Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс развития мировой экономики тесно взаимосвязан с эволюцией развития международных экономических отношений.

Поиск

Международные экономические отношения возникли задолго до становления мирового хозяйства и сыграли важную роль в процессе его формирования, постепенно становясь его составляющим элементом, и в современных условиях являются результатом его развития.

Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений. Таким образом, международные экономические отношения на практике образуют механизм функционирования мирового хозяйства.

Субъектами международных экономических отношений являются:

– фирмы;

– международные корпорации;

– союзы предпринимателей;

– государственные органы и организации, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью;

– международные экономические организации.

Объектами международных экономических отношений являются:

– товары в материальной форме (сырьевые и продовольственные товары, готовые изделия, продукция обрабатывающей промышленности, машинотехническая продукция);

– услуги (международные инжиниринг, консалтинг, аудит, лизинг, туризм, перевозки, расчеты и т.п.);

– технологии (патентные и беспатентные лицензии, товарные знаки и т.д.);

– капитал (зарубежные инвестиции, международный кредит);

– рабочая сила.

Исходя из объектов, можно выделить следующие формы международных экономических отношений:

- международная торговля;

- международная миграция рабочей силы

- международное движение капитала;

- международные валютно-расчетные отношения.

Кроме того, ещё одной формой МЭО можно считать международную экономическую интеграцию.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

 

Исторически первой формой интернационализации экономики является международная торговля. Она велась и в эпоху рабовладения, и при феодализме, когда в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимых товаров, но мощный толчок развитию международной торговли и других форм мирохозяйственных связей дало возникновение капиталистических отношений на базе перехода от натурального хозяйства к товарному производству.

Международная торговля – это обмен товарами, работами и услугами между национальными хозяйствами.

Основными формами международной торговли являются экспорт и импорт.

Экспорт – это реализация товара зарубежному контрагенту, сопровождающаяся последующим вывозом товара за границу.

Импорт – это приобретение у иностранного контрагента товара с последующим ввозом его в страну.

Международная торговля основана на международном разделении труда.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

 

Международное разделение труда является закономерным результатом развития общественного разделения труда в человеческом обществе.

Рост производительности труда в сочетании с неравномерностью распределения факторов производства между странами, с различиями их природно-климатических условий обусловило возникновение процесса разделения труда между странами.

Специализируясь на выпуске одних товаров, страна одновременно покупает за рубежом другие необходимые товары, которые в свою очередь являются предметом специализации других стран.

МЕЖДУНАРОДНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – это способ организации мировой экономики, при котором предприятия разных стран специализируются на определенных видах производственной деятельности: товарах, услугах, результатах научно-технического прогресса, которые реализуются на мировом рынке.

Различают следующие виды международного разделения труда:

Общее международное разделение труда – это специализация по отдельным сферам производства и отраслям мирового хозяйства (например: Япония специализируется по производству бытовой техники, Россия – по добыче газа, Красноярский край – по производству палладия – редкого металла, используемого для очистки выхлопных газов в легковых автомобилях);

Частное международное разделение труда – это специализация по производству отдельных видов готовой продукции и услуг (например: Южная Корея специализируется по производству судов, Россия занимает второе место в мире по производству молока);

Единичное международное разделение труда – это специализация на изготовлении отдельных узлов, комплектующих и полуфабрикатов (например: Япония специализируется на изготовлении головок к видеомагнитофонам японских фирм).

Сущность международного разделения труда заключается в единстве двух процессов: международной специализации и международном кооперировании стран.

Международная специализация – это специализация стран на производстве определенных видов товаров и услуг сверх внутренних потребностей для последующей реализации их на мировых рынках.

Различают:

1) международную межотраслевую специализацию стран;

2) международную внутриотраслевую специализацию.

Международная внутриотраслевая специализация в свою очередь делится на предметную, подетальную, технологическую.

Международное кооперирование – это совместная деятельность предприятий различных стран, полностью сохраняющих свою хозяйственную самостоятельность по разработке, производству и сбыту определенных товаров и услуг.

