Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бюджет, его сущность, функции и роль в социально-экономическом развитии общества.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Бюджет — форма образования доходов и осуществления расходов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджет (в широком смысле) — это экономическая категория, выражающая совокупность отношений по поводу формирования доходов и поступлений с одной стороны и осуществления расходов и целевого финансирования с другой стороны, с использованием финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретного субъекта. Бюджеты стали формироваться в западноевропейских странах и в царской России в процессе перехода от единоличной монархической власти к парламентской. Бюджет позволяет открыто и гласно обсудить в парламенте количественный и качественные показатели доходов и расходов бюджета в интересах различных категорий населений, депутаты от которых должны быть представлены в парламенте. Наличие бюджета усложняет процесс управления. В настоящее время существуют различные виды бюджетов (федеральный, субъектов федерации, местный), составляющих единую систему. Бюджет выполняет те же функции, что и финансы, но с определенной спецификой: 1. Распределительная функция. В бюджет поступают все налоги, которые составляю 40-50% оборотных средств коммерческих организаций. Неналоговые поступления. Перераспределение ВНП. Увеличивая или уменьшая ставки налогов государство может подавлять или активизировать предпринимательскую деятельность. Доходы перераспределяются в пользу тех граждан и экономических субъектов, которые нуждаются в привлечении дополнительных финансовых ресурсов. Распределение происходит, как правило, на безвозвратной и безвозмездной основе. Есть исключение — бюджетные кредиты. Распределение может осуществляться напрямую из бюджета и через государственные социальные внебюджетные фонды. 2. Регулирующая функция. Распределение должно осуществляться в определённых пропорциях, которые могут изменяться и в результате этого происходит регулирование социально-экономических процессов. Например, финансовая помощь банкам во время кризиса 2008 года. Могут регулироваться социальные и демографические пропорции (например, введение материнского капитала). Регулирование может быть территориальным, когда из бюджета выделяются средства на охрану памятников природы, развития территорий Сибири, Северного Кавказа и т. д. 3. Контрольная функция. Осуществляется проверка полноты и своевременности формирования доходов бюджета, уплаты налогов. Проверка факта доведения бюджетных средств до бюджетополучателя. Субъектами, обеспечивающими выполнение бюджетом контрольной функции — субъекты финансового контроля. Количественные показатели отражают уровень развития страны.
Бюджетная система и характеристика ее элементов. Особенности бюджетной системы РФ. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве страны, регулируемая законодательством РФ совокупность: 1. федерального бюджета 2. бюджетов субъектов РФ (кроме того, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) 3. местные бюджеты (г.о. Самара, районы) 4. бюджетов государственных внебюджетных фондов. Современная бюджетная система складывалась в 90-е гг. Юридически была закреплена в 1998 году. Бюджетная система РФ функционирует на следующих принципах: 1. Принцип единства бюджетной системы; 2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; 3. Принцип самостоятельности бюджетов; 4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований; 5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования; 6. Принцип сбалансированности; 7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств; 8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета; 9. Принцип прозрачности (открытости); 10. Принцип достоверности бюджета; 11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств; 12. Принцип подведомственности расходов бюджетов; 13. Принцип единства кассы (предусматривает, что все бюджетные средства зачисляются на единый счёт федерального казначейства), на отдельных счетах могут учитываться средства, полученные от операций за рубежом.
Классификация бюджета: По уровню в бюджетной системе: 1. Федеральный 2. Субъектов федерации 3. Местный По составу: 1. Простые 2. Сводные (своды бюджетов) представляют собой совокупность бюджетов одного уровня на определённой территории, например, свод бюджетов всех субъектов РФ; 3. Консолидированные составляются по отдельным территориям и по РФ в целом и представляют собой совокупность сводо-бюджетов одного уровня + бюджет самого верхнего уровня на данной территории. 1) Консолидированный бюджет РФ: - Федеральный бюджет - Консолидированные бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - Консолидированные бюджеты всех субъектов федерации 2) Консолидированный бюджет Самарской области - Областной бюджет - Свод бюджетов муниципальных образований: бюджеты городских округов (Самара, т.д.) и муниципальных районов. По периоду времени: 1. Годовые 2. Поквартальная бюджетная роспись 3. «Бюджеты развития» на 3-5 и более лет; 4. Скользящие, составляемые на 3, 5 и более период 2010 2011 2012 2011 2012 2013 2012 2013 2014
Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Этапы бюджетного процесса. БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО — организация, принципы построения и функционирования бюджетной системы страны. Бюджетный процесс в российском законодательстве — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утвержден Стадии бюджетного процесса Выделяют следующие стадии бюджетного процесса: - составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; - утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; - исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; - контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года. Участниками бюджетного процесса РФ согласно п. 1 ст. 152 БК РФ являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее — законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители бюджетных средств; главные администраторы доходов бюджета; главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств и бюджетной отчетности. 