Вопрос. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Основные этапы социально-экономического и политического развития ФРГ.



«Эра Аденауэра»: лидером западногерманской христианской демократии стал Конрад Аденауэр – бывший мер Кельна. А. возглавил созданный 2 сентября 1945г на съезде в Кельне христианско-демократический союз западных земель. Тактика ХДС предполагала привлечение поддержки максимально широкого круга избирателей и формирование на этой основе социальной базы новой демократической государственности. Предполагалось, ХДС будет отражать интересы всех социальных групп и обеих христианских конфессий. А. настаивал на жестком антикоммунистическом курсе ХДС, в равной степени отрицая как нацистский, так и марксистский идеологический экстремизм. А. поддержал идею формирования западногерманского государства. От рейнского сепаратиста А. проделала путь к активному защитнику идеи германского и, позднее, европейского федерализма. В этом ХДС поддержал Христианский Социальный Союз (ХСС), во главе с Францом-Йозеф Штраусом.

Конституционное устройство ФРГ: ФРГ объединила 9 земель, каждый из субъектов федерации получил право на свою конституцию, представительные и административные органы, свое законодательство. Полномочия федерации и земель были четко разграничены. Центральная властная структура была образована парламентом (высшим гос. органом), президентов и федеральным правительством во главе с канцлером. Парламент был однопалатным. Но в парламентской системе были 2 органа – избираемый гражданами Бундестаг (федеральный съезд) и назначаемый земельными правительствами Бундесрат (федеральный совет). Бундесрат получил совещательные и контролирующие функции в законодательном процессе.

Политические партии либеральной ориентации не сумели приобрести в послевоенной германии столь же прочное положение, как левые и христианские демократы. Либерально-демократическая партия возникла в восточной зоне оккупации в 1945г. С начала 1946г. началось формирование автономного политического движения либералов в западных зонах. На его основе в декабре 1948г. была образована Свободная демократическая партия (СвДП) Лидер – Теодор Хейс. В программных установках сочетались национал-либеральные идеи и классические либерально-демократические ценности. СДПГ – социал-демократическая партия Германии. Лидер – Шумахер.

"Малая коалиция" у власти (1969-1982). Новая восточная политика.

На выборах в бундестаг 28 сентября 1969 г. блок ХДС/ХСС потерпел поражение. НДП не удалось преодолеть 5% баръер. У власти оказалась "малая коалиция" СДПГ - СвДП, возглавляемая В. Брантом и В. Шеелем. Политический спектр сдвинулся влево. В. Брандт представил себя как "канцлер внутренних реформ". Не отказываясь от рыночной экономики, лидеры СДПГ решили усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Под давлением рабочих, служащих, ОНП была повышена зарплата, снижен пенсионный возраст - до 63 лет, повышены наиболее низкие пенсии, до 18 лет снижен возраст избирателей.
Был принят новый закон о статусе предприятия (1972 г.), направленный на "социальный мир". Но в наблюдательном совете рабочим отводилась лишь треть мест. Закон о "перераспределении собственности" вдвое увеличивал "инвестиционную зарплату", выделяемую в "фонд накопления". Рабочие получали сертификаты и другие титулы собственности. В центре внимания кабинета оказалась внешняя политика. Это была "новая восточная политика". 12 августа 1970 г. был подписан Московский договор с СССР о нормализации отношений и признании послевоенных границ всех государств в Европе. В декабре 1970 г. был заключен договор с Польшей, в декабре 1972 г. - с ГДР, в декабре 1973 г. - с Чехословакией. Попытки ХДС/ХСС сорвать ратификацию "восточных договоров" провалились. Однако опасения правых сил ФРГ, США, что "малая коалиция" может зайти "слишком далеко" во внутренней и внешней политике обусловили попытки этих сил свалить правительство В. Бранта. Воспользовавшись "делом Г. Гийома" (сотрудник аппарата В. Бранта Г. Гийом оказался разведчиком ГДР), правые круги добились отставки правительства (май 1974 г.).
Новое правительство Г. Шмидта (СДПГ) - Г.-Д. Геншера (СвДП) было более прагматичным. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 г., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов роста не менее 5-6% в год. Но кризис 1974-1975 гг. сорвал этот план. Промышленное производство сократилось на 7,5%. Одновременно возросли инфляция и безработица. В декабре 1974 г. правительство приняло антициклическую программу, поощрявшую частные инвестиции путем сокращения налогов на корпорации; стимулировался внутренний спрос. Но частный бизнес не спешил расширять производство. В 1975 г. принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Уровень занятости к 1981 г. сократился на 4%. Заработная плата в конце 70-х гг. впервые в истории ФРГ стала снижаться. Правительство принимало меры против стачек, более жестко относилось к безработным. В июне 1980 г. был принят закон, разрешающий локауты. В 1982 г. был введен более строгий порядок заполнения вакантных мест. Под давлением СвДП правительство в 1980-1981 гг. более чем на четверть сократило налоги на предпринимателей, увеличило взносы рабочих в фонд страхования по болезни, безработице и старости.
В то же время закон о высшей школе позволил увеличить за 10 лет (к 1980 г.) втрое численность студентов. Было открыто несколько новых университетов, увеличены расходы на образование. Но попытки создать единый тип государственной школы из-за сопротивления ХДС/ХСС был провален. Забастовки 70-80-х гг.ослабили представления о ФРГ как о "цитадели классового мира". Сформировалось экологическое движение: в 1980 г. создана партия зеленых, требовавшая безотходной экономики, сокращения производства, 35-часовой рабочей недели, отказа от строительства АЭС, "базисной" (децентрализованной, прямой демократии).
Экономический кризис активизировал правые силы в СвДП. Новая программа (1977 г.) переносила центр тяжести в экономической политике на рыночные силы. Нарастали настроения "сменить партнера", укреплялись контакты с ХДС.
На выборах 1980 г. "малая коалиция" одержала победу: сработал "антиштраусский эффект" (Ф.-Й. Штраус - лидер ХСС стремился стать канцлером). Но программа правительства Г. Шмидта не содержала крупномасштабных идей.
Экономический кризис 1980-1982 гг., увеличивший безработицу до 2,5 млн. человек (более 9% работающих по найму), вызвавший волну банкротств (например, АЭГ-Телефункен), усилил настроения в пользу отказа от неокейнсианской политики. Г.-Д. Геншер и другие лидеры СвДП требовали уменьшения пособий по безработице, снижения госсубсидий семьям с низкими доходами. Призывы Г. Шмидта пойти навстречу СвДП не нашли поддержки на съезде СДПГ в апреле 1982 г.. Съезд показал, что партия не одобряет коалицию с СвДП.
Хотя в июле 1982 г., утверждая проект бюджета на 1983 г., СДПГ пошла на уступки партнеру, лидеры СвДП сочли их недостаточными. Министр экономики О.Ламбсдорф выступил с планом преодоления кризиса путем сокращения всех статей расходов (кроме военных) на 5-10%. Предложенная планом "экономия" означала сокращение государственных взносов в фонд социального страхования для пенсионеров, отказ от денежной формы помощи безработным и т. п. Лидеры СДПГ не могли пойти на эти шаги. Профсоюзы же в сентябре 1982 г. объявили о подготовке к стачке и походу на Бонн.

