Тема 2. Финансовые инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Финансовые инструменты.



 

При анализе инвестиционной деятельности вообще, и инвестиционных процессов на рынке ценных бумаг, в особенности, в число основных терминов необходимо включить понятие финансового инструмента.

В международных стандартах финансовой отчетности под финансовым инструментом понимается любой договор, в результате которого одновременно возникают финансовый актив у одной стороны и финансовое обязательство или долевой инструмент - у другой стороны.

В определении финансового инструмента речь идет лишь о тех договорах, в результате которых происходит изменение в финансовых активах и обязательствах. Эти категории имеют не гражданско-правовую, а экономическую природу.

К финансовым активам относятся:

· денежные средства (наличные деньги в кассе, а также на расчетных, валютных и специальных счетах);

· договорное право требования денежных средств или другого финансового актива от другой компании (например, дебиторская задолженность);

· договорное право на обмен финансовых инструментов с другой компанией на взаимовыгодных условиях (например, опцион на облигации);

· долевой инструмент другой компании (акции, паи). Финансовое обязательство - это любая обязанность по договору:

· предоставить денежные средства (или иной финансовый актив) другой компании (например, кредиторская задолженность);

· обменять финансовые инструменты с другой компанией.

Долевой инструмент - это способ участия в капитале (уставном фонде) хозяйствующего субъекта.

Кроме долевых инструментов в инвестиционном процессе значительную роль играют долговые финансовые инструменты - кредиты, займы, облигации - которые обладают специфическими особенностями, которые, в свою очередь, влекут соответствующие последствия для эмитентов этих инструментов (кредиторов) и держателей инструментов (заемщиков).

Итак, можно выделить два видовых признака, позволяющих квалифицировать ту или иную процедуру, операцию, как имеющую отношение к финансовому инструменту:

· основой операции должны являться финансовые активы и обязательства;

· операция должна иметь форму договора.

Таким образом, финансовые инструменты по определению являются договорами и соответствующим образом могут быть классифицированы. Все финансовые инструменты подразделяются на две большие группы - первичные финансовые инструменты и производные.

Первичные финансовые инструменты - это инструменты, которые с определенностью предусматривающие покупку (продажу) или поставку (получение) некоторого финансового актива, в результате чего возникают взаимные финансовые требования сторон сделки. Иными словами, финансовые активы, формирующиеся в результате надлежащего исполнения этих договоров, предопределены заранее. В качестве таких активов могут выступать денежные средства, ценные бумаги, дебиторская задолженность и пр.

К первичным финансовым инструментам относятся:

· договоры займа;

· кредитные договоры;

· договоры банковского вклада;

· договоры банковского счета;

· договоры финансирования под уступку денежного требования (факторинг);

· договоры финансовой аренды (лизинг);

· договоры поручительства и банковской гарантии;

· договоры на основе долевых инструментов и денежных средств.

Договор займа. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Кредитный договор - специфический вариант договора займа, кредитором по которому является банк или иная кредитная организация. При этом кредитный договор имеет определенные особенности: предметом кредитного договора могут быть только деньги; обязательным элементом договора является условие об уплате процентов за пользование кредитом.

Договор банковского вклада. По договору банковского вклада (депозитом) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада с процентами на условиях и в порядке, предусмотренными договором. Подобный договор также является разновидностью договора займа, в котором в роли заимодавца выступает вкладчик, а заемщика - банк. Договор банковского вклада не допускает осуществления расчетных операций за товары (работы, услуги), а по окончании срока договора сумма вклада возвращается заимодавцу.

Договор банковского счета. По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие денежные средства на счет клиента (владельца банковского счета), выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче сумм со счета и проведении других операций по счету.

Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг). По договору факторинга одна сторона (финансовый агент) обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров (выполнения работ или оказания услуг) третьему лицу, а клиент обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Договор финансовой аренды (лизинга). По договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество за плату во временное владение и пользование.

Договоры поручительства и банковской гарантии. Общим для всех описанных выше договоров было то, что в результатом их исполнения являлось непосредственное изменение активов и обязательств контрагентов. Долевые инструменты и деньги. В прежних классификациях долевые инструменты и денежные средства квалифицировались как финансовые инструменты.

