Бюджет, его сущность, функции и роль в социально-экономическом развитии общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бюджет, его сущность, функции и роль в социально-экономическом развитии общества.



Бюджет — форма образования доходов и осуществления расходов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет (в широком смысле) — это экономическая категория, выражающая совокупность отношений по поводу формирования доходов и поступлений с одной стороны и осуществления расходов и целевого финансирования с другой стороны, с использованием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретного субъекта.

Бюджеты стали формироваться в западноевропейских странах и в царской России в процессе перехода от единоличной монархической власти к парламентской.

Бюджет позволяет открыто и гласно обсудить в парламенте количественный и качественные показатели доходов и расходов бюджета в интересах различных категорий населений, депутаты от которых должны быть представлены в парламенте.

Наличие бюджета усложняет процесс управления.

В настоящее время существуют различные виды бюджетов (федеральный, субъектов федерации, местный), составляющих единую систему.

Бюджет выполняет те же функции, что и финансы, но с определенной спецификой:

1. Распределительная функция. В бюджет поступают все налоги, которые составляю 40-50% оборотных средств коммерческих организаций. Неналоговые поступления.

Перераспределение ВНП. Увеличивая или уменьшая ставки налогов государство может подавлять или активизировать предпринимательскую деятельность. Доходы перераспределяются в пользу тех граждан и экономических субъектов, которые нуждаются в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Распределение происходит, как правило, на безвозвратной и безвозмездной основе. Есть исключение — бюджетные кредиты. Распределение может осуществляться напрямую из бюджета и через государственные социальные внебюджетные фонды.

2. Регулирующая функция. Распределение должно осуществляться в определённых пропорциях, которые могут изменяться и в результате этого происходит регулирование социально-экономических процессов.

Например, финансовая помощь банкам во время кризиса 2008 года. Могут регулироваться социальные и демографические пропорции (например, введение материнского капитала). Регулирование может быть территориальным, когда из бюджета выделяются средства на охрану памятников природы, развития территорий Сибири, Северного Кавказа и т. д.

3. Контрольная функция. Осуществляется проверка полноты и своевременности формирования доходов бюджета, уплаты налогов. Проверка факта доведения бюджетных средств до бюджетополучателя. Субъектами, обеспечивающими выполнение бюджетом контрольной функции — субъекты финансового контроля.

Количественные показатели отражают уровень развития страны.

 

Бюджетная система и характеристика ее элементов. Особенности бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая законодательством РФ совокупность:

1. федерального бюджета

2. бюджетов субъектов РФ (кроме того, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга)

3. местные бюджеты (г.о. Самара, районы)

4. бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Современная бюджетная система складывалась в 90-е гг. Юридически была закреплена в 1998 году.

Бюджетная система РФ функционирует на следующих принципах:

1. Принцип единства бюджетной системы;

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

3. Принцип самостоятельности бюджетов;

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования;

6. Принцип сбалансированности;

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств;

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

9. Принцип прозрачности (открытости);

10. Принцип достоверности бюджета;

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств;

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов;

13. Принцип единства кассы (предусматривает, что все бюджетные средства зачисляются на единый счёт федерального казначейства), на отдельных счетах могут учитываться средства, полученные от операций за рубежом.

 

Классификация бюджета:

По уровню в бюджетной системе:

1. Федеральный

2. Субъектов федерации

3. Местный

По составу:

1. Простые

2. Сводные (своды бюджетов) представляют собой совокупность бюджетов одного уровня на определённой территории, например, свод бюджетов всех субъектов РФ;

3. Консолидированные составляются по отдельным территориям и по РФ в целом и представляют собой совокупность сводо-бюджетов одного уровня + бюджет самого верхнего уровня на данной территории.

1) Консолидированный бюджет РФ:

- Федеральный бюджет

- Консолидированные бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга

- Консолидированные бюджеты всех субъектов федерации

2) Консолидированный бюджет Самарской области

- Областной бюджет

- Свод бюджетов муниципальных образований: бюджеты городских округов (Самара, т.д.) и муниципальных районов.

По периоду времени:

1. Годовые

2. Поквартальная бюджетная роспись

3. «Бюджеты развития» на 3-5 и более лет;

4. Скользящие, составляемые на 3, 5 и более период

2010 2011 2012

2011 2012 2013

2012 2013 2014

 

Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Этапы бюджетного процесса.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО — организация, принципы построения и функционирования бюджетной системы страны.

Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утвержден Стадии бюджетного процесса

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

- составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

- утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

- исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

- контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств и бюджетной отчетности.

35. Доходы бюджета, их виды и экономическое содержание.

Доходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы:

1. Налоговые

2. Неналоговые

3. Безвозмездные поступления

Налоговые доходы — это древнейший источник; составляют большую долю всех доходов бюджета. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством налогов, сборов, а также пени и штрафов по ним.

Налог (в соответствие с НК) — обязательный безвозвратный и безвозмездный платёж, взимаемый в доходы бюджета в соответствие с законодательством. Современные налоги не имеют целевого назначения. Могут использоваться на финансирование любых расходов. Налоги имеют постоянный, регулярный характер. Отличаются чёткой определённостью объекта налогообложения и суммы налога.

