ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в экономику. Экономическая теория и ее развитие



ЭКОНОМИКА

 

ПЛАНЫ

семинаров и методические рекомендации к ним

для слушателей 1 и 2 курса неэкономических специальностей

(период изучения – один семестр)

 

 

Москва – 2009


 

Экономика: Планы семинаров и методические рекомендации к ним для курсантов 1 и 2 курса неэкономических специальностей/Подготовлены коллективом кафедры экономики: под ред. начальника кафедры к.э.н., доцента Н.В. Артемьева. – М.: МосУ МВД России, 2009. – 41 с.

 

Планы семинаров и методические рекомендации к ним подготовлены на основе рабочей учебной программы по дисциплине «Экономика», одобренной Ученым советом Московского университета МВД России. Подготовлены коллективом кафедры экономической теории в лице:к.э.н., доц. Артемьев Н.В., к.э.н., проф. Старостенко В.К., д.э.н., проф. Хомерики Г.В., Шибин А.Н.

Изучение курсантами 1 и 2 курса учебной дисциплины «Экономика» предполагает усвоение ими основных экономических категорий, рассмотрение специфики современного мира экономики, исторического пути и перспектив развития хозяйства страны и направлено на формирование навыков самостоятельного творческого анализа экономической действительности.

Радикальная экономическая реформа в современной России определяет новую направленность экономического обучения. Изучение экономических дисциплин должно способствовать не заучиванию абстрактных теоретических истин, а творческому рассмотрению основных проблем экономической деятельности применительно к регулируемой рыночной экономике.

Программа дисциплины «Экономика» аккумулирует достижения современной отечественной и зарубежной экономической науки, цивилистики, хозяйственной практики. Особое внимание в ней уделяется экономическим проблемам, определяющим противоправное поведение.

В современных условиях успешная борьба с преступностью невозможна без глубокого понимания сущности процессов, происходящих в экономико-правовой сфере российского общества. Экономические процессы во многом предопределяют изменения криминогенной ситуации в стране в целом и, особенно, в части борьбы с организованной преступностью.

Рост удельного веса и все большее доминирование экономических преступлений, усложнение этого вида преступности, вступление в силу новых Уголовного, Гражданского, Налогового кодексов РФ и Кодекса РФ об административных правонарушениях требуют от работников органов внутренних дел соответствующего понимания сути деформаций экономических отношений.

В связи с этим, выпускники образовательных учреждений МВД России должны иметь довольно широкий экономический кругозор, обеспечивающий им возможность ориентироваться и быстро реагировать на изменения реалии формирующейся рыночной экономики.

Цель изучения дисциплины «Экономика» состоит в ознакомлении обучающихся с достижениями современной экономической науки, сущности фискальной, денежно-кредитной, социальной и инвестиционной политики, реальной хозяйственной практикой государственных и коммерческих структур, передовым зарубежным и отечественным опытом управления и контроля в сфере экономики, противоречиями перехода к рыночной экономике, негативными аспектами этого движения, новыми факторами преступности в сфере экономики.

В результате изучения дисциплины выпускники должны:

знать:

основные экономические понятия, категории и законы:

уметь:

ориентироваться в информации, характеризующей процессы в основных сферах экономики: банковской системе, предпринимательстве, торговле, топливно-знергетическом комплексе, сельском хозяйстве, внешнеэкономической деятельности и др.; анализировать динамику макро- и микроэкономических показателей; использовать полученную экономическую информацию для выявления и предупреждения правонарушений и разработки эффективных методов борьбы с ними.

Рабочей программой по данной дисциплине предусмотрена подготовка каждым курсантом реферата (требования к реферату изложены в предлагаемом пособии), положительные оценки по которым служат основанием допуска слушателей к экзамену, являющемуся итоговым контролем усвоения ими данной учебной дисциплины.

Курсанты университета, обучающиеся по очной форме, допускаются к экзаменационной сессии при условии сдачи всех зачетов, выполнения контрольных работ, а также рубежного контроля по дисциплине, вынесенной на экзамен. Кафедра имеет право не допустить к сдаче экзамена (зачета) курсантов и слушателей, неудовлетворительно занимавшихся по дисциплине в течение семестра».

