Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования



 

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочета­ние мер бюджетного, налогового, денежно-кре­дитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации

Обеспечить комплексную информацион­но-аналитическую поддержку формирования ре­шений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные сис­темы поддержки принятия решений (СППР) В об­щем случае под СППР понимаются программные системы, имеющие следующие компоненты.

СППР в сфере управления государственными финансами предусматривает

• мониторинг отчетности государственных органов, обеспечивающих поступление налого­вых и неналоговых доходов в бюджеты всех уров­ней,

• мониторинг государственного финанси­рования расходов, осуществляемого из бюджетов всех уровней, и использования распорядителями бюджетных средств полученных ассигнований

• мониторинг привлечения внутренних и внешних заимствований в бюджеты всех уровней и расходования средств на их погашение и обслу­живание[18]

Анализ показателей, характеризующих го­сударственные финансы

• динамики и структуры поступления нало­гов и сборов, задолженности и недоимки по их уплате,

• взаимосвязей между поступлением госу­дарственных доходов и влияющими на этот про­цесс факторами,

• динамики и структуры государственных расходов, соотношения государственных дохо­дов и расходов, межбюджетных отношений,

• источников финансирования дефицита и направтений распределения профицита государ­ственного бюджета,

• обеспеченности потребностей платежно­го оборота денежными знаками

Прогнозирование движения государственных финансовых ресурсов

• прогнозирование поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней с учетом различ­ных вариантов решений в обмети государствен­ной налоговой и бюджетной политики, макро - и

• оценку обоснованности проектов доходов бюджетов всех уровней,

• планирование государственных расходов с учетом прогнозов поступления доходов и оцен­ки потребностей получателей бюджетных средств,

• разработку оптимальной стратегии управ­ления внутренним и внешним государственным долгом, которая в долговременной перспективе обеспечит устойчивый экономический рост при исполнении обязательств РФ по внутренним и внешним займам

Принципы построения и архитектура СППР

Накопленный авторами опыт теоретических ис­следований и разработки, внедрения и сопро­вождения СППР в области управления государ­ственными финансами позволяет выдвинуть ба­зовые принципы построения таких систем

интеграция информационных, науч-но-методопогических и аналитических ресурсов,

• унификация процедур учета и контроля,

• использование в практике планирования и управления государственными финансами ре­зультатов анализа, прогнозирования и вариант­ного моделирования тенденций на макро- и мик­роэкономическом уровнях

В архитектуре СППР, построенных на этих принципах, важнейшим компонентом является комплекс математических моделей анализа, про­гнозирования всех видов и эта­пов движения государственных финансовых ре­сурсов. В составе данного комплекса моделей выделяются

I. Модели доходов государственного бюдже­та, предназначенные для прогнозирования по­ступления налоговых и неналоговых доходов бюджетов различных уровней При этом исполь­зуются различные методики

• статистическое прогнозирование поступ­ления налогов и сборов с применением форма­лизованных статистических моделей (применя­ется только при краткосрочном прогнозирова­нии, при этом формируемый прогноз обязатель­но дополняется интервальной оценкой его дове­рительных границ),

• прогнозирование поступлений на основе выявления статистических взаимосвязей, преи­мущественно методами факторного анализа, между поступлениями налогов и сборов и пока­зателями социально-экономического развития (используется только для налогов и сборов в рам­ках календарных периодов, в течение которых не планируется изменений нормативов государст­венной налоговой и бюджетной политики),

• имитационное моделирование тематически описывает зависимость поступле­ния каждого вида налогов и сборов как функцию от перечня факторов, индивидуального для каж­дого вида налогов. [19]

В число факторов входят:

1) нормативы государственной налоговой и бюджетной политики (ставки налогов и сборов, нормативы распределения доходов между бюд­жетами различных уровней),

2) показатели социально-экономического развития, прямо или косвенно влияющие на на­логовую базу, - прибыль предприятии и органи­зации, облагаемые обороты товаров и услуг, объ­емы производства подакцизных товаров, денеж­ные доходы населения, объемы производства в отраслях, осуществляющих природопользование итд,

3) ключевые финансовые индикаторы — курсы валют, цены на мировых товарных рынках на основные виды российского экспорта итд

Значения показателей-факторов в прогноз­ном периоде могут задаваться экспертно (напри­мер, значения ставок и нормативов, предлагае­мые проектами законов о бюджете, изменениями Налогового кодекса) или формироваться расчет­ным путем. Так, например, показатели социаль­но-экономического развития могут быть рассчи­таны с помощью статистических моделей или имитационных моделей социально-экономиче­ского развития Российской Федерации.

