ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ



Л.И.ИСЕЕВА, Н.В.ПАШКЕВИЧ

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 
2002

 

 

УДК 65.012.12 (075.80)

ББК 65.053:65.9(2)29

И85

 

 

Рассмотрен порядок анализа финансового состояния предприятия, работающего в современных рыночных условиях. Методические подходы к проведению анализа финансового состояния основаны на существующих нормативных документах, законах, положениях, методических рекомендациях, используемых предприятиями всех организационно-правовых форм.

В учебном пособии особое внимание уделено анализу баланса предприятия, состоянию его имущества, источникам формирования имущества предприятия, а также показателям, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность и ликвидность, деловую активность. Дан анализ финансовой отчетности, источников формирования прибыли предприятия и факторов, влияющих на уровень рентабельности.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в горной промышленности и геологоразведке)».

 

 

Научный редактор проф. А.А.Ильинский

 

 

Рецензенты: кафедра ценообразования СПУЭиФ, гл. науч. сотр. Ю.Т.Морозов (ВИТР).

 

Исеева Л.И.

И85. Комплексный экономический анализ: Учеб. пособие / Л.И.исеева, Н.В.пашкевич. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 76 с.

ISBN5-94211-081-6

УДК 65.012.12 (075.80)

ББК 65.053:65.9(2)29

 

ISBN5-94211-081-6 © Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2002 г.

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический анализ - наука о методах получения обоснованной информации, изучающая закономерности и связи между экономическими явлениями и процессами и позволяющая дать оценку результатов хозяйственной деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение роли экономического анализа связано со следующими факторами:

· расширением самостоятельности предприятий в формировании и использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

· переводом экономики на рыночные методы хозяйствования, появлением новых форм собственности, организационных структур управления;

· усилением заинтересованности трудовых коллективов, руководителей предприятий в повышении рентабельности, увеличении доли прибыли, идущей на потребление и накопление;

· полнотой ответственности трудовых коллективов, руководителей предприятий за необоснованные решения, просчеты, потери, нерентабельную работу.

При организации внешнеэкономической деятельности рамки анализа должны быть расширены. через систему международного маркетинга должны решаться следующие задачи:

· маркетинговые исследования по всему комплексу товаров, производимых фирмой;

· сбор информации о новинках и достижениях зарубежных фирм в создании и продаже аналогичных изделий;

· построение прогнозов коммерческого успеха собственных товаров и товаров фирм-конкурентов;

· разработка общей стратегии экспортной деятельности;

· расчет экономической эффективности экспортной деятельности.

Знание внешнего рынка, т.е. анализ его текущих тенденций и перспектив, можно получить через специализированные отделы маркетинговых исследований, сеть консультативных фирм, специализирующихся на сборе и обработке рыночной информации.

Основные задачи консультационных центров следующие:

· проведение конъюнктурных исследований товарных рынков, выявление их связи с тенденциями развития общехозяйственной конъюнктуры отдельных регионов, стран и мирового хозяйства в целом;

· разработка типового методического обеспечения рыночных, маркетинговых исследований;

· разработка прогнозов потребности в специалистах в области маркетинга для кадрового обеспечения отделов маркетинга и маркетинговых исследований предприятий.

Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность организаций и ее результаты, изучаемые определенными способами и с определенной целью за тот или иной период на основе сведений учета и отчетности, служебной информации и непосредственных наблюдений с целью правильной оценки результатов и выявления неиспользованных внутренних резервов. Таким образом, задачи экономического анализа деятельности предприятия можно сформулировать следующим образом:

· оценка состояния имущества предприятия, источников его формирования;

· выделение факторов, влияющих на структуру баланса предприятия, и оценка структуры баланса (удовлетворительная или неудовлетворительная);

· выявление факторов, повышающих финансовую зависимость предприятия от внешних источников формирования имущества предприятия;

· проведение вертикального, горизонтального и трендового анализа баланса предприятия;

· оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности;

· анализ прибылей и убытков предприятия, уровня рентабельности капитала и производства продукции.

Последовательность проведения экономического анализа следующая:

· разработка программы;

· подготовка исходных материалов;

· предварительная оценка объекта;

· интегральная оценка и обобщение результатов анализа.