Можно выделить несколько видов международного кооперирования.

В основе производственного кооперирования лежит международная кооперация производства – это скоординированная, чаще всего долговременная производственно-экономическая и научно-техническая деятельность партнеров из разных стран, основанная на разделении производственно-сбытовых программ, равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве.

На международном уровне ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ связи вторичны, так как формируются под воздействием национальных экономик.

Мировое воспроизводство – это повторяющиеся процессы производства, обмена, распределения и потребления.

Международные экономические связи проявляются во всех сферах воспроизводства:

- в производстве – через глобализацию технологий и формирование единых всемирных требований к техническому уровню продукции; через международное движение капиталов и международных инвестиций, рабочей силы;

- в обмене – через переход к обмену между государствами сырьем, комплектующими изделиями, достижениями науки и техники;

- в распределении – через создание международной системы торговли товарами и услугами, кредитной системы;

- в потреблении – через формирование единых требований к потребительским качествам продукции.

 

Современные тенденции в развитии международного разделения труда

· участие страны в современном международном разделении труда все в большей мере определяется не наделенными факторами природного характера (когда разделение труда между странами базируется на неравномерности распределения между ними природно-климатических ресурсов), а «приобретенными» созданными страной факторами производства: технологиями, качеством рабочей силы и т.п.;

· место многих стран, особенно развивающихся, в международном разделении труда определяется тем, насколько они вписались в стратегические задачи и цели международных корпораций (например, страны Персидского залива, еще в 50-е гг. ХХ века заселенные кочевниками, за счет инвестиций американских и английских ТНК в нефтедобычу превратились в крупнейших мировых нефтеэкспортеров, инвесторов, кредиторов и мировые центры притяжения рабочей силы);

· в международную специализацию и кооперирование в большей степени втянуты отрасли обрабатывающей промышленности (прежде всего машиностроение), в меньшей – добывающие отрасли и сельское хозяйство;

· важным элементом современного международного разделения труда стала сфера услуг (международные перевозки, туризм, связь, финансовые, банковские, страховые, рекламные услуги);

· межотраслевое разделение труда между странами дополняется внутриотраслевым разделением труда;

· интенсивно развивается международное межфирменное разделение труда в рамках совместных программ, договоров подрядного кооперирования, совместных предприятий, а также в форме внутрифирменного разделения труда в рамках международных корпораций;

· изменяется содержание международного разделения труда между тремя группами стран в мировом хозяйстве (индустриальные страны специализируются на выпуске наукоемкой машинотехнической продукции, экспорте продовольствия; развивающиеся страны специализируются на экспорте сырья, энергоносителей, изделий легкой промышленности; страны с переходной экономикой специализируются на ресурсо- и трудоемких отраслях – нефтяной, газовой, металлургической, химической и легкой промышленности).

 

ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Основы теории международной торговли были сфор­мулированы в конце XVIII - начале XIX века выдающи­мися английскими экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо.

1. Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) вывел теорию абсолютных преимуществ, созданную на базе торговли сырьевыми товарами, преобладающей в конце XVIII века.

Согласно этой теории страны должны экспортировать те товары, производство которых требует меньших издержек (абсолютное преимущество) и импортировать те товары, производство которых в других странах также требует меньших издержек (абсолютное преимущество у других стран).

2. Давид Рикардо в работе «Начала политической эконо­мии и налогового обложения» (1817 г.) сформулировал более общий принцип взаимовыгодной торговли и меж­дународной специализации в теории сравнительных преиму­ществ, согласно которой каждая страна должна специализироваться на производстве тех товаров, по которым ее издержки сравнительно ниже, чем в других странах, независимо от того, имеет она или нет абсолютное преимущество в производстве этих товаров.

3. В конце XIX - начале XX века в международной торговле роль естест­венных природных различий как фактора международ­ного разделения труда существенно снизилась.

