Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Человек и его потребности (сервисология)Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные цели дисциплины – приобретение студентами навыков анализа проблем потребностей человека на философском, психологическом и социологическом уровнях и развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, а также стимулирование интереса к анализу и оценке роли системы потребностей и способов их удовлетворения посредством сервисной и экономической деятельности. Задачи дисциплины – научить студентов: - пониманию общих закономерностей исследования человека как целостности; - работе с основными индивидуальными потребностями и психофизиологическими возможностями человека; - пониманию связи системы потребностей с социальной активностью. Знания, полученные при изучении дисциплины, позволят выпускникам успешно реализовывать себя в сфере сервиса, ориентироваться на профессиональные основы и на ценности жизни в условиях сложной и стремительно меняющейся действительности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Человек и его потребности (сервисология)» студент должен: · знать: - теорию потребностей как одно из важнейших направлений человекознания; - основные психофизиологические возможности человека в связи с социальной активностью; - историю развития классических идей духовно-культурной деятельности. · уметь: - раскрывать живую индивидуальность человека с учетом детерминант его активности; - применять полученные знания в практической деятельности; - классифицировать виды потребностей. · получить навыки: - обеспечения оптимальной инфраструктуры обслуживания системы человеческих потребностей с учётом социальных факторов; - мониторинга социоприродных изменений человека с учётом социальной значимости нарождающихся потребностей; - самореализации в преобразовательном социальном процессе современной России.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1. Комплексный подход к исследованию человека как целостности. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. Антропогенез. Труд – главный фактор антропогенеза. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. Самоценность человеческой жизни. Проблема смысла жизни. Человек и человечество в научном и в ненаучном аспектах. Семинарское занятие: Вопросы к обсуждению: 1. Развитие представлений о человеке и его потребностях в истории философии. 2. Роль языка в формировании сознания предметно-практической деятельности. 3. Самоценность человеческой жизни. Смысл жизни. Литература: 1. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. 2. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности (сервисология): учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2002. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 2. Представления о человеке как социоприродном существе. Общности и в тоже время различия его социальной сущности и биологической природы. Природа, сущность и предназначение человека, природное и общественное в человеке. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Личность и проблемы ценностных ориентаций. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Критический анализ биологических и социальных представлений о человеке. 2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность». 3. Исторические типы личности, особенности их проявления в процессах взаимоотношений человека и общества. Литература: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. 3. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Тема 3. Основные индивидуальные потребности и психофизиологические возможности человека. Потребности личности, понятие потребностей. Этапы формирования и функции потребностей. Классификация видов потребностей. Соотношение высших и низших потребностей. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Потребность и мотивация деятельности человека. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Этапы формирования и функции потребностей. 2. Классификация видов потребностей. 3. Соотношение высших и низших потребностей. 4. Потребность и мотивация деятельности человека. Литература: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Марченко, Т. А. Потребность как социальное явление / Т. А. Марченко. – М.: Высшая школа,1990. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 4. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. Функции живого организма, закон сохранения (бережливости). Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. Экологический реализм конца ХХ века. Пути поддержания экологической безопасности человечества. Феномен жизни и человек. Жизнь в биосфере. Растительная и животная жизнь. Человек как неспециализированное существо. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Феномен идей В. Н. Вернадского: биосфера. 2. Ноосферные мировоззрения – альтернатива потребительскому антропоцентризму. 3. Человек как неспециализированное существо. Литература: 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. 2. Вернадский, В. И. Живое вещество и биосфера / В. И. Вернадский. – М.: Наука, 1999. 3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А, 2000. 4. Первин, Л. А. Психология личности: теория и исследования / Л. А. Первин, О. Л. Джон. – М.: Аспект-пресс, 2000.
Тема 5. Современные направления глобальной и социальной экологии. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии, защиты природных ресурсов (трагедия роста, антропогенное воздействие на атмосферу, ноосфера или техносфера – возможные сценарии будущего человечества). Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Соотношение глобальной, социальной, космической антропоэкологии. 2. Защита природных ресурсов. 3. Возможные сценарии будущего человечества. Литература: 1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001. 2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 3. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000.
Тема 6. Классические научные идеи духовно-культурной деятельности. Философское, религиозное, культурное творчество человека, его социоприродные измерения. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. Субъект и объект деятельности. Продукт деятельности. Творчество как потребность и вид деятельности. Деятельность и способность к саморазвитию. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. Духовно- культурная деятельность человека. Эстетическое познание и эстетическая деятельность. Деятельность как самоактулизация. Деятельность человека и её последствия. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей и потребность в деятельности. 2. Субъект и объект деятельности. 3. Деятельность человека и её последствия. Литература: 1. Белинская, Е. П. Социальная психология личности: учеб. пособие / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект-пресс, 2001. 2. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 3. Туев, В. А. Человеческие потребности / В. А. Туев. – Иркутск: ИГЭА, 1997.
