Интеграционные процессы в современном мире 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграционные процессы в современном мире



 

Международная экономическая интеграция – характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Региональная экономическая интеграция – начальная стадия глобальной интеграции.

Существует 5 основных форм международной экономической интеграции:

1) зона свободной торговли (преференциальная зона, свободная от тарифных и количественных ограничений международной торговли товарами и услугами):

«ЕАСТ» - Европейская ассоциация свободной торговли, 1960 г., Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария;

«АСЕАН» - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, 1967 г., все страны региона Юго-Восточной Азии;

«АТЭС»- Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, 1989 г., 21 государство Азиатско-Тихоокеанского региона;

«ЦЕФТА» - Центральноевропейское соглашение о свободной торговле, 1992 г., Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Румыния, Болгария;

«НАФТА» - Североамериканское соглашение о свободной торговле, 1992/1994 г., США, Канада, Мексика;

2) таможенный союз ( наряду с отменой внешнеторговых ограничений между входящими в него странами, для него характерно установление единого таможенного тарифа и торговой политики по отношению к третьим странам)

– «ЦАОР» - Центральноамериканский общий рынок, 1961 г., Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа, Сальвадор;

– Арабский общий рынок, 1964 г., Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания, Сирия;

– Таможенный союз, 1996 г., Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан;

3) общий рынок (обеспечивает участникам свободное перемещение через национальные границы капитала, товаров и услуг, рабочей силы – таким образом формируется общее рыночное пространство)

– «КАРИКОМ» - Карибское сообщество и Карибский общий рынок, 1973 г., основные страны Карибского бассейна;

– «ЛАИ» - Латиноамериканская ассоциация интеграции, 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ) 1960 г., Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили;

– «МЕРКОСУР» - Южноамериканский общий рынок, 1991 г., Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай;

4) экономический и валютный союз (предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию экономической и валютно-финансовой политики)

– Экономический союз - Бенилюкс, 1948 г., Бельгия, Нидерланды, Люксембург;

– Западноафриканский экономический и валютный союз (УЭМОА), 1994 г., Бенин, Буркина Фасо, Кот-д`Ивуар, Мали, Нигер, Сенегал, Того;

– «СНГ» - Содружество независимых государств, 1991 г., все бывшие республики СССР, кроме стран Прибалтики;

5) полная экономическая интеграция (превращение единого рыночного пространства в целостный хозяйственно-политический субъект мирохозяйственных и международных политических отношений с общей экономикой, внешней политикой и вооруженными силами):

-– «ЕС» - Европейский Союз, 1993 г. на базе Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) 1957 г., 15 государств Западной Европы.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

 

Наиболее развитый в мире экономический блок – Европейский союз – прошел все основные этапы интеграционного процесса.

В 1952 г. начинает свою работу Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), созданное как отраслевая интеграционная группировка с участием ФРГ, Франции, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга, Италии. В 1957 г. этими странами были подписаны Римские договоры, предусматривающие создание с 1 января 1958 г. Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС, Евратома и ЕОУСа, после чего вся группировка стала называться Европейскими сообществами или Европейским сообществом. Основу Европейского сообщества составляло ЕЭС. В первые годы его существования, оно неофициально называлось «Общим рынком».

Римским договором предусматривалось три стадии создания Европейского сообщества:

1) создание таможенного союза, в котором устранялись пошлины и нетарифные ограничения между странами сообщества и устанавливались общие внешние тарифы;

2) установление общей политики в области сельского хозяйства и транспорта, унификация налоговых систем, сближение национальных законодательств стран-участников;

3) обеспечение свободы передвижения рабочей силы, капиталов и услуг.

Первая стадия создания ЕЭС завершилась 1 июля 1968 года. Была снята часть ограничений на свободное перемещение капиталов, товаров и услуг. Проводилась активная антимонопольная политика. В налоговой сфере была принята единая методика расчета налога на добавленную стоимость. Разрабатывались единые стандарты на продукцию.

Вторая стадия завершилась в 1991 г. К этому моменту внутрирегиональная торговля становится основной во внешнеэкономических интересах и нуждах стран ЕЭС. Снято большинство ограничений на трудовую миграцию. Дано право учреждать фирмы в любой стране ЕС. Создан Европейский инвестиционный банк. Сняты все ограничения на движение прямых инвестиций, ценных бумаг, коммерческих кредитов и личных сбережений. Сближаются внутриэкономические условия деятельности компаний и предприятий во всех странах ЕЭС (это введение единого НДС, выравнивание цен, унификация стандартов, технологических требований). В результате единой аграрной политики стран ЕЭС, проводимой с 1967 г., удалось оградить рынок ЕЭС от конкуренции других стран и добиться полной сельскохозяйственной самообеспеченности региона. Сделаны первые шаги в объединении научно-технических потенциалов стран ЕЭС. Образован общий бюджет ЕЭС, в который каждая страна должна направлять 1 % своих доходов. Созданы общие органы управления ЕЭС:

– Совет Европейских Сообществ - высший законодательный орган

– Комиссия Европейских Сообществ - исполнительный орган

– Совет Министров - руководящий орган

– Суд Европейских сообществ - верховный судебный орган

– Европейский парламент - консультативный орган

В марте 1979 г. создана Европейская Валютная Система (ЕВС). Расширились географические границы Европейского Сообщества: в 1973 г. присоединяются Великобритания, Дания, Ирландия; в 1981 г. - Греция; в 1986 г. - Испания и Португалия.