Налоги классифицируются:

1. По уровню бюджетной системы:

1) Федеральные

2) Субъектов федерации

3) Местные

2. В зависимости от полноты зачисления в бюджеты того или иного уровня:

1) Закреплённые за определённым бюджетом

2) Регулирующие налоги, определённый процент зачисляется в бюджеты разных уровней

3. В зависимости от налогоплательщиков:

1) С юридических лиц

2) С физических лиц

Также различают базовые и периодически собираемые налоги и т. д.

К неналоговым доходам относятся:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджета и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых; постоянные доходы;

2. Доходы от продажи имущества (от приватизации), доходы от приватизации разовые;

3. Доходы от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями;

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам федерации, муниципалитетам и иные суммы;

5. Средства самообложения граждан;

6. Иные неналоговые доходы (добровольные пожертвования, имущества от лиц без наследников и т. д.).

Безвозмездные поступления — это:

1. дотации из других бюджетов РФ; дотация — сумма денежных средств, которая предоставляется безвозвратно, безвозмездно на покрытие текущих расходов;

2. субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субсидии — это сумма денежных средств, предназначенных для целевого использования с условием возмещения определенной части расходов, могут получать бюджеты низших уровней, физические и юридические лица, в настоящее время предоставляются в качестве сокращения расходов граждан.

3. Субвенции (предоставляются на условиях финансирования расходов на определённые цели);

4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы (например, на восстановление имущества после ЧС и т.д.);

5. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В настоящее время существуют особенности структуры доходов бюджетов различных уровней.

Федеральный бюджет РФ характеризуется тем что основным источником доходов являются доходы от продажи энергоносителей. Выделяются нефтегазовые доходы (около 50%) и ненефтегазовые доходы.

Среди субъектов федерации выделяются регионы-доноры и регионы-рецепиенты (Сибирь, ДВ, Северный Кавказ).

Для бюджетов муниципалитетов характерна низкая доля доходов (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Большую долю доходов составляют субсидии и т. д.

 

36. Расходы бюджета: экономическое содержание и классификация.

Расходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Осуществляются на финансирование выполнения функций и задач государства.

Состав и направление расходов зависит от многих факторов:

1. Государственное устройство

2. Экономическое положение государства

3. Территориальное расположение

4. Внешняя политика государства

5. Другие факторы (в том числе политические).

Традиционно основными функциями государства являлись:

1. Функция управления;

2. Защитная

3. Социальная

4. Культурно-просветительская.

Классификация расходов:

1. По экономическому содержанию

2. По уровням бюджетной системы:

1) Федерального бюджета

2) Бюджетов субъектов федерации

3) Местных бюджетов

В зависимости от того, какое влияние оказали эти расходы на изменение стоимости государственного имущества различают:

1. Текущие — это расходы, в результате осуществления которых стоимость государственного и муниципального имущества не возрастает;

2. Капитальные — стоимость имущества возрастает (например, расходы на строительство, на приобретение основных средств, на приобретение акций и долей в капиталах коммерческих организаций и другие капитальные расходы)

По экономическому содержанию в соответствие с бюджетной классификацией различают:

1. Общегосударственные вопросы (функционирование Президента, губернаторов, законодательных органов, Правительства, администрации, суды, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора, международные отношения и сотрудничество),

2. Национальная оборона (на вооружённые силы, проведение реформы армии, подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности, ядерно-оружейный комплекс)

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (защита от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, финансовое обеспечение миграционной политики)

4. Национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, дорожное хозяйство и другие вопросы в области национальной экономики)

5. ЖКХ (благоустройство территорий, проведение коммуникаций)

6. Охрана окружающей среды (экологический контроль, сбор и удаление отходов, научные исследования в области окружающей среды)

7. Расходы на образование (дошкольное, общее, среднее, высшее, послевузовское и др.)

8. Культура и кинематография (расходы на культуру, на содержание телевизионных центров, киностудий, госзаказы в области постановки фильмов и сериалов)

9. Здравоохранение (стационарная мед помощь, содержание поликлиник, скора помощь, санаторно-оздоровительные учреждения, санитарно-эпидемиологический контроль)

10. Социальная политика (пенсии, социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства)

11. Физкультура и спорт

12. СМИ (телевидение и радиовещание и др.)

13. Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга, а также внешнего долга

14. Межбюджетные трансферты

15. Прочие расходы.

Особенности структуры расходов зависят от уровня бюджетной системы. Для расходов федерального бюджета характерна высокая доля расходов на национальную оборону и национальную безопасность. Только из федерального бюджета финансируется содержание Президента, Госдумы, Совета Федерации, проведение выборов и референдумов, фундаментальные научные исследования, космические исследования.

Из бюджетов субъектов федерации финансируется содержание губернатора, областной думы, здравоохранение, образование, физкультуру и спорт, охрана окружающей среды.

Из местных бюджетов финансируются расходы на содержание мэра, городской администрации, озеленение территорий, содержание школ и дошкольных учреждений, сохранение городских архивов. Характерно 30-40% расходов на ЖКХ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.198.49 (0.04 с.)