Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях

Поиск

 

Цели и задачи изучения дисциплины

 

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- уметь использовать комплекс мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций;

- различать факторы, влияющие на устойчивость функционирования отраслей и объектов экономики.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют сформировать наиболее оптимальный комплекс знаний будущего специалиста в основных направлениях его профессиональной деятельности по управлению и руководству поведением персонала при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате изучения дисциплины «Деятельность населения в чрезвычайных ситуациях» студент должен:

· знать:

- основные признаки чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения;

- классификацию чрезвычайных ситуаций по причинам и природе возникновения, по скорости и масштабам распространения;

- комплекс мероприятий по предупреждению, уменьшению риска и возникновения чрезвычайных ситуаций;

- последовательность аварийно-спасательных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, на локализацию зон чрезвычайных ситуаций и прекращению действия характерных для них опасных факторов;

- особенности и характеристики чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· уметь:

- идентифицировать чрезвычайные ситуации;

- планировать мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

- руководить и направлять действия персонала при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций;

- прогнозировать последствия чрезвычайных ситуаций;

· получить навыки:

- в решении задач определения характеристик процессов, происходящих в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

- в умении управлять и руководить поведением персонала при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения - -   -    
2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения - -   -    
3. Пожары и пожаробезопасность на предприятиях - -   -    
4. Терроризм – угроза жизни и безопасности - -   -    
5. Прогнозирование и оценка обстановки в зоне возможного действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций - -   -    
6. Основные пути повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях - -   -    
7. Защита населения при чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций - -   -    
  Всего: - -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
Для заочной формы обучения
  Всего: - -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -

 

Содержание дисциплины

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения

Практическое занятие:

Разбор основных параметров характеризующих стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, ливневые дожди, морозы, природные пожары, грозы). Составление таблицы основных поражающих факторов и их последствий в результате стихийных бедствий. Определение основных критериев при оценке стихийных бедствий. Разбор основных способов защиты населения при стихийных бедствиях.

 

Тема 2. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения

Практическое занятие:

Определение основных поражающих факторов при авариях на радиационно-опасных объектах и их основных характеристик. Особенности выявления и оценки радиационной обстановки при авариях на ядерных энергетических установках на примере аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Тема 3. Пожары и пожаробезопасность на предприятиях

Практическое занятие:

Разбор основных задач, решаемых системой пожарной безопасности. Выяснение основных причин пожаров и их видов. Составление таблицы основных характеристик процессов горения, пожара, взрыва, детонации. Определение степеней огнестойкости зданий. Изучение устройства, принципов работы огнетушителей, используемых для тушения загораний на предприятиях, и систем пожарной сигнализации. Составление типовой инструкции по пожарной безопасности для производственного участия.

 

Тема 4. Терроризм – угроза жизни и безопасности

Практическое занятие:

Изучение и ознакомление со средствами, используемыми при терактах. Разбор и анализ действия руководителя предприятия при получении информации об угрозе взрыва или обнаружении взрывоопасного предмета. Разбор и анализ действия персонала и населения при угрозе совершения теракта. Приобретение навыков в оказании первой медицинской и экстренной психологической помощи пострадавшим в результате теракта.

 

Тема 5. Прогнозирование и оценка обстановки в зоне возможного действия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций

Практическое занятие:

Разбор основных этапов прогнозирования возможной радиационной и химической обстановки. Оценка фактической радиационной или химической обстановки. Решение типовых задач.

 

Тема 6. Основные пути повышения устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях

Практическое занятие:

Разбор факторов, влияющих на устойчивость функциональных отраслей и объектов экономики. Оценка физической устойчивости материально-технического снабжения и системы управления. Разбор методик оценки защищённости населения. Составление перечня мероприятий по подготовке к быстрому восстановлению производства.

 

Тема 7. Защита населения при чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Практическое занятие:

Составление перечня мероприятий по радиационной, химической и медикобиологической защите населения. Приобретение навыков по применению средств индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. Составление плана эвакуации сотрудников предприятия при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Организация самостоятельной работы студента

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

- повторение и углубленное изучение теоретического материала;

- решение практических задач и подготовку к практическим занятиям;

- выполнение расчетов на ПК по определению фактической радиационной или химической обстановки в районе;

- подготовку к зачету.

 

Формы и виды контроля знаний

 

1. Текущий контроль:

– опрос на практических занятиях;

– проверка выполнения контрольных заданий и задач;

– рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

– зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Список рекомендуемой литературы

 

Основная:

1. Безопасность жизнедеятельности в лёгкой промышленности: учебник / В. А. Кравец, Г. А. Свищев, А. А. Меркулов, О. И. Седляров. – М.: Академия, 2006.

2. Соловьёв, В. Н. Безопасность жизнедеятельности. Часть I. Организация и проведение защитных мер при возникновении внезапных чрезвычайных ситуаций на предприятиях сферы сервиса: учеб. пособие / В. Н. Соловьёв, Г. П. Подвигин, И. Х. Эмиров. – СПб.: СПбГУСЭ, 2005.

3. Русак, О. Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / О. Н. Русак. – М.: Омега, 2005.

4. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под ред. С. В. Белова. – М.: Высш. шк., 2004.

5. Саккулин, В. П. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. / В. П. Саккулин, И. Х. Эмиров. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007.

Дополнительная:

1. Сергеев, В. С. Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / В. С. Сергеев. – М.: ИД «Городец», 2004.

2. Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко, Г. В. Гуськов. – М.: Академия, 2006.

3. Маньков, В. Д. Безопасность общества и человека в современном мире: учеб. пособие / В. Д. Маньков. – СПб.: Политехника, 2005.

4. Безопасность деятельности: энциклопедический словарь / под ред. О. Н. Русака. – СПб.: Лик, 2003.

Периодические издания:

1. Безопасность жизнедеятельности: журнал.

 


Технические и электронные средства обучения

 

Эмиров И.Х., Сакулин В.П. Электронный практикум «Безопасность жизнедеятельности» (решение практических задач»).

 

Материально-техническое обеспечение

 

Практические занятия проводятся в специализированном классе «Безопасности жизнедеятельности» укомплектованном учебно-наглядными материалами и оснащенном необходимым оборудованием.

 

Составители: доц. И.Х. Эмиров, ассист. Е.Н. Нарбут кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения».

Рецензент: к.т.н., доц. кафедры «Сервис технических систем жизнеобеспечения» В.П. Сакулин.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.147.77 (0.009 с.)