Описанный комплекс имитационных моде­лей успешно применяется в ряде СППР, реализо­ванных компанией «Прогноз» (www. Prognoz. ru) для различных органов государственной власти Российской Федерации, а так же крупных экономических объединений, холдингов, предприятий.


Рисунок 2.

 

Система моделей анализа и прогнозирования народно-хозяйственных, межрегиональных и региональных финансовых потоков

 

Производственный блок. Обычно в прогнозных моделях про­цесс производства описывается в виде набора функций "затраты-выпуск", то есть указываются коэффициенты затрат других продук­тов и ресурсов на производство единицы каждого из учитываемых продуктов Классический пример - модель межотраслевого баланса, на идеях которого основаны практически все модели народно-хо­зяйственного прогнозирования. В разработанной модели денежного обращения применен тот же подход к отображению процесса произ­водства, однако нам удалось уйти от смешанного натурально-сто­имостного отражения информации. Выпуск продукции представлен как создание и использование финансовых ресурсов тою или ино­го вида. Результатом функционирования блока производства явля­ются выпуск товаров и услуг в стоимостной форме, а также "произ­водство" денежных доходов населения и финансовых средств пред­приятий. Предприятия тоже "производят" прибыль и налоги в кон­солидированный бюджет в расчете на единицу выпускаемой "про­дукции" Потребление ресурсов блоком производства включает ис­пользование собственных финансовых средств, привлечение креди­тов (в рублях и валюте), капиталовложений из инвестиционного фонда Инвестиции формируются за счет средств пенсионного нако­пительного фонда, средств населения, выделяемых на покупку цен­ных бумаг, размещения внутренних займов, вложений собственных средств финансового сектора в ценные бумаги. При определенных вариантах расчетов инвестиционный фонд может формироваться и за счет средств консолидированного бюджета.

Возможности производственного блока представлены двумя видами мощностей и соответствующими технологиями (вектора "затраты-выпуск"' в составе показателей, описанных выше). Пер­вый вид - базовые мощности по выпуску товаров и услуг на начало расчетного периода В данном случае это 2003 год. Второй вид - мощности, вводимые в расчетном периоде, составляющем 10 лет -с 2003 по 2010 г включительно. Первые - сокращаются в процессе функционирования на 3% в год (управляемый параметр). Новые мощности создаются за счет, как собственных средств предприя­тий, так и инвестиций, которые аккумулируются в инвестицион­ных фондах Государственное (бюджетное) финансирование инве­стиционных процессов здесь не рассматривается государство ин­вестирует в строительство социальных (в том числе и оборонных), а не производственных объектов[20]

В каждый из расчетных периодов (годов) объем использования базовых мощностей может быть меньше либо равен имеющемуся на данный момент с учетом ежегодного выбытия. Новые мощности вво­дятся на весь период использования с единой интенсивностью. Фиксируется уровень налоговых платежей производственного сектора на один рубль выпуска товаров и услуг Базовое значение рассчитано по данным Госкомстата РФ за 2003 г. Динамика этого по­казателя в расчетном периоде является управляющим параметром. Отметим, что изменение уровня налогообложения приводит в модели к изменению объема остатков денежных средств на счетах предприя­тий и, следовательно, финансовых пассивов.

