Особенности соц-эк., п., идейных предпосылок АБР.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности соц-эк., п., идейных предпосылок АБР.



Сто дней реформ.

Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре государственных органов.

Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведомством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной структуре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоляции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство — адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884— 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравноправного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии.

После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников".

Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников.

Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

В 60—80-е гг. XIX в. возникают первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к мировому рынку.

Рост национального капитализма, расширение экономических связей в стране, возникновение крупных экономических и культурных центров создали условия для образования китайской нации, развития национального самосознания.

Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интеллигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти.

Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также

некоторым вопросам деятельности государственного аппарата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы небыли проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был. арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены.

В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восстанием. Это было выступление сельской и городской бедноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согласия"), возникших базе тайного общества — "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носимо главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным .представителями правящих кругов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила поводом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому китайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию и приняло ряд унизительных условий, закреплявших окончательное превращение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключительного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вынуждены были предпринять ряд реформ.

Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства общественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставлена задача выработать уставы, регламентирующие деятельность торгово-промышленных предприятий, всячески способствовать притоку капиталов в промышленность и торговлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почти путей сообщения, финансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администрации. Судебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура.

В 1906 году был обнародован указ о проведении подготовительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учредили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои усилия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опубликован документ под названием "Основная программа конституции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях политической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения — парламента, правда, с весьма ограниченными совещательными функциями.

 

 

(16) Итоги первой МВ и Версальско-Вашингтонская система договоров.

Мирная конференция официально открылась в Париже 18 января 1919 г. Выработка главного документа мирного договора с Герм. проходила за закрытыми дверями США (Вудро Вильсон), премьер-министр Великобритании ( Д. Ллойд Джордж), Фр. (премьер – министр Ж. Клемансо), Италия (премьер-министр В. Орландо). Их окрестили «большая 4».

«14 пунктов Вильсона» 1918 г., казалось создавала возможность послевоенного мирного урегулирования. этой программой США прикрывали свою откровенную экспанисионную П., стала претендовать на мировое господство. Возникли противоречия м/д бывшими союзниками: 1. попытка держав Антанты увязать свои долги с репарациями перед США, которые предпологалось взыскать с Герм. 2. дискуссии об америкаском требовании «свобода морей» - Англ.+Фр.+ Яп. настаивали на свертывании американской программы строительства военно-морского флота. 3. Англ. отстаивала свои интересы: удержать и закрепить достигнутое и полученное во вр. 1 МВ; не допустить гегемонию Фр. в Европе и США в мире ; 4. Фр. хотела установить свою гегемонию в Европе – сделать из Герм. буферную зону, отобрать ее колонии – создать противовес России; 5. Итал., Яп. и др. страны были не допущены к обсуждению (могли решать только локальные ?). Т.о. на конференцию прибыло 27 стран (лозунг «открытая дипломатия), не было России = по сути штаб антисоветской интервенции. Условия мира оказались грабительными и унизительными для Герм. и ее союзников. Клемансо добивался, чтобы Герм. была наказана и не могла в будущем вести войну. Ллойд Джордж того же, но с учетом британских интересов. Орландо был озабочен выполнением территориальных обещаний, данных Италии за присоединение к Антанте. Из своей программы Вильсону удалось планировать лишь одну создать организацию международной безопасности – Лигу Наций, устав котрой был включен в преамбулу Версальского мирного договора.

Территориальные изменения: Герм. вернула Фр. Эльзас и Лотарингию. Приращение территории получили воссозданная Польша, Дания, Бельгия. Герм. в целом теряла 1/8 территории/10 нас-я. Левый берег Рейна оккупировали союзные державы на 15 лет. Правый берег Рейна в полосе 50 км. подлежал демилитаризации. Герм. колонии в Афр. разделили Фр. и Анг. Созданная позже Лига Наций узаконила передел колоний Герм. и Османской империи выдачей своих мандатов на управление колониальными империями. Яп. захват. Герм. островные владения в Тих. океане и упрочнила свои позиции в Китае.