Последний, основной этап анализа предполагает группировку показателей, выявление их взаимосвязи и формирование интегрального показателя, характеризующего результаты экономической деятельности; оценку влияния отдельных показателей и их групп на результаты экономической деятельности; выявление резервов и определение путей повышения финансовой стабильности предприятия.

1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе «Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия» (Экономика и жизнь. 1998. № 2).

 

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВАЛЮТЫ БАЛАНСА

 

Анализ проводится по данным итога баланса на начало и конец отчетного периода (строки 300 и 700). Уменьшение валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что может повлечь за собой его неплатежеспособность.

Основными причинами уменьшения валюты баланса являются сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия; ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов; постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании.

Увеличение валюты баланса за отчетный период может быть вызвано переоценкой основных фондов (когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности), инфляционными процессами (удорожание готовой продукции, материалов), нерационально проводимой кредитно-финансовой политикой, ошибками в ценовой политике и другими причинами.

Увеличение валюты баланса на конец отчетного периода может быть связано с увеличением основных средств за счет приобретения оборудования и увеличения запасов за счет удорожания их стоимости, что, в свою очередь, связано с ростом цен на комплектующие изделия.

 

 

Структура пассива баланса предприятия, анализ участия статей баланса

Бухгалтерский баланс

 

Бухгалтерский баланс – это сводная ведомость, отражающая в денежном выражении состояние средств предприятия как по их составу и размещению, так и по их источникам, целевому назначению и срокам возврата. Бухгалтерский баланс - это способ группировки и отражения в денежной оценке на определенную дату имущества предприятия и источников его формирования.

Бухгалтерский баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, левая часть которой называется активом, правая – пассивом. Суммовые итоги актива и пассива баланса (валюта баланса) всегда должны быть равны. Это равенство вытекает из принципа построения баланса: в активе отражается имущество предприятия по его составу, в пассиве – по источникам его формирования. Имущество предприятия и источники его образования сгруппированы в балансе по разделам и статьям. Современная форма бухгалтерского баланса (табл.5) приближена к условиям рыночной экономики и международным стандартам и состоит из двух разделов актива и трех разделов пассива.

 

Таблица 5

ИМУЩЕСТВо ПРЕДПРИЯТИЯ

Состав внеоборотных активов

 

Показатель На начало отчетного периода На конец отчетного периода Отклонение
Внеоборотные активы, всего 489978 100,0 436860 100,0 -53127 -
В том числе:      
Нематериальные активы 436 0,0 481 0,0 +45 -
Основные средства 489551 100,0 436379 100,0 -53172 -
Незавершенное строительство - - -
Долгосрочные финансовые вложения - - -
Прочие внеоборотные активы - - -
_____________________ Примечание. См. примечание к табл.6.

 

Как следует из табл.7, стоимость иммобилизованных средств в течение года снизилась на 53127 руб. или на 10,8 %. Внеоборотные активы представлены, главным образом, основными средствами. Снижение их остаточной стоимости на 53172 руб. связано со списанием изношенных основных средств. Уменьшение стоимости основных средств является несомненно отрицательным моментом в деятельности организации, так как снижается ее производственный потенциал. Увеличение стоимости основных средств может быть связано с обновлением основных средств, с ростом цен на машины и оборудование, что, в свою очередь, объясняется инфляционными процессами. Если происходит увеличение основных средств, то необходимо сумму увеличения сравнить с ростом фонда накопления, за счет которого приобретаются основные средства. Невысока на предприятии доля нематериальных активов, которые складываются из содержания брокерского места на товарной бирже и стоимости приобретения лицензий.

Важную роль в деятельности любого предприятия играют оборотные активы (табл.8).

 

Таблица 8

Отчет о прибылях и убытках

 

Показатель Код строки За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности:      
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)    
В том числе от продажи (по видам товара) 011-019    
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг    
В том числе (по видам товара) 021-028    
Валовая прибыль    
Коммерческие расходы    
Управленческие расходы    
Прибыль (убыток) от продаж (010 - 020 - 030 - 040)    
II. Операционные доходы и расходы:      
Проценты к получению    
Проценты к уплате    
Доходы от участия в других организациях    
Прочие операционные доходы    
Прочие операционные расходы    
III. Внереализационные доходы и расходы:      
Внереализационные доходы    
Внереализационные расходы    
Прибыль (убыток) до налогообложения (050 + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + + 120 - 130)    
       