Финансовый блок модели описывает проведение основных финансовых операций по привлечению и использованию ресурсов. В качестве ресурсов учитывались собственный капитал банков, остатки на счетах юридических лиц (рублевые и валютные), депозиты юридических и физических лиц (рублевые и валютные), вклады населения до востребования, средства от размещения внутренних инвестиционных займов, иностранные инвестиции, иностранные зай­мы, валютные средства, закупленные на ММВБ, у населения и по­ступающие на расчетные счета экспортеров. Каждому виду денеж­ных ресурсов соответствует своя "цена" - процентная ставка, раз­мер которой связан корреляционным соотношением со ставкой ре­финансирования. Все виды финансовых ресурсов создают два вида банковских ресурсов - "рублевый" и "валютный" В качестве ак­тивных операций коммерческих банков в модели учтены кредито­вание производственного сектора (в рублях и в валюте) и импорта товаров и услуг, продажа валюты юридическим и физическим ли­цам, размещение государственных ценных бумаг, размещение соб­ственных ресурсов в инвестиционные фонды. К операциям Цент­рального банка РФ в модели относятся резервирование привлечен­ных ресурсов коммерческих банков, предоставление ссуд правительству и коммерческим банкам, образование валютных резервов и связанная с этим эмиссия. Погашение внешнего долга осуществляет­ся за счет доходов консолидированного бюджета, а не дополнитель­ной эмиссии, как при формировании валютного резерва.

В целом функционирование финансовой системы описывается совокупностью ограничений по финансовым ресурсам, набором опера­ций и условиями их реализации. При построении модели использовалась статистическая информация по ресурсам финансовой системы и объемам активных операций в целом за 2003 г. В расчет принима­лись среднегодовые процентные ставки по размещению и привлече­нию ресурсов. Динамика этих параметров в расчетном периоде является управляющим параметром модели.

Бюджетный блок отражает формирование доходной, и расход ной части консолидированного бюджета в части доходов в расчетах (В дальнейшем под доходами консолидированного бюджета будем понимать доходы в расчетах). В качестве переменных (искомых величин) выступают объемы налоговых поступлений объемы привлечения средств по внутренним и внешним займам, а также платежи по обслуживанию текущей и накопленной задолженности Ограничени­ем на доходы бюджета (нижним) служат планируемые затраты на функционирование бюджетной сферы, в базовом году - фактическая их величина. На расчетный период задается темп их роста. Данный параметр также может быть искомой величиной при проведении рас четов по критерию оптимизации на максимум доходов бюджета.

Сектор домашних хозяйств представлен блоком формирования денежных доходов и расходов населения. Доходы домашних хозяйств в рассматриваемой модели формируются за счет участия в производ­стве товаров и услуг, продажи наличной валюты банкам, от доходов по ценным бумагам. Расходы представлены затратами на приобрете­ние товаров и услуг, валюты, на сбережения, налоги и фиксирован­ные платежи. Баланс доходов и расходов дополняется остатком на­личных денег у населения. В модели заложена возможность многова­риантного использования части доходов, которая идет на сбережения. Размер и структура денежных расходов населения заданы по факти­ческим данным Госкомстата РФ на базовый период (2003 г.). В рас­четном периоде возможно изменение структуры расходов при помо­щи соответствующего набора управляющих параметров. Возможно, и определение максимально достижимого уровня роста доходов домаш­них хозяйств. Отметим, что при расчете в текущих ценах повышение доходов достижимо при увеличении их номинальной величины, ког­да возрастает стоимость товаров и услуг, идущих на потребление, хотя реальные доходы могут, и не расти либо вообще снижаться.

Условия (ограничения модели)

Пути использования модели определяются в первую очередь набором реализуемых целевых функции. В рассматриваемой модели возможно применение различных целевых функций максимум мар­жи (процентного дохода) финансового сектора, максимум доходов консолидированного бюджета, минимизация дефицита консолидиро­ванного бюджета, минимизация инфляционной эмиссии. Из перечис­ленного набора выделяется основная целевая функция для подобного рода моделей - максимум процентного дохода финансового сектора от осуществления всей совокупности финансовых операций.

Для настройки системы и проведения вариационных расчетов в модели задан набор управляющих параметров, определяющих значе­ние технико-экономических показателей развития разных секторов Изменение этих параметров управления позволяет исследовать влия­ние различных экономических процессов на формирование главных макропоказателей.