Своеобразие экономики ФРГ заключается в том, что послевоенное устройство Германии было сформировано в соответствии с неолиберальной концепцией «социального рыночного хозяйства» (СРХ), возникшей как альтернатива тоталитарной экономике фашисткой Германии. Основой этой политики стали следующие принципы: государство непосредственно не занимается регулированием хозяйственных процессов, но оно устанавливает правила («рамочные условия»), по которым в условиях свободной конкуренции действуют частные хозяйственные субъекты. Таким образом, старые либеральные идеи свободного рынка были дополнены новыми: об ответственности государства за решение социальных проблем, что позволило назвать эту политику неолиберализмом (т. е., новым либерализмом). В результате войны Германия понесла катастрофические потери. В 1952 г. ФРГ вместе с Францией, Италией и странами Бенилюкса подписала договор о создании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС. Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась индустриализация аграрного производства, она была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики. Но уже в начале 60-х гг. источники экономического роста были в значительной мере исчерпаны. Первый экономический кризис произошел в 1966-1967 гг., одновременно вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики. При замедлении экономического роста стало заметно не хватать рабочих рук, начиналась вербовка иностранных рабочих. В 1966 г. западногерманская промышленность пережила общий кризис перепроизводства (выпуск продукции впоследствии упал на 6%). Следствием всех этих кризисов стали отставка Л. Эрхарда, переход правительства к концепции «глобального регулирования» и замена неолиберальной политики неокейнсианством. В 1967 г. экономика стала оживать. В 1969 г. политический спектр сдвинулся влево в связи с новыми выборами в парламент. Не отказываясь от рыночной экономики, было решено усилить ее государственное регулирование и внести в нее элемент плановости. Был принят план развития народного хозяйства на 1975-1985 гг., предусматривавший государственное стимулирование экономики и поддержание темпов экономического роста не менее 5-6% в год. Но кризис 1974-1975 гг., вызванный странами ОПЕК, сорвал этот план. 70-е гг. вошли в историю ФРГ как период валютных потрясений, высоких темпов инфляции и феномена стагфляции. Кризис перепроизводства 1974-1975 гг., наиболее глубокий в истории ФРГ, поразил все отрасли западногерманской

