Запутанный узел вооруженных формирований на момент мятежа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запутанный узел вооруженных формирований на момент мятежа.



Регулярная армия, частично переметнувшаяся, частично оставшаяся верной прав-ву. Гражданская гвардия, Штурмовая гвардия, Муниципальная полиция ряда городов – правительств. подраздел. порядка, практически целиком перешедш. на сторону мятежников. Местные батальоны, ополченцы и отряды поддержки «спасительного Движения», традиционалистов «Рекете», «Испанских патриотов и легиона», имени тех-то и тех-то, в том числе для «политических заключенных, ради спасения их «красных душ» и «будущего их детей». «Черный эскадрон» - молодежн. бригады прирожденных убийц (свои карательные вылазки они назыв. «ночными прогулками»). Марокканцы - туземные войска на стороне мятежников, отличавш. особой жестокостью. Добровольческие части, ставшие на защиту Республики. Интернациональные бригады, сражавшиеся в рядах республ-в. Добровольцы, в том числе русские эмигранты, примкнувшие к мятежу.

Клубок партий.

Фаланга - национал-патриотич., фашистская партия, открыто поддержавшая мятеж и в первые же дни превративш. в гл. опору франкистского режима. CEDA - конфедерация автономных правых, консерв. партия, пополнившая Фалангу. HONS - хунта национал-синдикалистского наступления, партия фашистского толка, объединивш. с Фалангой.

PSOE - Испанская социалистическая рабочая партия, приведшая страну к Республике. PCE - Коммунистическая партия, возглавивш. вместе с PSOE борьбу левых сил во время войны, а затем против режима.

POUM - протроцкистская партия анархистского толка, ведшая «свою войну в войне» против всех.

Мятежников поддержив. Германия и Италия, а республиканцев - СССР.

Периодизация.

Гр. война и интервенция в Исп. продолж. два года и 8 месяцев – с 13 июля 1936г. по 3 апреля 1939г.

Шталь делит на 2 периода:

1. от начала до февраля 1938г. (нарастание силы, организов-ти и умения республ. армии и её успехи)

2. С февраля 1938г. до конца войны (черезвыч. усил. армии интервентов и насыщ. её технич. ср-ми в противовес республ., у которой все постепенно стощалось в связи с блокадой и потерей тер-рий)

 

Мятеж начался 17 июня 1936г. в Испанском Марокко. 18 июля восстало большинство гарнизонов на полуострове. Первонач. руковод. монарх. сил был генерал Хосе Санхурхо, но вскоре после начала мятежа он погиб в авиац. катастрофе. После этого восст. возгл. команд. войсками в Марокко генерал Ф. Франко. В 5.15 утра 18 июля Франко выступает с обращением «примкнуть к нему всем испанцам-патриотам». Спустя неск. часов прав-во сообщ. по радио испанскому народу, что в Марокко начался антиреспубл. мятеж, но на материке все спокойно.

Всего из 145 тысяч солдат и офицеров его поддерж. более 100 тысяч. Несмотря на это, правит-ву с помощью оставшихся на его стороне армейск. частей и спешно сформиров. отрядов народной милиции удалось подавить мятежи в больш-ве крупн. городов страны. Под контролем франкистов оказались только Испанское Марокко, Балеарские острова и ряд провинций на С и Ю-З Исп.

С первых же дней мятежн. получ. поддерж. от Ит. и Герм., начавших поставл. оружие и боеприпасы. Это помогло франкистам в августе 1936г. захв. г. Бадахос и установ. сухопутн. связь м/у своими северн. и южн. армиями. После этого войскам мятежн. удалось установить контроль над городами Ирун и Сан-Себастьян и затрудн. тем самым связь республ. С с Фр. Гл. же удар Франко напр. против столицы - Мадрида.

В кон окт. 1936г. в страну прибыли герм. авиац. легион «Кондор» и итал. моторизованный корпус. СССР, в свою очередь, направил республ. прав-ву значит. партии вооруж. и боев. техн., в т. ч. танки и самолеты, а также послал воен. советников и добровольцев. По призыву коммун. партий Европ. стран стали формиров. добров. интернацион. бригады, отправивш. в Исп. на помощь республ. Общее число иностр. добров-в, сражавш. на стороне Исп. Республ., превысило 42 тыс. чел. С их помощью республ. армии удалось осенью 1936г. отразить наступл. франкистов на Мадрид.