 
Окончание табл.13
Показатель Код строки За отчетный период За аналогичный период предыдущего года
Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи    
Прибыль (убыток) от обычной деятельности    
IV. Чрезвычайные доходы и расходы:      
Чрезвычайные доходы    
Чрезвычайные расходы    
       
Чистая прибыль (нераспределенная прибыль или убыток отчетного периода) (160 + 170 - 180)    
Справочно:      
Дивиденды, приходящиеся на одну акцию:      
привилегированную    
обычную    
Предполагаемые в следующем отчетном году суммы дивидендов, приходящиеся на одну акцию:      
привилегированную    
обычную    
       

 

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг представляет собой выручку от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров и т.п. и относится к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Выручка отражается с учетом заключенного сторонами договора. Строка 020 заполняется в соответствии с принятой учетной политикой: показывается полная фактическая производственная себестоимость готовой продукции (если включается величина накладных расходов) или неполная производственная себестоимость готовой продукции, если управленческие расходы учитываются отдельно. Второй вариант позволяет получить больше информации о факторах, влияющих на формирование конечного финансового результата.

Коммерческими расходами считают расходы, связанные с реализацией собственной продукции, и издержки обращения по торговой и посреднической деятельности; управленческими расходами - общехозяйственные расходы, которые отражаются в строке 040 только в том случае, если учетной политикой предусмотрено отнесение таких расходов на счет общехозяйственных расходов (в противном случае эти расходы будут учтены в составе себестоимости проданной продукции).

Операционные доходы учитываются по следующим статьям:

· Поступления, связанные со сдачей во временное пользование активов организации.

· Доход от предоставления за плату прав, возникающих из патентов и других видов интеллектуальной собственности.

· Доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам), а также прибыль, полученная в результате совместной деятельности.

· Поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров.

· Проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств.

· Прочие операционные доходы.

Операционные расходы распределяют следующим образом:

· Расходы, связанные со сдачей во временное пользование активов организаций.

· Расходы, связанные с осуществлением операций по предоставлению за плату патентов и других видов интеллектуальной собственности.

· Расходы, связанные с участием в уставных капиталов других организаций.

· Расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции.

· Проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов).

· Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций.

· Прочие операционные расходы.

Статьи «Проценты к получению» и «проценты к уплате» включают суммы, причитающиеся в соответствии с договорами к получению (уплате) дивидендов (процентов) по облигациям, депозитам, и суммы, причитающиеся от кредитных организаций за пользование остатками средств, находящихся на счетах организации.

Доходы от участия в других организациях складываются из доходов от участия в совместной деятельности без образования юридического лица и доходов, подлежащих получению по акциям других организаций в соответствии с учредительными документами.

Статьи «Прочие операционные доходы» и «прочие операционные расходы» отражают движение имущества организации (кроме операций по безвозмездной передаче имущества) по следующим элементам:

· реализация основных средств и прочего имущества;

· списание основных средств с баланса по причине морального износа;

· сдача имущества в аренду;

· содержание законсервированных производственных мощностей;

· аннулирование производственных заказов;

· прекращение производства, не давшего продукции.

К статье «прочие операционные расходы» относят расходы, связанные с обслуживанием ценных бумаг (оплата консультационных и посреднических услуг, депозитарных услуг и т.д.).

Внереализационные доходы учитывают по следующим их элементам:

· Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

· Активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения.

· Поступления в возмещение причиненных организации убытков.

· Прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

 

· Суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности.

· Курсовые разницы.

· Прочие внереализационные доходы (например, зачисление на баланс имущества, оказавшегося в излишке по результатам инвентаризации).

Внереализационные расходы включают следующие элементы:

· Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров.

· Возмещение причиненных организацией убытков.

· Убытки прошлых лет, признанные в отчетном году.

· Суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания.

· Курсовые разницы.

· Суммы уценки активов (запасов, готовой продукции, товаров) за исключением внеоборотных активов.

· Прочие внереализационные расходы (например, убытки от списания ранее присужденных сумм по хищениям).

Чрезвычайными доходами признаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п. Чрезвычайные расходы возникают вследствие указанных чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности.