А) Швед­ские экономисты Эли Хекшер и Бертил Олинв 20-30-е годы XX века создали теорию, объясняющую причины меж­дународной торговли продукцией обрабатывающей про­мышленности. По мнению авторов, различные стра­ны в разной степени наделены трудом, капиталом, землей, а также разной потребностью в тех или иных товарах.

Их теория получила название теории сравнительной обеспеченности факторами производства Хекшера-Олина. Со­гласно этой теории каждая страна должна специализироваться в производстве тех товаров, создание которых требует относительно больше избыточных факторов производства и импортировать товары, производимые с использованием дефицитных для страны факторов производства.

Б) В 1948 г. американские экономи­сты П. Самуэлъсон и В. Столпер усовершенствовали теорию Хекшера-Олина, представив, что в случае од­нородности факторов производства, идентичности тех­ники, совершенной конкуренции и полной мобильнос­ти товаров международный обмен выравнивает цену факторов производства между странами. Авторы этой концепции рассматривают торговлю не просто как взаимовыгодный обмен, но и как сред­ство, позволяющее сократить разрыв в уровне развития между странами.

4. В 1955 г. английский экономист Т. Рыбчинский сформулировал свою теорему (теорему Рыбчинского), также развивающую теорию Хекшера-Олина. Суть этой теоремы в следующем: при неизменных ценах и условиях производства расширение объема одного из факторов производства неизбежно ведет к увеличению выпуска товара, для производства которого этот фактор используется более интенсивно, и к сокращению объема выпуска другого товара.

5. В середине 50-х годов XX века американский эконо­мист русского происхождения В. Леонтьев развил тео­рию внешней торговли в работе, известной под назва­нием «парадокс Леонтьева». Используя теорему Хек­шера—Олина, он на примере США показал, что трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, тогда как капиталонасыщенные – трудоемкую. Это противоречило существо­вавшим ранее представлениям об экономике США, ко­торые в силу избытка капитала должны были бы экс­портировать преимущественно капиталоемкие товары. В. Леонтьев объяс­нил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.

6. Во второй половине 60-х годов XX века распростра­нение получила теория «жизненного цикла продукта», разработанная экономистами западных стран Р. Верноном, Ч. Киндельбергом, Л. Уэльсом и др. Каждый новый продукт проходит цикл, включающий стадии внедрения, расширения, зрелости и старения, на основе которого могут быть объяснены современные торговые потоки между странами при об­мене готовыми изделиями. В соответствии с циклом, страны специализируются на производстве экспорта одного и того же товара на разных стадиях его зрелос­ти.

7. В конце ХХ века проявляется значительный интерес ученых к разработке различных моделей участия в международной торговле отдельных фирм и корпораций.

Наиболее известной является теория конку­рентных преимуществ Майкла Портера. В ней последова­тельно проводится идея, что на международном рынке конкурируют не страны, а фирмы, в связи с чем важно понять, как фирма создает и удерживает конкурентные преимущества и уяснить роль страны в этом процессе. Конкурентоспособность страны в международном обме­не определяется воздействием и взаимосвязью следую­щих четырех основных составляющих, называемых «конкурентным ромбом»:

1) факторные условия (нали­чие в стране основных факторов производства);

2) усло­вия внутреннего спроса, вызывающие эффект масшта­ба;

3) наличие смежных и поддерживающих отраслей (кластеров);

4) стратегия, структура фирмы и ее место во внутриотраслевой конкуренции.

 

КОНЪЮНКТУРА МИРОВОГО РЫНКА

 

Мировой рынок представляет собой совокупность национальных рынков. В зависимости от объектов различают мировой рынок товаров и услуг, мировой рынок капитала и мировой рынок рабочей силы, которые в свою очередь могут быть разбиты на более узкие.

Под конъюнктурой мирового рынка понимается временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.

Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру отдельных товарных рынков.

Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени.

При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров.

Конъюнктура отдельных товарных рынков изменяется в процессе развития циклов.

Выделяют 4 стадии циклов:

1. Кризис. 3. Оживление.