Война приняла затяжн. хар-р. В февр. 1937г. войска Франко при поддержке итал. экспедиц. войск овладели г. Малага на юге страны. Одновр. франкисты начали наступл. на р. Харама к югу от Мадрида. На вост. берегу Харамы им удалось захв. плацдарм, но после ожесточенных боев республ. отброс. противн. в исходное полож. В марте 1937г. армия мятежн. атаков. исп. столицу с сев. Гл. роль в этом наступл. играл итал. экспедиц. корпус. В р-не Гвадалахары он был разгромлен. В этой победе республ-в большую роль сыграли советские летчики и танкисты.

После пораж. при Гвадалахаре Франко перенес осн. усилия на С страны. Республ. в июле-сент.1937г. пров. наступат. опер-и в р-не Брунете и под Сарагоссой, окончивш. безрезульт. Эти атаки не помеш. франкистам заверш. уничтож. противн. на С, где 22 окт. пал посл. оплот республ. – г. Хихон.

Вскоре республ.м удалось добиться серьезного успеха. В дек. 1937г. они начали наступл. на г. Теруэль и в янв. 1938г. овладели им. Однако затем республ. переброс. значит. часть сил и ср-в отсюда на юг. Франкисты воспользов. этим, перешли в контрнаступл. и в марте 1938г. отбили Теруэль. В сер. апр. они вышли к побер. Средиземн. моря у Винариса, разрезав надвое тер-рию, находивш. под контролем республ-в. Пораж. вызв. реорг. республ. воор. сил. С сер. апр. они были объед. в 6 главных армий, подчин-ся главнокомандующему, генералу Миахе. Одна из этих армий, Восточная, была отрезана в Каталонии от остальной тер-рии республ. Исп. и действ. изолир-но. 29 мая 1938г. из ее состава была выдел. еще одна армия, назв. армией «Эбро». 11 июля к обеим армиям присоед. резервн. корпус. Им также были переданы 2 танков. дивизии, 2 бригады зенитной артилл. и 4 кавалер. бригады. Республ. командов. готовило крупн. наступл., чтобы восстанов. сухопутную связь Каталонии с ост. страной.

После реорг. Народная армия Исп. Республики насчит. 1250 тысяч чел. На армию Эбро, которой командовал генерал Х. М. Гильоте, приход. около 100 тысяч человек. Начальник республ. Ген. штаба генерал В. Рохо разраб. план опер-и, предусматрив. форсирование р. Эбро и разв. наступл-я на города Гандеса, Вадьдерробреса и Морелья. Скрытно сосредоточившись, армия Эбро 25 июня 1938г. нач. форсирование реки. Поскольку ширина р. Эбро сост. от 80 до 150 м, франкисты считали ее труднопреодолимым препятствием. На участке наступл-я республ. армии они имели лишь 1 пехотн. дивизию.

25 и 26 июня шесть республ. дивизий под команд. полковника Модесто заняли плацдарм на правом берегу Эбро шириной 40 км по фронту и 20 км в глубину. 35-я интернац. дивизия под команд. генерала К. Сверчевского (в Исп. он был известен под псевд. «Вальтер»), вход. в состав XV АРМ. корпуса, овладела возвыш-ми Фатарелья и Сьерра-де-Кабальс. Битва на р. Эбро была последним сраж. Гражд. войны, в котором участвов. интернац. бригады. Осенью 1938г. по просьбе республ. прав-ва они вместе с советскими советн. и добров-ми покинули Исп. Республ. надеялись, что благодаря этому удастся добиться разреш-я фр. властей на пропуск в Исп. оружия и снаряжения, закупл. социалистич. прав-вом Хуана Негрина.

X и XV армейские корпуса республ-в, которыми команд. генералы М. Татуэнья и Э.Листер, должны были окружить группир. франкистских войск в р-не Эбро. Однако их продвиж. было остановл. при помощи подкрепл-й, которые Франко переброс. с др. фронтов.