Тема 7. Индивидуальные психические и физиологические особенности человека Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. Потребности человека и общественные интересы. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. Социализация и образование. Образование и процесс самореализации человека. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Потребности человека и общественные интересы. 2. Формы организации общества и реализация человеческих потребностей в нём. 3. Потребность человека в милосердии и благотворительной деятельности как выражении гуманности. Литература: 1. Бэлл, Д. Грядущее постиндустриальное общество / Д. Бэлл. – М.: Смысл, 1999. 2. Ершов, П. Н. Потребности человека / П. Н. Ершов. – М.: Мысль, 1990. 3. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 4. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 8. Потребности человека и средства их удовлетворения. Биолого-физиологические, биолого-воспроизводственные, социально-бытовые и социально-культурные потребности. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. Процесс и структура личного потребления. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Социоприродные изменения человека и классификация его потребностей, оценка их социальной значимости. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Проблема здоровья человека и особенности реализации социально-гигиенического мониторинга. 2. Процесс и структура личного потребления. 3. Возможность удовлетворения потребностей россиянина в XXI веке. Литература: 1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. 2. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. – М.: Смысл, 1999. 3. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 4. Панферов, В. Н. Психология человека / В. Н. Панферов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. 5. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
Тема 9. Структура бытового обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Потребности человека и их обслуживание. Единство производства и человеческих потребностей. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. Обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учётом природных и социальных факторов. Социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Методы удовлетворения потребностей сферой сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Единство производства и человеческих потребностей. 2. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности. 3. Понятие услуги, характер услуг населения в сфере сервисного обслуживания. Литература: 1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. 2. Блэкуэлл, Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2002. 3. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004. 4. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 5. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: - самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; - повторение и углубленное изучение лекционного материала; - подготовку к семинарским занятиям; - написание реферата; - подготовку к экзамену.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
1. Концепция потребностей в античной философии. 2. Концепция человека и его потребностей в средневековой христианской идеологии и в гуманистическом мировоззрении эпохи Возрождения. 3. Проблема природы человека и его потребностей в европейской философии 18-19 веков (Гольбах, Гегель, Маркс). 4. Понимание человека как микрокосма, универсального существа (Древняя Греция, Возрождение, Гегель, Фейербах, Маркс). 5. Проблема человека во фрейдизме и в экзистенциализме: сравнительный анализ. 6. Концепция человека в марксизме и в гуманистическом психоанализе Э. Фромма. 7. Концепция человека и биология. 8. Человек как высшая ступень развития материи: современные философские учения о человеке. 9. Взаимосвязь биологического и социального в обществе. 10. Рутинные и творческие потребности в современном обществе. 11. Система ценностей и ее влияние на потребности. 12. Формирование системы ценностей и ее влияние на психологию юношей и девушек (Крайг Г. «Психология развития» и др. работы). 13. Взаимосвязь способностей и потребностей в концепциях философии и психологии. 14. Взаимодействие материальных и духовных потребностей. 15. Дискуссия о потребностях цивилизации, пределах их роста и удовлетворения. 16. Место потребностей в экономике: история и современные проблемы. 17. Исторические типы потребления. 18. Особенности развития потребления в России. 19. Потребность как внутренний побудитель активности человека (Ильин Е.П. Мотивация и мотивы). 20. Потребность в общении и ее мотивация. 21. Потребность в любви и современное общество (Э. Фромм. Искусство любви). 22. Способности и потребности. Особенности развития потребностей у самоактуализаторов (по А. Маслоу). 23. Удовлетворение потребностей и отклоняющееся (девиантное) поведение. 24. Основные потребности потребителей товаров и услуг и методы их удовлетворения. 25. Сервисная деятельность как составная часть экономики. 26. Сервисная деятельность и культура удовлетворения потребностей. 27. Особенности современного сервиса. 28. Личностные и региональные особенности потребителей. 29. Индивидуальные стили потребительского поведения. 30. Пределы общественного воздействия на потребности индивида. 31. Влияние атмосферы в семье на формирование и удовлетворение потребностей. 32. Место неразумных потребностей в жизни индивида (исторический или современный, географический или национально-этнический аспект). 