Производный финансовый инструмент - инструмент, предусматривающий возможность покупки (продажи) права на приобретение (поставку) базисного актива или на получение (выплату) дохода, связанного с изменением некоторого характерного параметра этого базисного актива. Следовательно, в отличие от первичного финансового инструмента производный инструмент не подразумевает предопределенной операции непосредственно с базисным активом.

Основой многих финансовых инструментов и операций с ними служат ценные бумаги. Ценная бумага - это документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении этого документа. К производным финансовым инструментам относятся:

· фьючерсные контракты;

· форвардные контракты;

· валютные свопы;

· процентные свопы;

· финансовые опционы;

· операции по РЕПО;

· варранты.

Форвардные и фьючерсные контракты представляют собой договоры о купле-продаже товара или финансового инструмента с поставкой и расчетом в будущем. Владелец форвардного или фьючерсного контракта имеет право: купить (продать) базисный актив в соответствии с оговоренными в контракте условиями и (или) получить доход в связи с изменением цен на базисный актив. Таким образом, предметом торга в таких соглашениях является цена.

Фьючерсные контракты по сути являются развитием форвардных контрактов. В зависимости от вида базисного актива фьючерсы подразделяются на финансовые и товарные.

Форвардные и фьючерсные контракты по сути относятся к так называемым жестким сделкам, т.е. каждый из этих контрактов обязателен для исполнения сторонами договора. Вместе с тем, контракты этих двух видов могут значительно различаться по своим целям. Форвардный контракт чаще всего заключается с целью реальной продажи (покупки) базисного актива и страхует поставщика и покупателя от возможного изменения цен, т.е. основным мотивом сделки является желание сторон большей предсказуемости последствий сделки. В случае же фьючерсного контракта нередко важна не собственно продажа (покупка) базисного актива, а получение выигрыша от изменения цен, т.е. прибыли. Таким образом, фьючерсные контракты характеризуются спекулятивностью и большей величиной риска. С другой стороны, форвардному контракту более свойственен характер хеджирования. Под хеджированием (в противовес спекуляции) понимается операция купли-продажи специальных финансовых инструментов, с помощью которой частично или полностью компенсируются потери от изменения стоимости хеджируемого объекта (актива, обязательства, сделки).

Кроме того, существуют другие отличия фьючерсов и форвардов. Форвардный контракт «привязан» к точной дате, а фьючерсный - к месяцу исполнения, и изменение цен по товарам и финансовым инструментам, указанным в контракте осуществляется ежедневно в течение всего периода до момента их исполнения. Форвардные контракты специфицированы, фьючерсные - стандартизированы. Другими словами, любой форвардный контракт составляется в соответствии со специфическими потребностями конкретных клиентов. Поэтому форвардные контракты являются в основном объектами внебиржевой торговли, а фьючерсные - торгуются на фьючерсных биржах, т.е. существует постоянный ликвидный рынок фьючерсов. Поэтому при необходимости продавец всегда может отрегулировать собственные обязательства по поставке товаров или финансовых инструментов путем выкупа своих фьючерсов. Эффективность функционирования фьючерсного рынка, его финансовая стабильность и надежность обеспечиваются системой клиринга, в рамках которой производится учет субъектов рынка, контроль состояния их счетов и внесения ими гарантийных средств (в форме залога), расчет размера выигрышей (проигрышей) от участия в фьючерсных торгах. Все сделки оформляются через клиринговую (расчетную) палату, которая становится третьей стороной сделки - таким образом, продавец и покупатель освобождаются от обязательств непосредственно друг перед другом, но для каждого из них возникают обязательства перед клиринговой палатой.

Наибольшее распространение фьючерсные контракты получили в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией, металлопрокатом, нефтепродуктами и финансовыми инструментами.

Опцион (право выбора) представляет собой контракт, заключенный между двумя сторонами - продавцом (эмитентом) и покупателем опциона (его держателем). Держатель опциона получает право в течение оговоренного в условиях опциона срока исполнить контракт, либо продать их ему (опцион на продажу), продать контракт другому лицу либо отказаться от исполнения контракта.