Франкистам удалось останов. продвиж. V корпуса противн. у Гандесы. Авиация Франко захв. господство в воздухе и постоянно бомбила и обстреливала переправы через Эбро. За 8 дней боев республ. войска потеряли 12 тыс. убитыми, ранеными и пропавшими без вести. В районе республ. плацдарма началась длительн. битва на истощение. Вплоть до конца окт. 1938г. франкисты предпринимали безуспешн. атаки, пытаясь сбросить республ-в в Эбро. Лишь в начале ноября 7е наступл. войск Франко оконч. прорывом обороны на правом берегу Эбро.

Республ-м пришлось оставить плацдарм. Их поражение было предопред. тем, что прав-во Фр. (Народный фронт) закрыло фр.-исп. границу и не пропуск. вооруж. для республ. армии. Тем не менее, битва на Эбро на неск. месяцев отсроч. падение Исп. Респ-ки. Армия Франко потеряла в этом сраж. ок. 80 тыс. чел. убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

1 апр. 1939г. война в Исп. законч. победой франкистов. На десятилетия страна была раздел. на победит. и побежд.

В ходе Гр. войны в Исп. республ. армия потеряла более 100 тыс. чел. убитыми и умершими от ран. Безвозвр. потери армии Франко превыс. 70 тыс. чел. Столько же солдат Национ. армии умерло от болезней. Можно предположить, что в республ. армии потери от болезней были несколько меньше, поскольку по числ-ти она уступала франкистской. Кроме того, потери интернацион. бригад погибшими превысили 6,5 тыс. чел., а потери советских советн. и добров. достигли 158 чел. убитыми, умершими от ран и пропавш. без вести. Нет достоверн. данных о потерях сражавш-ся на стороне Франко герм. авиац. легиона «Кондор» и итал. экспедиц. корпуса.

 

 

(24) Неолиберализм в политике правящих кругов стран Европы и Америки в 1960-2000 гг. (на примере США и Великобритании).

Неолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. Неолиберальная концепция основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы.
Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм - относительно пассивного государственного регулирования. Неолибералы выступают за либерализацию экономики, использование принципов свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Понятия "социальный либерализм" и "неолиберализм"

Основу идеологии социального либерализма составило признание социальной природы личности и взаимной ответственности личности и общества. Это обусловило и новую трактовку базовых либеральных ценностей - свободы и равенства, "свободы для", свободы, которая не только дает возможность бороться за свои интересы, но и обеспечивает каждому реальные возможности для этого. Общество, гарантирующее свободу как всеобщее и безусловное право каждого, должно обеспечить и необходимые условия для пользования этим правом, то есть гарантированный минимум жизненных средств, позволяющий реализовать собственные способности и таланты, занять достойное место в общественной иерархии и получить адекватное вознаграждение за общественно полезный труд. Тем самым, происходило возвращение к идее социальной справедливости. Это вело к осознанию права государства, как представителя общественных интересов, на необходимые полномочия в сфере регулирования собственнических отношений, обеспечения консенсуса между отдельными социальными группами, в том числе - между работодателями и наемным работниками, производителями и потребителями.

П. Кеннеди: победил на президентских выборах в 1960 г. от демократов. продолжил традицию Вильсона и Рузвельта выдвигая реформистскую программу «новые рубежи». Порожденные НТР проблемы требовали расширения функций и изменения роли буржуазного государства в плане определения новых приоритетов в стратегии управления экономикой. Эти новые задачи государства нашли отражение в программе "новых рубежей" предложенной демократической администрацией Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В основу социально-экономической программы правительства Кеннеди была положена идея стимулирования темпов экономического роста. В 1961—1962 гг. правительству Кеннеди удалось провести через Конгресс ряд важных мер в социальной области, предусмотренных в программе "новых рубежей". Так, минимум почасовой заработной платы, составлявший в 1955 г. 1 дол., увеличивался до 1,25 дол. Были выделены ассигнования на помощь районам хронической депрессии и фермерам, продлена на три месяца выплата пособий по безработице. В марте 1962 г. был принят закон, впервые в истории страны ставивший перед государством задачу подготовки и обучения рабочей силы. Для всех корпораций и введена налоговая скидка на капиталовложения. Эти меры позволили существенно увеличить рост инвестиций. Чтобы не допустить резкого увеличения инфляции, администрация К. впервые мирное время пошла на введение косвенного контроля над ценами и заработной платой. В 1963 г. были снижены налоги на прибыль корпораций и ставки подоходного налога с граждан.