В этой связи, учебный материал пропущенных курсантами тем и тем, по которым были получены на семинарах неудовлетворительные оценки, должен быть изучен и сдан преподавателю в дни проведения консультаций на кафедре.

При подготовке к занятиям курсантам целесообразно придерживаться приводимых ниже рекомендаций, а также использовать возможность выступления на семинарах с докладами и рефератами по темам, предлагаемым данным пособием или избираемым самостоятельно по согласованию с преподавателем.

Литература, необходимая для изучения экономической теории и подготовки к семинарам, приводится в конце настоящего учебно-методического пособия.

В данном учебно-методическом пособии приведены также вопросы для подготовки к экзамену по учебной дисциплине «Экономика».

Тематический план

 

№ п/п.   Наименование разделов, тем Всего часов Аудиторных часов Количество часов по видам занятий Виды ТСО
Лекции Семи нары Практ. занят. Сам. работа
Введение в экономику. Экономическая теория и ее развитие - Документ-камера, видеопроектор
Экономическое содержание отношений собственности -
Основы рыночного хозяйства и его структура
Предпринимательская деятельность и ее формы -
Факторы производства. Издержки производства и прибыль -
Ценообразование в рыночной экономике
Доходы в рыночной экономике и их распределение -
Управление производством. Основы маркетинга и менеджмента -
Конкуренция и монополия
Экономический рост и государственное регулирование экономики -
Закономерности денежного обращения и инфляция -
Финансовые и кредитно-банковские отношения. Налоговая политика
Экономические отношения в аграрном секторе хозяйства -
Экономические аспекты социальной политики государства -
Экономические отношения в системе мирового хозяйства
  Итого часов

Практическое занятие № 1 (тт. 1 - 3)

(предполагает решение практических заданий, предложенных преподавателем, по изученным темам)

Время – 2 часа

 

Примерные варианты практических заданий:

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

1. Что изучает экономическая наука, или что составляет предмет экономической науки:

а) показатели развития отраслей национального хозяйства;

б) экономическую статистику;

в) бухгалтерский и иные виды учета экономической деятельности;

г) методы и формы делового общения;

д) экономику предпринимательства;

е) принципы построения хозяйственного механизма рыночной системы;

ж) общие законы развития экономической цивилизации:

з) моделирование экономической деятельности;

и) изменение экономических потребностей индивидов и общества?

 

2. Основные элементы инструментария экономической науки:

а) математические методы:

б) теория игр;

в) метод абстрагирования;

г) метод дедукции;

д) метод индукции;

е) формальная логика;

ж) восхождение от абстрактного к конкретному;

з) единство исторического и логического;

и) экономико-математическое моделирование;

к) теория систем.

 

3. Что включает понятие «микроэкономика», а что – понятие «макроэкономика»:

а) инфляцию;

б) занятость трудоспособного населения;

в) законы денежного обращения;

г) курс доллара в обменных пунктах;

д) принципы налогообложения;

е) уровень цен на московских розничных рынках;

ж) федеральный бюджет на очередной финансовый год;

з) экономическую программу правительства на определенный период?

 

4. Что следует понимать под способностью специалиста-профессионала мыслить экономически:

а) знание экономических законов;

б) умение давать количественную оценку секторов своей деятельности;

в) понимание сущности и социально-экономических последствий государственных законов и нормативных актов;

г) способность абстрагироваться от второстепенных факторов;

д) способность находить нетривиальные решения;

е) не менять без очевидной необходимости принятые решения?

 

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

 

1. Советская экономика — грандиозный экономический эксперимент.

2. Российской экономике не свойственны монополии.

3. Благосостояние народа можно обеспечить за счет импорта потребительских товаров в значительных объемах.

4. В странах со слабой экономикой отсутствует рынок.

5. Положения теоретической экономики должны находить практическое подтверждение в каждый данный момент и в каждом конкретном случае.

6. Экономика не является точной наукой и поэтому ее нельзя использовать при руководстве национальным хозяйством.

7. Современная экономическая наука допускает применение различных теорий для различных ситуаций.

8. Экономическая наука пользуется только количественными методами исследования экономических процессов и явлений.

9. В силу многогранности экономической действительности количественное измерение ее составляющих невозможно.

10. Ограниченность ресурсов человечества носит абсолютный характер вследствие ограниченности Земного шара.