При анализе данных формы № 2 определяется размер чистой прибыли (или размер убытка) по данным строки 190, который сравнивается с аналогичным показателем предыдущего года. Следующим шагом анализа является вычисление прибыли (или убытка) на каждом этапе ее формирования:

1) валовой прибыли как разности между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг (запись по кодам строк имеет вид 029 = 010 - 020);

2) прибыли (или убытка) от продаж как разности между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами (050 = 029 - 030 - 040). Если на предприятии не предусмотрен отдельный учет коммерческих и управленческих расходов, прибыль (или убыток) от продаж рассчитывается как разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческими и управленческими расходами (050 = 010 - 020 - 030 - 040);

3) прибыли (или убытка) до налогообложения (140 = 050 + + 060 - 070 + 080 + 090 - 100 + 120 - 130), т.е. прибыль до налогообложения определяется с учетом операционных и внереализационных доходов и расходов;

4) прибыли (или убытка) от обычной деятельности как разность между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи (160 = 140 - 150);

5) чистой или нераспределенной прибыли (или убытка) отчетного периода как суммы прибыли от обычной деятельности и чрезвычайных доходов за вычетом чрезвычайных расходов (190 = 160 + 170 - 180).

При анализе необходимо обратить внимание на статьи, уменьшающие размер прибыли до налогообложения, и продумать перспективу финансовой политики предприятия с тем, чтобы уменьшить величину операционных и внереализационных расходов. Очень важно также проверить правильность начисления налога на прибыль и обоснованность чрезвычайных доходов и расходов.

При анализе финансовых результатов деятельности предприятия рассчитываются следующие показатели отчетного и предшествующего периодов:

· доля валовой прибыли к выручке от продажи (029/010) и доля валовой прибыли к себестоимости (029/020);

· доля прибыли от продаж к выручке от продажи (050/010) и доля прибыли от продаж к себестоимости (050/020);

· доля прибыли до налогообложения к выручке от продажи (140/010) и доля прибыли до налогообложения к себестоимости (140/020);

· доля прибыли от обычной деятельности к выручке от продажи (160/010) и доля прибыли от обычной деятельности к себестоимости (160/020);

· доля чистой прибыли к выручке от продажи (190/010) и доля чистой прибыли к себестоимости (190/020).

Порядок учета отдельных прибылей и убытков приведен в табл.14.

Расчет дивидендных выплат может быть произведен в соответствии с принятой организацией методикой (табл.15).

 

Таблица 14

РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

 

Рентабельность работы предприятия определяется прибылью, которую оно получает. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность предприятия, измеряемую в процентах по отношению к затратам средств или капитала.

Анализ рентабельности в пространственно-временном аспекте должен учитывать временной аспект деятельности предприятия (снижение рентабельности не всегда является негативным моментом, так как при расчете рентабельности долгосрочные инвестиции не учитываются), проблемы риска (чем выше коэффициент финансовой независимости, тем более рискованным с позиций акционеров и кредиторов является предприятие).

Прибыль (числитель в формуле рентабельности) – динамичный показатель и отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги, как правило, за истекший период; собственный капитал (знаменатель) складывался в течение ряда лет, и его учетная оценка существенно отличается от текущей, т.е. прибыль и капитал выражены в денежных единицах разной покупательной способности.

В практике анализа применяют три группы показателей рентабельности:

· рентабельность продаж (рентабельность реализованной продукции, работ, услуг);

· рентабельность производственных фондов;

· рентабельность вложений в предприятие (рентабельность капитала).

Рентабельность продаж. Рентабельность продаж Рп определяется как отношение прибыли от продаж Пп к себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг Сп. Для рассматриваемого предприятия рентабельность продаж за отчетный год Рп = (89353 : 1412280)100 = 6,3 % (табл.18).

 

Таблица 18

Рентабельность продаж

Показатель Предшествующий период Отчетный период Отклонение
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг В, руб. +997063
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг С, руб. +907710
Рентабельность продаж Р, % 3,2 6,3 +3,1

Изменения в уровне показателя рентабельности продаж могут произойти под влиянием изменения структуры работ и индивидуальной рентабельности отдельных видов товаров, продукции, работ, услуг; при пересмотре цен или усилении контроля за себестоимостью реализованных товаров, продукции, работ, услуг.