2. Депрессия (застой). 4. Подъем.

По связи с экономическим циклом конъюнктурообразующие факторы соответственно делятся на:

1) циклические;

2) нециклические:

- постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики; НТП; влияние корпораций; воздействие государства; инфляция),

- непостоянно действующие (сезонность; социальные конфликты; политический кризис; стихийные бедствия).

Методика изучения конъюнктуры - это последовательность действий и совокупность конкретных методов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.

К основным показателям изучения конъюнктуры мировых товарных рынков относятся:

1. показатели сферы материального производства (данные об объеме добычи полезных ископаемых, объеме промышленного производства) - абсолютные и относительные, прямые и косвенные;

2. показатели внутреннего товарооборота, характеризующие положение на национальных рынках:

розничный и оптовый товарооборот;

данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки зарплаты, величина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);

движение товарных запасов;

данные о внутренних перевозках грузов;

3. показатели внешней торговли (экспорт, импорт, экспортная и импортная квоты);

4. показатели финансово-кредитной сферы (курс акций, величина учетного процента, банковские депозиты);

5. банкротства (в настоящее время носят, как правило, скрытый характер в форме слияний, поглощений);

6. данные об объеме капиталовложений;

7. данные о заказах;

8. цены (самый важный показатель).

При исследовании рынков надо учитывать, что:

нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехозяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных рынков;

тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие;

необходимо постоянно наблюдать за конкретным товарным рынком, при этом должны учитываться как социальные, так и политические факторы.

Существует несколько этапов изучения конъюнктуры:

1. предварительный - исследование основных черт и особенностей конкретного товарного рынка;

2. сбор и накопление конъюнктурной информации;

3. экономический прогноз конъюнктуры.

Изучение конъюнктуры производится в следующей последовательности:

1) анализ производства - исследование не только конкретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров.

2) анализ спроса и потребления.

3) анализ мировой торговли.

4) анализ цен.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

 

Отличия услуг от товаров в материальной форме заключается в том, что

1) они не осязаемы и невидимы;

2) они не поддаются хранению;

3) производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту.

Этим объясняются особенности международной торговли услугами, среди которых можно выделить:

экспорт/импорт услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя;

в экспорт услуг включается оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца;

ассортимент услуг, предлагаемых на мировых рынках, меньше их ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в международный оборот;

услуги имеют специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования как на национальном, так и на международном уровне.

Выделяют 4 основных формы международной торговли услугами:

поставка услуг через границу (транспортные услуги);

перемещение потребителя услуг в страну их производителя (туризм);

временное перемещение за границу физического лица-поставщика услуг (квалифицированные специалисты в области медицины, спорта, шоу-бизнеса);

коммерческое присутствие поставщика услуг на территории другой страны (банковские, страховые, рекламные и др. услуги).

 

Государственное регулирование внешней торговли

 

Все страны регулируют и ограничивают внешнюю торговлю при помощи внешнеторговой политики.

Внешнеторговая политика – это целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.

Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке национальных товаров.

Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в страну иностранных товаров, работ и услуг.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инст­рументы или различное их сочетание.

В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные груп­пы:

1) тарифные ограничения и 2) нетарифные ограничения.

Тарифное регулирование связано с введением тамо­женных пошлин.

Таможенный тариф это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим тамо­женную границу страны.

Он выполняет следующие фун­кции:

1) защищает национальных производителей от иностранной конкуренции;

2) является источником по­ступления средств в бюджет государства;

3) служит сред­ством улучшения доступа национальных товаров на за­рубежные рынки.

Таможенная пошлина это налог на импорт или экс­порт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства.