11. Использование экономико-математических методов приводит к отрыву экономической теории от хозяйственной деятельности человека.

12. Безграничные материальные потребности обусловливают ограниченность ресурсов.

13. Правительство мало вмешивается в экономику, если оно проводит политику, основанную на принципах свободной конкуренции.

 

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Раскройте содержание понятия «экономика».

2. Предмет экономической теории.

3. Краткая характеристика меркантилизма как экономического учения.

4. Краткая характеристика научной школы физиократов.

5. Классическая политическая экономия: краткая характеристика.

6. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.

7. Краткая характеристика маржинализма.

8. Краткая характеристика учения Д. Кейнса.

9. Функции экономической теории.

10. Методы исследования социально-экономических явлений.

11. Экономические категории, их сущность и значение.

12. Экономические законы, их сущность, классификация и значение.

13. Роль и место экономических знаний в деятельности работников ОВД.

14. Собственность как экономическая категория.

15. Характеристика правоотношений собственности.

16. Классификация собственности по видам и формам.

17. Трансформация отношений собственности: сущность, необходимость.

18. Разгосударствление экономики: сущность, направления, последствия.

19. Приватизация собственности: понятие, способы осуществления.

20. Направления криминализации отношений собственности в процессе ее приватизации.

21. Роль ОВД в охране отношений собственности.

22. Понятие и типы экономических систем.

23. Особенности экономической системы традиционного типа.

24. Особенности экономической системы командно-административного типа.

25. Особенности экономической системы рыночного типа.

26. Особенности экономической системы смешанного типа.

27. Краткая характеристика американской модели рыночной экономики.

28. Краткая характеристика японской модели рыночной экономики.

29. Краткая характеристика шведской модели рыночной экономики.

30. Краткая характеристика немецкой модели рыночной экономики.

31. Сущность и функции рынка.

32. Структура рынка.

33. Рыночный механизм и его элементы.

34. Теневая экономика и ее социально-экономические последствия.

35. Положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.

36. Сущность принципа «невидимой руки».

 

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

 

1. Преимущество индивидуального предпринимательства перед коллективными формами бизнеса заключается в следующем:

а) простота создания и ликвидации;

б) налоговые преимущества;

в) конфиденциальность и независимость в бизнесе;

г) все перечисленное выше;

д) ни одно из перечисленных выше.

 

2. Хозяйственное общество с ограниченной ответственностью:

а) несет риск убытков в пределах стоимости внесенных участниками вкладов;

б) обеспечивает приток капитала в фирму;

в) отвечает за долги, превышающие размер собственных средств;

г) все перечисленное выше;

д) ничего из перечисленного выше.

 

3. Важнейшими факторами успешного предпринимательства являются:

а) наличие необходимого начального капитала;

б) ответственность и активность предпринимателя;

в) работа в рамках государственного законодательства;

г) все перечисленные выше факторы.

 

4. Правами акционеров являются:

а) вложение капитала в фирму;

б) голосование;

в) получение дивидендов;

г) ознакомление с документацией компании;

д) все перечисленные права вместе.

 

5. К главным особенностям государственных и муниципальных унитарных предприятий относятся следующие:

а) создание унитарного предприятия по решению уполномоченного органа;

б) нахождение имущества в собственности государства или муниципалитета;

в) принадлежность имущества предприятию на праве хозяйственного ведения (или на праве оперативного управления);

г) все перечисленное выше;

д) ничего из перечисленного выше.

 

6. Постоянные издержки – это:

а) затраты на повышение квалификации персонала;

б) выплата заработной платы при уходе персонала в «вынужденный отпуск»;

в) надбавка к зарплате за сложность выполняемой работы.

 

7. Правление фирмы принимает решение об увеличении производства. Какие виды издержек фирма принимает во внимание, полагая, что на данное изделие будут расти:

а) постоянные издержки;

б) переменные издержки;

в) валовые издержки;

г) явные издержки;

д) бухгалтерские издержки;

е) предельные издержки.

 

8. Фирма расширяет производство с 80 единиц на 10%. При этом совокупные издержки вырастают с 640 до 700 руб. Предельные издержки дополнительной продукции будут равны:

а) 165 руб.;

б) 25 руб.;

в) 20 руб.;

г) все ответы неверны;

д) для ответа недостаточно информации.