Он осознавал необходимость постоянного совершенствования П. государства для улучшения положения широких слоев нас-я. Реализовал целый ряд мер по стабилизации эк. и расширению программ по соц. помощи: запретил повышение цен в отдельных отраслях (электротехнической, сталелитейной). Были разработаны программы помощи бедствующим регионам (прежде всего угледобывающим), переквалификации и переобучения рабочих новым профессиям, ликвидация неграмотности среди взрослых. Правительство Кеннеди занималось развитием законодательством направленное против дискриминации представителей цветного населения в общественных местах и при найме на работу.

П. Джонсона: после убийства К. в 1963 г. президентом стал вице-президент Л. Джонсон, который продолжил П. К. и провозгласил программу «Великого общества». Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения США. Наступление на проблему бедности было обусловлено объективнымипричинами. Во-первых, массовая бедность стала серьезным тормозом для производства рабочей силы и обеспечения необходимого уровня потребления в условиях НТР. Во-вторых, она создавала почву для расовых конфликтов, обострения социальных проблем, роста преступности, безработицы и т.д. Он включил четыре вида мероприятий:1) профессиональную подготовку и обучение; 2) программу так называемых "общинных действий" под руководством местных органов власти; 3) специальные программы для сельской местности и мелкого бизнеса; 4) деятельность миссионерских организаций типа "Добровольцы на службе Америки". Главное внимание уделялось профессиональной подготовке и обучению, прежде всего среди молодежи, особенно страдавшей от безработицы. Были созданы "трудовые корпуса". Специальные мероприятия по борьбе с бедностью в сельских районах предусматривали выдачу льготных займов бедствующим фермерам и с/х рабочим, оказание и мед. и юрид. помощи, обучение грамотности и самым простым профессиям. Из федеральных программ важное место принадлежало программе дошкольной подготовки детей бедняков. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан, а семьи с доходами ниже "границы бедности" получили право на льготные условия мед. помощи за счет специальных федеральных субсидий штатам. Наибольшее значение в соц. п. демократов середины 60-х гг. имело то, что за многие десятилетия была сделана попытка ограничения расовой дискриминации. По законам 1964 и 1968 гг. была запрещенадискриминация при найме и обслуживании в местах общественного пользования, при продаже земли и сдаче в аренду жилья. Известный шаг вперед администрация Л.Джонсона сделала и в областитрудового законодательства. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 дол. в час. Это законодательство распространялось на новые категории рабочих и служащих, занятых в сфере обслуживания и торговли и постоянных сельскохозяйственных рабочих. Однако не все обещания программы "великого общества" были выполнены. В 1965 г. началась эскалация войны во Вьетнаме, что потребовало увеличения военных расходов и замораживания средств на социальные программы. Вновь обозначились проблемы инфляции, снижения уровня жизни населения.

П. Дж. Картера: выиграл выборы в 1976г. от демократов. Во время предвыборной борьбы апеллировал лозунгами во внутренней П.: борьба с коррупцией, сократить военные расходы, улучшить систему здравоохранения и образования, сократить безработицу и т.д. В результате в 1977г. выходит закон о поэтапном повышении минимума з/п в течении 4 лет, увеличении финансир-я программы переквалифициров. рабочих, развивает систему страхования, вводятся талоны на бесплатное получение продуктов, но инфляция продолжалась и на этом фоне росло недовольство. К. пытался бороться с инфляцией: рекомендовал профсоюзам не превышать установленного max з/п, а предпринимателям рекомендовалось снизить темпы роста цен.

Еще до вступления в должность Картер предложил широкомасштабную экономическую программу повышения занятости, отвергнув "политику регулирования доходов" как средство сдерживания инфляционных процессов. В апреле 1977 он назвал зависимость страны от импортной нефти (30% внутреннего потребления) "моральным эквивалентом войны". Для координации усилий в этом направлении Картер создал министерство энергетики. Президентская программа снижения зависимости страны от нефтяного импорта включала создание стратегического нефтяного запаса в 1 млрд. баррелей; постепенное повышение экономичности автомобилей; налоговую стимуляцию энергосбережения домовладельцами и предпринимателями; резервный федеральный налог на бензин до 50 центов за галлон; федеральные субсидии на использование альтернативных источников энергии, в частности синтезируемого из угля или сланца топлива, постепенное освобождение от государственного регулирования цен на нефть и природный газ, а также рост производства электроэнергии на атомных станциях.

