х, формир нов распределит сист.Националя быстро распрост на все отрасли произв - нач. 50х гг. - госсектор - 90 %. Осн.формой коллективизации в с/х стало коопери­рование (в основном коллективизировался лишь труд, МТБ из-за недостатка средств оставалась преж­ней)+централ\ция сист потребления, распределения раб силы. Произошел отход от принципов рын ценообразования. Планирование эк-жесткий директивный хар. Формир жестко фиксированная сист з\п. В итоге уже к сер. 50х гг. в Вост Евр был совершен рывок в наращивании эк потенциала, был завершен переход к индустр\аграрному типу общ.Недос­т: диспропорции отраслей, нет учета нац специф, бюрократ, скрытя корруп­ция.Эк рост шел на основе все бол вовлечения раб силы, энергии и ресурсов. Такая сист экон отн получ назв«мобилиз\я». Соц.реф также пытались скопир с СССР, но для гос.обеспечения не хват средств=>соц напряжение. Смерть Сталина послужила сигналом для корректировки пол курса. В тех странах, где б. сформ рыноч.инфраструктура еще до W социал преобр сопрово­жд болезн ломкой соц структуры, ликвид. предприн слоев. Имен­но в Польше, Венгрии, Чехословакии немедленно активизировались сторонники корректировки курса Их подталкивали^к этому и выступления народ масс: июнь 1953 г.масс.выступления в ГДР, Венгрия арест и казнь Надя. Криз явления пер. пол. 50х гг. оказались «болезнью роста» социализма. В послед гг произошла стабилизация соц\экон и пол полож.Хар дальн.преобраз различался в странах региона, образов две группы стран: Польша(Гомулка), Венгрия(Кадар), Чехословакия(Новотный)-Здесь процесс реформ приобрел более сбалансиров хар: шла борьба с наследием сталинизма, сосуществ различ эк укладов (гос, кооператив, индив), снижен ур админ-ния, отказ от насил кооперирования в с/х. Румыния(Чаушеску), Болгария(Тодор Живков)-Более жест вариант социал.строит: без попыток смяг­чить соц последствия реформ, сбалансь развитие отраслей. Прич: низ.урь развит ры­ноч эк до W.В нач. 60х гг. во всех странах ЦВЕ было зафикс и деклар заверш строит\ва «основ социализма».К нач 60х гг восточноевроп страны оказал перед необходимостью выбора дальн пути разв.Новое десятилетие еще бол.углубл наметив раскол ВЕ на два лагеря: стор-ков реформир и ортодокс\х последов СССР. III этап, нач. 60х - к. 80х гг. - попытка реформир в рамках социализма. ПольшаВенгрияЧехословакия. 60е гг стали благоприят п-ом для реформир соц в ряде странах ЦВЕ Прич начала преобр стало исчерпание потенциала экстенсивного эк разв. Имеющиеся ранее источники исчерпали себя. Созданная же мобилизационная модель эк.не об­ладала эффект механизмами дальн саморазвития. Толчок 1м преобраз дала хрущевская оттепель,но они б.половинчатыми (лишь видоизмен внешн формы). В 60е гг. дискуссии о пути развит возобновились. Важн роль сыграла реформа СЭВ (1971 г – Комплекс. прогр сотрудничества, цель: углубление эк интеграции, переход от взаимозачетов к многосторонним платежам, масс кредиты). В странах Содружества начались реф. В Польше-не оч масштаб. еще дей­ствовали успехи 50х гг.Венгрия-нач.1968г. б.санкциониро­вано дальн разв кооперат и частн.форм собс-ти; самофинансиро­вание госпредприятий и хозрас­чет, право распоряжаться при­былью, частич либер цен. Чехословакия-1963 г. б.ликвид директив планирование, учет спроса, лик­вид монополий, частич.либерализация цен, самофинан­сирование. Эксперимент нач в 1965 г, немного замедлился по­сле прихода к вл Брежнева-Кадар избегал идеологизации реформ, поэтому смог удержать­ся у вл. В нач 70х гг в восточноевроп странах завершается волна реф, связанных с поиском мо­делей социализма, адекватных национ особ-м. Итоги периода неоднозначны: с одной стороны - рывок в «догоняющем развитии», рост ур жизни,а с другой - процесс сворачивания реф. Им на смену приходит «консерват волна», п-од «за­стоя».Прич консерват волны:За неск лет реф.социализма подошли к качеств рубежу.• Состояние общества: во время реформ активизировалась оппозиция, нач массе расслоение общ, под угрозу встали социал идеалы. Между саморазруше­нием системы и ее консервацией ком.лидеры выбрали второе. Предыдущие преобразов уже не играли никакой роли, механизм застоя оказал одинаков для всех стран региона. Сист оказал законсервирована, внутр потенциал ее развит б.исчерпан. Существ социализма напрямую зависело от усилий СССР.Символом насил консолидации соцлагеря стало провозглаш «доктрины Брежнева» (сформулирована во вр соб в Чехословакии в 1968 г).Но остановить нарастание кризиса уже не удавалось Прологом краха стали события в Польше 1970 г. (волнения в Гданьске из-за повышения цен. отставка Гомулки. Нов лидер - Эдвард Терек. Были предприняты меры по улучш соц.ситуац в стране: снижение цен, повышение з/п; нов стратегия эк развития - идея эк ускорения на основе иностран.кредитов. Неудачи в экономике — сер. 70х гг. - нов выступления, эк спад. После либерализации цен на мясо в 1980 г - вновь вы­ступл, центр - Гданьск, рук-ль - Лех Валенса и его независ профсоюз «Солидар



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.93 (0.013 с.)