ТОП 10:

Билет №25.Новое политическое мышление.



Новое политическое мышление – политический курс Горбачева, принципами которго являлись:

Отказ от вывода о расколе мира на 2 части – отказ от биполярного мира

Отказ от убеждения пролетарского интернационализма.За человеческие ценности над классовыми

Отказ от логики и идеологии противостояния, поиск баланса интересов, основанных на уступках.

Международные отношения:

Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.

Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.

Основные направления внешней политики: Достижение компромисса с США в вопросах потенциала стратегических вооружений Сближение с зап.европейскими странами, странами азиатско-тихоокеанского региона Сотрудничество с Зап. в урегулировании региональных конфликтов в Азии, Лат.Америке, Африке Содействие реформированию политических режимов стран В.Европы. Деидеологизация межгос-венных отношении Совместное решение глобальных наднациональных проблем Последствия внешнеполитической деятельности: Взломан лед «холодной войны» СССР смог влиться в колею перемен Положено начало процессу разрушения Возникла эскалация конфликтов Распад СССР – утечка технологий.

 

Билет №26.Фактор Горбачева.

первоначально под перестройкой подразумевались в основном два явления: ускорение социально-экономического развития страны, или просто ускорение, и гласность. И, хотя реальные усилия реформаторов были сосредоточены все-таки на экономических вопросах, само их решение подразумевалось в тот период перестройки в рамках социалистической плановой экономики, которая функционировала до этого в СССР. Предполагалось за счет некоторой демократизации общественных отношений ("гласность"), укрепления производственной дисциплины, дополнительного стимулирования работников, не выходящего за пределы премиальной системы, обеспечить экономический рост. Одной из целей "ускорения" была ликвидация отставания от США и Западной Европы по ряду ключевых направлений, в первую очередь в области технологий и НТР. Однако для широкого круга рядовых советских граждан отставание от капиталистического мира в первую очередь осознавалось в дефиците бытовых вещей, в отсутствии на прилавках магазинов продуктов питания.

Этапы экономических реформ :

1985-87 попытка вывести хоз-ва страны из состояния стагнации с помощью политического ускорения

87-88 попытка осуществить радикальную реформу управления экономикой

88-91 попытка осуществить реформы всего хозяйственного механизма, изменение отношений к собственности и перехода к рыночным отношениям

Распад СССР означал, что прежняя социально-политическая и экономическая система себя исчерпала. Отсутствие четкой стратегии реформ, быстрое разочарование в перестройке, а также августовский путч 1991 г.
Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. В 1986 г. был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" , который при всех ограничениях данной деятельности дал начало последующей правотворческой деятельности в направлении либерализации советской экономики, и в этом контексте данный Закон, как нам представляется, недооценивается в историко-правовой литературе.
Вхождение в цивилизованные рыночные отношения уже за пределами рассматриваемого нами периода перестройки происходило с большими противоречиями, во многом стихийно, и это повлекло большие негативные последствия, которые ощущаются до сих пор. Как представляется, КПСС слишком запоздала с перестройкой, и подтолкнуть ее было некому, что, свою очередь, подтверждает проверенную веками истину о том, что в обществе с политической и экономической монополией не может быть обеспечено долгосрочное эффективное экономическое развитие.

 

27. Преобразование в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР\

Этапы экономических реформ :

· 1985-87 попытка вывести хоз-ва страны из состояния стагнации с помощью политического ускорения

· 87-88 попытка осуществить радикальную реформу управления экономикой

· 88-91 попытка осуществить реформы всего хозяйственного механизма, изменение отношений к собственности и перехода к рыночным отношениям

Распад СССР означал, что прежняя социально-политическая и экономическая система себя исчерпала. Отсутствие четкой стратегии реформ, быстрое разочарование в перестройке, а также августовский путч 1991 г. экономика СССР в последние десятилетия его существования не только не развивалась, но и в значительной степени пришла в упадок. ее реанимирование посредством внедрения научно-технических достижений, повышения квалификации кадров, механизации ручного труда, экономии ресурсов - при сохранении социалистического типа экономики. С этого, собственно, и начиналась экономическая составляющая перестройки. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. В 1986 г. был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности" , который при всех ограничениях данной деятельности дал начало последующей правотворческой деятельности в направлении либерализации советской экономики, и в этом контексте данный Закон, как нам представляется, недооценивается в историко-правовой литературе.
К концу формального существования СССР (декабрь 1991 г.) советская экономика уже де-факто перестала быть социалистической плановой экономикой. К тому времени КПСС как правящая партия потеряла управление общественно-экономической ситуацией в разрушенном СССР, разработанные ею планы перестройки были забыты. Вхождение в цивилизованные рыночные отношения уже за пределами рассматриваемого нами периода перестройки происходило с большими противоречиями, во многом стихийно, и это повлекло большие негативные последствия, которые ощущаются до сих пор. Как представляется, КПСС слишком запоздала с перестройкой, и подтолкнуть ее было некому, что, свою очередь, подтверждает проверенную веками истину о том, что в обществе с политической и экономической монополией не может быть обеспечено долгосрочное эффективное экономическое развитие.

