Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характерные признаки западноевропейской технологической цивилизации

Поиск

Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точи зрения по этому вопросу. К какой из них склоняетесь вы? Аргументируйте свой ответ опираясь на факторы которые разделяют и сближают Россию с зап евр.

САМЫЙ ПЕРВЫЙ СЕМИНАР ПРО 3 ДОРОГИ РАЗВИТИЯ РФ. ОТСЕБЯТИНА!

 

2. Принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение принципа историзма.

Принципы – это главные основополагающие положения науки.

1)принцип объективности (означает опору на факты)

2)принцип историзма (требует оценивать событие, исторические факты, личность, исходя из исторических условий того времени)

3)принцип альтернативности

4)принцип социального подхода

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в совокупности положительных и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

 

3 Методы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение проблемно-хронологического метода.

 

В узко-научном значении «метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.

1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени. Предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

 

Применение проблемно-хронологического метода с 1920-х по 1980-е гг.

В рамках поставленной проблемы репрессии, депортации, ссылка, лагеря ГУЛАГа и ГУПВИ в Восточной Сибири будет рассматриваться как составная часть репрессивной политики советского государства, что позволит в контексте деятельности карательных ор-ганов и пенитенциарных учреждений на территории края проследить развитие тоталитар-ного режима в СССР в 1920 – 1980-х гг.

 

Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже 20-21 вв. Можно ли выделить из них главный регион? Если да, назовите его и обоснуйте свой выбор.Если нет, приведите аргументы.

Факторы, которые оказали влияние на ризвитие ключевых регионов:

1. Идеологический конфликт в 70-80 гг. между 2-мя системами, так называемая, «холодная война».

2. Все большая активность на мировой арене стран Азии и Африки. Этому способствовал процесс деколонизации.

3. Раздел мира на 3 группы стран, отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни и мировоззрению:

- Группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и С.Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны,достигшие в своем экономическом развитии определенных успехов

- Страны социалистического лагеря. Он объединял гос-ва с социалистическими и народно-демократическими жежимами.

- Группа независимых гос-в, которые по ряду показателей в полной мере не могут быть причислены ни к первому,ни ко второму мирам по определенным причинам (отсталость в экономике. Слабость национального предприятия)

 

Далее следует указать такое объединение в первом регионе, как ЕС.

ЕС был образован в 1993 году, вкл. 27 гос-в., для которых характерно:

1. Стремление поддерживать политический, экономический и валютный союз

2. формирование единого экономического пространства

3. Стремление проводить единый курс внешней политики и безопасности

4. Участие в выработке и осуществлении единой внутренней экономической политики

5. Стремление координировать политику по проблемам охраны окружающей среды, природной среды и борьбы с преступностью.

В 1995 году было создано ВТО. США - один из основных центров силы.

НАФТА – 1994 (Северо-Американский Торговый Союз)

 

Страны Азии:

Япония, Малайзия, Тайланд, Непал, Бутан, Иордания – конституционные монархии;

СА, ОАЭ, Кувейт, Бруней, Оман – абсолютные монархии.

В данном регионе выделяют 6 групп стран: Япония – лидер, Китай и Индия, Страны НИС, Нефтедобывающие страны Персидского залива, Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания, - горнодобывающая и легкая пром-ть, Наименее развитые страны: Лаос, Непал, Бутан, Камбоджа, Йемен - современная пром-ть практически отсутствует.

Объединения в регионе:

АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион.

Имеет организацию АТЭС.

Регион Африка.

1. Почти все страны являются республиками

2. Пострадал от колониальной политики

3. Богат полезными ископаемыми – ¼ от мировой горнодобывающей пром-ти

4. Быстрое воспроизводство населения

5. Высокая смертность

6. Насыщенный национальный состав

7. Несовпадение политических и этнических границ

Преобладает колониальный тип отраслевой структуры.

