Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы построения финансовых прогнозов

Поиск

Содержание

Стр.

Ведение.. 2

Глава 1. Теоретические основы построения финансовых прогнозов.. 4

1.1. Сущность финансового прогнозирования. 4

1.2. Роль финансовых прогнозов. 7

1.3. Система методов финансового прогнозирования. 12

Глава 2. Виды и сферы применения финансовых прогнозов 29

2.1. Сферы применения и этапы финансовых прогнозов. 29

2.2. Виды финансовых прогнозов. 31

Глава 3. Построение системы прогноза государственных финансов как основа любого финансового прогнозирования 43

Заключение.. 54

Литература.. 56


Ведение

 

Тема представленной курсовой работы – финансовые прогнозы: виды, сферы применения, роль.

Данная тема является актуальной, так как прогнозирование является основой успешного построения финансовой (и любой другой) системы. Чем успешнее и точнее построен прогноз, тем эффективнее, тем лучше будет последующий результат любой сферы деятельности. Однако финансовое прогнозирование является, пожалуй, наиболее важным аспектом всей системы прогнозирования. Попробуем разобраться в этом.

В условиях рыночной экономики прогнозирование является научно-аналитической стадией планирования, исследовательской основой для подготовки плановых решений и заданий плана. Прогноз очерчивает области и возможности, в рамках которых могут быть поставлены реальные задачи и цели, выявляет проблемы, которые должны быть объектом разработки в плане. Если план должен быть качественно однозначным, направленным на достижение уже выбранной цели, то прогноз может рассматривать различные варианты развития событий, не ставит каких-либо конкретных заданий плана, но содержит материал, необходимый для их разработки. Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с ги­потезой имеет гораздо большую определенность, так как осно­вывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предви­дение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому по сравнению с гипотезой более достоверен. Цель прогнози­рования — прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение пред­стоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенден­ции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений.

Грамотно сделанный прогноз позволит сэкономить финансовые ресурсы, предскажет развитие новых технологий, даже если научно-технические изменения не повлияли на производство продукции.

Финансовое прогнозирование в практике проявляется и применяется следующим образом. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны. Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории. Политика финансового управления в государстве предполагает обязательное прогнозирование финансо­вых показателей на всех уровнях. Финансовые прогнозы представля­ют собой сложный многоступенчатый и интегративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разно­образные методы

Проблема же финансового прогнозирования состоит в том, что в ходе расчетов бюджетные риски не получают количественного выражения и в отече­ственных условиях в общем и целом мало влияют на процесс формирования и утверждения указанных бюд­жетов.

В финансовом про­гнозировании на макроуровне, региональном и на уровне предприятия (фирмы, компании) есть много общего: однотипность финансово-экономических по­казателей, используемых при финансовом прогнозе (объемные стоимостные и курсовые показатели), од­нотипность набора финансовых показателей, на кото­рые направлен прогноз (прибыль, валовой доход, чис­тая прибыль, чистый доход, налоги, отчисления из прибыли во внебюджетные фонды, прочие доходы и расходы), сходство методологии и методов прогнози­рования и, наконец, той формы, в которую облекают­ся результаты финансовых прогнозов. Многолетняя практика бюджетно­го прогнозирования характеризуется весьма точной ежемесячной оценкой ожидаемого исполнения дохо­дов утвержденного бюджета нарастающим итогом с начала бюджетного года. Оценка ожидаемых доходов бюджета часто производится с точностью до 0,1 % фак­тических отчетных доходов. Не менее важна и другая сторона те­кущих оценок хода исполнения бюджета, связанная с выявлением экономии и дополнительных возмож­ностей осуществления государственных расходов, а также поиском и учетом ранее непредвиденных, воз­никших других бюджетных возможностей или непри­ятностей. В бюджетной практике это может быть дос­тигнуто лишь на основе непрерывного процесса уточнения предварительных или ожидаемых прогно­зов основных финансово-бюджетных показателей. При прочих равных условиях обеспечение непрерыв­ности прогнозирования основных бюджетных парамет­ров приводит к последовательному приближению пред­варительного (ожидаемого) прогноза к базовому, т е наиболее вероятному. Так что, роль прогнозирования финансов в экономике страны, предприятия неоспорима.

