ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 11. Экономический рост



 

1. Экономический рост и экономическое развитие.

2. Показатели экономического роста.

3. Факторы, влияющие на экономический рост.

4. Модели экономического роста. Модель Харрода-Домара. Модель Э.Денисона.

5. Государственное регулирование экономического роста.

6. Социальная политика государства.

 

· Упражнения

Можно ли однозначно считать: существует экономический рост или нет, если прирост ВНП больше, меньше или равен нулю?

Проанализируйте факторы экономического роста и факторы, сдерживающие экономический рост. Какие из них являются преобладающими в национальной экономике России?

 

· Тесты

Выберите правильные ответы

В моделях экономического роста:

А) раскрываются причины колебаний экономической активности;

Б) исследуются факторы, обеспечивающие совместимость динамического равновесия с полной занятостью;

В) объясняется, каким образом согласуются планы фирм, потребителей и государства;

Г) показываются причины отклонения от траектории устойчивого равновесного роста экономики;

Д) верны ответы а) и в);

Е) верны ответы б) и г).

В моделях экономического роста Р. Харрода в отличие от моделей Е. Домара:

А) используется гибкая система цен;

Б) объем сбережений задается экзогенно;

В) объем инвестиций определяется эндогенно в зависимости от изменения состояния экономической конъюнктуры;

Г) экономика всегда развивается по устойчивой равновесной траектории.

· Основная литература

  1. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - Тема 6.
  2. Экономика [Текст] : учебник / под ред. А.С. Булатова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - С. 399-413.

· Дополнительная литература

  1. Вечканов Г.С. Макроэкономика [Текст]: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 10.
  2. Грицюк T.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика [Текст] / T.В. Грицюк. - М.: Изд-во РДЛ, 2004. - Глава 5, 6, 8.
  3. Ивашковский С.Н. Макроэкономика [Текст]: учебник / С.Н. Ивашковский. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004. - Глава 15, 16.
  4. Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика [Текст]: учеб. для вузов/ К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – Пер. с 14-го англ. изд. – М.:Инфра-М, 2003. – С. 394-413.
  5. Макроэкономика [Текст] / под ред. Н.П. Кетовой. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2004. - Раздел 12.
  6. Макроэкономика [Текст]: учеб. пособие/ под ред. Л.П. Зеленьковой. – Минск: Новое знание, 2002. – С. 94-112.
  7. Экономическая теория [Текст] : учебник / под общ. Ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА - М, 2002. - Глава 22.
  8. Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения [Текст] : учеб. пособие / под ред. В.Я. Иохина. - М.: Экономистъ, 2003. - С. 172-185.

Семинар 12. Открытая экономика

1. Необходимость включения российской экономики в мировое хозяйство как важный элемент создания рыночной экономики.

2. Национальная экономическая безопасность и формирование открытой экономики.

3. Изменение роли внешней торговли и проблемы ее либерализации.

4. Основные проблемы и направления интеграционных процессов в переходной экономике. Проблемы интеграции России со странами СНГ.

5. Валютные курсы и конвертируемость. Роль и функции обменного курса в переходной экономике.

Решить задачи.

1.Определите ключевые моменты мировой валютной системы и дайте сравнительную характеристику Парижской, Генуэзской, Бреттон-Вудской и Ямайской валютных систем.

2.В условиях ямайской валютной системы валютный курс определяется

а) соответствием между количеством денег и золотым запасом

б) спросом на валюту и предложением валюты

в) ценой золота на мировом рынке

г) государством

3.Если в Республике Гига 1 тройская унция золота стоит 200 реалов, а в Республике Нано 500 лир, то номинальный валютный курс лиры равен ____ реал(-а).

4.Предположим, что потребительская корзина американца стоит 250 долларов, а россиянина – 6000 рублей. Номинальный обменный курс рубля 30 рублей за доллар. Каков реальный обменный курс рубля?

 

· Упражнения

1. Чем закрытая экономика отличается от открытой?

2. Какие формы международных экономических отношений являются основными для России?

3. В настоящее время наблюдается к усилению взаимодействия и взаимозависимости национальных экономик. Какие факторы предопределяют взаимозависимость государств современного мира? Как Вы считаете, означает ли процесс интернационализации постепенный отказ от национального интереса и национального суверенитета?

