Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность финансового прогнозирования.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Политика финансового управления в государстве предполагает обязательное прогнозирование финансовых показателей на всех уровнях. В финансовом прогнозировании на макроуровне, региональном и на уровне предприятия (фирмы, компании) есть много общего: однотипность финансово-экономических показателей, используемых при финансовом прогнозе (объемные стоимостные и курсовые показатели), однотипность набора финансовых показателей, на которые направлен прогноз (прибыль, валовой доход, чистая прибыль, чистый доход, налоги, отчисления из прибыли во внебюджетные фонды, прочие доходы и расходы), сходство методологии и методов прогнозирования и, наконец, той формы, в которую облекаются результаты финансовых прогнозов. Форма эта балансовая, независимо от того, бюджет ли это конкретного звена бюджетной системы или это финансовый план предприятия. В обоих случаях мы имеем баланс доходов и расходов. Эти принципиальные сходства, независимо от разницы методологии составления, позволяют говорить о финансовом прогнозировании в новом понимании общности основного финансового плана страны (бюджета) и финансового плана предприятия, (фирмы, компании). Бюджетные отношения суть часть финансовых отношений в государстве, равно как и финансовые отношения на уровне хозяйствующего субъекта. Факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование. Прогнозирование соотносится с более широким понятием — предвидением. Предвидение опережает отражение действительности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и характера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план. Гипотеза характеризует научное предвидение, исходя из общей теории, т.е. исходную базу построения гипотезы составляют теория и открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи функционирования и развития исследуемых объектов. На уровне гипотезы дается их качественная характеристика, выражающая общие закономерности поведения. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и многовариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Формы предвидения тесно связаны в своих проявлениях друг с другом, представляя собой последовательные, конкретные ступени познания поведения объекта в будущем. Исходное начало этого процесса — общенаучное предвидение состояний объекта; завершающий этап — разработка методов перевода объекта в новое заданное для него состояние. Важнейшим средством для этого служит прогноз как связующее звено между общенаучным предвидением и планом. Прогноз и план взаимно дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными, прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз. Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде. Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования, социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований, важнейшими из которых являются. 1. Оптимальность, предполагающая такой вариант плана, когда потребности в ресурсах наименьшие, а конечный результат по финансовым и другим критериям лучший и, как правило, сроки осуществления события минимальные. 2. Определенность, при которой установленные показатели и другие условия должны быть конкретизированы по величине и срокам выполнения, обоснованными и реализуемыми. 3. В плане должны быть четко определены цели и задачи. План оформляется в виде специального документа. После его принятия соответствующим органом управления начинается организационная работа по практической реализации плана. Исключительно важно при этом обеспечить полное и скоординированное выполнение предусмотренных действий всеми участниками процесса, так как любое отклонение в каком-либо из звеньев технологической цепи скажется на последующем и в целом на конечном результате, т.е. в итоге не будет реализована поставленная задача.[1] Прежде чем приступить к процессу планирования, как правило, проводится предварительный анализ тенденций развития рассматриваемого объекта, разрабатываются возможные варианты хода процесса при изменении внешних и внутренних факторов в каких-то пределах, с тем, чтобы предложить для дальнейшего выбора один из них или несколько наиболее обоснованных. Данные функции обычно реализуются через прогноз. Наряду с категориями '"прогноз" и "план" широкое распространение имеют и ряд других: мероприятие, программа, концепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность Мероприятие — намеченная к реализации конкретная мера воздействия для решения поставленной задачи. Как правило, носит локальный характер и выступает в качестве составной части прогноза, плана или аналогичных им экономических категорий. В то же время иногда употребляется и в более широком самостоятельном смысле (внедрение в масштабах предприятия, отрасли и нового хозяйственного механизма и др.). Роль финансовых прогнозов
Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны. Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории. Краткосрочная и долгосрочная финансовая политика промышленного и торгового, частного и акционерного, финансового и банковского капитала прямо или косвенно, жестко или опосредованно ориентируется и зависит, формируется и проводится исходя из объявленных текущих и прогнозируемых действий государства, его финансовой и кредитной систем, точности по срокам и полноты по объемам выполнения бюджетных и кредитно-денежных обязательств коммерческих банков, вероятности изменений налоговой, учетной, экспортно-импортной и таможенной среды. Вот почему проблемы финансового прогнозирования на уровне государства и регионов, тесно связанные с денежно-кредитным оборотом, выходят далеко за рамки вопроса о формировании бюджетов. Они фактически во многом определяют общий тонус деловой активности, относительную стабильность, а часто и конкретные параметры сделок на центральных и региональных рынках товаров, услуг и капиталов. Учитывая ожидаемые последствия финансовых прогнозов макроуровня, первичный уровень хозяйствования осуществляет свое самостоятельное финансовое прогнозирование, которое оказывает прямое и косвенное влияние на достоверность макрофинансовых прогнозов, материализованных в бюджете страны и направлениях денежно-кредитной политики. При этом определяются и изучаются коммерческие "бреши" макроэкономической финансовой и денежно-кредитной политики, формируются временно неизвестные центральным экономическим органам управления новые направления и механизмы деловой активности Они базируются не только на прогнозах макроуровня и региональных финансовых прогнозах, но и на реальном и повседневном ощущении бизнесом полновесности рубля. Задача укрепления финансового управления экономикой, таким образом, может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектирования стоимости, а также целям, задачам и механизмам их практической реализации. Это действительно крупная проблема может быть решена на основе целого комплекса мероприятий, обеспечивающих финансовую устойчивость и экономическую определенность отечественной экономики Одним из ключевых факторов сближения выступает устранение объективных и субъективных факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование на всех уровнях управления экономикой. Центральным вопросом стабилизации и уменьшения громадного разрыва в сущностном и целеполагательном аспектах финансового прогнозирования на уровне государства и предприятий выступает реальность государственного финансового прогнозирования, проявляющаяся на стадии разработки, формирования и утверждения бюджетов в бюджетной системе страны. [2] Бюджетное прогнозирование в этом смысле есть важнейшее условие эффективного управления ключевым в переходной экономике блоком денежно-кредитных и финансовых проблем. Общая закономерность здесь такова — четкое выполнение бюджетом своих объявленных и ожидаемых инвесторами обязательств создает положительный вектор стабилизационного развития экономики. Так мы приходим к одному из главных вопросов сегодня — проблеме реальности бюджетов всех уровней, которая тесно связана и в определяющей мере зависит от обоснованности и точности принятых финансовых прогнозов. Центральная проблема подготовки сводного прогноза параметров финансов страны и осуществления финансового планирования на предприятиях состоит в отсутствии приемлемой базы данных прошлого, служащих основой для любого прогноза. Это важнейший объективный, на наш взгляд, фактор, сдерживающий эффективное финансовое прогнозирование в стране как в сфере централизованных, так и децентрализованных финансов. Дело в том, что существующие и применяемые в прогнозировании отчеты об исполнении бюджета не отражают в полной мере многообразных и постоянных изменений в соотношении секторов хозяйства, ценах, инфляции и других факторов, К тому же представительный ряд базовых для финансового прогнозирования основных финансово-экономических показателей, сопоставимых по принципу однотипности системы рыночных отношений, сегодня чрезвычайно мал и исчисляется фактически семью годами начиная с 1992 года. Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что и эта минимальная база, в сущности несопоставима, поскольку в основных финансово-экономических показателях по годам представлена разная структура общественного производства и потребления. Таким образом, прогнозные оценки параметров бюджетов объективно не могут сегодня опереться на достоверность сложившихся средних тенденций социально-экономического развития. Ошибки в частных прогнозах могут приводить к увеличению погрешности сводных бюджетных прогнозов на уровне государства и на уровне предприятий. Поэтому в условиях нестабильной рыночной экономики переходного периода центр тяжести финансово-бюджетного прогнозирования закономерно смещается в сторону не технического, как это имеет место в условиях относительно стабильной экономики, а фундаментального т е глубокого финансово-экономического анализа прогнозируемых величин. Ключевым моментом здесь выступает правильная оценка государством и каждым отдельным предприятием всей принятой, утвержденной и другой исходной информации о финансово-бюджетных параметрах. Представляется, что на этой стадии прогноза бюджетных проектировок у нас чрезмерно высок фактор неопределенности, что находит подтверждение в проекте бюджета страны на 2004 год и в решающей мере обусловливает необходимость ежеквартальной корректировки его показателей. Как показывает практика, на предприятиях необходимость такой корректировки еще выше. Это означает, что большое количество событий, которые могут произойти в финансово-бюджетной и денежно-кредитной сфере, не нашли своего отражения в прогнозах. Можно сказать, что неопределенность управляет финансовыми прогнозами и финансами страны. А значит, мы не можем точно ответить на вопрос, когда и какой глубины неприятности могут возникнуть в ходе исполнения бюджета страны, а также в ходе исполнения финансовых планов (бюджетов) предприятий. Так, нереальность основных параметров бюджета страны на 1998 г стала очевидной в апреле 1998 г. Были утверждены минимально гарантированные лимиты бюджетных обязательств или базовых показателей федерального бюджета, которые являлись для всех бюджетополучателей основой для заключения договоров на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, к сожалению, эти лимиты удержать не удалось, что отрицательно сказалось не только на качестве прогнозных