Необходимость и сущность финансов, их специфические признаки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Необходимость и сущность финансов, их специфические признаки.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИНАНСЫ»

Необходимость и сущность финансов, их специфические признаки.

С теоретической точки зрения в экономической науке финансы рассматриваются не как сумма денежных средств, а скорее как абстрактная категория, выражающая совокупность общественных отношений. Количественный показатель именуется финансовыми ресурсами. Финансовые отношения формируются в процессе возникновения первых государств. Термин финансы появляется позднее (15-16 век. Италия) и означает любой денежный платеж, который должен внести человек избранный в органы городского самоуправления, в городскую казну. В современном значении слова термин используется с 19 века до настоящего времени.

Основой финансового распределения служит вся совокупность товаров и других материальных благ. Фактически распределяется ВВП, так же может распределяться ранее созданная стоимость (запасы и резервы прошлых лет) и в некоторых случаях может распределяться часть национального богатства не созданная людьми, но находящаяся на данной территории (природные ресурсы).

Первоначально распределение носило натурально – вещественный характер. И в некоторых случаях человечество пытается вернуться к такому методу (советский союз). Натурально – вещественное распределение и натуральный обмен обладают рядом недостатков – это ограниченная ликвидность, ограниченный спрос на товары, сложность транспортировки, сложность соблюдения эквивалентного обмена. Поэтому уже в древние времена в большинстве стран происходит процесс перехода к распределению благ к денежной форме стоимости.

Преимущество денежной формы распределения и обмена заключается в абсолютной ликвидности денежных средств, возможность более точного количественного определения суммы платежей и возможность накапливать денежные средства на счетах и создавать денежные фонды. В современной экономической науке считается что, на стадии производства, потребления и даже обмена финансовые отношения не возникают, а возникают они только на стадии распределения.

Участниками этих отношений могут быть любые физические и юридические лица в рамках закона, домашние хоз-ва и государства.

Финансы – это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между всеми экономическими субъектами, гражданами и государством по поводу распределения стоимости ВНП, наци дохода и части национального богатства, и формирование доходов, фондов и накоплений. Осуществление расходов и инвестиций на макро и микроуровне с целью выполнения функций и задач этих субъектов и государства в целом и удовлетворения общественных потребностей.

Исторически первоначально финансовые отношения рассматривались на макроуровне (государство) (сбор налогов, формирование доходов государственной казны, содержание аппарата управления, армии, учреждений культуры и искусства, поддержания общественного правопорядка).

Финансовые отношения отличаются следующими признаками:

1. Денежный характер отношений

2. Распределительный характер отношений.

- фондовый характер отношений. Фонд – это сумма денежных средств, предназначенных для целевого использования, а так же название юридического лица, который этот фонд и создает.фондовые отношения всегда являются признакам финансов, но не все финансовые отношения предусматривают создание фонда.

 

Содержание процесса управления финансами, его функциональные элементы.

Финансы это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между всеми экономическими субъектами, гражданами и государством по поводу распределения стоимости ВНП, наци дохода и части национального богатства, и формирование доходов, фондов и накоплений. Осуществление расходов и инвестиций на макро и микроуровне с целью выполнения функций и задач этих субъектов и государства в целом и удовлетворения общественных потребностей.

Управление — это некое воздействие на объект с целью достижения определённых целей.

Управление финансами — процесс целенаправленного воздействия на объект (финансовые отношения, финансовую систему) с целью обеспечения их стабильности в текущем периоде и дальнейшего развития.

Функциональные элементы управления финансами:

1. Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Конкретные задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами.

2. Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

Оперативное управление финансами - главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

3. Финансовый контроль, как элемент управления, осуществляется как в процессе планирования, так и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного хозяйствования.

При выработке управленческих решений учитываются результаты экономического анализа не только прошлых периодов деятельности, но и перспективы; используются автоматические средства управления финансами (АСУФ) для рационального сочетания экономических и административных методов управления.

 

10. Общее управление финансами, его содержание и значение и 11. Общее управление финансами, осуществляемое законодательными и представительными органами государственной власти.