При классификации таможенных тарифов исполь­зуются различные критерии:

1. по направлению движения товара по­шлины делятся на:

а) импортные, устанавливаемые на товары, ввози­мые в страну;

б) экспортные, применяемые к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к тем товарам, которых в стране недостаточно);

в) транзитные, взимаемые с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом;

2. по способам установления пошлины де­лятся на:

а) адвалорные, взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;

б) специфические, взимаемые в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема, мощности товара и т.д.;

в) комбинированные, представляющие собой различные комбинации адвалорных и специфических пошлин;

3. по целям введения таможенные пошли­ны делятся на:

а) преференциальные (пониженные) пошлины для создания благоприятных условий для торговли каким-либо товаром или с какой-либо страной;

б) дискриминационные (повышенные) пошлины в виде ответныхмер на определенные действия партнера;

в) компенсационные пошлины в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли;

г) антидемпинговые пошлины для выравнивания цен до уровня, считающегося нормальным;

4. в зависимости от экономических це­лей и результатов выделяют:

а) фискальные - для увеличения притока денег в государственную казну;

б) протекционистские - для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.

К мерам нетарифного регулирования относятся:

квотирование;

лицензирование;

эмбарго;

валютный контроль;

налоги на экспортно-импортные операции;

субсидии;

административные барьеры.

Квоты (или контингенты) — количественные ограниче­ния в стоимостном или физическом выражении, кото­рые устанавливаются, как правило, на экспорт или им­порт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений.

Лицензирование — выдача хозяйствующим субъек­там специальных разрешений на проведение экспорт­но-импортных операций. Основными видами лицензий являются:

а) генеральная, по ко­торой разрешается беспрепятственный ввоз/вывоз то­варов, включенных в соответствующие списки, в тече­ние определенного времени;

б) разовая, или индивиду­альная лицензия, разрешающая ввоз/вывоз определен­ного товара конкретному экспортеру/импортеру с ука­занием количества товара, его стоимости, страны его происхождения или назначения, а иногда и таможен­ного пункта, через который он должен проследовать.

Эмбарго - абсолютный и полный запрет на проведе­ние экспортно-импортных операций по отноше­нию к определенной стране или группе стран, отдель­ным видам продукции или к тому и другому одновре­менно.

Валютные ограничения представляют собой регла­ментацию операций с валю­той и другими валютными ценностями и являются час­тью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки (в настоящее время - 50%).

Налогами на экспортно-импортные операции облагаются ввозимые товары, наряду с таможенны­ми пошлинами. Внутри страны действуют различные внутренние налоги и сборы при продаже и использова­нии товаров (в России - это акцизы и налог на добав­ленную стоимость).

Субсидии - различные пособия, выделяемые преиму­щественно в денежной форме из средств государствен­ного бюджета:

1) национальным производителям им­портозамещающей продукции в целях защиты их от конкуренции со стороны более дешевых импортных то­варов;

2) производителям экспортной продукции с це­лью стимулирования ее поставок на зарубежные рын­ки.

Административные барьеры – ограничения, касаю­щиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производ­ства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и т.п.

Во внешнеторговой политике государство может придерживаться:

- политики свободной торговли (фритредерство), связанной с минимальным государственным вмешательством во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения;

- торговой политики протекционизма, заключающейся в целенаправленном ограждении национальной экономики от иностранной конкуренции;

- умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободной торговли и протекционизма.

Протекционистские меры государства усиливаются в периоды кризисов и депрессий и ослабляются в период подъема экономики.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

В 1945 г. на конференции в г. Бреттон-Вудсе в США было принято решение о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

30 октября 1947 г. в Женеве 23 страны подписали предварительное Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в действие с 1 января 1948 г. как многосторонний договор, содержащий основные принципы, нормы и правила государственного регулирования внешней торговли и как международная организация со штаб-квартирой в Женеве.

В 1948 году на Кубе была принята Гаванская хартия – документ о создании ВТО, который США в то время отказались подписывать, поэтому в качестве международной торговой организации продолжала действовать ГАТТ.

Основными целями ГАТТ было: обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых отношений путем ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни населения всего мира.

Таким образом, в основу деятельности ГАТТ было положено 2 основных принципа: 1) свобода мировой торговли и 2) отсутствие дискриминации в мировой торговле.