Численность Герм. арм. огран. 100 тыс. солдат и офицеров. Герм. запрещалось иметь генеральный штаб, боевые корабли, подвод. лодки, танки, самолеты, тяж. артиллерию, хим. оружие. Герм. признавалась ед. виновницей войны. Позднее была определена оющая сумма репораций, более половины из которых получ. Фр.

Содержание др. договоров: 1. Договор с Австрией (Сен – Жермен 10 сен. 1919 г.) разделение А. и В., передача Итал. Южного Тироля, признание незав-ти Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии, сокращ. арм. до 30 тыс. чел., участие в выплате репараций. 2. Договор с Венгрией (Трианонский дворец, 4 июня 1920 г.), Словакия становиться частью Чехословакией, Трансильвания передается Румынии, Банат перед. Югославии. 3. Договор с Болгарией (Нейн – Сюр – Сен, 27 нояб. 1919 г.), передача Западной Фракии Греции, ограничение арм. до 20 тыс. чел., репарации. 4. Договор с Турцией (Севр, 10 авг. 1920 г.), установление м/д народного контроля над проливами, сокращение численности арм. до 50 тыс. чел., передача ряда территорий. Аннулирован Кемалистским правительством Турции = 1923 г. подписан Лозаннский мирный договор провозгласивший окончание войны м/д Турцией и Антантой, устан. новых границ Турции, демиталиризация проливов Босфор и Дарданеллы = возникли противоречия м/д победителями и побежденными, развертывание нац. освободительного движения т.же мешало реализации империалистических планов = изоляционистская П. США – не ратифицирует Версальский договор.

С созд. Лиги Наций связывали надежды на сохранение мира и разоружение. Участники д/б консультироваться по ? агрессии и нарушения мира и разрешать свои разногласия в Арбитражном суде. Если агрессор не подчинялся решениям Лиги предусматривалась система мер воздействия (санкций) включая воен. вмешательство. Главный орган Лиги – Совет (Фр., Анг., Итал., Яп.+др. страны, в кач-ве не постоянных членов, состав обновляется каждые 3 года).

Во время 1МВ Яп. в неразберихи сумела укрепить свои позиции на Тих. океане и на Дальнем В. (особенно в Китае) – это вызвало соперничество с США и Англ. США давя на страны должники выступили с инициативой передела только что поделенного мира (к 20 г. США были должны 18 млрд. долларов). Так же США обеспокоены тем, что на Дальнем В. усилилась Совет. Россия, которая теснила Яп. В 21-22 гг. в Вашингтоне состоялась конференция (Англ., Фр., Итал., Яп., Бельгия, Португ., Голланд., при участии Китая) = договор 4 держав – США, Фр., Яп., Англ. гарантировал неприкосновенность островных владений в Тих. океане.

США продолж. выступать за отказ от сфер влияний в Китае и за П. открытых дверей. Договор 9 держав призывал стран участник конференции уважать суверенитет Китая и неприкосновенность его границ, обязывал все страны присоед. к П. открытых дверей и равных возможностей в торговле. Т.о. Вашингтонская конференция отразила изменения соотношений сил в регионе в пользу США + США реш. для себя важную задачу – добились от Англ. признания рав-ва в воен-морских вооружений.

Договор 5 держав (Англ, США, Яп, Фр, Итал) запрещал строительство воен. кораблей водоизмещением свыше 35 тонн и устан. соотношение м/д воен-морским флотом в классе линкоров этих стран в пропорции 5:5:3:1,75:1,75 = Вашингтонская конференция стала бол. успехом в дипломатии США, а согл. принятые на ней стали дополнением к договорам заключенным в 1919 – 20 гг. В совокупности они составили Версальско-Вашингтонскую систему которая определила условия послевоенного мирного урегулирования и подготовила почву для временной стабилизации в сфере м/д народных отношений. Герм. стала бомбой замедленного действия из-за несправедливого раздела колоний, отсутсвие программы эк. восстановления Европы, отношения с Сов. Россией – вот ряд нерешенных ? из-за которых крах этой сис-мы был неибежен.

