Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прогнозирование развития отраслиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – дать студентам знания по изучению объектов государственного прогнозирования на разных уровнях: – мировое хозяйство, – СЭС (социально-экономическая система страны), – регион, – отрасль, – предприятие (организация) с учетом приоритетности целей социально-экономического развития и базы прогнозно-аналитических расчетов. Задачи дисциплины – научить студентов: - методологическим и организационным основам прогнозирования и планирования сферы услуг; - теоретическим основам прогнозирования и регулирования социально-экономического развития в условиях рыночной экономики; - понимать особенности прогнозирования сферы услуг, как элемента СЭС (социально-экономической системы) и приоритетов ее развития; - применять методы прогнозирования при составлении прогнозов на разных уровнях; - экономическим рычагам и средствам воздействия государства на рынок, через прогноз, как элемента ГРЭ (государственного регулирования экономики); - видам планирования (директивное, индикативное, стратегическое); - прогнозированию и формированию темпов и пропорций структуры народного хозяйства; - прогнозированию макроэкономических индикаторов (ВВП, ВНП, НД, ИПЦ, ЛД и др.); - программно-целевому методу, как инструменту социально-экономического прогнозирования (ЦКП – целевые комплексные программы).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Прогнозирование развития отрасли» студент должен: · знать: - методологические и организационные основы прогнозирования. - логико-информационную модель управления социально-экономической системой страны (СЭС). - порядок разработки федерального прогноза развития СЭС и увязку его с региональными прогнозами. - особенности прогнозирования услуг и спроса на них. · уметь: - определять основные показатели для различных уровней управления – федерального, регионального, отраслевого. - рассчитывать макроэкономические индикаторы необходимые для создания индикативных план-прогнозов. · получить навыки: - самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в учебном процессе. - специальной экономической терминологии данной дисциплины.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Введение. Предмет и объекты прогнозирования, содержание, задачи и принципы прогнозирования. Сущность и функции прогнозирования. Роль прогнозирования для решения конкретной прикладной задачи и оценка наиболее достоверных результатов из всей совокупности полученных решений.
Тема 1. Методологические и организационные основы прогнозирования и планирования. Виды планирования: директивное, индикативное, стратегическое. Типологии прогнозов для региональных и глобальных систем:<население – хозяйство-природа>. Структурное построение прогностики. Методы прогнозирования и их адаптация к объекту. Сущность и классификация методов прогнозирования – (фактографические, формализованные, интуитивные, экспертные – коллективные экспертные оценки и индивидуальные). “Мозговая атака”, “Дельфи”, прогнозная экстраполяция и методы моделирования. Практическое занятие: Решение задач, в которых используются статистические методы, такие как, метод скользящих средних, метод экспоненциального сглаживания и другие методы. Приводятся примеры, которые подчеркивают диалектические закономерности в социально-экономических процессах. Рассматриваются прогнозы, которые были сделаны ранее, из них выделяется предсказательная и предуказательная функции, горизонты упреждения и дается оценка параметрам, которые были спрогнозированы и предлагается дать студентам свое видение по решению прогностических задач. Варианты прогнозов берутся из периодической печати, экономических журналов основным из которых является «Проблемы прогнозирования» и его основные разделы – Отрасли и межотраслевые комплексы; – Региональные проблемы; – Внешнеэкономические связи; – Финансовые проблемы; – Демография.
Тема 2. Прогнозирование и формирование темпов и пропорций структуры народного хозяйства. Роль сферы сервиса в народном хозяйстве. Государственное регулирование экономики (ГРЭ)- элемент рыночной инфраструктуры. Цели, средства и механизм воздействия государства на рынок. Рычаги ГРЭ – административные, экономические (бюджетные, денежно-кредитные – налоги, дотации, фиксированные цены). Понятие экономических категорий пропорциональность, планомерность и прогнозирование. Практическое занятие: Построение баланса трудовых ресурсов и расчет показателей. МОБ, СНС (практика). Основным методом обеспечения динамичного равновесия межрегиональных и межотраслевых пропорций является межотраслевой баланс (МОБ). Рассмотрение развернутой схемы балансов совокупного общественного продукта и национального дохода основанной на теории расширенного воспроизводства, конкретизировать показатели этих балансов с точки зрения воспроизводства общественного продукта в разрезе отраслей. Отдельно изучается баланс трудовых ресурсов с расчетом показателей в задачах.