 

9. Экономические законы спроса и предложения – это:

а) законы государственного планового ценообразования на социально значимые товары, устанавливаемые на уровне ниже рыночного равновесия;

б) законы конкурентного ценообразования в смешанной рыночной экономике;

в) и ответ а,и ответ б,поскольку они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

 

10. Предложение товаров на рынке зависит:

а) от экономии издержек производства;

б) от уровня применяемых в производстве технологий;

в) от цен на ресурсы производимых товаров;

г) верны ответы а, б и в;

д) предложение товаров не зависит от условий, перечисленных в предыдущих пунктах, что можно доказать с помощью графика (начертить график).

 

11. Эластичность спроса — это характеристика реакции покупателей на снижение цены товаров. Например, если 1%-е снижение цены вызывает увеличение продаж товаров более чем на 1%, то это соответствует:

а) единичной эластичности спроса;

б) неэластичному спросу;

в) эластичному спросу.

 

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

 

1. Хозяйственное товарищество создать так же легко, как и индивидуальную фирму.

2. Никакая другая организационная форма собственности в бизнесе не может сравниться с акционерным обществом открытого типа в его успехах по сосредоточению денежных средств, человеческих ресурсов и по концентрации материальных активов.

3. Даже в случае резкого сокращения деятельности фирмы сохранятся все постоянные издержки.

4. Трамвайный парк заменил четыре двухвагонных трамвая прежней модели на четыре больших одновагонных трамвая новой модели. Пассажирская вместимость нового трамвайного вагона равна вместимости двух прежних вагонов. Как следствие этого трамвайный парк смог уменьшить удельные затраты на обслуживание одного пассажира.

5. В акционерном обществе открытого типа вкладчики не могут обратить свои акции в наличность, продав их на рынке.

6. Новые фирмы могут финансироваться из личных сбережений, за счет ссуды коммерческого банка, кредита поставщика, из средств частных инвесторов и венчурного капитала.

7. Интенсивное использование фактора — это использование данного фактора производства в большей степени, чем других факторов.

8. Изменение рыночной цены на продукцию фирмы не потечет за собой необходимость изменения в соотношении факторов производства.

9. Одно из проявлений действия закона спроса — это увеличение количества покупок товара при снижении его цены.

10. Смещение кривой спроса на любой товар можно объяснить, кроме прочих причин, снижением предложения этого товара.

11. Если семьи Ивановых, Петровых, Сергеевых, Николаевых и другие покупают своим сыновьям велосипед одной и той же модной марки, то это смещает вправо вверх кривую повышающегося спроса на этот велосипед.

12. Цена товара не является фактором, вызывающим смещение кривых, как спроса, так и предложения.

13. Под благовидным предлогом социального равенства можно принудительно установить цену товара ниже равновесного уровня. Но вследствие этого возникнет дефицит именно этого товара с низкой ценой.

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Понятие и сущность предпринимательства.

2. Сферы предпринимательской деятельности.

3. Характерные черты предпринимательской деятельности.

4. Основные функции предпринимательства.

5. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России.

6. Краткая характеристика индивидуального частного предприятия.

7. Краткая характеристика и классификация товарищества.

8. Краткая характеристика государственного предприятия.

9. Краткая характеристика и виды акционерных обществ.

10. Факторы, сдерживающие развитие предпринимательства в современной России.

11. Причины развития теневого предпринимательства в России.

12. Роль ОВД в защите предпринимательской деятельности.

13. Сущность и классификация факторов производства.

14. Особенности спроса на факторы производства.

15. Труд как фактор производства.

16. Капитал как фактор производства.

17. Земля как фактор производства.

18. Предпринимательская способность как фактор производства.

19. Структура издержек производства.

20. Сущность и классификация издержек производства.

21. Внешние и внутренние издержки производства.

22. Прибыль, механизм ее образования.

23. Экономическая и бухгалтерская прибыль.

24. Валовая и чистая прибыль.

25. Методы снижения издержек производства и повышения нормы прибыли.

26. Приемы и способы получения фирмами сверхприбыли.

27. Спрос и факторы, влияющие на него.

28. Кривая спроса и закон спроса.

29. Цена спроса.

30. Эластичность спроса и ее практическое значение.

