Факторы экономической интеграции бывших советских республик 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы экономической интеграции бывших советских республик



Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами:

• разделение труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

• длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов. Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом была невысокой. Отсюда желание широких масс населения, в странах — членах СНГ поддерживать достаточно тесные взаимные связи;

• технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.

Однако интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Немалое значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией. Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций, столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали достижению договоренностей и их практической реализации.

Различия в характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы. Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то, и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит обратимой валюты, повсеместным явлением.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительное — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными. Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план. Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать интеграционный механизм для достижения своих политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно р подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация для присоединения других стран.

Структура органов СНГ

В соответствии с уставом СНГ возникла разветвленная структура органов Содружества:

С о в е т г л а в г о с у д а р с т в, в функции которого входит принятие основополагающих решений на уровне глав государств;

С о в е т г л а в п р а в и т е л ь с т в, координирующий сотрудничество органов исполнительной власти;

С о в е т м и н и с т р о в и н о с т р а н н ы х д е л, который согласовывает позиции стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в том случае, если правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования. Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма отношений в рамках Содружества;

С о в е т м и н и с т р о в о б о р о н ы, занимающийсярешением вопросов взаимоотношений стран — членов СНГ в военной сфере, в том числе касающихся общих операций по поддержанию мира, помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных отношений в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений и материалов;

С о в е т к о м а н д у ю щ и х п о г р а н в о й с к а м и, который согласовывает и реализует мероприятия по совместной охране внешних границ Содружества в том случае, если возникает такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении погранвойск.

М е ж п а р л а м е н т с к а я а с с а м б л е я состоит из представителей парламентов стран — членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации законов стран-членов, затрагивающих взаимные связи, организует обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках СНГ.

Э к о н о м и ч е с к и й с у д призван разрешать межгосударственные споры между странами — членами СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.

В качестве постоянного исполнительного и координирующего органа Содружества устав СНГ предусматривал создание К о о р д и на ц и о н н о – к о н с у л ь т а т и в н о г о к о м и т е т а (ККК) с местопребыванием в Минске. По решению глав правительств в 1994 г. ККК фактически был разделен на два органа: И с п о л н и т е л ь н ы й се к р е т а р и а т (ИС) и М е ж г о с у д а р с т в е н н ы й э к о н ом и че с к и й к о м и т е т (МЭК). К ИС перешел весь рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное число своих представителей). В этом комитете проходили обсуждение и подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но ИС и МЭК не предусматривались в уставе СНГ, что создавало некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что приводило к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК преобразовывались в Э к о но м и ч е с к и й со в е т некоторыми изменениями функций, расширялись полномочия Исполнительного секретариата.

Деятельность органов СНГ базируется на принципе единогласия при решении важнейших вопросов сотрудничества. Хотя любая из стран могла не участвовать в работе какого-либо органа или в обсуждении вопроса, но если она возражала, то действие принятого решения на нее не распространялось. Никакого контрольного механизма по реализации принятых решений не предусматривалось.

Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они занимаются конкретными областями сотрудничества.

Успехи и неудачи СНГ

К главному экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как зоны свободной торговли.

Неудачей можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около тысячи совместных решений в самых различных областях сотрудничества, но большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета, без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.

Критика неэффективности работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в качестве причины этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного механизма.

Однако все же главное препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях. Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.

Тем не менее, несмотря на все эти сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку она нужна большинству стран — членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то, что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности. Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению взаимных связей.

 

Перспективы СНГ

По мере того как происходило становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми Изделиями, остаются значительными.

Технологическое разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе работающих предприятий, чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран —членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г. Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью ин-тегрированности и с разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное большинство белорусского населения и высшее политическое руководство страны выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного государства.

В 1996 г. был заключен договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по идеологическим соображениям.

С 1995 г. начал формироваться Т а м о ж е н н ы й с о ю з, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан. Киргизия. В дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

В 1996 г. был создан С о ю з че т ыр е х (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению Ц е н т р а л ь н о а з и а т с к о г о с о ю з а между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат общие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а не с бедными и отсталыми.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран — членов СНГ и государств Балтии показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода, переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается, и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.

 

 

Выводы

1. Экономическая интеграция представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Основные формы международной экономической интеграции — зона свободной торговли, таможенный союз, экономический и валютный союз.

2. Международные интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в системы различных ТНК.

3. В мировом хозяйстве выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены: Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности.

4. Наиболее зрелой формой экономической интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз. Реализация принятого в 1987 г. Единого европейского акта предусматривает также создание в Западной Европе единого европейского экономического пространства, в которое войдут и другие европейские страны.

5. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

6. Главные препятствия интеграции: опасения в странах — членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы.

7. Организационные рамки интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов Содружества. Кроме того, на постсоветском пространстве возникло большое число союзов экономического, политического и гуманитарного характера между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества — интеграция «разных скоростей»,

8. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: были достигнуты многие договоренности, но большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего существования.