 

28 БИЛЕТЗакон об индивидуальной трудовой деятельности.

19 ноября 1986 года был принят “Закон об индивидуальной трудовой деятельности” № 6050-X1, который допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок. Закон был введен в действие 1 мая 1987 года. Он был призван поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране подпольный частный бизнес. Ранее частная инициатива граждан относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию. впервые за 60 лет в СССР была легализована предпринимательская деятельность. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65 %. Согласно закону, индивидуальная трудовая деятельность могла осуществляться гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.

С 1 января 1991 года он утратил свою силу в связи с введением в действие Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.

Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)»

30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Предприятию давалось право самостоятельно устанавливать штаты, уровень оплаты труда. Трудовые коллективы получили право избирать администрацию предприятия. Закон устанавливал, что предприятие в силу негодных показателей своей деятельности может быть признано банкротом, закон включал соответствующую статью.

 

Основные политические силы и их взгляд на перестройку. Какие цели «архитекторы перестройки» ставили перед собой в реформировании политической системы СССР? Совпали ли эти цели с результатами политической реформы?Аргументируйте.

Перестройка неизбежно привела к перегруппировке политически активной части населения. Она - независимо от целей ее "архитекторов" - должна была вытолкнуть на "поверхность" общества людей, которые были сориентированы преимущественно не на "воспроизводство" общественной жизни, а на ее видоизменение. Немудрено, что главным средством такого видоизменения общественной жизни становилось изменение политических структур. Причем "архитекторы перестройки" и их официоз все более насаждали в массовом сознании мнение, что ход перестройки можно определить только по структурным изменениям власти, а также изменениям кадрового состава руководителей.

Размытость критериев перестройки позволяла направлять критическое острие общественного сознания совершенно произвольно. Но, как правило, под огнем критики оказывался аппарат государства и партии, поскольку он давал для резкой критики достаточно оснований - бюрократизмом, неповоротливостью, приверженностью к стереотипам. перестройка, несомненно, задевала его интересы, так как декларировалось, что принятие управленческих решений перейдет от аппарата к выборным органам.

Но, очевидно, это были все же сопутствующие факторы целенаправленной атаки, организованной "архитекторами перестройки". Главная причина атаки Горбачева - Яковлева на аппарат КПСС состояла в том, что он объективно и большей частью субъективно до тех пор, пока не прошло сознательное кадровое "выкашивание", выступал политически активной частью населения, запрограммированной на "воспроизводство" социализма. Поэтому перестройка неизбежно предполагала смену кадров. Не случайно, будучи первым секретарем МГК КПСС, Б.Ельцин менял кадры райкомов партии столицы по третьему разу. Дело в том, что предстояло добиться не смены конкретных лиц, а смены типа кадров и типа духовных ориентиров.

Цель глазами яковлева а.н. основные слагаемые перестройки:
1. Рыночная экономика с ее оплатой по труду.
2. Собственник как субъект свободы.
3. Демократия и гласность с их общедоступной информацией.
4. Система обратных связей...
...Будущее - в самостоятельных фирмах, межотраслевых объединениях.
Предприятие - фирма - объединение должны иметь дело только с банком: финансово кредитная система - вершина управленческой пирамиды. А Госплан должен составлять государственные и общественные программы, конкурсно распределяя ресурсы и капитальные вложения. А для этого нужен нормальный рынок всего и вся, но прежде всего рынок капитала."

Билет №30.

Союзные республики не имели реального равенства в рамках Советского Союза. Ослабление государственных структур и падение престижа коммунистической партии, которая выполняла роль «цементирующего начала» союзного государства, привели к взрыву сепаратизма. Гласность «высветила» тщательно скрываемые страницы национальных отношений. «горячей точкой» в национальных отношениях стала Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджана - территория, населенная по преимуществу армянами.

