Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса

Поиск

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основная цель дисциплины – изучение теории и практики предпринимательской деятельности в условиях конкурентной среды, формирование аналитического склада мышления у студентов и навыков оценки конкурентоспособности.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- использовать понятийный аппарат предпринимательской деятельности в условиях конкуренции;

- показывать цели и задачи внутрифирменного обеспечения конкурентной среды;

- раскрывать сущность конкурентных стратегий и предпринимательского решения в условиях конкуренции;

- излагать основы формирования культуры предпринимательства, как составной части успешного предпринимательства;

- излагать особенности применения тех или иных форм и видов предпринимательской деятельности в условиях постоянного изменения конкурентной среды;

- показывать движущие силы конкуренции и методы оценки конкурентоспособности.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволят сформировать оптимальный комплекс знаний будущего специалиста сферы услуг по основным направлениям его профессиональной деятельности.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса» студент должен:

· знать:

- теоретические основы конкуренции;

- типы и формы конкуренции;

- современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции;

- особенности монополизма и методы антимонопольной политики.

· уметь:

- реализовывать полученные знания для использования современных способов и средств определения состояния предпринимательской деятельности в условиях конкуренции;

- проводить экономический анализ конкурентной среды в условиях постоянного изменения рыночной ситуации;

- определять основные направления развития конкурентоспособности и способы мобилизации ресурсов.

· получить навыки:

- в решении задач обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса при помощи современных представлений о взаимодействии рыночных субъектов, а также механизма регулирования пропорций между ними;

- творческой деятельности при выборе оптимальных вариантов функционирования и развития предприятий сферы сервиса в конкретных условиях конкуренции между субъектами рынка.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Понятие конкуренции, цели и задачи курса   - -      
2. Деловая среда в сфере сервиса и обеспечение конкурентоспособности   - -      
3. Конкуренция и государственное регулирование в сфере сервиса   - -      
4. Зарубежный опыт обеспечения конкурентной среды в сфере сервиса   - -      
5. Территориальные аспекты развития сферы услуг и конкурентная среда   - -      
6. Жизненный цикл услуги и ассортиментная политика   - -      
7. Функциональная, видовая и предметная конкуренция в сфере сервиса   - -      
8. Методы оценки конкурентоспособности услуг   - -      
9. Конкурентные преимущества стран   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - -   -
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -     -

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Понятие конкуренции, цели и задачи курса.

Законодательство РФ об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках. Виды конкуренции, ее экономические последствия. Правовая ответственность за недобросовестную конкуренцию. Особенности диверсификации предприятий сферы сервиса.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конкуренция как экономическое понятие.

2. Различные виды конкуренции.

3. Экономические последствия.

Литература:

1. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.

2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.

 

Тема 2. Деловая среда в сфере сервиса и обеспечение конкурентоспособности.

Неравенство доходов предпринимателей. Характер деловой среды конкурента: характер производства, конструктивные технологические особенности. Маркетинговая характеристика: реклама, сегменты рынка, отношения с клиентами. В области менеджмента: структура организации, кадровый потенциал.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Формы рынков и типы производства.

2. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы.

3. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе.

4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы.

Литература:

1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.

 

Тема 3. Конкуренция и государственное регулирование в сфере сервиса.

Ценовая политика в условиях конкуренции. Рыночные и нерыночные сектора услуг. Способы регулирования конкуренции в сфере сервиса антимонопольными и другими органами власти и управления. Свойства отдельных видов услуг. Воздействие государственного регулирования на доступность услуги.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. История антитрестовского законодательства за рубежом.

2. Формы и методы регулирования экономики.

3. Государство и обеспечение конкурентной среды.

Литература:

1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

2. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.

3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

 

Тема 4. Зарубежный опыт обеспечения конкурентной среды в сфере сервиса.

Положительные и отрицательные результаты государственного регулирования деятельности предприятий сервиса в развитых странах с рыночной экономикой и стран с переходным периодом к рыночной экономике. Виды свободных зон предпринимательства и возможности использования их преимуществ в РФ.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Конкуренция и стратегия: основные концепции.