ориентиров, принятых предприятиями, но и на их финансовом положении. Здесь следует отметить, что финансово-бюджетные прогнозы показателей сосредоточены на выявлении наиболее вероятных событий и результатов, а также призваны выявить и учесть риски при формировании и утверждении бюджетов. Само по себе такое положение не содержит в себе никакой проблемы, так и должно быть, будь то федеральный бюджет или бюджет предприятия. Проблема же финансового прогнозирования состоит в том, что в ходе расчетов бюджетные риски не получают количественного выражения и в отечественных условиях в общем и целом мало влияют на процесс формирования и утверждения указанных бюджетов. Фактическое отсутствие стабильности финансово-экономических условий практически во всех сегментах рынка объективно лишает необходимой основы для учета этих рисков, чем существенно сдерживает эффективное финансовое прогнозирование. Если абстрагироваться от проектов прямых инвестиций, хотя и там, в расчетах далеко не всегда учитываются риски, то абсолютно не лучше, а даже хуже, обстоит дело с учетом рисков на предприятиях разных отраслей хозяйства. В этой связи представляется, что проблема сбалансированности бюджета страны и каждого из бюджетов предприятия сегодня — вовсе не проблема бюджетной политики или краткосрочной и долгосрочной финансовой политики предприятия. Прогнозирование должно осуществляется не на основе бюджетной политики и финансовой политики предприятия, а на основе фактических данных прошлого и текущего финансового состояния субъекта прогноза. В этой базовой и существенной части прогноз не зависит от стратегических и тактических установок на привлечение и расходование финансовых ресурсов. Напротив, бюджетная политика должна вырабатываться и проводиться на основе данных прогноза. Последовательный учет инфляции в финансовых прогнозах основывается на принципе, что рубль сегодня дороже рубля завтра. Прогнозирование денежных потоков с учетом уровня инфляции представляет собой одну из первейших задач бюджетного прогнозирования. Бюджетная система исполняет доходную часть своих бюджетов в фактически действующих в бюджетном году ценах, т е в номинальных денежных потоках. Составляются же эти бюджеты на предстоящий год в реальном выражении, те в текущих рублях. При прочих равных условиях уровень инфляции, который нужно учесть при бюджетном прогнозировании, может быть представлен как фактическая разница между номинальными и реальными потоками денежных средств в году исполнения бюджета. Между тем при разработке бюджетов страны за все годы реформ не всегда полностью учитывали уровень инфляции, что позволяло несколько улучшать фактическую сбалансированность его доходов и расходов против утвержденной. Такое бюджетное резервирование не способствует повышению качества прогнозирования, подчас выводя его за пределы действительной базы бюджетных проектировок. Обычно прогноз темпов инфляции составляется исходя из динамики валютного курса рубля. Последний определяется ожидаемыми действиями Правительства и Центрального банка по сдерживанию инфляции в ходе проведения бюджетной и денежно-кредитной политики рост цен, а не падение национальной валюты к доллару как таковому. Поэтому динамика валютного курса денежной единицы к доллару изначально теоретически и фактически на практике в полной мере не совпадают. Например, после известных событий 17 августа 1998 года, или в сентябре 2003 года цены и тарифы на потребление товаров и услуг выросли в 1,5-1,8 раза, курс доллара возрос почти в 2,5 раза. В целом, как за 1998 год, так и за 2003 год цены выросли в 2 раза, курс доллара - в 3 с лишним раза. [3] Следовательно, динамика валютного курса рубля, не совпадая с реальными темпами инфляции, рассчитанными исходя из потребительских цен в национальной валюте, обуславливает необходимость использования в финансовом прогнозировании поправочных коэффициентов, которые всегда должны быть меньше единицы. Валютный курс очень сильно зависит от политических заявлений и практических действий правительства, а также спроса и предложения на валюту на межбанковской валютной бирже и постоянно меняется. В связи с этим возникает вопрос, какой именно прогнозный валютный курс учитывать при финансовом прогнозировании — на конец года, среднеквартальные, среднегодовой. Последние два показателя могут быть определены по разному исходя из прогнозных курсов на конец (начало) каждого месяца, на конец (начало) квартала. Выбор метода расчета рассматриваемого показателя может оказать существенное влияние на исполнение бюджета страны. Многолетняя практика бюджетного прогнозирования характеризуется весьма точной ежемесячной оценкой ожидаемого исполнения доходов утвержденного бюджета нарастающим итогом с начала бюджетного года. Оценка ожидаемых доходов бюджета часто производится с точностью до 0,1 % фактических отчетных доходов. Однако подобная оценка — не самоцель. Не менее важна и другая сторона текущих оценок хода исполнения бюджета, связанная с выявлением экономии и дополнительных возможностей осуществления государственных расходов, а также поиском и учетом ранее непредвиденных, возникших других бюджетных возможностей или неприятностей. В бюджетной практике это может быть достигнуто лишь на основе непрерывного процесса уточнения предварительных или ожидаемых прогнозов основных финансово-бюджетных показателей. При прочих равных условиях обеспечение непрерывности прогнозирования основных бюджетных параметров приводит к последовательному приближению предварительного (ожидаемого) прогноза к базовому, т е наиболее вероятному. Так что, роль прогнозирования финансов в экономике страны, предприятия неоспорима.[4]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.6.122 (0.016 с.) |