Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервисаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная цель дисциплины – изучение теории и практики предпринимательской деятельности в условиях конкурентной среды, формирование аналитического склада мышления у студентов и навыков оценки конкурентоспособности. Задачи дисциплины – научить студентов: - использовать понятийный аппарат предпринимательской деятельности в условиях конкуренции; - показывать цели и задачи внутрифирменного обеспечения конкурентной среды; - раскрывать сущность конкурентных стратегий и предпринимательского решения в условиях конкуренции; - излагать основы формирования культуры предпринимательства, как составной части успешного предпринимательства; - излагать особенности применения тех или иных форм и видов предпринимательской деятельности в условиях постоянного изменения конкурентной среды; - показывать движущие силы конкуренции и методы оценки конкурентоспособности. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, позволят сформировать оптимальный комплекс знаний будущего специалиста сферы услуг по основным направлениям его профессиональной деятельности.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы сервиса» студент должен: · знать: - теоретические основы конкуренции; - типы и формы конкуренции; - современные подходы к трактовке проблем совершенной и несовершенной конкуренции; - особенности монополизма и методы антимонопольной политики. · уметь: - реализовывать полученные знания для использования современных способов и средств определения состояния предпринимательской деятельности в условиях конкуренции; - проводить экономический анализ конкурентной среды в условиях постоянного изменения рыночной ситуации; - определять основные направления развития конкурентоспособности и способы мобилизации ресурсов. · получить навыки: - в решении задач обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы сервиса при помощи современных представлений о взаимодействии рыночных субъектов, а также механизма регулирования пропорций между ними; - творческой деятельности при выборе оптимальных вариантов функционирования и развития предприятий сферы сервиса в конкретных условиях конкуренции между субъектами рынка.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Тема 1. Понятие конкуренции, цели и задачи курса. Законодательство РФ об ограничении монопольной деятельности на товарных рынках. Виды конкуренции, ее экономические последствия. Правовая ответственность за недобросовестную конкуренцию. Особенности диверсификации предприятий сферы сервиса. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Конкуренция как экономическое понятие. 2. Различные виды конкуренции. 3. Экономические последствия. Литература: 1. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
Тема 2. Деловая среда в сфере сервиса и обеспечение конкурентоспособности. Неравенство доходов предпринимателей. Характер деловой среды конкурента: характер производства, конструктивные технологические особенности. Маркетинговая характеристика: реклама, сегменты рынка, отношения с клиентами. В области менеджмента: структура организации, кадровый потенциал. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Формы рынков и типы производства. 2. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы. 3. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе. 4. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004.
Тема 3. Конкуренция и государственное регулирование в сфере сервиса. Ценовая политика в условиях конкуренции. Рыночные и нерыночные сектора услуг. Способы регулирования конкуренции в сфере сервиса антимонопольными и другими органами власти и управления. Свойства отдельных видов услуг. Воздействие государственного регулирования на доступность услуги. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. История антитрестовского законодательства за рубежом. 2. Формы и методы регулирования экономики. 3. Государство и обеспечение конкурентной среды. Литература: 1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 2. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
Тема 4. Зарубежный опыт обеспечения конкурентной среды в сфере сервиса. Положительные и отрицательные результаты государственного регулирования деятельности предприятий сервиса в развитых странах с рыночной экономикой и стран с переходным периодом к рыночной экономике. Виды свободных зон предпринимательства и возможности использования их преимуществ в РФ. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Конкуренция и стратегия: основные концепции. 2. От конкурентных преимуществ – к корпоративной стратегии. 3. Кластеры и конкуренция. 4. Конкурентные решения социальных проблем. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. Тема 5. Территориальные аспекты развития сферы услуг и конкурентная среда. Типы расселения (компактный и дисперсный) и их влияние на формирование конкурентной среды. Конкуренция на локальных рынках. Сравнительное преимущество против конкурентного преимущества. Конкурентные преимущества отдельного местоположения. Ромб как локальная система. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Основные виды конкурентных отношений на территориальных экономических рынках. 2. Достоинства и недостатки определенной дислокации предприятия. 3. Демографическое влияние на формирование конкурентных отношений. Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007. Тема 6. Жизненный цикл услуги и ассортиментная политика. Понятие жизнеспособности услуги и ее категории. Стадии жизненного цикла услуги. Общее и особое жизненного цикла товара и услуги. Конкуренция и основные этапы разработки новой услуги. Цели, задачи и модель ассортиментной политики. Реклама услуги и фирмы: открытая и скрытая формы. Виды ассортиментной политики в сфере сервиса. Принципы ассортиментной политики. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Жизненный цикл услуги и его стадии. 2. Формирование ассортиментной политики предприятий сферы услуг. 3. Практика реализации ассортиментной политики предприятий сферы услуг. Литература: 1. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
Тема 7. Функциональная, видовая и предметная конкуренция в сфере сервиса. Виды конкуренции в сфере сервиса. Альтернативные способы удовлетворения конкуренции (функциональная). Качественно-ценовые альтернативные способы удовлетворения потребности (видовая). Территориальная конкуренция на рынке услуг (предметная). Движущие силы конкуренции и конкурентные стратегии предприятия сервиса: лидерство в области затрат, дифференциации, концентрации. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Функциональная конкуренция. 2. Уровни конкуренции. 3. Видовая конкуренция. 4. Предметная конкуренция. Литература: 1. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 2. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003. 3. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004.