Основные управляющие параметры системы моделей:

· коэффициенты, определяющие динамику показателей во времени (доходы в расчетах консолидированного бюджета, объемы экс­порта и импорта, курс доллара, структура денежных расходов населе­ния, ставка рефинансирования, норма налогобложения, доля обяза­тельной продажи валютной выручки, норма рентабельности выпуска товаров и услуг, капиталоемкость выпуска товаров и услуг, доля ди­видендов в прибыли производственного сектора и т п.) -

· логические управляющие параметры, с помощью которых фор­мируется набор условий, определяющих конкретную постановку за­дачи Их фиксация требует решения ряда вопросов, связанных с от­ражением в модели реальных процессов (Например, проводить рас­чет в базовых (постоянных) либо текущих (переменных) ценах? Фиксировать ограничение по объему импорта товаров и услуг для населения либо определять по решению? Выплачивать дивиденды на вклады в инвестиционные фонды с года их поступления либо со следующего года? Использовать средства консолидированного бюд­жета на инвестиции в производство товаров и услуг для населения либо нет? И т п.). Подобные логические управляющие параметры применяются при уточнении характера условий (ограничений), на­кладываемых на решение задачи.

При расчетах по всей системе моделей, включая народно хозяй­ственный уровень, применена технология, используемая в оптимиза­ционных системах управления, - метод генерации матриц задач ис­ходя из наличной базовой информации и задаваемой системы управ­ляющих параметров по всей совокупности учитываемых в моделипоказателей.

Анализ расчетов по прогнозированию динамики основных показателей

развития экономики

Прежде всего, зафиксируем основные предпосылки. В качестве базового года принят 2001 год. Вся базовая информация взята из официальных статистических публикаций, расчетный период - 2001-2010 годы. Цены постоянные на уровне 2001 г. Курс доллара США по отно­шению к рублю увеличивается на 5% ежегодно, что соответствует гипо­тезе экономического прогноза правительства в представленном бюд­жете на 2003-2005 гг. Таким образом, к 2010 г курс доллара будет равен 46 руб. 66 коп Ставка рефинансирования снижается с 28% в 2001 г до 17% в 2010 г Экспорт может расти ежегодно на 2%, возмож­ный прирост импорта составляет 1% в год. Падение внутренней покупательной способ­ности доллара - 2% в год.[21] Уровень налогообложения по всем секто­рам экономики, на весь расчетный период принят равным существо­вавшему в базовом году. В расчетах использовался критерий макси­мизации процентного дохода (маржи) от всей совокупности финан­совых операции. Величины денежных доходов и расходов населения выступали как факторы, определяющие темпы роста производства товаров и услуг. Объем планируемой доходной части бюджета в этой модели является социальной нагрузкой на функционирование фи­нансовой системы в том смысле, что выполнение данного ограничения не проектируется прямо на локальную эффективность финансового сектора. Величина и динамика доходов бюджета определяются по критериям социальной, а не финансовой эффективности.

Расчет максимально возможного темпа роста ВВП в постоян­ных ценах. Целью функционирования финансовой системы, естественно, является максимизация собственной прибыли, а отнюдь не максими­зация ВВП или реальных денежных доходов населения. Однако до­ходы финансовой системы зависят от объема привлекаемых ресурсов, так же, как и от объема и структуры активных операций. А эти пара­метры определяются и объемом внутреннего рынка, и объемом про­изводства товаров и услуг, и объемом связанных с ними капитало­вложений в производственный сектор. Поэтому процесс расчета мак­симального темпа роста ВВП практически сводится к нахождению компромисса между ростом прибыли финансового сектора и ростом социальной нагрузки на систему (см. рис. 3).

 

 

Процентный доход финансового сектора, определяемый темпами роста доходов бюджета

Рис. 4

Компромисс достигается при среднегодовых темпах роста кон­солидированного бюджета, равных 2,9%. Темп роста денежных дохо­дов населения при этом составляет 3,5%. Среднегодовой темп роста ВВП, рассчитанный по методу использования доходов, - 4,02%. Сред­негодовая доля капиталовложений на производство товаров и услуг в ВВП равна 6,1%. Задание более высоких темпов выводит модель в область недопустимых решений (когда заданные балансовые условия не выполняются). Отметим, что в этих расчетах не учитывались капи­таловложения из бюджета на производство товаров и услуг. Динами­ка значений данных показателей приведена на рис. 4.