Росту сепаратизма способствовали экономический кризис, парализовавший народное хозяйство всех республик, и распад экономических связей. Националистические силы обвиняли центр в «выкачивании средств» из регионов, призывали вначале к экономическому суверенитету, а затем к государственной независимости.

Рост сепаратистских настроений общественности, особенно в союзных республиках, привел в возникновению народных фронтов. В 1988-1989 гг. были созданы народные фронты в большинстве республик. В своих программных документах они провозглашали борьбу за установление полного суверенитета в республике, за пересмотр секретных соглашений 1939 г.

 

Билет №31.

Причиной «парада суверенитетов» было не экономическое неравенство регионов, а борьба за собственность и ресурсы в процессе приватизации. Политический триумф центра наступил уже после экономической победы соответствующих корпоративных элит, опирался на неё. Потому «парада суверенитетов» по образцу 90-х больше не будет. А вот протесты в регионах, направленные против политики центра, уже идут. Вспомним Владивосток и борьбу вокруг импорта японских автомобилей. Но вот парадокс. Протесты, по сути, направленные против решений центра, часто по форме направлены против местного начальства, которое эти решения проводит. Причем системная логика нынешней государственности ведет к тому, что чем меньше самостоятельности у губернаторов, тем... больше у них власти на местах. Центр их покрывает, что бы они ни творили, потому что «свои». Только характер этой власти меняется. Она становится одновременно более авторитарной и нарастающе безответственной. Ясно, что права регионов, в том числе финансовые, надо расширять. Но если просто вернуть выборы губернаторов, не обеспечив ни контроля снизу над их деятельностью, ни открытости бюджетного процесса, ни влияния на него общества, ни гарантий для деятельности гражданских объединений, то лучше не станет.

 

32 Политические события в Вост. Евр. во второй пол 80х. Как дезинтеграционные процессы отразились на развитии событий в Восточной Европе. В чём различие и сходство в событиях произошедших в ссср и вост евр во второй пол 80 — нач.90
Социальные проблемы. Возникла безработица, явная или скрытая инфляция обесценила заработную плату, ухудшилось продовольственное обеспечение. Стали исчезать те черты образа жизни, которые в массовом сознании закрепились как “завоевание социализма”: отсутствие безработицы, социальная стабильность, твёрдые цены. Тоталитарный социализм исчерпал последние аргументы в свою защиту как более “передового” строя. Стали неэффективными прежние способы, без которых невозможно существование тоталитарного общества.
Кризис тоталитарного социализма стал всеобщим: экономическим, социальным, политическим и моральным. Но чтобы он разрешился, нужен был внешний толчок. Таким толчком стало начало перестройки в СССР. Начавшиеся перемены сыграли в этом смысле двоякую роль. М.С.Горбачёв стал всячески поддерживать в этих странах сторонников перемен и “обновления социализма”. Прежнее руководство лишилось поддержки СССР. Кроме того, СССР признал право народа на выбор пути развития. Для народов Восточной Европы это означало, что советская интервенция теперь вряд ли возможна.
Крах “железного занавеса”. В области политической, как правило, продолжалась линия на ликвидацию тоталитаризма. Во внешней политике поворот был особенно резок. Демократические силы стали добиваться вывода советских войск со своей территории. Все международные организации, созданные странами Восточной Европы при участии СССР, были распущены.
Крушение Берлинской стены. Всё настойчивее выдвигалось требование присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада. Рушился “железный занавес”, разделявший Европу все годы “холодной войны”. В первые же дни революции в ГДР был разрешён свободный переход в Западный Берлин- Берлинская стена перестала существовать.
Крах тоталитарного социализма. 40-летняя история тоталитарного социализма в Восточной Европе закончилась. Коммунисты, захватив здесь власть и начав “строительство социализма”, обещали резкое ускорение развития этих стран. Эта цель была достигнута в 40-50 годы. Промышленность стала ведущей отраслью экономики. Было преобразовано сельское хозяйство. Большинство жителей этих стран стали горожанами. Вырос уровень образованности населения. Но сумев с колоссальными жертвами обеспечить рывок вперёд к индустриальному обществу, тоталитарный социализм оказался неспособным решить проблемы этого более высокоразвитого общества.
Распад СССР. Перемены, начавшиеся в СССР в 1985 году, коснулись и основ государственного устройства. Хотя СССР был по конституции федеративным государством, ни у одной из 15 союзных республик не было реальной власти. Поэтому они стали требовать большей независимости от центра. Эти требования усиливались по мере ухудшения экономического положения, когда центр оказался не в состоянии его остановить.
Но решающую роль сыграло нарастающее движение за укрепление суверенитета России- самой крупной республики. После избрания Бориса Ельцина президентом России, консервативное руководство СССР попыталось произвести переворот, отстранить от власти сторонников независимости республик и сохранить СССР. Но предпринятый ими путь в августе 1991 года не удался, 8 декабря 1991 года лидеры Белоруссии, России и Украины- Станислав Шушкевич, Борис Ельцин и Леонид Кравчук- заявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и о создании Содружества независимых государств(СНГ).
Раздел вооружённых сил. Распад СССР поставил перед новыми государствами много проблем. Встал вопрос о вооружённых силах. Сначала страны СНГ попытались сохранить объединённые вооружённые силы, но затем каждая начала создание собственных. Пришлось делить военное имущество СССР. Наиболее спорным остаётся вопрос о разделе Россией и Украиной Черноморского флота. Став правопреёмником СССР, Россия сохранила статус ядерной державы. Беларусь, Казахстан и Украина, на территории которых было ядерное оружие, согласилось объявить себя неядерными государствами и передать его России. Страны Балтии вообще отказались вступить в СНГ и потребовали вывода российских войск. который был завершён в 1994 году.
Пути экономического развития республик. Став независимыми, республики бывшего СССР пошли разными путями экономического развития. Рубль перестал быть общей валютой, все они обзавелись собственными денежными системами.