Общее управление финансами предусматривает постановку стратегических целей и решения стратегических задач касающихся управляемой системы в целом и влияющей в течении длительного периода времени. Общее управление финансами осуществляют те органы которые управляют страной в целом, указаны в конституции РФ – президент., Фед. собрание - гос дума и совет федерации, правительство РФ. Их функции и полномочия представлены в конституции

В частности президент РФ он определяет общее направления развития страны. общее управление предусматривает разработку принципов налоговой финансовой и бюджетной политики гос-ва

Бюджетное послание на 12 14 годы должен обеспечивать устойчивое посткризисное развитие, модернизация экономики. Повышения уровня и качества жизни граждан, укрепления обороноспособности и безопасности страны, эффективность гос управления, снизить зависимость бюджета от нефтегазовых расходов и сокращение дефицита бюджета. С 2012 года будет преобразована система гос закупок проведена приватизация крупных пакетов акций в ключевых контролируемых гос-во компаний. В налоговой сфере планируется ввести консолидированную отчетность по налогу на прибыль, будет внедрен местный налог на недвижимость. На 2012 13 годы будут снижены ставки страховых взносов в гос. внебюджетные фонды, в области бюджетных расходы – должно быть реформировано денежное довольство военнослужащих сотрудников органов вд, повышение пенсий и соц. пособий, модернизация здравоохранения и образования, стимулирование инновационного развития страны. В сфере межбюджетных отношений – курс на децентрализацию, больше бюджетных полномочий будет предоставлено субъектам федерации, будут разработаны гос программы.

Правительство РФ и министерства разрабатывают подзаконные нормативные акты – постановления и ведомственные инструкции

На микроуровне осуществляют учредители и администрации, аппарат правления – разработка общей стратегии развития организаций, разработка бизнес плана и обеспечение его реализации.

 

12. Оперативное управление финансами, его содержание и значение.

Финансы это экономическая категория, выражающая совокупность отношений между всеми экономическими субъектами, гражданами и государством по поводу распределения стоимости ВНП, наци дохода и части национального богатства, и формирование доходов, фондов и накоплений. Осуществление расходов и инвестиций на макро и микроуровне с целью выполнения функций и задач этих субъектов и государства в целом и удовлетворения общественных потребностей.

Управление — это некое воздействие на объект с целью достижения определённых целей.

Управление финансами — процесс целенаправленного воздействия на объект (финансовые отношения, финансовую систему) с целью обеспечения их стабильности в текущем периоде и дальнейшего развития.

Оперативное управление финансами – совокупность организационных, методических и технологических средств, обеспечивающих управление финансовыми ресурсами организации в краткосрочной перспективе (от 1 дня до 1 месяца) и текущее обеспечение финансовых операций. В отличие от системы бюджетирования оперативное управление финансами планирует платежи в более детализированном виде (по контрагенту и назначению платежа) и использует большую детализацию периодов планирования.

Основное назначение системы – обеспечение краткосрочной ликвидности организации. Основной инструмент – платежный календарь (подневный план поступлений и платежей с минимальным периодом – 1 день).

Поступления и платежи планируются на основании заявок, формируемых подразделениями-заказчиками. После проверки на соответствие установленным лимитам, заявленные платежи включаются в платежный календарь.

Сбалансированный по суммам поступлений и платежей платежный календарь является основанием для формирования реестра платежей и передачи его для исполнения.

Особенности

Одной из особенностей платежного календаря является его постоянная актуализация. В случае недостатка денежных средств для удовлетворения всех поступивших заявок, используются правила ранжирования платежей в зависимости от их вида и уровня приоритета. Процедуры и методики оперативного управления финансами регламентируются Положением об оперативном управлении финансами и Регламентом процесса.

 

Оперативное управление финансами это управление, осуществляемое ответственным исполнителем. Оно предусматривает решение тактических и оперативных задач, касающиеся заключения конкретных хозяйственных договоров, совершения сделок, подготовки оформления платежных документов и проведения платежей. Осуществляют на макроуровне – Минфин, на микроуровне - планово экономический отдел, отдел финансового анализа, финансовый отдел, фондовый отдел и бухгалтерия.

Предусматривает решение задач:

1. Определение потребностей финн. ресурсов на краткосрочный период.