Описанный выше вариант расчетов по модели денежного обра­щения по своей сути реализует чисто монетаристский подход к функ­ционированию экономики. В результате мы получаем, что финансо­вые ресурсы распределяются по направлениям, где гарантирована максимальная отдача. Государство не финансирует сферу производ­ства товаров и услуг. Финансирование инфраструктуры учтено в расходной части бюджета, которое сказывается на объеме спроса на товары и услуги и на объеме импорта товаров и услуг. Роль госу­дарства сводится к установлению правил функционирования эконо­мики (налоги, нормативы и прочие параметры индикативного уп­равления) и к определению социальной нагрузки на экономику - объема финансирования бюджетной сферы.

Рис. 4

Рассмотрим вопрос об эффективности участия государства в фи­нансировании производства товаров и услуг. В реальной рыночной экономике государство выступает как один из участников рынка труда и капитала. Естественно, государство, как и любой участник рынка и собственник средств производства, должно заботиться об эффективно­сти функционирования своих активов. Но существует и особая роль данного участника рынка, эффективность работы которого определя­ется не только собственными доходами, но и доходами экономики в целом. Это означает, что государство должно быть обеспокоено расши­рением налогооблагаемой базы, поскольку она является экономичес­кой базой реализации его основной социальной функции.[22]


Заключение

 

В заключение работы обобщим ее основные положения.

Принципиальные сходства, независимо от раз­ницы методологии составления, позволяют говорить о финансовом прогнозировании в но­вом понимании общности основного финансового плана страны (бюджета) и финансового плана пред­приятия, (фирмы, компании). Бюджетные отноше­ния суть часть финансовых отношений в государстве, равно как и финансовые отношения на уровне хо­зяйствующего субъекта. Факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием — предвидением. Предвидение опережает отражение действи­тельности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и харак­тера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Наряду с категориями '"прогноз" и "план" широкое распрос­транение имеют и ряд других: мероприятие, программа, кон­цепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность.

Финансовые прогнозы представля­ют собой сложный многоступенчатый и интегративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разно­образные методы. В теории и практике плановой деятельнос­ти за прошедшие годы накоплен значительный набор различ­ных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов про­гнозирования; на практике же в качестве основных использу­ется лишь 15—20.

В мировой практике широкое применение нашли такие ме­тоды коллективных экспертных оценок, как метод коллектив­ной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи", метод "ко­миссий", метод написания сценария. Рассмотрим механизм действия перечисленных методов.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и ана­литическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения це­лей; оформление результатов анализа.

Использование материальных и нематериальных ресур­сов в условиях товарно-денежных отношений сопровождает­ся движением денежных средств, в процессе которого осущес­твляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финан­совые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).

Совокупность экономических операций за некоторый пе­риод времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину ка­кого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансо­вые.

Нефинансовые потоки относятся к операциям, кото­рые совершаются в процессе производства, приобретения това­ров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.

Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состоя­ние экономики и одновременно являются источником ее разви­тия. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получи­ли методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирова­ния. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (програм­мы) представляют собой комплекс мероприятий, направлен­ных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итого­вых показателей на конец периода по основным секторам эко­номики.

Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заим­ствование и банковской системы.

Важной задачей при разработке кредитно-денежных прогнозов или программ является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста. Сопоставление прогно­зов спроса на деньги и предложения денег позволяет сделать заключение о степени сбалансированности денежного обра­щения.

Исходным моментом при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая вклю­чает наличные деньги, депозиты и меняется в зависимости от изменения активов банковской системы. На величину предложения денег оказывают влияние увеличение (уменьшение) денежной базы, соотношении между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также корректировка норм резервных денег для банков. Прогнозирова­ние предложения денег предполагает выявление тренда, про­гноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов.

 

В связи с тем, что прогнозы внешнего сектора включают вза­имосвязи с остальным миром, должны приниматься во внима­ние тенденции в мировой экономике. Например, стоимость эк­спорта и импорта зависит от цены товаров на мировых рынках и уровня экономической активности в странах-партнерах. Про­центные ставки на международных рынках являются важным фактором, определяющим чистые процентные поступления на текущий счет, а вместе с процентными ставками на внутреннем рынке они заметно влияют на объем и направление потоков капитала.