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (програм­мы) представляют собой комплекс мероприятий, направлен­ных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итого­вых показателей на конец периода по основным секторам эко­номики.

На базе ориентированных целей и мероприятий можно осу­ществить прогноз макроэкономических параметров на рас­сматриваемый период.

Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства. Центральное место в системе финансовых балансов зани­мает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного фи­нансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизо­ванного фонда денежных средств государства. Деньги и кредит как порождение экономических отноше­ний развиваются в масштабах, определяемых экономическими процессами. Изменения в денежно-кредитном обороте обус­ловлены воспроизводственными процессами и представляют собой элемент развивающихся рыночных отношений. В агреги­рованном виде эти отношения представляют собой обязательс­тва банковской (финансовой) системы перед другими сектора­ми экономики. Платежный баланс характеризует экономические связи го­сударства с внешним миром.

 

Цель данной работы – изучить основы построения финансовых прогнозов.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы финансового прогнозирования, раскрыть его сущность, роль, методы их проведения.

2. Рассмотреть виды и сферы применения финансовых прогнозов.

3. Проанализировать практику применения конкретной модели финансового прогнозирования на государственном уровне.

Предмет исследования – система построения финансовых прогнозов.

Объект исследования – анализ применения различных форм и методов для прогнозирования финансов страны.

Методологической базой работы является анализ научной и учебной литературы, периодических изданий, электронные ресурсы.


Роль финансовых прогнозов

 

Практическое проявление роли финансового прогнозирования находит свое отражение в следующем. Крупные народнохозяйственные комплексы (холдинг-компании), а также предприятия, банки, финансовые рынки во многом ориентируются на величину изменения финансовых показателей потоков в хозяйстве, связанных с бюджетной системой страны. Бюджетная система, особенно на региональном уровне, не свободна от учета широты и финансовой мощи частно-коммерческого бизнеса, возможностей увеличения или снижения им (и не только им) объема денежных потоков на данной территории.

Краткосрочная и долгосрочная финансовая поли­тика промышленного и торгового, частного и акцио­нерного, финансового и банковского капитала прямо или косвенно, жестко или опосредованно ориентиру­ется и зависит, формируется и проводится исходя из объявленных текущих и прогнозируемых действий го­сударства, его финансовой и кредитной систем, точ­ности по срокам и полноты по объемам выполнения бюджетных и кредитно-денежных обязательств ком­мерческих банков, вероятности изменений налоговой, учетной, экспортно-импортной и таможенной среды. Вот почему проблемы финансового прогнозирования на уровне государства и регионов, тесно связанные с денежно-кредитным оборотом, выходят далеко за рам­ки вопроса о формировании бюджетов. Они фактичес­ки во многом определяют общий тонус деловой ак­тивности, относительную стабильность, а часто и кон­кретные параметры сделок на центральных и регио­нальных рынках товаров, услуг и капиталов.

Учитывая ожидаемые последствия финансовых про­гнозов макроуровня, первичный уровень хозяйствова­ния осуществляет свое самостоятельное финансовое прогнозирование, которое оказывает прямое и косвен­ное влияние на достоверность макрофинансовых про­гнозов, материализованных в бюджете страны и на­правлениях денежно-кредитной политики. При этом определяются и изучаются коммерческие "бреши" макроэкономической финансовой и денежно-кредит­ной политики, формируются временно неизвестные центральным экономическим органам управления новые направления и механизмы деловой активности Они базируются не только на прогнозах макроуровня и региональных финансовых прогнозах, но и на реаль­ном и повседневном ощущении бизнесом полновес­ности рубля.