Эта программа была реализована лишь частично. Меры по стимуляции энергосбережения дали некоторый положительный результат. Однако о налоге на бензин очень скоро забыли; формирование нефтяного резерва затянулось, и он оказался неэффективным; субсидии на альтернативные источники энергии были поглощены безнадежными и расточительными проектами, осуществлявшимися крупными корпорациями, и только малая доля средств пошла на развитие технологии использования солнечной энергии - самого перспективного возобновляемого источника; запланированный рост выработки атомной электроэнергии был заблокирован после аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в марте 1979; было отложено и освобождение от контроля цен на нефть и газ, что имело катастрофические последствия; в конце концов эта мера была претворена в жизнь после резкого повышения мировых цен на нефть в 1979-1980.

В конце 70-х К. пошел на ослабление функций правительства в регуляции эк.: были сняты ограничения на рост цен в пром-ти, в сфере энерг-ки и т.п.

25 вопрос. Неоконсерватизм в политике правящих кругов Европы и Америки в 1980-2000 гг. (на примере США и Великобритании)

Великобритания. На выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы—11,5 млн. Главой правительства Великобритании впервые стала женщина—новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер (род. в 1925 г.).

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали ее “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют ее правление “эрой Тэтчер”.

Программа премьер0министра не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”, заключаются в следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки. Которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что Великобритания должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора, правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцкв, главным образом жителей бывших Британских колоний—Бангладеш, Индии, Пакистана и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию. Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов Великобритании, реагировала на действия Аргентины весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. Англия закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни—бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Мейджор был самым молодым премьером Великобритании. Придя к власти он отменил непопулярный подушный налог и обещал “осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев”. Вместе с тем Мейджор объявил, что главными задачами его правительства являются укрепление права собственности, продолжение процесса приватизации государственный компаний, увеличение налоговых льгот для предпринимателей.

Вопреки прогнозам социологов, на парламентских выборах в апреле 1992 г. абсолютное большинство мест в палате общин вновь получили консерваторы. Впервые за 170 лет одна и та же партия одержала победу на выборах четыре раза подряд. Премьер-министром остался Джон Мейджор. Однако, довести свой рекорд до пяти у тори не получилось. В стране продолжала ухудшаться экономическая ситуация: тормозились темпы развития, увеличивалась безработица. Крайнее недовольство в народе вызывало отсутствие государственных социальных программ. Увеличивалась инфляция, и фунт стерлингов терял свой престиж самой стабильной валюты мира, все более и более уступая позиции доллару. Правительство было вынуждено произвести его девальвацию. Хотя Мейджор и пытался сбавить некоторые, наиболее резкие мероприятия Тэтчер, но общее ухудшение экономики, конфликт с профсоюзами, прежде всего с горняками, переход в зависимость от США и неудачи в решении ольстерского конфликта привели к поражению консерваторов на выборах 1997 г. К власти пришли лейбористы, лидер которых Тони Блэр возглавил правительство и является премьером на данный момент.

США. Выдвинув в качестве основной идеи своей политики возвращение к традиционным американским ценностям, президент сделал акцент на утверждение безусловного главенства свободы частного предпринимательства над всеми остальными свободами. Он говорил: ”Прежде всего, я хочу добиться того, чтобы наша страна осталась местом, где человек может разбогатеть. Это у нас уже есть и это должно быть сохранено.” Так называемая “рейганомика”, “консервативная революция”.

Программа оздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в 1980 г., включала следующие основные положения:

1) сокращение налогов на корпорации и личных подоходных налогов;

2) ограничение роста правительственных расходов за счет сокращения социальных программ;

3) дерегулирование предпринимательской деятельности;

4) проведение жесткой кредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.

Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что в результате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, что создаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно, правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставок налогообложения.