 

7. Особенности экономического развития ведущих регионов и гос-в на рубеже 20-21 вв.Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике. На основании чего, на ваш взгляд, происходит размывание экономических границ между гос-вами.Обоснуйте свой ответ при помощи конкретных примеров.

Особенностями экономического развития ведущих регионов являются:

1. Со второй половины 70-х началась новая волна НТР, получившая название «информационной революции».

Ее последствиями являлись:

· Широкомасштабное использование ЭВМ

· Информатизация и компьютеризация экономики

· Электронная роботизация

· Применение станков с элктронным программным управлением

· Создание центров сбора, обработки и хранения информации

· Возникновение новых технологий

· Снижение зависимости развития экономики от природных ресурсов

· «зеленая революция»

2. Возрастание роли в экономическом развитии среднего и мелкого производства:

Заметная роль была у мелокого и среднего производства.Роль ускорителя ТП играли венчурные фирмы – мелкий бизнес. Работают на этапах роста и насыщения изобретательной активности и сохранении научных изысканий.

3. Сдвиги в структуре занятости:

· Появились новые профессии

· Расширился приток работников умственного труда на служебно-административные посты

· Возрос процесс вовлечения работников умственного труда в ряды гос. бюрократии

· Отлив рабочей силы в сферу услуг

 

Размывание экономических границ происходит за счет влияния ТНК.

Господство в мировой экономике транснациональных корпораций (ТНК). Деятельность ТНК способствует сокращению различий между странами в рамках отдельных регионов (Европа, Азия, Америка) по уровню организации и эффективности производства. ТНК контролируют долю торговых обменов, финансовых потоков и передач технологий. Указанные процессы способствуют ускоренной экономической интеграции (особенно в Европе и Америке), т. е. в тех зонах, где относительная защищенность рынков, развитость инфраструктуры, образовательной и информационной сферы влекут за собой стремительное распространение передовых технологий, унификацию образа и уровня жизни.

 

В результате постоянного расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Возникают механизмы регулирования мировых рынков на наднациональном уровне. В частности, функционируют такие институты, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие финансовые организации, полем деятельности для которых выступает вся планета.

 

Особенности политического развития ключевых стран на рубеже 20-21 вв. Назовите спектр политических сил,который сложился в последние десятилетия в западном обществе. Почему, на ваш взгляд, в ряде стран на место левых приходят неоконсервативные силы? Обоснуйте свое видение проблемы.

Особенностями политического развития являются:

1. Складывание широкого спектра политических сил в Европе

2. Расширение роли гос-ва в важнейших сферах жизни общества

3. Гос-ва благосостояния: Смешанная экономика, Вмешательство гос-ва в отношения между трудом и капиталом (решения споров между рабочими и профсоюзами), Создание институтов благосостояния – программы соц. помощи неимущим, пособия по безработице и т.д.

Модель «функционального социализма»: Создание за короткий срок высокоэффективной экономики, Обеспечение занятости всего трудоспособного населения, Ликвидация бедности, Создание развитой системы соц. обеспечения Достижение высоко уровня грамотности и культуры

4. В 80-90 гг. возникло новое положение несоответствие традиционных идейно-политических установок реальным проблемам современности.

На место левых пришли неоконсерваторы.

Программа неоконсерваторов: Сохранение роли гос-ва в экономике, Денационализация, Приватизация, Возрождение частной инициативы, Возрождение конкуренции, Возрождение рыночных принципов в экономической и соц. сферах.

5. Последние 2 десятилетия – падение влияния левых движении и партии в политической жизни развитых гос-в.

6. Экспансия демократической политической системы. Приняла глобальный характер: примерно за 1.5-2 года на демократический путь развития перешли почти все страны Европы.

 

ООН.

Организ. Объединённых На́ций— международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции и подписан 26 июня 1945 года представителями 51 государства. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

Структура:

1. Генеральная Ассамблея — занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости.