экономики, вызвал сокращение ВВП на 5%, промышленного производства на 12%, внутренних частных инвестиций на 18,5%. В 1975г. был принят закон об улучшении структуры бюджета: сокращались расходы на социальные нужды. Заработная плата в конце 70-х впервые в истории ФРГ стала снижаться. В 1980-1982 гг. экономика ФРГ испытала третий экономический кризис, в ходе которого наиболее ярко проявилось переплетение циклического перенакопления капитала с долгосрочными факторами ухудшения условий воспроизводства. Кризис затронул почти все основные отрасли индустриального производства. Единственной положительной стороной этого энергетического кризиса 80-х стало только то, что впоследствии из-за него экономика ФРГ приобрела общую тенденцию к ресурсосберегающему направлению технического прогресса. Именно с 80-х гг. в ФРГ стал осуществляться переход к интенсивному типу экономического роста. Тем не менее, все это означало кризис хозяйственного механизма, основанного на кейнсианских рекомендациях. Он обусловил смену правительства (в 1982 г. канцлером ФРГ был избран Г. Коль), был осуществлен новый поворот в экономической политике. Однако если в США и Великобритании в это время утвердилась неоконсервативная (либеральная) модель экономики, то в ФРГ - ее «смягченный» вариант. Одной из важных составляющих нового экономического курса стала кампания приватизации государственного сектора. Со второй половины 80-х гг. экономика вступила в фазу подъема, а в 1988-1989 гг. начался бум: возросла производительность труда, возросли прибыли корпораций, увеличился потребительский спрос, упали цены на энергоносители.

Благодаря новой политике удалось добиться снижения доли государства в ВВП, сократить бюджетный дефицит, снизить уровень инфляции, добиться умеренных темпов экономического роста. Важной частью неоконсервативной политики государства в 80-е гг. стала налоговая реформа.

Правящая партия выступала за интеграцию в Западную Европу. Во внешней олитике наконец-то было преодолено противоречие в положении ФРГ как кономического гиганта и «политического карлика», ФРГ стала рассматриваться ак близкий союзник США.

Объединение Германии

В начале 90-х лидеры ФРГ воспользовались кризисной ситуацией в СССР и ГДР для решения германской проблемы на выгодных для себя условиях. Г. Коль уже в начале 1990 г. предложил гражданам ГДР перейти на единую валюту – марку ФРГ. В феврале он получил от М. С, Горбачева согласие на объединение Германии как на «дело самих немцев».

В мае 1990 г. был подписан государственный договор между ФРГ и ГДР о валютном, экономическом и социальном союзе, вступивший в силу 1 июня 1990г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об объединении Германии: ГДРвошла в состав ФРГ. Внешнеполитические аспекты германской проблемы были урегулированы по формуле «2+4» (два немецких государства и 4 державы). Территория ФРГ после

объединения увеличилась почти на 110 тыс. кв. км, а численность населения составила 78,7 млн. человек (сейчас уже более 84 млн. человек). Хозяйственная мощь Германии обуславливает высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского назначения. Правда, ситуация в новых землях неоднозначна, чрезвычайно высок уровень безработицы. Западная Германия встретила объединение хорошо подготовленной в экономическом и финансовом отношении. В то же время, резкость преобразований обусловила и появление множества проблем, особенно социальных (этот процесс трансформации экономики Восточной Германии до сих пор идет с немалыми трудностями). Экономическое положение бывшей ГДР в результате объединения с ФРГ оказалась гораздо сложнее, чем предполагалось в начале. Переход от жесткой плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населению. Проблема заключалась в первую очередь в обеспечении самоподдерживающегося роста, что делало (и делает) необходимым, прежде всего, повышение конкурентоспособности восточногерманских предприятий путем снижения издержек на заработную плату на единицу продукции и стимулирования инновационной деятельности.

Объединенная Германия играет ведущую роль в процессе экономической и политической интеграции стран Европы. ФРГ подписала Маастрихтский договор, ввела в действие Шенгенскую конвенцию о единой въездной визе стран-членов ЕС. ФРГ также перешла на единую европейскую валюту (евро). Канцлерство Г. Коля было результативным с точки зрения экономического роста, укрепления позиций страны на мировой арене, восстановления полного суверенитета в результате вывода с немецкой земли иностранных войск. Но не были существенно улучшены условия жизни населения, не была решена проблема безработицы.

Новый канцлер, Г. Шредер – сторонник концепции «третьего пути». Новое правительство намерено решить ряд социально-экономических проблем: создание новых рабочих мест, улучшение условий жизни населения, особенно в новых землях, принятие мер по оздоровлению экологической обстановки, развитие образования. Намечено урегулировать положение иностранных рабочих в Германии, вплоть до признания двойного гражданства.

Во время Косовского кризиса ФРГ активно поддерживала позицию США и НАТО и участвовала в их военных акциях в отношении Югославии (весна-лето 1999г.). Тем не менее, спустя всего несколько лет, ФРГ вместе с большей частью других европейских стран отказались поддержать США во время войны последних в Ираке.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.012 с.)