Тема 8. Методы оценки конкурентоспособности услуг. Виды, источники и формы выражения информации, используемые при оценке конкурентоспособности услуг. Показатель, как способ выражения информации: характеристика, индикатор,. индекс, коэффициент, доля, балл. Основные этапы экспертного метода оценки конкурентоспособности услуги. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Матричные методы изучения конкурентоспособности. 2. Изучение исходя из теории равновесия. 3. Теория эффективной конкуренции. 4. «Бостонская матрица». Литература: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М. ГУВШЭ, 2004. Тема 9. Конкурентные преимущества стран. Достижение успеха компании на международных рынках. Роль правительства в обеспечении конкурентной среды. Продвижение целей, ведущих к устойчивому инвестированию. Проведение сильной внутренней антитрестовской политики. Прекращение регулирования конкуренции. Семинарское занятие: Вопросы для обсуждения: 1. Правило ромба для конкурентных преимуществ стран. 2. Роль правительства. 3. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды. Литература: 1. Абалонин, С. М Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает: ─ самостоятельное изучение теоретических разделов дисциплины по заданию лектора; ─ повторение и углубленное изучение лекционного материала; ─ подготовку к семинарским занятиям; ─ выполнение контрольной работы; ─ подготовку к зачету.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (для студентов заочного бучения)
1. Конкуренция как экономическое понятие. 2. Экономические последствия конкуренции 3. Способы исследования конкурентных преимуществ фирмы. 4. Роль маркетинга и рекламы в конкурентной борьбе. 5. Факторы, влияющие на конкурентоспособность фирмы. 6. История антитрестовского законодательства за рубежом. 7. Государство и обеспечение конкурентной среды. 8. Конкуренция и стратегия: основные концепции. 9. Кластеры и конкуренция. 10. Конкурентные решения социальных проблем. 11. Конкурентные преимущества отдельного местоположения. 12. Типы расселения и их влияния на конкурентную среду. 13. Влияние глобализации на формирование конкурентной среды. 14. Матричные методы изучения конкурентоспособности. 15. Теория эффективной конкуренции.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
1. Текущий контроль: ─ опрос на семинарских занятиях; ─ защита контрольной работы; ─ рубежный контроль. 2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия: ─ зачет – по результатам проведения всех форм текущего контроля в соответствии с учебным планом. 3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная: 1. Абалонин, С. М. Конкурентоспособность транспортных услуг: учеб. пособие / С. М. Абалонин. – М.: Академкнига, 2004. 2. Рубин, Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: учебник / Ю. Б. Рубин. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2004. 3. Философова, Т. Г. Конкуренция и конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. – М.: ЮНИТИ, 2007. Дополнительная: 1. Андрейчиков, А. В. Анализ. Синтез. Планирование решений в экономике: учебник / А. В. Андрейчиков. – М.: Финансы и статистика, 2004. 2. Еремеева, Н. В. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебник / Н. В. Еремеева, С. А. Калачев. – М.: КолосС, 2006. 3. Конкурентоспособность и модернизация экономики: в 2 ч. / отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ГУВШЭ, 2004. 4. Портер, М. Э. Конкуренция: учебник / М. Э. Портер. – М.: Вильямс, 2003.
Составитель: д.э.н., проф. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Д.Г. Родионов. Рецензент: к.э.н., доц. кафедры «Предпринимательство и управления жилищно-коммунального хозяйства» Я.Г. Гордиенко.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.35.116 (0.008 с.) |