2. Совет Безопасности, — несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Он действует на основе принципа единогласия постоянных членов Совета Безопасности (РФ, США, Великобритания, Франция, Китай). Россию представляет официальный Постоянный представитель РФ при СБ ООН.

3. Экономический и Социальный Совет — осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий.

4. Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН)

5. Международный Суд — главный судебный орган ООН.

6. Секретариат: Генеральный секретарь ООН, главное административное должностное лица орг-ции, междунар. персонал.

Основные направления деятельности:

исследование проблем взаимосвязи между глобализацией и развитием экономики в мире, изучение роли и влияния глобализации экономики на регулирование мировых финансовых процессов. Разработка перспективных форм и методов партнерства между промышленно развитыми и развивающимися странами с учетом степени их экономического развития.

Приоритетное значение в ООН имеет формирование плодотворной международной экономической среды, содействующей достижению прогресса в процветании и стабильности развития стран мира, эффективной интеграции развивающихся стран в систему международной торговли. ООН оказывает содействие обеспечению неотъемлемого права выбора каждой страной своей экономической системы развития, владения, использования и эксплуатации всех своих природных богатств и ресурсов, а также расширению научно-технической деятельности промышленно развитых и развивающихся стран для мобилизации национальных ресурсов на достижение экономического развития

 

НАТО.

Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра- военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния».

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе.

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО — коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

НАТО работает в направлении включения в свой состав бывших стран-участников Варшавского договора и стран СНГ. С каждым годом организация планирует расширение с целью окружить Россию кольцом из своих баз и диктовать свои условия, а также скупать российское сырье по заниженным ценам.

В рамках Средиземноморского диалога НАТО также осуществляется программа особого сотрудничества с семью странами Средиземноморья, не входящими в НАТО. Целью Средиземноморского диалога является упрочение безопасности и стабильности в Средиземноморском регионе.

В рамках НАТО имеются комитеты, отвечающие за перспективное планирование по таким направлениям как проведение политических консультаций, военные операции, сотрудничество в сфере вооружений и в других областях. Эти комитеты дают рекомендации по ведению дел Североатлантическому совету – высшему руководящему органу НАТО – или Комитету военного планирования НАТО, который занимается вопросами, связанными с объединенной военной структурой НАТО.

В рамках НАТО также ведется активное сотрудничество между государствами-членами и их партнерами в таких областях как гражданское чрезвычайное планирование, оказание помощи при стихийных бедствиях, научные и экологические программы.

20. Советское гос-во в сер 1970- сер 1980х. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества.
В экономике: 1.постоянный экон рост, идет прирост пром производства, возводятся новые объекты, появл. крупные производственные объединения/темпы роста падают;

2. Отсутствие модернизации – зап страны перешли в постиндустр общ-во, а СССР остается на стадии индустриального. Все попытки интенсификации результата не дают – не внедряются новые изобретения
3. Слишком большая роль ВПК – постоянное противостояние с НАТО, осн нагрузка ложится на СССР, к 70-м гг. достигается паритет, но он обходился очень дорого. ВПК требует много вложений, а прибыли не дает.
4. Значит. долю прибыли в бюджет приносит продажа энергоресурсов – показатель не самой развитой экономики. Тратятся эти деньги тоже нерационально – ВПК, соц сфера.
5. Рост теневой экономики. По некоторым оценкам она занимает до ¼ экономического сектора. Есть несколько уровней – неучтенные доходы, подпольный частный бизнес
6. С/х. С одной стороны вкладываются большие деньги, с другой – экстенсивное развитие (увеличение посевных площадей, привлекается новая рабочая сила, мелиорация, попытка освоений новых культур, напр-р борщевик). В сер 80-х гг. – продовольственная проблема.
Причины: 1) производительные силы в деревне были подорваны еще в 30-х гг. (коллективизация, перевод колхозов в совхозы, ликвидация неперспективных деревень); 2) проблема в организации – часть посевов не убираются, часть пропадает при транспортировке. Как рез-тат – постоянная закупка продовольствия за границей
Соц. сфера: Товарный дефицит
Экологическая проблема: появляются необратимые изменения – загрязнение воздуха, загрязнение Аральского моря(в рез-те мелиорации), остро встала проблема Байкала
Политическая сфера: 1.после Хрущева к власти пришла группа политиков, гл цель кот. – стабильность. У власти остаются те же люди (В Коми – Морозов был у власти 20 лет). Отсюда – несклонность к реформированию, стремление к маскировке проблем
2. Очень много средств уходит на поддержание стран соц лагеря – экономическая помощь, военная и моральная поддержка
Кризис идеологии: идеология никого не убеждает, отказ от строительства коммунизма, в обществе нарастает желание перемен. Формируется гражданское общ-во, сообщества людей, существующие вне зависимости от гос-ва
Вывод: кризисные явления проявились во всех сферах. Они не имели ярких проявлений, которые заставили бы их преодолевать, они копились подспудно, и были видны немногим. Все они подвигли новое руководство страны на Перестройку