Задача укрепления финансового управления эконо­микой, таким образом, может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектирования стоимости, а также целям, задачам и меха­низмам их практической реализации. Это действитель­но крупная проблема может быть решена на основе целого комплекса мероприятий, обеспечивающих фи­нансовую устойчивость и экономическую определен­ность отечественной экономики

Одним из ключевых факторов сближения выступа­ет устранение объективных и субъективных факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование на всех уровнях управления экономикой. Цент­ральным вопросом стабилизации и уменьшения гро­мадного разрыва в сущностном и целеполагательном аспектах финансового прогнозирования на уровне го­сударства и предприятий выступает реальность государ­ственного финансового прогнозирования, проявляю­щаяся на стадии разработки, формирования и утвер­ждения бюджетов в бюджетной системе страны. [2]

Бюджетное прогнозирование в этом смысле есть важнейшее условие эффективного управления ключе­вым в переходной экономике блоком денежно-кредит­ных и финансовых проблем. Общая закономерность здесь такова — четкое выполнение бюджетом своих объявленных и ожидаемых инвесторами обязательств создает положительный вектор стабилизационного развития экономики. Так мы приходим к одному из главных вопросов сегодня — проблеме реальности бюджетов всех уровней, которая тесно связана и в определяющей мере зависит от обоснованности и точ­ности принятых финансовых прогнозов.

Центральная проблема подготовки сводного про­гноза параметров финансов страны и осуществления финансового планирования на предприятиях состоит в отсутствии приемлемой базы данных прошлого, слу­жащих основой для любого прогноза. Это важнейший объективный, на наш взгляд, фактор, сдерживающий эффективное финансовое прогнозирование в стране как в сфере централизованных, так и децентрализо­ванных финансов. Дело в том, что существующие и применяемые в прогнозировании отчеты об исполне­нии бюджета не отражают в полной мере многообраз­ных и постоянных изменений в соотношении секто­ров хозяйства, ценах, инфляции и других факторов, К тому же представительный ряд базовых для финансо­вого прогнозирования основных финансово-экономи­ческих показателей, сопоставимых по принципу одно­типности системы рыночных отношений, сегодня чрез­вычайно мал и исчисляется фактически семью годами начиная с 1992 года.

Кроме того, надо учесть и то обстоятельство, что и эта минимальная база, в сущности несопоставима, поскольку в основных финансово-экономических по­казателях по годам представлена разная структура об­щественного производства и потребления.

Таким образом, прогнозные оценки парамет­ров бюджетов объективно не могут сегодня опереться на достоверность сложившихся средних тенденций со­циально-экономического развития.

Ошибки в частных прогнозах могут приводить к увеличению погрешнос­ти сводных бюджетных прогнозов на уровне государ­ства и на уровне предприятий. Поэтому в условиях не­стабильной рыночной экономики переходного перио­да центр тяжести финансово-бюджетного прогнозиро­вания закономерно смещается в сторону не технического, как это имеет место в условиях относи­тельно стабильной экономики, а фундаментального т е глубокого финансово-экономического анализа про­гнозируемых величин.

Ключевым моментом здесь выступает правильная оценка государством и каждым отдельным предприя­тием всей принятой, утвержденной и другой исходной информации о финансово-бюджетных параметрах. Представляется, что на этой стадии прогноза бюджет­ных проектировок у нас чрезмерно высок фактор нео­пределенности, что находит подтверждение в проекте бюджета страны на 2004 год и в решающей мере обус­ловливает необходимость ежеквартальной корректиров­ки его показателей.

Как показывает практика, на предприятиях необ­ходимость такой корректировки еще выше. Это озна­чает, что большое количество событий, которые мо­гут произойти в финансово-бюджетной и денежно-кредитной сфере, не нашли своего отражения в про­гнозах.

Можно сказать, что неопределенность управляет финансовыми прогнозами и финансами страны. А зна­чит, мы не можем точно ответить на вопрос, когда и какой глубины неприятности могут возникнуть в ходе исполнения бюджета страны, а также в ходе исполне­ния финансовых планов (бюджетов) предприятий. Так, нереальность основных параметров бюджета страны на 1998 г стала очевидной в апреле 1998 г. Были утвержде­ны минимально гарантированные лимиты бюджетных обязательств или базовых показателей федерального бюджета, которые являлись для всех бюджетополуча­телей основой для заключения договоров на поставку продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, к сожалению, эти лимиты удержать не удалось, что от­рицательно сказалось не только на качестве прогноз­ных ориентиров, принятых предприятиями, но и на их финансовом положении.