31. Предложение и факторы, лежащие в его основе.

32. Кривая предложения и закон предложения.

33. Цена предложения.

34. Эластичность предложения и ее практическое значение.

35. Механизм образования равновесной цены, ее сущность.

36. Работа механизма рынка при отклонении цены вверх от равновесной.

37. Работа механизма рынка при отклонении цены вниз от равновесной.

38. Виды рыночного равновесия.

39. Работа рыночного механизма при увеличении спроса на данное благо.

40. Работа рыночного механизма при уменьшении спроса на данное благо.

41. Основные функции цены.

42. Виды цен и их взаимосвязь.

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

 

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

 

1. Форма кривой Лоренца не зависит от системы налогообложения.

2. В условиях рыночной экономики России в целях более справедливого распределения следует ввести систему распределения, предусмотренную К. Марксом.

3 Экономическая прибыль — это разность между суммарной выручкой и явными издержками.

4. Форма кривой Лоренца не зависит от трансфертных выплат населению.

5 Прогрессивное налогообложение усиливает неравенство между различными группами населения.

6. Понятие производного спроса на факторы производства практического значения не имеет.

7. В России в современных условиях каждый работник согласен на увеличение продолжительности рабочего дня при адекватном увеличении оплаты труда.

8. Наличные деньги — это самый надежный способ сохранения капитала.

9. Хочешь потерять друга — дай ему в долг деньги (пословица).

10. Большинство выдающихся экономистов-теоретиков были богатыми людьми (Рикардо, Кейнс); это можно считать доказательством верности их теорий.

11. Различия в оплате труда выпускников высших учебных заведений и средней школы будет возрастать в ходе осуществления экономической реформы в России.

12. Основная стратегическая задача деятельности профсоюзов — борьба за своевременную выплату заработной платы.

13. Монополистически конкурентные фирмы производят товары с уникальными характеристиками.

14. В рыночной структуре монополистической конкуренции фирма способна при всех условиях присваивать экономическую прибыль.

15. В рыночной структуре совершенной конкуренции наблюдается большее разнообразие предлагаемых товаров, чем в условиях монополистической конкуренции.

16. Если производитель, действующий в рамках олигополистической структуры рынка, изменяет цену и объем производства, то это не оказывает влияния на поведения конкурентов.

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Понятие и виды первичных (факторных) доходов в рыночной экономике.

2. Номинальные, располагаемые и реальные доходы населения.

3. Источники и механизм формирования заработной платы как факторного дохода.

4. Источники и механизм формирования процента как факторного дохода.

5. Источники и механизм формирования ренты как факторного дохода.

6. Источники и механизм формирования прибыли как факторного дохода.

7. Основные источники формирования номинальных доходов населения России.

8. Причины и условия возникновения проблемы дифференциации доходов в рыночной экономике.

9. Характеристика кривой Лоренца и коэффициента Джини.

10. Виды доходов от незаконной экономической и преступной деятельности.

11. Влияние несовершенной конкуренции на уровень заработной платы на рынке рабочей силы.

12. Место, роль и направления деятельности ОВД в системе распределительных отношений в обществе.

13. Сущность управления хозяйственной деятельностью.

14. Понятие и структура системы управления производством.

15. Принципы управления хозяйственной деятельностью.

16. Функции управления производством.

17. Методы, способы и инструменты управленческих воздействий в экономике.

18. Характеристика субъектов управления производством.

19. Характеристика объектов управления производством.

20. Сущность и принципы маркетинга.

21. Функции маркетинга.

22. Организация деятельности маркетинговой службы фирмы, предприятия.

23. Менеджмент коммерческого предприятия. Соотношение понятий “менеджмент” и “управление хозяйством”.

24. Задачи менеджмента по реализации функций маркетинга на предприятии.

25. Использование принципов маркетинга и менеджмента в деятельности различных служб ОВД.

26. Сущность конкуренции и ее виды.

27. Экономические и неэкономические методы конкурентной борьбы.

28. Ценовая и неценовая конкуренция.

29. Совершенная (свободная) и несовершенная конкуренция и их отличительные особенности.

30. Отрицательные и положительные социально-экономические последствия конкуренции.

31. Конкуренция и преступность.

32. Экономическая природа и причины возникновения монополий.

33. Типы и формы монополий в экономике.