 

(17) Соц.-экономические, культурные и идеологические, П. предпосылки формирования фашизма в Западной Европе. Критерии тоталитаризма и типология тоталитарных систем.

Переход от войны к миру оказался болезненным и длительным процессом для всех стран участвовавших в войне. Война разорила многие страны и обострила соц. проблемы, разрушила хозяйственные, П. системы, существующие в Европе до войны. Война выбила из привычной жизни десятки млн. людей, разорила и довела до нищеты и голода прежде всего жителей городов: рабочих, служащих, торговцев и др. Нелегким оказалось положение тех солдат, которые уцелели на войне и вернулись с фронта. В странах Европы образовались значительные деклассированные и люмпенизированные слои нас-я. Участие широких масс нас-я в социалистических движениях в побежденных странах предопределило демократический результат револ. и распад империй. В целом в Европ. странах развитие систем всеобщего избирательного права и демократических свобод, образование партий и массовых организаций (прфсоюзы, религиозные и др. организации) определили более широкое, чем когда либо в пршлом, вовлечение в П. борьбу громадных масс нас-я. Этому в большой степени способ. распространение информации ч/з газеты, радио, кино = век масс и массовых движений – важная особенность наступившей эпохи, эпохи массового об-ва. Расширение избират. права и созд. массовых П. партий давало бол. возможности влиять на политику гос-ва, добиваться удовлетворения своих требований. Именно массовая поддержка соц-демократических и рабочих партий позволила им после войны занять важное место в П. жизни многих стран. Но была и бол. опасность вовлечения масс в реакционные, стихийные, в том числе и националистические движения. В условиях П. и эк. потрясений «власть толпы», ее стихийно-уровнительный коллективизм, эмоциальность м/б исрользованы в разрушительных целях фанатиками и авантюристами. Маргинальные группы нас-я были воспреимчивы к соц. демогогии, т.е. заведомо не выполнимым обещаниям быстрого улучшения жизни и решения всех проблем. Они шли за сторонниками крайних взглядов – леворадикальными и праворадикальными движениями. Мифологическое сознание стало одной из важнейших категорий культуры 20 в. Утопическме идеи уравнительности, нац. исключительности и другие крайности соц. демагогии, национализма и шовинизма наход. отклик у этих групп нас-я и в последующем питали тоталитарную идеологию. Если прежде Европ. странах господствовали 3 ведущих течения: либерализм, консерватизм и социализм, а т.же национализм и их разновидности, то после окончания мировой войны оформились новые движения

 

 


(19) Сравнительная характеристика социально-экономической П. «нового курса» ФДР и Народного Фронта во Фр.

24 октября 1929 г. произошел очередной всемирный эк. кризис перепроизводства, но этот кризис получил название «Великой депрессии» т.к. продолжался до 1933 г. Причиной его стали биржевые спекуляции, многочисленные теневые сделки в результате которых курс акций значительно превышал их реальную стоимость. Еще одной причиной кризиса было внедрение в производство новейшие технологии, что позволяло увеличить количество производимой продукции, но это привело к затовариванию и в результате производителям приходилось сокращать производство, что неизбежно вело к массовой безработице. Становилось ясно, что рыночные отношения должен регулировать единый механизм – государство. В результате в 1930-е гг. английский экономист Дж. Кейнс разработал широкий комплекс мер государственного регулирования эк. путем изменения бюджетных расходов в соответствии с эк. и рыночной конъектурой. В период кризиса нужно понижать налоги, увеличивать гос. расходы, а в период инфляции и перепроизводства наоборот налоги повышать, а гос. расходы сокращать. Теория Кейнсианства так же предусматривала направление гос. средств на нужды социального обеспечения. Так же предполагал расширить самостоятельность профсоюзов. Государство могло вмешиваться в отношения профсоюза и предпринимателя только в случае нерешаемости конфликта.