 

 

Термины и понятия

Международная экономическая интеграция

Зона свободной торговли

Таможенный союз

Платежный союз Общий рынок

Экономический и валютный союз

Глобализация хозяйственной жизни

Открытая экономика

Европейский союз (ЕС)

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС)

МЕРКОСУР

Содружество

Независимых

Государств (СНГ)

Интеграция «разных скоростей»

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Какова взаимосвязь между интернационализацией (глобализацией) хозяйственной жизни и международным разделением труда?

2. В чем сущность международной экономической интеграции?

3. Влияют ли внешнеполитические условия на процесс интеграции?

4. Каким образом функционируют зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз?

5. Насколько эффективна система управления ЕС?

6. Каковы основные источники доходной части бюджета ЕС?

7. Существуют ли возможности и перспективы вхождения России в ЕС?

8. В чем специфика интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском и Североамериканском регионах?

9. Насколько реально формирование единой экономической группировки бывших союзных республик?

10. Зачем России участвовать в СНГ? Может быть, проще иметь только двусторонние связи со всеми остальными странами — членами СНГ?

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

А

 

Абсолютная черта бедности — минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на базе стоимости корзины товаров, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека

Абсорбционный подход — кейнсианский подход к проблемам платежного баланса, предлагающий для его улучшения прежде всего повышать конкурентоспособность отечественных товаров и услуг

Автаркия — экономическая самообеспеченность одной или нескольких стран; обособление экономики страны от экономик других стран

Агрегирование — соединение отдельных частных показателей в единый общий показатель. Например, сведение цен (их динамики) отдельных товаров в показатель общего уровня цен (индекс цен)

Административно-командная система централизованная плановая, коммунистическая) — экономическая система, господствовавшая ранее в СССР, странах Восточной и Центральной Европы и ряде азиатских государств. Ее отличительные особенности — «общественная» (в реалии государственная) собственность на все виды производственных ресурсов, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное планирование как основа хозяйственного механизма

Ажио — надбавка к цене облигации, образующаяся вследствие ее погашения не по номинальному, а по более высокому курсу

Акцизы — налоги, включаемые в цену товара и услуги

Акции — ценные бумаги, удостоверяющие владение паем в капитале акционерного общества и дающие право на получение части прибыли в виде дивиденда

Акционерное общество (АО) — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам АО и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество бывает открытым и закрытым. Открытым признается акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров (подписка на акции и их свободная продажа), закрытым — общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц

Амортизация основного капитала — процесс его физического и морального износа

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС) — интеграционное объединение в составе 21 страны, включая Россию

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — интеграционная группировка, возникшая в 1967 г. Объединяет Индонезию, Малайзию, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Бруней, Мьянму, Вьетнам, Лаос

 

 

Б

 

Банки — организации, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных средств, которые они получат в виде вкладов

Банковские операции — операции, обеспечивающие функционирование и прибыльность деятельности банков. Различают пассивные и активные операции, банковские услуги и собственные операции банков

Банковский кредит — кредит, предоставляемый владельцами денежных средств, преимущественно банками, в виде денежных ссуд

Банкротство — неспособность осуществлять платежи по долговым обязательствам, удостоверенная судебной инстанцией

Бедность — экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств существования

Бегство капитала — отток капитала из страны вследствие экономической и политической нестабильности, высоких налогов, для отмывания незаконно нажитых средств и т.п.

Беженцы — лица, покидающие страну или территорию внутри страны по причинам политической, экономической или этнической дискриминации, а также в результате войн и стихийных бедствий

Безналичные деньги — записи на счетах в банках

Безработица — социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в общественном производстве. Различают несколько видов безработицы: структурную, циклическую, фрикционную, сезонную, частичную, скрытую, застойную, технологическую

Бизнес-план — подробный, четко структурированный документ, описывающий состояние предприятия (фирмы), его цели, пути их достижения и ожидаемые результаты

Биржа труда — учреждение, оказывающее специализированные услуги по трудоустройству граждан на рынке рабочей силы

Биржевая котировка — максимальная цена покупателя и минимальная цена продавца ценных бумаг или товаров на данном рынке и в данный момент времени

Биржевые индексы — различные способы определения тенденций изменения цен на ценные бумаги (индексы Доу Джонса и «Стэндард энд Пурс» — в США, «Никкей» — в Японии, ДАКС и «Франкфурте Альгемайне Цайтунг» — в Германии, индекс агентства Рейтер — в Великобритании и др.)

