Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический и валютный союз, понятие, компоненты, этапы формирования

Поиск

Понятие Экономического и валютного союза (ЭВС)

Экономический и валютный союз представляет со­бой высшую форму международной экономической интеграции. Данная форма характеризуется двумя признаками:

а) координация всей экономической политики, включая поли­тику в бюджетной сфере;

б) введение единой валюты и осуществление единой кредит­но-денежной политики.

ЭВС суть два элемента в соответствии со ст. 4 Договора о ЕС. Первая составляющая — «экономический союз»; вторая — «ва­лютный союз».

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ

Экономический компонент:

Внутренний рынок

Координация экономических политик: а) запрет на осуществление определенных операций; б)контроль за бюджетным дефицитом).

Определение общих целей

Валютный компонент:

ЕДИНАЯ ВАЛЮТА:

А) Определение единой валютной политики

Б) ЕСЦБ И ЕЦБ

В) Механизм обменных курсов

Следует обратить внимание, что Экономический и валютный со­юз, который создан в рамках ЕС, не является какой-то отдельной ор­ганизацией или учреждением. В ЭВС входят все те страны, что и в ЕС, т.е. государства — члены Союза.

В настоящее время ЭВС особая сфера деятельности Европей­ского сообщества, предусмотренная в ст. 4 и разделе 7 части треть­ей «Экономическая и валютная политика» его учредительного до­говора. Данная статья и раздел 7 были включены в текст Договора в 1992 г. Маастрихтским договором и являются весьма объемными (4 главы, около 30 статей).

Итак, Экономический и валютный союз (ЭВС)это форма интеграции и, одновременно, сфера общественных отношений, в рамках которой Европейское сообщество, во-первых, координиру­ет всю экономическую политику государств членов, во-вторых, проводит централизованную денежно-кредитную политику на основе единой валюты ЕС евро.

Единая денежно-экономическая политика, это то к чему пришел ЕС.

Договор от учреждении европейского сообщества 1957г. в ч.1 «Принципы» содержится ст., которая закрепляет (параграф 1- тесная координация экономической политики, закреплен принцип открытой рыночной экономики со свободой конкуренции; параграф 2- валютный: о введении единой валюты, упоминается ЭКЮ, указываются руководящие принципы экономической политики: а) стабильные цены; б) здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, а также стабильный платежный баланс). Раздел 7: 4 главы: 1) Экономический союз, 2) валютный; 3) европейский банк и экономический и финансовый комитет; 4) содержит переходные положения и раскрывает положения перехода на евро).

Частично вынесен в Протоколы - приложения к Договору о европейском сообществе, которые являются его составной частью:

Протокол ЕСЦБ (европейская система центральных банках и ЕЦБ (европейский центральный банк);

Протокол о процедуре в отношении бюджетных дефицитов;

Протокол о критериях сближениях (переход на евро);

Протокол о некоторых положениях относящихся к Британии (возможность повременить с переходом на евро); Протокол в отношении Дании;…

Правовой режим денежного союза.

Означает введение единой денежной единицы и проведение единой денежной политики. Сначала это была «экю». 03.05.98г. Регламент перехода на евро. 31.12.98г. были зафиксированы курсы, 01.01.99 было введено безналичное обращение, наличное ввели 01.01.02г. Эмиссия осуществляется через Центральный банк Европы. В ЕС есть федеративная система ЦБанков. Высший уровень Европейский ЦБ- (ставки рефинансировании…); 2-ой уровень национальные центральные банки, они помогают, но все элементы независимы. Все банки входят (даже у государств с изъятиями), но в принятии решений они участия не принимают.

Правовой режим экономического союза. ЭС- означает координацию европейским сообществом проводимым государствами членами. Здесь не такого масштаба и размаха, как у валютного.

Под экономической политикой понимается политика, направленная на регулирование экономики в целом (т.е. макроэкономическая политика): бюджетная, денежная, аграрная, антимонопольная….

Принципы: Здоровые публичные финансы;

Главные ориентиры экономической политики- ст. 99 Договора о европейском сообществе- это такой программный документ, который принимается как план и включает: общие ориентиры и ориентиры для государств членов.