Кроме того, при прогнозе платежного баланса необходимо обеспечить увязку с другими макроэкономическими показате­лями.

При прогнозировании важно сочетание прогнозного ре­зультата по текущему счету с допустимыми значениями прито­ка капитала для покрытия дефицита. Так, проблемы с обслужи­ванием иностранного долга возникают, когда эти средства используются неэффективно или только для внутреннего пот­ребления.

 

При прогнозировании финансового счета необходимо раз­личать три основные категории: прямые инвестиции, переме­щения средне- и долгосрочного капитала и краткосрочные пе­ремещения.

Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестици­онных возможностей и перспективами быстрого экономичес­кого роста. Для планирования притока государственного средне- и дол­госрочного капитала можно использовать информацию, содер­жащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также поступающую из стран-инвесторов.

Задача укрепления финансового управления эконо­микой, таким образом, может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектирования стоимости, а также целям, задачам и меха­низмам их практической реализации. Это действитель­но крупная проблема может быть решена на основе целого комплекса мероприятий, обеспечивающих фи­нансовую устойчивость и экономическую определен­ность отечественной экономики

Одним из ключевых факторов сближения выступа­ет устранение объективных и субъективных факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование на всех уровнях управления экономикой. Цент­ральным вопросом стабилизации и уменьшения гро­мадного разрыва в сущностном и целеполагательном аспектах финансового прогнозирования на уровне го­сударства и предприятий выступает реальность государ­ственного финансового прогнозирования, проявляю­щаяся на стадии разработки, формирования и утвер­ждения бюджетов в бюджетной системе страны.

 

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочета­ние мер бюджетного, налогового, денежно-кре­дитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации. Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Обеспечить комплексную информацион­но-аналитическую поддержку формирования ре­шений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные сис­темы поддержки принятия решений (СППР).

Необходимо отметить, что методика финансовых прогнозов и прогнозирования в РФ нуждается в дальнейшей практической разработке.

 

 


Литература

 

1. Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

2. Бабяшко Л.О. Коллакационные модели прогнозирования., М., 2001

3. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – Вып.5. – С. 80 – 95.

4. БольшаковС.В. ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/ Финансы, 2003 № 6

5. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие – М.: «Издательство ПРИОР», 2002 – 96с.

6. Владимиров В.М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2003

7. Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143

8. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М.: Бухучет, 2002.

9. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

10. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр экономики и маркетинга. 2003г. 192с.:ил.

11. Ковалев В. В. Финансовый анализ. – М.: "Финансы и статистика", 2000.

12. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

13. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент. – М.: "Финансы и статистика", 2003.

14. Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998г. 448с.:ил.

15. Маркарьян Э.А. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: ФБК-Пресс, 2002.

16. Прогнозирование национальной экономики./ Под. Ред. С.Ж. Порывай, М., 2002

17. Селезнева Н.Н, Ионова А.Ф. Финансовый анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

18. Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. – М.: Магистр, 2003 – 264с.

19. Шеремет А Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа.– М.: ИНФРА–М, 2001.

 


[1] Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. – М.: Магистр, 2003 –с. 123

 

[2] БольшаковС.В. ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/ Финансы, 2003 № 6

 

[3] [3] БольшаковС.В. ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/ Финансы, 2003 № 6

 

 

[4] Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. – М.: Магистр, 2003 –с. 123

[5] БольшаковС.В. ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/ Финансы, 2003 № 6

[6] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

 

[7] Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

 

[8] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

 

[9] Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. – М.: Магистр, 2003 –с. 123

[10] Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

 

[11] [11] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

 

[12] Теплова Т. В. Финансовые решения: Стратегия и тактика. Уч. пособ. – М.: Магистр, 2003 –с. 123

[13] Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

 

[14] Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: "Финансы и статистика", 2001.

 

[15] Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

 

[16] Владимиров В.М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2003

 

 

[17] Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143

 

[18] Владимиров В.М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2003

 

 

[19] Владимиров В.М. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. М., 2003

 

[20] Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143

 

[21] Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143

 

[22] Гусева Л.И. Актуальность прогнозирования Российской экономики/ Энергия, № 1-2, 2003 с. 140-143

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.116 с.)