Третья стадия Римского договора началась с декабря 1991 года, когда в голландском городе Маастрихт было принято решение о дальнейшей экономической интеграции стран ЕЭС.

На основании Маастрихтского договора, подписанного в 1992 г., Европейское экономическое сообщество с 1993 г. переименовывается в Европейский Союз, а его органы соответственно в Европейский Совет, Европейскую комиссию, Европейский суд.

Маастрихтский договор содержал три принципиальных новшества:

1) с 1993 года вводится единое европейское гражданство в рамках союза, которое существует параллельно с национальным гражданством;

2) формируется политический союз, предполагающий общую внешнюю политику, увязку внутренней политики, сближение юридических систем, повышение роли Европарламента;

3) формируется экономический и валютный союз, для чего создается Европейский центральный банк.

Формирование экономического и валютного союза предполагалось так же в 3 этапа.

Первый этап - С 1993 г. осуществлена полная либерализация движения капиталов, сняты все ограничения на передвижение факторов производства. Предложена программа мер по сближению экономических параметров стран-участников для подготовки к образованию ЭВС.

Второй этап - В 1994 году во Франкфурте-на-Майне создается Европейский валютный институт (ЕВИ), в который вошли управляющие центральных банков стран ЕС. ЕВИ занимается детальной разработкой правил и процедур функционирования Европейской системы центральных банков, порядка введения единой валюты. Была взята под контроль техническая подготовка выпуска банкнот ЕВРО.

Третий этап - С 1 января 1999 переход к новой валюте евро, завершившийся в июле 2002 г.

С 1995 г. к ЕС присоединяются Австрия, Финляндия, Швеция. Таким образом, сейчас в состав ЕС входят 15 стран.

В декабре 1997 г. принимается решение о вступлении в ЕС Чехии, Венгрии, Польши, Словении, Эстонии, Кипра. В 1998 г. объявлена вторая группа претендентов: Литва, Латвия, Румыния, Болгария, Словакия, Мальта. Существует еще один претендент – Турция – по политическим мотивам ее не берут в ЕС с 1963 г. В перспективе ЕС готов принять Албанию, Македонию и Хорватию.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Международные экономические организации подразделяются на 2 категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

Международные правительственные экономические организации учреждены на основе международного договора и устава для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и являются субъектами международного права.

Международные неправительственные организации в отличие от межправительственных не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица.

Существуют различные классификации международных правительственных экономических организаций. В современных условиях выделяют следующие их виды:

- межгосударственные универсальные организации (система ООН)

- межгосударственные организации регионального и межрегионального характера (ЕБРР)

- международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка (ОПЕК – организация стран-экспортеров нефти)

- полуформальные объединения типа «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, ФРГ, Япония)

- торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации (ВТО, МВФ, МБРР и др.)

Существует более 700 международных неправительственных организаций различного профиля (ассоциации, федерации, советы и т.д.).

 

 

К организациям, имеющим всемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институты ООН — МВФ и группа МБРР, а также ВТО.

Непосредственная роль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена. Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле и развитию — ЮНКТАД (с 1964 г. — раз в 3-4 года) наряду с проблемами мировой торговли и развитием этих стран обсуждаются валютно-кредитные вопросы.

Проблемы мировой валютной системы обсуждаются в Комитете по “невидимым” статьям и финансированию, связанным с мировой торговлей, с “официальной помощью развитию”. Он занимается также проблемами доступа развивающихся стран на мировой рынок капиталов, гарантий по экспортным кредитам, а с середины 70-х гг. — и внешней задолженности развивающихся стран.

Специализированное учреждение ООН — Экономический совет - создал четыре региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.

Две последние способствовали организации Азиатского и Межамериканского банков развития. Специальные фонды дополняют эти организации.

Организация Европейского экономического сотрудничества, созданная в 1948 г. в связи с осуществлением “плана Маршалла”, затем переориентировалась на создание Европейского платежного союза (1950-1958 гг.), а в 1961 г. была заменена Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, Париж). Ныне ОЭСР включает около 30 стран, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производства стран Запада.

Цель ОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизации стран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств, ОЭСР — своеобразный клуб промышленно развитых стран для обмена мнениями и координации экономической политики, включая
валютно-кредитную и финансовую, ведет научно-исследовательскую работу, является центром прогнозирования и международных сопоставлений на базе эконометрических моделей мировой экономики.

Парижский клуб стран-кредиторов — неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были
приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба в 70-х гг. сменились активной работой в 80-90-х гг. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающихся стран, а затем стран Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников.

С середины 70-х гг. разработка проблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний глав государств и правительств “семерки” и “группы десяти”, которая кроме “семерки” включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию, Швецию. На этих совещаниях
большое внимание уделяется валютно-кредитным проблемам. И каждый раз подтверждается принцип либерализма и международного сотрудничества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.015 с.)