 

33. Распад СССР. Причины, последствия. Почему и как СССР от сверхдержавы дошёл до распада гос-ва. Какая из известных точек зрения по вопросу о причинах распада СССР представляется вам более предпочтительной и почему?

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на причины распада СССР и на возможность его предотвращения. Среди возможных причин называют следующие:

·авторитарный характер советского общества, в частности гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм, господство одной идеологии, запрет на общение с заграницей, жёсткая цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив

·моноцентризм принятия решений (только в Москве, т.н. «союзный центр»), что приводило к неэффективности и потере времени при принятии решений и недовольству региональных властей;

·постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности . Следовательно растущее недовольство населения

·неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы);

·инициированное американским правительством снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР

·Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

·ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

Последствия в краткосрочной перспективе

Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:

·в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;

·в политической области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов народных депутатов (21 сентября — 4 октября 1993 года).

 

В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:

В результате подписания Беловежских соглашений были разорваны все существовавшие связи между союзными республиками. Прежде всего разрыв этих связей сказался на жизни людей в постсоветском пространстве. Также идёт обострение социальных последствий политического и экономического кризиса, наблюдается резкий рост национализма, дискриминации русскоязычного населения и русского языка в республиках бывшего Советского Союза. Все эти последствия распада СССР повергли в отчаяние миллионы людей и привели к резкой дифференциации общества на бедных и богатых, беспрецедентному росту потока беженцев. Все это породило острейшую кризисную ситуацию, привело к резкому усилению социальной и политической напряженности в обществе и представляет собой своего рода бомбу замедленного действия.

 

34 Экономические преобразования в России в 90-е гг.Задачей был переход к рыночной экономике.

Направл. деят-сти по переходу к рыночно-капиталист. отношениям: · Разгосударствление пред-ий и передача их в частные руки в виде акционерной и индивидуальной собственности · Демонополизация внешней торговли · Установление свободной торговли · Введение валютного рынка · Создание частных коммерческих банков и страховых компаний · Введение частной собственности на землю, создание рынка недвижимости · Введение свободы предпринимательской деятельности. «шоковая терапия» должна была привести к изменению российской экономики от социализма быстрым и резким способом. Содержательный план 1. Проведение политики финансовой стабилизации 2. Преодоление инфляции 3. Преодоление бюджетного дифицита Для этого: 1. Введение свободных цен(2.01.1992)Ук. пр. о либерализации цен. 2. Введение свободной торговли – активизировать товарооборот – УП «О свободной торговле» 3. Проведение приватизации жилья – создать собственника – Закон «О приватизации жилищного фонда РФ» Помимо этих шагов было принято: · Вводились обменные пункты ин. Валют · Разрешался свободный вывоз и ввоз валюты · Созданы фондовые биржи · Созданы коммерческие банки · Проведена реформа с/х   Последствия реформ: v Достижения: Ø Преодолен товарный дефицит Ø Устранена угроза голода Ø -\\- паралича трансп-ых, энергетич. и коммуникационных систем Ø Сформированы экономические и политические предпосылки развития капитализма в России. v Издержки: ü Произошло резкое повышение цен ü Полное обесценивание всех доходов населения ü Начался период гиперинфляции ü Снизился жизн. уровень бол-тва нас-ия ü Испытывало трудности с/х ü Тяжелейшие процессы охватили сферу произ-ва