Здесь следует отметить, что финансово-бюджетные прогнозы показателей сосредоточены на выявлении наиболее вероятных событий и результатов, а также призваны выявить и учесть риски при формировании и утверждении бюджетов. Само по себе такое положение не содержит в себе никакой проблемы, так и должно быть, будь то федеральный бюджет или бюджет пред­приятия. Проблема же финансового прогнозирования состоит в том, что в ходе расчетов бюджетные риски не получают количественного выражения и в отече­ственных условиях в общем и целом мало влияют на процесс формирования и утверждения указанных бюд­жетов. Фактическое отсут­ствие стабильности финансово-экономических условий практически во всех сегментах рынка объективно лишает необходимой основы для учета этих рисков, чем существенно сдерживает эффективное финансовое прогнозирование. Если абстрагироваться от проектов прямых инвес­тиций, хотя и там, в расчетах далеко не всегда учитыва­ются риски, то абсолютно не лучше, а даже хуже, обстоит дело с учетом рисков на предприятиях разных отраслей хозяйства.

В этой связи представляется, что проблема сбалан­сированности бюджета страны и каждого из бюджетов предприятия сегодня — вовсе не проблема бюджетной политики или краткосрочной и долгосрочной финан­совой политики предприятия. Про­гнозирование должно осуществляется не на основе бюджетной политики и финансовой политики предпри­ятия, а на основе фактических данных прошлого и текущего финансового состояния субъекта прогноза. В этой базовой и существенной части прогноз не зави­сит от стратегических и тактических установок на при­влечение и расходование финансовых ресурсов. Напро­тив, бюджетная политика должна вырабатываться и проводиться на основе данных прогноза.

Последовательный учет инфляции в финансовых прогнозах основывается на принципе, что рубль се­годня дороже рубля завтра. Прогнозирование денеж­ных потоков с учетом уровня инфляции представляет собой одну из первейших задач бюджетного прогнози­рования. Бюджетная система исполняет доходную часть своих бюджетов в фактически действующих в бюджет­ном году ценах, т е в номинальных денежных потоках. Составляются же эти бюджеты на предстоящий год в реальном выражении, те в текущих рублях. При про­чих равных условиях уровень инфляции, который нуж­но учесть при бюджетном прогнозировании, может быть представлен как фактическая разница между но­минальными и реальными потоками денежных средств в году исполнения бюджета. Между тем при разработке бюджетов страны за все годы реформ не всегда полностью учитывали уровень инфляции, что позволяло несколько улучшать фактическую сбалан­сированность его доходов и расходов против утверж­денной. Такое бюджетное резервирование не способ­ствует повышению качества прогнозирования, подчас выводя его за пределы действительной базы бюджет­ных проектировок.

Обычно прогноз темпов инфляции составляется исходя из динамики валютного курса рубля. После­дний определяется ожидаемыми действиями Прави­тельства и Центрального банка по сдерживанию ин­фляции в ходе проведения бюджетной и денежно-кредитной политики рост цен, а не падение национальной валюты к доллару как таковому. Поэтому динамика валютного курса денежной единицы к доллару изначально теоретичес­ки и фактически на практике в полной мере не совпа­дают. Например, после известных событий 17 августа 1998 года, или в сентябре 2003 года цены и тарифы на потребление товаров и услуг выросли в 1,5-1,8 раза, курс доллара возрос почти в 2,5 раза. В целом, как за 1998 год, так и за 2003 год цены вырос­ли в 2 раза, курс доллара - в 3 с лишним раза. [3]

Следовательно, динамика валютного курса рубля, не совпадая с реальными темпами инфляции, рассчи­танными исходя из потребительских цен в националь­ной валюте, обуславливает необходимость использова­ния в финансовом прогнозировании поправочных коэф­фициентов, которые всегда должны быть меньше едини­цы. Валютный курс очень сильно зависит от политических заявлений и практических действий правительства, а также спроса и предложения на валюту на межбанковской валютной бирже и постоянно меняется.

В связи с этим возникает вопрос, какой именно про­гнозный валютный курс учитывать при финансовом прогнозировании — на конец года, среднеквартальные, среднегодовой. Последние два показателя могут быть определены по разному исходя из прогнозных курсов на конец (начало) каждого месяца, на конец (начало) квартала. Выбор метода расчета рассматри­ваемого показателя может оказать существенное вли­яние на исполнение бюджета страны.