33. Система потребностей студенческого коллектива, их динамика. 34. Манипулирование потребностями в современной рекламе. 35. Взаимодействие культуры индивидуального потребления и культуры сервиса. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: - опрос на семинарских занятиях; - рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: - экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Природное и социальное в человеке. 2. Личность и общество. 3. Значение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. 4. Общечеловеческие ценности в жизни личности. 5. Личность в системе социальных целостных ориентаций. 6. Социально-групповые личности. Эмоциональный мир личности. 7. Межличностные отношения. Любовь и дружба. 8. Деловые контакты. Конфликты и пути их преодоления. 9. Что такое смысл жизни. Объективная необходимость и свобода личности. 10. Индивидуальность личности. Эмоциональный мир личности. 11. Формирование личности и развитие её способностей. 12. Самореализация человека. 13. Призвание и признание, забвение и бессмертие. 14. Понятие души человека в философии и религии. 15. Значение деятельности в жизни человека. 16. Мотивационная обусловленность деятельности. 17. Место веры, надежды и любви в духовном мире человека. 18. Бессмертие человека: иллюзия или реальность. 19. Роль идеала в жизни человека. 20. Потребности человека. Понятие потребностей, их классификация. 21. Этапы формирования и функции потребностей: классический и неклассический период. 22. Соотношение низших и высших потребностей человека. 23. Преобразование низших и высших потребностей в истории человечества. 24. Интересы и потребности как исходные детерминанты социальной деятельности людей. 25. Потребность и мотивация деятельности человека. 26. Деятельность человека и её последствия. 27. Духовные потребности человека. 28. Единство производства и потребностей человека. 29. Зависимость потребностей от уровня развития общества и условий деятельности человека. 30. Феномен идей В. Н. Вернадского. 31. Экологический реализм конца XX века. 32. Пути поддержания экологической безопасности человечества. 33. Современные направления глобальной и социальной экологии. 34. Соотношение глобальной, социальной экологии и космической антропоэкологии. 35. Эмоции и потребности. 36. Проблема смысла жизни в философии и религии. 37. Бездуховное существование человека и его последствия. 38. Свобода и ответственность человека. 39. Потребность людей в политической стабильности в обществе. 40. Социоприродные измерения человека. 41. Деятельность как процесс удовлетворения потребностей. 42. Творчество как потребность и вид деятельности. 43. Духовно-культурная деятельность человека. 44. Деятельность и способность к саморазвитию. 45. Эстетическое познание и эстетическое познание и эстетическая деятельность. 46. Деятельность как самоактулизация. 47. Витальные потребности человека. 48. Социальные потребности человека. 49. Потребности человека и общественные интересы. 50. Своеобразие социализации в условиях индустриального общества. 51. Социализация и образование. 52. Образовательные потребности человека и их реализация в России. 53. Развитие общества и индивидуальных потребностей человека. 54. Потребности человека в безопасности и социальной защите. 55. Потребность общества в подготовке высококвалифицированных специалистов. 56. Потребности в качественном обслуживании населения. 57. Структура сервисного обслуживания. 58. Социальная и экономическая зависимость различных видов сервиса. 59. Понятие услуги. Характеристика и структура основных услуг. 60. Формы и методы управления сферой сервиса в условиях рынка.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Генкин, Б. М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук / Б. М. Генкин. – М.: Норма, 2002. 2. Орлов, С. В. Человек и его потребности: учеб. пособие / С. В. Орлов. – СПб.: Питер, 2007. 3. Удальцова, М. В. Сервисология. Человек и его потребности / М. В. Удальцова. – Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. Дополнительная: 1. Аванесова, Г. А. Сервисная деятельность: истор. и соврем. практика, предпринимательство, менеджмент / Г. А. Аванесова. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 2006. 2. Алексеенко, В. В. Биосфера и жизнедеятельность: учеб. пособие / В. В. Алексеенко. – М.: Логос, 2002. 3. Барулин, В. С. Основы социально-философской антропологии / В. С. Барулин. – М.: Академкнига, 2002. 4. Васильев, Г. А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г. А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2004. 5. Григорьев, А. Д. Человек и его потребности: метод. указ. по изучению курса / А. Д. Григорьев. – СПб.: СПбГАСЭ, 2005. 6. Обуховский, К. Галактика потребностей: Психология влечений человека / К. Обуховский. – СПб.: Речь, 2003. 7. Сервисная деятельность: учеб. пособие / под ред. В. К. Романович. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2006. 8. Хаксевер, К. Управление и организация в сфере услуг / К. Хаксевер [и др.]; под ред. В. В. Кулибановой. – СПб.: Питер, 2002. 9. Черников, В. Г. Человек и его потребности / В. Г. Черников. – Рыбинск: РГАТА, 2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По данной дисциплине используются технические и электронные средства обучения, учебно-наглядные материалы.
Составитель: д.ф.н., проф. А.Э. Назиров, к.к.н., доц. А.В. Фролов кафедры «Философия и культурология». Рецензент: к.ф.н., доц. кафедры «Философия и культурология» А.П. Корнилов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.37.174 (0.015 с.) |