 

35. Содержание указов... указать цели , методы. Доказать что шоковая терапия радикальна

На заседании Политбюро ЦК КПСС 3 ноября 1989 года Н. И. Рыжков высказал мысль, что продовольственная проблема в стране не будет решена, «если к 1991 году не подойдем к свободным ценам» Для большинства специалистов стало очевидным, что необходим переход экономики страны на рыночные рельсы, который потребует отказа от государственного регулирования в области ценообразования. Предполагалось передать функции ценообразования непосредственно субъектам предпринимательской деятельности, устанавливающим цену под влиянием конкуренции, исходя из существующего спроса и предложения.

Либерализация цен являлась первым пунктом программы неотложных экономических реформ Бориса Ельцина, предложенной V съезду народных депутатов РСФСР, состоявшемуся в октябре 1991 года. Предложение о либерализации встретило безоговорочную поддержку съезда (878 голосов «за», и только 16 «против»

"О свободе торговли"

В целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции, преодоления монополизма в сфере розничной торговли и создания условий для быстрого развития торговой и посреднической сети в условиях либерализации цен.

 

В чём проявлялась спонтанность действий правительства в решении острых социально-экономических проблем с стране в начале 90х. Каким образом появились признаки «дикого»капитализма. Как повлияло на экономическое положение России интеграция, вхождение РФ в мировое сообщество

Модель дикого капитализма, навязанная России, оказалась губительной. Она принесла стране деиндустриализацию наряду с технологической деградацией, закрепление полуколониальной структуры экономики, ориентированной на добычу нефти, газа, других видов сырья и их экспорт, утрату финансовой и продовольственной безопасности, недопустимую бедность населения и нравственное одичание общества как следствие насаждаемой сверху рыночной идеологии с ее культом денег и наживы, демографический кризис, развал науки, образования и культуры, массовую эмиграцию из страны ученых и высококвалифицированных специалистов. Вполне закономерно, что под воздействием всех этих деформаций в российском обществе возникли глубокое недовольство и протестное движение. Проявившись впервые в ходе последних думских и президентских выборов, оно может перерасти в широкие социальные потрясения в случае продолжения антинародной политики. Чтобы избежать этого, нужны большие системные перемены.

Обретение Россией независимости, вступление ее в ООН, рыночные реформы российского руководства начало 90-х годов – все это с определенной остротой поставило вопрос об интеграции России в мировое сообщество.Россия оказалась слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в межстрановой научно-технический и информационный обмен.

Наиболее значимый инструмент такой интеграции – вступление России в ВТО.

Летом 1995 г. начались активные переговоры о присоединении России к ВТО.

Процессы интеграции в России в политические международные структуры происходил гораздо легче. В мировом сообществе, в целом, не обсуждалась большая роль России в современном мире. Исходя из этого, Россия была привлечена в качестве полноправного члена многих организаций, в том, числе и например в клуб «большой восьмерки» – сообщество наиболее экономически развитых стран мира, член АСЕАН, БРИК и т.д.

 

Кризис 92-93.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Совет Министров — Правительство Российской Федерации во главе с председателем Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино» и последующий штурм войсками, верными Ельцину, Дома Советов России, что, в совокупности, привело к жертвам, в том числе и среди представителей гражданского населения.

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция Российской Федерации.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

9 декабря 1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Совета Министров

10 декабря 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике работу съезда, предложил идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Мнения о причинах конституционного кризиса

Политолог Евгений Гильбо считает : Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация

 

Содержание указов президента

О поэтапной конституционной реформе , Указ № 1400,- подписан президентом РФ 21.09.1993 г. В соответствии с Указом утратила юридическую силу Конституция РСФСР 1978 г., распускались Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, определялась новая структура органов государственной власти, определялась дата референдума по проекту новой Конституции. Привел к серьезным политическим последствиям октября 1993 г.