Для оценки доходности реализованных товаров, продукции, работ, услуг рекомендуется вычислять показатель рентабельности, исходя из объема прибыли до налогообложения (балансовой прибыли) Пб: Рп.б = Пбп. В нашем примере Рп.б = (100820 : 1412280)100 = 7,1 %. Это означает, что каждый рубль затрат приносил предприятию в среднем 7,1 коп. прибыли до налогообложения (балансовой прибыли).

Показатель рентабельности можно вычислить по сумме чистой прибыли: Рп.ч = Пчп. В нашем случае Рп.ч = (44860 : 1412280) ´ ´ 100 = 3,2 %.

Все эти показатели рентабельности можно рассчитать по отношению к выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей):

Рп(в) = Пп /В; Рп.б(в) = Пб /В; Рп.ч(в) = Пч /В.

Численные значения этих показателей будут ниже ранее рассчитанных.

Согласно данным о рентабельности продаж за предшествующий и отчетный периоды для рассматриваемой организации (табл.18) рентабельность продаж отчетного периода по сравнению с предшествующим периодом увеличилась на 3,1 %. Влияние оказывали изменение и выручки от продажи, и себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг.

Для выявления количественного влияния каждого фактора на конечный результат необходимо вычислить промежуточные показатели рентабельности:

· влияние изменения прибыли от продаж

ΔР(Пп) = = (89353/504570) – (15978/504570) =

= 17,7 - 3,2 = +14,5 %,

где индексы 1 и 2 присвоены предшествующему и отчетному периодам соответственно;

· влияние изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг

ΔР(С) = = (6,3 – 17,7) = -11,4 %;

· совместное влияние факторов

ΔР = ΔР(Пп) + ΔР(С) = +14,5 – 11,4 = +3,1 %.

Рентабельность производственных фондов.Рентабельность производственных фондов определяется как отношение прибыли до налогообложения (или балансовой прибыли) к среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных средств (или запасов). На изменение рентабельности производственных фондов влияют изменение уровней фондоотдачи и оборачиваемости материальных оборотных средств (запасов), а также рентабельности (доходности) объема реализованной продукции (объема продаж).

Исходные данные для расчета и анализа показателей рентабельности производственных фондов приведены в табл.19 и 20.

 

Таблица 19

Оглавление

 

Введение...................................................................................................................... 3

1. Анализ финансового состояния предприятия...................................................... 5

1.1. Цели финансовой политики предприятия................................................. 5

1.2. Предварительная оценка финансового состояния предприятия............. 7

2. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия................. 13

2.1. Анализ динамики валюты баланса............................................................ 13

2.2. Методика анализа структуры баланса....................................................... 14

3. Анализ бухгалтерского баланса............................................................................. 21

3.1. Бухгалтерский баланс................................................................................. 21

3.2. Имущество предприятия и источники его формирования...................... 27

3.3. Анализ финансовой устойчивости предприятия...................................... 34

3.4. Анализ платежеспособности (ликвидности) и имущественного

состояния предприятия..................................................................................... 43

4. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия............................. 48

4.1. Формы бухгалтерской отчетности............................................................ 50

4.2. Порядок составления и представления бухгалтерской отчетности........ 52

4.3. Анализ отчета о прибылях и убытках....................................................... 53

4.4. Анализ отчета об изменении капитала...................................................... 63

4.5. Анализ отчета о движении денежных средств.......................................... 65

4.6. Анализ показателей и факторов рентабельности..................................... 68

Рекомендательный библиографический список....................................................... 75

 
 
 


* Экономика и жизнь. 2000. № 8.

Л.И.ИСЕЕВА, Н.В.ПАШКЕВИЧ

 

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

АНАЛИЗ

 

Учебное пособие

 

Санкт-Петербург

 
2002

 

 

УДК 65.012.12 (075.80)

ББК 65.053:65.9(2)29

И85

 

 

Рассмотрен порядок анализа финансового состояния предприятия, работающего в современных рыночных условиях. Методические подходы к проведению анализа финансового состояния основаны на существующих нормативных документах, законах, положениях, методических рекомендациях, используемых предприятиями всех организационно-правовых форм.

В учебном пособии особое внимание уделено анализу баланса предприятия, состоянию его имущества, источникам формирования имущества предприятия, а также показателям, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, его платежеспособность и ликвидность, деловую активность. Дан анализ финансовой отчетности, источников формирования прибыли предприятия и факторов, влияющих на уровень рентабельности.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» и специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии (в горной промышленности и геологоразведке)».