 

21. Причины кризиса сов. Гос-ва во второй половине 70х — первой половине 80х годов 20ого века. В чём проявилось нарастание негативных тенденций в соц.- экономич. Развитии страны? Почему этот процесс не удалось остановить?

Симптомы кризисных явлений в экономике: - замедление научно-технического прогресса - моральный износ оборудования - отставание инфраструктур от основного производства - проявление элемента ресурсного кризиса и несбалансированности в промышленности Социально — экономические и политические причины кризиса: - запаздывание в НТ развитии по сравнению с западными странами - гипертрофированное развитие ВПК - диспозиция в развитии города и деревни - большое отвлечение средств на освоение Сибири и дальнего востока - экономическая замкнутость - неповоротливость сверх централизованной системы управления - относит. низкая произв-сть труда - консерватизм и обюрокрачивание партийных структур, низкий проф. уровень руководителей высшего и среднего звена управления - создание экономических трудностей со стороны стран НАТО

сохранение бинарной экономической системы в том виде, как она сложилась после Второй мировой войны, было невозможно. в ближайшие годы мы увидим аналогичный по масштабу и механизму слом западной системы разделения труда, и тут уже вопросов фактически не останется, но уже сегодня нужно смотреть на ситуацию максимально трезво. Поскольку только путем качественного научного анализа можно будет с наименьшими потерями пройти период кризиса

 

Основные направления, этапы, итоги внешней политики СССР в период с середины 70 до середины 80. Почему произошло обострение отношений между СССР и США. В чём это проявилось. Как развивались отношения со странами мировой системы социализма и «социалистической ориентации»

В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики.

Второй этап «холодной войны» — 1970-е гг. — разрядка международной напряженности:переговоры между ФРГ и СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией;соглашение по Западному Берлину, советско-американские договоры об ограничении вооружений (ПРО и ОСВ);Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки в 1975 г. (попытки мирного сосуществования двух систем, его сложности и противоречия); военно-политический паритет между СССР и США. Третий этап — конец 1970-х — середина 1980-х гг.: конец разрядки, новое обострение международного противостояния двух систем;ухудшение советско-американских отношений, новый виток гонки вооружений, американская программа СОИ;рост вмешательства США в политику стран Ближнего Востока и Латинской Америки;

ввод советских войск в Афганистан;«доктрина Брежнева» — ограничение суверенитета стран социалистического лагеря, усиление трений внутри него;попытки продолжения политики «холодной войны» в условиях кризиса мировой социалистической системы.

 

Причины реформ М.С. Горбачёва. Докажите назревшую необходимость перестройки социально-экономической и политической жизни страны. Охарактеризуйте меры «косметического ремонта знания социализма», предпринятые советским руководством в 1985-87 гг

Первый этап (март 1985 — январь 1987) Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») — антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введение госприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалось по-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий.