Соглашения ГАТТ рассматривались как контракты стран-участников переговоров, поэтому если одна из стран нарушала условия контракта, то другие страны могли потребовать от нее уступок или принять контрмеры.

Ежегодно проходили обычные сессии ГАТТ. Между ежегодными сессиями действовал совет ГАТТ, собиравшийся 8-10 раз в год. Для решения отдельных проблем образовывались комитеты.

Примерно раз в 4 года проводилась специальная сессия, определяющая план работы ГАТТ. Промежутки между специальными сессиями назывались раундами. За время деятельности ГАТТ было проведено 8 раундов.

Последний раунд начался в Уругвае в 1986 г. И получил название «Уругвай – раунд». 15 апреля 1994 года в городе Марракеш (Марокко) был подписан Заключительный акт Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, содержащий ряд соглашений, в т.ч. о преобразовании ГАТТ в ВТО.

По окончании деятельности ГАТТ в него входили 118 государств – полноправных членов (все развитые страны и много развивающихся) и около 50 стран-наблюдателей (в т.ч. СССР - потом Россия). В ГАТТ имелось три статуса наблюдателей: а) наблюдатели при ежегодных сессиях; б) наблюдатели при совете ГАТТ; в) наблюдатели при комитетах. Россия была представлена во всех статусах. Наблюдатели не имеют права голоса, но получают всю литературу и могут присылать специалистов для обучения во всевозможных школах ГАТТ.

За 48 лет своей деятельности ГАТТ добился реального прогресса в нормализации мировой торговли.

Всемирная торговая организация начала действовать с 1 января 1995 г. Сейчас в неё входит 153 государства.

Целью этой организации является помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса.

Всемирная торговая организация решает следующие задачи:

либерализация мировой торговли;

содействие экономическому росту;

повышение экономического благосостояния людей.

ВТО занимается 3 основными сферами деятельности, к которым относятся: торговля товарами ("Генеральное соглашение по тарифам и торговле" – 1994); охрана интеллектуальной собственности ("Cоглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности" (ТРИПС)) и обмен услугами ("Генеральное соглашение по торговле услугами" (ГАТС)). Эти 3 основных соглашения уточняют 25 дополнительных.

Основными функциями Всемирной торговой организации являются:

контроль за выполнением торговых соглашений, заключенных между членами ВТО;

организация и проведение торговых переговоров между членами ВТО;

мониторинг торговой политики членов ВТО;

сотрудничество с международными организациями;

прием новых членов в состав ВТО;

разрешение торговых споров между членами ВТО.

Структура ВТО:

1) высший орган - конференция министров (собирается раз в два года);

2) текущую работу ведет Генеральный совет, который делегирует свои права трем советам: по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;

3) кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты: по торговле и развитию, по ограничениям, по бюджету, по административным вопросам;

4) имеется также два специальных органа: по урегулированию разногласий и по проведению периодических обзоров торговой политики.

 

РОССИЯ И ВТО

 

Особой проблемой стало вступление России в ВТО. В 1962 году СССР приглашали в ГАТТ без всяких условий, но Хрущев отказался из-за «империалистического и эксплуататорского характера» этой организации. В сентябре 1986 г. СССР сам обратился с заявкой на участие в уругвайском раунде ГАТТ. Однако делегаты сессии "не нашли времени рассмотреть" ее. В мае 1990 г. СССР был принят в ГАТТ только наблюдателем. В 1995 г. уже Россия подала заявку на вступление в ВТО.

Вступление проходит через четыре стадии.

1. страна должна предоставить в ВТО полное описание своей торговой и экономической политики, которая может повлиять на соглашения ВТО;

2. заявитель должен начать двухсторонние переговоры со всеми странами, входящими в ВТО, чтобы увязать различные торговые интересы всех сторон;

3. ВТО и перспективный участник составляют условия членства и список обязательств будущего участника;

4. принимается решение о членстве страны-заявителя генеральным консулом ВТО или Конференцией министров, для чего нужно получить 2/3 голосов.