Антикризисные меры президента Гувера: в 1928 г. в США состоялись очередные выборы на которых выиграл кандидат от республиканце Герберт Гувер. Он взошел на свой пост с лозунгом борьбы с нищетой: «курица в каждой кастрюле, в каждом гараже». Но его президентство совпало с мировым эк. кризисом. Правительство Г.Гувера пыталось ослабить действие кризиса путем оказания финансовой помощи банкирам и промышленникам. Была создана “Реконструктивная финансовая корпорация”, кредитовавшая кампании, чтобы спасти их от банкротства. Тщетно пыталось изъять с рынка излишки сельскохозяйственной продукции образованное правительством “Федеральное фермерское бюро”, оказавшее практически помощь лишь крупным фермерам. В

1930 г. был принят высокий таможенный тариф, способствовавший резкому сокращению ввоза в США товаров из-за границы. Все эти мероприятия, однако, не могли остановить продолжавшего стихийно развивающегося экономического кризиса.

С 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882—1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Для выхода из него требо­вались неординарные меры. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые во­шли в историю под названием«Новый курс Рузвельта».

Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Отрицая политику «грубого индивидуализма» Гувера, президент Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства и доброго соседства с другими странами.

Теоретической базой «Нового курса» стало учение выда­ющегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883—1946). В условиях глубоких изменений в экономике капиталистических стран при господстве монополий Кейнс и его последователи признавали необходимым участие госу­дарства в регулировании хозяйственной жизни.

Исходя из этого, основной целью реформ Рузвельта стало активное вмешательство государства в процесс об­щественного воспроизводства.

Прежде всего началось спасение банковской и финан­совой систем (ЕВА). Для их оздоровления запрещался вывоз зо­лота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото. В США были закрыты все банки. В при­нятом единогласно Чрезвычайном законе о банках предусматривалось возобновление функции и получение прави­тельственных кредитов (займов) из федеральной резервной системы, хотя это разрешалось только наиболее крупным банкам.

Созданная при президенте Гувере Реконструктивная кор­порация расширила свои операции. Для увеличения финансовых ресурсов государства и расширения его регулирующих функций в этот период США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию (обесценивание) долла­ра. В январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

Благодаря девальвации доллара распределение дохода изменилось в пользу промышленного, а не ссудного капи­тала. Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кредитной сфере, уменьшилась задолженность мо­нополий правительству, усилились экспортные возмож­ности США. Для стимулирования мелких акционеров и вкладчиков (частных средств) была создана корпорация по страхованию банковских вкладов, а также приняты меры защиты вкладов от риска из-за биржевой спекуляции.

Центральное место в мероприятиях «Нового курса» от­водилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят один из двух наиболее важных законов — закон о восстановлении национальной промышлен­ности (НИРА). Для его проведения была создана Админис­трация национального восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии (от торговой палаты, от фирмы «Дженерал моторс», «Стандарт ойл», от группы Моргана и других концернов), а также экономис­ты, деятели Американской федерации труда. Председате­лем Администрации национального восстановления был назначен генерал Хью Джонсон. Эмблемой этого органа стал синий орел.

Закон о восстановлении промышленности вводил систе­му государственного регулирования этого подразделения эконо­мики. Основной упор делался на «кодексы честной конкуренции», в которых устанавливались правила конкуренции, занятости и найма.

Особое место в числе осуществлённых правительством в первые 100 дней деятельности мер занимала отмена "сухого закона". Свободная продажа алгокольных напитков, обложенных высоким федеральным налогом, обеспечила поступление в казну значительных дополнительных средств.

Кодексами для каждого пред­приятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговаривались условия занятости и найма. При найме на работу не допускалась дискриминация чле­нов профсоюза, рабочим предоставлялось право на их организацию, определялись низший предел зарплаты (ми­нимум) и максимально допустимая продолжительность рабочей недели.

Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию общественных работ. В числе других мер борьбы с безработицей были — создание трудовых лагерей для безра­ботной молодежи в возрасте 18—25 лет. Они обеспечива­лись бесплатным питанием, жильем, форменной одеждой, им платили 1 долл. в день. Молодежь очи­щала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаж­дением, ремонтировала дороги. Администрация чрезвы­чайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным.

Для трудоустройства безработных на Юге США созда­валась современная инфраструктура — строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и так далее. В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннеси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района (программа TVA). Здесь осуществлялось строительство ГЭС, производились лесонасаждения и борьба с эрозией почв, контролировалась промышленность, снабжаемая электростан­цией Теннеси.

С целью положить конец конкуренции за счет рабочих в пункте 7а «Кодекса честной конкурен­ции» за рабочими признавалось не только право объеди­нения в профессиональные союзы, но и заключения кол­лективных договоров с предпринимателями. Тем самым рабочие удерживались от революционной борьбы.

Несмотря на то, что сначала НИРА был воспринят американскими деловыми кругами с энтузиазмом, к осени 1934 г. они, недовольные излишней регламентацией и цен­трализацией, стали поднимать вопрос о пересмотре этого закона, тем более, что с марта по июль 1933 г. производ­ство промышленной продукции резко пошло вверх. В це­лях предотвращения радикального развития «Нового кур­са» они создали специальную организацию «Лигу американской свободы». Поэтому в 1935 г., когда президент Руз­вельт поставил вопрос о продлении срока действия этого закона, он натолкнулся на сильное сопротивление разных сил.

Второй важный закон закон о регулировании сельского хозяйства. Для его проведения была создана Администрация регулирова­ния сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодо­ления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909 - 1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота. За каждый незасеянный гектар фермеры получали компен­сации и премию, средства, которые мобилизовались за счет налога на компании, налога на муку и налога на хлопчатобумажную пряжу

2. Чрезвычайные меры по финансированию государст­вом фермерской задолженности.

3. Фермеры за 1933-1935 гг. получили кредиты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Таким образом удалось поддержать цены и улучшить положение в аграрном секторе – доходы фермеров к 1936 г. выросли на 50%. Благодаря займам многие фермерские хозяйства справились с кризисом.

В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933-1939 гг. бастовало более 8 млн. человек.. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.

В результате важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнере. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. рабочему движению.

Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении: вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского тру­да, на предприятиях федерального значения устанавлива­лись единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжи­тельности рабочей недели — 44 часа.

Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего от­метить, что он соответствовал исторической эпохе утвер­ждения государственно-монополистического капитализма (ГМК) и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли го­сударства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору.

Народный фронт во Франции.

Во Фр. действие мирового эк. кризиса проявилось в 1930-1936гг. В годы кризиса объем пром. продукции и нац. доход пониж. более чем на 30%; обанкротилось несколько крупн. банков, закр. крупн. заводы и фабрики. Кризис глубоко поразил текстильн. пром., производство предм. роскоши. Пром. кризис дополн. аграрн. Произв. с/х прод. уменьш., цены резко упали. Уменьш. доходы кр., выросла их задолж. Многие кр. хоз-ва распродав., а жители деревень в городе пополн. армию безраб-х. Внеш. торг. сокр. на 60%. Усилились процессы концентрации и централизации произ-ва и капитала. Финансов. олигархия значит. укр. свои позиции в жизни Фр.

В то же время кризис сильно ударил по атер. полож. труд-ся=рост безработиы+увел. раб. дня до 12-15 часов+уменьш. з/п.

Была предприн. попытка ввести гос. контроль в сферу экон. (дирижизм). Речи о покуш. на частн. собств. нет было. Бурж. дирижизм – строится по идее Кейнса (США, Новый курс ФДР), социальный – частичная и широкая национализ. эконом. секторов.

Программа Народного фронта.