24 октября 1993 г. был подписан президентский Указ о выборах в Думы Москвы и Московской области, этим же Указом были одобрены положения об организации власти и проведении выборов в столичном регионе, а также временное положение о местном государственном управлении и местном самоуправлении в Московской области, предложенное в качестве образца другим областям России. (Указ « О поддержке мер правительства Москвы и Московского областного Совета Народных депутатов по реформе органов госудраственной власти и местного самоуправления в городе Москве и Московской области» от 24.10.1993 года)

26 октября 1993 г. Указом «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность местных советов прекращалась, их функции передавались главам местной администрации. Выборы же новых органов местного самоуправления предполагалось провести с декабря 1993 по июнь 1994 г. Во многих регионах представительные органы власти продолжали существовать, взаимодействуя с администрацией.

 

39. Принятие Конституции РФ. Какой основной закон существовал в РФ до принятия Конституции? Почему нельзя было дальше откладывать принятие Конституции? Приведите аргументы. Какие надежды связывали с новой конституцией ? Какие принципы гос. Устройства России были закреплены в Конституции 1993 года?

до начала 90-х гг. действовала с теми или иными изменениями Конституция РСФСР 1978 г., отражавшая в целом важнейшие принципы и черты общества и государства тоталитарного типа, хотя и провозглашавшая некоторые устои, принципы и положения демократии. Чем дальше развивались в стране социально-экономические и идейно-политические преобразования, тем яснее проявлялась и осознавалась необходимость замены конституции новой констит.

Конституция 93 года принималась в состоянии сложной политической системы , создавалась в годы неопределённости системы законодательной власти и исполнительности президента. Система неопределенности определялась в связи с непониманием и не урегулированности системы разделения властей.

Именно принятие К. в 93 году должно было явить справедливость в системе разделения властей : три ветви власти, законодательная, исполнительная и судебная. При чем в первые все ветви власти независимы друг от друга.

Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 93 года. Данная К. сильно имела отличия от предшествовавших К., которые были приняты в СССР, имела значение для становления действительно демократического общества, которое представлено как совокупная система гос. устройства.

К.93 г впервые представила сущность действительно правового государства, государства в котором приоритет отдан человеку, гражданину, народу, и власть представлена в форме суверенитета, независимости от всех форм проявления власти ; приняла особую правовую форму, форму конституционного строя, в отличии от социалистического

Конституция внесла важные изменения в систему органов государственной власти и государственного управления в целом. Было учреждено Фед. Собрание ,которое преобразовало систему государственной власти и гос. управления, в частности, была сформирована двухпалатная система управления принятия решений в форме законодательных актов из Гос. Думы, имеющая значительную роль в нормотворчестве системе принятия нормативных актов и Совет Фед. являющимся латентным органом принятия законодательной акте на высшем уровне. К.93г приняла урегулированную систему управления гос. строя.

 

Эволюция социальной структуры постсоветского общества. Примеры социального расслоения. Последствия этого расслоения. Охарактеризуйте основные соц группы российского общества: элита, средний класс, бедные.

Стремительное движение в сторону общества рыночного типа привело к трансформации роли и функций критериев социального расслоения. Прежние параметры социальной стратификации, место индивида в административно-командной иерархии, определявшее некогда его статусную позицию в общей структуре неравенства, сейчас не играет превалирующей роли. Оценивание, приписывание людей к определенным соц. слоям осуществляется по следующим основным критериям:

- качественным характеристикам членов общества, которые определяются генетическими чертами и предписанными статусами (происхождение, родственные связи, личностные качества и способности);

- ролевым характеристикам, которые определяются тем набором ролей, которые индивид исполняет в обществе (должность, уровень профессионализма, уровень знаний и т.д.);

- характеристиками владения материальными и духовными ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями духовного и идеологического влияния на другие слои общества и т.д.).

СРЕДНИЙ КЛАСС — понятие, в широком смысле обозначающее социальный слой людей, имеющих средний достаток.

ЭЛИТА -Высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе.

Пояснения: Элита рассматривается как необходимый элемент соц. структуры общества, которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение.

Бедность является следствием разнообразных и взаимосвязанных причин, которые объединяют в следующие группы:

- экономические (безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли),

- социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости),

- демографические (неполные семьи, большое количество иждив







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.021 с.)