Вопрос вступления России в ВТО начал решаться с 1995 г. В апреле 1999 года Россия завершила первый этап присоединения к Всемирной торговой организации и начала переговоры с другими странами. В марте 2001 года на очередных переговорах в Москве был выработан прогноз о приеме России в ВТО к кон­цу 2003 года. Однако до сих пор мы не вступили в эту организацию.

Переговоры о вступлении России в ВТО идут по 3 основным направлениям: 1) снижение таможенных тарифов, 2) размер государственной поддержки сельского хозяйства, 3) доступ иностранных компаний на российский рынок услуг.

Партнеры России по переговорам заинтересованы, с одной стороны, в присоединении страны с емким рын­ком сбыта к ВТО, а с другой - в увеличении ее обязательств по доступу на этот рынок.

Требования, предъявляемые к РФ сводятся, в основном:

к допуску иностранных компаний на рынок услуг и к конкурсам на проведение государственных закупок;

снижению или полной отмене пошлин на сельскохозяйственное и ме­дицинское оборудование, компьютеры, мебель, пиво и другие товары;

отказу государства от финансовой под­держки экспорта сельскохозяйственной продукции и соблюдению норм ВТО при дотировании аграрного ком­плекса.

Среди других разногласий РФ и ВТО - сроки переходного периода (Россия отстаивает свое право на постепенное открытие своего рынка в течение 7 лет, а ВТО сокращает этот срок до 3 лет).

Выполнение условий вхождения в ВТО имеет для РФ неоднознач­ные последствия.

К положительным моментам вступления России в ВТО можно отнести следующие:

1. В выигрыше окажутся, прежде всего, обычные российские граждане, т.к. снижение таможенных пошлин приведет к снижению либо стабилизации цен на импортные товары.

2. Россия получит недискриминационные условия доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки.

В отношении российского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в ос­новном в области химической, металлургической и тек­стильной промышленности.

Количество санкций против России неуклонно растет, что наносит экономике России ущерб в 1,5—2 млрд. долл. ежегодно.

3. Страна получит доступ к механизму ВТО по разрешению торговых споров - возможность некоторого влияния на определение торговой политики в глобальных масштабах. В данный момент Россия не имеет практически никаких рычагов влияния на миро­вую торговлю товарами и услугами. Развитые страны диктуют свои условия на мировых рынках, в особенно­сти на рынках сырья. А так как российский экспорт имеет сырьевую направленность, многие российские экспортеры вынуждены мириться с условиями, суще­ствующими на данный момент времени, теряя при этом многие миллионы долларов, в результате чего и казна РФ не дополучает так необходимые валютные поступ­ления. Вступив в ВТО, Россия сама сможет диктовать условия на определенных рынках.

4. Вступив в ВТО, Россия сможет получать информационно-консультативные услуги, которые очень важны в условиях перехода к рыночной экономи­ке. Информация о стандартах, технических требованиях к продукции на рынках других стран повысит качество отечественной продукции, сделает ее конкурентоспособной.

5. Цивилизованные правила будут внедре­ны на внутреннем российском рынке.

Наряду с предполагаемые преимущества Россию после вступления в ВТО могут ожидать и следующие негативные последствия:

1. Закрытие до 80 % предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, рост безработицы, ухудшение криминогенной обстановки в стране.

2. Снижение импортных пошлин при кризисном со­стоянии многих отраслей отечественной промышленности создаст для страны еще большие трудно­сти, нанеся серьезный удар по национальным производителям.

3. Существенно сократятся поступления налогов и таможенных пошлин в федеральный бюджет страны.

4. Членство в ВТО существенно ограничит свободу государства в области применения тех или иных эффективных мер регулирования внешнеэкономи­ческой деятельности, особенно ограничивающих импорт.

 

Проблемы вступления России в ВТО • Несоответствие существующей в России законодательной и правовой базы


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.014 с.)