35. Доходы бюджета, их виды и экономическое содержание. Доходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы: 1. Налоговые 2. Неналоговые 3. Безвозмездные поступления Налоговые доходы — это древнейший источник; составляют большую долю всех доходов бюджета. К налоговым доходам относятся доходы от предусмотренных законодательством налогов, сборов, а также пени и штрафов по ним. Налог (в соответствие с НК) — обязательный безвозвратный и безвозмездный платёж, взимаемый в доходы бюджета в соответствие с законодательством. Современные налоги не имеют целевого назначения. Могут использоваться на финансирование любых расходов. Налоги имеют постоянный, регулярный характер. Отличаются чёткой определённостью объекта налогообложения и суммы налога. Налоги классифицируются: 1. По уровню бюджетной системы: 1) Федеральные 2) Субъектов федерации 3) Местные 2. В зависимости от полноты зачисления в бюджеты того или иного уровня: 1) Закреплённые за определённым бюджетом 2) Регулирующие налоги, определённый процент зачисляется в бюджеты разных уровней 3. В зависимости от налогоплательщиков: 1) С юридических лиц 2) С физических лиц Также различают базовые и периодически собираемые налоги и т. д. К неналоговым доходам относятся: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджета и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казённых; постоянные доходы; 2. Доходы от продажи имущества (от приватизации), доходы от приватизации разовые; 3. Доходы от платных услуг, оказываемых казёнными учреждениями; 4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам федерации, муниципалитетам и иные суммы; 5. Средства самообложения граждан; 6. Иные неналоговые доходы (добровольные пожертвования, имущества от лиц без наследников и т. д.). Безвозмездные поступления — это: 1. дотации из других бюджетов РФ; дотация — сумма денежных средств, которая предоставляется безвозвратно, безвозмездно на покрытие текущих расходов; 2. субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субсидии — это сумма денежных средств, предназначенных для целевого использования с условием возмещения определенной части расходов, могут получать бюджеты низших уровней, физические и юридические лица, в настоящее время предоставляются в качестве сокращения расходов граждан. 3. Субвенции (предоставляются на условиях финансирования расходов на определённые цели); 4. иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы (например, на восстановление имущества после ЧС и т.д.); 5. безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В настоящее время существуют особенности структуры доходов бюджетов различных уровней. Федеральный бюджет РФ характеризуется тем что основным источником доходов являются доходы от продажи энергоносителей. Выделяются нефтегазовые доходы (около 50%) и ненефтегазовые доходы. Среди субъектов федерации выделяются регионы-доноры и регионы-рецепиенты (Сибирь, ДВ, Северный Кавказ). Для бюджетов муниципалитетов характерна низкая доля доходов (земельный налог, налог на имущество физических лиц). Большую долю доходов составляют субсидии и т. д.
36. Расходы бюджета: экономическое содержание и классификация. Расходы бюджета (ст. 6 Бюджетного кодекса) — это денежные средства, выплачиваемые из бюджета, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Осуществляются на финансирование выполнения функций и задач государства. Состав и направление расходов зависит от многих факторов: 1. Государственное устройство 2. Экономическое положение государства 3. Территориальное расположение 4. Внешняя политика государства 5. Другие факторы (в том числе политические). Традиционно основными функциями государства являлись: 1. Функция управления; 2. Защитная 3. Социальная 4. Культурно-просветительская. Классификация расходов: 1. По экономическому содержанию 2. По уровням бюджетной системы: 1) Федерального бюджета 2) Бюджетов субъектов федерации 3) Местных бюджетов В зависимости от того, какое влияние оказали эти расходы на изменение стоимости государственного имущества различают: 1. Текущие — это расходы, в результате осуществления которых стоимость государственного и муниципального имущества не возрастает; 2. Капитальные — стоимость имущества возрастает (например, расходы на строительство, на приобретение основных средств, на приобретение акций и долей в капиталах коммерческих организаций и другие капитальные расходы) По экономическому содержанию в соответствие с бюджетной классификацией различают: 1. Общегосударственные вопросы (функционирование Президента, губернаторов, законодательных органов, Правительства, администрации, суды, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансово-бюджетного надзора, международные отношения и сотрудничество), 2. Национальная оборона (на вооружённые силы, проведение реформы армии, подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности, ядерно-оружейный комплекс) 3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность (защита от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, финансовое обеспечение миграционной политики) 4. Национальная экономика (общеэкономические вопросы, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, дорожное хозяйство и другие вопросы в области национальной экономики) 5. ЖКХ (благоустройство территорий, проведение коммуникаций) 6. Охрана окружающей среды (экологический контроль, сбор и удаление отходов, научные исследования в области окружающей среды) 7. Расходы на образование (дошкольное, общее, среднее, высшее, послевузовское и др.) 8. Культура и кинематография (расходы на культуру, на содержание телевизионных центров, киностудий, госзаказы в области постановки фильмов и сериалов) 9. Здравоохранение (стационарная мед помощь, содержание поликлиник, скора помощь, санаторно-оздоровительные учреждения, санитарно-эпидемиологический контроль) 10. Социальная политика (пенсии, социальное обслуживание населения, охрана семьи и детства) 11. Физкультура и спорт 12. СМИ (телевидение и радиовещание и др.) 13. Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга, а также внешнего долга 14. Межбюджетные трансферты 15. Прочие расходы. Особенности структуры расходов зависят от уровня бюджетной системы. Для расходов федерального бюджета характерна высокая доля расходов на национальную оборону и национальную безопасность. Только из федерального бюджета финансируется содержание Президента, Госдумы, Совета Федерации, проведение выборов и референдумов, фундаментальные научные исследования, космические исследования. Из бюджетов субъектов федерации финансируется содержание губернатора, областной думы, здравоохранение, образование, физкультуру и спорт, охрана окружающей среды. Из местных бюджетов финансируются расходы на содержание мэра, городской администрации, озеленение территорий, содержание школ и дошкольных учреждений, сохранение городских архивов. Характерно 30-40% расходов на ЖКХ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.13.15 (0.009 с.) |