Особенности политического развития ведущих государств Западной Европы в конце 20 — начале 21в 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности политического развития ведущих государств Западной Европы в конце 20 — начале 21в



Доминантой развития государств принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако страны столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений. Это технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы, социальные выступления в 60—70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире.

В конце 70-х — начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер

Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки

Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие — объединение Германии в 1990 г.

В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы

 

ООН.

Организ. Объединённых На́ций— международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Структура:

1. Генеральная Ассамблея — занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

2. Совет Безопасности, — несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай). Россию представляет официальный Постоянный представитель РФ при СБ ООН.

3. Экономический и Социальный Совет — осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий.

4. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)

5. Международный Суд — главный судебный орган ООН.

6. Секретариат: Генеральный секретарь ООН, главное административное должностное лица орг-ции, междунар. персонал.

Основные направления деятельности:

исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов. Разработка перспективных форм и методов партнерства между промышленно развитыми и развивающимися странами с учетом степени их экономического развития.

Приоритетное значение в ООН имеет формирование плодотворной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли. ООН оказывает содействие обеспечению неотъемлемого права выбора каждой страной своей экономической системы развития, владения, использования и эксплуатации всех своих природных богатств и ресурсов, а также расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран для мобилизации национальных ресурсов на достижение экономического развития

 

НАТО.

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра- военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе.

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особого сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО. Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе.

В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО – или Комитету военного планирования НАТО, который занимается вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.

В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы.

20. Советское гос-во в сер 1970- сер 1980х. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества.
В экономике: 1.постоянный экон рост, идет прирост пром производства, возводятся новые объекты, появл. крупные производственные объединения/темпы роста падают;

2. Отсутствие модернизации – зап страны перешли в постиндустр общ-во, а СССР остается на стадии индустриального. Все попытки интенсификации результата не дают – не внедряются новые изобретения
3. Слишком большая роль ВПК – постоянное противостояние с НАТО, осн нагрузка ложится на СССР, к 70-м гг. достигается паритет, но он обходился очень дорого. ВПК требует много вложений, а прибыли не дает.
4. Значит. долю прибыли в бюджет приносит продажа энергоресурсов – показатель не самой развитой экономики. Тратятся эти деньги тоже нерационально – ВПК, соц сфера.
5. Рост теневой экономики. По некоторым оценкам она занимает до ¼ экономического сектора. Есть несколько уровней – неучтенные доходы, подпольный частный бизнес
6. С/х. С одной стороны вкладываются большие деньги, с другой – экстенсивное развитие (увеличение посевных площадей, привлекается новая рабочая сила, мелиорация, попытка освоений новых культур, напр-р борщевик). В сер 80-х гг. – продовольственная проблема.
Причины: 1) производительные силы в деревне были подорваны еще в 30-х гг. (коллективизация, перевод колхозов в совхозы, ликвидация неперспективных деревень); 2) проблема в организации – часть посевов не убираются, часть пропадает при транспортировке. Как рез-тат – постоянная закупка продовольствия за границей
Соц. сфера: Товарный дефицит
Экологическая проблема: появляются необратимые изменения – загрязнение воздуха, загрязнение Аральского моря(в рез-те мелиорации), остро встала проблема Байкала
Политическая сфера: 1.после Хрущева к власти пришла группа политиков, гл цель кот. – стабильность. У власти остаются те же люди (В Коми – Морозов был у власти 20 лет). Отсюда – несклонность к реформированию, стремление к маскировке проблем
2. Очень много средств уходит на поддержание стран соц лагеря – экономическая помощь, военная и моральная поддержка
Кризис идеологии: идеология никого не убеждает, отказ от строительства коммунизма, в обществе нарастает желание перемен. Формируется гражданское общ-во, сообщества людей, существующие вне зависимости от гос-ва
Вывод: кризисные явления проявились во всех сферах. Они не имели ярких проявлений, которые заставили бы их преодолевать, они копились подспудно, и были видны немногим. Все они подвигли новое руководство страны на Перестройку

 

21. Причины кризиса сов. Гос-ва во второй половине 70х — первой половине 80х годов 20ого века. В чём проявилось нарастание негативных тенденций в соц.- экономич. Развитии страны? Почему этот процесс не удалось остановить?

Симптомы кризисных явлений в экономике: - замедление научно-технического прогресса - моральный износ оборудования - отставание инфраструктур от основного производства - проявление элемента ресурсного кризиса и несбалансированности в промышленности Социально — экономические и политические причины кризиса: - запаздывание в НТ развитии по сравнению с западными странами - гипертрофированное развитие ВПК - диспозиция в развитии города и деревни - большое отвлечение средств на освоение Сибири и дальнего востока - экономическая замкнутость - неповоротливость сверх централизованной системы управления - относит. низкая произв-сть труда - консерватизм и обюрокрачивание партийных структур, низкий проф. уровень руководителей высшего и среднего звена управления - создание экономических трудностей со стороны стран НАТО

сохранение бинарной экономической системы в том виде, как она сложилась после Второй мировой войны, было невозможно. в ближайшие годы мы увидим аналогичный по масштабу и механизму слом западной системы разделения труда, и тут уже вопросов фактически не останется, но уже сегодня нужно смотреть на ситуацию максимально трезво. Поскольку только путем качественного научного анализа можно будет с наименьшими потерями пройти период кризиса

 

Основные направления, этапы, итоги внешней политики СССР в период с середины 70 до середины 80. Почему произошло обострение отношений между СССР и США. В чём это проявилось. Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации»

В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики.

Второй этап «холодной войны» — 1970-е гг. — разрядка международной напряженности:переговоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ);Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США. Третий этап — конец 1970-х — середина 1980-х гг.: конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;

ввод советских войск в Афганистан;«доктрина Брежнева» — ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы.

 

Причины реформ М.С. Горбачёва. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта знания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-87 гг

Первый этап (март 1985 — январь 1987) Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Причины перестройки
Социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире). При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни. Была разработана программа перестройки внутрипартийной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом. Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. 7 мая 1987 г. в Москве прошел митинг общества «Память», на котором по просьбе его участников выступил Ельцин. В начале 1988 г. вновь вспыхнул ожесточенный конфликт в Нагорном Карабахе (область Азербайджана, населенная преимущественно армянами).

Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. 20 века. Назовите причины возникновения политики «Нового мышления», основные события, связанные с её проявлением. Выскажите своё мнение по поводу дискуссии вокруг вопроса об окончании «холодной войны».

Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.

В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. он характеризовался односторонними уступками СССР



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 3449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.021 с.)