Тема 3. Прогнозирование и регулирование социально-экономического развития (СЭС – социально-экономической системы) в условиях рыночной экономики. Социально-экономическая система как объект государственного управления. Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны. Статическая и динамическая модели управления СЭС. Комплекс макроэкономических прогнозов СЭС и структура концепции развития СЭС. Прогноз отраслевой структуры СЭС. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Этапы управления 2. Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации” 3. Оценку эволюции нормативно-правовой базы прогнозирования в России 4. Приоритеты развития СЭС на примере национальных проектов: – Здравоохранение, – Доступное жилье, – Сельское хозяйство, – Образование Литература: 1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г., №115-ФЗ // Сборник законов РФ. – 1995. 2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / под. ред. 3. Парсаданов, Г. А. Прогнозирование национальной экономики: учебник / 4. WWW.ROST.RU Практическое занятие: Расчет основных показатели проектов, и вывод закономерность их развития.
Тема 4. Региональное прогнозирование. Целевые комплексные программы (ЦКП), как инструмент регионального прогнозирования. Прогнозирование совершенствования территориально-организационной структуры России. Территориально-организационная структура России (экономические районы, административно-территориальные единицы). Регион в системе рыночных отношений. Формирование региональных рынков, их особенности. Административный район – первичное звено территориального управления и самоуправления. Программный подход в макроэкономическом планировании и прогнозировании. Понятие программирования (сущность, предмет, объекты). Целевая комплексная программа (ЦКП) как инструмент достижения социальных целей и приоритетов в развитии рынка. Структура, система показателей для разработки и реализации долгосрочной программы социально-экономического развития. Семинарское занятие: Территориально-организационная структура России. Изучение методов разработки территориальных программ. Вопросы для обсуждения: 1. Формирование рациональной макроструктуры национальной экономики; 2. Реформирование организационно-территориальной структуры России; 3. Функции административно-территориальных единиц (районов) и органов местного самоуправления. 4. Цели и задачи структурных и конъюнктурных программ. 5. Программно-целевые методы и экономические прогнозы. 6. Мировой опыт программирования экономики. 7. Разработка и реализация государственных целевых программ – государственного регулирования в условиях рынка. Литература: 1. Прогнозис: журнал 2. Проблемы прогнозирования: журнал 3. Эксперт: журнал 4. Эксперт, северо-запад: журнал Практическое занятие: Составление программ макроэкономического планирования и прогнозирования различного вида.
Тема 5. Информационная база экономического планирования и прогнозирования. Международная система экономических индикаторов (МСЭИ). Система национальных счетов (СНС) – как инструмент государственного регулирования и источник информации. Основные экономические показатели для макроэкономического анализа и прогнозирования: валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД). Роль межотраслевого баланса (МОБ) в регулировании структурных сдвигов. Практическое занятие: Прогнозирование темпов экономического роста. Рассмотрение состав макроэкономических показателей (ВНП, ВВП, НД и др.) и методов их расчета и агрегирования. Анализ изменения в структуре НД и ВВП. Расчет отраслевых пропорций народного хозяйства. Оценить тенденции развития народного хозяйства в целом, по важнейшим его отраслям, регионам формирующей валовой общественный продукт. Формулировка прогнозной оценки экспертным методом.
Тема 6. Социально-экономические прогнозы. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их характеристика. Ресурсные прогнозы. Демографический прогноз. Прогноз природных ресурсов. Прогноз научно-технического прогресса (НТП). Фоновые прогнозы. Экологический прогноз. Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно-стратегический прогнозы. Прогнозирование экономического роста. Прогнозирование совокупного спроса. Прогнозирование уровня жизни населения (прогноз баланса доходов и расходов населения). Прогнозирования занятости населения. Прогноз развития ЖКХ. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные базовые и социально-экономические прогнозы 2. Фоновые прогнозы 3. Ресурсные прогнозы. Литература: 1. Парсаданов, Г. А. Прогнозирование национальной экономики: учебник / 2. Ерохина, Л. И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учеб. пособие / Л. И. Ерохина. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. 3. Проблемы прогнозирования: журнал. 4. Мировая экономика и международные отношения: журнал. 5. WWW.ROST.RU Практическое занятие: Анализ и расчет всех стадий социально-экономического прогноза, данные студенты берут из статистических справочников, журналов “Проблемы прогнозирования”, “Прогнозис”, “Эксперт” и др.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: – самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; – повторение и углубленное изучение лекционного материала; – подготовку к семинарским занятиям; – решение практических задач и подготовку к практическим занятиям; – выполнение контрольной работы; – подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочной формы обучения)
В контрольной работе рассматриваются методологические подходы к формированию и обоснованию важнейших экономических показателей прогноза валового внутреннего продукта – объема, темпов и пропорций общественного производства, его структуры в увязке с объемом и структурой капитальных вложений и проведение аналитических расчетов на основе исходных данных, предлагаемых по вариантам из методических указаний по выполнению контрольной работы «Прогнозирование развития сферы сервиса».