2- определение источников финансовых ресурсов.

3 – принятие решений о совершении платежей.

4- принятие решений об отражении результатов фин. деятельности в учете.

5 – подготовка отчетности организации.

6 – проверка выполнения фин. планов.

 

Министерство финансов РФ, его задачи и функции.

На федеральном уровне к органам исполнительной власти, осуществляющим текущее и оперативное управление финансами относятся:
1. Минфин РФ
2. Федеральное казначейство.

Кроме того, оперативное управление, регулирование и контроль осуществляют:
1. Федеральная налоговая служба
2. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
3. Федеральная служба по финансовому мониторингу
4. Федеральная служба по финансовым рынкам
Минфин существует в России с 1802 года. Создаются в капиталистических странах в 18-19 веке.

Основной функцией Минфина является финансовое обеспечение деятельности государства:
1. Организация сбора налогов

2. Управление государственной казной
3. Распределение ресурсов для осуществления государственных расходов
4. Управление государственным имуществом и извлечение доходов от этого
5. Контроль за деятельностью государственных предприятий, казённых заводов, управление их доходами.

В настоящее время деятельность Минфина РФ осуществляется на основании Положения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 329.
В соответствие с этим Положением Минфин является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности (поддержка малого предпринимательства), финансовых рынков, аудиторской деятельности, БУ и бухгалтерской отчётности (разработка ПБУ, форм отчётности), производство, переработка и обращение драг металлов и камней, таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров, организация и проведение лотерей и азартных игр, производство и оборот защищённой полиграфической продукции, финансовое обеспечение государственной службы, государственного регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев, государственное регулирование в области строительства и многие другие функции.
Также Минфин осуществляет разработку основных направление развития рынка ценных бумаг и координацию деятельности рынка ценных бумаг.
Минфин фактически подготавливает документы и материалы для составления проекта бюджета государства на очередной финансовый год (период).
Минфин имеет много департаментов. Нет территориальных отделений. На уровне субъектов федерации функции аналогичные Минфину до 2000-х выполняли Финансовые Управления областной администрации. В начале 2000-х годов в составе органов управления Самарской области было создано Министерство управления финансами Самарской области. В местных муниципальных органах создаются местные финансовые департаменты и управления.

Минфину также подведомственна Федеральная налоговая служба. ФНС была создана в начале 2000-х в результате ликвидации Министерства по налогом и сборам, которое было ранее создано на базе Департамента по налогам и сборам Минфина.

Основная функция — государственная регистрация налогоплательщиков и обеспечение полноты и своевременности поступлений налоговых доходов в бюджет и проверка налоговой отчётности (Отчётов о прибылях и убытках, налоговых деклараций).
ФНС также имеет территориальные подразделения и Налоговые инспекции на местах.
Также Минфину подведомственна Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Была создана в 2000-е гг. Осуществляет проверку соблюдения Бюджетного и Налогового законодательства.

 

14. Финансовое планирование и прогнозирование: содержание, значение и методы.

Финансовое прогнозирование и планирование представляет собой часть общей системы прогнозирования и планирования и часть системы управления финансами.
Осуществляется на макро и микроуровне.
Прогнозирование — деятельность по составлению прогнозов и оценке вероятности их исполнения.
Финансовый прогноз — документ произвольной формы, содержащий количественные и качественные финансовые показатели, имеющие определённую вероятность достижения в будущем. Количественные показатели, но могут быть и качественные (банкротство).
Примеры финансовых прогнозов на макроуровне
— прогноз финансового рынка в составе общего прогноза соц-эконом. развития страны. Этот прогноз составляется министерством экономического развития и торговли при взаимодействии с Минфином и используется для составления проекта бюджета страны.
Прогнозы могут составляться на различные сроки — краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Невыполнение прогноза не влечёт за собой никаких правовых последствий.
Прогнозы как правило составляются в нескольких вариантах или предусматривают несколько сценариев.
1. Оптимистический
2. Пессимистический
3. Реалистичный
В рамках представленных прогнозов могут разрабатываться сценарии и корректировки в зависимости от изменения факторов окружающей среды.