В янв. 1936 г. была опубликов. программа Народного фронта, в разработке которой участвов. все его группировки. В полит. разделе программы выдв. требов. всеоб. амнистии, разоружить и распустить фашистские организ., соблюд. профсоюзные свободы и свободу печати, соблюд. права женщин на труд, продление срока обяз. обуч. до 14 летн. возр., обеспечить всем, и учащимся и учителям, полную свободу совести.

В разделе «Зашита мира» предусматрив. установл. междунар. сотруднич. в рамках Лиги Нации с целью обеспеч. коллект. безопасн., а также огранич. вооруж. и национализ. военной промышл. Программа выступала за распростр. пактов о взаимной помощи, открытых для всех «согласно принципам франко-советского договора».

В эконом. разделе программы содержались требования:

Против безраб. и промышл. кризиса, сокращ. раб. недели без сокращ. з/п, вовлеч. в трудов. процесс молодежи в результате создания системы перехода престарелых трудящихся на пенсию в достат. для жизни размере, быстрое провед. плана широких работ обществ. знач. в городе и в деревне; с этой целью присоед. к усилиям госуд-ва и отдельн. коллективов местн ресурсы.

Учитывая тяжелое полож. средн. слоев насел., страдавших от кризиса, программа Народного фронта предлагала не допускать сниж. жизн. уровня пенсион. и служ-х, снизить плату за торг. помещения, запретить распродажу им-ва за долги. Чтобы облегчить полож. кр., намеч. введение твердых цен на прод. с/х и созд. госуда. посреднического бюро по продаже зерна.

Программа Народного фронта по оздоровл. финансов содерж. требов. преследования расточительной траты ср-в гражд. и воен. администр. органами, созд. военной пенсион. кассы.

Демокр. реформа системы налогов, предусматр. ослабл. налогового бремени, с целью создания эконом. подъема, созд. новых ресурсов при помощи меропр., затрагив. крупн. капит. Налогов. реф. облегчила бы бремя налогов для трудящихся и увеличила налоговое обложение богачей. Она предлагала установить государственный контроль над Французским банком.

Программа Народного фронта не содержала социалистич. требований. Она носила демократич., антифаш. характер и была осуществима в рамках капиталистич. строя. Выдвигая на первый план общедемократич. задачи, она позволяла объединить всех противников фашизма, войны и крупного капитала.

В марте 1936 г. в Тулузе состоялся объединительный съезд профсоюзов, оформивший слияние ВКТ и УВКТ в единую организацию, принявшую старое название: Всеобщая конфедерация труда.

Периодизация.

Гр. война и интервенция в Исп. продолж. два года и 8 месяцев – с 13 июля 1936г. по 3 апреля 1939г.

Шталь делит на 2 периода:

1. от начала до февраля 1938г. (нарастание силы, организов-ти и умения республ. армии и её успехи)

2. С февраля 1938г. до конца войны (черезвыч. усил. армии интервентов и насыщ. её технич. ср-ми в противовес республ., у которой все постепенно стощалось в связи с блокадой и потерей тер-рий)

 

Мятеж начался 17 июня 1936г. в Испанском Марокко. 18 июля восстало большинство гарнизонов на полуострове. Первонач. руковод. монарх. сил был генерал Хосе Санхурхо, но вскоре после начала мятежа он погиб в авиац. катастрофе. После этого восст. возгл. команд. войсками в Марокко генерал Ф. Франко. В 5.15 утра 18 июля Франко выступает с обращением «примкнуть к нему всем испанцам-патриотам». Спустя неск. часов прав-во сообщ. по радио испанскому народу, что в Марокко начался антиреспубл. мятеж, но на материке все спокойно.

Всего из 145 тысяч солдат и офицеров его поддерж. более 100 тысяч. Несмотря на это, правит-ву с помощью оставшихся на его стороне армейск. частей и спешно сформиров. отрядов народной милиции удалось подавить мятежи в больш-ве крупн. городов страны. Под контролем франкистов оказались только Испанское Марокко, Балеарские острова и ряд провинций на С и Ю-З Исп.