Опцион - один из самых распространенных финансовых инструментов в рыночной экономике. В формальном отношении опционы являются развитием фьючерсов, но в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опцион не предусматривает обязательности продажи (покупки) базисного актива, которая при неблагоприятных условиях может привести к существенным потерям.

Особенностью опциона является то обстоятельства, что в результате операции покупатель приобретает не собственно финансовые активы или товары, а только право на их покупку (продажу). В зависимости от видов базисных активов существуют несколько разновидностей опционов: на корпоративные ценные бумаги, на государственные долговые обязательства, на иностранную валюту, товары, фьючерсные контракты и фондовые индексы.

Опционы не имеют непосредственного отношения к деятельности конкретной компании по увеличению ее финансовых ресурсов, поскольку обладают значительной долей спекулятивности. Наибольший доход от операций с этими инструментами получают брокерские компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами. Стратегия покупателей и продавцов при операциях с опционами заключается в прогнозировании изменения курсовой стоимости ценных бумаг и извлечении выгоды от этого.

Право на льготную покупку акций компании (опцион на акции) - это специфический производный финансовый инструмент, введение которого изначально было связано со стремлением акционеров в повышении степени контроля за акционерным обществом и противодействии снижении доли доходов ввиду появления новых акционеров при дополнительной эмиссии акций. В данной ценной бумаге указано количество акций (или часть акции), которое можно приобрести на нее по фиксированной цене - цене подписки. Аналогичная процедура имеет значимость, например, при преобразовании закрытого акционерного общества в открытое общество. Права на льготную покупку акций как ценные бумаги обращаются на фондовом рынке самостоятельно, при этом их рыночная цена может значительно отличаться от теоретической, что связано прежде всего с ожиданиями инвесторов относительно инвестиционной привлекательности акций данной компании Если ожидается, что акции в цене будут расти, повышается и рыночная стоимость права на покупку, и в этом случае инвесторы могут получить дополнительный доход. Основное значение для компании-эмитента финансового инструмента этого типа связано с тем, процесс покупки акций этой компании интенсифицируется.

Варрант - это ценная бумага, дающая право купить (продать) фиксированное количество финансовых инструментов в течение определенного времени. В буквальном смысле варрант означает гарантирование какого-либо события (в данном случае - продажи или покупки финансового инструмента). Таким образом, покупку варранта можно расценить как реализацию инвестором стратегии осторожности и стремления к снижению риска в случае, когда качество и ценность ценных бумаг по мнению инвестора недостаточны или трудно поддаются определению.

На фондовом рынке существуют варранты различных видов. Типичный вариант - потенциальный владелец варранта приобретает возможность купить оговоренное количество акций по оговоренной цене и в течение определенного периода. Кроме этого, существуют бессрочные варранты, дающие возможность купить финансовый инструмент в любое время. Варрант не имеет даты и стоимости погашения. Варрант не дает его владельцу права на проценты, дивиденды, и его владелец не обладает правом голоса при принятии решений в отличие от владельца акции. Варрант может выпускаться одновременно с другими финансовыми инструментами, и тем самым повысить их инвестиционную привлекательность, или отдельно от них. В любом случае через какое-то время варрант начинает обращаться как самостоятельная ценная бумага - в этом случае возможные с ним операции могут принести как доход, так и убыток. В отличие от прав на покупку, выпускаемых на сравнительно непродолжительный срок, срок действия варранта может исчисляться несколькими годами. Как правило, варранты выпускаются крупными фирмами и сравнительно редко - обычно варранты выпускаются вместе с облигационным займом компании-эмитента, чем достигается и привлекательность займа, и возможность увеличения уставного капитала компании в случае исполнения варрантов.

Своп (обмен) - договор между двумя субъектами финансового рынка по обмену обязательствами или активами с целью снижения связанных с ними рисков и издержек. Наиболее распространенными видами свопов являются процентные и валютные свопы. Свопы предоставляют возможность объединения усилий двух клиентов (предприятий) по обслуживанию полученных кредитов, с тем, чтобы уменьшить расходы каждого.