2. От конкурентных преимуществ – к корпоративной стратегии.

3. Кластеры и конкуренция.

4. Конкурентные решения социальных проблем.

Литература:

1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

3. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.

Тема 5. Территориальные аспекты развития сферы услуг и конкурентная среда.

Типы расселения (компактный и дисперсный) и их влияние на формирование конкурентной среды. Конкуренция на локальных рынках. Сравнительное преимущество против конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества отдельного местоположения. Ромб как локальная система.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Основные виды конкурентных отношений на территориальных экономических рынках.

2. Достоинства и недостатки определенной дислокации предприятия.

3. Демографическое влияние на формирование конкурентных отношений.

Литература:

1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.

3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.

Тема 6. Жизненный цикл услуги и ассортиментная политика.

Понятие жизнеспособности услуги и ее категории. Стадии жизненного цикла услуги. Общее и особое жизненного цикла товара и услуги. Конкуренция и основные этапы разработки новой услуги. Цели, задачи и модель ассортиментной политики. Реклама услуги и фирмы: открытая и скрытая формы. Виды ассортиментной политики в сфере сервиса. Принципы ассортиментной политики.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Жизненный цикл услуги и его стадии.

2. Формирование ассортиментной политики предприятий сферы услуг.

3. Практика реализации ассортиментной политики предприятий сферы услуг.

Литература:

1. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.

2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.

 

Тема 7. Функциональная, видовая и предметная конкуренция в сфере сервиса.

Виды конкуренции в сфере сервиса. Альтернативные способы удовлетворения конкуренции (функциональная). Качественно-ценовые альтернативные способы удовлетворения потребности (видовая). Территориальная конкуренция на рынке услуг (предметная). Движущие силы конкуренции и конкурентные стратегии предприятия сервиса: лидерство в области затрат, дифференциации, концентрации.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Функциональная конкуренция.

2. Уровни конкуренции.

3. Видовая конкуренция.

4. Предметная конкуренция.

Литература:

1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.

3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

 

Тема 8. Методы оценки конкурентоспособности услуг.

Виды, источники и формы выражения информации, используемые при оценке конкурентоспособности услуг. Показатель, как способ выражения информации: характеристика, индикатор,. индекс, коэффициент, доля, балл. Основные этапы экспертного метода оценки конкурентоспособности услуги.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Матричные методы изучения конкурентоспособности.

2. Изучение исходя из теории равновесия.

3. Теория эффективной конкуренции.

4. «Бостонская матрица».

Литература:

1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М. ГУВШЭ, 2004.

Тема 9. Конкурентные преимущества стран.

Достижение успеха компании на международных рынках. Роль правительства в обеспечении конкурентной среды. Продвижение целей, ведущих к устойчивому инвестированию. Проведение сильной внутренней антитрестовской политики. Прекращение регулирования конкуренции.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Правило ромба для конкурентных преимуществ стран.

2. Роль правительства.

3. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды.

Литература:

1. Абалонин, С. М Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004.

2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора;

─ повторение и углубленное изучение лекционного материала;

─ подготовку к семинарским занятиям;

─ выполнение контрольной работы;

─ подготовку к зачету.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного бучения)

 

1. Конкуренция как экономическое понятие.

2. Экономические последствия конкуренции

3. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы.

4. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе.

5. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы.

6. История антитрестовского законодательства за рубежом.

7. Государство и обеспечение конкурентной среды.

8. Конкуренция и стратегия: основные концепции.

9. Кластеры и конкуренция.

10. Конкурентные решения социальных проблем.

11. Конкурентные преимущества отдельного местоположения.

12. Типы расселения и их влияния на конкурентную среду.

13. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды.

14. Матричные методы изучения конкурентоспособности.

15. Теория эффективной конкуренции.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

─ опрос на семинарских занятиях;

─ защита контрольной работы;

─ рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом.

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Абалонин, С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004.

2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.

3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.

Дополнительная:

1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006.

3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.

4. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.

 

 

Составитель: д.э.н., проф. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Д.Г. Родионов.

Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Я.Г. Гордиенко.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.008 с.)