ТОП 10:

Понятие передвижения капиталов и осуществления платежей.



Свободе передвижения капиталов в целом посвя­щены сегодня ст. 56 — 60 Договора о ЕС. Центральной из них, посвя­щенной именно содержанию свободы передвижения капиталов, яв­ляется ст. 56. которая устанавливает запрет на любые ограничения передвижения капиталов и платежей:

между государствами-членами;

между государствами-членами и третьими странами.

Понятия «передвижение капиталов» и «передвижение пла­тежей».Ключевые признаки передвижения капиталов и платежей, от­личающие эти категории друг от друга, были выведены Судом. Пе­редвижение капиталов характеризуется следующим.

Во-первых, это финансовые операции, связанные с инвестиро­ванием.

Во-вторых, такое инвестирование должно производиться в другое государство.

В-третьих, следуя этому же прецеденту, одним из основных признаков передвижения капиталов необходимо назвать невоз­вращение финансовых ресурсов в страну первоначального нахож­дения в разумный срок.

Сформулировав основные признаки передвижения капиталов именно таким образом, Суд практически свел его к понятию «пере­движение инвестиций».

В отличие от передвижения капиталов, передвижение плате­жей вклю­чает следующие компоненты:

простые передвижения в иностранной валюте;

передвижение между двумя государствами-членами;

использование валюты одного из государств-членов.

( трансграничные платежи в евро).

Ди­ректива 88/361/ЕЭС дифференцирует передвижение капиталов на 12 групп и устанавливает порядок их движения в наличной и безналичной форме.

В сфере текущих платежей сегодня важнейшим актом являет­ся Регламент Европейского парламента и Совета (ЕС) 2560/2001 от 19 декабря 2001 г. о трансграничных платежах в евро. Этот до­кумент применяется к трансграничным платежам, превышающим 50 тыс. евро. Регламент 2560/2001 называет три вида такого рода платежей: 1) трансграничные кредитные переводы; 2) трансграничные электронные платежи; 3) трансграничные чеки.

Ограничения.Свобода передвижения капиталов имеет два ас­пекта: внутренний, который касается ее реализации между государ­ствами-членами, и внешний, затрагивающий передвижения капита­лов и платежей между ними и третьими странами.

Ограничениям движения капиталов посвящены ст. 57 — 60. Параграф 1 ст. 58 содержит перечень мероприятий государств-чле­нов, которые могут ограничивать внутренний аспект передвижения капиталов. Это:

-применение различий в налоговом законодательстве между на­логоплательщиками;

-применение необходимых мер по предотвращению налоговых правонарушений, включая контроль;

-введение обязательного декларирования данных о движении ка­питалов;

-ограничения по мотивам публичного порядка и государственной безопасности.

В отношении ограничений внешнего аспекта ситуация несколь­ко более сложная. Можно выделить три группы таких ограниче­ний:

1. Ограничения status quo. Их определяет ст. 57 Договора о ЕС. Это ограничения на передвижение капитала с третьими страна­ми, введенные государствами-членами или Сообществом до 31 де­кабря 1993 г. и не отмененные по сей день. Такие ограничения мо­гут касаться четырех основных областей финансового сектора: 1. прямые инвестиции в предприятия; 2. вложения в недвижимость; 3. предоставление финансовых услуг; 4. допуск ценных бумаг на финансовый рынок.

2. Ограничения, связанные с функционированием ЭВС (экономический валютный союз). Этим мерам посвящена ст. 59 Договора о ЕС. Такие меры вводятся исклю­чительно на уровне Сообщества. По своей природе это защитные меры, они еще ни разу не применялись на практике. Только в случае крайней необходимости и сроком не более шести месяцев.

3. Финансовое эмбарго. Эмбарго представляет собой введение экономических ограничений в качестве международных санкций к отношении одной или нескольких третьих стран по политическим мотивам. Следовательно, финансовым эмбарго будут подобные ог­раничения в отношении капиталов и платежей. М.б. коллективное эмбарго, вводимое на уровне Союза, может включать ограничения на капиталы и платежи (например, Афгани­стана). И одностороннее финансовое.

 

43.Понятие и содержание экономической и валютной политики Европейского Союза.

 

Экономическая и валютная политика была предметом длительной дискуссии во время работы Конвента и конференции правительств стран-членов ЕС. Найденный консенсус дал возможность Союзу усилить координацию его экономической политики. Те его страны, чьей валютой является евро, получат больше автономии при решении касающихся их вопросов без участия других стран в голосовании. Указанные вопросы были рассмотрены в Лиссабонском договоре, а после его вступления в силу были включены в Договор о функционировании Европейского Союза (далее ДФЕС), который фактически является новой редакцией Договора 1957 г. (Договор, учреждающий Европейское сообщество).