4. Диалектическое единство общемировых и национальных воспроизводственных процессов не исключает действия тенденции к достижению технико-экономической независимости страны. Объясните, как соотносится усиление экономической взаимозависимости с проблемами достижения технико-экономической независимости страны?

5. Какова роль и место российской экономики на современном мировом рынке технологий?

6. Общая либерализация торгового режима не означает повсеместного ослабления государственного контроля за внешнеторговой деятельностью. Более того, такой контроль становится особенно необходим в условиях переходного периода, несогласованности действий между органами различных уровней. Какие методы и инструменты внешнеторговой политики предусмотрены законом РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»? Какие негативные последствия возможны для национальной экономики при условии несовершенства правового и экономического регулирования, недостаточности мер контроля за внешнеторговой деятельностью со стороны государства?

7. Инвестиционный климат в национальной экономике характеризуется целым рядом специальных индикаторов, которые рассчитываются международными финансово-экономическими организациями. Раскройте особенности инвестиционного климата в современной России.

8. Курс рубля по отношению к доллару в течение 5 операционных дней оставался неизменным, уровень инфляции составлял 0,12% в день. Конкурентоспособность товаров, экспортируемых из России, в эти дни: повысилась, понизилась, не изменилась?

9. Экономическая интеграция национальных хозяйств – единственный ли это путь достижения экономического роста?

 

· Основная литература

  1. Макроэкономика. Теория и российская практика [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. - Тема 17.

· Дополнительная литература

  1. Вечканов Г.С. Макроэкономика [Текст]: учебник / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - СПб.: Питер, 2002. - Глава 17, 18.
  2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика [Текст]: учебник / С.Н. Ивашковский. - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2004. - Глава 12.
  3. Макроэкономика [Текст] / под ред. Н.П. Кетовой. - Ростов н/Д.: "Феникс", 2004. - Раздел 15.
  4. Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения [Текст] : учеб. пособие / под ред. В.Я. Иохина. - М.: Экономистъ, 2003. - С. 264-273.

 

 

Темы эссе

1. Динамика реального и номинального ВВП России.

2. Использование ценовых индексов в макроэкономических расчетах.

3. Можно ли обеспечить полную занятость?

4. Что такое индекс опережающих индикаторов и для чего он используется?

5. Последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики государства в краткосрочном периоде.

6. Последствия стимулирующей бюджетно-налоговой политики государства в долгосрочном периоде.

7. Способы финансирования дефицита государственного бюджета.

8. Что такое бегство капитала?

9. Что такое стерилизация изменения валютных резервов и почему ее проводят?

10. Что лучше для экономики страны: падение или рост курса национальной валюты?

11. Государственное регулирование валютного курса.

12. Почему инфляция обладает инерцией?

13. Прокомментируйте следующее высказывание, используя знания по макроэкономической теории. «В 80-е годы Р. Рейган, выводя США из стагфляции при помощи стимулирования технологического прогресса (лучший способ для этого, как показывает вся история человечества, - военные расходы), во многом для их оправдания создал образ СССР как «империи зла».

14. Возможные экономические последствия природных катаклизмов для страны (на примере урагана «Катрина», цунами).

15. Почему главная роль в формировании политики принадлежит экономистам?

16. Инфляция в России.

17. Могут ли повлиять демографические сдвиги на экономику страны?

18. «Сфера услуг не вносит такого вклада в ВВП, как промышленность, которая производит «материальные блага». Прокомментируйте это предложение.

19. ВВП как показатель благосостояния часто подвергают критике.

20. Почему экономическая история столь важна для макроэкономической политики?

21. Особенности макроэкономических моделей российской экономики.

22. Мультипликативные эффекты в российской экономике.

23. Проблема преодоления диспропорций в развитии реального сектора российской экономики.

24. Финансовые рынки в макроэкономических моделях.

25. Особенности финансовых кризисов.

26. Дисбаланс между финансовым и реальным секторами российской экономики и пути его преодоления.

27. Глобализация мировой экономики: факторы и направления.

28. Китайская модель экономического роста: уроки для России.

29. Скандинавская модель экономического роста: уроки для России.

30. Закон Оукена и его действие на региональном уровне.

31. Неформальная занятость в современной российской экономике.