34. Виды монополистических объединений.

35. Транснациональные и многонациональные монополии, общие и отличительные их черты.

36. Особенности ценового равновесия на монопольном рынке. Монопольная цена и монопольная прибыль.

37. Экономические последствия монополизации экономики.

38. Антимонопольное (антитрестовское) законодательство и мировая практика его применения.

39. Эволюция и эффективность правовых средств государственного ограничения монополистической деятельности на товарных рынках в России.

40. Специфические формы участия ОВД в управлении социальными и экономическими процессами.

 

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

 

1. За десятилетний период производство потребительских товаров в стране выросло в 1,5 раза, затраты на охрану окружающей среды выросли на 100%, ВВП увеличился в 2 раза, потери в национальном хозяйстве составили 10% от ВВП. Чем можно объяснить подобную экономическую ситуацию:

а) умелым государственным вмешательством в экономику;

б) увеличением реальных доходов населения;

в) неблагоприятными метеорологическими условиями.

 

2. Источниками повышения жизненного уровня народа Восточной Германии после образования единой Германии можно считать:

а) адекватное снижение жизненного уровня населения западных районов Германии;

б) перераспределение расходных статей федерального бюджета Германии;

в) повышение эффективности восточногерманских предприятий;

г) иностранную помощь.

 

3. Воздействие инфляции на экономический рост проявляется:

а) в повышении темпов экономического роста;

б) в снижении темпов экономического роста;

г) в увеличении безработицы;

д) в изменении отраслевой структуры национального хозяйства.

 

4. В результате экономического роста:

а) распределение доходов становится более равномерным,

б) распределение доходов становится более неравномерным

в) увеличивается количество свободного времени;

г) уменьшается стремление больше заработать.

 

5. Каковы причины возможных ошибок в принятии решений в сфере экономической политики? Отметьте варианты, которые вы считаете верными:

а) отсутствие должной информации о микроэкономике на правительственном уровне;

б) недостаточная профессиональная подготовка правительственной команды;

в) наличие элемента «иррациональности» в поведении каждого человека, в том числе лиц, принимающих решения на правительственном уровне.

 

ВЕРНО – НЕВЕРНО

(аргументировать выбранный ответ)

 

1. Совершенствование производства происходит только под воздействием государства.

2. Кризисные спады производства типа «Великой депрессии» являются незакономерными.

3. Милитаризация экономики приводит к повышению темпов экономического роста.

4. Закрытие ряда убыточных угольных шахт — эффективный фактор экономики.

5. Повышение качества жизни отрицательно сказывается на динамике производительности труда.

6. Финансовая система представляет собой инструмент реализации экономической политики и одновременно — направление данной политики.

7. Налоговая система является продуктом больше исторического развития, чем рациональных рассуждений.

8. Наиболее высокий уровень максимальной ставки подоходного налога в развитых западных странах отмечен сегодня в Англии (65%), наименее высокий — в Японии (40%).

9. Создавая рыночную модель регулирования, правительство должно находить одно-единственное правильное решение, которое отражало бы идеальный вариант экономической политики на данном этапе.

10. Если уровень цен на товары и услуги сократится на 50%, то ценность денег удвоится?

11. Рост номинального объема ВНП возможен и без увеличения количества денег в обращении. (Подсказка: используйте уравнение обмена).

12. Продажа государственных облигаций коммерческим банкам увеличивает предложение денег.

13. Банковские резервы сокращаются, когда центральный банк покупает государственные ценные бумаги.

14. Основной функцией нормы обязательных резервов является поддержание банковской ликвидности.

15. В условиях золотомонетного стандарта в рамках национальной экономики отсутствует такое явление, как инфляция.

16. Под деноминацией понимается такой тип денежной реформы, при котором происходит укрупнение денежной единицы для оздоровления денежной системы.

 

Теоретические вопросы для подготовки к практическому занятию

1. Природа и специфика цикличности экономики.

2. Фазы экономического цикла и их характеристика.

3. Антикризисная политика государства: сущность, направления осуществления.

4. Сущность, типы и темпы экономического роста.

5. Необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и типы государственного регулирования экономики.

6. Экономические функции государства и направления их осуществления.

7. Система государственного регулирования экономики: сущность и структура.