В ст.119 Договора о функционировании Европейского Союза (ДФС) говорится, что деятельность государств-членов включает в себя на условиях, предусмотренных Договорами, установление экономической политики, которая основана на тесной координации экономической политики государств-членов, на внутреннем рынке и на определении общих целей, и которая проводится при соблюдении принципа открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Одновременно с этим, согласно условиям и процедурам, предусмотренным Договорами, такая деятельность включает в себя единую денежную единицу – евро, а также определение и проведение единой денежной политики и единой политики валютных курсов, главной целью которых является поддержание стабильности цен и, без ущерба для этой цели, оказание поддержки общей экономической политике в Союзе в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией.

Подобная деятельность государств-членов и Союза предполагает соблюдение следующих руководящих принципов: стабильные цены, здоровые публичные финансы и условия денежного обращения, стабильный платежный баланс.

Согласно статьям 119-122 ДФЕС экономическая политика ЕС направлена на тесную координацию ее в странах-членах Союза, их внутреннего рынка и установление общих целей. В свою очередь страны-члены ЕС при осуществлении своей экономической политики должны содействовать достижению общих целей Союза. Речь идет при этом о согласовании их экономической политики с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией. В ходе реализации экономической политики ЕС

- Европейская комиссия может передавать свое мнение непосредственно той стране-члену ЕС, экономическая политика которой не соответствует основным признакам общей политики ЕС или несет опасность надлежащему функционированию экономического и валютного союза (а не Евросовету, который принимает решение);

- когда Евросовет высказывает в адрес какой-либо страны-члена ЕС свое мнение по определенному вопросу, то эта страна не принимает участие в голосовании по нему.

Ст. 126 ДФЕС гласит, что при чрезмерном дефиците национального бюджета предусматриваются действия:

- если Еврокомиссия имеет мнение, что в стране-члене ЕС существует чрезмерный дефицит ее бюджета или он мог бы появиться, то это мнение непосредственно доводится до этой страны (а не через Евросовет);

- роль Еврокомиссии усиливается также и при решении по поводу чрезмерного дефицита, а именно, Евросовет, получив предложение Еврокомиссии о преодолении этого дефицита, может его отклонить только посредством единогласного решения. Т.е. рекомендации Евросовета в этом вопросе должны базироваться, прежде всего, на мнении Еврокомиссии;

 

Валютная политика

Вносятся изменения в валютную политику Союза. Прежде всего, она официально определяет евро в качестве валюты Европейского Союза. Ст.136 ДФЕС предусматривает также очень четкое распределение полномочий Союза в области валютной политики. Согласно ей Союз имеет исключительную компетентность в этой политике стран-членов ЕС, чьей валютой является евро. Те же его страны, которые еще не ввели евро, сохраняют свою компетентность в валютных вопросах. Институциональные положения о задачах и целях европейской системы центральных банков в целом остаются неизменными (статьи 127-133 ДФЕС).

В статье 127 ДФЕС официально характеризуется понятие «Евросистемы»: ее образуют Центральный Европейский банк и центральные банки стран-членов ЕС, чьей валютой является евро, для проведения валютной политики. Создается новое правовое положение для принятия как мер, которые необходимы для введения евро, так и, прежде всего, мер для текущего ее использования.

Предложено предоставить больше автономии странам-членам ЕС, чьей валютой является евро, как в части возможности решать в Евросовете вопросы, связанные с ней, так и, прежде всего, с тем обстоятельством, что они делят общую валюту. Страны-члены ЕС, входящие в еврозону, могут принимать меры по усилению координации и контролю соблюдения бюджетной дисциплины, вырабатывать конкретные руководящие указания для своей экономической политики, защищать общую точку зрения в финансовой области в соответствующих международных учреждениях и обеспечивать единое представительство в них, а также на конференциях. Только те страны-члены ЕС, которые входят в еврозону, имеют в Евросовете право голоса по этим вопросам.

Тот факт, что страны-члены ЕС, чьей валютой является евро, получают право голоса в соответствующих вопросах общей экономической политики, означает большой шаг вперед. Дело в том, что с вхождением десяти новых стран в Европейский Союз двенадцать его стран еврозоны оказываются, по существу, в меньшинстве до тех пор, пока остальные страны не выполнят критерии, необходимые для введения в них европейской валюты. Положения же Конституции ЕС дают возможность в переходной период принимать определенные решения только с помощью касающихся их стран.

В подразделе о переходных положениях называются далее другие случаи, когда аннулируется право стран-членов ЕС, не входящих в еврозону в вопросах финансовой политики (статья 139 ДФЕС), а именно, в части рекомендаций о многостороннем контроле и мерах по преодолению чрезмерного дефицита бюджета. Усиливается роль его государств, входящих в еврозону, при приеме в нее других стран. Прежде чем Евросовет примет решение об этом, он должен учесть мнение стран еврозоны, которые, со своей стороны, вырабатывают его квалифицированным большинством.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.006 с.)