Меры по обеспечению бюджетной дисциплины, расположены в ст.101, 104: контроль за бюджетными дефицитами государств-членов, но только в зоне евро в полном мере.

Штраф от 0.2 -0.5 от ВВП

В ст. 2 Договора о Европейском Союзе перед Союзом поставлена цель - "содействовать экономическому и социальному прогрессу... путем создания экономического и валютного союза, в конечном счете включающего введение единой валюты в соответствии с положениями настоящего Договора". Кроме того, эта статья говорит о том, что своих целей Европейское сообщество должно достичь путем "учреждения общего рынка и экономического и валютного союза" (далее - ЭВС).
Общие положения об ЭВС мы можем найти в ст. 4 ДЕС, которая определяет все основные составляющие такого союза. Так, п. 1 этой статьи посвящен "экономическому" компоненту Экономического и валютного союза и определяет принцип свободной рыночной экономики со свободной конкуренцией, которыми должна руководствоваться экономическая политика Сообщества, а также те основы, на которых она должна базироваться. Таких основ три:

1) тесная координация экономических политик государств-членов;

2) внутренний рынок;

3) определение общих целей.

Пункт 2 ст. 4 ДЕС определяет "валютный" компонент ЭВС, сразу же подчиняя его экономической политике Сообщества. Этот же пункт определяет, что "валютный" компонент состоит из единой валюты, определения и проведения общей валютной политики и единой политики обменных курсов. При этом основной целью этих политик является поддержание стабильности цен, т.е. стабильность валюты и отсутствие инфляции. Это не должно противоречить поддержанию стабильности цен. Эта политика должна также поддерживать общую экономическую политику Сообщества.

Наконец, п. 3 ст. 4 ДЕС определяет основополагающие принципы, которым должна соответствовать деятельность Сообщества в рамках Экономического и валютного Союза. Ими являются:

1) стабильность цен;

2) платежеспособные государственные финансовые и валютные условия;

3) устойчивый платежный баланс.

Более подробно компоненты ЭВС описаны в разделе 7 ДЕС. Из его положений можно сделать вывод о том, что основой "экономического" компонента ЭВС является проведение координации экономической политики государств-членов. Существенными составляющими ЭВС являются запрет на осуществление определенных операций, который будет рассмотрен ниже в связи с правовым статусом Европейского центрального банка (ЕЦБ), а также процедуры, связанные с контролем над бюджетными дефицитами государств-членов и с борьбой с чрезмерными бюджетными дефицитами. В свою очередь, "валютный" компонент ЭВС состоит из единой валютной политики Сообщества, которая основывается на единой денежной единице - евро и на единой институциональной структуре органов, предназначенных для проведения единой валютной политики. Ими является Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) с ЕЦБ во главе и Экономический и финансовый комитет (ЭФК), имеющий целый ряд консультативных функций.

Необходимо также отметить, что ЭВС вводился в действие тремя этапами. Однако на третий этап, связанный с отказом от национальной валюты и переходом на единую денежную единицу ЕС - евро, перешли не все государства - члены Союза. Первоначально (с 1 января 1999 г.) их число равнялось 11; впоследствии оно возросло до 16 (с 1 января 2009 г.).

Большинство государств-членов, не вошедших в "зону евро", не смогли пока сделать это, так как не отвечают необходимым экономическим условиям - критериям сближения. Это в основном восточноевропейские страны: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, а также Швеция. Эти государства официально именуются в Договоре о ЕС "государства-члены с изъятием".
К государствам-членам с изъятием во многом приравниваются Великобритания и Дания - государства-члены, не пожелавшие переходить на евро и получившие такое право на основании специальных протоколов к Договору о ЕС.

Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза 2007 г. не меняет рассматриваемый правовой режим ЭВС, в том числе статус государств-членов с изъятием. В то же время в дополнение к существующим правилам он предусматривает специальные положения для более тесной координации экономической политики государств-членов, входящих в "зону евро": так называемая "Еврогруппа", состоящая из министров финансов стран "зоны евро" во главе с постоянным председателем. Еврогруппа на практике функционирует уже в настоящее время (до вступления в силу Лиссабонского договора), но на неформальных началах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.161.216 (0.01 с.)