Операции РЕПО - договор о заимствовании ценных бумаг под гарантию денежных средств или о заимствовании средств под ценные бумаги. Иногда этот договор называют договором об обратном выкупе ценных бумаг. Этим договором предусматривается два противоположных обязательства для его участников - обязательство продажи и обязательство покупки. Прямая операция РЕПО предусматривает, что одна из сторон продает другой стороне пакет ценных бумаг с обязательством купить его обратно по заранее оговоренной цене. Обратная покупка осуществляется по цене, превышающей первоначальную. Разница между ценами, отражающая доходность операции, как правило, выражается в годовых процентах и называется ставкой РЕПО. Назначение прямой операции РЕПО - привлечение необходимых финансовых ресурсов. Обратная операция РЕПО предусматривает покупку пакета с обязательством продать его обратно; назначение такой операции - разместить свободные финансовые ресурсы. Операции с РЕПО проводятся в основном с государственными ценными бумагами и относятся к краткосрочным операциям - от нескольких дней до нескольких месяцев. В определенном смысле договор РЕПО может рассматриваться как выдача кредита под залог.

Анализ основных финансовых инструментов позволяет сделать следующие выводы относительно их назначения: финансовые инструменты предназначены для реализации следующих четырех основных функции:

· хеджирование;

· спекуляция;

· мобилизация источников финансирования, в том числе, инвестиционной деятельности;

· содействие операциям текущего характера (при этом доминируют первичные финансовые инструменты).

 

Тема 3. Финансовое планирование и прогнозирование

 

В процессе финансового планирования, одного из функциональных элементов управления финансами, субъекты хозяйствования, органы государственной власти и местного самоуправления оценивают состав и структуру своих финансовых ресурсов, определяют возможность и способы увеличения их объема, направления наиболее эффективного использования. При этом задаются пропорции формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решас мых экономических и социальных задач. Таким образом реализуется воздействие органов управления на финансы, финансовые процессы, финансовую деятельность как на макро-, так и на микроэкономическом уровнях.

Необходимость финансового планирования как особой сферы плановой деятельности обусловлена относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства. Обособленность движения денежных средств и обратное воздействие через распределение на процесс воспроизводства обусловливают необходимость планомерного управления процессами формирования, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов, которое и представляет собой содержание финансового планирования.

Его специфика состоит в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами финансового планирования являются органы государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации.

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план. Необходимость расчета плановых финансовых показателей и составления финансовых планов связана с тем, что натуральные показатели не отражают экономической эффективности заданий бизнес-планов и социально-экономических прогнозов, не позволяют определить затраты на производство ВВП на всех уровнях хозяйственной деятельности, а также охарактеризовать все процессы производства, распределения и потребления. Решить эти задачи могут только показатели, полученные в процессе финансового планирования. Таким образом, его результатом являются составление и принятие финансовых планов, разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-планов, бизнес-проектов.

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период.

Финансовые планы служат инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности и взаимоувязки материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Сбалансированность источников и потребностей в финансовых ресурсах свидетельствует о принципиальной возможности достижения необходимой увязки производства и потребления в материально-вещественных и конкретно-адресных разделах прогнозов социально-экономического развития, производственных бизнес-планах.

Вместе с тем в условиях динамично развивающейся рыночной экономики в отдельные конкретные периоды на первый план могут выдвигаться постоянно меняющиеся задачи, решение которых может потребовать дополнительных средств. Поэтому в рамках финансового планирования обеспечивается не только общее соответствие финансовых ресурсов потребности в них, но и определяются конкретные направления их использования. Такой подход создает условия для усиления воздействия финансового механизма на темпы, пропорции социально-экономического развития страны, отдельных территорий, субъектов хозяйствования.