32. Структурные трансформации в современной России.

33. Инновации и новое качество экономического роста.

34. Инновации и цикличность экономической динамики.

35. Институциональные аспекты стимулирования инновационных процессов.

36. Финансовое обеспечение инновационной модели экономического роста.

37. Инновационные процессы в экономике российских регионов.

38. Национальная инновационная система России.

39. Особенности проявления в российской экономике дилеммы экономической политики, заложенной в кривой Филлипса.

40. Противоречивость социальных последствий экономического роста в России.

41. Противоречивые последствия глобализации.

42. Научные подходы к проблеме эффективности макроэкономической политики.

43. Различные подходы к стимулирующей экономической политике.

44. Особенности экономической политики в российской экономике.

 

Образовательные технологии

Основными образовательными технологиями, используемыми при обучении дисциплине (модулю) «Макроэкономика», являются:

- технологии проблемного обучения (теоретические и практические занятия проблемного характера, диалоговая форма обучения);

- технология активного и интерактивного обучения (обсуждение вопросов по теме семинарского занятия, рефераты, эссе, решение учебных задач, тестирование, разбор конкретных ситуаций, работа в малых группах и т. п.).

Самостоятельная работа студентов осуществляется в форме подготовки к семинарским занятиям по темам курса, решения тестовых заданий и учебных задач, написания рефератов и эссе, выполнения контрольных работ, подготовка курсовой работы с последующей защитой. Удельный вес занятий в активной и интерактивной формах обучения – 21 % занятий (привлечение студентов к решению учебных проблем на лекциях, организация дискуссий, разбор конкретных ситуаций на семинарах, защита курсовых работ).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров программа по данной дисциплине предусматривает использование в учебном процессе следующие образовательные технологии: кейс метод; лекция-диалог.

Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию макроэкономики с точки зрения реальных макроэкономических расчетов. Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации

Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор методов макроэкономического анализа, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Суть кейс-метода заключается в том, что предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Кейс-метод – это метод обучения, который устанавливает оптимальное сочетание творческого обучения и практических навыков, при нем студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы составляют основы беседы группы под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе.

Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать свое мнение. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем игру, обеспечивающую освоение теоретических положений и овладение практическим материалом. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию по отношению к учебе. Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, его особая парадигма, позволяющая по-иному думать и действовать, обновить свой творческий потенциал.

Таким образом, преимущества кейс-метода состоят в том, что он:

1. Позволяет демонстрировать экономическую теорию с точки зрения реальных событий.

2. Позволяет заинтересовать студентов в изучении других предметов и явлений.

3. Способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработке и анализа информации.

Обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, обсуждение проблем кейсов и выработке навыков принятия решений.

Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).

В лекциях, помимо передачи субъектам обучения программных знаний, предусматривается подключение студентов к активной поисково-познавательной деятельности, проводимой в форме диалога лектора со слушательской аудиторией. Ее цель: научить студентов на основе имеющейся информации о макроэкономическом состоянии в отдельных сферах экономики, выбирать методы решения макроэкономических задач (проблем); развить инициативность, самостоятельность и креативность мышления. В общении, в обмене мнениями, в полемике, студенты, направляемые вопросами преподавателя, приходят к совместному решению проблемной задачи. Темой для диалога может стать, например, проблема безработицы в российской экономике. В диалогах по выбранной теме студенты должны аргументировать свою точку зрения. Задания данного типа способствуют оптимизации мыслительной деятельности обучающихся и, в известной мере, приближают их к пониманию процесса научного творчества.

Занятия в интерактивной форме обучения проводится посредством привлечения студентов к решению учебных проблем на лекциях, организации дискуссий, проведения деловых игр, круглых столов, разбора конкретных ситуаций на семинарах, защиты эссе. обсуждение в группе в процессе обучения используется как метод имитации (подражания) принятия решения студентами в искусственно созданной ситуации с помощью консультации преподавателя. Занятия в форме круглого стола являются наиболее эффективным способом для обсуждения острых, сложных и актуальных вопросов, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглого стола заключается в поиске решения по конкретному вопросу, а также в возможности вступить в научную дискуссию по интересующим вопросам. Данные о занятиях в интерактивной форме приведены в таблице.





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)