В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы в ведение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования в течение четырех лет.

К концу первого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРС ослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентные ставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработица сократилась с 10% до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело к ожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случае снижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицита государственного бюджета, который составил около 200 млрд.$, главным образом за счет увеличения расходов на военные цели.

Основные цели внутренней политики Рейгана - сократить сферу деятельности федерального правительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.

Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.

Но обновленная американская экономика смогла создать более 17 млн. рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицы составила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. В итоге подъема 1981-1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г. превысили максимальные уровни 1979 г. почти на 28 %. Объем личного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связано с увеличением численности занятых.. Потребительский спрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимулом хозяйственного подъема.

Вместе с тем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США. В результате "рейганомики" дефицит государственного бюджета США составил.152 млрд.$, превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такую же долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долг. За период 80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численности населения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздо меньшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий в мире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателю превзойдены 10 странами. Средняя заработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низком уровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочих равнялась 14,8$. против 17,9$в Дании, 21,5 - в ФРГ и 21,9-в Швеции.

Но, несмотря на это Рейгану удалось преодолеть экономический спад, начавшийся еще при Картере, сократить инфляцию и безработицу, снизить подоходный налог; ускорить темпы подъема экономики, обуздать забастовочное движение. Эти и некоторые другие факторы обеспечили ему вторичную победу на президентских выборах в 84 году.

. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ

В фундамент конституционной системы США положено три основных политико-правовых принципа разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.

Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти законодательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.

Федерализм конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.

Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.

Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.

В результате политического кризиса 1979 г. были проведены парламентские выборы. В мае 1979 г. было сформировано консервативное правительство М. Тэтчер. "Тэтчеризм" стал британским вариантом неоконсервативной идеологии и политики. В 1980-е гг. проводятся конституционные реформы (акт о британском гражданстве 1981 г., реформа судоустройства 1981 г. и др.). Проведена реприватизация в ряде отраслей экономики (нефтяной, газовой, электронной, аэрокосмической и др.). Осуществлена приватизация жилья. Выросло число акционеров (каждый пятый житель страны). Ужесточено трудовое законодательство, принят ряд антипрофсоюзных законов. В 1984 - 1985 гг. происходила мощная забастовка шахтеров, сопротивлявшихся закрытию нерентабельных шахт. В начале 1981 г. часть правого крыла лейбористов в о главе с Д. Оуэном, Ш. Уильямсом, Р. Дженкинсом вышла из ЛПВ и образовала Социал-демократическую партию Великобритании. В марте 1988г. социал-демократы и либералы слились в Социал-либеральную демократическую партию. СЛДП начала выступать на выборах, получая 9 - 11 % голосов. Рост "среднего класса" в обществе способствовал поддержке консерваторов, трижды побеждавших на выборах. Сократились инфляция, безработица, наблюдался экономический подъем. Однако попытка ввести подушный налог способствовала уходу М. Тэтчер. После 11 лет правления ее сменил Дж. Мэйджор. В 1992 г. консерваторы подтвердили на парламентских выборах статус правящей партии. Проводилась политика "здорового консерватизма" - консерватизма, сдобренного популизмом. Оказывалась помощь государства тем, у кого меньше шансов на успех ("социальный рынок"). В 1992 - 1993 гг. принимаются правовые документы ("Хартия граждан"). Сочетая уступки жителям Ольстера в сфере самоуправления с жесткой борьбой с ИРА, удалось сбить волну терроризма. Во внешней политике правительство М. Тэтчер поддержало "крестовый поход против коммунизма", объявленный Р. Рейгана, программу СОИ. С началом перестройки в СССР отношения с Советским Союзом нормализовались, чему способствовали личные встречи М. Тэтчер и М.С. Горбачева. После распада СССР британо-российские отношения развивались достаточно стабильно. Великобритания добилась сокращения взноса в ЕЭС, участвовала в принятии Маастрихтского договора. В 1992 г. страна вышла из европейского соглашения о валютном регулировании. Начался период "евроскептицизма". Проявлением "имперского мышления" стал военный конфликт с Аргентиной из-за Фолклендских островов (1982 г.), закончившихся победой Англии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.048 с.)