 

 

Научный редактор проф. А.А.Ильинский

 

 

Рецензенты: кафедра ценообразования СПУЭиФ, гл. науч. сотр. Ю.Т.Морозов (ВИТР).

 

Исеева Л.И.

И85. Комплексный экономический анализ: Учеб. пособие / Л.И.исеева, Н.В.пашкевич. Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). СПб, 2002. 76 с.

ISBN5-94211-081-6

УДК 65.012.12 (075.80)

ББК 65.053:65.9(2)29

 

ISBN5-94211-081-6 © Санкт-Петербургский горный институт им. Г.В.Плеханова, 2002 г.

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический анализ - наука о методах получения обоснованной информации, изучающая закономерности и связи между экономическими явлениями и процессами и позволяющая дать оценку результатов хозяйственной деятельности.

В условиях перехода к рыночной экономике повышение роли экономического анализа связано со следующими факторами:

· расширением самостоятельности предприятий в формировании и использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов;

· переводом экономики на рыночные методы хозяйствования, появлением новых форм собственности, организационных структур управления;

· усилением заинтересованности трудовых коллективов, руководителей предприятий в повышении рентабельности, увеличении доли прибыли, идущей на потребление и накопление;

· полнотой ответственности трудовых коллективов, руководителей предприятий за необоснованные решения, просчеты, потери, нерентабельную работу.

При организации внешнеэкономической деятельности рамки анализа должны быть расширены. через систему международного маркетинга должны решаться следующие задачи:

· маркетинговые исследования по всему комплексу товаров, производимых фирмой;

· сбор информации о новинках и достижениях зарубежных фирм в создании и продаже аналогичных изделий;

· построение прогнозов коммерческого успеха собственных товаров и товаров фирм-конкурентов;

· разработка общей стратегии экспортной деятельности;

· расчет экономической эффективности экспортной деятельности.

Знание внешнего рынка, т.е. анализ его текущих тенденций и перспектив, можно получить через специализированные отделы маркетинговых исследований, сеть консультативных фирм, специализирующихся на сборе и обработке рыночной информации.

Основные задачи консультационных центров следующие:

· проведение конъюнктурных исследований товарных рынков, выявление их связи с тенденциями развития общехозяйственной конъюнктуры отдельных регионов, стран и мирового хозяйства в целом;

· разработка типового методического обеспечения рыночных, маркетинговых исследований;

· разработка прогнозов потребности в специалистах в области маркетинга для кадрового обеспечения отделов маркетинга и маркетинговых исследований предприятий.

Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность организаций и ее результаты, изучаемые определенными способами и с определенной целью за тот или иной период на основе сведений учета и отчетности, служебной информации и непосредственных наблюдений с целью правильной оценки результатов и выявления неиспользованных внутренних резервов. Таким образом, задачи экономического анализа деятельности предприятия можно сформулировать следующим образом:

· оценка состояния имущества предприятия, источников его формирования;

· выделение факторов, влияющих на структуру баланса предприятия, и оценка структуры баланса (удовлетворительная или неудовлетворительная);

· выявление факторов, повышающих финансовую зависимость предприятия от внешних источников формирования имущества предприятия;

· проведение вертикального, горизонтального и трендового анализа баланса предприятия;

· оценка финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности;

· анализ прибылей и убытков предприятия, уровня рентабельности капитала и производства продукции.

Последовательность проведения экономического анализа следующая:

· разработка программы;

· подготовка исходных материалов;

· предварительная оценка объекта;

· интегральная оценка и обобщение результатов анализа.

Последний, основной этап анализа предполагает группировку показателей, выявление их взаимосвязи и формирование интегрального показателя, характеризующего результаты экономической деятельности; оценку влияния отдельных показателей и их групп на результаты экономической деятельности; выявление резервов и определение путей повышения финансовой стабильности предприятия.

1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Анализ финансового состояния предприятия проводится на основе «Методических рекомендаций по разработке финансовой политики предприятия» (Экономика и жизнь. 1998. № 2).

 

 

ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Целью разработки финансовой политики предприятия является построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижение стратегических и тактических целей его деятельности. Одной из задач является переход к управлению финансами на основе анализа финансово-экономического состояния хозяйствующих субъектов с учетом



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.89.204.127 (0.021 с.)