Задачи, решаемые в процессе финансового планирования, сложны и многообразны, они обусловлены особенностями формирования и использования финансовых ресурсов. В этом процессе на всех уровнях должны обеспечиваться взаимная балансовая увязка доходов и расходов субъектов хозяйствования и субъектов власти, показателей производственных планов и прогнозов социально-экономического развития, соблюдение плановых пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

К основным задачам финансового планирования можно отнести:

1. определение объема финансовых ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема финансовых ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;

2. определение объема и направлений использования финансовых ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;

3. обеспечение сбалансированности материальных и финансовых ресурсов, экономного и эффективного использования финансовых ресурсов;

4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5. определение экономически обоснованного размера финансовых резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов — к планам, а также маневрировать ресурсами.

Финансовое планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях.

Финансовое прогнозирование, его содержание и значение

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;

2. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;

3. обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

4. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.

Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами: 1) в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей; 2) при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.

В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.

Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.

Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза. Эконометри-ческие модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении экономет-рических моделей используется математический аппарат регрессионного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и математическую обработку оценок специалистов-экспертов по определенному вопросу. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое прогнозирование может быть достаточно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда поддаются рациональному объяснению.

Трендовый метод, предполагающий зависимость некоторых групп доходов и расходов лишь от фактора времени, исходит из постоянных темпов изменений (тренд постоянных темпов роста) или постоянных абсолютных изменений (линейный временной тренд). Недостатком данного метода является игнорирование экономических, демографических и других факторов.

Разработка сценариев не всегда исходит из научности и объективности, в них всегда ощущается влияние политических предпочтений, предпочтений отдельных должностных лиц, инвесторов, собственников, но это позволяет оценить последствия реализации тех или иных политических обещаний.

Стохастические методы предполагают вероятностный характер как прогноза, так и связи между используемыми данными и прогнозными финансовыми показателями. Вероятность расчета точного финансового прогноза определяется объемом эмпирических данных, используемых при прогнозировании.

Таким образом, методы финансового прогнозирования различаются по затратам и объемам предоставляемой итоговой информации: чем сложнее метод прогнозирования, тем больше связанные с ним затраты и объемы получаемой с его помощью информации.

Результатом финансового прогнозирования является составление финансового прогноза, который представляет собой систему научно обоснованных предположений о возможных направлениях будущего развития и состоянии финансовой системы, отдельных ее сфер и субъектов финансовых отношений. Прогнозы дают возможность рассмотреть различные варианты развития финансов, например при благоприятных, усредненных и наихудших сценариях развития экономики, субъекта хозяйствования, конъюнктуры рынка и т.п. Финансовые прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (на 5—7 лет) и долгосрочными (до 10-15 лет).

На общегосударственном и территориальном уровнях финансовые прогнозы составляются в форме перспективного финансового плана и баланса финансовых ресурсов (страны, региона, муниципального образования) (ст. 172, 174, 175 БК РФ).

Перспективный финансовый план — документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета.

К целям разработки перспективного финансового плана можно отнести: выявление необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики; комплексное прогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов; определение среднесрочных тенденций развития экономики и социальной сферы; отслеживание долгосрочных негативных тенденций и своевременные разработка и принятие соответствующих корректирующих мер. В настоящее время ставится задача, чтобы перспективный финансовый план стал основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок, отражающей финансовые последствия принимаемых решений1.

Перспективный финансовый план составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и законодательно не утверждается. Это связано с тем, что показатели перспективного финансового плана носят расчетный характер и используются только для обоснования и взаимоувязки заданий различных планов и прогнозов.

Порядок формирования перспективного финансового плана основан на использовании методики скользящего планирования. Он разрабатывается на три года; первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — период, на который прогнозируются результаты реализации предложенной государственной (региональной, муниципальной) финансово-экономической политики. Перспективный финансовый план, исходной базой для формирования которого является бюджет на текущий год, ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, субъекта РФ, муниципального образования, при этом плановый период сдвигается на один год вперед, т.е. осуществляется актуализация показателей плана.

Перспективный финансовый план на федеральном уровне составляется с 1998 г.; в настоящее время разработан и используется перспективный план на период до 2013 г. (табл. 1).

 

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.149.242 (0.071 с.)