Финансовое планирование – продукт финансовых исследований, которыми занимается наука. Планирование как элемент управления есть лучшее средство финансовой политики. Оно позволяет плавно и незаметно совершать крупные хозяйственные перемены. Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а итоговым результатом – составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового баланса государства.

 

В каждом плане определяются доходы и расходы на определенный период, связи со звеньями финансовой и кредитной систем. Задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.

Методы финансового прогнозирования и планирования базируются на основании методов этого прогнозирования и планирования в целом.

Для составления прогнозов чаще используются экономико-математические методы. Они же пригодны и для планирования, но там используют и специфические методы.

Методы финансового планирования:

1. Эмпирический. Он основан на приблизительных количественных и качественных оценках, которые даются исходя из личного опыта.

2. Экономико-статистические методы. Предусматривают расчеты количественных показателей в прошлом периоде и экстраполяцию (перенос на будущей период) этих показателей на будущее. Рассчитываются темпы роста, темпы прироста, темы инфляции.

3. Сравнение с показателями деятельности аналогичных организаций или с показателями деятельности данной организации в аналогичный прошлый период.

4. Метод экспертных оценок. Выбираются специалисты – эксперты в данной области (как ЮЛ или ФЛ), которые проводят исследования (исследование финансового рынка или спроса на данный продукт и т.д.) и формулируют различные количественные и качественные оценки.

5. Экономико-математические методы. Например, построение корреляционных моделей.

6. Экономико-математическое моделирование, в т.ч. построение сценариев.

Все эти методы используются и для прогнозов, и для планирования.

Специфические методы планирования:

1. Нормативный. Предусматривает, что органами государственной власти, или ведомственными органами, или правлением самой организации устанавливаются определенные экономические нормативы. Объем выполняемых работ умножается на данный норматив. Например, если в соответствии со штатным расписанием должностные оклады устанавливаются как величина кратная минимальному размеру оплаты труда, то тогда фонд оплаты труда может планироваться по формуле: МРОТ*К*количество человек = Фонд оплаты труда (ФОТ) Нормативный метод играет вспомогательную роль.

2. Балансовый метод.

Предусматривает составление баланса, где с одной стороны предусмотрены источники фин. ресурсов и с другой стороны направления их использования.

 

15. Виды финансовых планов, их классификация.

Виды финансовых планов коммерческой организации и их классификация.

Основными пользователями финансовой информации, для которой необходимо составление финансовых планов, являются не только сами организации, но и:

1) Собственники, учредители организации

2) Деловые партнеры, контрагенты и другие участники данной финансово-промышленной группы

3) Коммерческие банки и другие кредитные организации могут потребовать финансовый план как обоснование платежеспособности

4) Сотрудникам организации для оценки вероятности исполнения финансовых планов и их отрицательном или положительно. Основными пользователями финансовой информации, для которой необходимо составление финансовых планов, являются не только сами организации, но и:

5) Собственники, учредители организации

6) Деловые партнеры, контрагенты и другие участники данной финансово-промышленной группы

7) Коммерческие банки и другие кредитные организации могут потребовать финансовый план как обоснование платежеспособности

8) Сотрудникам организации для оценки вероятности исполнения финансовых планов и их отрицательном или положительном влиянии на их благосолиянии на их благосостоянием влиянии на их благосостояние.

Классификация видов финансовых планов.

1. По форме представления данных:

1) Базируется на утвержденных формах отчетности (например, плановый баланс организации; план доходов, расходов и прибыли; финансовый раздел бизнес-плана)

2) Планы произвольной формы (планы, связанные с расширением производства, модернизацией производства)

Финансовые планы могут составляться отдельно и отражать только финансовую сторону, но могут быть и частью более общего плана.

2. По масштабам отражаемых задач и перспектив (и по срокам):

1) стратегические финансовые планы (срок более 1 года; обычно на 3-5 лет). Охватывают все виды деятельности предприятия и являются частью общей стратегии развития предприятия.

2) тактические финансовые планы (составляются, как правильно, на 1 год или иной отчетный период), и основываются обычно на утвержденных формах отчетности.