Брокер (брокерская фирма) — агент, выполняющий заказы клиентов на приобретение и продажу ценных бумаг, товаров и другой собственности и получающий за оказание этих услуг вознаграждение в виде комиссионных

Бухгалтерская прибыль — разность между валовой выручкой и издержками фирмы

Бюджет расширенного правительства — консолидированный бюджет плюс государственные внебюджетные фонды

Бюджетная линия — графическое изображение всех возможных сочетаний покупок товаров, сумма затрат на которые определена

Бюджетный федерализм (межбюджетные отношения) — отношения между бюджетами разных уровней

 

 

В

 

Валовой внутренний продукт (ВВП) — добавленная стоимость всего объема товаров и услуг во всех сферах экономики страны независимо от национальной принадлежности предприятий, расположенных на территории данной страны

Валовой доход — произведение цены на количество продукции

Валовой национальный продукт (ВНП) — добавленная стоимость всего объема продукции и услуг во всех сферах национальной экономики независимо от территориального местоположения национальных предприятий (в своей стране или за рубежом)

Валовые (общуе) издержки — сумма постоянных и переменных издержек

Валюта — любые платежные документы либо денежные обязательства, выраженные в той или иной национальной денежной единице и используемые в международных расчетах

Валютная корзина — определенным способом фиксированный набор валют, используемый для измерения средневзвешенного курса отдельных валют. Используется при создании международных счетных единиц, страховании валютных рисков в сфере торговых и кредитных отношений, а также при установлении рядом стран курса национальной валюты

Валютная котировка — фиксирование курса национальной денежной единицы в иностранной. При этом курс национальной денежной единицы может быть установлен в форме как прямой котировки (1, 10, 100 ед. иностранной валюты = х ед национальной валюты), так и обратной котировки (1, 10, 100 ед. национальной валюты = х ед. иностранной валюты)

Валютная система — форма организации денежных отношений, которая охватывает внутренние денежно-крелитные отношения и сферу международных расчетов; формируется на базе национальных экономик (национальных валютных систем) и с развитием международных экономических отношений превращается в мировую валютную систему

Валютный арбитраж — операции с целью извлечения прибыли из разницы валютных курсов одной и той же денежной единицы на различных валютных рынках (пространственный арбитраж) или разницы в динамике курса (временной арбитраж)

Валютный курс — соотношение обмена двух денежных единиц или цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны

Валютный рынок — совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок. С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество крупных коммерческих банков и других финансовых учреждений, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения для обслуживания международного платежного оборота с использованием средств связи (от телефонов и телексов до электронных и спутниковых систем)

Ваучеры — приватизационные чеки, имевшие хождение в России с начала 1993 г. до конца июня 1994 г. Все граждане России имели право на безвозмездное получение таких ценных бумаг, на которые приобретались акции приватизируемых предприятий

Вексель (переводной) — см. Тратта

Вексель (простой) — обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, содержащее в себе указание места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа

Вмененные издержки — альтернативные издержки использования ресурсов, являющихся собственностью фирмы

Внешняя торговля на основе эффекта масштаба — теория, объясняющая торговый обмен между странами дифференцированной продукцией одной отрасли тем, что им выгодно специализироваться на торговле товарами, при создании которых они получают экономию на масштабе производства

Внутренняя норма доходности (рентабельности) — относительный показатель эффективности инвестиционного проекта

Внутриотраслевая конкуренция — соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции

Входные барьеры (барьеры входа, вхождения) — факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов посредством возрастания риска и увеличения затрат для новых фирм

Выходные барьеры (барьеры выхода) — факторы социально-политического и экономического характера, препятствующие уходу из отрасли (с рынка) фирм с низкой рентабельностью или убыточных

Возрастная структура основмлх фондов — разбивка основных фондов по возрастным категориям и их соотношение

 

Г

 

 

Глобализация — процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала

Горная рента — в хозяйственной жизни обычно представлена теми специальными налогами (на пользование недрами, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и др.), которые добывающая компания платит главному собственнику природных ресурсов — государству

Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов)

Государственный долг — накопленная задолженность государственных органов

Государственный сектор экономики (госсектор) -~ совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных)

Государственные внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в бюджет

Демонополизация экономики — предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности (т.е. действий хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и управления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции) и одновременно содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства

Денежная база — используемый в России показатель, включающий наличные деньги (агрегат МО) и обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке РФ

Денежная система — форма организации денежного обращения в стране, т.е. движение денег в наличной и безналичной формах. Она включает следующие элементы: денежную единицу, масштаб цен, виды денег в стране, порядок эмиссии и обращения денег, а также государственный аппарат, осуществляющий регулирование денежного обращения

Денежно-кредитная политика — совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономики

Денежные доходы — получение денег в виде оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, доходов от собственности (в виде процентов, дивидендов, ренты доходов от продажи недвижимости, продукции сельского хозяйства, доходов от оказания различных услуг

Денежные поступления (денежный поток) — чистый (нетто) денежный результат коммерческой деятельности фирмы

Денежный рынок — рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года), включающий учетный, межбанковский и валютный рынки

Денежный сектор — та часть экономического кругооборота (см. Экономический кругооборот), которая представлена прежде всего движением доходов, расходов и денег



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 788; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.146 (0.13 с.)