Многолетняя практика бюджетно­го прогнозирования характеризуется весьма точной ежемесячной оценкой ожидаемого исполнения дохо­дов утвержденного бюджета нарастающим итогом с начала бюджетного года. Оценка ожидаемых доходов бюджета часто производится с точностью до 0,1 % фак­тических отчетных доходов. Однако подобная оценка — не самоцель. Не менее важна и другая сторона те­кущих оценок хода исполнения бюджета, связанная с выявлением экономии и дополнительных возмож­ностей осуществления государственных расходов, а также поиском и учетом ранее непредвиденных, воз­никших других бюджетных возможностей или непри­ятностей. В бюджетной практике это может быть дос­тигнуто лишь на основе непрерывного процесса уточнения предварительных или ожидаемых прогно­зов основных финансово-бюджетных показателей. При прочих равных условиях обеспечение непрерыв­ности прогнозирования основных бюджетных парамет­ров приводит к последовательному приближению пред­варительного (ожидаемого) прогноза к базовому, т е наиболее вероятному. Так что, роль прогнозирования финансов в экономике страны, предприятия неоспорима.[4]

Виды финансовых прогнозов.

2.2.1. Сводный баланс финансовых ресурсов, его содержание и методика разработки.

Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Сводный финансовый баланс — инструмент государства, позволяющий определить oптимальные пропорции и распре­делении и расходовании финансовых ресурсов, достичь сба­лансированности финансовых ресурсов с затратами. Он включает в себя: баланс денежных доходов и расходов населе­ния; государственный финансовый баланс; кредитно-денеж­ный баланс; баланс платежный; финансовый баланс нефинан­сового сектора экономики (предприятий — производителей продукции и услуг). Сводный финансовый баланс позволяет получить целостное представление о процессах образования, пополнения и использования финансовых ресурсов внутри страны, а также о финансовых взаимоотношениях с внешним миром.

Финансовые ресурсы экономики формируются как сово­купность финансовых ресурсов секторов. Они создаются пре­имущественно в нефинансовом и финансовом секторах и выс­тупают в форме прибыли, дохода и амортизационных отчислений. Финансовые ресурсы нефинансового сектора мо­гут быть пополнены за счет субсидий государства, кредитов банков. В качестве привлеченных средств финансовых учреж­дений могут выступать средства государственного бюджета в форме капитальных вложений государственным учреждениям, средства предприятий, населения.

Финансовые ресурсы сектора государственных учрежде­ний формируются за счет централизованных средств государ­ственного бюджета, ресурсов фондов социальной защиты насе­ления, занятости и прочих внебюджетных фондов. Основным источником финансовых ресурсов государства являются нало­ги.

В секторе экономики "Домашние хозяйства" в финансовые ресурсы включаются доходы, получаемые от ведения домаш­них хозяйств, индивидуального предпринимательства, соб­ственности в форме дивидендов и процентов и др.

Финансовые ресурсы сектора "Остальной мир" формиру­ются из доходов, получаемых от экспорта продуктов и услуг, субсидий на производство и импорт, предпринимательского дохода, дохода от собственности, других доходов и поступле­ний.

Использование финансовых ресурсов государственного сектора осуществляется через расходные части государствен­ного бюджета и внебюджетных фондов.

В секторе домашних хозяйств предусматривается расходо­вание финансовых средств на уплату налогов (подоходного, зе­мельного, на недвижимость), обязательных платежей, добро­вольных взносов, на прирост вкладов, приобретение ценных бумаг и потребление. Эти параметры представляют собой статьи расходной части баланса денежных доходов и расходов населения.

Финансовые ресурсы сектора "Остальной мир" использу­ются на уплату налогов на производство и импорт, конечное потребление домашних хозяйств, находящихся за границей, на долгосрочные вложения в производство и расходы, связанные с отчуждением доходов от собственности

В формировании сводного финансового баланса государ­ства особое значение имеет денежно-кредитный баланс. Реаль­но формирующиеся в народном хозяйстве доходы становятся финансовыми ресурсами и могут быть использованы в этом ка­честве лишь в том случае, если они представлены соответству­ющими денежными средствами. Поэтому динамика денежной массы в обращении должна соответствовать динамике измене­ния финансовых ресурсов.