3) Оперативные финансовые планы. Составляются на период более короткий, чем ближайший отчетный период (менее 3 месяцев). Наиболее яркий пример оперативного финансового плана – бюджет предприятия, который может составляться ежедневно, на рабочую неделю, на декаду, на месяц.

Бюджет коммерческой организации представляет собой, как правило, план притока (поступления) денежных средств в кассу и на расчетный счет с одной стороны, и план оттока (расходования) денежных средств с другой стороны.

Разбивка оперативного бюджета по дням позволяет выявить дни, когда будет дефицит денежных средств и покрыть этот дефицит путем отсрочки платежей, получения кредита и т.п.

3. По направлениям деятельности организации:

1) операционные планы, в которых отражаются планы по текущей деятельности организации – планы производства, отгрузки продукции, план продаж и поступлений выручки от продаж, планы, связанные с начислением и выплатой заработной платы, налоговые календари, планы по погашению кредитов и т.д.

2) Инвестиционные планы.

- планы прямых инвестиций (планы, связанные с прямыми капитальными вложениями в организацию – планы финансирования строительства капитальных объектов и приобретения основных средств)

Одним из важнейших критериев составления инвестиционных планов является оценка окупаемости и эффективности инвестиций.

- портфельные инвестиции (вложения в ценные бумаги). Как правило, планы портфельных инвестиций составляются только профессиональными участниками финансового рынка. В них отражаются объемы инвестиций, виды ценных бумаг, подлежащих приобретению, рассчитывается ожидаемая доходность и риск. Финансовые планы по вложению в УК и дочерние организации.

3) Планы по финансовой деятельности. Их составляют профессиональные участники финансового рынка, работающие на денежном сегменте этого рынка. Как правило, это коммерческие банки. Это кредитный план, депозитный план, план выпуска и обращения векселей, план осуществления валютных операций.

Планы могут составляться в целом по организации, так и по ее структурным подразделениям, филиалам, но и по отдельным сотрудникам (например, план продаж).

Степень распланирования всей деятельности организации зависит от того, как у нее поставлен учет. В настоящее время для составления финансовых планов используются компьютеры и современные программы.

Важной задачей финансового планирования является проверка соответствия фактического выполнения плановому заданию.

 

16. Необходимость, содержание и значение финансового контроля.

Необходимость финансового контроля определяется целями и задачами эффективного использования финансовых ресурсов в настоящее время в экономике страны и необходимостью обеспечить соответствие между индивидуальным экономическим интересом и общественным благом.

Возникновение финансового контроля связано с возникновением государства. Финансовый контроль — это деятельность органов государственной власти и управления и специальных уполномоченных контрольных органов по выявлению отклонений фактического движения финансовых ресурсов и фактической организации финансовых отношений от установленных законом или финансовым планом.

Субъекты финансового контроля:

1. Проверяющие

2. Проверяемые

Проверяющие должны быть установлены в силу закона или договора в рамках закона или на основании внутреннего регламента. Функциями проверяющих обладают все органы государственной власти. Например, Президент, Парламент — Госдума, специальные комитеты по бюджету, налогам, финансам. В Правительстве РФ все федеральные министры подотчетны Председателю правительства, министерства осуществляют контроль за своими подведомственными учреждениями.

Специальным контрольным органом федерального уровня, осуществляющим проверку целевого использования гос средств всеми бюджетополучателями является Счётная палата РФ. Она действует на основании ФЗ №4-ФЗ «О счётной палате РФ». Счётные палаты создаются в субъектах федерации и в муниципалитетах. (Доклад).

Субъектами финансового контроля могут быть общественные организации, общественные движения и отдельные граждане. Например, профсоюзы.

Проверяемыми являются все органы гос власти и местного самоуправления, все организации и ЮЛ, граждане имеющие денежные доходы, поступления, имущество в собственности.

Проверяемые организации должны быть зарегистрированы. Должны беспрепятственно предоставлять проверяющим информацию в силу закона. Если проверяющий орган обособлен от проверяемого — это внешний финансовый контроль, а если проверяющее структурное подразделение является частью проверяемого — внутренний контроль.