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на практических занятиях; - выполнение контрольных заданий и задач; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом; - зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Понятие планирования: директивное, индикативное стратегическое. 2. Государственное регулирование, программирование, механизм государственного регулирования. 3. Типологии прогнозов для региональных и глобальных систем. 4. Понятие экономического прогнозирования. 5. Принципы и функции прогнозирования. 6. Классификация методов прогнозирования. 7. Методы прогнозирования. 8. Метод экстраполяции тенденции. 9. Метод «мозговой атаки». 10. Метод «Дельфи». 11. Метод написания сценариев. 12. Метод «Дерева целей». 13. Методы моделирования. 14. Метод “семи матриц”. 15. Метод исторических аналогий. 16. Метод морфологического анализа. 17. Организационные аспекты прогнозирования. 18. Понятие экономических категорий пропорциональность, планомерность и прогнозирование. 19. Логико-информационная модель управления социально-экономической системой страны. 20. Социально-экономическая система как объект государственного управления. 21. Статическая и динамическая модели управления СЭС. 22. Комплекс макроэкономических прогнозов СЭС и структура концепции развития СЭС. 23. Прогноз отраслевой структуры СЭС. 24. Совершенствование территориально-организационной структуры России. 25. Целевая комплексная программа как инструмент регионального прогнозирования. 26. Цели и приоритеты социально-экономического развития районов (на примере СПб). 27. Прогнозирование показателей эффективности общественного производства. 28. Прогнозирование научно-технического процесса. 29. Анализ баланса трудовых ресурсов. 30. Модель динамического межотраслевого баланса (МОБ) и его структура. 31. Система национальных счетов (СНС) и международная система экономических индикаторов (МСЭИ) прогнозирования. 32. Опережающие, совпадающие, запаздывающие индикаторы. 33. Основные базовые и социально-экономические прогнозы, их характеристика. 34. Ресурсные прогнозы (демографический прогноз, прогноз природных ресурсов). 35. Фоновые прогнозы. 36. Экологический прогноз. 37. Внутриполитический, внешнеполитический, внешнеэкономический и военно-стратегический прогнозы. 38. Прогнозирование экономического роста. 39. Прогнозирование уровня жизни населения (прогноз баланса доходов и расходов населения). 40. Прогнозирования занятости населения. 41. Прогноз развития ЖКХ. 42. Классификация целевых комплексных программ (ЦКП). 43. Блок схема ЦКП и ее структура. 44. Индикативный план-прогноз на примере Франции. 45. Глобальные модели прогнозирования (на примере разработок эконометрических моделей в системе прогнозирования Японии). 46. Структура имитационной модели. 47. Сценарии социально-экономического развития России при проведении денежной эмиссии (инвестиционный, социальный, инфляционный). 48. Понятие регионального прогноза. 49. Методы упрощения решения глобальной задачи прогнозирования. 50. Вертикальное направление упрощения прогнозирования. 51. Горизонтальное направление упрощения процесса прогнозирования. 52. Временное направление упрощения задачи прогнозирования. 53. Формирование системы прогнозов по трем направлениям упрощения. 54. Ресурсные прогнозы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативная литература: 1. Гражданский Кодекс РФ: в 3 ч. – М.: Омега-Л, 2005. 2. Налоговый Кодекс РФ. – М.: Экзамен, 2006. 3. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: федер. закон от 20 июля 1995 г., №115-ФЗ // Сборник законов РФ. – 1995. Основная: 1. Владимирова, Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / Л. П. Владимирова. – 6-е изд., перераб. – М.: Дашков и К, 2004. 2. Ерохина, Л. И Прогнозирование и планирование в сфере сервиса: учеб. пособие / 3. Ерохина, Л. И. Предприятия в сфере сервиса. Управление прогнозируемыми процессами (теория и практика): учеб. пособие / Л. И. Ерохина. – М.: Флинта: МПСИ, 2005. 4. Парсаданов, Г. А. Прогнозирование национальной экономики: учебник / Дополнительная: 1. Костина, Н. И. Финансовое прогнозирование в экономических сиcтемах: учеб. пособие / Н. И. Костина, А. А. Алексеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 2. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / под. ред. 3. Прогнозирование и планирование экономики: практикум: учеб. пособие / под. ред. Периодические издания: 1. Вопросы экономики: журнал. 2. Мировая экономика и международные отношения: журнал. 3. Проблемы прогнозирования: журнал. 4. Экономика и жизнь: журнал.
Составитель: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» А.Г. Комарова Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Экономика и управление предприятиями сферы сервиса» Н.Ф. Миронова.
Дисциплины специализации
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.126.241 (0.01 с.) |