"Денежный голод", или несоответствие денежной массы объемам доходов, обостряет кризисные явления и стимулирует падение производства к уровню, адекватному имеющейся де­нежной массе.

Заключение

 

В заключение работы обобщим ее основные положения.

Принципиальные сходства, независимо от раз­ницы методологии составления, позволяют говорить о финансовом прогнозировании в но­вом понимании общности основного финансового плана страны (бюджета) и финансового плана пред­приятия, (фирмы, компании). Бюджетные отноше­ния суть часть финансовых отношений в государстве, равно как и финансовые отношения на уровне хо­зяйствующего субъекта. Факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование.

Прогнозирование соотносится с более широким понятием — предвидением. Предвидение опережает отражение действи­тельности и основано на познании законов природы, общества и мышления. В зависимости от степени конкретности и харак­тера воздействия на ход исследуемых процессов различают следующие его формы: гипотеза, прогноз, план.

Наряду с категориями '"прогноз" и "план" широкое распрос­транение имеют и ряд других: мероприятие, программа, кон­цепция. Имея общую экономическую природу, каждая из них часто выступает составной частью прогноза или плана, в то же время сохраняя и свою самостоятельность.

Финансовые прогнозы представля­ют собой сложный многоступенчатый и интегративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разно­образные методы. В теории и практике плановой деятельнос­ти за прошедшие годы накоплен значительный набор различ­ных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов про­гнозирования; на практике же в качестве основных использу­ется лишь 15—20.

В мировой практике широкое применение нашли такие ме­тоды коллективных экспертных оценок, как метод коллектив­ной генерации идей, метод "635", метод "Дельфи", метод "ко­миссий", метод написания сценария. Рассмотрим механизм действия перечисленных методов.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и ана­литическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения це­лей; оформление результатов анализа.

Использование материальных и нематериальных ресур­сов в условиях товарно-денежных отношений сопровождает­ся движением денежных средств, в процессе которого осущес­твляются экономические операции между субъектами экономических отношений. Такие операции в большинстве случаев представляют собой обмен товаров и услуг на финан­совые активы (продажа за деньги) или финансовых активов на другие финансовые активы (продажа ценных бумаг за деньги).

Совокупность экономических операций за некоторый пе­риод времени обозначается как поток. Применяется также термин запас (ресурс), отражающий остаточную величину ка­кого-либо показателя на данный момент времени. Потоки рассматриваются как нефинансовые (реальные) и финансо­вые.

Нефинансовые потоки относятся к операциям, кото­рые совершаются в процессе производства, приобретения това­ров или услуг; финансовые включают в себя изменения в финансовых активах и пассивах.

Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состоя­ние экономики и одновременно являются источником ее разви­тия. Различают централизованные (на уровне государства) и децентрализованные (на уровне предприятий, организаций, объединений) финансовые ресурсы. Эффективное управление финансовыми ресурсами требует их прогнозирования и планирования. В мировой практике при прогнозировании финансов широкое распространение получи­ли методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирова­ния. В моделях используются два вида переменных: экзогенные и эндогенные.

Разрабатываемые финансовые планы-прогнозы (програм­мы) представляют собой комплекс мероприятий, направлен­ных на достижение заданных макроэкономических целей. Формирование финансового плана включает расчет итого­вых показателей на конец периода по основным секторам эко­номики.

Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заим­ствование и банковской системы.

Важной задачей при разработке кредитно-денежных прогнозов или программ является увязка предложения денег со спросом на них в соответствии с контрольной цифрой инфляции и оценкой темпов ее роста. Сопоставление прогно­зов спроса на деньги и предложения денег позволяет сделать заключение о степени сбалансированности денежного обра­щения.

Исходным моментом при прогнозировании предложения денег является определение денежной базы, которая вклю­чает наличные деньги, депозиты и меняется в зависимости от изменения активов банковской системы. На величину предложения денег оказывают влияние увеличение (уменьшение) денежной базы, соотношении между массой наличных денег и вкладами до востребования, а также корректировка норм резервных денег для банков. Прогнозирова­ние предложения денег предполагает выявление тренда, про­гноз денежной базы и получение прогнозных оценок норм резервов.