8. Границы государственного вмешательства в экономику рыночного типа. Требования конкурентного рынка к границам вмешательства государства в экономику.

9. Происхождение и функции денег.

10. Виды денег и денежных средств.

11. Структура денежной массы.

12. Количество денег в обращении.

13. Инфляция, ее сущность и причины возникновения.

14. Типы и виды инфляции.

15. Механизмы инфляции (спроса, адаптивных инфляционных ожиданий, дефицитных ожиданий, издержек).

16. Социально-экономические последствия инфляции.

17. Антиинфляционная политика и средства борьбы с инфляцией.

18. Сущность и виды противоправных явлений в сфере денежного обращения.

19. Причины фальшивомонетничества и методы борьбы с ним.

20. Направления деятельности ОВД по борьбе с преступлениями на денежном рынке.

21. Сущность и функции финансов.

22. Финансовая система и ее инфраструктура.

23. Направления финансовой стабилизации в современной России.

24. Рынок ценных бумаг. Основные виды сделок, совершаемых на фондовых биржах.

25. Ценные бумаги и их виды.

26. Сущность, принципы и формы кредита. Кредитные ресурсы.

27. Сущность и структура современной кредитно-банковской системы России.

28. Функции центрального банка.

29. Коммерческие банки и их классификация.

30. Страхование, его отличительные признаки. Виды страхования.

31. Государственный бюджет и его структура.

32. Бюджетная система: сущность и структура.

33. Бюджетный дефицит. Способы его сокращения и ликвидации.

34. Государственный долг, его виды и методы покрытия.

35. Налоги, их сущность и функции.

36. Классификация налогов.

37. Налоговая система и характеристика ее элементов.

38. Налоговая политика государства и ее совершенствование на современном этапе.

39. Виды преступлений, совершаемых в финансовой сфере.

40. Направления деятельности ОВД по борьбе с преступностью в финансовой, кредитно-банковской и налоговой сферах экономики.

 

ТЕСТЫ

(объяснить выбранный вариант)

 

1. В теории таможенных тарифов утверждается, что потребители больше всего выигрывают от введения:

а) протекционистских тарифов;

б) экспортных субсидий;

в) свободной торговли;

г) квот;

д) импортных пошлин.

 

2. Мировые экономические отношения делают страны мира:

а) взаимозависимыми;

б) независимыми;

в) не влияют на взаимозависимость государств.

 

3. Если экспорт страны сокращается, то при прочих равных условиях ВНП страны:

а) увеличивается;

б) уменьшается;

в) остается неизменным.

 

4. Если импорт товаров и услуг увеличивается, то при прочих равных условиях ВНП страны:

а) увеличивается:

б) уменьшается;

в) остается неизменным.

 

5. Укажите, какие мероприятия могут оказать экспансионистское действие на внешнюю торговлю страны, а какие — ограничительное:

а) стимулирование экспорта с помощью субсидий;

б) увеличение импортных пошлин;

в) экспортные ограничения путем квотирования;

г) увеличение экспортных пошлин;

д) уменьшение импортных пошлин.

 

6. Какие факторы могут улучшать, а какие — ухудшать инвестиционный климат в стране для иностранных инвесторов:

а) введение долгосрочных налоговых льгот;

б) преобладание государственной собственности в стране;

в) упрощение условий репатриации прибыли;

г) нестабильность таможенных режимов.

 

7. Свободно плавающие обменные курсы валют:

а) делают экономические сделки менее рискованными;

б) устанавливаются правительством;

в) складываются под действием сил спроса и предложения;

г) предполагают вмешательство центрального банка в деятельность валютного рынка;

д) требуют согласования внутренней экономической политики разных стран.

 

8. Дефицит торгового баланса страны означает:

а) превышение предложения иностранной валюты над спросом;

б) равенство спроса на иностранную валюту и ее предложения.

в) превышение спроса на иностранную валюту над предложением.

 

9. Увеличение числа поездок российских граждан за границу при прочих равных условиях способствует:

а) повышению валютного курса рубля;

б) понижению валютного курса рубля;

в) не влияет на валютный курс рубля.

 

10. Следствием продолжающегося удешевления российского рубля является:

а) удорожание экспортируемых российских товаров;

б) удешевление им





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.200.252.156 (0.069 с.)