Причины перестройки
Социализм, как общественно-экономическая система полностью исчерпала себя. Советская страна впала в глубокий социально- экономический и культурно-моральный кризис. Также отрицательно сказывалась на экономике практически полное отсутствие компьютеризации в СССР. Численность советской армии на тот момент – 4,5 млн. человек (самая большая армия в мире). При всем этом налицо был кризис общественной и культурной жизни. Стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс, в откровенном сращивании партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики и преступностью, что привело к формированию в середине 80-х годов устойчивых мафиозных группировок, особенно в союзных республиках. Подталкивали к переменам апатия и застой в духовной сфере общества.

В январе 1987 г. на Пленуме ЦК КПСС на первый план выдвинулась идея демократизации общественной жизни. Была разработана программа перестройки внутрипартийной жизни и намечены основные направления политических преобразований в стране в целом. Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в экономике. 7 мая 1987 г. в Москве прошел митинг общества «Память», на котором по просьбе его участников выступил Ельцин. В начале 1988 г. вновь вспыхнул ожесточенный конфликт в Нагорном Карабахе (область Азербайджана, населенная преимущественно армянами).

Основные направления внешней политики СССР во второй половине 80-х гг. 20 века. Назовите причины возникновения политики «Нового мышления», основные события, связанные с её проявлением. Выскажите своё мнение по поводу дискуссии вокруг вопроса об окончании «холодной войны».

Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.

В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 - 1988 и 1989 - 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. он характеризовался односторонними уступками СССР

Билет №26.Фактор Горбачева.

первоначально под перестройкой подразумевались в основном два явления: ускорение социально-экономического развития страны, или просто ускорение, и гласность. И, хотя реальные усилия реформаторов были сосредоточены все-таки на экономических вопросах, само их решение подразумевалось в тот период перестройки в рамках социалистической плановой экономики, которая функционировала до этого в СССР. Предполагалось за счет некоторой демократизации общественных отношений ("гласность"), укрепления производственной дисциплины, дополнительного стимулирования работников, не выходящего за пределы премиальной системы, обеспечить экономический рост. Одной из целей "ускорения" была ликвидация отставания от США и Западной Европы по ряду ключевых направлений, в первую очередь в области технологий и НТР. Однако для широкого круга рядовых советских граждан отставание от капиталистического мира в первую очередь осознавалось в дефиците бытовых вещей, в отсутствии на прилавках магазинов продуктов питания.

Этапы экономических реформ:

1985-87 попытка вывести хоз-ва страны из состояния стагнации с помощью политического ускорения

87-88 попытка осуществить радикальную реформу управления экономикой

88-91 попытка осуществить реформы всего хозяйственного механизма, изменение отношений к собственности и перехода к рыночным отношениям

Распад СССР означал, что прежняя социально-политическая и экономическая система себя исчерпала. Отсутствие четкой стратегии реформ, быстрое разочарование в перестройке, а также августовский путч 1991 г.
Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. В 1986 г. был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", который при всех ограничениях данной деятельности дал начало последующей правотворческой деятельности в направлении либерализации советской экономики, и в этом контексте данный Закон, как нам представляется, недооценивается в историко-правовой литературе.
Вхождение в цивилизованные рыночные отношения уже за пределами рассматриваемого нами периода перестройки происходило с большими противоречиями, во многом стихийно, и это повлекло большие негативные последствия, которые ощущаются до сих пор. Как представляется, КПСС слишком запоздала с перестройкой, и подтолкнуть ее было некому, что, свою очередь, подтверждает проверенную веками истину о том, что в обществе с политической и экономической монополией не может быть обеспечено долгосрочное эффективное экономическое развитие.