С первых же дней мятежн. получ. поддерж. от Ит. и Герм., начавших поставл. оружие и боеприпасы. Это помогло франкистам в августе 1936г. захв. г. Бадахос и установ. сухопутн. связь м/у своими северн. и южн. армиями. После этого войскам мятежн. удалось установить контроль над городами Ирун и Сан-Себастьян и затрудн. тем самым связь республ. С с Фр. Гл. же удар Франко напр. против столицы - Мадрида.

В кон окт. 1936г. в страну прибыли герм. авиац. легион «Кондор» и итал. моторизованный корпус. СССР, в свою очередь, направил республ. прав-ву значит. партии вооруж. и боев. техн., в т. ч. танки и самолеты, а также послал воен. советников и добровольцев. По призыву коммун. партий Европ. стран стали формиров. добров. интернацион. бригады, отправивш. в Исп. на помощь республ. Общее число иностр. добров-в, сражавш. на стороне Исп. Республ., превысило 42 тыс. чел. С их помощью республ. армии удалось осенью 1936г. отразить наступл. франкистов на Мадрид.

Война приняла затяжн. хар-р. В февр. 1937г. войска Франко при поддержке итал. экспедиц. войск овладели г. Малага на юге страны. Одновр. франкисты начали наступл. на р. Харама к югу от Мадрида. На вост. берегу Харамы им удалось захв. плацдарм, но после ожесточенных боев республ. отброс. противн. в исходное полож. В марте 1937г. армия мятежн. атаков. исп. столицу с сев. Гл. роль в этом наступл. играл итал. экспедиц. корпус. В р-не Гвадалахары он был разгромлен. В этой победе республ-в большую роль сыграли советские летчики и танкисты.

После пораж. при Гвадалахаре Франко перенес осн. усилия на С страны. Республ. в июле-сент.1937г. пров. наступат. опер-и в р-не Брунете и под Сарагоссой, окончивш. безрезульт. Эти атаки не помеш. франкистам заверш. уничтож. противн. на С, где 22 окт. пал посл. оплот республ. – г. Хихон.

Вскоре республ.м удалось добиться серьезного успеха. В дек. 1937г. они начали наступл. на г. Теруэль и в янв. 1938г. овладели им. Однако затем республ. переброс. значит. часть сил и ср-в отсюда на юг. Франкисты воспользов. этим, перешли в контрнаступл. и в марте 1938г. отбили Теруэль. В сер. апр. они вышли к побер. Средиземн. моря у Винариса, разрезав надвое тер-рию, находивш. под контролем республ-в. Пораж. вызв. реорг. республ. воор. сил. С сер. апр. они были объед. в 6 главных армий, подчин-ся главнокомандующему, генералу Миахе. Одна из этих армий, Восточная, была отрезана в Каталонии от остальной тер-рии республ. Исп. и действ. изолир-но. 29 мая 1938г. из ее состава была выдел. еще одна армия, назв. армией «Эбро». 11 июля к обеим армиям присоед. резервн. корпус. Им также были переданы 2 танков. дивизии, 2 бригады зенитной артилл. и 4 кавалер. бригады. Республ. командов. готовило крупн. наступл., чтобы восстанов. сухопутную связь Каталонии с ост. страной.

После реорг. Народная армия Исп. Республики насчит. 1250 тысяч чел. На армию Эбро, которой командовал генерал Х. М. Гильоте, приход. около 100 тысяч человек. Начальник республ. Ген. штаба генерал В. Рохо разраб. план опер-и, предусматрив. форсирование р. Эбро и разв. наступл-я на города Гандеса, Вадьдерробреса и Морелья. Скрытно сосредоточившись, армия Эбро 25 июня 1938г. нач. форсирование реки. Поскольку ширина р. Эбро сост. от 80 до 150 м, франкисты считали ее труднопреодолимым препятствием. На участке наступл-я республ. армии они имели лишь 1 пехотн. дивизию.

25 и 26 июня шесть республ. дивизий под команд. полковника Модесто заняли пла<



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.16.210 (0.016 с.)