Объект финансового контроля - финансовые отношения, в результате которых происходит движение денежных ресурсов. В зависимости от того какие именно отношения контролируются различают:

1. Бюджетный контроль

2. Налоговый контроль

3. Корпоративный (внутрифирменный) контроль

4. Контроль со стороны акционеров, собственников

Принципы осуществления финансового контроля:

1. Принцип законности.

2. Принцип компетентности проверяющих органов.

3. Принцип объективности.

4. Принцип независимости.

5. Принцип полноты и достаточности финансового контроля

6. Принцип достоверности.

7. Принцип эффективности. Расходы на осуществление контрольных мероприятий не должны превышать сумму выявленных дополнительных ресурсов.

8. Принцип целесообразности.

9. И другие.

 

Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Этапы бюджетного процесса.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО — организация, принципы построения и функционирования бюджетной системы страны.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утвержден Стадии бюджетного процесса

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

- составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

- утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

- исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

- контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств и бюджетной отчетности.

35. Доходы бюджета, их виды и экономическое содержание.

Доходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы:

1. Налоговые

2. Неналоговые

3. Безвозмездные поступления

Налоговые доходы — это древнейший источник; составляют большую долю всех доходов бюджета. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством налогов, сборов, а также пени и штрафов по ним.

Налог (в соответствие с НК) — обязательный безвозвратный и безвозмездный платёж, взимаемый в доходы бюджета в соответствие с законодательством. Современные налоги не имеют целевого назначения. Могут использоваться на финансирование любых расходов. Налоги имеют постоянный, регулярный характер. Отличаются чёткой определённостью объекта налогообложения и суммы налога.

Налоги классифицируются:

1. По уровню бюджетной системы:

1) Федеральные

2) Субъектов федерации

3) Местные

2. В зависимости от полноты зачисления в бюджеты того или иного уровня:

1) Закреплённые за определённым бюджетом

2) Регулирующие налоги, определённый процент зачисляется в бюджеты разных уровней

3. В зависимости от налогоплательщиков:

1) С юридических лиц

2) С физических лиц

Также различают базовые и периодически собираемые налоги и т. д.

К неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджета и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых; постоянные доходы;

2. Доходы от продажи имущества (от приватизации), доходы от приватизации разовые;

3. Доходы от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями;

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам федерации, муниципалитетам и иные суммы;

5. Средства самообложения граждан;

6. Иные неналоговые доходы (добровольные пожертвования, имущества от лиц без наследников и т. д.).

Безвозмездные поступления — это:

1. дотации из других бюджетов РФ; дотация — сумма денежных средств, которая предоставляется безвозвратно, безвозмездно на покрытие текущих расходов;

2. субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субсидии — это сумма денежных средств, предназначенных для целевого использования с условием возмещения определенной части расходов, могут получать бюджеты низших уровней, физические и юридические лица, в настоящее время предоставляются в качестве сокращения расходов граждан.

3. Субвенции (предоставляются на условиях финансирования расходов на определённые цели);

4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы (например, на восстановление имущества после ЧС и т.д.);

5. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В настоящее время существуют особенности структуры доходов бюджетов различных уровней.

Федеральный бюджет РФ характеризуется тем что основным источником доходов являются доходы от продажи энергоносителей. Выделяются нефтегазовые доходы (около 50%) и ненефтегазовые доходы.

Среди субъектов федерации выделяются регионы-доноры и регионы-рецепиенты (Сибирь, ДВ, Северный Кавказ).

Для бюджетов муниципалитетов характерна низкая доля доходов (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Большую долю доходов составляют субсидии и т. д.

 

36. Расходы бюджета: экономическое содержание и классификация.

Расходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Осуществляются на финансирование выполнения функций и задач государства.

Состав и направление расходов зависит от многих факторов:

1. Государственное устройство

2. Экономическое положение государства

3. Территориальное расположение

4. Внешняя политика государства

5. Другие факторы (в том числе политические).

Традиционно основными функциями государства являлись:

1. Функция управления;

2. Защитная

3. Социальная

4. Культурно-просветительская.

Классификация расходов:

1. По экономическому содержанию

2. По уровням бюджетной системы:

1) Федерального бюджета

2) Бюджетов субъектов федерации

3) Местных бюджетов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.164 с.)