 

В связи с тем, что прогнозы внешнего сектора включают вза­имосвязи с остальным миром, должны приниматься во внима­ние тенденции в мировой экономике. Например, стоимость эк­спорта и импорта зависит от цены товаров на мировых рынках и уровня экономической активности в странах-партнерах. Про­центные ставки на международных рынках являются важным фактором, определяющим чистые процентные поступления на текущий счет, а вместе с процентными ставками на внутреннем рынке они заметно влияют на объем и направление потоков капитала.

Кроме того, при прогнозе платежного баланса необходимо обеспечить увязку с другими макроэкономическими показате­лями.

При прогнозировании важно сочетание прогнозного ре­зультата по текущему счету с допустимыми значениями прито­ка капитала для покрытия дефицита. Так, проблемы с обслужи­ванием иностранного долга возникают, когда эти средства используются неэффективно или только для внутреннего пот­ребления.

 

При прогнозировании финансового счета необходимо раз­личать три основные категории: прямые инвестиции, переме­щения средне- и долгосрочного капитала и краткосрочные пе­ремещения.

Объем прямых инвестиций связан с наличием инвестици­онных возможностей и перспективами быстрого экономичес­кого роста. Для планирования притока государственного средне- и дол­госрочного капитала можно использовать информацию, содер­жащуюся в проектах бюджета и планах развития, а также поступающую из стран-инвесторов.

Задача укрепления финансового управления эконо­микой, таким образом, может быть представлена как задача сближения прогнозных финансовых проектирования стоимости, а также целям, задачам и меха­низмам их практической реализации. Это действитель­но крупная проблема может быть решена на основе целого комплекса мероприятий, обеспечивающих фи­нансовую устойчивость и экономическую определен­ность отечественной экономики

Одним из ключевых факторов сближения выступа­ет устранение объективных и субъективных факторов, сдерживающих эффективное финансовое прогнозирование на всех уровнях управления экономикой. Цент­ральным вопросом стабилизации и уменьшения гро­мадного разрыва в сущностном и целеполагательном аспектах финансового прогнозирования на уровне го­сударства и предприятий выступает реальность государ­ственного финансового прогнозирования, проявляю­щаяся на стадии разработки, формирования и утвер­ждения бюджетов в бюджетной системе страны.

 

Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами как сочета­ние мер бюджетного, налогового, денежно-кре­дитного регулирования предполагает выполнение в оперативном режиме многовариантных прогнозно-аналитических расчетов на больших объемах информации. Для осуществления государством своих функций по регу­лированию финансовых ресурсов необходимо располагать ин­формацией о финансовых потоках в экономике, которые фор­мируют ресурсы финансов. Такую информацию может предоставить сводный финансовый баланс, при составлении которого даются характеристика объема средств, их распреде­ления и использования, оценка финансовых взаимоотношений между секторами экономики. Это позволяет определить тен­денции и закономерности, складывающиеся в финансовых вза­имоотношениях между секторами экономки, оценить эффек­тивность налоговой и кредитной политики государства.

Обеспечить комплексную информацион­но-аналитическую поддержку формирования ре­шений в сфере управления государственными финансами призваны специализированные сис­темы поддержки принятия решений (СППР).

Необходимо отметить, что методика финансовых прогнозов и прогнозирования в РФ нуждается в дальнейшей практической разработке.

 

 


Литература

 

1. Андрианов Ю. Финансовые аспекты прогнозирования темпов экономического развития./ Финансы, 2003, с. 35-43

2. Бабяшко Л.О. Коллакационные модели прогнозирования., М., 2001

3. Бендиков М.А., Джамай Е.В. Совершенствование диагностики финансового состояния промышленного предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2001. – Вып.5. – С. 80 – 95.

4. БольшаковС.В. ФИНАНСОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ/ Финансы, 2003 № 6

5. Быкадоров В. Л., Алексеев П. Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие – М.: «Издательство ПРИОР», 2002 – 96с.

6. Владимиров В.М. Прогнозирование и планирование в условиях рын<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.143 (0.016 с.)