 

27. Преобразование в области экономики в период «перестройки» и их последствия для развития СССР\

Этапы экономических реформ:

· 1985-87 попытка вывести хоз-ва страны из состояния стагнации с помощью политического ускорения

· 87-88 попытка осуществить радикальную реформу управления экономикой

· 88-91 попытка осуществить реформы всего хозяйственного механизма, изменение отношений к собственности и перехода к рыночным отношениям

Распад СССР означал, что прежняя социально-политическая и экономическая система себя исчерпала. Отсутствие четкой стратегии реформ, быстрое разочарование в перестройке, а также августовский путч 1991 г. экономика СССР в последние десятилетия его существования не только не развивалась, но и в значительной степени пришла в упадок. ее реанимирование посредством внедрения научно-технических достижений, повышения квалификации кадров, механизации ручного труда, экономии ресурсов - при сохранении социалистического типа экономики. С этого, собственно, и начиналась экономическая составляющая перестройки. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. В 1986 г. был принят Закон СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", который при всех ограничениях данной деятельности дал начало последующей правотворческой деятельности в направлении либерализации советской экономики, и в этом контексте данный Закон, как нам представляется, недооценивается в историко-правовой литературе.
К концу формального существования СССР (декабрь 1991 г.) советская экономика уже де-факто перестала быть социалистической плановой экономикой. К тому времени КПСС как правящая партия потеряла управление общественно-экономической ситуацией в разрушенном СССР, разработанные ею планы перестройки были забыты. Вхождение в цивилизованные рыночные отношения уже за пределами рассматриваемого нами периода перестройки происходило с большими противоречиями, во многом стихийно, и это повлекло большие негативные последствия, которые ощущаются до сих пор. Как представляется, КПСС слишком запоздала с перестройкой, и подтолкнуть ее было некому, что, свою очередь, подтверждает проверенную веками истину о том, что в обществе с политической и экономической монополией не может быть обеспечено долгосрочное эффективное экономическое развитие.

 

28 БИЛЕТ Закон об индивидуальной трудовой деятельности.

19 ноября 1986 года был принят “Закон об индивидуальной трудовой деятельности” № 6050-X1, который допускал индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также других видов деятельности, основанных исключительно на личном труде граждан и членов их семей. Документами являлись регистрационные удостоверения или патенты, выдаваемые на определенный срок. Закон был введен в действие 1 мая 1987 года. Он был призван поставить под контроль государственных органов развивавшийся в стране подпольный частный бизнес. Ранее частная инициатива граждан относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и часто подлежала административному или уголовному наказанию. впервые за 60 лет в СССР была легализована предпринимательская деятельность. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65 %. Согласно закону, индивидуальная трудовая деятельность могла осуществляться гражданами с использованием сырья, материалов, инструментов и иного имущества, принадлежащего им на праве личной собственности либо переданного заказчиком, а также имущества, полученного по договорам имущественного найма с предприятиями, учреждениями и организациями или с гражданами.

С 1 января 1991 года он утратил свою силу в связи с введением в действие Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности”.

Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)»

30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», перераспределивший полномочия между министерствами и предприятиями в пользу последних. Продукция, произведённая после выполнения госзаказа, могла реализовываться производителем по свободным ценам. Сокращалось количество министерств и ведомств, хозрасчёт внедрялся во все отрасли народного хозяйства. Предприятию давалось право самостоятельно устанавливать штаты, уровень оплаты труда. Трудовые коллективы получили право избирать администрацию предприятия. Закон устанавливал, что предприятие в силу негодных показателей своей деятельности может быть признано банкротом, закон включал соответствующую статью.

 

Основные политические силы и их взгляд на перестройку. Какие цели «архитекторы перестройки» ставили перед собой в реформировании политической системы СССР? Совпали ли эти цели с результатами политической реформы?Аргументируйте.

Перестройка неизбежно привела к перегруппировке политически активной части населения. Она - независимо от целей ее "архитекторов" - должна была вытолкнуть на "поверхность" общества люд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.214 (0.022 с.)